Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Тищенко Андрей Викторович

Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы
<
Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тищенко Андрей Викторович. Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ростов н/Д, 2000 145 c. РГБ ОД, 61:01-13/362-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Нравственное самоопределение как условие социальной адаптации личности сельского школьника

1.1. Научно-педагогические предпосылки социальной адаптации и нравственного самоопределения личности

1.2. Сельский школьник как субъект нравственного самоопределения и социальной адаптации

1.3. Сельская школа как среда нравственного самоопределения и социальной адаптации личности

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Способы и средства педагогической поддержки нравственного самоопределения личности

2.1. Личностно-ориентированное образование в сельской школе как основной фактор жизненного и нравственного самоопределения личности

2.2. Воспитание самоотношения старшеклассников, индивидуализация процесса социальной адаптации

2.3. Нравственная устойчивость личности как показатель социальной зрелости

Выводы по второй главе

Заключение

Литература

Приложения

Научно-педагогические предпосылки социальной адаптации и нравственного самоопределения личности

Последнее десятилетие XX века вошло в историю России как эпоха перемен. Крушение прежней картины мира, отказ от устоявшихся ориентиров и ценностей, с одной стороны, открывает перед человеком новые возможности, с другой, - вызывает настроения растерянности и неопределенности. Изменение социальных, экономических, политических условий актуализирует проблему социализации личности. Тоталитарный режим, командно-административная государственная система нуждались в личности, ощущавшей себя "винтиком" единого общественного механизма, растворявшей свое "я" в безликом "мы". Унифицированная, "усеченная" личность не решает вопросы самоопределения и самореализации. Она усваивает нормы и воспроизводит модель социапьно приемлемого поведения. Заданность и неизменность условий жизнедеятельности облегчает процесс вступления подростка во взрослую жизнь.

Новая общественная ситуация предъявляет новые требования человеку'. Он наделен свободой выбора жизненных ценностей и установок, но вместе со свободой приходит ответственность за свои действия и поступки. Современные условия предоставляют человеку возможность выходить за пределы заданного, изведанного без принуждения со стороны. Но "быть свободным", как замечает В.А.Петровский, "только одно из условий субъектности. Другое условие - отвечать за свой выбор, нести бремя ответственности за исходы собственных действий"(96, с.94). В связи с этим возрастает роль образования как института, формирующего личность, открывающего возможности для самоопределения учащегося, подготавливающего к самому ответственному выбору - к выбору своего, неповторимого пути в жизни.

М.И.Шилова справедливо замечает: "В педагогических и научно-методических публикациях все чаще встречается ранее малоупотребляемый термин "социализация". И это не дань моде, а явление особо значимое в период "перелома" социально-политических и экономических устоев, который переживает наше общество"! 128, с. 5). Многие годы школа готовила к кажущемуся социальному благополучию, к определенным стандартам жизни. Сегодня они изменились в корне. Поэтому нужна новая система подготовки школьников к жизни и труду в условиях конкуренции кадров, рыночной экономики, непредсказуемости социальных процессов и острых социальных проблем Л.В.Байбородов и М.И, Рожков называют современных выпускников "жертвами социапизации" и пишут: "Привыкнув приспособляться к определенному типу отношений, сложившемуся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего, только себе присущего социального поведения" (15, с.5). Мир социальности - мир индивидуального жизненного самоопределения, "вписывание" своего "я" в социальные отношения различного вида. Эти вопросы в настоящее время являются приоритетными в педагогических исследованиях последних лет.

Проблема социализации личности для отечественной педагогики в течение длительного времени была закрытой в связи с определенными идеологическими установками. В современной философии и социологии социализация характеризуется как целостный процесс в единстве фило- и онтогенеза. (С.С.Батенин, О.И.Иванов, И.С.Кон, Л.К.Синцова и др.). Онтогенетический подход определяет социализацию как процесс приспособления личности к среде, усвоения ею социального опыта, включения в систему общественных отношений. Филогенетический подход представляет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности.

Большинство современных отечественных исследователей (И.С.Кон, А.В.Мудрик, Г.В.Осипов, Ф.Р.Филиппов, Н.И.Щипанов) рассматривают социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид, вступая в социум, усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему чувствовать себя полноценным членом общества, а с другой, - беря на себя различные социальные роли, индивид научается изменять их и влиять на окружающую среду, развиваясь как активная личность.

Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия показали, что в процессе индивидуального развития ребенок "присваивает" себе то, что было выработано предшествующими поколениями, результаты социального и культурного прогресса. Б.ДПарыгин указывает, что социализация - это 'очеловечивание человека, включающего в себя как биологические предпосылки, так и само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, обязанностей, активное переустройство как природного, так и социального мира" (128, с.22). М.И.Шилова подчеркивает, что "растущая личность не просто усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, но постоянно стремится быть активным субъектом собственной жизни. Таким образом, социализация - это процесс и результат взаимодействия индивида в системе социальных отношении воспроизводство опыта и культуры предшествующих поколений в процессе развития и саморазвития личности" (128, с.23).

Сельский школьник как субъект нравственного самоопределения и социальной адаптации

Большинство современных исследований изучают личность школьника в целом, не указывая особенностей его образа жизни - в городе или селе. Общие подходы к характеристике возрастного развития заложены в работе Л.С.Выготского "Проблемы возраста", в книгах Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, Т.В.Драгуновой, И.С.Кона. Между тем специфика образа жизни, городского или сельского, является одним из существенных факторов социализации и должна учитываться наряду с общими проблемами, характерными для той или иной возрастной категории.

Одним из направлений разработки новой концепции сельской школы является определение заказа на выпускника современной сельской школы. Стратегическая цель личностно-ориентированного образования -"воспитание человека культуры, свободной, творческой, гуманной личности, социально - защищенной и адаптированной к современной социокультурной ситуации, способной к жизнетворчеству. Применительно к сельской школе эта цель означает воспитание человека культуры, способного стать рачительным хозяином земли, осознающим свою ответственность за ее экологическое здоровье, процессы обновления села, возрождение национальных традиций русского крестьянства'^, с.11). Будущий хозяин земли должен быть наделен духовно-нравственными ценностями крестьянской культуры, ответственен перед природой. Он должен понимать, что труд на родной земле - высший нравственный долг крестьянина.

Обозначенная цель определяет основные направления се реализации: - обеспечение общекультурного и индивидуального развития каждого ученика; - воспитание личности, готовой к свободному, добровольному выбору сельского образа жизни; - формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде; - научение умелому сочетанию трудовой деятельности в сельском хозяйстве с заботливым отношением к земле, природе как основе жизнедеятельности человека.

Воспитание человека с гражданским самосознанием, чувством собственного достоинства, самоуважения требует исключения из воспитательной системы сельской школы любых методов и форм давления на личность и создания ситуаций самостоятельного выбора и принятия решений.

Сущностной характеристикой выпускника сельской школы является способность быть хозяином земли. Хозяин земли - это ее собственник, "хранитель жизни на земле, целитель ее болезней, ответственный за все происходящее на своей земле"(62, с. 15). Чтобы стать таким, сельский школьник должен быть готов к землепользованию, хозяйствованию на земле. Он должен быть экологически и экономически образован, иметь крестьянское самосознание и жизненные планы, связанные с жизнью на селе.

Выпускники современной сельской школы готовятся к жизни в условиях рыночного хозяйства, диалога культур и народов, новой религиозности, повышения роли частной жизни. Адаптация к таким условиям предполагает знания экономики и агрономии, компьютерную грамотность, умение пользоваться сельскохозяйственной техникой. Особое значение в воспитании хозяина донской земли имеет уважительное отношение к обычаям и традициям донского казачества.

Из таблицы видно, что подростки выше всего ценят материапьное благополучие. Можно сказать, что рыночная экономика начинает оказывать серьезное влияние на мировосприятие школьников.

Второе место занял интерес к себе, стремление познать себя, открыть свои силы и способности. Причем в интервью мотивы самопознания выглядели так: - интересно, что я собой представляю - 88,2%; - надо хорошо знать себя, чтобы сделать карьеру, - 86,5%; - надо знать, за что меня можно ценить, и использовать это - 76,4%; - меня часто критикуют, а я с этим не согласен - 62,9%; - я меняюсь и хочу знать, что во мне нового - 31,2%.

Если сравнивать ценностные ориентации с мотивами самопознания, то каждый из этих мотивов связан с какой-либо ценностью. Гак, с первым-третьим ранговым местом связаны стремление к материальному благополучию, потребность в самоуважении, независимости и самостоятельности.

Надо знать себя и для того, чтобы получить образование, сделать карьеру, найти спутника жизни, войти в круг общения интересных людей и др. Следовательно, мотивы самопознания являются преломлением в сознании подростка его жизненных ценностей. В основном все мотивы самопознания подростков связаны с отношением к себе, затем отношением сверстников, потом хорошо знакомых, старших братьев, сестер, далее учителей, воспитателей. Подтвердилась закономерность, открытая В.И.Соболевым: старшие подростки не ориентируются всерьез на отдаленных кино героев, литературных героев; у них создается обобщенный образ идеапа своего "Я" в будущем на основе синтеза базовых качеств личности и своих ценностей жизни.

Ценностные ориентации оказываются определяющими для жизненного самоопределения 76,8% от всех опрошенных нами старшеклассников, они являются основанием для жизненных позиций и направленности личности.

Вторым фактором жизненного самоопределения является представление о себе, выраженное в Я-концегадии личности, включающей самопонимание, самопринятие, самооценку, самоотношение. Здесь нами использовапись методики "Ценностные круги", где в 9 кругах, переплетенных по типу олимпийских колец, надо было указать главное в своем "Я": я как член общества; я как член семьи; я как ученик школы; я как житель села; я как мужчина или женщина; я как будущий труженик и др. В три центральные круга попали 87% школьников, отметивших свою жизненную ценность так: я как будущий гражданин и труженик; я как член семьи, мужчина или женщина. Таким образом, труд и семейная жизнь становятся основой самоопределения.

Затем нами были использованы карты самооценки старшеклассниками своих нравственных качеств, необходимых для полноценной социальной адаптации (по А.И.Кочетову). Причем мнения учащихся о себе и своих сверстниках совпадали. Мы понимаем, что данные весьма относительны, но и они позволяют понять актуальность проблемы жизненного и нравственного самоопределения школьников.

Нравственное просвещение эффективно, если опирается на жизненный опыт личности или входит в него. Поэтому воспитание нравственного поведения в условиях здорового образа жизни является главным звеном в педагогической деятельности учебного заведения (Ю.ГХ.Азаров, И.С.Марьенко, Б.Т.Лихачев). В педагогике под поведением понимается система действий и поступков, связанных с целями, потребностями и отношениями личности с окружающими людьми и отражающих ее личностные качества.

Как видим, факторы социализации индивида и социальной адаптивности нравственной воспитанности личности идентичны. Выделим общие черты: 1. Главная черта самосознания старшеклассника - направленность на жизнь современного общества, восприятие его ценностей и образа мыслей. 2. Нравственные позиции и нравственная воспитанность являются определяющими предпосылками социальной адаптивности школьника. 3. Представление о ценностях, правах и обязанностях человека, которые не зависят от пола, возраста, национальной принадлежности. 4. Понимание своей функции в продолжении человеческого рода как носителя преемственности поколений. 5. Осознание себя частью природы, как ее хранителя и творца.

Личностно-ориентированное образование в сельской школе как основной фактор жизненного и нравственного самоопределения личности

Понятие "новое педагогическое мышление" появилось как следствие осознания педагогической наукой и практикой кризиса традиционной системы образования и воспитания. Наиболее полно пути становления нового педагогического мышления обозначены В.В.Давыдовым: "Это мышление требует такой организации образования, которая, с одной стороны, направлена на формирование творческой личности, с другой - ориентирована на своеобразие индивидуштьности каждого молодого человека, учитывая его собственную волю и жизненные устремления" (70, с.24).

В соответствии с этой мыслью приоритетным для педагогической науки становится личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). При таком подходе абсолютной ценностью являются не отчужденные от человека знания, а сам человек. Образование обеспечивает духовные, культурные и жизненные потребности личности, становление индивидуальности и возможность ее самоопределения в культурно-образовательном пространстве. Личностно-ориентированное образование предполагает одновременное развитие природных, социальных, нравственных свойств личности ребенка. Ученик рассматривается как субъект культуры, исторического процесса, собственной жизни, самоопределения и саморазвития. Актуальность и перспективность образования в таком случае будет зависеть от того, насколько прочно закладывает оно в личность механизмы самореализации, самозащиты, адаптации, саморегуляции и выживания в изменяющемся мире.

Главный принцип личностно-ориентированного образования -принцип гуманности. По мнению С.В.Кульневича, "реализация принципа гуманности состоит в смягчении социальной напряженности, восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, обретении им духовности, определяет необходимость гуманизации образования в целом, отход от технократических моделей навязывания внешних программ управления личностъю"(70, с.77). Центральная идея личностно-ориентированного образования - воспитание человека культуры и через человека - сохранение, возрождение и развитие культуры как среды, "растящей и питающей личность "(П. Флоренский). Сущность такого человека составляют субъективные свойства, определяющие меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Их воспитание в модели Е.В.Бондаревской представлено следующим образом:

Личностно-ориентированное образование ставит перед собой цель -"дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах"(70, с.82). Следовательно, образование создает оптимальные условия для развития личностных смыслов, личностных функций. Учитель может воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, их средой, желаниями.

В нашем исследовании мы принимаем эту позицию как основополагающую в жизненном и нравственном самоопределении сельского школьника. Личность выбирает способ своего существования в соответствии с собственным свободным выбором. Личность делает себя сама. Не случайно С.В.Кульневич подчеркивает необходимость "перемещения личности ученика из зоны педагогического воздействия в сферу педагогического взаимодействия"(70, с.31).

В обучении личность познает мир и себя, развивает необходимые для жизни качества, приобретает жизненный опыт. В связи с этим индивидуальная направленность учебного процесса становится одной из важнейших предпосылок жизненного и нравственного самоопределения школьника. Безусловно, ученик должен самостоятельно определить -свое место в жизни, но нельзя не учитывать влияние на его выбор специфики региона, ближайшего социокультурного окружения. Исследования и поиски ростовских ученых позволяют четко определить цели и задачи регионального компонента в образовании:

-госстандарт в образовании включает то, что необходимо каждому для ориентации в обществе, в мире науки, культуры, производства; -региональный компонент образования ориентирует непосредственно на жизненное самоопределение личности; -школьный компонент позволяет изучать одновременно мир и себя; -конкретизация обучения определяется в последней инстанции -преподавании и учении, где связываются индивидуальности педагога и школьника; -лучше всего связь теории и практикой осуществляется в сфере практической деятельности школьников, связанной с выбором профессии.

Сегодня в науке активно обсуждается вопрос о том, нужна ли на данном этапе социального развития профориентация. Одни считают, что необходимо сохранить опыт работы прежних лет. Другие уверены, что рынок труда сам "отбирает" трудоспособное население на соответствующие профессии. По мнению третьих, в условиях рынка, напротив, профориентация очень актуапьна, ибо рынок - это стихия, для того чтобы выжить в ней, необходимы особые профессиональные качества.

Прежде профориентация рассматривалась только как процесс целенаправленных педагогических воздействий, помогающих учащимся в профессиональном и жизненном самоопределении. Профессиональная деятельность человека рассматривалась как средство развития материального производства и обеспечения людскими ресурсами производственной сферы. По мнению ученых, такой подход не может обеспечить формирование личности нового типа - экономически грамотного, творчески мыслящего хозяина, соответствующего требованиям научной организации труда, современной информационной технологии и рыночной экономики. Прежняя профориентационная работа была направлена на выбор общественно значимых профессий. Такая установка приводила к отчуждению школьника от процесса учения, лишала его подлинных прав на свободу выбора профессии, превращала его в средство воспитания. Поскольку вся государственная система была плановой, то судьба ребенка была заранее предрешена. В современных условиях подобная ситуация невозможна. Теперь главным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном становлении и самореализации в труде.

Переход к рыночной экономике во многом способствует свободе профессиональной деятельности граждан, повышению уровня компетентности. Но именно в условиях стихийного рынка от трудящихся особенно требуются профессиональное отношение к труду, готовность рисковать, умение быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации, повышать уровень своей квалификации. Нельзя без сомнений ответить, что молодежь готова жить и работать в таких условиях. Некоторые молодые люди быстро включаются в экономические отношения, но большинство выпускников школ пребывают в неопределенном положении. Все это подтверждает необходимость организации профориентационной деятельности с учетом новых социально-экономических условий.

Воспитание самоотношения старшеклассников, индивидуализация процесса социальной адаптации

В науке интенсивно разрабатывается проблема самосознания, частично - технологии самопознания, но существуют лишь отдельные исследования по самоотношению (Е.П.Егсизарова, С.П.Елканов, А.В.Захарова, И.С.Кон). Между тем, в жизненном самоопределении самоотношение выполняет решающие функции: -определяет жизненную позицию личности, ее отношение к другим людям (А.В.Бодолев, Л.И.Божович, Т.В.Драгунова); -реализует в конкретном труде и поведении адекватность самооценки (Г.Н.Абишева, Б.Т.Лихачев, А.К.Иващенко); -предопределяет жизненный сценарий, жизненную программу (В.В.Столин, A.M.Кухарчук, Е.А.Климов); -создает комплекс претензий на основе отношения к себе, своему бубущему (К.А.Абульханова-Славская, А.Маслоу); -формирует мотивационную сферу личности в целом и по деталям; -является важным фактором самозащиты "я" (В.Ф.Басин).

Самоотношение является результатом взаимодействия трех процессов: самовосприятия, самопонимания, самопринятия. В результате возникает самопонимание как следствие самоисследования и самоосмысления.

К старшему школьному возрасту все ведущие потребности детства -во впечатлениях, в самовыражении, самореализации, самоутверждении -выходят на потребность в самоактуализации (P.P.Берне, Л.Н.Лузина, И.С.Кон, А.Маслоу). Это ведет к всесторонней активности учащихся, в том числе к активному и осознанному саморазвитию, самопознанию и самовоспитанию (А.Арет, А.И.Кочетов, Л.И.Рувинский).

Таким образом, внутренний, духовный мир воспитанника становится объектом его свободного познания, исследования, совершенствования. В этом случае Я-концепция личности предельно активно воздействует на эффективность воспитательного процесса. На первый план выдвигается то в "Я", что служит ориентации в мире и себе, т.е. познание и самопознание. Качество социализации, "вписываемости" в социум зависит именно от этого. Здесь происходит кристаллизация и оформление Я-концепции на основе воздействия на нее различных видов обучения.

Самоотношение - это отношение человека к самому себе как к личности, индивидуальности. Корень слова - "отношение" - с философских позиций означает "материальное или смысловое единство, взаимоопределяемость явлений, процессов и предметов реального мира"(П5, с.325). Как философское понятие отношение характеризуется следующими признаками: -моментом устойчивой контактности, взаимосвязи видов всего сущего; -характером взаимодействия предметов: объект - объектные, объектные, субъектные, абстрактные, конкретные, устойчивые, неустойчивые и др.; -определенностью отношений: временные, постоянные, эпизодические, регулярные, конкурирующие и др.; -видом отношений: противодействие, согласование, сопоставление, слияние, разделение, конфликт, компромисс и др.

Отношения выступают как элемент классификации почти во всех социальных и психических явлениях. С позиции социологии, социальные отношения любого типа характеризуются рядом признаков: - входят в понятия иерархии и специфичности; -выполняют функции ограничения в таких понятиях, как "интересы", "ценности", "чувства", "мнения"; -органически включаются во все виды Я-концепции в психологии; -являются показателем внутреннего предубеждения как проявления скрытой оценки человека, общества, предметов, явлений реального мира; -противоположны знанию, мнению. Отношение всегда существенно, активно и действенно, знание более интеллектуально, пассивно, не всегда существенно.

Смысл самоотношения - самознание, самопонимание и самопринятие, их диалектическое единство - основа человеческой мудрости. Еще в египетской "Книге мертвых", созданной более 3,5 тыс. лет назад, провозглашен смысл существования человека: он сам есгь выражение своего ума и воли в той мере, в какой осознает это. Человек находится в центре философского внимания с древности и до наших дней. Современная наука о человеке четко обозначила значимость самопознания для него самого и общества. В новых философских работах, например "Философия на переломе", утверждается мысль о том, что понимание человека - это единственное, чем должна заниматься философия в XXI веке (М.М.Мамардашвили). Такие же намерения высказывают и другие науки. Большинство из них (антропология, биология, психология) изучают человека в единстве духовного и материального начал.

В связи с этим определяется и содержание воспитательной работы в школе вообще и сельской школе в частности: опираясь на природный потенциал человека, его генотип, его основные принцины существования (саморегуляцию и саморазвитие), важно создать духовно-нравственные начала в человеке.

Прежде всего, речь должна идти о проблеме нравственности личности, которая, по К.К.Платонову, является стержнем всей психической жизни человека. Психологи А.А.Алексеев и Л.М.Громова предлагают направить усилия самого воспитанника на определение своего "стратегического потенциала". Причем природное и приобретенное здесь логикой жизни связываются воедино. Они определяют типы интеллектуальной направленности школьника.

Первая стратегия обозначена как позиция синтезатора, человека, склонного объединять людей ради какой-то идеи. Такие люди в отрочестве нередко проявляют себя как возмутители спокойствия. Они оригиналы, у них всегда есть интересные идеи и предложения, они способны свое "я" соединить с мыслями и желаниями других.

Вторая стратегия выявляет противоположный тип человека -"стороннего наблюдателя". Он избегает борьбы или включается в нее с "бокового хода" и лишь тогда, когда это выгодно.

Третья стратегия направлена на выявление идеалистов - людей, всегда романтизирующих жизнь. У них преобладает мыслительная активность и умственная самореализация в виде планов, мечты, утопии, грез.

Рядом с ними, но противоположные им - люди с дальним прицелом. Они прагматики, которые из данной ситуации извлекают не только сиюминутные выгоды, но и "просчитывают" дальнейшие возможности на много шагов вперед. Они умеют слушать других, принимать в расчет чужие интересы, но все делают для самовыдвижения, самоутверждения и личной выгоды.

Еще одна стратегия выявляет тип людей-аналитиков. Они способны не просто суммировать информацию, но и систематизировать ее, определять главное, видеть противоречия, осознавать опасности, слабости, прогнозировать разные варианты развития событий.

На основе этой технологии, более используемой на западе, была разработана технология жизненного самоопределения с учетом самопонимания. Учащимся по существующему эталону предлагалось определить свой тип направленности мышления, а затем составить правила воздействия на каждый тип направленности человека. Учащимся давалось по 5 правил, которые они должны были дополнить самостоятельно для оценки и самооценки интеллектуальной направленности.

В ходе воспитательной работы психологи давали эти алгоритмы для самопонимания и оценки товарищей по классу. В списке учащихся класса каждый тип интеллектуально-эмоциональной направленности обозначался заглавной буквой. Затем каждый проставлял эти буквы напротив фамилий своих одноклассников. Суммировалось общественное мнение. Оно совпадало с самооценкой в 64% случаев, но в общественном мнении тип каждого совпадал в 82%. Это позволило сделать вывод: общественное мнение в подростковой субкультуре превалирует над самооценкой личности, которая в ней сформировалась.

Похожие диссертации на Нравственное самоопределение старшеклассника сельской школы