Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Мирзабейги Хасанали Шабанали

Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи
<
Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мирзабейги Хасанали Шабанали. Традиции обучения и воспитания в контексте современных проблем иранской семьи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Мирзабейги Хасанали Шабанали;[Место защиты: Академия образования Таджикистана].- Душанбе, 2015.- 161 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогического анализа традиций обучения и воспитания в иранской семье

1. Социокультурная и этнопедагогическая система семейного 13-26

2. Из истории семейных традиций обучения и воспитания в Иране

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Особенности традиций воспитания детей в современной иранской семье

1.Особенности традиций образования и воспитания в контексте современных проблем семейного воспитания

2. Духовно-нравственные ценности как фактор семейного воспитания в современном социокультурном пространстве Ирана

3. Современные тенденции трансформации этнопедагогической системы воспитания детей в иранской семье

Выводы по второй главе

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Иран - страна с очень древней историей и великой культурой, и еще три тысячи лет тому назад считался одним из важнейших центров цивилизации которая внес большой вклад в развитие научной мысли и культуры человечества.

Семья в Иране изначально имела ярко выраженную педагогическую направленность, что было тесно связано с процессом культурного формирования личности.

Современная иранская семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций, что очень важно для нашей работы Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. И это, как, ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Исследования показывают, что сегодня традиции семейного воспитания, столетиями жившие в народной культуре, практически утрачены. Представляется, что возрождение этих традиций в современных условиях не только имеет значение для укрепления семьи, его динамического развития и семейной подготовки, но и может способствовать профилактике негативных явлений среди детей и подростков, формированию их как личностей, укреплению семейных ценностей. Решение этой проблемы возможно только усилиями всего общества с помощью соответствующих государственных структур. Для возрождения традиций семейного воспитания необходима не только минимальная педагогическая подготовка, но в еще большей степени -образование самих родителей, предполагающее набор знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования средств воспитательной культуры с целью рационального воздействия на него. Если у родителей не сформировался определенный минимум педагогической образованности во время обучения в школе и вузе, если они не занимались в этом аспекте самообразованием, тогда специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и в школах, следовало бы оказать им помощь.

Глубокие противоречия между объективной и субъективной потребностью семьи по трансформации традиции обучения и воспитания, обусловили целесообразность осуществления комплексного теоретико-

эмпирического исследования, цель которого раскрыть современные проблемы семейного образования и воспитания в иранской семье.

Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие новейших исследований, направленных на изучение традиции обучения и воспитания и выявлений современных проблем иранской семьи, свидетельствуют об актуальности данной работы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие исследований, способствующих повышению эффективности использования традиций семейного образования и воспитания в современных условиях определило тему диссертационной работы.

Степень научной разработки проблем.

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам семейного воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Анализ педагогических идей великих просветителей - ученых, поэтов, педагогов убеждает, что гуманистические народные идеи воспитания широко отражены в их трактатах о воспитании человека. В книге Авиценны «Ва тадбири манзел» в разделе «Обучение и воспитание детей» приведено много примеров из практики семейного воспитания, в «Памятниках минувших поколений» Бируни речь идет о традициях разных народов, в «Большой книге музыки» аль-Фараби приводит примеры из народной музыки, в «Книге просветления» и «Книге счастья» Носири Хусрав прославляет труд простых людей, творчество Абдулло Рудаки полностью перекликается с народным поэтическим творчеством.

Педагогические воззрения классиков таджикско-персидской литературы получили освещение в исследованиях Лутфуллоева М.,.Арипова М., Рахимзода Х., Рахимова Б., Кадырова К.Б., Каримовой И.Х.,Шарифзода Ф., а отдельные вопросы, педагогические и культурные традиции и обычаи, отражены в работах Сулаймони С., Давлатова М., Нурова М., Маджидовой Б., Юлдашевой М.Р., и других таджикских ученых.

Проблемы семейной воспитании рассматривали Ю.П. Азаров, А.Ю. Гранкин, О.Л. Зверева, О.Д. Кавашкина, А.Г. Ковалев, В.Т. Лисовский, Т.Б. Савина, А.Г. Харчев и др. Отдельные аспекты социокультурных и духовных трансформаций личности исследовали российские культурологи, социологи, философы, психологи - М.Ю. Арутюнян, А.И. Антонов, В.И. Добреньков, О.М. Здравомыслова, Н.И. Лапин, Г.И. Осадчая, М.Ю. Попов, E.H. Селезнева, В.А. Тишков, Л.Б. Шнейдер и др. Проблемам современной семьи посвящены исследования Е.И. Башкировой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, Г.В. Гулько, Т.А. Гурко, Л.Е. Дарского, Л.В. Карцевой, И. Клематович, М.С. Мац-ковского, В.К. Шаповалова и др. Этнокультурные проблемы воспитания подрастающего поколения успешно решали И.А.

Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, О.Д. Мукаева, Т.Г. Саидов, СБ. Узденова, З.Б. Цаллагова, В.Н. Цатуров, З.Я. Якубов и др. Этнопедагогические аспекты семейного воспитания разработаны Дагестанскими учеными и они разрабатывались в исследованиях Б.Ш. Алиевой, Г.О. Бабаева, М.И. Гаджиевой, С.Ш. Гаджиевой, Р.С. Исрафилова, З.М. Магомедовой, P.M. Пашаевой и др.

Можно назвать еще ряд интересных исследований важнейших проблем семейной педагогики. Среди них заслуживает внимания работа иранских ученых (Алавии Ало, Али Асгари Ахмади, Бехпажух, Шукухи Набовинажод, Богири Санои, Симин Хусейниян, Гулямалии Афруз, Тураджи Муроди, Надир Фатхи,Бахман Хурризадганджкар, Мухаммадризо Шарафи, Мехрангези Кор и др.)

Особый интерес представляют ряд трудов и диссертационных работ. Эти работы Миртурсунова 3., Хусанходжаева И., Сабирова М., Ганиева А., Фаттаева М., Орифи М.,Джалилова Дж.Назарова А.Х. Ашуралиева М., Ходжаева Ф., которые являются первой попыткой систематизировать мысли видных мусульманских философов, педагогов, писателей о семейном воспитании на уровни диссертационного исследования.

Плодотворными, отвечающими духу, концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, посвященные воспитанию подрастающего поколения на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и религиозно-культурологических традиций Юнусова В.Н., Нигматова З.Г., Ханбикова Л.Й., Гатилова А.Ш., Камалова Т.Р., Хайрутдинова А.Г.

Однако сопоставление актуальности исследования и степени ее научно-
педагогической разработанности позволяет выявить ряд противоречий: -
между отсутствием социально - педагогически обоснованных концепций,
задающих адекватное исследование современных тенденций и перспектив;-
эволюции традиций семейного воспитания детей; - запросами
образовательной практики в решении задач преобразования современного
иранского общества, институтов семьи и воспитания.

-между этнокультурными факторами семейного воспитания детей; -направленностью на этнопедагогические традиции ради сохранения национальной идентичности и созданием необходимых условий для вхождения каждого ребенка в мировое культурно-образовательное пространство в условиях глобализации мировых процессов;

Все сказанное позволяет дать следующую формулировку проблемы: каковы тенденции развития и условия использования семейной традиции образования и воспитания в современной иранской семьи?

Объективная оценка, понимание истинной ценности воспитательного потенциала народной традиции и Ислама потребовали проведения анализа и синтеза педагогических знаний, накопленных к настоящему времени в педагогической науке по данному вопросу.

Цель исследования: раскрыть особенности этнопедагогических традиций образование и воспитание детей и выявить современные проблемы семейного воспитания в Иране.

Объект исследования: этнопедагогические традиции семейного образования и воспитания детей иранской семьи.

Предмет исследования: факторы и механизмы этнопедагогических традиций воспитания детей в иранской семье, обусловленных социально-экономическими условиями страны.

Гипотеза исследования: состоит из предположения о том, что можно будет оказывать педагогическое воздействие на процесс трансформации этнопедагогических традиций образование и воспитания детей в семье более значимо, если:

а) учитывать изменения социально-экономической базы и
политические реформы в стране, которые обусловили объективные
предпосылки трансформации духовной сферы жизни общества;

б) учитывать изменение приобретение и развитие новых тенденций
традиций семейного воспитания детей в условиях глобализации и интеграции
мирового сообщества;

в) будет выявлена сущность современной семьи как социокультурной и
этнопедагогической системы;

г) будут определены качественные периоды, содержание и тенденции
этих трансформаций с учетом взаимосвязи и взаимовлияния этнопедагогики
и этнорегиональной системы образования;

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность семьи как социокультурной и
этнопедагогической системы и охарактеризовать специфику семейной
традиций образования и воспитания детей;

  1. Определить параметры и методы социально-педагогического анализа и диагностики этнопедагогических трансформаций, а также изучить взаимосвязь и взаимовлияние этнопедагогики и этнорегиональной системы образования в разные периоды исследуемого временного этапа;

  2. Дать характеристику содержания современных тенденций традиций обучение и воспитания детей в иранской семье.

  3. Проанализировать основные аспекты этнопедагогики иранских народов с точки зрения новых идейно - теоретических парадигмов развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизация и гуманизация общественных институтов;

Ведущие идеи исследования: изучение и теоретический анализ педагогико-психологической и социологической литературы: педагогическое наблюдение, анкетирование, продуктов деятельности родителей и детей. Значительное место в исследовании занимает анализ собственного педагогического опыта и работа с родителями и семьями.

Методологической базой исследования являются положение диалектики общего, особенного и единичного, основополагающие идеи

философии и социологии образования, культурологического и этнологического знания.

Были выделены следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический подход, направленный на понимание образования как государственно-общественной, этнорегиональной личностной ценности; культурологический, выделяющий этнокультурные ценности образования раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивший всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания в семье.

Методы исследования:

изучение и анализ научной, публицистической и периодической материалы;

беседа, интервьюирование, анкетирование и другие опросные методы, в т.ч. диагностический метод по разработанным автором анкетам;

методы констатирующего эксперимента и моделирования, метод математической статистики (корреляционный анализ).

Исследование проводилось тремя этапами:

На первом этапе (2009-2010 гг.) - уточнялась тема, цель и предмет, выдвигались задачи и гипотеза исследования; разрабатывались методики проведения экспериментальных работ, диагностические материалы по проблеме исследования, проводилась диагностика практического использования в иранских семьях этнопедагогических традиций образования и воспитания детей и выявление типичных форм традиций этнокультурного воспитания детей.

На втором этапе (2011-2012 гг.) - осуществлялся теоретический анализ философской, психолого-педагогической и культурологической литературы, выделялся объект исследования, составлялся план первоначального социально-педагогического и этнокультурного обследования семейных традиций воспитания детей. Разрабатывался понятийно-терминологический и категориальный аппарат исследования.

На третьем этапе (2013-2014гг.) - проводились социологические исследования (сбор, обработка, анализ, интерпретация информации), математическая обработка сравнительных данных трансформации этнопедагогических традиций по авторским методикам, осуществлялось оформление диссертации, публикация статей с основными результатами и выводами, составлялись рекомендации по итогам исследования.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с родителями и учителями г.Тегерана, г. Кашана и г.Шираза. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись в других регионах Ирана.

Базой исследования являлись различные типы семей, этнические группы.

Научная новизна:

сделаны новые выводы в результате проведенного научно-педагогического анализа и систематизации современных этнопедагогических аспектов теории семейного образования и воспитания детей на традициях;

раскрыта специфика современного института иранской семьи как этнопедагогической системы и источника этнокультурной устойчивости духовной жизни общества;

Теоретическая значимость:

-выделены и обоснованы параметры и критерии социально-педагогического анализа традиции семейного образования и воспитания детей;

-обоснована их надежность, что позволило адекватно выявить динамику и тенденции традиций образования и воспитания молодежи;

- представлена достоверная панорама отношений учащейся молодежи к
традициям и к инновациям семейного образования воспитания детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изучение традиции семейного воспитания, их тенденций и перспектив развития может быть использовано при построении продуктивной модели современной семьи;

Диссертация имеет прикладное научно - практическое значение, которое состоит в том, что: включает в себя значительный материал, который может быть использован в процессе образования родителей, а также в совершенствование курсов педагогики и психологии для родителей; даёт обширный материал педагогам, психологам и социальным работникам, консультантам в изучении проблем, связанных с особенностями обучения родителей по воспитанию и образованию детей на семейных традициях иранского народа.

Материалы диссертации можно включать в качестве составной части курсов «Семейная педагогика», «Андрагогика», «Специальная педагогика», «Семейная психология», при разработке спецкурса «Традиция обучения и воспитания в иранской семьи».

На защиту выносятся следующие положения:

1.Семья как социокультурная и этнопедагогическая система, подвергаясь происходящим в стране и обществе социально-экономическим и политическим радикальным изменениям, преобразуется и вместе с этим трансформируется как структура семьи, так и реализация ее основных социообразующих функций.

2.Разрушение национальных устоев и традиционных духовных взаимосвязей и взаимоотношений в обществе обусловило этнокультурные ценности и привело к модернизации этнопедагогических традиций воспитания детей в семье, с одной стороны, а, с другой — к усилению возрожденных старых традиций под духовно-религиозным влиянием.

3.Семейная традиция обучения и воспитания иранцев рассматривается в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивалась использованием комплексных методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачей, подбором эмпирических материалов, необходимых и достаточных для качественной характеристики исследовательских процессов и явлений, что подтверждается анализом полученных результатов.

Она подтверждается многолетней опытной работой диссертанта над педагогической проблемой, проводимой в семейных кругах Ирана.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводились путём выступления автора, на семинарах, конференциях, круглых столах и представлением мастер-класса.

Опубликовано монография, книги и статьи в центральных научных журналах, в вузовских и академических изданиях. Существенным фактором апробации результатов исследования стала экспертная оценка и общественные обсуждения монографии автора, выпущенной Таджикским государственным педагогическим университетом им.С.Айни: «Традиции воспитания и образования в иранской семье. – Душанбе:Ирфон,2007.-130 с.».

По материалам исследования опубликовано 20 научных работ.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав и библиографии.

Социокультурная и этнопедагогическая система семейного

В течение V-VII веков хиджры в Иране появилось много ученых-мыслителей, которые оставили после себя большой след, как в развитии естественных наук, поэзии, религии, морали, так и в вопросах семейного воспитания. Первопроходцем на этой стезе был великий мыслитель Абуали ибн Сина, известный в мире как Авиценна.

Круг его научных интересов был довольно широк и охватывал философию, медицину, математику и юриспруденцию, логику и астрономию. Он написал по всем этим наукам свыше 200 томов произведений. Его «Аль - Канон фиттиб» («Канон врачебной науки»), переведенный на латинский язык, сделал его имя всемирно известным [2, с. 183-198].

Абуали ибн Сино известен не только как врач, поэт, литературовед, но и как дидактик и теоретик педагогики. Хотя по вопросам семейного воспитания он и не писал специальных произведений, но в ряде своих сочинений, таких как «Аль - Канон фиттиб» («Канон врачебной науки»), «Китоб-уш-Шифо» («Книга лечения»), «Донишнома»(«Книга знаний») и др. излагает ряд очень привлекательных мыслей по вопросам воспитания, обучения и способах их организации, большинство из которых до сих пор не потеряли свою актуальность и составляют основы современной дидактики [2, с.183-198].

В педагогических воззрениях Авиценны о семейном воспитании основное место занимает проблема воспитания всесторонне развитой личности. В своём педагогическом учении он во многом опирается на педагогическую теорию Платона. Он, как и Платон, считает педагогику наукой воспитания. Воспитание, согласно Авиценне, должно начинаться с самых первых дней появления человека на земле. В этом деле он особо подчеркивает роль семьи - родителей. Немаловажное значение Ибн Сина придаёт роли личности воспитателя и учителя. Он, как и Платон, особо отмечает необходимость создания здорового, справедливого и доброжелательного климата вокруг воспитуемого [96, с.187].

Важным моментом в педагогических воззрениях Ибн Сины является его мысль о необходимости воспитания ребёнка в коллективе и во имя интересов коллектива. Только таким путем можно будет воспитать человека доброго, отзывчивого, честного, справедливого и непримиримого к недостаткам; физически здорового и самостоятельно мыслящего человека.

Вслед за Ибн Синой педагогическая теория находит свое живое воплощение в творчестве Кайковуса ибн Искандера. Его книга «Кабуснаме» целиком и полностью посвящена вопросам воспитания [2, с.168-182].

Интересные высказывания о семейном воспитании и обучении мы находим в произведениях величайшего исламоведа Мухаммеда Газзали.

Педагогические воззрения Газзали во многом схожи с теорией английского философа Джона Локка, который считал, что «память, как белая доска» [2, с.316-328]. Газзали также говорил о ребёнке, как о чистом листе, который заполняется в зависимости от полученного воспитания и обучения.

Саади и Унсурлмаоли Кайковус говорили, что ребенок хоть и по природе своей представляет ангела небесного, но, сблизившись с нерадивыми, становится нерадивым, а при дружбе с учёным и правильными приобретает их качества [2, с.171; 96;231; 97;123].

Абдулмаджид Ансори убежден, что человеческая душа - важнейшие ощущения воспринимает из социальной среды [2,с.208]

Ходжа Насируддин Туей является одним из великих ученых иранских народов и Востока. Ему принадлежит 274 книги и больше половины из них были переведены на различные языки мира. Его философские и социокультурные идеи о семейном воспитании отражены в таких книгах, как: «Асос-ул-иктибос», «Равзат-ул-таслим», «Ахлоки Носирй», «Шарх-ул-ишорот», «Е авоид-ул-акоид», «Тачрид-ул акоид», «Тарид-ул-калом». Духовно-нравственные идеи Туси являются фундаментальной основой общественной жизни, и они сыграли немаловажную роль на всех исторических этапах народов Востока. Отдельные ученые, специалисты в области духовно-нравственного воспитания проводили многочисленные исследования по проблемам общественно-политической и социокультурной идеи Туси. Многие учёные считают его великим знатоком общественной и семейной жизни [с.174].

Его книга «Ойини донишандузи» (Традиция обучения) целиком посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания в семье. Эта книга неоднократно была переведена на фарси и переиздавалась в Иране. Туси в своих педагогических воззрениях состояние человека в семье разделил на три группы: психическое, физическое и гражданское. Отмечается, что психическое состояние нельзя отделить от физического, и они имеют связь с гражданским состоянием. Отмечается, что физическое состояние человека изучают многие науки, и оно является объектом различных наук [174, с. 189].

«Туси разработал и широко внедрил в практику один из первых методических приёмов обучения и воспитания – метод вопросно-ответного обучения. Суть этого метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям. Он разработал систему образования и воспитания, которая имеет большое дидактическое значение и для современного развития общества» [174, с.187].

Шейх Саади Шерази оставил после себя ряд ценных наставлений о семейном воспитании, отличающихся своей реальностью и нормативностью и не потерявших свое значение и в наше время [135:89].

Из истории семейных традиций обучения и воспитания в Иране

«Имам Хумейни на разных этапах развития Исламской Республики Иран среди прочих вопросов, стоявших перед страной, уделял большое внимание развитию иранской культуры, приданию ей самобытности...» Хомейни во многих своих выступлениях возвращался к вопросу воспитания личности. Он не раз повторял, что «процессы образования и воспитания должны быть организованы таким образом, чтобы они шли нога в ногу со всем нашим движением и преследовали те же цели, что и всё наше движение» [160:41]. При этом необходимо, чтобы «учебные заведения, начиная с начальных школ и заканчивая университетами, стали школами воспитания личности». Хомейни неоднократно заявлял, что в этом процессе особенно велика роль иранской женщины. Её задачу имам видит в правильном воспитании детей, как основы будущей иранской нации, в духе гуманистической исламской культуры и в русле благочестивости, набожности, моральной чистоты, аскетизма, готовности к самопожертвованию, соединёнными с такими человеческими чертами, как личное мужество, компетентность, великодушие, доброта, сострадание, верность, преданность. Думается, что эти высказывания относятся и к дошкольному образованию и воспитанию и роли женщины в этом процессе.

Вопрос формирования личности на дошкольном уровне и роли в нём женщины до настоящего времени получил весьма слабое отражение.

Историю Ислама и основы вероучения дети изучают и в начальной, и в средней школе, и в высших учебных заведениях – согласно наставлениям пророка Мухаммеда, который говорит, что надо учиться с колыбели до конца своей жизни. Наши люди как будто постоянно проходят процесс совершенствования и духовного развития. Но самое главное, чтобы детей учили именно в семье, чтобы родители старались привить своему ребенку правильное понимание ценностей религиозного учения. Если ребенок оказывается в обществе, где присутствует разнообразие культур, разнообразие социальных кланов, родители должны вовремя ответить на все возникающие у него вопросы. Тогда не будет ситуаций, когда ребёнка учат дома одному, а он выходит на улицу и ведёт себя по-другому и черпает оттуда совсем иное. Эта проблема большого города актуальна сегодня для большинства стран традиционной культуры.

Это, конечно же, зависит от слоя общества, зависит от того, живет ли девочка в городе или деревне. Если это не очень большой город, детей учат ковроткачеству – иранской национальной традиции. В больших городах работают разнообразные учебные центры, где детей учат и традиционным, и современным видам искусства, например рисованию и музыке.

Чем может заниматься иранская женщина помимо выполнения домашних обязанностей? Везде ли она может работать?

Одной из главных обязанностей женщины–мусульманки является воспитание детей. Но современная жизнь, конечно же, вносит свои коррективы в вековые устои, поэтому многие женщины в Иране сегодня работают - в учебных заведениях, медицинских и религиозных центрах, общественно-политических организациях. Сегодня присутствие женщины в иранском обществе очень заметно. И никаких официальных ограничений для ведения общественной деятельности для женщин нет.

Насколько четко распределены обязанности мужа и жены в иранских семьях? Никакого разграничения для ведения домашнего хозяйства в современных иранских семьях не существует. Ведь брак означает сердечное соединение двух людей, любящих друг друга, поэтому между супругами должно быть некое партнерство и в ведении домашних дел. Но, согласно религиозному учению, а религия в нашем обществе – это часть жизни народа, мужчины в основном занимаются экономическим управлением семьи, обеспечивают жену и детей. А жены хранят семейный очаг, создают уют, воспитывают детей. Но, разумеется, в современном Иране некоторые женщины участвуют в ведении экономической деятельности наряду со своими супругами – конечно же, на основе взаимного интереса. Если посмотреть на нашу страну, в городах, поселках, деревнях мужчина и женщина в семье бок о бок стараются выполнять свои совместные обязанности и совместно управляют семейными делами. А в чем заключается роль отца в воспитании? Отец, через обеспечение материального достатка, установление спокойной обстановки в семье и правильных отношений со своей супругой, старается создать благоприятную атмосферу, которая очень важна при воспитании детей. В семье не только девочки смотрят на свою мать, берут с нее пример, но и сыновья стараются брать пример с отца. Поэтому отцы должны быть хорошим примером для своих детей. В нашей культуре поддержка, наставления, воспитание – это те обязанности, которые лежат на плечах и матери, и отца.

Как проводит свободное время иранская семья? Наше религиозное учение предписывает сохранять родственные связи. Поэтому иранцы в свободное время одни или со своими детьми ходят в гости. Или принимают гостей. Сегодня немногие семьи живут одним большим домом – молодые стараются отделиться после того, как вступают в брак. Но молодым важно использовать любую возможность, чтобы поддержать связь с отцом и матерью, с бабушками, дедушками, другими родственниками. Через такое общение со старшими продолжается религиозное воспитание, передается традиционное учение. В общении со старшими молодые затрагивают свои проблемы, рассказывают о своих трудностях. И именно во время этих встреч старшие стараются своей поддержкой, своей помощью как-то решить проблемы молодых. Семья - это то место, где передаются традиции от одного поколения другому. К сожалению, мы сейчас наблюдаем в некоторых странах, как молодежь живет самостоятельно и совершенно независимо от старших членов семьи - это первый разрыв, который происходит между поколениями. Когда существует такой культурный разрыв в семье, это может в конечном счете даже привести к ее распаду. А общение между старшим и молодым поколением способствует упрочнению фундамента молодой семьи.

Так же, как и в других странах, мы гуляем в парках, путешествуем, ходим в кино. Но в больших и малых городах вы мало найдете тех женщин, у которых есть свободное время, они в основном принимают участие в различных мероприятиях. Это могут быть художественные, спортивные или культурные занятия.

Духовно-нравственные ценности как фактор семейного воспитания в современном социокультурном пространстве Ирана

Следующим превосходством, которым должен обладать ребёнок, это соблюдение правил, порядка и богослужение. Именно при богослужении – «намазе» ребёнок сосредоточивает своё внимание вокруг мысли о Боге, что впоследствии приучает его к порядку и исполнительности [79, с.31].

Господин Али рассказывал: «Ребёнок до семи лет свободен, но после него в течение семи лет его должны воспитывать. Воспитывать ребёнка надо в соответствии с его природными особенностями, освободить ребёнка от ненужной энергии, которая имеется в его теле. Хороший воспитатель должен создать все условия для его игры и развития его тела с тем, чтобы он не тратил свою энергию на нежелательные игры» [130, с.51].

Пророк Ислама напоминает воспитателям: каждый раз, когда вы наблюдаете в своих воспитанниках новое, исключительное – не удивляйтесь и не расстраивайтесь, ибо возможно, что они на базе проведённых в прошлом игр придумают теперь что-то новое и их упрямство свидетельствует о развитии их ума. Имам Муса также рассказывал, что это хорошо, когда ребёнок в детстве неусидчив, резок и зловреден. Именно из таких ребят вырастают скромные и симпатичные люди.

Воспитание имеет психологическую и социальную основу. Если воспитание лишено духовных и моральных элементов, то оно окажется ограниченным и безрезультатным. Такое воспитание нанесёт большой ущерб социальной жизни. Моральное воспитание в Исламе занимает подобающее место. Точка зрения некоторых исламских учёных по данному вопросу выглядит следующим образом:

Газзали говорит: «Эй, сынок! Если ты ради должности, богатства ночи не спишь, повторяя науку, то мне тебя жаль, но если ты тратишь своё время ради возрождения религии и формирования своей морали, тогда слава тебе. Любой себя уважающий также признаёт только ученика, который изучает мораль. Он будет заниматься с учеником только в том случае, если убедится в чистоте его морали» [178, с.78].

Фараби, также говорит: «Если обладатели дурных качеств хотят использовать науку в корыстных целях, учитель обязан их направить на правильный путь». Некоторые исламские воспитатели говорят, что ребенок все быстро, легко схватывает, и куда его направишь, туда и идёт. В таком случае учитель хочет сделать из него всё, что ему заблагорассудится. [105; с.78].

Моральное воспитание ребёнка должно начинаться с шестимесячного возраста, когда на глазах его блестит свет радости и безвинности, он смеется и играет. С этого момента можно приступить к моральному воспитанию.

Моральные направления воспитания в исламе Существуют различные направления в моральном воспитании. Они выступают, как в воспитательном, словесном, так и в практическом виде. В некоторых случаях, они могут выступать, как сдерживающий, а иногда, как реформирующий фактор, иногда как обязательный для всех, а иногда только для особых.

В части всеобщей реформы воспитания существуют различные, порой противоречивые, точки зрения. Мы здесь попытаемся на основе общих законов психологии и воспитания высказать некоторые соображения о моральном воспитании.

Одним из действенных факторов изменения человека является социальная среда, в которой растёт человек. Среда может изменить поведение ученика, его мышление и характер. И влить в него совершенно новые качества. Примеров этому, как в прошлой жизни, так и сегодня предостаточно.

И всё-таки, какие условия нужны для воспитания социально активного человека? На наш взгляд их несколько: 1).Подготовка почвы, т.е. создание соответствующих условий для поднятия на высокий уровень положительных особенностей морального воспитания и устранение нежелательных черт морального воспитания.

Ислам советует при выборе супруги главное внимание уделять моральным качествам молодоженов.

Следует напомнить, что культура воспитания впервые сформировалась в семьях аристократов, которые дорожили честью и достоинством. Они были отважными и благородными, думали и заботились о благоустройстве жизни и создали для этого всё необходимые условия.

В воспитании детей самыми достойными примерами подражания для ребенка являются его родители. Они могут и должны создать для этого необходимые условия. Они должны стать первыми учителями своих детей и воспитать их так, чтобы они самостоятельно могли добывать знания и привлечь к себе внимание других лиц.

Амир Али правоверных говорил: « Уважаемый Пророк каждый день открывал передо мною одно из своих моральных качеств и приказывал мне следовать им» [130, с.75].

Имам Казим говорил: «Дети растут на добрых и достойных примерах своих родителей» [83, с.56]. 2) Оздоровление среды: в любой среде имеются нездоровые индивиды, нет сомнения в том, что нездоровая среда затрудняет и порою делает невозможным осуществление морального воспитания. Отсюда оздоровление среды равно возрождению всего доброго и призвано устранить всё нежелательное. Это долг и обязанность каждого разумного человека и является призывом ко всем. Для этого необходимо: Призывы к добру и борьбе против зла.

Мораль сама по себе требует, чтобы каждый, кто ввергнут в пучину зла, был бы окружен заботой и поддержкой специалистов. Это будет одним из проявлений культурности и победы добра над злом. Она будет достигнута всем народом. 2)Призывы к добру и борьбе против зла моральный долг всех. И те, кто занимается этим, должны быть ответственны за создание необходимых условий, чтобы их слово имело должное влияние и непременно исполнялось. Призывы к добру, и борьбе против зла должны быть усилены и услышаны повсюду, чтобы люди везде думали об этом и не ограничивались своими эгоистическими целями. 3)Изменение положения (позиции). Изменение позиции при моральном воспитании может оказать большое влияние и стать причиной изменения морального состояния ребёнка.

Изменение среды, хотя, как правило, и требует большой экономической и психологической поддержки, но оно продиктовано Кораном под словом «Хиджра». Так, согласно Корану, когда ангелы спускаются с неба для взятия души умершего, покойники своё недостойное поведение объясняют неблагоприятными условиями среды, в которой они жили. В ответ на это ангелы говорят: Разве Божья земля была так узка, что ты не смог выбраться оттуда и найти себе более благоприятную среду. Следовательно, Коран в таких случаях предлагает изменение места жительства, т.е. пользоваться возможностью Хиджры. На этой основе можно сделать вывод о том, что человек верующий, в случае отсутствия необходимых условий для отправления религиозных обрядов, волен поменять своё место жительства, выбрать подходящую его религиозным верованиям среду. На этой основе предлагается покинуть те собрания, о которых идет речь, о противоправных действиях.

Современные тенденции трансформации этнопедагогической системы воспитания детей в иранской семье

Муж и жена, которые за каждую мелочь обвиняют и не прощают друг друга, могут охладеть друг к другу и даже развестись. Если они научатся прощать друг друга и будут взаимно верными и преданными, то любая проблема будет решаться без скандала.

Дети в таких семьях, как правило, не имеют права на ошибку. Они боятся совершить какую-то ошибку, или грех, ибо в этих случаях их тоже не простят. Они растут вредными, мстительными, в них нет чувства благородства, ибо родители этому их не научили. В результате они могут стать общественно опасными.

Большинство семейных споров в Иране происходят в результате вмешательства посторонних лиц в их семейную жизнь. К таким вмешательствам следует отнести вмешательство матери, бабушки или дедушки, близких родственников и т.п. Их вмешательство в личную жизнь молодых, возможно, продиктовано благородными целями. Но они не думают о том, что могут ошибаться. В результате они часто становятся причиной разрушения семьи. В Иране встречаются и такие лица, которые специально, с целью навредить, вмешиваются в личную жизнь семейства, добиваются спора и скандала в семье, а сами издалека спокойно и со смехом смотрят на их раздоры.

Ислам против таких лиц, которые занимаются доносом и содействуют семейным спорам и скандалам, выдвигает серьёзные обвинения. По этому поводу Али говорил: «Донос, ябедничество и сплетня великий грех, который отделяет человека от Бога. Он является предателем и самой худшей частью общества. Это непростительный грех».

Пророк Ислама говорил: «Каждый, кто рассказывает тебе о недостойных качествах другого, знай, что он рассказывает другим и о твоих недостатках» [129, с.78].

Воспитательный момент: под влиянием вмешательства других в семьях часто наблюдаются охлаждение чувств между мужем и женой. Ребёнок, воспитывающийся в таких семьях, обычно ждёт, что скажут другие, в результате путает всё, не знает - кто прав и кто виноват. В таких случаях одни дети выступают на стороне матери, а другие - на стороне отца. Постепенно дети также начинают сплетничать, это входит у них в привычку, они считают такое поведение нормой жизни. Будучи учеником медресе, он продолжает свою привычку: приносить сплетни из медресе домой. Если родители поддерживают подобную привычку своего сына, то она превратится в его образ жизни, которая, в конце концов, сделает его изгоем общества.

В настоящее время в иранских семьях, особенно в традиционных, доносы и сплетни сильно распространены. Они в ряде случаев стали как причиной разрушения семей, так и увольнения работников с должностей. К сожалению, это недостойное поведение людей до сих пор имеет место в иранском обществе.

Разговор между мужем и женой должен быть дружелюбным, вежливым и приятным. В нём не должно быть места для злости и негодования, ибо только любовь и уважение, вежливость и признательность могут укрепить связь между людьми. Как только муж входит в дом, его нужно встречать с любовью, уважением и приветливо, тогда жизнь в такой семье для него станет большой радостью. И наоборот если муж, придя домой увидит угрюмые лица домочадцев, тогда его настроение испортится и жизнь становится мрачной, неинтересной. В Исламе об этом говорят: «Говорите красиво, услышите красивый ответ». Али говорит: «Праведник держится в стороне от сквернословия, его речь спокойная и выдержанная» [130, с.78].

Если в жизни царит любовь, жена и муж обязательно станут обладателями высокой морали, будут часто общаться с людьми и найдут сотни хороших друзей. Их дети, также будут воспитаны в таком духе, радостными, весёлыми, и психологически здоровыми, будут учиться с успехом, любить и уважать своих родителей, не будут сквернословить. Такие дети, придя в медресе, строят свои отношения со своими учителями и одноклассниками на правильной основе и, соответственно, в ответ к ним будут относиться приветливо и благожелательно. Так у них формируется вера в себя и свои возможности. Всё это является элементом здоровой семьи. Сейчас такая культура воспитания детей в Иране принимает довольно широкое развитие. Оно имеет место, прежде всего в семьях, где имеется только один ребёнок. Они известны как любящие родители. Как известно по статистическим данным в семьях, где отсутствует любовь и уважение, царят споры и скандалы.

Женщина и мужчина, как по моральному духу, так и по чувствам в корне отличаются друг от друга. Это закон природы. Следовательно, равенство между мужчинами и женщинами не имеет под собой реальной почвы. Если подходить с точки зрения духовного развития, то разница между мужчинами и женщинами проявляется в манере, такте, вкусе, в поведении, столкновении, в работе – во всём. Возможно, на земле нет двух одинаковых характера женщины или мужчины. Например, пришёл мужчина домой уставший, хочет отдохнуть, а жена наоборот уже отдохнувшая, хочет смотреть телепередачу.

Что же делать? Они непримиримы. Происходит скандал. Оба оскорбляют друг друга, как могут. Наконец устают от скандала, но не может в доме воцариться покой, и холодное отношение между мужем и женой ещё сохраняется, каждый из них считает себя оскорбленным, и это становится преградой для выполнения семейных обязанностей. Но, когда муж скажет своей жене что ты, мол, не можешь работать, это ещё больше усугубит противоречие и нанесёт ей тяжёлый удар.

Воспитательный момент: ребёнок, который воспитывается в такой семье, видит, что в семье царит конфликт и ни мать и ни отец не хотят друг друга понять. Каждый отстаивает своё мнение, ни один из них не хочет уступить друг другу. И он устаёт от такой обстановки, не исключение, что ребёнок под влиянием такого отношения родителей в будущем в медресе, и в жизни тоже, станет так поступать, что может оказать отрицательное влияние на его формирование как человека. Отсюда вывод: Надо, чтобы в семьях было взаимопонимание и взаимные уступки, уважение к чувствам других.

Практика показывает, что многие ребята время от времени лгут: то ребёнок рассказывает о своих подвигах со сверстниками, то оправдывает своё опоздание в школу невероятно добрыми поступками и т. п. Чаще лгут дети подросткового возраста. Как утверждают психологи Т.А.Куликова, к 10-12 годам дети не считают ложь абсолютным злом. Обман младших школьников характеризуется желанием приукрасить жизнь, показать свою значимость перед сверстниками. Главной особенностью их является высокий уровень развития фантазии [31, с.78].

Как правило, дети врут не потому, что они плохие, а потому, что на это практически всегда есть причины: может быть, слишком много внимания обращается на недостатки ребёнка, и при этом не замечаются маленькие его успехи; может быть, ребёнок просто боится своих близких взрослых, которые наказывают его, или ему просто хочется приукрасить реалии жизни, не видя в этом ничего отрицательного.

Дети, вынужденные в семье говорить неправду или сами обманщики или они подражают своим родителям. Как правило, родители - обманщики воспитывают обманщиков. Если родители хотят, чтобы дети им не врали, прежде всего, сами не должны лгать. Люди иногда вынуждены врать от незнания чего-то, поскольку не хотят сконфузиться перед другими. Но есть и такие люди, которые обманывают сами себя, врут себе. Ибо они научились этому тоже от кого-то.

Взрослые обманщики, принципиально ничем не отличаются от маленьких врунов. Говорить неправду стало, как бы привычкой, иной раз родители вынуждают своих детей вместо правды сказать неправду, ибо если они скажут правду, то родители должны их наказать. Люди врут иногда и ради успокоения друзей и товарищей. Ныне в Иране, вся жизнь покрыта завесой лжи.