Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки Кишкашбаев, Тлеугали Аширбекович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кишкашбаев, Тлеугали Аширбекович. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Алма-Ата, 1992.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития школы связан с новым вариативным подходом к определению содержания обучения и воспитания школьников. В полной мере это- относится и к музыкальному образованию. При всем многообразии учебных программ школа деляна обеспечить приобщение детей к традиционной художественной культуре своего народа и мировому искусству как непреходящей ценности человеческой цивилизации.

Педагогическая наука и практика накопила достаточно большой опыт широкого эстетического воспитания школьников. Обоснование его задач и путей совершенствования на различных этапах развития школы содержится в трудах классиков советской педагогики: Н.К.Крупской, А.Луначарского, С.Т.Шацного, А.С.Макаренко, В.Н. Шацкой.

В истории развития школы Казахстана и становления теории эстетического воспитания школьников существенный вклад внесли ученые педагогической науки и деятели культуры республикиг как Т.Іургенев, К.їубанов, СКобеев,. С.Мендешев, А.И.Сембаев, А.С.Сытдыков, Т.Таджибаев и др.'

В обосновании концептуальных положений нузыкально-эстети-'ческого воспитания значительную роль сыграли труды известных композиторов А.К.1убанова, Д.Кабалевского, Д.Д.Шостаковича; фольклористов - этнографов Б.Е.Ерзаковича,: Б.Ш.СарыбаеваД.Ф. Тифтикиди; музыковедов-социологов А.Сохора и Н.Шахназаровой.

Однако в практике работы школы в области музыкально-эстетического воспитания есть еще много нерешенных проблем и недостатков. Среди них самым существенным является отсутствие программы музыкально-эстетического воспитания школьников.

4 ориентированной на национальную культуру. Б последние десятилетия школы работали по программе, разработанной академиком, композитором Д.Б.Кабалевским. При всей ее прогрессивности, колосальних педагогических возможностях она не могла удовлетворить потребности.региональной практики. Несмотря на попытки адаптации данной программы к национальной школе, она вместе с тем не до конца исчерпывала богатейшие возможности казахской культуры.

В настоящее время учеными Казахстана ведутся интенсивные поиски новых учебно-образовательных музыкальных систем. Группой исследователей НИИ иы.й.Алтынсаринапод руководством КТЖарикёаёаа и С.И.Калиева изучение проблемы осуществляется в рамках этно-педагогики. Другая группа под руководством С.А.Узакбаевой изучает педагогические возможности устного казахского музыкального творчества. Данное исследование проводится в русле исследовательской программы "Елим-ай" в система непрерывного музыкально-эстетического образования. Инициатива создания которой принадлежит профессору М.Х.Балтабаёву.

Особенностью программы "Елиы-ай" является ее обращенность к основным жанрам Казахского национального искусства: эн, куй, би, оа-орнак, домбра. Системообразующим является инструментальная домбровая музыка.

Доыбыра - самый распространенный инструмент казахского

народа. Народный певец, акын-импровизатор, сказитель эпических

о поэм все свои программы исполняют в сопровождении домбры. На

струнах этой незатейливой спутницы кочевья сохранились "страницы" истории казахского народа. О роли и месте домбры в жизни казахов много писали русские и зарубежные путешественники,

этнографы, искусствоведы.

Однако в педагогической науке нет ни одной работы, исследовавшей воспитательное влияние домбровой музыки на становление эстетических вкусов и потребностей молодежи, на формирование их ценностного отношения к национальной и мировой культуре. Вместе с тем современная школа остро нувдавтся в научно-обоснованных рекомендациях и конкретных учебных программах музыкально-эстетического воспитания школьников, ориентированных на национальную систему образования. Таким образом отчетливо проявляется противоречие мевду потребностями шкальной практики н уровнем научно-методического обеспечения музыкально-эстзти-ческого воспитания школьников. Проблема заключается в поиске путей, обеспечивающих воспитание школьников с ориентацией на национальную культуру.

Все это обусловило выбор теш нашего исследования: "Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской инструментальной народной музыки."

Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание младших школькивов в казахской общеобразовательной школе.

Предметом исследования - влияние народной инструментальной музыки на совершенствование музыкально-эстетического воспитаьля младших школьников.

В исследовании мы определили цедьа - теоретическое обоснование и практическая разработка дидактического комплекса, обеспечивающего музыкально-эстетическое воспитание младших школьников.

Гипотеза. Педагогическое влияние народной инструментальной музыки будет в наибольшей степени реализовано, если:

програма обучения инструментальной музыке будет осуществляться в тесном единстве с другими жанрами казахского народного искусства: эн, куй, би, ою-орнек;

процесс обучения будет направлен на формирование единства осознанной необходимости присбщіния к музыке как национальному достоянию и реального мотивированного овладения игрой на инструментах.

Задачи исследования:

  1. Определить теоретические основы музыкально-эстетического воспитания младших школьников средствами казахской домбровой музыли (теоретический этап).

  2. Изучить состояние музыкально-эстетической воспитанности младших школьников казахских общеобразовательных школ (констатирующий этап).

  3. Разработать дидактический комплекс музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения инструментальной музыке (программу, хрестоматию, методические рекомендации для учителей музыки.9

Методы исследования: теоретический анализ работ по исследуемой проблеме; анализ методической литературы, дейсгвущих школьных программ по музыке; изучение' и обобщение передового педагогического опыта работы школ; методы математической обработки статистической няфэрмации; опытно-экспериментальная работа.

Этапы исследования:

Первый этап Ц98І-І987) связан с обоснованием ведущих ис*-.оаэний исследования, анализом проблемы в теории и практике» с педагогической деятельностью s школе.

Второй этап (I9b6-I99I) направлен на разработку дидактического комплекса по разделу "Игра на домбра" программы "Елим-ая"; апробацию и внедрение ее в практику работы школ Республики.

Третий этап С1992) посвящен анализу результатов опытно-экспериментальной работы, обобщению полученных рекомендаций»

Научная новизна заключается в том, что

теоретически обоснсраны педагогические возможности казахской народной инструментальной музыки;

выявлены критерии и показатели, уровни музыкально-эстетической воспитанности младших амольников; 0

определены воспитательные основы дидактического комплекса обучения игре на национальных музыкальных инструментах.

Практическая значимость заключается в том, что создана научно-обоснованная учебная программа по музыкально-эстетическому воспитанию для школьников 1-4 классов; разработана мете— "дика обучения народной инструментальной музыке для учителей музыки з начальной школе; подготовлена хрестоматия по домбровой музыке.

Ведущая идея. Восхоздениа к мировой общечеловеческой культуре тесно связано с приобщением личности к искусству' своего народа. Региональное решение музыкально-эстетического воспитания младших школьников возможно с опорой на казахское националЕное искусство, в котором системообразувщим выступает инструментальная домбровая музыка.

На защиту выносятся:

I. Содержание музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе их обучения игре на национальных инструментах.

8 Z. Характеристика дидактического комплекса обучения младших школьников, направленного на музыкально-эстетическое воспитание.

Достоверности полученных результатов исследования обеспечена реализацией комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования; определена статистической значимостью диагностического материала; включенным педагогическим экспериментом.

База исследования. По внедрению программы "Елим-ай" работает сейчас 46 общеобразовательных школ и 21 дозкольнэе учреждение в 17 регионах Республики Казахстан. В настоящее время завершен первый этап реализации комплексной программы музыкально-эстетического воспитания "Елим-вй" в системе начальной школы. Последующие этапы предполагают внедрение программы в системе общеобразовательной и высшей школы. Опытно-экспериментальная по данному исследовании проводилась в Ciii # 2 и школе-интернате Г.Балхаша.

Апробация и внедрение.-

Основные положения и результаты исследования доложены на республиканских семинарах (Кзыл-ОрдО1990 г., Актюбинск 1ЭЭ1 г., Талды-Курган 1991 г., Алма-Ата 1989 г., 19Э1 г.); на внутри-вузовских научко-кетодических и практических конференциях (Алма-Ата, КазГПУ им.Абая, 1989 г., 1990 г., 1991 г., 1992 г.); на НУМКе кафедры педагогики (Алма-Ата,КазГПУ ш.Абая, 1992 г.); на совместной конференции делегатов МНР и учителей Бураиовской средней школы (с.Буран, 1991 г.).

Диссертация обсувдена и рекомендована к защите на заседании кафедры педагогики, протокол № 8 от 2 марта 1992 г.

Структура диссертации определяется логикой исследования к его задачами; состоит из введения, двух глав, шести параграфов,

9 заключения, библиографии и приложения; содержи? Z схем, 3 таблиц. Дяссергнция нялясана на казахском языке.