Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально ориентированное образование бесписьменных народов ДЖАМАЛОВА Бика Багавдиновна

Национально ориентированное образование бесписьменных народов
<
Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов Национально ориентированное образование бесписьменных народов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ДЖАМАЛОВА Бика Багавдиновна. Национально ориентированное образование бесписьменных народов: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / ДЖАМАЛОВА Бика Багавдиновна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2016.- 322 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Анализ демократических преобразований в обществе и реализуемых в последние годы социально-экономических реформ в России, основанных на свободе выбора способов миропонимания и определения этнической идентичности, позволяет сделать вывод, что проблема сохранения родных языков и культур малочисленных народов сегодня весьма актуальна. Право определения своей национальной принадлежности и выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества дано каждому гражданину России и закреплено в Конституции. Сохранение этнокультурных особенностей и традиций народов является одним основных положений «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии», «Конвенции ЮНЕСКО о сохранении нематериальных средств культуры», Федерального закона РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и закона РФ «Об образовании».

Особое значение для обеспечения права малочисленных бесписьменных народов на образование, адекватное их культуре, имеет Федеральный Закон Российской Федерации о национально-культурной автономии, в котором уточнены конкретные права и полномочия такого объединения граждан и обязанности государства, которое должно обеспечивать автономию национальной культуры. Этот закон дает право малочисленным народам получать этнокультурное образование в общеобразовательной школе параллельно с общекультурным. Соответственно каждому народу необходимо дать возможность создавать свою школу, свой тип образования. Такая идея возникла в истории человечества, и имеет свою динамику развития. В таком ракурсе возникли народная школа, национальная школа, этнокультурное, поликультурное глобальное образование, национально региональный компонент образования, которые в совокупности образуют национально ориентированное образовательное пространство. Хотя в истории образования наблюдается такое многообразие национально ориентированных школ, ни в один из этих типов школ и образования бесписьменные народы не попадают и остаются без образования, соответствующего их ментальным особенностям и культуре.

В этой связи исследование проблем реализации образовательного права малочисленных народов адекватно их культуре и традиционному укладу жизни, позволяющих большому числу дагестанских народов сотни лет жить в мире и согласии, представляет значительный научный и практический интерес.

Состояние научной разработанности проблемы

Анализ процесса становления национальной школы в России показывает, что в этом плане имеются как достижения, так и проблемы. Так сторонники культурологического подхода (Т.Б. Алексеева, М.М. Бахтин, Е.В. Бон-даревская, В.В. Краевский, Я.М. Колкер, А.П. Лиферов, В.И. Мареев, Р. Хен-

ви, М.П. Черникова и др.) предлагают строить образование на ценностях мировой культуры, поскольку она аккумулирует в себе и культурные ценности разных народов.

Представители этнокультурного подхода к образованию (Ш.М.-Х Ар-салиев, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев, Д.М. Маллаев, Ш.А. Мирзоев, Т.Н. Петрова, А.А. Тахо-Годи, В.А. Тишков, К.Д. Ушинский, Г. Широкогоров, В.А. Шнирельман и др.) отстаивают право каждого народа на сохранение уникальных ценностей национальной культуры, для чего необходима этнокультурная школа.

Придерживаясь этнокультурного подхода, исследователи Н.А. Амель-кина, А.Б. Афанасьева, М.Н. Берулава, У.С. Борисова, И. Габдулгафарова, В.Г. Гайфулин, А.Ф. Головин, СЮ. Дмитриева, А.П. Енисеева, Н.Т. Колесник, СВ. Куликова, В.М. Лукина, Л.М. Русяева, А.Б. Панькин, Я.Г. Таибов, СТ. Тучалаев и другие предлагают разные модели национального и этнокультурного образования.

Проблему интеграции общечеловеческой и этнической культуры в образовании поднимают в своих исследованиях М. Беннет, И.В. Бенькович, B.C. Библер, З.Т. Гасанов, Г.Д. Дитриев, В.Г. Николаев, А.Н. Нюдюрмагоме-дов, Л.Л. Супрунова и др. На основе этой теории межкультурной интеграции многие исследователи (Г.Д. Дитриев, В.А. Ершов, Л.В. Полякова, Л. Русяева, СВ. Рыков, И.А. Тагунова) разрабатывают модели поликультурного образования.

Этнокультурное образование как важное условие развития этнического сознания и этнической идентичности рассматривают Р. Албакова, А.А. Бу-чек, М.Н. Закарьяев, Т.С. Пискайкина, Т.Г. Стефаненко, Н.А. Халикова, В.Ю. Хотинец, М.М. Шахбанова, В.А. Шнирельман, Ф.С Эфендиев и др.

Над созданием письменности для бесписьменных языков как основы этнокультурной школы работают М.А. Алисултанова, Б.М. Атаев, Е.А. Бо-карев, А.Е. Кибрик, М.А. Магомедов, Р.Н. Раджабов, М.С Саидов, Х.Д. Шамбезаде и др.

В свете новых образовательных стандартов проблему совмещения этнокультурного образования с духовно-нравственным развитием и воспитанием школьников рассматривают А.Я. Данилюк, А. Кондаков, Г.В. Лисовенко, В.А. Тишков и др.

Проблемы защиты статуса и образовательного права бесписьменных малочисленных народов Дагестана в социальном плане поднимают исследователи А.К. Абдуллаев, Н. Абдуллаева, М.А. Абдулхабиров, А. Агаларов, М.Х. Ахмеднабиев, Х.А. Ибрагимов, М. Мусаев, А. Саркаров и др.

Анализ различных позиций исследователей и практики становления и развития национальной школы и способов изучения в ней этнической культуры позволяет выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения на уровне научных исследований:

- многие малочисленные народы нуждаются в социальной и культур-

ной поддержке общества и государства, но еще не имеют правового статуса малочисленного самостоятельного этноса;

закон о культурной автономии дает возможность малочисленным народам приобщать свою молодежь к этнической культуре, но отсутствие письменности мешает им создать свою этнокультурную школу;

этническая культура бесписьменных народов фиксирована в устной разговорной речи, материальных средствах и устном творчестве народа, но в существующей школе пока не разработаны учебные средства и методики использования таких средств в изучении этнической культуры;

этнокультурная школа имеет большие резервы для приобщения детей и молодежи к своей этнической культуре, но результатами ее автономной работы могут стать этноцентризм и изоляция этнической культуры бесписьменных народов от культуры иных народов и общечеловеческой культуры;

этнокультурное образование можно организовать в существующей школе параллельно с общим образованием, но еще не разработаны модель, концепция, регламент и программы организации такой формы национально ориентированного образования для бесписьменных народов.

Эти противоречия находятся в поле внимания исследователей и в настоящее время ведется поиск путей реализации образовательного права бесписьменных народов и формирования у молодежи этнокультурной идентичности. В нашей работе исследуется проблема создания национально ориентированного образования бесписьменных народов как составной части единого образовательного пространства на основе устной родной речи и невербальных средств этнической культуры и традиционного образа жизни бесписьменных народов.

Проблема исследования: в теоретическом аспекте - научное обоснование возможности создания национально ориентированного образования бесписьменных народов на основе устной родной речи и невербальных средств этнокультуры, в практическом аспекте - разработка регламента, программы, содержания и технологий организации этнокультурного образования бесписьменных народов в рамках общего образования.

Проанализировав проблему с различных научных позиций и учитывая, что у бесписьменных народов отсутствует возможность приобщения молодежи к своей этнической культуре, мы сформулировали следующую тему исследования: «Национально ориентированное образование бесписьменных народов».

Объект исследования - национально ориентированное образование.

Предмет исследования - специфика национально ориентированного образования для бесписьменных народов.

Цель исследования - разработка и методологическое обоснование модели, концепции, регламента, средств и механизмов организации национально ориентированного образования бесписьменных народов на основе устной родной речи и невербальных средств обучения.

Гипотеза исследования. Чтобы организовать национально- ориентированное образование бесписьменных народов как части общего образования, направленной на формирование у обучающихся этнокультурной идентичности и способности сохранять и развивать культуру своего народа, необходимо:

определить сущность, структуру и специфику образования для бесписьменных народов;

раскрыть потенциал ценностей этнической культуры и традиционного образа жизни народа для разработки содержания образования;

выявить механизмы и технологии этнокультурной коннотации содержания основных образовательных программ;

смоделировать структуру и регламент этнокультурного образования;

разработать учебно-методическое обеспечение на основе устной родной речи, невербальных и материальных средств этнической культуры;

разработать программу и регламент работы школы на разных ступенях образования;

определить и экспериментально обосновать педагогические условия целенаправленного приобщения детей и молодежи к этническим ценностям через устную родную речь и материальные средства культуры;

исследовать специфику подготовки педагогических кадров для школы, построенной на основе устной родной речи и материальных средств этнической культуры;

изучить механизмы продуктивного влияния национально ориентированного образования на формирование этнокультурной идентичности и способности развивать этническую культуру у детей и молодежи бесписьменных малочисленных народов.

Исходя из цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:

  1. Выявить и теоретически обосновать сущность и специфику национально ориентированного образования на основе культурологического, этнокультурного, аксиологического и этнопедагогического подходов к его организации.

  2. Оценить предпосылки формирования национально ориентированного образовательного пространства, в котором может быть организована школа для бесписьменных народов и теоретически обосновать возможность создания такого типа образования для бесписьменных народов.

  3. Разработать модель, концепцию, регламент и программу национально ориентированного образования для бесписьменных народов на разных уровнях его организации.

  4. Разработать педагогические технологии этнокультурного конноти-рования образовательных программ и методик использования устной речи и материальных средств этнокультуры в школе для бесписьменных народов.

  5. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия ор-

ганизации национально ориентированного образования на основе устной родной речи и невербальных средств обучения.

  1. Выявить организационные условия и разработать технологии подготовки педагогов для бесписьменной школы.

  2. На основе обобщения результатов эксперимента выявить и обосновать механизмы продуктивного влияния этнокультурного содержания и условий организации этнокультурного образования на формирование у детей и молодежи бесписьменных народов этнокультурной идентичности и способности к сохранению и развитию этнической культуры и норм традиционного образа жизни народа.

Методологическая основа исследования

Культурологический, этнокультурный и интегративный подход к обоснованию национально ориентированного образования, демократический принцип в реализации образовательного права бесписьменных народов, дискурсивный подход к использовании устной речи вместо письменного языка в этнокультурной школе, технологический подход в конструировании учебных аудио- и видеосредств в процессе изучения этнокультуры, аксиологический подход при отборе ценностей этнической культуры в содержание образования, принцип этнокультурного коннотирования содержания общего образования, артпедагогический подход к изучению ценностей народной художественной культуры, принципы отбора ценностей этнической культуры в содержание национально ориентированного образования, компетентностный подход в обосновании системы подготовки педагогов для школ бесписьменных народов.

Теоретической основой исследования являются:

Теория взаимосвязи социальной защищенности человека с этнической идентичностью (М.А. Абдулхабиров, М.Х. Ахмеднабиев, М.Н. Закарьяев, Х.Г. Магидов, М.К. Мусаев, А. Саркаров, Ю.В. Хотинец, В.А. Шнирельман, Э. Эриксон и др.).

Теория сохранения культурного разнообразия и уникальности культуры каждого народа (Р.Г. Абдулатипов, З.Т. Гасанов, А.К. Абдуллаев, А.У. Арсельгов, З.Т. Гасанов, Дж.М.Маллаев, М.М. Шахбанова и др.).

Теория первичности культуры по отношению к экономике, политике, праву и морали (А.В. Микляева, Ю.В. Мухлынкина, Т.Г. Стефаненко, В.А. Тишков и др.)

Культуросообразность образования и воспитания личности (Т.Б. Алексеева, B.C. Библер, Г.Д. Дмитриев, А.П. Лиферов, В.И. Мареев, А.П. Садохин, Ю.В. Черникова и др.).

Теория интеграции культур в образовании (М.Н. Берулава, Е.В. Бонда-ревская, А.Я. Данилюк, Ю.И. Дик, М.К. Енисеев, В.Н. Максимова, А.Н. Нюдюрмагомедов, А.А. Пинский, В.Г. Разумовский, Л.В. Тарасов, А.П. Тряпицына, СЮ. Тюнников и др.).

Теория конструирования национальных образовательных систем (Е.А.

Колесник, М.Н. Кузьмин, СВ. Куликова, Я.И. Лурье, А.Б. Панькин, Е.А. По-датко, Я.Г. Таибов, СТ. Тучалаев и др.).

Теория и технологии этнопедагогики, закономерности которых более адекватны характеру этнокультурного воспитания и образования (Б.Ш. Алиева, Ш.М.-Х. Арсалиев, Г.Н. Волков, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, Т.Н. Петрова, Т.Г. Саидов, А.Н. Фролова).

Теория развития этнического сознания и формирования этнической идентичности (А. Бандура, СМ. Бациев, А.А. Бучек, СВ. Гладких, Т.Г. Стефаненко, Э. Эриксон и др.).

Принцип построения школы на основе письменного родного языка (М.А. Алисултанова, Б.М. Атаев, Е.А. Бокарев, А.А. Бурыкин, Е.А. Кибрик, А.А. Тахо-Годи, Х.Д. Шамбезаде и др.).

Методы исследования: ретроспективный анализ динамики развития национально ориентированного образования, теоретический анализ культурологического, этнокультурного и интеграционного подходов к национально ориентированному образованию, педагогическое моделирование, социологические методы диагностики отношения учащихся, родителей и педагогов к этнокультурной идентификации, дискурсивный анализ преимуществ устной речи перед письменным языком, методы сбора и обработки полевого этнокультурного материала, конструирование этнокультурных учебных средств, использование приемов артпедагогики при изучении художественной культуры народа. Также при организации работы школы для бесписьменных народов использованы инструктаж и мастер-классы с организаторами эксперимента, предварительная апробация материалов эксперимента, вариативный и многосерийный эксперимент, анализ и обобщение результатов эксперимента, статистические методы оценки достоверности результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования школ Ботлихского, Цумадинского, Цунтинского, Ахвахского, Шамильского районов, в которых проживают андийцы, ахвахцы, багалалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, го-доберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршинцы, цезы, чамалалы, школы поселка Новый Хушет, и поселка Ленинкент г. Махачкалы, где дети дидойцев учатся в классах с многонациональным составом учащихся. В эксперименте участвовали также студенты Северо-Кавказского филиала РПА и правового колледжа при Северо-Кавказском филиале Российской правовой академии МЮ РФ, студенты факультетов Дагестанской филологии Дагестанского государственного университета и студенты магистратуры Дагестанского государственного педагогического университета. Экспериментом было охвачено 494 человека, в том числе - 282 учащихся, 56 детей дошкольного возраста, 35 родителей, 25 учителей, 87 студентов и 9 преподавателей.

Исследование осуществлялось в пять этапов.

На первом этапе (2010-2011 годы) на основе теоретического анализа философских, этнологических, психологических и педагогических научных источников и оценки состояния реализации образовательного права беспись-

менных народов была выявлена проблема, определена тема и проведено обоснование ее актуальности и практической значимости.

На втором этапе (2012-2013 годы) изучено содержание, формы и специфика языка и этнической культуры малочисленных бесписьменных народов и разработана концепция о возможности организации этнокультурного образования на основе устной разговорной речи и невербальных средств эт-нокультуры для бесписьменных народов.

На третьем этапе (2013 - начало 2014 года) разработаны программа и технологии национально ориентированного образования на основе этнокультурного коннотирования образовательных программ и учебные средства на основе разговорной речи, аудио- и видеоматериалов, отражающих ценности этнокультуры и традиционного образа жизни бесписьменных народов. Также проведено исследование отношения учащихся, учителей и родителей к национально ориентированному образованию и начат эксперимент по разработанной программе.

На четвертом этапе (2014-2015 гг.) проведен вариативный эксперимент по разработанной программе, обработаны и обобщены его результаты.

На пятом этапе обобщен весь материал исследования, сформулированы основные научные положения, оформлен и подготовлен к защите текст диссертации.

Научная новизна результатов исследования

  1. Доказано, что этнокультурное образование бесписьменных народов можно успешно организовать на основе устной родной речи и невербальных средств этнокультуры и традиционного образа жизни народа.

  2. Национально ориентированное образование для бесписьменных народов определено как часть общего образования, построенная на устной родной речи и невербальных средствах этнической культуры и традиционного образа жизни и направленная на формирование у молодежи этнокультурной идентичности и способности к развитию культуры своего народа.

  3. Научно обосновано, что национально ориентированное образование способствует получению статуса малочисленного народа бесписьменными народами, поскольку наличие уникальной формы формирования этнокультурной идентичности является сущностным признаком самоценности народа.

  4. На основе анализа результатов многосерийного эксперимента выявлено, что при использовании невербальных средств изучения художественной культуры, педагогические технологии приобретают форму технологий артпедагогики и диалога культур, которые способствуют заметному усилению интереса детей к этнической культуре и способам традиционного уклада жизни народа.

  5. Модель и разработанная программа национально ориентированного образования позволили выделить ступени школы для бесписьменных народов в соответствии с динамикой формирования этнической идентичности: механическая идентичность в «школе жизни», школа приобщения к этниче-

ской культуре, тренинг идентичности в событиях социальной практики и развитие культуры в этнопроектах.

  1. Научно обосновано, что переход от этнической социализации к целенаправленной этнокультурной идентификации в национально ориентированном образовании позволяет значительно ускорить формирование этнокультурного самосознания и чувства национальной идентичности молодежи бесписьменных народов.

  2. Выявлено и научно обосновано, какие педагогические условия необходимы для организации этнокультурного образования бесписьменных народов параллельно с общим образованием в едином образовательном пространстве России.

  3. Выявлены организационные условия подготовки педагогов разных специальностей к этнокультурной коннотации и реализации этнокультурного потенциала своей учебной дисциплины в национально ориентированном образовании для бесписьменных народов.

  4. Разработаны и экспериментально обоснованы критерии оценки этнической идентичности обучающихся, адекватные ментальным особенностям культуры и традиционного образа жизни бесписьменных народов.

10. Доказано, что каждый компонент новой национально ориентиро
ванной школы для малочисленных народов является изначально инноваци
онной по сравнению с действующими школами, исходя из целей, поставлен
ных перед ней тем или иным народом.

Теоретическая значимость результатов исследования

  1. Категории теории образовательных систем расширены понятиями «национально ориентированное образовательное пространство», «национально ориентированное образование», «этнокультурная идентификация», «этнокультурная идентичность», «обучение на основе устной речи», «невербальные учебные средства этнокультуры», «этнокультурное проектирование с выделением специфики культуры и традиционного образа жизни бесписьменных народов», «школа памяти и речи».

  2. Теория сохранения культурного разнообразия дополнена принципами формирования этнокультурной идентичности молодежи: принцип народности и культуросообразности (ориентации на этническую культуру); принцип самоорганизации, требующий привлечения учителей, учащихся, родителей и общественности к реализации идей национально ориентированного образования; устной речевой коммуникации, связанной с отсутствием письменности у этих народов; использования реальных социальных событий и аудио- и видеосредств; использования методик артпедагогики при изучении ценностей художественной культуры; принцип ориентации на этнокультурное проектирование и диалог культур.

  3. Теория интеграции культур в образовании расширена принципами этнической коннотации и реализации этнокультурного потенциала учебных предметов.

  1. Разработана модель, концепция и программа четырехступенчатой системы национально ориентированного образования бесписьменных народов в соответствии с динамикой формирования этнокультурной идентичности.

  2. В связи с неактуальностью создания письменности малочисленных народов и сложности формирования школы на основе письменного языка выявлен и обоснован способ создания школы для бесписьменных народов на основе устной родной речи и невербальных ценностей этнической культуры и традиционного образа жизни народа.

  3. Разработаны и обоснованы критерии оценки этнической идентичности учащихся в национально ориентированном образовании, адекватные ментальным особенностям культуры и традиционного уклада жизни бесписьменных народов.

  4. Теория педагогического проектирования расширена этнорелятивист-ским социальным проектированием, позволяющим расширить функции традиционных ценностей культуры с учетом этнорелятивистских процессов в современном обществе.

Практическая значимость результатов исследования

  1. Введение национально ориентированного образования для бесписьменных народов в школах может быть использовано этими народами в признании их самостоятельными народами.

  2. Разработанная структура, организационные основы, этнокультурные учебные средства и технологии вполне доступны в любой сельской школе и позволяют непосредственно ввести этнокультурное образование в существующих общеобразовательных школах даже при отсутствии письменности.

  1. Содержание и методика использования этнокультурных учебных средств позволяет включать учащихся сельских школ и студентов в поисковую работу по сохранению и развитию ценностей этнической культуры и норм традиционного образа жизни своего народа.

  2. Выявленные в исследовании эффективные условия формирования этнической идентичности молодежи бесписьменных народов помогут учителям всех специальностей реализовать этнокультурные компетенции своего предмета в соответствии с основными направлениями включения этнокуль-туры в содержание национально ориентированного образования.

  3. Разработанные критерии оценки этнической идентичности можно использовать при диагностике, мониторинге и оценке качества культурной идентичности учащихся в школах для бесписьменных народов.

  4. Использование в национально ориентированном образовании материальных ценностей и устной родной речи малочисленных народов позволит создавать этнокультурную образовательную среду с привлечением работников культурных учреждений и центров этнической культуры.

Достоверность результатов исследования подтверждается теоретическим анализом позиций разных исследователей по отношению к этнокуль-

турному образованию, выявлением сущностных связей компонентов национально ориентированного образования путем моделирования, разработки концепции его реализации, установлением возможности создания национально ориентированного образования для бесписьменных народов на основе устной родной речи и невербальных средств этнокультуры. Достоверность результатов также подтверждается ретроспективным анализом процесса становления национальной школы, применением правовых механизмов создания национально ориентированного образования как оригинальной формы реализации образовательного права бесписьменных народов, вариативным экспериментом, применением методов педагогической квалиметрии при оценке результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ежегодных научных отчетах о ходе исследования на кафедре, в выступлениях по проблемам исследования на 17 международных, 7 всероссийских и 3 региональных научно-практических конференциях, при апробировании теста для выявления отношения школьников, учителей и родителей к этнокультурному образованию в Ново-Хушетской и Ленинкентской средних школах г. Махачкалы и внедрении разработанной системы национально ориентированного образования в школах Ботлихского, Цумадинского, Цунтинского, Ах-вахского, Шамильского районов, в которых проживают бесписьменные народы аварской группы (андийцы, ахвахцы, багалалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршинцы, цезы, чамалинцы), школы поселка Новый Хушет, и поселка Ленинкент г. Махачкалы, где дети дидойцев учатся в классах с многонациональным составом учащихся. Апробация и внедрение разработанного проекта в аспекте этнокультурной коннотации образовательных программ также прошли в Северо-Кавказском филиале РПА и правового колледжа при Северо-Кавказском филиале Российской правовой академии МЮ РФ, в магистратуре факультетов дагестанской филологии Дагестанского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся следующие научные положения:

  1. Национально ориентированное образование бесписьменных народов является составной частью общего образования, цель, содержание и технологии которого позволяют эффективно формировать у молодежи этнокультурную идентичность и способность к возрождению, сохранению и развитию этнической культуры, ценности которой выражены в невербальных средствах и устной родной речи.

  2. Содержание, средства и технологии национально ориентированного образования бесписьменных народов, построенные на основе устной родной речи и невербальных средств этнической культуры и традиционного образа жизни народа, собранные и дидактически обработанные в форме аудио- и видеозаписей социальных и культурных событий, тренингов и этнопроектов, позволяют создавать в школе условия для самоорганизации педагогического

процесса.

  1. Национально ориентированное образование для бесписьменных народов, организованное на четырех уровнях (механической идентификации в «школе жизни», этнокультурной начальной школы приобщения к ценностям этнической культуры, школы формирования этнической идентичности в тренингах социальных практик и проективной школы формирования способности молодежи к развитию этнокультуры и межкультурного диалога) позволяет прослеживать динамику формирования этнокультурной идентичности школьников.

  2. Содержание национально ориентированного образования, построенное на основных направлениях этнической культуры (общественно-правовое управление, бытовые отношения и традиции, фольклор и художественная культура, хозяйственная жизнь и народно-художественные промыслы, народная медицина и культура питания, родной край и природа, известные деятели культуры из представителей данного народа), позволяет школьникам получить целостное представление обо всей этнической культуре и традиционных способах жизни этноса.

  3. Для формирования у молодежи бесписьменных народов этнокультурной идентичности наиболее благоприятны следующие педагогические условия:

-оценка того, насколько значимы для учащихся, учителей, родителей и общественности этническая культура и нормы традиционного образа жизни бесписьменных народов, что позволит определить концептуальные положения организации национально ориентированного образования;

принятие родной устной речи и невербальных средств культуры за основу создания школы, что открывает бесписьменным народам путь к возрождению, сохранению и развитию своей культуры и идентификации молодежи с традиционным образом жизни своего народа;

разработка концепции и программы этнокультурного образования в школе для бесписьменных народов, на основе которых можно конструировать содержание и технологии национально ориентированного образования;

выявление аспектов интеграции общеобразовательных программ с основными направлениями этнической культуры и традиционного уклада жизни бесписьменных народов, позволяющх преподавателям гуманитарных дисциплин раскрывать этнокультурный потенциал своих дисциплин в формировании этнокультурной идентичности школьников;

сбор и дидактическая обработка этнокультурного материала, разработка учебных средств на основе устной родной речи, реальных наблюдений, аудио- и видеосредств, собранных в ходе полевых исследований по основным направлениям этнической культуры позволяющих включать учащихся и студентов в поисковую работу в области этнической культуры и развивать их этнокультурные компетенции;

разработка образовательных технологий, адекватных ментальным

особенностям и специфическим способам восприятия и освоения мира конкретным этносом в форме тренингов, социальных практик и этнокультурных проектов;

подготовка педагогов и родителей к организации этнической идентификации детей и молодежи в условиях работы школы для бесписьменных народов, от которой зависит успех эксперимента по организации национально ориентированного образования и дальнейшей работы школы для бесписьменных народов;

организация этнической идентификации детей и молодежи на четырех ступенях национально ориентированного образования: механической идентичности, приобщения к ценностям культуры, тренинга социальных практик и этнокультурного проектирования, что позволит сформировать этнокультурную идентичность и способность к возрождению, сохранению и развитию этнической культуры;

налаживание интеграционных связей учебного процесса, внеурочной деятельности и создание культурно-просветительских центров в рамках национально ориентированного образования для бесписьменных народов, результатом чего должно стать создание национально ориентированного образовательного пространства;

мониторинг и оценка результатов исследования этнической идентичности и способности молодежи к сохранению и развитию культуры и традиционных способов жизни своего народа, в ходе которых прослеживается динамика формирования этнокультурной идентичности учащихся.

6. Национально ориентированное образование для бесписьменных народов является изначально инновационным по всем своим компонентам по сравнению с действующими типами образования:

для его реализации нужна «школа речи, памяти и действий», поскольку предполагается использование ценностей культуры и устной родной речи вместо письменного языка;

средства и содержание образования в обычных школах бывают заранее готовы, и учащиеся только ими пользуются, а в школе для бесписьменных народов они создаются в процессе обучения, совместными усилиями учителей, учащихся, родителей и общественности;

в обычных школах Интернет-ресурсы, презентации прилагаются к готовому содержанию, а в этой школе без них нельзя сформировать само содержание и технологии образования;

методы обучения в действующем образовании заранее разработаны и научно обоснованы в педагогике и методиках, а в этой школе в качестве методов используются способы традиционной жизни народа, которые также собираются как полевой материал;

в обычных школах знания получают, читая и анализируя записанные тексты, а в этой школе учащиеся презентуют себя в ходе тренингов, имитаций, традиционной жизни народа или реальных социальных событий;

поскольку многие ценности художественной культуры бесписьменных народов сохранились в форме изделий декоративно-прикладного искусства, для их изучения используются приемы артпедагогики;

представление школьников о культуре своего народа формируется в процессе выполнения этнокультурных проектов, для чего необходимо владеть методиками проектного обучения;

в традиционной школе педагогическим процессом управляют педагоги, а в школе для письменных народов сам педагогический процесс создается вместе с учащимися, вследствие чего становится самоорганизуемым;

результатом работы обычной школы являются усвоенные знания и способность их использовать, а в школе для бесписьменных народов учащиеся становятся идентичными своему народу, его культуре и учатся сохранять и развивать культуру и традиционный образ жизни народа.

  1. Основными критериями, позволяющими объективно оценивать этническую идентичность и способность сохранять и развивать этническую культуру молодежи бесписьменных народов, являются: интерес к атрибутам социальной жизни своей семьи, села, народа; понимание своей похожести на близких, родственников, сельчан, представителей этноса; интерес к этнической культуре; признание и понимание значимости принадлежности к своему этносу; проявление национального характера; проявление чувства патриотизма и способности презентовать культуру и уникальность жизненного уклада своего этноса; способность к развитию культуры своего народа; готовность к межкультурной коммуникации.

  2. Национально ориентированное образование, предоставляя бесписьменным народам возможность реализовать образовательное право, адекватное их уникальной культуре и традициям, выступает также одним из сущностных признаков статуса самостоятельного малочисленного народа.