Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-методическое обеспечение взаимодействия образовательных организаций и музеев Иванова Ольга Валерьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Ольга Валерьевна. Научно-методическое обеспечение взаимодействия образовательных организаций и музеев: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Иванова Ольга Валерьевна;[Место защиты: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-педагогический анализ взаимодействия музеев и образовательных организаций 18

1.1. Появление просветительно-образовательной функции музеев и зарождение музейной педагогики 18

1.2. Музейная педагогика как область педагогической науки и как технология культурно-образовательной деятельности 36

Выводы по главе 1 49

Глава 2. Педагогическое обеспечение взаимодействия музеев и образовательных организаций 52

2.1. Формы и педагогические условия взаимодействия музеев и образовательных организаций: дошкольных учреждений, школ, колледжей, университетов 52

2.2. Образовательный потенциал музейных форм работы в информационную эпоху 62

2.3. Особенности педагогического обеспечения взаимодействия образовательных организаций и музеев 76

2.4. Практика эффективного взаимодействия образовательных организаций и музеев 87

Выводы по главе 2 125

Глава 3. Создание музеев в образовательных организациях как способ взаимодействия с музеями и форма музейной работы 128

3.1. Организация музеев в образовательных организациях: цели, задачи и значение для совершенствования образовательного процесса 128

3.2. Проблемы педагогического обеспечения музейной работы в образовательной организации в современных условиях 139

3.3. Практика организации эффективной музейно-педагогической деятельности в образовательных организациях 144

Выводы по главе 3 150

Заключение 152

Список литературы 155

Приложения 174

Появление просветительно-образовательной функции музеев и зарождение музейной педагогики

Предпосылками зарождения музейной педагогики как отрасли педагогического знания стало появление просветительно-образовательной функции музеев, которая без научной, методической поддержки не могла осуществляться эффективно. История становления музейной педагогики неразрывно связана с историей появления, становления и развития музеев.

Первый практический опыт просветительно-образовательной деятельности музеев появился прежде, чем произошло научно-теоретическое осмысление культурно-образовательной деятельности и педагогического взаимодействия образовательных организаций. Можно предположить, что просветительно образовательная работа была начата еще в мусейонах Древней Греции. Например, знаменитый Александрийский мусейон, построенный в III веке до нашей эры, стал своеобразным научно-исследовательским комплексом с уникальной библиотекой. Ученые — сотрудники мусейона занимались натурфилософией, математикой, астрономией, географией, медициной, теорией музыки, лингвистикой и другими науками. Мусейон стал базой, на которой осуществлялось становление Александрийской школы, и возник неоплатонизм. Расцвет частного коллекционирования предметов культурного наследия и искусства, произошедший в эпоху Возрождения, показал возможности решения образовательных задач музейными средствами. Художественные коллекции правителей Флоренции и меценатов Медичи положили начало профессионального художественного образования Сандро Боттичелли, Андреа Вероккьо, Микеланджело и других великих художников.

С одной стороны, на этапе возникновения и становления музей приобретает просветительно-образовательные функции, c в другой стороны, великие дидакты прошлого, в частности Я. А. Коменский, видели дидактические функции музеев. В 1658 году в своем труде «Orbis Sensulium Hictus» («Мир чувственных вещей в картинках») Коменский выделил среди ряда дидактических принципов принцип наглядности в обучении как непосредственное ознакомление учащихся с предметами и последующим объяснением. В своих трудах Я. А. Коменский впервые обозначил педагогический аспект ценности кунсткамер. Ученый использовал термин «музей» в дидактическом ключе — применительно к кабинету ученого, все содержание которого ориентировано на процесс познания [145, с. 14].

В эпоху Просвещения получили развитие образовательная и социально-культурная функции музеев. В XVIII веке основывается ряд музеев, реализующих просветительно-образовательные и социокультурные функции: Кунсткамера (Россия, 1714 г.); Британский музей (Великобритания, 1753 г.); Лувр (Франция, 1791 г.) и другие [168, с. 11]. Музейные коллекции, предметы, их описания были связаны с уровнем развития наук, они отражали этот уровень в самых разных областях знаний (археология, биология, химия, физика, история и др.), требовали не просто просмотра, а глубокого изучения, что уже является образовательным процессом, выводит на широкий спектр образовательных задач. Уникальные экспозиции музеев, богатейшие библиотеки могли способствовать обогащению знаний посетителей с помощью определенных педагогических условий и средств. В конце XVIII — начале XIX века многие музеи мира ощутили необходимость взаимодействия с образовательными организациями и стали организаторами просветительно-образовательной деятельности.

Серьезное развитие культурно-просветительной и образовательной функций музеев произошло в XIX веке. Это время основания многих известных европейских музеев. В этот период внимание к музеям велико, они своими специфическими средствами дают приращение научного знания, формируют эстетический и художественный вкус, обладают общественным и даже политическим влиянием. На примерах появившихся в тот период музеев становится понятно их разнообразное влияние. В первой половине XIX века создаются музеи, освещающие историю развития искусства, такие как Пинакотека Брера (Италия, 1809 г.), Музей Прадо (Испания, 1819 г.). В их коллекциях — тщательно отобранные произведения различных школ живописи. После промышленного переворота во второй половине XIX века появляются музеи, ориентированные на промышленное искусство. Одним из таких стал Южно-Кенсингтонский музей (музей Виктории и Альберта, Великобритания, 1852 г.), в деятельности которого отразились идеи Д. Рескина и У. Морриса, касающиеся формирования эстетически ориентированной среды. Появились причины для появления новых направлений деятельности музея: развитие индустриального искусства, его воздействие на все слои общества, значительное повышение качества художественного образования. На базе музея было организовано обучение ремесленников, которое проводилось с использованием образцов из собрания музея. Тем самым повышалось качество предметов, повседневно использующихся в быту, ремесленники приобретали необходимый опыт. В данном случае мы наглядно видим «сращивание» музея и образовательной организации — этот опыт был реализован директором Южно-Кенсингтонского музея Г. Колем [191, P. 57].

Идея создания предметов быта при музее привлекла внимание школ, что повлекло их сотрудничество с музеем при обучении школьников ремеслам. Г. Коль в 1880-е годы расширил свой опыт организации совместной работы музея и школы по научно-техническому, трудовому, производственному, художественно-эстетическому воспитанию детей. Для этого он создал при музее службу взаимодействия с учителями школ. Именно Г. Колю принадлежит выдвижение на первый план в деятельности музея образовательной функции. Подчеркивая образовательную суть музея, он писал: «Пока музеи и галереи не поставят перед собой образовательные цели, они представляют собой скучные и бесполезные учреждения» [191, P. 57]. Говоря современным языком, совместная образовательная работа музея со школами явилась предтечей современных моделей их взаимодействия, изменила музейную политику. Важно отметить, что все это способствовало развитию образовательной функции музеев в Великобритании.

Опыт Южно-Кенсингтонского музея лег в основу образовательных концепций музеев Соединенных Штатов Америки и оказал значительное влияние на формирование музейного дела [92, с. 97]. Одна из причин восприятия данного опыта заключается в том, что идея полезности в принципе была близка американцам. В США пошли дальше, а именно: в музеях проводились выставки интерьеров, моделей пригородных участков, домов. Популярными стали акции «За красивый город», «За улучшение дома», появились различные клубы, пропагандировавшие американскую идеологию, ценности, американский образ жизни.

Б. Франклин утверждал, что «Красота того, что полезно, должна стать основой эстетики молодой республики», по его же мнению: «...один школьный учитель стоит дюжины поэтов, а новая машина важнее шедевров Рафаэля» [191, P. 257]. Американский философ и психолог Дж. Дьюи, отстаивавший идею «обучения посредством делания», основной задачей обучения считал формирование у обучающихся практических навыков, настаивал на расширении среды школы за счет включения «изменчивого окружающего мира» [29]. Мы видим, что идея полезности стала основанием образовательной деятельности американских музеев. Музеи организовывали работы по благоустройству городов, привлекая горожан и школьников. Например, Музеем искусств (Толедо, США) был создан «Клуб птиц», в котором школьники разводили и ухаживали за пернатыми в городских парках. Логично, что одной из важных и значимых функций американского музея стала просветительно-образовательная деятельность. В конце XIX века в некоторых музеях США вводится должность музейного учителя (Музей изящных искусств, Бостон), просветительно-образовательные задачи закрепляются в уставе музея (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), проводится широкая просветительная работа по искусству, археологии, литературе, наукам (Музей искусств, Детройт). Эти изменения трансформируют музеи США даже в некое подобие учебных заведений.

На стыке XIX и XX веков происходит осознание музея как института образования. Это является одной из предпосылок зарождения музейно-педагогической мысли. В начале XX века начинают оформляться научные подходы к обоснованию просветительно-образовательной деятельности музеев.

В Германии образовательная деятельность музеев развивалась не так стремительно и быстро, как в Соединенных Штатах Америки, но именно в кайзеровской Германии в научный оборот термин «музейная педагогика» был введен в начале ХХ века известными немецкими учеными-музееведами А. Лихтварком, А. Рейхвеном, Г. Фройденталем [178, с. 4].

Формы и педагогические условия взаимодействия музеев и образовательных организаций: дошкольных учреждений, школ, колледжей, университетов

Изучение более двухсот коллекций музеев различной направленности показывает, что современные музеи активно меняются, обладают все большим образовательным потенциалом, стремятся к тому, чтобы этот потенциал был эффективно использован образовательными организациями. Относительно образовательных организаций такое стремление не стало правилом. Как уже было отмечено ранее, значительные и подчас весьма современные ресурсные возможности музеев обращены к детям, посещающим музеи с родителями, используются при работе с семьями. Однако в настоящее время приходит понимание важности развития музейной педагогики и результативности использования образовательных ресурсов. Значение педагогического взаимодействия музеев с образовательными организациями сложно переоценить.

Подтверждением этому является наличие в каждом музее специального подразделения (отдела или центра), занимающегося разработкой образовательных программ, проведением занятий, созданием особых экспозиций для дошкольников, школьников, а иногда и студентов. Для реализации образовательной функции музеи изучают требования, образовательные программы, задачи системы образования, выстраивают свою работу на основе педагогических технологий, методов и приемов. Зачастую в образовательных структурах музеев работают профессиональные учителя, организаторы внеклассной работы, педагоги дополнительного образования детей. Это показало изучение работы музеев в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Калининградской, Ярославской областях, Республике Татарстан и др.

В ходе изучения работы музеев выявлено, что в большей части данный ресурс применяют школы, значительно реже детские сады, колледжи и университеты. Причины этого явления различны:

- на школу, в основном, ориентируются музейные педагоги при создании своих образовательных программ;

- меньшее внимание уделяется работе с дошкольниками и с дошкольными образовательными организациями в силу возрастной специфики, все-таки большинство музейных коллекций мало доступно для восприятия в дошкольном возрасте и зачастую не вызывает у детей должного интереса;

- в системе профессионального образования к музеям обращаются колледжи и университеты в зависимости от профессиональной специфики (чаще они востребованы в творческих колледжах и вузах, редко — в технических, экономических). Использование особых технических, естественнонаучных музеев в образовательном процессе вуза той же направленности, скорее, является исключением, присущим очень крупным городам, где имеются такие музеи, нежели правилом.

Исследование деятельности музеев позволило выявить формы, через которые происходит взаимодействие. Одной из распространенных форм взаимодействия образовательных организаций и музеев является проведение различного вида занятий, уроков в музее. Особенностями реализации этой формы взаимодействия является следующее:

- занятие, урок проводится на территории музея, поэтому требуется личное посещение музея дошкольниками, школьниками, студентами;

- выбор тематики занятия, урока и его содержание определяется образовательной организацией с учетом реализуемых образовательных программ;

- занятия, уроки проводит чаще всего музейный педагог, реже педагогический работник образовательной организации;

- на занятии, уроке есть возможность давать как индивидуальные так групповые задания;

- в качестве средств обучения используется музейные экспонаты, а также его технические и образовательные ресурсы.

Таким образом, образовательная организация, используя музей как образовательный ресурс, становится заказчиком образовательных услуг, определяющим не только тематику и цели занятий, уроков, но и периодичность, даты занятий и время. Это позволяет образовательной организации полностью контролировать образовательную деятельность: основной образовательный процесс проводится самой образовательной организацией на своей территории, а только одно или несколько занятий проходит в музее. Музейные педагоги, педагогические работники образовательных организаций, используя экспонаты, технические средства и учебные материалы музеев, знакомят детей с новым материалом и закрепляют ранее полученные знания. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что музей в образовательном процессе занимает далеко не первое место, он является его важной частью, позволяющей глубоко погрузить детей в тему, вызвав к ней живой интерес. Учителя-практики, музейные педагоги высказывают мнение о том, что такая форма работы, если она используется систематически, способствует лучшему усвоению нового материала, мотивирует желание учиться, способствует профориентации, развивает личность, творчество и креативность детей. По мнению практиков, наиболее эффективно эту форму взаимодействия имеет смысл использовать для проведения уроков по истории, географии, литературе, биологии, изобразительному искусству. Важно то, что ребенок всю информацию, полученную в музее, осмысливает и делится впечатлениями, у него появляется желание рисовать, написать сочинение, придумать сказку, при этом углубляется его понимание окружающей жизни. Это трансформирует музей в ресурс не только для получения знаний, но и развивающий детское творчество.

С помощью музейных занятий можно решить ряд образовательных и воспитательных задач. Основными являются следующие задачи:

- воспитание правильного поведения в музее, формирование бережного отношения к музейным экспонатам и культурному наследию;

- ознакомление ребенка с миром искусства в музейной среде;

- развитие образного мышления и умения понимать язык искусства;

- формирование интереса ребенка к культурным ценностям;

- формирование интереса ребенка к обучению, получению новых знаний за счет нахождения в необычном месте;

- изучение и закрепление определенной темы занятия, урока.

Ярким примером использования этой формы можно назвать систему педагогического взаимодействия Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и образовательных организаций города Елабуги по музейно-образовательной программе «Музей и школа». Охват школьников, обучающихся по программе, постоянно увеличивается (в 2017-2018 учебном году занимались более 2 500 человек в месяц, а в 2018-2019 году эта цифра выросла до 3 400 учащихся ежемесячно, что составляет 168 классов). Это позволяет сделать вывод о востребованности образовательными организациями данной формы взаимодействия в рамках общего образования, а также в качестве комплекса дополнительных образовательных услуг. Данная программа рассчитана на систематическое проведение занятий в музее в течение учебного года в соответствии со школьной программой. Занятия проходят по географии, биологии, истории, литературе и мн. др. [35, c. 187]

Наблюдение за современными школьниками, которые в основном общаются через социальные сети, позволяет отметить необходимость использования этой формы взаимодействия, так как основная работа строится на основе диалога, при очном участии школьника, что крайне важно. Отметим, что использование этой формы способствует формированию универсальных учебных действий (УДД). «Следует подчеркнуть, что процесс формирования УУД является существенной составляющей образовательной среды, привлекательной для школьника, так как включает оригинальные, непривычные для предметного содержания задания, пробуждающие его воображение, мышление и в большей мере проявление творческой инициативы» [19, с. 8].

При организации взаимодействия образовательных организаций и музеев первые вынуждены решать целый ряд организационно-управленческих проблем: доступ к музейным ресурсам возможен только по согласованию с музеем в строго отведенное время; сложности перевозки детей; затраты времени на дорогу в музей.

Еще одним ярким примером взаимодействия образовательной организации и музея является запущенный Департаментом образования и Департаментом культуры г. Москвы в ноябре 2014 г. проект «Урок в музее». В 2019 г. в проекте принимают участие 16 крупных московских музеев. В рамках реализации данного проекта проходит учебный день в музее, который состоит из 3–5 уроков продолжительностью 45 минут каждый и перемен между ними по 10 минут. Занятия проводят учителя-предметники. На основе музейных экспозиций строится урок, музейные коллекции используется для более глубокого и прикладного изучения предмета.

Практика эффективного взаимодействия образовательных организаций и музеев

Данный параграф представляет опыт работы музеев и образовательных организаций. Автор ставил перед собой несколько задач: выявить эффективные практики, отобрать, описать и проанализировать их, принять непосредственное участие в формировании таких практик путем сотрудничества с музейными педагогами, участия в разработке и экспертизе образовательных программ музеев, совместных образовательных программ музеев и школ. Эта деятельность осуществлялась в 2012–2014 гг. в ходе выполнения научно-исследовательского проекта № 12–36–01070 по гранту РГНФ «Научно-теоретические аспекты музейной педагогики в современной России». Все представленные музеи автор посетил лично, материалы предоставлялись в большинстве случаев непосредственными разработчиками, разрешение на использование материалов получено. Часть материалов использована в публикациях автора по теме диссертации.

Говоря о серьезной, глубокой совместной работе музеев и образовательных организаций, следует отметить, что это взаимодействие строится в сложных условиях. Надо отдать должное мастерству музейных и школьных педагогов, организующих непростые процессы взаимодействия. При изучении и анализе данного опыта автором был выделен ряд педагогических условий результативного взаимодействия, о которых сказано в первом параграфе главы 1.

Именно изучение практики сподвигло автора исследования на его осуществление в целях оказания научно-методической помощи при затруднениях взаимодействия музеев и образовательных организаций и анализа эффективного опыта для его распространения в музейной и педагогической средах.

В 1990-е годы специалистами музейной педагогики были разработаны первые музейно-образовательные программы: «Музей и культура» (под ред. Е. Г. Вансловой), «Здравствуй, музей!» (научный рук. Б. А. Столяров), «Предметный мир культуры» (М. Ю. Юхневич).

Как заметила Е. Б. Медведева, «за последующие годы количество опубликованных музейно-образовательных программ практически не выросло. Увеличилась лишь частота упоминания в музеях самого термина „музейно-образовательная программа“. Так стали называть просто некоторый набор экскурсий, музейных занятий, лекций, которые музеи предлагают школьникам определенного возраста» [84].

В настоящее время практически каждый музей разработал и использует свою образовательную программу. К сожалению, далеко не все из них педагогически обоснованы, могут использоваться с целью взаимодействия с образовательными организациями или реализовываться в каком-то другом музее.

Музейно-образовательная программа «Здравствуй, музей!» (Русский музей, научный руководитель Б. А. Столяров) была разработана с целью обеспечения взаимодействия образовательных организаций с художественными музеями России. Программа, утвержденная Министерством образования Российской Федерации (2004 г.) (в 2003 г. удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства), широко известна и реализуется на всей территории России. Программа разработана с учетом познавательных интересов и возрастных особенностей детей, определены образовательные цели и задачи, дано педагогическое обоснование используемых методов и приемов, а также материалов программы на занятиях в образовательных организациях.

В целях реализации данной программы в 2016 г. был запущен образовательный портал Русского музея «Здравствуй, музей!». Портал представляет собой информационно-образовательную систему, способствующую приобщению к ценностям русской художественной культуры, расширению и углублению знаний по истории русского искусства, знакомству с коллекциями Русского музея и других художественных музеев России.

Портал объединяет разные категории посетителей, в том числе дает коммуникационную возможность для профессионального общения музейных сотрудников и представителей системы образования, позволяет проводить дистанционное обучение педагогов, старшеклассников, студентов.

Структура портала включает систему электронных образовательных курсов, информационных материалов, интерактивных приложений и интернет–олимпиад для школьников, разработанных в Русском музее в рамках проектов «Музей. Инновационные образовательные технологии. Творчество» и «Русский музей — регионам России» [33].

Практика эффективного взаимодействия образовательных организаций и музеев разнообразна: использование виртуальных экскурсий по залам музея (Эрмитаж, Русский музей и мн. др.), посещение научно-учебных лабораторий и центров (центр Игротеха, Политехнический музей), а также работа с их сайтами, участие в детских общественных движениях («Муравейное братство» музея «Ясная Поляна», Тульская область, сайт работает в 17 регионах России), работа с порталом museum.ru.

Анализ работы музеев с образовательными организациями в разных городах страны показывает, что одной из распространенных и востребованных форм взаимодействия музея со школьниками является виртуальный музей [40].

Рассмотрим ситуацию с виртуальными музеями со стороны образовательной организации. Очевидно, что виртуальный музей значительно расширяет возможности учителя и экономит его время. К примеру, музеи готовят и выкладывают на свои сайты особые тематические экскурсии, которые удобно использовать на учебных занятиях (Эрмитаж, Третьяковская галерея и мн. др.). Виртуальные музеи, созданные многими российскими музеями (Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей ГУЛАГа, Воронцовский дворец и др.) оцениваются педагогами-специалистами и обычными пользователями как информативные и удобные.

Обратимся к практике использования фондов, представленных в виртуальных отечественных музеях, в образовательных целях.

Виртуальный музей Государственного Дарвиновского музея включает в себя содержательные, не искажающие действительность виртуальные экспозиции, сопровождающиеся четкой информацией. Так, в виртуальном музее можно посетить отдел микроэволюции, изучение которого начинается для школьника со знакомства с этим термином, а потом и с экспозицией виртуального зала. В процессе знакомства с виртуальной экспозицией школьник может видеть тексты, что значительно улучшает качество освоения материала.

Виртуальный музей Государственной Третьяковской галереи выполнен на высоком содержательном, технологическом и художественном уровнях, он включает несколько разделов. В дополнение на сайте представлена информация о циклах занятий и экскурсий в виртуальном музее. Любой школьник, независимо от территории нахождения, в удобное для него время может посетить виртуальный музей. Происходят и подключения к виртуальному музею непосредственно на уроках в любой точке страны.

Важно рассмотреть виртуальные форматы не только известных крупных российских музеев, но и маленьких, самобытных провинциальных музеев.

Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева был открыт в 1885 г. и стал первым общедоступным музеем в Российской империи. Основу экспозиции составляют работы И. К. Айвазовского, А. Н. Бенуа, В. Э. Борисова Мусатова, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, П. П. Кончаловского, К. С. Малевича, В. Г. Перова, К. С. Петрова-Водкина, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина и многих других художников и скульпторов. Важно, что виртуальный музей представляет точную копию реального Радищевского музея. Здесь представлены содержательные экспозиции, имеет место многослойность информации для разных профессиональных и возрастных категорий пользователей, для различных образовательных целей. В традиционном разделе «Образование» представлена информация центра эстетических и образовательных программ, работающего с детской и юношеской аудиторией.

Виртуальный музей обладает дидактическими возможностями для реализации задач обучения, задач гражданско-патриотического, художественно эстетического воспитания подрастающего поколения. В этом причина постоянного и глубокого сотрудничества музея с городскими и сельскими школами области [77].

Значительными дидактическими возможностями обладает эффективно развивающийся сайт Национального музея Республики Башкортостан. Он предлагает посетить город Уфу и республику виртуально, ознакомиться с достопримечательностями, что вызывает желание приехать в республику. С сайтом знакомятся педагоги, школьники и студенты не только Башкортостана, но и других регионов, сайт интересен и информативен. Особенно хочется выделить раздел «Научно-методический кабинет», созданный для реализации образовательных программ музея и наполненный ценной педагогической информацией для помощи педагогическим и музейным работникам. Он стал форумом для обсуждения методических рекомендаций, разработанных научными сотрудниками музея, и многих других материалов. Работа электронного методического кабинета позволяет музейным и педагогическим работникам повысить свое профессиональное мастерство, освоить рациональные методы музейной педагогики [44, с. 137].

Практика организации эффективной музейно-педагогической деятельности в образовательных организациях

Как уже говорилось, деятельность музеев в образовательных организациях направлена на помощь в достижении образовательных целей и задач.

Тематика музеев, созданных в образовательных организациях, очень разнообразна: музей часов, музей копейки, музей валенка, музей утюга, музей самовара, музей плюшевых мишек, музей чая, музей салфеток и т.д. Музеи, посвященные природе, традиционны для образовательных организаций. Существуют музеи, посвященные одному из компонентов природы. Например: музей воды, музей листьев, музей камня и т.д. [132, с. 14, 16]

Для эффективного выполнения задач, поставленных перед музеем в дошкольном учреждении или школе, необходимо выполнение ряда условий. Все экспонаты по любому направлению музея регистрируются в специальном журнале, содержащем следующие графы: название экспоната, дата поступления, срок хранения, фамилия, имя, отчество лица, представившего экспонат, фамилия, имя, отчество лица, ответственного за хранение. Эта важная функция в музее имеет и большое педагогическое значение, формируя у учащихся ответственность, позволяя ощущать причастность к серьезному делу. Экспозиция должна быть организована педагогически осмысленно. Она 145 может располагаться горизонтально, в этом случае предметы одного наименования, объединенные в одну группу, располагаются горизонтально на столе, тумбочке, полке, на полу. К примеру, расположенная горизонтально коллекция чашек, разнообразных по форме, окраске, размеру, характеризует их многообразие. Однако при таком расположении акцентировать внимание школьника в пределах одной группы невозможно, тяжело объединить экспонаты по теме или разделить визуально. Поэтому использовать только этот способ размещения экспонатов нецелесообразно. Конечно, в музее образовательной организации экспонаты могут быть расположены по другому принципу. Однако стоит помнить, что цель музейной экспозиции — показ объекта со всех сторон и его связь с другими объектами.

Вертикально разместить экспонаты можно на настенных полках и стеллажах, на ширмах, стендах. Стенды используются чаще всего, так как они мобильны и безопасны для школьников. На стендах легко и быстро можно изменить размещение экспонатов. Смена расположения экспозиции музея на полке меньше заметна для школьника, чем при смене расположения на стенде. Это важно, так как эффект новизны способен привлечь и удержать внимание школьника [132, с. 28–30].

Как показывает практика, удобнее всего разместить экспонаты на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном.

Педагогические цели и задачи функционирования школьных музеев ставятся сразу при их создании. Это закладывается в положение о музее в образовательной организации, которое утверждается руководителем организации и включает цели, задачи, порядок организации образовательной деятельности музея. Большую роль в организации музейной работы играет планирование [65].

Пристального внимания и развития требует вопрос использования потенциала музеев в гуманитарных вузах, особенно педагогических. Здесь важная культурная, образовательная и научная миссия принадлежит Московскому педагогическому государственному университету. Музей Московского педагогического государственного университета (МГПУ) расположен в историческом здании — памятнике истории и культуры федерального значения. Музей содержит богатые коллекции. Например, в библиотеке музея находится около двух миллионов томов, в том числе сорок тысяч экземпляров редких книг.

Экспозицию музея составляют коллекция физических приборов, коллекция кафедры зоологии, геолого-минералогическая коллекция, коллекция произведений отечественного и зарубежного искусства, включающая работы И. Е. Репина, В. А. Серова, К. А. Коровина, Л. В. Туржанского и др. Музей в работе со студентами использует физический демонстрационный кабинет, основанный еще в 1914 г. В МПГУ несколько лет подряд работает межфакультетское студенческое экскурсионное объединение, организующее экскурсии по краеведению для учащихся образовательных организаций. Музей проводит экскурсии по своей экспозиции и памятникам культурного и исторического наследия России. Это способствует достижению высоких результатов в работе со школьниками и реализации проекта «Фестиваль науки в Москве» [105].

На основании опыта образовательной деятельности средней школы № 327 (г. Санкт-Петербург) по теме «Создание виртуального школьного музея» можно сделать вывод, что применение современных технических средств, информационно-коммуникационных средств (виртуальных музеев), способствует развитию интереса школьников к обучению. На основе опыта работы учителя сделали вывод, что тематика виртуального музея должна иметь возможность быть использованной в образовательном процессе [7].

Преподаватель Курского электромеханического техникума С. В. Митракова на основании опыта своей работы делает вывод о том, что деятельность виртуального музея образовательной организации способствует становлению духовно развитой личности и положительно влияет на образовательный процесс. Важно, что многие виртуальные музеи способствуют дополнению образовательного процесса организаций профессионального образования элементами гражданско-патриотического воспитания. Таким образом, подавляющее большинство виртуальных музеев способствуют учебному процессу 147 образовательной организации, а некоторые из них развивают тему патриотизма [78].

Сотрудники Сибирского федерального университета А. Ю. Коловская и Л. В. Коловская сделали вывод о том, что артефакты, хранящиеся в музее, имеют смысл тогда, когда они востребованы общественным сознанием. В своих выступлениях А. Ю. Коловская и Л. В. Коловская рассматривают виртуальный музей вуза как оцифрованный фонд музея образовательной организации [78].

При поддержке Департамента образования г. Москвы коллективом сотрудников, преподавателей и студентов Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского был создан виртуальный музей «Солдаты Победы», посвященный памяти героев Великой Отечественной войны. Виртуальный музей содержит следующие разделы: «Школьные музеи», «Творцы Победы», «Воспоминания», «Фалеристика», «Хронограф», «Библиография», «Фильмография», «Вебинары», «Что я знаю о войне».

Разработчиками было проведено исследование эффективности работы виртуального музея. Полученные данные основывались на результатах опросов в образовательных учреждениях г. Москвы и показателях сайта музея. За первый год работы проекта было зафиксировано более 3 000 посещений интернет-ресурса учащимися школ и людьми младше 18 лет. Наиболее посещаемыми разделами стали «Школьные музеи» (оцифрованная версия экспозиций музеев школ г. Москвы и Подмосковья) — 42% всех посещений, и «Творцы Победы» (творческие работы учащихся школ, посвященные рассказам о подвигах их родственников и близких) — 23% всех посещений. Длительность времени, проведенного на странице, составила в среднем 6,5 минут, в лидерах — раздел «Воспоминания» (видео с ветеранами Великой Отечественной войны). Согласно результатам исследования, самыми невостребованными оказались разделы «Что я знаю о войне» (тест-викторина, посвященная событиям Великой Отечественной войны) и «Вебинары» (видеолекции преподавателей университета).

Посещаемость данных разделов составила менее 3%, среднее время нахождения на странице менее 30 секунд [127]. Из этого исследования можно сделать вывод, что наиболее востребованными оказались разделы, в наполнении которых школьники могут принимать активное участие.

Очень интересен опыт работы в школьном комплексном музее-лаборатории «Звездная летопись» центра образования «Школа здоровья» № 287 имени С. К. Годовикова. Там в течение ряда лет проходила практика студентов Российского университета дружбы народов по специальности «Искусство и гуманитарные науки». Их взаимодействие развивалось по нескольким направлениям:

- «привлечение студентов для участия в комплектовании и описании фондовых коллекций, работа с коллекционерами, участие в фестивале детского творчества „Путешествие к планете Земля“. Фестиваль проводится во время весенних школьных каникул, и студенты, уже пройдя месячную практику в музее, как правило, хорошо в нем ориентируются и с готовностью выполняют обязанности кураторов, активных, добровольных помощников. Тем более что фестиваль имеет уникальную насыщенную программу: ролевые обучающие игры, лекции, презентации разнообразных музейных проектов, мастер-классы по всевозможным направлениям изобразительного искусства, секции музееведения, театра, журналистики, конкурсы, викторины, клубы встреч с интересными людьми;

- постоянное участие студентов в музейном ежегодном семинаре».