Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Хамзина Гульнара Разиевна

Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза
<
Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хамзина Гульнара Разиевна. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2002 184 c. РГБ ОД, 61:03-13/90-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-теоретические предпосылки музыкально-эстетического воспитания студенческой молодежи 16

1.1. Исторические предпосылки музыкально-эстетического воспитания в педагогических учебных заведениях 16

1.2. Психолого-педагогические возможности музыкально-эстетического воспитания будущих учителей в условиях вуза 34

1.3. Особенности музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза 53

Глава 2. Формы и методы музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза 77

2.1. Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания студентов на аудиторных занятиях 77

2.2. Формы организации музыкально-эстетического воспитания студентов во внеаудиторное время 104

2.3. Результаты организации и проведения опытно-экспериментальной работы по музыкально-эстетическому воспитанию студентов педагогического вуза 117

Заключение 137

Библиография 146

Приложения 162

Введение к работе

Музыкальное искусство существует столько, сколько существует человеческое общество, и представляет собой сложное многообразное явление. Функция искусства заключается не только в его познавательно-дидактическом и образовательном значении.

С древних времен музыка использовалась как одно из средств воспитания. Во все исторические эпохи в обществе существовало желание видеть человека гармонично развитым, однако в разных философских учениях роль музыки, ее воспитательное значение истолковывались неодинаково, своеобразно. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства, в том числе и музыки, определялась согласно господствующим взглядам на личность.

В Древнем Китае музыка использовалась как одно из лучших, действенных средств перевоспитания людей и изменения обычаев. У Конфуция, к примеру, взгляд на природу музыки - как на единство пяти добродетелей: человечности, справедливости, воспитанности, предусмотрительности и искренности.

Музыкальная эстетика и музыкальная теория Древней Греции отражена в философии Пифагора и пифагорейцев, которые научно пытались сформулировать ряд акустических законов музыки. Пифагорейцами с помощью музыки провозглашалась и утверждалась гармония человека и природы. "При помощи музыкального инструмента, в звучании которого фокусируетсд небесная гармония, на соответствующий гармонический лад можно настроить и души воспринимающих музыку лиц. Этим исцеляются их нравы, душа освобождается от аффектов (гнева, вожделения, страха и т.д.), человеку возвращается его изначальная гармоничность." (21.16-17.)

Этическую концепцию музыки разрабатывали античные философы. Для Платона подлинное искусство - это сама жизнь, но методически устроенная и научно организованная. Особенно интересен факт, что искусство музыки Платон относил исключительно к психике, вносящее согласие, устанавливающее, как и искусство врачебное, любовь и единодушие. Платон подчеркивал, что музыка рождает любовь к прекрасному. Ритм, гармония особенно внедряются в душу, весьма сильно трогают ее и делают благопристойною. Музыкальное переживание у Платона доводится до космологизма, оно является не более чем отражением вечного нерушимого космического движения.(125. 24.)

Идею о музыкальном образовании и воспитании гармонически развитой личности широко рассматривал воспитанник Платона - Аристотель. Он считал исходной точкой воспитания человека единство, гармонию телесного, а также духовного, что осуществимо лишь в сочетании воздействия музыки и гимнастики. Ответственность за музыкальное воспитание Аристотель возложил на общество, рассматривая человека как существо социальное. (125. 26)

В разных философских учениях последующих эпох взгляд на воспитательное воздействие музыки различен, он отражает меняющееся отношение к образу личности. Так в Древнем Риме в период упадка рабовладельческого строя социальная роль музыки была принижена, что обусловило полное отсутствие музыкального обучения во многих учебных заведениях Древнего Рима. По сравнению с Древней Грецией музыкальное искусство утратило свою демократичность.

Представляют интерес взгляды на музыку средневековых мусульманских философов. Придерживаясь идеалистической концепции - первичности души над телом, восточный мыслитель Аль Фараби утверждает воздействующую силу музыки на душу, но будучи врачом, исследуя больных, также влияние ее на тело, на весь человеческий организм. Это зарождение музыкальной терапии. Проблему эту развивает в своих трудах известный восточный мыслитель и практик Ибн-Сина. (21.20)

Музыкально-эстетическая культура, которая достигается в следствие длительного процесса музыкального воспитания и образования, представляет собой неотъемлемый компонент общей эстетической и художественной культуры человека, и поэтому ее сформированное органично влияет на богатство духовного мира личности.

Сегодня, музыкальное искусство как явление общественной жизни может быть рассмотрено с двух точек зрения. Во-первых, его можно рассматривать как самостоятельную эстетическую ценность. В этом случае целями музыкального обучения становятся: развитие музыкальных способностей, формирование исполнительских и творческих навыков, умение воспринимать музыку, исполнять ее и сочинять. Во вторых, музыкальное искусство рассматривается как выражение моральных ценностей общества. В этом случае целями музыкального обучения, говоря словами В.АСухомлинского, становится "не воспитание музыканта, а воспитание человека".

Многие негативные явления в духовной сфере общества связаны с серьезными недостатками в подготовке педагогических кадров, которая длительное время велась без учета потребностей общества. Большая ответственность в решении проблем музыкального воспитания подрастающего поколения лежит на общеобразовательной школе, она является важнейшим социокультурным институтом, где имеются необходимые предпосылки планомерного и целенаправленного расширения и углубления музыкального воспитания подростков. Так, народный художник СССР Б.Неменский пишет: "Быстрого хода к цивилизованному обществу вне обретения подлинной культуры нет и быть не может. По культуре не сдашь экзамен. Ее не купишь. Единственная возможность впитать. А единственная плата - время... И нигде, кроме общеобразовательной школы мы не найдем длительного времени на это для каждого человека..."(119. 1.)

Д.Б.Кабалевский в своих "Педагогических размышлениях" пишет: "Как-то приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочь, ее мать спросила: "Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у нее для этого достаточные способности?"

Вместо ответа учительница задала свой вопрос: "А вы не спрашивали у преподавателей физики, географии, истории, есть ли у вашей дочери способности к физике, географии, истории? Вас ведь не удивляет то, что она будет изучать в школе все эти предметы, хотя, возможно, не станет ни историком, ни географом, ни физиком?! Почему же музыкой, этим чудесным созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни географ, ни историк, должны заниматься только избранные, особо одаренные дети?!"

Музыке как профессии следует, разумеется, обучать детей, имеющих отличные музыкальные способности и особое к музыке влечение, но общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех.(65.19.)

Обычные человеческие чувства - радость, горе, восторг, негодование, гордость и т.д., преобретают в процессе музыкально-эстетического восприятия особый эстетический характер, их переживание всегда связано с переживанием эстетического наслаждения. Эстетическое отношение человека к действительности и искусству это не только процесс восприятия, это особое состояние человека - эмоционально-эстетическое переживание.

Обладать эстетическим отношением к окружающему - это значит иметь развитую способность получать наслаждение от действительно прекрасного, развитую потребность воспринимать и создавать прекрасное.

В этой связи встает чрезвычайно важная задача - качественная подготовка воспитателей подрастающего поколения. В настоящее время значительно возросла роль эстетического воспитания молодежи, студентов. Оно способствует развитию творческих способностей, активно влияет на восприятие знаний, пробуждает глубокие гражданские чувства профессиональной ответственности, уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности. Эстетика и творчество неразрывны. Чем больше труд приобретает творческий характер, тем он более способен приносить человеку эстетическое наслаждение.

Годы студенчества - период наиболее активного формирования будущего учителя, углубления его знаний, выработки профессиональных умений. Это -также годы совершенствования и утверждения эстетических принципов, которые станут основой поведения молодого специалиста, критерием его отношений в коллективе.

Использовать все богатство музыкально-эстетического воздействия на студентов - значит широко вводить в практику работы педвуза все многообразие форм и средств музыкально-эстетического воспитания.

Большой интерес вызвал опыт педагогической работы, описанный Петровой Г.А.. Она пишет, что между учебной и внеучебной работой существует глубокая связь и взаимосвязь. Чем выше качество обучения в вузе, тем более разносторонни интересы студентов, тем более активно участвуют они в общественной жизни учебного заведения. С другой стороны, разнообразная внеаудиторная работа является одной из важных предпосылок успешной учебы. Участвуя в художественной самодеятельности, в соревнованиях, кружках и т.д., студенты приобретают устойчивый интерес к знаниям, книгам, наукам. (126.116 )

За последние годы в практике работы педвузов наметился резкий разрыв между социальной подготовкой, более или менее удовлетворительными профессиональными знаниями, умениями, навыками и недостаточно высоким уровнем культуры, в том числе музыкально-эсттического развития выпускников, что проявляется в духовной пассивности, бессодержательности жизни некоторой части молодых педагогов, неумении организовать насыщенный культурный досуг детей.

Учитель, получивший высшее педагогическое образование, должен обладать определенными личностными качествами, такими как:

а) эстетика внешнего вида и поведения;

б) культура речи, ее эмоциональность, точность, образность, выразительность;

в) высокий художественный и эстетический вкус;

г) единство эстетических знаний, убеждений и поведения;

д) потребность в эстетическом и художественном воспитании, самовоспитании и самообразовании;

е) потребность в развитии своих творческих способностей и дарований.

В этом плане музыкальное искусство составляет неисчерпаемый воспитательный потенциал, способный сформировать этические и эстетические качества будущего учителя.

Таким образом, противоречие между потребностью общества в творчески деятельных, музыкально и эстетически развитых педагогах и реальным уровнем их современной подготовки обуславливает необходимость исследования форм, методов, педагогических условий успешной музыкально-эстетической подготовки будущих учителей.

Анализ литературы по вопросам музыкально-эстетической подготовки учителя в ВУЗе позволяет сделать вывод, что эта проблема в педагогической науке разрабатывается достаточно плодотворно, но музыкального воспитания студентов немузыкальных факультетов рассматривается только в аспекте ФОПа (факультета общественных профессий). Также плодотворно рассматриваются вопросы эстетической подготовки будущего учителя, однако музыкальный аспект эстетического воспитания рассматривается гораздо реже, чем эстетическое воспитание средствами литературы, театра, кино и живописи.

Если до 70-х годов к вопросу об эстетической подготовке учителя ученые обращались редко, то 80-90-е годы - это период наиболее активного внимания к этой проблеме не только педагогов, но и философов, социологов, психологов. Их волнует реальное состояние эстетического воспитания и образования студентов в педвузах. (Веселовская М.В., Волович Л.А., Куприна Н.Г., Обыскалова Л.Р., Петрова Г.А., Ростова СИ., Тихонова Л.И.)

Таким образом, выявляются противоречия между социальной значимостью, научно-практической актуальностью и недостаточной разработанностью вопросов музыкально-эстетического воспитания немузыкальных факультетов педвуза.

Данное диссертационное исследование является итогом десятилетнего опыта работы кафедры «Основы музыкального воспитания» при Казанском государственном педагогическом университете. Известно, что музыкальное воспитание является составной частью общеэстетического воспитания, поэтому в данной работе речь идет не только о музыкальном воспитании, отдельно взятом, а о музыкально-эстетическом, где музыкальное искусство занимает одно из ведущих мест во взаимосвязи всех видов искусств

Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы историко-теоретические основы, методы и формы музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза.

Теоретическая и методическая неразработанность проблемы, ее практическая значимость побудили к выбору темы исследования: "Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педвуза".

Целью исследования является теоретическая разработка и опытно-экспериментальная проверка форм и методов музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза.

Объектом является процесс музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов. Предметом - содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: эффективность музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза повысится, если будут:

- введены основы музыкальных дисциплин (хор, основы музыкальной грамоты, индивидуальное обучение студентов игре на музыкальном инструменте) в учебные планы всех специальностей;

разработаны содержание и соответствующие ему программы по музыкальному образованию студентов немузыкальных факультетов;

приведены в соответствие формы и содержание музыкально-эстетического воспитания студентов со спецификой их будущей специальности; - разработаны методы и приемы музыкально-эстетического воспитания студентов в процессе учебной деятельности;

- разработаны формы организации музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов во внеаудиторное время.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследовения поставлены следующие задачи:

1. Выявить предпосылки музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи в истории отечественного педагогического образования;

2. Разработать программы, содержание и методические указания музыкально-эстетического воспитания студентов - немузыкантов;

3. Разработать методы и формы организации музыкально-эстетического воспитания будущих учителей предметников;

4. Экспериментально проверить и теоретически обосновать разработанные методы и формы музыкально-эстетического воспитания студентов в педвузе.

Методологической основой являются идеи об эстетической подготовке учителя выдающихся педагогов: К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой, В.АСухомлинского; философские идеи об эстетически развитой личности А.И.Бурова, М.С.Кагана, М.Ф.Овсянникова; положения о культуре как источнике формирования содержания образования (И.Я.Лернер, М.И.Скаткин); идеи о воспитании духовных ценностей и гуманитаризации педагогического образования (Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); основы психологии искусства (Л.С.Выготский); учение о музыкальном восприятии (Б.М.Теплов, Е.В.Назайкинский); основные положения интеграции музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе (Э.Т.Ардаширова); основы методологии искусства, эстетики (А.Ф.Лосев); учение о роли искусства в духовном развитии личности (Ю.В.Борев, М.С.Каган); положения концепции эстетического воспитания учащейся молодежи (Ю.Б.Алиев, А.И.Буров, Л.А.Волович, Г.А.Петрова и др.); концепции гуманизма и гуманитаризации образования (Р.А.Валеева, В.И.Журавлев, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Т.В.Шуртакова и др.); идеи музыкантов-теоретиков о роли музыкально-эстетического воспитания в гармоническом развитии личности (О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский и др.).

Для проверки исходных положений и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ педагогического опыта работы других педвузов по музыкально-эстетической подготовке студентов;

анализ историко-педагогических источников и материалов по теме исследования;

- беседы со студентами и преподавателями разных факультетов КГПУ;

- обобщение результатов анкетного опроса студентов-немузыкантов с целью выявления уровня их музыкально-эстетической воспитанности;

- анализ творческой деятельности студентов - немузыкантов во внеурочное время.

Опытно-экспериментальную базу составили следующие факультеты КГПУ: факультет русской филологии; факультет иностранных языков; математический и физический факультеты; естесственно-географический факультет.

Сравнительный анализ музыкально-эстетического воспитания студентов был проведен на базе Елабужского государственного педагогического института, на факультетах: физико-математическом и филологическом. Всего исследованием было охвачено шесть групп КГПУ- 210 студентов, четыре группы ЕГПИ - 116 студентов. Итого - 326 студентов.

Исследование проводилось с 1996 - 2001 г. в три этапа.

На первом этапе (1996-1998гг.) была организована опытно-педагогическая работа, в процессе которой были намечены методические подходы в музыкальном воспитании студентов немузыкальных факультетов; параллельно изучалась психолого-педагогическая литература по проблемам восприятия музыки, музыкальных потребностей молодежи и методах формирования слушательской культуры, а также шел сбор литературы по теме исследования.

На втором этапе (1999-2000гг.) было продолжено теоретическое исследование проблемы, осуществлялась выработка гипотезы, было организовано изучение состояния практики музыкально-эстетического воспитания студентов-немузыкантов. Одновременно шел формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2000-2001гг.) продолжалась экспериментальная работа с целью оценки эффективности форм, методов и приемов музыкально-эстетического воспитания студентов-немузыкантов, анализировались результаты эксперимента; делались выводы и разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- выявлены историко-теоретические предпосылки музыкально-эстетического воспитания в отечетвенных педагогичеких учебных заведениях Х1Х-ХХвеков;

- определены сущность и специфика содержания, форм и методов музыкально-эстетического воспитания студентов педвуза с учетом особенностей немузыкальных факультетов;

- раскрыты психолого-педагогические и общекультурологические возможности музыкально-эстетического воспитания студентов;

- предложен комплекс форм и методов музыкально-эстетического воспитания студентов - немузыкантов;

- разработаны уровни и критерии музыкально-эстетической воспитанности студентов педвуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработки и предлагаемые к внедрению методики позволяют повысить эффективность процесса музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза. Разработанные рекомендации, а также методические указания по музыкальному воспитанию могут быть использованы не только в педагогическом вузе, но и в других вузах (кафедра эстетики), а также в педучилищах и школах.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов обеспечены всесторонним изучением проблемы, эффективностью и многообразием использованных методов исследования, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; целенаправленным анализом педагогической практики; результатами опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенной программы музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза.

Апробация основных положений и выводов исследования проводилась на заседаниях кафедры "Основы музыкального воспитания", кафедры педагогики гуманитарных факультетов и на различных конференциях с 1996 по2002гг.: II Республиканская научная конференция молодых ученых и специалистов, Казань, 1996; Научно-практическая конференция молодых ученых и студентов КГПУ "Актуальные проблемы гуманизации образования", Казань, 1999; VI Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство", Казань, 1999; XXI научная конференция молодых ученых и специалистов КГПУ, Казань, 2000; VIII Международная научно-практическая конференция "Формы и методы воспитательной работы в вузе", Казань, 2001.

На защиту выносятся: 1. Разработка содержания музыкально-эстетического воспитания будущих учителей-предметников;

2. Формы и методы музыкально-эстетической подготовки студентов немузыкальных факультетов педвуза:

а) формы - кружки (ансамбль скрипачей, ансамбль баянистов, оркестр народных инструментов, вокальный, хореографический), отчетные концерты, подготовка и проведение студенческих фестивалей, олимпиады по "музыкальной грамоте", коллективное посещение театров, музеев, выставочных и концертных залов с последующим обсуждением спектаклей;

б) методы - практического обучения (объяснение, показ, упражнение), обеспечения эстетического восприятия музыкальных произведений, в которые входят демонстрация, анализ, повторное восприятие; органзации творческой деятельности на основе вокально-хоровой работы; стимулирования потребностей в слушании и изучении музыки; педагогической диагностики музыкально- эстетической воспитанности студентов - немузыкантов педвуза.

-3. Критерии и уровни музыкально-эстетической воспитанности:

а) интеллектуально-познавательный критерий включает в себя объем музыкально-теоретических и эстетических знаний, музыкально-эстетическая информированность, накопление музыкально-эстетических понятий и терминов, изучение одного или нескольких видов искусства: его истории, направления, творчества отдельных композиторов, художников, писателей и т.д., наличие музыкальных способностей, способность дать анализ и оценку произведениям искусства;

б) мотивационно-поведенческий критерий - наличие эстетического интереса к искусству, вкуса и потребностей к изучению и слушанию музыки, ценностно-эстетической ориентации, понимания красоты окружающей действительности, способность к эстетическим суждениям, наличие эстетических убеждений и взглядов;

в) деятельностный - проявление творческой деятельности, участие в музыкально-эстетических мероприятиях и проявление при этом творчества,

фантазии, вкуса. Общение с эстетическими ценностями: посещение театров, концертных залов, музеев, выставок и т.д.

Уровни музыкально-эстетической воспитанности:

Высокий - предполагает широкий музыкальный кругозор, правильные представления об эстетической стороне будущей педагогической деятельности и проявляющийся интерес к музыке. Также разносторонние умения, навыки и способности музыкальной деятельности (владение музыкальным инструментом, пение, умение организовать с детьми кружок музыкального направления).

Средний уровень музыкально-эстетической воспитанности - достаточный музыкальный кругозор, осознание значимости эстетики в педагогической деятельности, менее ярко выражен интерес к музыкальному искусству. Владение некоторыми умениями, навыками (поет, но не владеет музыкальным инструментом и не имеет опыта работы с детьми в этом плане).

Низкий уровень - недостаточный музыкальный кругозор, не проявляет интерес к музыкальному искусству как к эстетической стороне педагогической деятельности, не проявляет себя ни в одной области музыкально-творческой деятельности.

Структура диссертации: Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложения.

Исторические предпосылки музыкально-эстетического воспитания в педагогических учебных заведениях

Главное внимание высшей педагогической школы в настоящее время акцентируется на разработке проблем формирования творческой личности учителя, улучшении качества ее профессиональной, в том числе музыкально-эстетической подготовки.

В процессе поиска путей музыкально-эстетической подготовки студентов педвузов возникла необходимость обратиться к истории вопроса. О механическом перенесении того или иного опыта работы прошлого в наши дни не может быть и речи, так как налицо разные общественно-экономические формации, разные цели и задачи подготовки. Однако можно и даже необходимо, критически оценив все достижения и ошибки, творчески применить отдельные элементы накопленного опыта отечественными педагогическими учебными заведениями в современной практике.

Анализ теории вопроса музыкально-эстетической подготовки учителя в педагогической литературе показал, что конкретные и специальные исследования по изучению и обобщению передового опыта музыкально-эстетической подготовки студентов немузыкальных факультетов в истории современного педагогического образования встречаются редко. (Кожевников Г.С, Королева Г.И., Чекменева Т.Г.)

Учитывая недостаточную освещенность исторического аспекта музыкально-эстетической подготовки студентов в педагогической литературе, в данном параграфе сделана попытка обобщить положительный опыт музыкально-эстетической подготовки учителей, начиная со второй половины 19в., и обзорно рассмотрен опыт музыкального воспитания молодежи за рубежом в настоящее время.

С отменой крепостного права в России развернулось широкое общественно-педагогическое движение, которое привело к кардинальной перестройке всей системы образования в России. Именно в этот период наметился определенный рост различных педагогических учебных заведений, готовящих учительские кадры для нужд всех типов школ.

В дореволюционной России будущих учителей готовили учительские семинарии, учительские институты, высшие женские курсы, историко-филологические институты, педагогические курсы при университетах, а также учебные педагогические заведения, носившие частный характер.

Подготовка учителя в университете имела свои особенности, продиктованные правительственным курсом в области высшего образования, местными условиями и возможностями. По условию предоставлялась возможность воспитанникам заниматься уроками "приятных искусств": музыкой, пением, рисованием, танцами. Университет, кроме учителей, готовил чиновников для разных видов государственной службы. Быть приятным в обществе, умение танцевать, петь, музицировать считалось в обществе 19в. правилом хорошего тона. Несмотря на то, что они не были обязательными (занимались ими желающие) уроки искусств имели большое значение в музыкально-эстетической подготовке студентов. Они приобщали студентов к миру прекрасного, развивали у них музыкальный слух, исполнительские навыки, творческие способности.

Успех уроков искусств, в большей степени зависел от личности преподавателя, его способностей, таланта, увлеченности. Надо отметить, что эти уроки чаще всего вели профессиональные музыканты: композиторы, дирижеры, пианисты и скрипачи. (80.70.)

Но в 1863г. была упразднена практическая деятельность самих студентов и в большей мере стала даваться теоретическая подготовка в области искусства. Отчасти пробел в практической музыкальной подготовке студентов восполнялся деятельностью студенческих музыкальных, драматических, литературных кружков, а также благодаря инициативе и увлеченности отдельных профессоров университета.

Насыщена была музыкальная жизнь университетов России. Так в 50-е годы 19в. Московский университет обладал уже собственным симфоническим оркестром, превосходным и многочисленным (150-200 чел.) хором. В концертах наряду со студентами принимали участие профессиональные артисты, крупнейшие музыканты, например, Н. Г. Рубинштейн, Л. В. Собинов (воспитанник университета).

Практические же занятия по эстетике и истории искусств, проводимые в форме обсуждения рефератов, приобщали студентов к самостоятельной работе научно-исследовательского характера. Эту же цель преследовало и написание творческих сочинений, представляемых на ученые степени и медали. Так, в 1855 году в Петербургском университете Н.Г.Чернышевский защитил знаменитую магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности", в которой он выступил страстным борцом за искусство и считал, что им должна быть пронизана вся жизнь. "Прекрасное есть жизнь", "искусство должно стать учебником жизни" - вскоре эти мысли, высказанные Чернышевским, стали достоянием всей передовой России. Написание творческих сочинений можно расценивать как одну из важных форм эстетического образования студентов, а также развития у них интереса к самостоятельной научной разработке различных вопросов в области искусства.

Психолого-педагогические возможности музыкально-эстетического воспитания будущих учителей в условиях вуза

В научной литературе последних лет начинает активно разрабатываться эстетико-педагогическая профессиограмма учителя. Поскольку музыка, занимает одно из приоритетных мест в эстетическом цикле, нами была сделана попытка рассмотреть сначала эстетическую культуру учителя. А затем вывести из нее музыкальную. Характеристика эстетических качеств, знаний, умений, навыков учителя представлена в "модели" эстетической культуры учителя советской школы М.А.Верба, Л.Е.Дементьевой, Г.А.Петровой и др. "Совершенно очевидно, - утверждает М.А.Верб, - что современному педагогу должны быть присущи все основные качества эстетически развитого человека. Вместе с тем педагог должен уметь использовать свой эстетический арсенал в целях всестороннего развития своих воспитанников. А это, безусловно, требует дополнительных специальных знаний, умений, способностей". (38.6.) В его варианте "модели" выделено 5 основных компонентов эстетической культуры учителя: 1. Широкая научно-эстетическая образованность (знания основных фактов истории художественной культуры и современных направлений в искусстве и т.д.) 2. Система ценностных ориентации в области эстетики и искусства (разносторонние эстетические интересы, потребности, вкусы). 3. Эмоциональная восприимчивость к красоте действительности, искусства, человеческих отношений. 4. "Набор" художественно-творческих способностией (сценических, литературных, музыкальных, изобразительных), позволяющих легко и свободно вносить эстетический элемент в разные виды педагогической деятельности, а также такие качества, как воображение, наблюдательность, образное мышление. 5. Собственно педагогические знания, умения необходимые для проведения работы по эстетическому воспитанию школьников (владение методикой эстетического воздействия на ученика и коллектив школьников, владение эстетическими средствами общения, умение быть внешне эстетически выразительным, готовность постоянно заниматься эстетическим самосовершенствованием и т.п.). Эстетическая воспитанность студентов во многом определяется тем личностным уровнем эстетической культуры, которого каждый достиг до поступления в вуз. К сожалению, как констатируют специальные исследования, уровень эстетического развития выпускников школы в настоящее время недостаточно высок. Лишь 52% городских учащихся и 33% сельских выходят из школы с относительно удовлетворительным уровнем эстетического развития. (174. 64.) Отсюда слабая музыкально-эстетическая подготовленность будущих студентов. В связи с реформой школьного образования на целый год сократилось преподавание музыки и рисования. Для того, чтобы составить представление об уровне музыкально-эстетической воспитанности будущих студентов, целесообразно проводить специальные опросы среди абитуриентов, что мы и сделали. (См. таблицу 1.) Влияние школьного периода на музыкально-эстетическую воспитанность студентов выяснилось через роль преподавания предметов художественного цикла, а также через роль внеклассных и внешкольных форм художественного воспитания. Среди предметов художественного цикла особо выделяется литература как ведущее, по мнению студентов, средство эстетического и художественного развития. Вдвое меньше студентов отметило важность уроков изобразительного искусства. То, что уроки музыки, хоровые кружки, танец и ритмика менее всего способствовали их музыкально-эстетической воспитанности, объясняется, по- видимому, неудовлетворительной постановкой преподавания этих предметов. А уроки танца и ритмики во многих школах не проводились вообще. В таблице 1 приведены данные, показывающие наличие художественных способностей студентов и их участие в школьной художественной самодеятельности. Таким образом, существующая система школьного музыкально-эстетического воспитания и образования не создает условий, необходимых для достижения высокого уровня музыкально-эстетической воспитанности будущих студентов педвуза. Несомненно, что в педагогическом вузе студенты должны обязательно развивать свои музыкальные навыки, повышать музыкально-эстетический вкус и интерес, формировать слушательскую культуру независимо от своего первоначального уровня музыкально-эстетической воспитанности. "Эстетические качества учителя, - делает вывод М.А.Верб, - органически вписываются в систему его профессиональных качеств, обогащают творческий багаж педагога, оказывают положительное влияние на все стороны учительского труда". (38. 7-9.) Г.А.Петрова также считает, что "в отношении к эстетическому развитию педагога существует специфика: педагог должен уметь не только сам быть эстетически образованным и воспитанным, но и уметь передать свои качества другим, организовать процесс эстетического воспитания" (126. 19.). Поэтому, мы полностью согласны с ее первоначальным условием музыкально-эстетического воспитания: "Выявить и поставить в благоприятные условия одаренных и талантливых в тех или иных видах искусств студентов, подготовить их к руководству школьными кружками". Ею дается расчлененное изложение профессиограммы учителя-предметника и классного руководителя в области эстетической образованности и воспитанности.

Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания студентов на аудиторных занятиях

Известно, что большинство педагогов прошлого рассматривали обучение в качестве главного метода воспитания (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и др.). Преобретая знания, человек так или иначе использует их в своем поведении, в своей деятельности.

Решающую роль в эстетическом становлении личности играют методы собственно эстетического воспитания, к которым следует отнести практическое обучение тому или иному виду искусства.

Не менее важное значение имеют методики практического обучения и для музыкально-эстетического воспитания студентов. Дело в том, что практическое обучение всегда решает комплексную задачу: формирование навыков, развитие способностей, эмоциональной сферы и индивидуальности, воспитание художественного вкуса. Так, обучение пению и игре на музыкальных инструментах дает исполнительские навыки, развивает голосовые данные и слух, учит эмоциональному выражению. Обучение рисованию дает возможность овладеть техникой художественного письма, развивает восприятие цвета и формы, обогащает мир чувств. Обучение танцу формирует определенные двигательные навыки, остроту восприятия пластических движений, учит выражению чувств с помощью движения. Обучение актерскому мастерству и искусству художественного чтения приводит в движение разнообразные интеллектуальные способности. Обучение мастерству в любой области человеческой деятельности, осуществляющейся "по законам красоты", обеспечивает не только формирование каких-то навыков и развитие способностей, но и совершенствование эстетического вкуса. (108. 128-130)

Анализ процесса практического обучения приводит к выводу, что формирование умения видеть, понимать, слышать, творить прекрасное в значительной мере осуществляется в процессе обучения.

Музыкально-эстетическое развитие обеспечивают методы, связанные с организацией восприятия, анализом художественных произведений. В сущности восприятие и анализ неотделимы друг от друга. Задача заключается в том, чтоб обеспечить прежде всего условия для наиболее активного и продуктивного восприятия. Здесь имеют большое значение два момента. Во-первых, установка на восприятие. Она может заключатся в предварительном ознакомлении с программой произведения, а также в создании определенного эмоционального настроения, пробуждения личных переживаний, близких к тем, которые рождают произведение искусства. Во-вторых, создание соответствующего содержанию произведения внешнего фона.

Всякое воспринятое произведение искусства - своеобразная ступень в формировании отношения к жизни. Однако, пройдя по многим подобным ступенькам и сообразно с уровнем своего развития осмыслив их, человек не исчерпывает всего богатства идей, заложенных в произведениях искусства. Позднее он вновь обращается к ним и за счет переживаний на более глубоком уровне обогащает свою личность. В сущности, по отношению к шедеврам мирового искусства этот процесс бесконечен. И именно этим объясняется то, что человек никогда не утрачивает интереса к подлинным произведениям искусства. Хорошо известно, как по-новому человек слышит не однажды слышанную музыку Бетховена, как по-новому видит много раз виденные картины Репина.

Таким образом, в основе групп методов организации восприятия и анализа произведений искусства лежит диалектически противоречивая схема: восприятие - анализ - восприятие. (108. 131) Противоречивость заключается в том, что анализ разрушает органически цельную художественную ткань произведения. На новом же уровне происходит более глубокое и полное освоение художественной сущности произведения. В этом смысле должны различатся методы первичного восприятия и анализа и вторичного восприятия.

В педагогической литературе часто встречаются работы, посвященные эстетическому воспитанию студентов средствами различных видов искусств. В поисках необходимых форм и методов музыкального воспитания студентов немузыкальных факультетов мы опирались на работы, где музыкально-эстетическое воспитание осуществлялось средствами вокально-хорового искусства, в основном это проходило во внеурочное время. (Бахарев В.Л., Васильченко О.А., Гембицкая Е.Я., Кожевников Г.С., Шамина Л.В., Петрушин В.И.) Вокально-хоровое пение во всех работах описано как факультатив. На наш взгляд, обязательная форма обучения, введенная в учебный план педвуза имеет преимущества над факультативной работой, так как определяется строгой системой учебно-воспитательной работы. В этих условиях поддерживается должная дисциплина, способствующая серьезному отношению студентов к занятиям. Здесь определены точные рамки учебно-образовательной подготовки: составлены программа по музыкальным дисциплинам, зачетные требования, что также мобилизует их на усвоение предусмотренных программой знаний и навыков.

В последнее время усилились поиски новых путей, форм и методов музыкально-эстетического воспитания студенческой молодежи. Музыкальное воспитание становится наиболее эффективным если сочетает в себе теоретическое обучение с активным участием студентов в творческом процессе. Этот принцип единства и создает особенно благоприятные условия для приобретения студентами определенных музыкально-теоретических знаний и практических навыков в процессе вокально-хоровой работы и игры на музыкальных инструментах.

Формы организации музыкально-эстетического воспитания студентов во внеаудиторное время

Эстетическое воспитание - разносторонний сложный процесс развития личности, охватывающий и ее духовный мир, и ее активность, формирующий как эмоциональные так и интеллектуальные стороны ее психики.

Система эстетического воспитания в народном образовании, охватывающая период от детского сада до вуза, начала складываться в стране в 20-е годы. Однако уже в начале 30-х годов в высшей школе утвердились прагматические подходы к подготовке специалиста. Эстетическое воспитание было почти полностью исключено из педагогического процесса.

Естественно, использовать все богатство музыкально-эстетического воздействия на личность студентов - значит широко вводить в практику работы педвуза все многообразие форм и средств музыкально-эстетического воспитания.

Прежде чем перейти к формам организации музыкально-эстетического воспитания во внеаудиторное время, хотелось бы обратить внимание на то, как проходило музыкально-эстетическое воспитание во внеаудиторное время до революции и в период строительства советской школы. В дейтвительности, музыкально-эстетическое воспитание в высших учебных заведениях проходило в основном во внеурочное время. Это были многочисленные кружки и студии.

"Нового учителя надо готовить по новому" - говорил выдающийся советский педагог и психолог П.П.Блонский, который возглавил Академию социального воспитания (позднее Академия коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской). Это было высшее учебное заведение нового типа, которое первым в нашей стране начало готовить новые педагогические кадры .

В Академии социального образования - эстетическое воспитание выступало неотъемлемой частью всестороннего развития будущего учителя. Кроме студии изобразительного искусства и художественной речи, где основным было знакомство с картинами и чтение поэтических произведений, были организованы и студии музыки, где проходило слушание музыки.

Музыкальная студия не ставила целью привить студентам навыки игры на музыкальных инструментах. Научить слушать и понимать музыку, обучить музыкальной грамоте на основе хорового пения, главным образом народных песен - вот, что входило в функции этой студии.

М.Г.Данильченко в книге "П.П.Блонский о школе и учителе" описывает организацию досуга студентов в Академии: "По субботам вечерами воспитанники Академии собирались в какой-нибудь аудитории, чтобы послушать музыку. Работавшая в Академии Н.Я.Брюсова (сестра В.Я.Брюсова) садилась за фортепиано и начинала играть произведения Чайковского, Глинки, Шопена, Листа, Бетховена. Ее исполнение предварялось яркими рассказами о композиторах, об их творческих замыслах".

В Академии был прекрасный хор, состоявший из студентов. Им руководила большая любительница народных песен Р.И.Авербух. Хор часто выступал в академическом клубе, в клубах предприятий Москвы (56.92-93).

Выдающийся советский педагог С.Т.Шацкий, блестящий воспитатель и организатор, отличавшийся поэтическими и драматическими способностями, артист и режиссер, певец и музыкант, художник воплотил в жизнь определенную систему подготовки учителя - творца. Большое место в воспитательной работе занимало эстетическое воспитание и образование средствами всех видов искусств. Проводились фестивали музыки с лекциями и концертами профессиональных артистов, был создан учительский хор.

Опыту работы отдельных вузов, конечно, свойственны интересные поиски в области привития студентам интереса к художественной жизни, развития музыкально-эстетических способностей. Однако реализуются они в основном во внеаудиторное время и слабо связаны с учебным процессом.

Данный опыт, на наш взгляд, изучен частично и не всегда творчески использован в практике современной высшей педагогической школы.

Таким образом, при всем богатстве духовных потребностей студентов долгое время прослеживалась тенденция отделять учебную деятельность в вузе от духовных (музыкально-эстетических) потребностей. Студенты всегда удовлетворяли свои интересы и запросы в духовной жизни во внеучебной сфере. Желания продолжить профессиональную деятельность в свободное у студентов очень мало. На первый план выходит желание развлечся, уйти от повседневных дел, стремление отдохнуть, восстановить физические силы. Вероятно, это следствие большой учебной нагрузки, загруженности студентов.

В этом плане большой интерес вызвал опыт педагогической работы, описанный Петровой Г.А.. Она пишет, что между учебной и внеучебной работой существует глубокая связь и взаимосвязь. Чем выше качество обучения в вузе, тем более разносторонни интересы студентов, тем более активно участвуют они в общественной жизни учебного заведения. С другой стороны, разнообразная внеаудиторная работа является одной из важных предпосылок успешной учебы. Участвуя в художественной самодеятельности, в соревнованиях, кружках и т.д., студенты приобретают устойчивый интерес к знаниям, книгам, наукам. (126.57.)

Похожие диссертации на Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза