Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение студентов приемам постановки творческих задач, ранее неизвестных в данной предметной области Самохина, Светлана Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самохина, Светлана Сергеевна. Обучение студентов приемам постановки творческих задач, ранее неизвестных в данной предметной области : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1991.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования «3 современной педагогике сформулирована задача подготовки всесторонне развитого человека. Однако ответ на вопрос о способе /пути/ решения этой задачи дается лишь в плане единства духовной, физической и нравственной сфер человека. Нет ответа на вопрос о путях подготовки всесторонне развитого человека в плане "закона перемены труда". Закон перемены труда означает, что человек должен быстро осваивать на практике новые для него области науки, техники и производства, трудиться в них, а также осуществлять свободный переход из одной области в другую в зависимости от собственных склонностей и интересов или потребностей общества. Понимание всестороннего развития человека в плане "закона перемены труда" означает универсальный, характер его деятельности, что диктуется развитием современного производства и научно-технического прогресса. Мы считаем, что одним из необходимых условий подготовки всесторонне развитых людей в плане "закона перемены труда" является формирование у них творческой деятельности. Подчеркиваем также, что творческая деятельность должна быть основана при этом на методологических, а не только предметных знаниях. Методологические знания вскрывают зя-кономерности человеческого познания и деятельности, ?. предметные -закономерности объектов и явлений окружающего человека внешнего мира. Методологические знания обладают несравненно большей обобщенностью, чем предметные: они применимы во всех областях, где имеет место познавательная деятельность человека, т.е.во всех областях науки, техники и производства. В то время как предметные знания /физические, математические, химические, биологические а другие/ используются обычно в одной или нескольких - соответствующих предметных - областях.

Общие идеи о роли методологических знаний в творческой деятельности высказывались прежде всего в философских работах - М.Г.Яро-шевского и других. Конкретные разоаботки по применению методологических знаний осуществлены в психологических и педагогических исследованиях - трудах Л .Я. Зориной; исследованиях, проведенных под руководством З.А.Рететозой; цикле работ И.П.Калошиной и исследованиях, выполненных под ее руководством. 3 этих работах в качестве методологических знаний рассматривались разные типы знаний - системные, логические, о строении деятельности. В последнем цикле работ методологические знания о строении деятельности и логические применялись для обучения учащихся решению творческих задач. При

этом было показано, что творческая деятельность, построенная не этих типах методологических знаний, позволит человеку осуществлять быстрое освоение новых /для него/ областей науки, техники производства. Это происходит за счет самостоятельного получение обучаемыми подлежащего усвоению знания путем постановки ими твс ческих задач в данной области и их решения на базе методологи* ких знаний. Другими словами, предметные знания в новой области приобретаются обучаемыми не путем их заучивания в готовом виде /что требует длительного и малопродуктивного труда/, а путем ш самостоятельного "открытия" и "изобретения" с помощью МЄТ0Д0Л0І ; ческих знаний /что значительно сокращает сроки приобретения hoi знаний и повышает их качество/.

Методологические знания в творческой деятельности применяк как для постановки творческих задач, так и для их решения. К не стоящему времени наиболее проработанным является обучение учащи ся решению готовых творческих задач о помощью методологических ний. Обучение же применению методологических знаний к постанови творческих задач является менее освоенным. Психологи и педагоги считают, что постановка творческих задач является более сложным делом, чем их решение /А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин, П.И.Пидка систый, П.М.Ярдниев, А.Ф.Эсаулов и др./

Данная работа продолжает цикл дидактических исследований, веденных с позиций деятельноетного подхода и посвященных обогащ [ нию содержания образования через раскрытие опыта творческой дея тельности, построенной на базе методологических знаний. Мы прод жаем, в частности, два диссертационных исследования, относящихс данному циклу: Д.А.Сычевой и З.А.Логлако. Из первого мы.берем ид обучение студентов приемам постановки творческих задач, а из вт рого - тип творческих задач "на внедрение фундаментальных знани в разработку новых прикладных решений".

Объект исследования - деятельность по постановке творчески задач как элемент содержания образования.

Предмет исследования - дидактические условия, обеспечивающ формирование приемов постановки творческих задач на внедрение щ даментальных знаний в разработку новых прикладных решений.

Проблема исследования заключается в установлении факторов, ределяющих состав действий /приемов/ по постановке творческих з; дач указанного типа и выделении обобщенной основы для выполнена) этих приемов обучаемыми.

Гипотеза исследования. !Лы предполагаем, что в качестве дидактических условий, обеспечивающих усвоение приемов постановки творческих задач в нашем исследовании выступают, во-первых, состав действии /приемов/ по постановке обучаемыми задач на внедрение фундаментальных знаний з разработку нозых прикладных решений; зо-вторых, к дидактическим условиям мы относим систему требований к дидактическим материалам для их формирования и, з-третьих, адекватную этим требованиям систему учебных задач. Мы полагаем, что состав действий по постановке обучаемыми творческих задач на внедрение фундаментальных знаний в разработку новых прикладных решений определяется, в известной мере, двумя факторами: а/структурой творческих задач этого типа и б/ составом деятельности по решению готовых тзорческих задач на базе методологических знаний. На их основе может быть теоретически определена номенклатура действии; содержание же этих действий определяется эмпирически.

Задачи исследования.

1. Установление состава действий /приемов/ по постановке обучаемыми творческих задач на внедрение фундаментальных знаний в разработку новых прикладных решений.

2.Определение системы требований к дидактическим материалам для формирования у обучаемых приемов постановки творческих задач названного типа: а/ к структуре и содержанию учебных задач; б/структуре и содержанию контрольных задач.

  1. Разработка дидактических материалов для формирования у обучаемых приемов постановки творческих задач на внедрение фундаментальных знанійї з разработку новых прикладных решений.

  2. Зыквление дидактических, условий формирования системы предварительных представлений учащихся о типах методологических знаний.

Теоретические основы исследования.

  1. Положения диалектического материализма о взаимосвязи явлений объективной действительности, которые позволили исследовать приемы постановки творческих задач в разных предметных областях на базе методологических /а не предметных/ знаний.

  2. Положения теории деятельности, разрабатываемые в философских, психологических и педагогических трудах и позволяющие поставить вопрос о детерминированности деятельности по постановке творческих задач и презде всего приемах, которые необходимо и зозможно выделить.

3. Положения психолого-педагогической теории планомерного /; этапного/ формирования зшственных действий о необходимости и возможности ввделения обобщенной, /инвариантной/ основы для правильн го выполнения приемов-обучаемыми.

4.Положения советской педагогики, в частности, дидактики, о необходимости развития теории содержания образования в плане пер дачи учащимся опыта творческой деятельности»

Методы исследования;

диалектико-материалистическш метод познания и его положения п изучению явлений действительности в их взаимосвязи и развитии;

метод естественного и лабораторного педагогического эксперимен

метод формирующего эксперимента; метод поэтапного формирования умственных действий;

метод анализа научно-исследовательских работ и публикаций.

Научная новизна результатов исследования.

  1. Установлен состав деятельности по постановке творческих дач на внедрение фундаментальных знаний в разработку новых приш них решений. Номенклатура приемов соответствует структуре творче ских задач этого типа и составу деятельности по решению готовых творческих задач на базе методологических знаний, установленных ранее проведенных исследованиях. Содержание приемов постановки <. рческих. задач определено нами эмпирически.. В диссертации выявл< четыре приема, входящие в состав исследуемой деятельности: поисі в прикладной области /технике/ объектов для усовершенствована! выявление в фундаментальной области /физике/ знаний для внедреї методологический анализ выбранных фундаментальных и прикладных : нии на предмет возможности сочетания их в новом решении; постаю ка творческих задач на внедрение.

  2. Разработана система требований, к структуре и содержанию учебных и контрольных задач для обучения студентов приемам пост новки творческих задач на внедрение Фундаментальных знаний в ра работку новых прикладных решений. Установлено, что задачи для о чения учащихся постановке творческих задач на :внедрение должны иметь специфическую структуру - представлять -собой триады комплекты трех взаимосвязанных задач: в каждой триаде первая -за ча характеризует прикладную область - технику /какую либо ее от расль, ветвь/, в ней нужно выбрать какое-нибудь техническое усі ство для усовершенствования; вторая задача триады описывает фун ментальную дисциплину - физику /какую-нибудь главу, раздел/, в торой нужно выбрать фундаментальные * знания для внедрения; треті

задача триады - связующая: в ней представлены в качестве примера несколько претендентов на сочетание фундаментальных и прикладных знании, нужно для дальнейшего методологического анализа и постановки задачи предложить свой вариант сочетания фундаментальных и прикладных знаний.

Второе требование касается содержания учебных задач. Одна из учебных триад должна охватывать все прикладные области и все основные разделы фундаментальной дисциплины /физики/ с тем, чтобы сориентировать обучаемых в полном составе фундаментальных и прикладных областей. В каждой триаде первая задача описывает все прикладные области, известные человечеству, и дает характеристику этим областям. Нам удалось установить, что для этой пели следует использовать /и мы это сделали/ Алфазитно-предметный указатель к международной классификации изобретений и открытий; вторая задача триады представляет все разделы фундаментальной дисциплины /физики/: механику, электричество, оптику и т.д.; третья задача триады по содержанию аналогична описанным выше.

Третье требование предъявляется к контрольным триадам и состоит в том, что они должны предоставлять обучаемым условия для постановки объективно творческих задач в предметной области.

3. Разработана система требований к дидактическим материалам Для пропедевтического эксперимента, обеспечивающего предварительное знакомство учащихся с разными типами методологических знаний. Обоснован состав инвариантной и вариабельной частей учебных творческих задач для пропедевтического эксперимента.

Теоретическое значение работы связано с развитием содержания образования з аспекте передачи учащимся опыта творческой деятельности и состоит в определении дидактических условий, обеспечивающих усвоение приемов по постановке творческих задач на внедрение обучаемыми: установлен состав действий по постановке обучаемыми творческих задач названного типа; выявлена система объективных условии действия для их выполнения; определена система требований к структуре и содержанию учебных и контрольных задач-триад, предназначенных для формирования у студентов приемов постановки творческих задач ка внедрение.

Практическое значение работы состоит в том, что разработана методика обучения студентов постановке творческих задач на внедрение фундаментальных знании, в создание новых прикладных решений, которая может применяться в любых школах и вузах. Созданы специальные дидактические материалы, отражающие состав действий по по-

стаковке обучаемыми творческих задач на внедрение и прелназн. ные для обучения учащихся приемам постановки такого типа зада 1/, Новые по структуре и содержанию лечебные задачи - триады /\ предметном материале естественных и технических дисциплин/ 2/. Контрольные задачи - триады, предполагающие создание услої для постановки обучаемыми объективно творческих задач, pat неизвестных в данной предметной области. Разработаны три ъ рольные триады, отвечающие этому требованию. Например, пос новка обучаемыми задачи на внедрение гироскопического эффе в создание нового технического устройства - гироскопическо люнета, предназначенного для предотвращения увода сверла п механической обработке деталей. 3/. Учебные карты - средства материализации, которые содержат і тему ориентировочных условий действия /знаний/ для посталої обучаемыми творческих задач названного типа, предетавленнук особом, структурированном виде. На защиту выносятся следующие результаты работы: 1. Состав действий по постановке обучаемыми межпредметных творческих задач - на внедрение фундаментальных знаний з раз ботку новых прикладных решении /четыре приема/.

2.Ориентировочная основа действии /знания/ для правильного полнения действий.

3. Требования к разработке дидактических материалов, предш наченных для формирования у обучаемых приемов постановки творчес ких задач на внедрение фундаментальных знании в разработку новых прикладных решений; дидактические материалы: учебные карты, сисі ма учебных и контрольных задач-триад.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования проверялись и корректировались в ходе опытно-экспериментальной р боты. Основные положения исследования изложены в опубликованных работах, обсуадались и получили полохітельную оценку на заседание кафедры педагогики и педагогической психологии Московского госудг ственного университета им. М.В.Ломоносова /1988-1990г./, кафедры физики Ульяновского высшего военного командного училища связи-/1990г./, кафедры общей физики Ульяновского государственного педе гогического ігаститута им. И.Н.Ульяноза/ 1991г/. Они были доложены и одобрены научно-методической конференцией военных ВУЗов /г.Коло на, 1989/, научно-методической конференцией УГЛИ им. И.Н.Ульянова /г.Ульяновск, 1991г/.

Внедрение результатов исследования.Дидактические материалы и рекомендации автора используются на кафедре физики Коломенского высшего военного артиллерийского училища, кафедре общей физики Ульяновского государстзенного педагогического института им. И.Н.Уль яноза при проведении занятий по курсу общей физики.

Публикации. По теме исследования имеется 2 публикации обвдм объемом 1 п.л. и сборник учебных карт /служебные материалы/ -1,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает введение, три главы, заключение, список литературы. Список литературы состоит из двух частей: основной список включает 134 источника, дополнительный - 25 источников.Общий объем первого тома - 172стракпцы. Второй том - Приложения /общий объем зторого тома - 327 страниц/. В тексте диссертации содержится 5та-блиц, 21 рисунок, 18 фрагментов из учебной и научной литературы.