Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Никулина Елена Борисовна

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций
<
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никулина Елена Борисовна. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 2000 177 c. РГБ ОД, 61:01-13/1272-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 14

1. Специфика нравственно-эстетического воспитания младших школьников 14

2. Нравственные ценности как форма культуры 44

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРЫ 93

1. Этнокультурный компонент содержания нравственно-эстетического воспитания младших школьников 93

2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников на этнических традициях 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 146

БИБЛИОГРАФИЯ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ 167

Введение к работе

Изменения, происходящие в нашем обществе, влекут за собой перемены и в системе образования. В этих условиях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально-политическим и экономическим кризисом, трансформируются нравственные ориентиры, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих нравственные нормативы общественной жизни, регулирующих основы жизнедеятельности людей.

Школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование ценностного отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, если в качестве одной из важнейших задач поставит повышение авторитета морали, нравственности в организации жизнедеятельности детей, а нравственное воспитание определит как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе. В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания получила достаточное развитие. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и другие. В отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, А.И.Липкина, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.). Функциями нравственного воспитания являются: включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений; передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание

мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах; формирование ценностных ориентации (Р.Г.Амосова, О.С.Богданова, Т.В.Вершинина, А.И.Каиров). Особенности нравственного воспитания младших школьников рассмотрены в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.С.Мухиной, Д.Б.Эльконина и других. В силу специфики возраста, нравственное воспитание именно в начальной школе является наиболее эффективным (Г.С.Абрамова, Д.А.Белухин, О.С.Богданова, О.Д.Калинина). Учет возрастных особенностей, а именно: наличие ярко выраженных эстетических потребностей, эмоциональности, чувственности (В.А.Гаврилов, Б.Т.Лихачев) обуславливает единство нравственного и эстетического (К.В.Гавриловец, И.И.Казимирская). Кроме того, взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания на данном возрастном периоде очевидна и необходима в силу родственности их целей и задач (Н.А.Ветлугина, Б.$1.Лихачев, Б.М.Неменский).

Однако, в настоящее время между целями и задачами нравственного воспитания и практическим их воплощением сложились определенные противоречия. Одно из них касается социального аспекта воспитания и выражено в падении прежних и отсутствии новых идеологических норм, на основе которых формировалось нравственное сознание подрастающего поколения. Технократические тенденции в человеческом сознании и мышлении создают условия для ослабления роли гуманитарных аспектов общественной жизни, что неизбежно обуславливает потерю значимости категорий нравственности. В то же время новых идеологических основ не создано, что, несомненно, приводит к замешательству и растерянности в решении задач нравственного воспитания.

Следующее противоречие обусловлено личностным аспектом. Младшие школьники в силу специфики возраста ориентируются на нравственный идеал, достойный подражания, но потоки зарубежной субкультуры могут искажать представления о нравственности и формировать в сознании младших школьников иллюзорные суррогатные приоритеты, что затрудняет выполнение педагогических задач.

Противоречия сложились и в самой педагогической науке.
Советская педагогика, интернационализируя процесс нравственного
воспитания, выбросила из воспитательного процесса этнокультурные
традиции, кризис невостребованности которых привел к потере
ощущения принадлежности к Родине и нивелировал такие понятия, как
«гражданственность», «патриотизм» и, как следствие,

«нравственность». Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня и не может быть выполнена без глубокого познания духовного богатства своего народа, приобщения к народной культуре. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни, она не подвержена трансформации, мутации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающему в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура - это источник и обновления, и воспитания.

Все пласты этнокультуры нашли свое образное отражение в народном творчестве, обращение к которому в современной педагогике может позволить решить социальные, общекультурные, экологические, нравственно-эстетические проблемы. Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры освещаются в работах

Е$.Бондаревской, Д.Ж.Валеева, Л.В.Неретиной и других. В отечественной педагогике вопрос развития школьников на материале национальных традиций получил освещение в педагогических исследованиях Г.И.Батуриной, ПН. Волкова, В.М.Григорьева, Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой. На основе этнокультуры составлены и апробированы вариативные программы, циклы факультативных занятий (М.Ю.Новицкая, Т.А.Пигилова, Н.Н.Фомина, Н.С.Ширяева и другие).

Вместе с тем, меры по решению проблем трансляции этнокультуры часто носят несистемный, нецеленаправленный характер. Проблема заключается в наличии противоречий между необходимостью приобщения школьников к основам национальной культуры и недостаточной разработанностью подходов к решению задач нравственно-эстетического воспитания на основе этнотрадиций.

Стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловили проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования специального подхода к нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников. В практическом плане это проблема определения содержания и методов нравственно-эстетического воспитания младших школьников через этнокультурные традиции.

Поиск путей разрешения обозначенной проблемы определил выбор темы исследования: «Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций».

Объект исследования: процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: нравственно-эстетическое воспитание на основе этнокультурных традиций как компонент педагогической деятельности.

Цель исследования: теоретически разработать и апробировать систему нравственно-эстетического воспитания в начальной школе на основе этнокультурных традиций.

Гипотеза исследования. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников есть приобщение к адекватным ценностям многоликого быстроизменяющегося социума, к ценностям культуры. Однако к моменту поступления в школу у учащихся уже сложились различные представления о культурных ценностях своего народа. Главное заключается в том, что дети не осознают роли и значения этнокультуных традиций в понимании своего личностного «Я» среди ценностей и норм морали и культуры. Поэтому нравственно-эстетическое воспитания младших школьников на основе этнокультурных традиций предполагает, что:

присвоение учащимися ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи, адекватности абсолютным нравственным ценностям;

этнический компонент содержания нравственно-эстетического воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре;

- приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с
развитием способности младших школьников понимать себя и другого
как себя в качестве субъекта этнокультуры;

- включение учащихся в разнообразные виды деятельности
становится отправной точкой для «проживания» в пространстве

этнокультуры.

Задачи исследования:

1. Выявить специфику нравственно-эстетического воспитания
младших школьников.

2. Раскрыть содержание понятия «этнокультурные традиции».

  1. Обосновать содержание специфического компонента нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

  2. Определить педагогические условия, обеспечивающие нравственно-эстетическое воспитание младших школьников через их приобщение к этническим традициям.

Положения, выносимые на защиту:

1. Приобщение младших школьников к ценностям морали и
культуры должно осуществляться в процессе нравственно-
эстетического воспитания. Однако существует противоречие между
«предуготовленностью» детей к присвоению адекватных ценностей и
социумом с его «превращенными» ценностями. Для разрешения
данного противоречия необходимо воспитание младших школьников
на этнокультурных традициях, создающее условия погружения в
этнопространство.

2. Положение о необходимости нравственно-эстетического
воспитания младших школьников на основе этнокультурных традиций
не может быть дополнено лишь тезисом о важности их приобщения к
ценностям этнической культуры. В современных условиях требуется
принципиально новый подход к нравственно-эстетическому
воспитанию младших школьников, осуществляемому на основе
понимания того, что ценности, к которым приобщаются и которые
присваивают дети в разнообразной деятельности под руководством
учителя, являются аксиологической формой культуры. Осознание

младшими школьниками ценности этнокультурных традиций, в структуре которых находятся знания этнокультурного характера, должно стать отправной точкой для их «проживания», что способствует понимать себя и другого как себя в качестве субъекта этнокультуры.

3. Стратегия деятельности учителя по нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников через приобщение детей к этнокультурным традициям должно основываться на принципах национальной идеи, адекватности абсолютным нравственным ценностям, находящихся в единстве и взаимосвязи. Реализация данных принципов будет иметь смысл, если учитель развивает у младших школьников потребность проявлять себя членом определенной этнической группы, что является показателем эффективности нравственно-эстетического воспитания детей на этнокультурных традициях.

Новизна исследования. В исследовании

выявлена специфика нравственно-эстетического воспитания (заключающаяся в приобщении младших школьников к традициям этнокультуры через содержательный этнический компонент);

раскрыто содержание понятия «этнокультурные традиции» (основными компонентами которого являются формы деятельности и поведения, передаваемые из поколения в поколение и отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса);

определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность нравственно-эстетического воспитания младших школьников через их приобщение к этнокультурным традициям («проживание» детей в пространстве этнокультуры и понимание себя и другого как себя в процессе приобщения к этническим ценностям).

Теоретическая значимость исследования. Его результаты позволят осуществлять широкий подход к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры; будут способствовать разработке вопросов методологии воспитания школьников на основе этнокультурных традиций; составят основу для новых научных представлений о роли этнических традиций в понимании культуры другого народа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование учебно-воспитательного процесса в направлении приобщения младших школьников к ценностям морали и культуры; выявлены способы введения этнокомпонента в содержание базовых учебных программ.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему нравственно-эстетического воспитания, современные психологические и педагогические теории и концепции нравственно-эстетического развития младших школьников, учение об этнической культуре и ее воспитательных возможностях.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

о единстве личности и деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

о формировании личности в контексте национальной культуры (ПИ.Батурина, Е^.Бондаревская, Д.Ж.Вёоеев, В.М.Григорьев, А.Э.Измайлов, Л.В.Неретина, А.А.Шадрин);

о возрастной сензитивности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский). Существенное значение в концептуальном плане имеют:

теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях (Б.С.Братусь, О.ПДробицкий, м.С.Каган, А.И.Титаренко, Э.Фромм);

концепции личностно-ориентированного обучения

(Д.А.Белухин, И.С.Якиманская);

основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, Т.И.Руднева);

исследования по проблемам проектирования

этнопедагогических подходов в образовательных системах (Г.Н.Волков, М.Ю.Новицкая, ТАПигилова).

Базой исследования являются: опыт педагогической деятельности в школах-лабораториях города Самары; опыт повышения квалификации учителей начальных классов в Самарском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования; опыт работы на факультете начального образования СамГПУ.

Работа выполнена на базе Самарского государственного университета.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (1995-1996 гг.). Изучение педагогической деятельности,
конкретного опыта работы школ города Самары. Анализ научной
литературы, результатов исследований, тематически близких нашему,
что позволило обосновать исходные позиции, проблему, объект и цель
исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого
этапа явилось определение методологии и методов исследования,
обоснование его программы.

2 этап (1996-1999 гг.). В ходе экспериментальной работы,
сочетающейся с анализом, изучением положений о средствах
нравственно-эстетического воспитания младших школьников и

осмыслением опыта деятельности учителей, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались практические условия, обеспечивающие нравственно-эстетическое воспитание младших школьников, систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась разработка и реализация специфического компонента содержания, направленного на корректировку базовых учебных программ в начальной школе.

3 этап (1999-2000 гг.). Теоретическое основание результатов экспериментальной работы послужило основой для определения условий, способствующих осуществлению нравственно-эстетического воспитания на основе традиций этнокультуры. Выявлены методы и формы работы по организации этнического воспитания в начальной школе. Доказано, что содержание обучения, базирующееся на этнокомпоненте, решает задачи нравственно-эстетического развития младших школьников. Разработаны методические рекомендации, проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и анализ педагогической деятельности; праксиметрические методы (сочинения, анкетирование); моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных

предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских, областных научно-практических конференциях (Москва, Барнаул, Ростов-на-Дону, Самара). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в школе № 54 г. Самары и в Самарском государственном педагогическом университете.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Специфика нравственно-эстетического воспитания младших школьников

Специфика нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Категория «воспитание» в педагогике является стержневой и имеет долгую эволюцию. Воспитание - это деятельность по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах -знания, эмоции, этнические нормы, и по развитию внутренних своеобразных возможностей и склонностей индивида. Значительное время содержание воспитания было обусловлено задачей передачи следующему поколению законов, обычаев, правил общежития. Поэтому основные источники воспитания - это общество и сам индивид. В процессе функционирования общества возникает опыт, который собирает все лучшее, передает этот опыт из поколения в поколение. Для общества воспитание есть своеобразный механизм актуализации культуры.

Современные трактовки сущности воспитания разнообразны. Некоторые авторы ограничивают этот процесс социализацией, определяя его как направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства ( И.С.Кон). Другие считают, что воспитание - это процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущее к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И.Гинецинский). Третьи сводят его к формированию потребностей личности и социально приемлемых способов их удовлетворения (П.М.Ершов, П.В.Симонов). Гуманитарные по смыслу подходы содержат понимание воспитания как «восхождение к субъективности» (М.С.Каган), «непрерывное становление целостности, предоставление человеку возможности самоопределиться» (Г.С.Батищев). В традиционном плане воспитание может расцениваться как «механизм удержания» в системе этнических, родовых отношений; как способ связи требований и правил жизни с законами Вечности (Я.А.Коменский). П.П.Блонский, И.Ф.Харламов указывали на эффективность воспитания как педагогического процесса при условии появления положительного внутреннего отношения воспитываемого к акту воспитательного воздействия. Здесь следует говорить о необходимости формирования у ребенка культуры воображения, без которой нелепо рассчитывать на то, что проблемы познаваемого и непознаваемого не станут ему чужды. Для развития культуры воображения педагогу нужен высочайший уровень профессионализма, умение повести за собой по пути «освоения содержания через его переживание» (Б.М.Неменский). Профессионализм предполагает наличие развитой способности рационально и эмоционально соединять процессы формирования культуры воспитуемого, а для этого педагог сам должен быть чуткой личностью. В.А.Сухомлинский называл эмоциональную культуру «плотью и кровью культуры педагогической».

Учитель и ученик, как правило, относятся к разным поколениям. При встрече поколений возникает противоречие, обусловленное разностью культур, которые несет каждое из поколений. Пути его разрешения: во-первых, поддержать «чужое поколение», что может привести к доминированию негативного, что заключено в своеобразном внутреннем мире ребенка; во-вторых, сделать попытку помочь ребенку впитать опыт старшего поколения, не пренебрегая спецификой духовности нового поколения.

В процессе развития теории воспитания как части педагогической науки возникали расхождения в осознании прерогативы двух основных ее категорий: обучение и воспитание. Безусловный приоритет воспитания по отношению к обучению подчеркивали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци. И.Ф.Гербартом была разработана концепция воспитывающего обучения.

Нравственные ценности как форма культуры

Одна из форм проявления нравственных отношений в обществе -нравственные ценности, отражающие ценностные представления, относящиеся к области морального сознания - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости и счастья. В ценностях сконцентрирован жизненный опыт человечества, который в свою очередь посредством этих ценностей передается из поколения в поколение, осуществляя межпоколенческую связь.

С этимологической точки зрения ценность - то, что ценят, что является значимым. Понятие «ценность» содержит в себе совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в виде эталонов.

Под ценностями понимаются «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях природы и общественной жизни)» [157, 534]. _

Понятие «ценность» является одним из ключевых в философии, социологии и педагогике. В центре внимания прогрессивных идей каждого народа всегда были: идея признания человека высшей ценностью, уважения к личности, его достоинству; идея добра, духовности. Утверждение в жизни народов общечеловеческих ценностей есть закономерный результат исторического развития общества. Нравственный потенциал человека, как и других общечеловеческих ценностей, служил основанием мотивации и регулирования человеческого поведения. При этом у каждого народа этот процесс имел свои национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности, находивших свое отражение в культуре. Возникшие в разные исторические эпохи в жизни народов идеи общечеловеческих ценностей взаимодействовали друг с другом. Связь национального и межнационального можно охарактеризовать как совокупность определенных национальных фундаментальных ценностей и соответствующих им норм, выражающих общие интересы человечества, взаимодополняющие и развивающие, а не противоречащие. Понятие «общечеловеческие ценности» в педагогике подчеркивает единую социальную функцию, цель, содержание и направленность воспитания, в какой бы стране, национальной школе оно бы не осуществлялось. Понятие общечеловеческой цели, как социальная установка включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты [124, 82-83].

Являясь ориентиром в педагогическом процессе, общечеловеческие ценности приобретают особое воспитательное значение. В определении содержания воспитательных ценностей наблюдаются расхождения. Так, Ж.-Ж..Руссо руководствовался такими воспитательными ценностями, как свобода самопроявления и природно-естественного становления детской личности; Д.Локк более всего ценил в воспитании ребенка формирование у него твердого, делового и жизнестойкого характера; И.Г.Песталоцци высшую воспитательную ценность видел в нравственном и умственном развитии, элементарном образовании и социальной адаптации детей; К.Д.Ушинский - в образованности, христианской добродетельности и трудолюбии; Л.Н.Толстой - в развитии ума и творчества ребенка, его способности к нравственному самосовершенствованию; А.С.Макаренко особую воспитательную ценность видел в развитии у детей чувства коллективизма, воли, мужества, целеустремленности, жизнестойкости [89, 4]. Воспитательные ценности, под которыми понимаются такие качества, свойства, желания, инстинкты, стремления личности, которые родители и педагоги хотели бы реализовать, воплотить в своих детях в необходимых и достаточных для этого социальных условиях, что сделало бы их счастливыми и полезными для общества гражданами [89, 6].

Этнокультурный компонент содержания нравственно-эстетического воспитания младших школьников

Актуальность поиска новых средств и методов нравственно эстетического воспитания на основе этнокультурных традиций обусловлена ситуацией кризиса невостребованности народной культуры, значимой для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности. Для решения этой проблемы современной школе необходима система учебно-воспитательной работы, которая включала бы учащихся в этнокультурные традиции как их носителей, воспитывала в учениках национальное достоинство, адекватность восприятия инокультурных компонентов. С этой целью в рамках диссертационного исследования проводилась опытно экспериментальная работа, ставящая перед собой следующие задачи: создание опытной модели системы учебно-воспитательной работы, в которой доминирующим средством формирования этнической идентичности будет «этнокомпонент»; поиск способов включения этнокомпонента в базовые программы гуманитарно-эстетического блока учебных дисциплин; организация деятельности учащихся в условиях проживания этнокультурных традиций; подбор диагностических методик для измерения результатов опытно-экспериментальной работы. Проблема создания системы учебно-воспитательной работы вызвана общепедагогическим поиском не отдельных форм и методов, дифференцирующих процесс обучения, а поиском целостных образовательных технологий [83,18].

Система в современной науке определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом в выполнении определенной функции. Система всегда представляет собой более или менее упорядоченную структуру, в которой имеются разные уровни, горизонтальные и вертикальные связи между элементами. Система в современной школе на ограничивается функцией педагогической, а выполняет психолого-педагогическую, социально-педагогическую функции, так как влияет на учащихся не только через уроки, внеурочные формы работы, а также через включение в окружающую среду, через отношения, складывающиеся между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе [67,12]. Учебно-воспитательная система школы имеет сложную структуру: Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализация; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

В процессе создания и развития системы решается ряд задач: формирование у учащихся целостной картины мира; формирование гражданского самосознания; приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного к ценностям поведения; формирование креативности; формирование самосознания, помощь в самореализации [67, 14].

Субъект гуманистической учебно-воспитательной системы -педагоги и дети (в этом одно из главных отличий гуманистической системы от авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания), которые совместно конкретизируют стоящие перед школой цели, переводят их в ранг практических задач и осуществляют в процессе деятельности. При этом не всякая совместная деятельность является системообразующей, она должна быть творческой и личностно-значимой.

Важнейшим аспектом управления системой являются укрепление ее системности на каждом новом этапе развития, создание действенных связей между ее компонентами, корректировка их между компонентами системы должна обеспечивать ее целостность.

Разрабатывая систему, определяя ее содержание, методические рекомендации, мы исходили из следующих положений:

1. Система должна иметь развивающий характер, а педагогические задачи, выдвигаемые на каждом этапе, должны опережать развитие ребенка.

2. Содержание учебного материала и видов деятельность должны соответствовать уровню развития учащихся.

3. Методы работы должны отвечать его содержанию.

4. Система должна обеспечить условия для оптимального индивидуального развития каждому ребенку.

Похожие диссертации на Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на основе этнокультурных традиций