Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Шкарлат Лидия Петровна

Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.)
<
Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.) Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.)
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Шкарлат Лидия Петровна. Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859–1917 гг.): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Шкарлат Лидия Петровна;[Место защиты: Ульяновский государственный университет].- Ульяновск, 2016

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Историко-теоретические основы исследования образовательной деятельности православной церкви в крымской епархии .17

1.1. Предпосылки и этапы становления Крымской епархии .17

1.2. Состояние системы образования в Крыму под эгидой православной церкви во второй половине ХІX начале ХХ столетия 28

1.3. Историография изучаемой проблемы 37

Выводы по первой главе 72

ГЛАВА II. Деятельность православной церкви в крыму в области начального и среднего образования во второй половине XIX – начале XX века .75

2.1. Роль Крымской епархии в создании церковно-приходских школ 75

2.2. Духовные училища как низшее звено системы духовного образования 98

2.2.1. Симферопольское мужское духовное училище 98

2.2.2. Таврическое епархиальное женское училище 130

2.2.3.Таврическая духовная семинария в системе среднего образования Российской империи 156

2.3. Опыт деятельности православного духовенства в Крымской епархии во второй половине XIX – начала XX века с позиций сегодняшнего дня . 181

Выводы по второй главе 189

Заключение 194

Список использованных сокращений 199

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Конец ХХ века стал поворотным этапом в истории Русской православной церкви. Возросли ее авторитет и влияние в обществе, произошел отказ от стереотипов, связанных с абсолютным отрицанием значительного вклада духовенства в отечественную культуру и развитие образования.

Современные реформы в Крыму меняют не только социально-экономическую структуру общества, но и духовное содержание жизни. Изменение идеологических ориентиров государства приводит к тому, что сегодня религия и вера воспринимаются обществом как один из факторов образования и духовно-нравственного воспитания крымчан.

Крым – регион традиционного Православия, где миссионерская, катехизисная, образовательная и культурно-просветительская деятельность православной церкви Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века в общей системе социально-экономического, политического и культурного развития крымского полуострова оказывала решающее значение на все стороны общественной жизни. Располагая системой национально-религиозного обучения и нравственного воспитания, важное место она отводила народному образованию.

Исследование истории образовательной деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века с проекцией на региональный контекст обусловлено генезисом педагогической науки. В этом контексте творческое использование опыта прошлого приобретает в современных условиях характер пандемических процессов, обусловленных социально-экономическим и политическим развитием общества.

В современной социальной среде возникла ситуация, когда формирование гражданского сознания, патриотизма, восстановления исторической памяти народа невозможны без духовного возрождения, важной составляющей которого является образование, выступая решающим компонентом всестороннего развития личности и государства. В связи с этим, осмысление исторического опыта образовательной деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века и выявление ее роли и места в социокультурном пространстве страны и региона приобретает особое значение в свете кардинальных преобразований современного российского общества и его образовательной системы.

Изучение образовательной деятельности в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века на региональном уровне позволит воссоздать

единое концептуальное видение проблемы и реконструировать историю духовного образования в полном объеме во всем его многообразии региональных особенностей.

Оценивая изученность данной проблемы, следует выделить ряд ее аспектов: религия и церковь как общественные институты исследовались в работах классиков отечественной (Ю.П. Андреев, В.И. Гараджа, В.И. Добреньков, М.С. Комаров, Б.К. Малиновский, Д.Е. Мануйлов, А.А. Радугин, И.Н. Яблоков и др.) и зарубежной социологии и философии (Д. Белл, Э. Дюркгейм, JI. Леви-Брюль, К. Леви-Строс, Г. Спенсер и др.); осмысление духовной и нравственной роли Русской православной церкви в трудах русских философов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.Н. Лоссков, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и др.) и богословов (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, игум. Иоанн (И.Н. Экономцев.), прот. А.В. Мень и др.); феномен православного воспитания как явления русской педагогической культуры изучали Н.В. Маслов, Е.А. Никитская, М.В. Разина, А.О. Сергеев, Т.В. Склярова, Э.А. Чурсина и др.; роль православного духовенства в распространении образовании в XIX – начале ХХ века раскрыта Ф.В. Благовидовым, Н.Х. Бунге, С.А. Федоренко, К. В. Шумским, Н.А. Шип, Г. Г. Яковенко и др.; конфессиональное образование в Крыму во второй половине Х1Х – начале ХХ веков изучалось Ф.Н. Андреевским, И.В. Ачкинази, В.Ю. Ганкевич, А.Н.Дьяконовым, А.А. Непомнящим, В.А. Малининым, Е.В. Моцовкиной, Д.А. Прохоровым, Л.И. Редькиной и др.

В тоже время в указанных исследованиях не рассматривалась образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века на региональном уровне, не были определены возможности использования ее опыта в контексте возрождения социально-экономического и культурного развития Крыма.

Изучение научной, научно-популярной, краеведческой литературы о роли русской православной церкви в становлении образования на юге Российской империи –в Крыму убедительно свидетельствует об актуальности темы исследования, что обуславливается необходимостью разрешения следующих противоречий:

- между многоплановостью роли православной церкви Крымской епархии
в развитии образования в Российской империи во второй половине XIX –
начале ХХ века и некоторой односторонностью ее характеристики в ряде
историко-педагогических исследований;

- между сложившейся в историко-педагогической науке тенденцией
раскрытия деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй
половине XIX – начале ХХ века как явления, и более полной и объективной

оценкой ее роли в развитии образования, основанной на региональном материале;

- между сложившимся в отечественной педагогике в течение многих
десятилетий взглядом на деятельность православной церкви Крымской
православной епархии во второй половине XIX – начале ХХ века как на
консервативную структуру и новыми ее оценками, предполагающими
использование ее авторитета, исторического опыта и общественного влияния;

между объективной потребностью в осмыслении особенностей деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века как педагогической культуры в Российской империи, ее научно-обоснованного изучения и отсутствием системного исследования, позволяющего на основе современной методологии представить целостное видение данного феномена;

между сформулированными в государственной образовательной политике задачами восстановления исторической преемственности поколений и сохраняющейся в теории и практике образования недооценкой деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века как источника и носителя культурообразующих традиций на полуострове.

Данные противоречия определили проблему научного исследования: каковы методологические и концептуально-теоретические основы, инвариантные и специфические характеристики деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века, каковы возможности использования опыта епархии в воспитании современной молодежи?

Таким образом, актуальность обозначенной проблемы, недостаточная ее разработанность и необходимость разрешения противоречий обусловило выбор темы исследования: «Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии (1859 – 1917 гг.)».

Цель исследования заключается в научном обосновании образовательно-педагогического потенциала деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века, возможностей его применения в современной практике реформирования системы образования в Крыму.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  1. Проанализировать состояние разработанности проблемы и определить степень ее репрезентативности в научной литературе.

  2. Выявить основные направления, содержание и формы образовательной деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века.

  1. Раскрыть инвариантные характеристики Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века в деятельности начальных и средних духовных учебных заведений.

  2. Обосновать возможность использования опыта деятельности православного духовенства в Крымской епархии исследуемого периода в условиях модернизации современной системы образования.

Объект исследования – православное духовное образование в Крыму во второй половине XIX – начале ХХ века как феномен социокультурного пространства России.

Предмет исследования – просветительская, образовательная и воспитательная деятельность православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века.

Методологической основой являются современные подходы к изучению историко-педагогического процесса, прежде всего, аксиологический (Н.Ф. Басов, М.С. Каган, 3.И. Равкин и др.), региональный (А.П. Беликова, В.Б. Помелов, Л.А. Степашко и др.) и личностный (М.В. Богуславский, Л.М. Зотова, Г.Н. Козлова и др.), положения современной науки о диалогическом отношении к культурному наследию прошлого (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.О. Галицких и др.).

В качестве теоретической основы выступили исследования, анализирующие историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного развития страны (В.Г. Безрогов, Л.Н. Беленчук, А.Ю. Бутов, А.В. Овчинников, В.Ю. Троицкий и др.); труды по проблемам православной антропологии и духовного воспитания (В.В. Зеньковский, С.Ю. Дивногорцева, Е.А. Плеханов, Т.В. Склярова и др.); идеи русской православной педагогики (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, А.В. Кураев, А.Е. Лихачев и др.); идеи участия Русской православной церкви в деле обучения и воспитания подрастающего поколения (Н.М. Белых, Н.Д. Никандров, С.А. Рачинский, О.Б. Шелыгина и др.), в том числе нерусских народов России (И.А. Износков, Н.И. Ильминский, К.П. Победоносцев и др.); народности в обучении и воспитании (Г.Н. Волков, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий и др.), русской национальной школы (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, К.Д. Ушинский и др.), воспитательного воздействия народной культуры (Н.С. Александрова, Н.А. Князева, Н.С. Ширяева и др.).

В диссертации использована система общенаучных принципов (научной объективности, целостности, системности, преемственности, историзма) и комплекс методологических подходов (историософский, аксиологический антропологический, цивилизационный, синергетический, формационный,

средовой). Предлагаемая методология позволяет раскрыть целостную картину становления и развития православного образования в Крымской епархии, ее роль в развитии крымского региона.

Для достижения цели и задач диссертационного исследования использовались следующие методы исследования: общенаучные: анализ, синтез, аналогия, обобщение, систематизация, классификация историко-педагогических источников, архивных материалов, периодических изданий, что позволило проанализировать содержание и организацию образовательной деятельности православной церкви в Крымской епархии (1859 – 1917 гг.), обобщить факты, педагогические идеи и обосновать выводы; хронологический: который предоставил возможность рассмотреть и проанализировать образовательную деятельность православной церкви в Крымской епархии в контексте исторической эпохи и временной последовательности; персонально-биографический метод, с помощью которого раскрыта деятельность конкретных представителей православной церкви, внесших значительный вклад в развитие конфессионального образования региона; поисково-библиографический метод изучения архивных, библиотечных каталогов, фондов, библиографических изданий, который позволили проследить генезис православного образования в контексте деятельности Крымской православной епархии в динамике и последовательности.

Применялся также контент-анализ дневников, писем, аттестатов

выпускников и учебников конфессиональных учебных заведений Крыма (1859 –

1917 гг.), изучение учебных планов и программ, протоколов заседаний

церковных правлений для достоверной визуализации роли образовательной

деятельности православной церкви в Крымской епархии.

Хронологические границы исследования охватывают период с 1859 по 1917 гг. Нижняя граница хронологического исследования (1859 – 1884 гг.) обусловлена реформированием духовного и светского образования в Российской империи, усилением его богословского компонента и созданием Крымской епархии (1859 г.). Верхняя граница (1885 – 1917 гг.) определяется началом общего церковно-реформаторского движения, возникшего под влиянием демократических настроений и призвавшего к постепенному сокращению сети церковно-приходских школ; принятием закона об отделении школы от церкви.

Территориальные границы исследования ограничены пространством одного церковно-административного округа – Крымской епархии, которая соответствовала границам Таврической губернии на протяжении всего рассматриваемого периода. Фиксация внимания на одной епархии дает

возможность более детально изучить процессы, протекавшие в масштабах системы духовного образования.

Источники исследования: документы государственного казенного учреждения Республики Крым «Государственный архив Республики Крым»; фонды, архивы историко-краеведческого музея г. Симферополя, научных библиотек: Таврического Национального университета, «Таврика им. Х. Стевена», им. И. Я. Франко (г. Симферополь), Таврической духовной семинарии; материалы Крымской православной епархии; научная научно-методическая, историко-педагогическая, краеведческая литература, диссертации, монографии в которых освещены отдельные вопросы становления и развития конфессиональных учебных заведений Крыма; дидактическая литература, в которой раскрыта цель, задачи, содержание образовательной деятельности православного духовенства епархии; воспоминания преподавателей, учеников духовных учебных заведений Крыма, их дневники и документы об окончании учебных заведений; мемуарная литература о развитии духовных учебных заведений в России предреволюционного и советского периодов, периодика: дореволюционные издания «Вестник воспитания» (1890 – 1917 гг.), «Православный собеседник» (1855 –1891 гг.), «Таврические епархиальные ведомости» (1869 – 1918 гг.), «Таврический церковно-общественный вестник» (1906 – 1918 гг.); современные издания «Педагогика», Аlma mater (Вестник высшей школы). Важной составной частью опубликованных источников являются законодательные и нормативные акты – именные указы, утвержденные доклады, уставы, включенные в Полное собрание законов Российской империи и регламентирующие развитие духовно-учебных заведений России на протяжении XVIII – XX века.

Исследование выполнялось с 2010 по 2015 год в три этапа.

Первый этап – поисково-констатирующий (2010-2011 гг.) – изучение наследия педагогов-классиков, философов, святых отцов и учителей Русской православной церкви; историографический анализ проблемы; дискурсивный анализ современных исследований, посвященных различным аспектам деятельности православной церкви Крымской епархии. Определение темы исследования, ее актуальности, научной новизны и практической значимости, основных задач, объекта, предмета и программы исследования. Завершением этапа стало выявление противоречий.

Второй этап – аналитический (2011-2012, 2012-2013 гг.) – анализ, систематизация собранного материала; обоснование историко-теоретических, методических основ деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине Х1Х – начале ХХ века; написание текста работы. Апробация исследования в форме выступлений на конференциях, публикаций, чтения

лекций.

Третий этап – обобщающий (2013-2014, 2014-2015 гг.) – систематизация результатов; выявление сущности и своеобразия деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине Х1Х начале ХХ века; обоснование возможности и путей дальнейшего использования опыта деятельности епархии в современной образовательной практике Крымского региона; обработка выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна заключается в том, что в нем:

впервые получены данные о деятельности православной церкви Крымской епархии, ее роли в интеллектуально-культурном развитии Крыма во второй половине XIX – начале XX века;

на конкретном историко-педагогическом материале осуществлен целостный анализ деятельности православной церкви на территории Крымского полуострова во второй половине XIX – начале XX века как историко-педагогического явления в российской провинции, самостоятельного звена в системе образования империи, которое способствовало распространению образования, воспитания верноподданных граждан Отечества;

обоснованны методология, принципы деятельности учебных заведений, находящихся под эгидой православной церкви Крыма в XIX – начале XX века; выявлены и содержательно раскрыты предпосылки создания Крымской епархии и основные направления деятельности православной церкви в Крымской епархии по развитию образования на юге Российской империи во второй половине Х1Х – начале ХХ века;

дана объективная научная оценка становлению и развитию системы православного образования в Крыму, выявлена динамика количественных и качественных характеристик в деятельности учебных заведений под эгидой Крымский епархии на полуострове, которые базировались на основе общественно-политических реформ в государстве, новых научных достижений, теоретических установок и требований жизни;

- в исторической динамике представлен историографический анализ
процесса организации образования в Крымской епархии с 1859 – по 1917 год;

- конкретизированы цели, задачи, содержание образовательной
деятельности православной церкви в Крымской епархии;

- актуализированы возможности использования опыта православной
церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ века в
реформировании системы современного образования на полуострове. В
научный оборот введено значительное количество педагогических фактов и

материалов, представляющих существенный интерес для истории образования и педагогической мысли Крыма.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- получено новое научное знание о деятельности православной церкви
Крымской епархии по развитию образования на региональном уровне;

- доказана реальность функционирования учебных заведений,
направленных на культурное развитие жителей полуострова с позиций
аксиологического и регионального подходов к проблеме исследования;

показана роль образовательной деятельности православной церкви Крымской епархии в дооктябрьский период в одном из типичных регионов Российского государства – в Таврической губернии, в частности на Крымском полуострове;

обобщение и выводы диссертационного исследования существенно дополняют представления педагогики о возможностях использования опыта прошлого в решении современных задач духовно-нравственного воспитания в условиях поликультурного образовательного пространства;

подтверждено, что опыт образовательной деятельности православной церкви Крымской епархии с 1859 по 1917 год располагает глубоким и разнообразным содержанием, системой традиций воспитания детей, которые обогащают педагогическую теорию и современную образовательную практику;

способствуют расширению историко-педагогических знаний о развитии педагогической мысли и истории образования в Крыму со второй половины XIХ века и до наших дней. Результаты исследования могут быть использованы в поиске оптимальных путей, форм и средств дальнейшей консолидации коренного и приезжего населения Крыма на основе единых духовных корней.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

содержащиеся в нем обобщения и выводы, анализ идей и практической деятельности православного духовенства в Крымской епархии дают возможность в полном объеме представить генезис образования на примере Таврической губернии;

позволяют определить важные и актуальные для современной системы образования позитивные идеи и предложения;

- результаты исследования могут быть использованы при подготовке
монографий, учебных пособий по истории православной церкви, педагогике,
истории педагогики, истории России, методике воспитательной работы.
Систематизированный фактический материал может применяться на курсах
повышения квалификации, как православного духовенства, так и работников

учебно-воспитательных учреждений Крыма и других регионов Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность полученных выводов и результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью его исходных положений; использованием комплекса взаимосвязанных методов познания, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; системным анализом большого количества анализируемых материалов и архивных документов; научной идентификацией литературных источников с результатами разностороннего анализа источниковедческой базы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Во второй половине Х1Х начале ХХ века Русская православная церковь
в Крыму – один из государственных институтов развития духовной школы,
исходя из понимания необходимости православной миссии, осуществляла
широкую культурно-просветительскую, образовательную деятельность,
направленную на поддержание государственной политики и идеологии,
оказывала самое разностороннее влияние на многонациональное население
полуострова.

2. Образовательно-педагогическая деятельность православной церкви
Крымской епархии (1859 – 1917 гг.) представляет собой сложную
динамическую систему, развивающуюся во времени и пространстве. Генезис
образовательно-педагогической деятельности православной церкви Крымской
епархии изучаемого периода является процессом, опосредованным
объективными социальными, экономическими, демографическими и
политическими факторами.

3. Являясь активным субъектом общехристианского культурного
процесса, православная церковь в Крымской епархии во второй половине Х1Х –

начале ХХ века и неразрывно связанное с ней просвещение выработало самобытные идеи и ценностные ориентации, отстаивая приоритет духовного начала, что позволило епархии не только воспитывать, но и осуществлять функции образования и обучения, о чем говорят факты создания воскресных, церковно-приходских школ, школ грамоты, епархиальных училищ, семинарий, библиотек, издания учебно-духовной литературы и появления православных мыслителей-интеллектуалов своего времени.

4. Являющаяся частью государственной преобразовательной политики,
деятельность православной церкви Крымской епархии во второй половине XIX
– начале ХХ века в истории Отечества – разветвленная система духовного
образования и система фундаментальной гуманитарной подготовки, в которой
формировались духовные, научные, педагогические кадры региона.

5. В современной России (1991 г. – начало XXI в.) необходимость возрождения деятельности православной церкви Крымской епархии во второй половине Х1Х начале ХХ века продиктована задачей формирования интеллектуальной, духовной и нравственно-ответственной личности.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные результаты научного исследования освещались в выступлениях автора на 7-ми международных конференциях: «Профессионализм педагога в контексте Европейского выбора Украины» (г. Ялта, 27 – 29 сентября 2012 г.); «Таврические духовные чтения» (г. Симферополь, 12–13 февраля 2013 г.); «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (г. Новосибирск, 12 ноября 2014 г.); «Развитие образования в полиэтническом регионе» (Ялта, 7 – 8 мая 2015г); «Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты» (Россия, г. Смоленск, 31 августа 2015 г.); «Scientific discussions trends and prospects of development of modern society / Научные дискуссии: тенденции и перспективы развития современного общества» (Westwood, Canada, 2015 г.).

Материалы диссертационного исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский государственный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялта (протокол № 5 от 18.05.15 г.), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им В.И. Вернадского») в г. Симферополе (протокол № 7 от 22.06.2015 г.), Таврической духовной семинарии Симферопольской и Крымской епархии в г. Симферополе (протокол № 311/1 от 23.06.15 г.), ФГАОУ ВО «Севастопольского государственного университета» в г. Севастополь (протокол № 1 от 02.09 2015 г.), где использовались при проведении лекционных и семинарских занятий по «Истории педагогики», «Педагогике», «Теории и методике воспитания», «Психологии и педагогике», «Истории Православия на Руси», «Истории раннего христианства», «Истории религий», «Пастырской психологии», «Психологии», «Этике семейной жизни», «Этнической истории Крыма», «Философии».

Теоретические положения и выводы предоставляют фактический историко-педагогический материал для осознания и анализа важности образовательной деятельности православной церкви в Крымской епархии (1859 – 1917 гг.), необходимый для более полного понимания и целостного воспроизведения особенностей развития педагогической мысли и истории национального образования.

По теме диссертации опубликовано 18 работ, в том числе 4 из них опубли-

кованы в рецензируемых научных изданиях Украины до 1 января 2015г., признанные в рецензируемых научных изданиях РФ без ограничения срока.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 412 наименований, из них 78 – архивные документы, 14 приложений. Общий объем диссертации составляет 385 страниц, из них 244 страницы основного текста и 141 страница приложений. Работа содержит 31 таблицу.

Состояние системы образования в Крыму под эгидой православной церкви во второй половине ХІX начале ХХ столетия

Христианство являлось важнейшим элементом духовной культуры многих народов, проживавших на территории Крыма. По данным В.Т. Сиротенко [343], В.Ф. Мещеряков [174], С.П. Шестаков [402] первые православные епархии появились на территории Крымского полуострова после признания императором Константином в 324 году христианства в качестве государственной религии. В 392 году был издан закон, согласно которому отправление языческих обрядов считалось оскорблением императора. Византия стала уделять серьезное внимание Херсонесу как опорному пункту в борьбе с «варварами», населявшими Северное Причерноморье. В городе возводились не только оборонительные сооружения, но и христианские храмы. Государственное насаждение христианства среди населения Таврии рассматривалось византийскими императорами как часть политической цели – укрепление византийского господства в Крыму. С этой целью в Крыму было учреждено 5 самостоятельных христианских епархий – Херсонская, Боспорская, Готская, Сугдейская и Фульская. Центром христианства этого периода являлся Херсонес, где в 988году принял крещение князь Владимир, положив начало Христианскому просвещению Русского государства [116, с. 663 – 664].

Первой, по времени своего появления, в Тавриде была епархия Херсонская. В самом начале своего существования она подчинялась Иерусалимскому патриарху, а с V века переподчинена Константинополю. До 1778 года в Крыму существовали ставропигии Константинопольского патриарха – храмы и монастыри, подчинявшиеся лично патриарху, а не крымским иерархам. В связи с хронологическими рамками исследования рассмотрим вопрос только создания Крымской епархии в XIX столетии. В 80 – 90-е годы XIX столетия продолжался процесс заселения земель Таврии. К 1895 году население губернии уже составляло 1273816 человек. Из них 922537 человек являлись представителями православия. Остальные относились к следующим конфессиям: раскольников – 32982 человека, католиков – 23301 человек, армяно-григориан – 8314 человек, протестантов – 60890 человек, иудеев – 41575 человек, мусульман – 176942 человека, караимов – 7275 человек.

По социальному составу в 1895 году все население делилось следующим образом: дворян потомственных – 4951, дворян личных – 5264, духовенство: христианское – 3868, еврейское и караимское – 159, мусульманское – 6322; почетных граждан: потомственных – 2078, личных – 985, купцов – 6572, мещан – 157996, цеховых – 2763, крестьян – 961842, поселян – 6171, колонистов – 5756, вольных матросов – 9709, отставных, запасных и семейных солдат – 81295, разночинцев – 2681 [126]. К середине 50-х годов XIX века актуальным стал вопрос о создании на Юге России самостоятельной епархии, которая бы объединяла приходы, расположенные в Крыму и на вновь заселяемых землях Таврии.

Вопрос о создании на юге России самостоятельной епархии был вызван следующим:

1. Присоединение Крыма к России, Крымская война, русско-турецкая война, отмена крепостного права привели к коренному изменению в экономике, промышленности, культуре, социальных процессах, а также благоприятствовали миграции населения, что способствовало усложнению этнической структуры населения полуострова. Процесс заселения пустующих земель Тавриды осуществлялся на уровне государственной политики, целью которой стало создание официально зарегистрированных поселений, а также на уровне самопоселений. Распоряжением 1797 года русские переселенцы строились в Таврической губернии слободами по большим дорогам [394].

В землях Таврии на постоянное место жительства селились переселенцы из различных губерний, беглые крестьяне, переселенцы-колонисты Западной Европы – немцы, голландцы, исповедующие протестантизм, евреи-раввинисты, а также уголовные преступники, преследуемые законом [131, с. 16].

В начале освоения новых земель выходцами из центральных районов России правительством принимается решение о переселении сект скопцов, духоборцев, старообрядцев, молокан, которые оказывали неблагоприятное влияние на умы православных христиан. Позднее в Крыму появляются многочисленные общины меннонитов, штундистов, баптистов и адвентистов. В связи этим в северных районах Таврии образовалась сложная духовная культура, состоящая из разнообразных обычаев и традиций, различных этнорелигиозных групп, в рамках которой сосуществовали народы - носители разнообразных религий – армяно-григорианской церкви, ислама, иудаизма, караимизма, католицизма и православия.

2. После вывода из Крыма в 1779 году под охраной князя Суворова и при участии епископа Игнатия 31386 православных христиан греков, грузин и армян в Приазовье значительно окрепли позиции ислама [359, с. 151; 169, с. 19, 27].

Татарское население преобладало во всех уездах Крыма. По данным переписи 1859 года с 1851 года в Симферопольском уезде число татар достигло 77,7 тысяч человек, что составляло 62,7% всего населения; в Феодосийском уезде данный показатель был равен 51,7 тысяч человек (62,3%); в Ялтинском уезде – 90,6%, а численность населения – 29 тысяч; в Перекопском уезде – 87,3% (53,4 тыс. чел., а в 1858 году – 93,2%, (57,3 тыс. чел.); в Евпаторийском уезде – 85,3% [314].

Архиепископ Гермоген писал, что «храмы начали пустеть и приходить в разрушение в Крыму с тех пор, как христиане стали терпеть от турок гонения и притеснения. Даже в Симферополе в 1803 году было только две церкви: одна греческая, другая полковая русская» [359, с. 181 – 182].

Историография изучаемой проблемы

Преподавание географии сначала велось по учебнику А.Г. Ободовского «Краткая всеобщая география», а с 1863 года руководством для учителя служил «Начальный курс Географии, по американской методе», Корвеля, содержащий 15 карт. В январе 1862 года для училища были куплены глобус и географический атлас, которые оставались единственными пособиями при изучении географии до 1866 года. С появлением учителя Срединского в 1866 году [25, с. 940] интерес к изучению географии значительно возрос. Ученики собрали деньги на приобретение самых лучших пособий по изучению географии и географических карт, которые стали собственностью фундаментальной библиотеки училища и использовались учителем на уроках географии. В среднем отделении изучались общие сведения по математической, физической и политической географии и география России. В высшем отделении изучалась география европейских государств. В среднем отделении повторялись изученные части света.

После реформы церковной школы 1867 – 1869 года важнейшей задачей для успешной образовательной деятельности духовных учебных заведений стало утверждение новых учебных программ по светским дисциплинам. Наиболее эффективными методами преподавания географии были признаны повторительный и эвристический [117, с. 273]. Первый заключался в сочетании предварительного объяснения урока учителем и следовавшими затем вопросами к учащимся по новой теме, второй основывался на самостоятельной работе учеников, а роль педагога являлась контрольно-консультативной [117, с. 273]. Учебный Комитет одобрил употребление обоих методов в совокупности и особенно подчеркнул важность наглядности в обучении географии, возбуждающей и развивающей умственную деятельность ребенка [273, л. 16; 117, с. 273].

В 1878 – 1879 учебном году при преподавании географии применялись различные методы: а) повторительный метод, который заключался в подаче нового материала и последующего опроса учащихся, с целью контроля понимания услышанного; б) эвристический метод, основывающийся на самостоятельной работе учеников, роль педагога являлась контрольно-консультативной. Так учащиеся на занятиях, а затем дома выполняли задания по географии. После проверки преподаватель возвращал работы ученикам, с последующим анализом ошибок на уроке; в) наглядность. Отвлеченные понятия математической географии усваивались наглядно при помощи глобусов, теллурия (прибора для наглядного объяснения движений земли вокруг оси и вокруг солнца, а также луны вокруг земли), карты и других наглядных приемов [273, л. 16].

Несмотря на ограниченное количество уроков, отводимых на изучение Русской истории [25, с. 941], этот предмет вызвал большой интерес среди учащихся, поскольку он являлся предметом подготовки к прохождению семинарского курса. С 1867 года предмет Русская история был изъят из объема учебных дисциплин, преподаваемых в мужском духовном училище.

При изучении арифметики в 1861 – 1867 учебных годах объем материала в Симферопольском мужском духовном училище превышал объем обязательных программ. В низшем отделении изучались целые числа, простые и именованные, в среднем – дроби, простые и десятичные, в высшем отделении в течение первого года изучались отношения и пропорции, тройные правила – простое и сложное правила товарищества и смешения; во второй половине учебного курса ученики изучали «прибавление» в арифметике – извлечение квадратных и кубических корней. Учебным руководством по арифметике первоначально служило «Руководство к арифметике», изданное Департаментом народного просвещения в двух частях, которое было заменено «Арифметикой» Ф. Буссе [25, с. 940, 942], а затем хорошо известный учебник В.Воленса. В 1878 – 1879 учебном году метод самостоятельной работы стал одной из составных частей и новой методики преподавания математических дисциплин.

Преподавателям не рекомендовалось давать готовые арифметические правила, поскольку предполагалось, что учащиеся сами должны сформулировать их на основании частных примеров. Теоретический и практический материал был взаимосвязан в соответствии с объяснительной запиской для учителя. Перед изучением первых четырех действий в I классе наставник воспитанников мужского училища, тренировал учеников в решении задач в уме. Для этого использовались сборники задач В. Воленса, А. Малинина, К. Буренина. На дом задавались задачи на закрепление материала, изученного в классе. При проверке домашнего задания преподаватель следил за правильным решением задач, указывал ученику на совершенные им ошибки [273, л. 161].

Обучение церковному пению до 1867 года проходило по пособию «Сокращенный обиход нотного пения», и, как правило, носили практический характер: церковные песнопения. До 1864 года в высшем и среднем отделениях работал В.Ильчевич и в низшем отделении – В. Аболенский. С 1864 года по 1867 год во всех отделениях пение преподавал А. Казанский, а в 1867 – 1868 учебном году – В. Марков [25, с. 943]. В 1878 – 1879 учебном году для развития музыкального слуха у учащихся преподаватель делил класс по голосам. В. III и IV классе занятия по пению проходили на четвертом уроке [273, л. 162]. Следует отметить, что в церковном пении, безусловно, присутствует своя эстетика, но сам предмет, все же, был ограничен условными рамками практического предназначения и не давал широкого представления об отечественной и зарубежной музыкальной культуре, о теории музыки, о богатейшем музыкальном наследии России и зарубежья.

Занятия гимнастикой проходили в послеобеденное время на открытом воздухе только в летнее время, так как в училище не было помещения для проведения уроков гимнастики [273, л. 161–162].

Таким образом, преподавание учебных дисциплин в Симферопольском мужском духовном училище проводилось с использованием прогрессивных методик, разработанных Учебным Комитетом при Святейшем Синоде в ходе духовно-учебной реформы 1867 – 1869 года. Широко применялись следующие методы: устное изложение, беседа, наглядность, упражнение и самостоятельная работа. Утверждались принципы, так называемого, рационального языкоучения. Основными критериями обучения стали простота, доступность и последовательность в изложении фактического материала, научность, наличие примеров, контрольных упражнений и справочного материала, что позволяло исключить необходимость бездумного заучивания, способствовало развитию интеллектуальных и творческих возможностей воспитанников.

Симферопольское мужское духовное училище

За нравственно-воспитательную работу отвечали инспектор и его помощник – субинспектор, избиравшийся из состава преподавателей. В 1867 году, в связи с увеличением количества воспитанников помощь инспектору и его помощнику был избран из состава преподавателей особый надзиратель за воспитанниками, проживающий вне училища. В феврале 1864года в докладе Священному Синоду Преосвященный Алексий писал: «почитаю долгом совести свидетельствовать, что училище находится в примерно хорошем устройстве. Религиозное направление в учении детей и в развитии их нравственности, без излишних стеснений и строгостей, соображено с новыми педагогическими требованиями. Очевидная для всех благовоспитанность детей, помещенных в училище, служит причиною того, что не только духовенство, но и некоторые из светских жителей Симферополя стараются отдавать детей пансионерами в училище, с взносом двойного против штатного оклада» [26, с. 1012]. Бывший воспитанник первого выпуска Симферопольского училища, священник Крымской епархии о. Никифор Муроненко писал: «Взаимные отношения начальствующих и учащихся были самые дружественные, что замечали мы и ученики. Отношения начальствующих и учащихся, а равно и Преосвященного Алексия к учащимся были более отеческим, сердечным, чем начальственным и официальным [26, с. 1012]». Мерами взыскания в училище были: публичный выговор, лишения места за скамьей в классе и голодный стол во время обеда. Часто на шаловливых, ленивых и непослушных учеников влияли нравственно-назидательные увещаниями в квартире смотрителя и, особенно, о. Инспектора, куда провинившихся вызывали по одному [26, с. 1013].

Те немногочисленные данные о проступках учеников и мерах исправления, какие сохранились в официальных документах того времени, говорят о том, что за семилетний период своего существования Симферопольское духовное училище показало превосходные результаты в нравственно-воспитательном отношении. Среди учеников были некоторые, устойчивые пороки или дурные наклонности, с которыми приходилось бороться лицам инспекторского надзора. Ни о курении табака, ни об употреблении спиртных напитков, ни о каких-либо других серьезных пороках и вредных привычках учеников нет ни одного указания в сохранившихся отчетах Симферопольского училища. Основным, наиболее часто встречающимся проступком, была некоторая грубость учеников, доходившая иногда до дерзости в отношении к учителям и учащимся. Редкие случаи воровства среди учащихся имели чисто детский характер и ограничивались какими-либо безделушками [26, с. 1014]. В воспоминаниях очевидцев, к чести Симферопольского училища, говорилось, что розга не имела в нем место, как это было в других училищах того времени, основанных ранее [26, с. 1012]. Самой действенной учебно-воспитательной мерой были, как видно из архивных данных, беседы Преосвященного с провинившимся учениками, о которых он узнавал из еженедельных донесений смотрителя. Преосвященный требовал от учеников подробного и чистосердечного признания в проступках и их мотивов, и затем делал свое архипастырское внушение, иногда назначая определенное наказание. По истечении месяца, смотритель подробно докладывал о результатах беседы с воспитанником [26, с. 1016].

Смотрителем мужского духовного училища ученикам разрешалась игра в карты (не на деньги, конечно). По этому поводу между ним и инспектором возникли разногласия. Когда об этом стало известно Преосвященному, он (13 января 1863г.) распорядился «удерживать и больших и малых от игры в карты, как ни казалась бы эта игра для детей невинною. У кого карты есть, велеть их отобрать и побросать в печь» [26, с. 1018]. Следует отметить, что поведение учащихся, живших в общежитии, было значительно лучше, чем у квартирных учеников. Это было связано с отсутствием нравственно-воспитательного надзора, постоянным примером невежества и грубости почти всех хозяев из мещанской среды, на квартирах которых проживали воспитанники духовного училища [26, с. 1018].

В отчетном 1878 – 1879 учебном году в религиозно-нравственном отношении у воспитанников не было замечено каких-либо нравственных недостатков, ведущих к развитию порочных наклонностей. Проступки были в основном дисциплинарного характера и реже нравственного.

Правление училища изыскивало различные меры воспитания и поддержания доброй нравственности у воспитанников. Среди них: 1) личный пример начальников и воспитателей; 2) беседы, направленные на поощрение нравственных поступков в жизни и деятельности воспитанников училища; 3) надзор, целью которого являлось предотвращение любых действий питомцев, нарушающих внешний порядок; 4) моментальное реагирование на каждый проступок, каким бы незначительным он казался, и своевременное выяснение причины его совершения для правильного принятия меры наказания: замечания или взыскания [100].

Опыт деятельности православного духовенства в Крымской епархии во второй половине XIX – начала XX века с позиций сегодняшнего дня

Анализ результатов диссертационного исследования позволил сделать выводы о том, что в Крыму во второй половине XIX – начале XX века становление образовательной деятельности православной церкви Крымской епархии в рамках системы образования проходило в органической взаимосвязи с экономическим, социально-культурным развитием общественной жизни не только полуострова, но и страны в целом. В связи с этим, осмысление исторического опыта деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале ХХ векa и выявление ее роли и места в социокультурном пространстве страны и региона в свете кардинальных преобразований современного российского общества и его образовательной системы представляется весьма актуальным.

В ходе исследования выявлены социально-исторические, социокультурные и педагогические предпосылки, которые детерминировали развитие образовательной деятельности православной церкви Крыма во второй половине XIX – начале XX века: присоединение Крыма к России, Крымская война, русско-турецкая война, отмена крепостного права, заселение Крыма переселенцами из других регионов империи; специфика государственного устройства; осуществление политики русификации; укрепление позиции ислама; влияние иностранных колонистов различного вероисповедания; переселение в Крым сект скопцов, духоборцев, старообрядцев, молокан; слабый уровень религиозного образования у духовенства; отсутствие централизованной политики по руководству епархиальной деятельностью; открытие учебных заведений и растущая потребность в педагогических кадрах для них; официальное утверждение школы, училища, гимназии, семинарии как обязательного типа учебного заведения в губернии; развитие науки, в том числе педагогической, и методики преподавания.

Определены этапы становления и развития образовательной деятельности православной церкви в Крыму: первый этап (начало XIX века до реформ 1860-х гг.) – период распространения элементарного образования до реформ 1860-х годов под эгидой церкви, как православной, так и мусульманской; спонтанного появления при церквах народных школ, играющих ведущую роль в распространении грамотности среди крымского населения, уровень обучения который определялся знаниями местного церковнослужителя, исполнявшего обязанности учителя. 2-й этап (1859 – 1884 гг.) – этап создания Крымской епархии и восстановления православного влияния в Крыму, организации начального образования среди православного населения – открытие приходских школ и школ грамоты на Крымском полуострове. 3-й этап (1884 – 1918 гг.) – этап возвращения церковно-приходским школам первенства в образовательном деле.

Проанализировано и охарактеризовано содержание, своеобразие и формы образовательной деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале XX века. Раскрыты цель, задачи, сроки обучения в епархиальных учебных заведениях, на базе которых происходило становление среднего образования на полуострове, и чья деятельность зависела от вида и специфики учреждения и личных интересов церкви.

Установлено: учебные заведения, находящиеся под управлением Крымской епархии во второй половине XIX – начале XX века – это своеобразные народно-просветительские, национально-религиозные учебные заведения, в которых осуществлялось обучение подрастающего поколения с целью распространения православного вероучения. Они входили в единую образовательно-культурную систему государства и выполняли функции воспитательно-образовательных центров многонационального населения Крыма и, одновременно, составляли отдельное направление общественной жизни.

Определены этапы становления и развития образовательной деятельности епархии в исследуемый период, что позволило структурировать систему епархиальных учебных заведений: по уставу основания (государственные и частные); по принципу гендерного равенства (мужские и женские); по содержанию образования (классические, полуклассические, санитарные); по полноте образования (училища, гимназии и прогимназии, семинарии); по структуре (четырехклассные, семиклассные и восьмиклассные) и по оплате за обучение (платные и бесплатные).

Раскрыто своеобразие епархиальных учебных заведений Крыма во второй половине XIX – начале XX века, которое заключалось в возможности получения образования мужчинами и женщинами; осуществлении учебно-воспитательного процесса на принципах соотношения светского и религиозного образования, всесословности, доступности, народности, связи обучения и воспитания с национально-религиозными особенностями учащихся, учете потребностей региона в преподавательских кадрах.

Выявлено: содержание образования в рассматриваемый период носило гуманитарную направленность; в епархиальных учебных заведениях, наряду с традиционной урочной системой, использовались разные формы обучения (дополнительные занятия по предметам во внеурочное время; естественно-географические, исторические и производственные экскурсии; посещение музеев; организация литературных и музыкальных вечеров), которые способствовали не только обогащению знаниями, а также культурному и эстетическому развитию учащихся и семинаристов. В своей структуре епархия имела фундаментальную и ученическую библиотеку, учебные кабинеты, музеи, что свидетельствовало о научно-светском характере образовательной деятельности православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале XX века.

Воспитательная работа в сфере духовных учебных заведений представляла собой не серию разрозненных мероприятий, а базирующуюся на отечественных воспитательных традициях, работах философов и богословских трудах, воспитательную систему, содержащую в себе значительный потенциал и способную трансформироваться в ответ на меняющиеся общественные запросы. Формы и методы воспитательной работы в епархиальных заведениях Крыма были направлены на формирование личности в духе православия.

Образовательная деятельность православной церкви Крымской епархии во второй половине XIX – начале XX века сыграла значительную роль в становлении системы среднего образования, так как она своевременно реагировала на духовные запросы населения, внедряла отечественные и зарубежные педагогические новации, выступала ареной апробации новых методов обучения, воспитания и преподавания. Образовательная деятельность православной церкви в Крымской епархии во второй половине XIX – начале XX века являлась закономерным объективно обусловленным целостным процессом, который значительно повлиял на развитие отечественной системы образования. Епархиальные учебные заведения входили в единую образовательно-культурную систему Российской империи и выполняли по решению царского правительства кроме образовательной и воспитательной функции, особую – русификацию населения Крыма.

Православная церковь Крымской епархии во второй половине XIX – начале XX века сыграла значительную роль в национально-культурном развитии региона. Путем внедрения в учебно-воспитательный процесс методов воспитания и обучения на основе религии, православных традиций, русского языка, культуры; объединения общеобразовательного и национального компонентов в содержание образования, епархия стала своеобразным научно-культурным центром. Следовательно, деятельность православной церкви Крымской епархии во второй половине XIX – начале XX века является закономерным, объективно обусловленным целостным процессом, который значительно повлиял на развитие отечественной системы образования.