Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общепедагогические и гуманистические идеи Абу_Наср Аль-Фараби Самир Али Саид, Салам

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самир Али Саид, Салам. Общепедагогические и гуманистические идеи Абу_Наср Аль-Фараби : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Казань, 1998.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Большое внимание современных исследователей привлекают проблемы истории средневекового Востока (У-ХУП вв.). Этот научный интерес в немалой степени объясняется повышением роли стран Востока в современном мире, усилением их влияния на жизнь мирового сообщества, В го же время нельзя забывать, что многие социальные и культурные инсгигуты, обычаи и представпопип, которые в значительной степени определяют жизнь этих стран в наши дни, сформировались в период средневекового расцвета науки, культуpiii и образования.

Видное место в освоении культурного наследия народов Востока занимает изучение истории развития образования, воспитания и педагогической мысли как важнейших составных частей средневековой культуры. Лучшие представители педагогической культуры стран Востока опирались всвоих исследованиях на прогрессивные достижения философской и педагогической мысли народов Европы и Азии, что позволило им внести немалый вклад в развитие мировой педагогической мысли, выдвинуть много оригинальных идей, которые оказали большое влияние на культуру последующих эпох. По словам известного историка педагогики Е.И.Медынского 'культура и просвещение Востока стояли до XIУ века много выше, нежели в странах Западной Европы, и явились одним из источников, питавших западноевропейскую культуру .

Одним из наиболее выдающихся представителей педагогической мысли средневекового Востока был знаменитый арабский ученый-просветитель, энциклопедист Абу-Нарс апь-Фараби (870-650 гг.). Он положил начало целой плеяде ученых-философов и педагогов, заложил гуманистические традиции научно-педагогических воэз'рений средневекового Востока. Последователь, интерпретатор и продолжатель идей величайших древнегреческих мыслителей, апь-Фараби еще при жизни заслужил в научном мире средневекового Востока почетное прозвище 'Второй учитель*, определяющее его место

Оіерки по истории педагогики /Под ред.Н.А.Константинова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - С.21.

вслед за знаменитым Аристотелем. Неоценимо влияние аль-Фараби на развитие средневековой и последующей восточной педагогической культуры.

Предметом целого ряда научных исследований явилась жизнь и деятельность1, философское^, социально-политическое и психолого-педагогическое'* творчество Абу-Нлсра аль-Фараби. Но в общем ряду научных работ, посвященных аль-фарабц, основное место занимают философские и обше-культурные исследования. Педагогическая же деятельность и взгляды великого средневекового мыслителя, особенно их гуманистический аспект, практически не являлись предметом специального научного исследования. В го же время современное состояние педагогической науки, гуманистические и демократические тенденции развития образования и воспита-

Гафуров Б.Г, Аль-фараби в истории культуры. - ДІ.1975; Захидов В.Ю. Три титана /Абу-Наср Фараби, Абу-Райхан Беруни. Абу-Али ибн Сина/. - Ташкент, 1973; Касымжа-нов В.А. Аль-фараби. - Алма-Ата, 1974; Касымжанов А.Х. Абу-Наср аль-фараби. - ЛІ, 1982; Машанов А.' Абу Наср Фараби //Великие ученые Средней Азии и Казахстана.-, Алма-Ата, 196 Хайруллаёв М.М. Абу Наср фараби /Краткий очерк о жизни, деятельности и учении/. - Ташкент, 1961; Аль-фараби. Научное творчество. - М,, 197 Возвращение учителя. О жизни и "творчестве Фараби. - Алма-Ата, 1975 "и др. ^ Джумбаев Ю.Д. Этические взгляды фараби //Вестник Моск.

H-ra. Сер.В.Фипосо*ия. - 1974,- № 2; Игнатенко А.А. і поисках счастья /Общественно-политический воззрения арабо-исламских философов средневековья/. -М.,,1989; Купьмурадов У. Фараби о чувственном познании//Об шест-венные науки в Узбекистане. - Ташкент, 1980. - № 8-9

о u ДР-

Джахид А. Учение Абу Насра аль-фараби о государстве: Автореф.дисс...канд.фипос.наук. - Душанбе, 1982; Джа-хид A.M. Некоторые вопросы теории государства в воззрениях Абу Насра аль-фараби. - Душанбе, 1963 и др.

4 Жарикбаев К.Б. Психолого-педагогические воззрения Абу Насра аль-фараби //Казахс.респ.конференция по методике преподавания и педагогике высшей школы. - Алма-Ата, 1969; Жарикбаев К.Б. Психологические воззрения аль-фараби /Вопросы психологии. - М., 1974. - № 4; Иванов А.С. Учение аль-Фараби о познавательных способностях человека: Автореф. дисс...канд.фнлос.наук. - Алма-Ата, 1972; Кубесов А.К. Педагогическое наследие аль-Фараби. - Алма-Ата, .1989 и др.

-'4 ~

ния в современном мире диктуют необходимость более глубокого изучения педагогического наследия ученого-гуманиста, одного из родоначальников гуманистической восточной научной традиции Абу-Насра аль-Фараби..

Необходимо более глубоко и всесторонне исследовать педагогическое наследие Абу-Насра Фарабн с точки зрения 'вечных* проблем в педагогике, осмыслить позитивный и негативный опыт постановки и решения им важнейших педагогических вопросов как в теории, так и па практике, дать ему объективную оценку, исходя из сегодняшнего уровня развития педагогической науки, не забывая при этом об исторической специфике эпохи средневековья.

Актуальность исследования заключается в том, что изучение данного вопроса позволит более полно представить педагогическую деятельность в средневековом Востоке, понять сущность, специфику, динамику педагогических событий этой эпохи, выяснить причины и механизмы зарождения и развития гуманистической педагогической мысли, выявить взаимосвязь педагогической мысли со всем комплексом общественной жизни.

Таким ооразом, очевидно наличие противоречия, которое обусловлено несоответствием между объективно существующим богатым и разнообразным опытом в области воспитания и образования в трудах апь-фараби и его недостаточной изученностью в то время, как этот опыт может принести известную пользу в решении важных проблем современной воспитательной и образовательной теории и практики.

Данное противоречие определяет проблему исследования - изучение педагогического наследия аль-Фараби и выявление его актуального гуманистического содержания.

Объектом исследования является педагогическое наследие апь-фараби, а его предметом - передовые обшепедагогн-ческие идеи аль-Фараби в области воспитания и образования, их актуальное гуманистическое содержание.

Цепь исследования: на основе анализа философско-педагогического наследия выделить передовые педагогические мысли великого ученого—педагога в области воспитания и образования подрастающего поколения, имеющие как истори-

ческое, так и актуальное гуманистическое значение. Задачи исследования;

  1. Изучить социально-исторические обшекультурныо и педагогические предпосылки, источники и условия формирования педагогических взглядов аль-фараби.

  2. Выявить общенаучные и социально-этическио мотодо-погические основы педагогических взглядов аль-фараби.

  3. На основе историко-ледагогического анализа педагогического наследия аль-Фараби выявить его прогрессивные гуманистические взгляды и идеи в области воспитания и образования, имеющие историческое и актуальное научно-практическое значение.

Методологической основой исследования явились философские законы борьбы и единства противоположностей,перехода количества в качество, отрицания отрицания, категорий возможности и действительности, причины и следствия, положения диалектического материализма о всеобщей связи и взаимообусловленности, о диалектике общего, особенного и единичного, исторического и логического, национального и Общечеловеческого. Исследование опирается на методологические и теоретические основы и принципы теории и истории педагогики, в частности, на концепции гуманистического воспитания, формирования гуманистического мировоззрения, на подход к истории педагогики как части истории культуры. В сочетании с принципами историзма, научности, объективности, плюрализма, норизрывности педагогического и социокультурного, эти подходы обеспечивают выявление предпосылок, источников, условий и методологических основ формирования .педагогических взглядов аль-фараби, его прогрессивного гуманистического наследия.

Методами исследования явились изучение и теоретический анализ философской и пснхолого-педагогической литературы по теме исследования, сбор, изучение и анализ источников по теме исследования (включая поиск ранее неизученных и неопубликованных материалов), историко-логический и сравнителі но-сопоставитепьный анализ и обобщение использованных источников, теоретический анализ, научная интерпретация и синтез конкретных исторических фактов, индуктивный и дедуктивный методы в их единстве. Автор стремился к широкому мно-

гоаспектному освещению исторического фона для раскрытия конкретно-исторических условий формирования педагогических взглядов апь-Фараби, к адекватному научному отражению их прогрессивного гуманистического содержания.

В качестве источников исследования использовалась нсторико-педагогическая и философская литература по исследуемой проблеме, опубликованные и архивные материалы о жизни и педагогическом творчестве апь-Фараби, труды ученого и его соратников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем было по возможности разносторонне, с учетом целостного комплекса предпосылок, источников, условий и методологических основ исследовано и проанализировано педагогическое наследие апь-Фараби; выявлены передовые педагогические идеи ученого в области воспитания и образования: определено конкретно-историческое содержание его гуманистических педагогических взглядов; раскрыт его вклад в развитие прогрессивной педагогической мысли Востока; введены в научный оборот ранее неизвестные труды апь-фараби педагогического характера, другие исторические источники, написанные на арабском языке и малодоступные широкому кругу исследователей, что способствует обогащению научного арсенала историко-педагогической науки.

Практическое значение исследования заключается в том, что его выводы и положения способствуют более полному и системному освещению истории педагогической мысли средневекового Востока, создают предпосылки для углубления исследовательской работы в данном направлении. Результаты исследования способствуют вооружению учителей и студентов педагогических вузов новой научно-педагогической информацией о педагогических взглядах и деятельности аль-фараби, их значении в развитии образования и воспитания стран Востока. Они могут быть использованы при создании обобщаю^-ших работ по истории педагогики Ближнего Востока, могут найти практическое применение при создании спецкурсов по истории педагогики эпохи средневековья Ближнего Востока и Средней Азии. Представляется также возможным использование материалов данного исследования -в лекционной пропаганде и культурно-просветительской работе, при написании

учебных и методических пособий для учителей и студентов педагогических вузов, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

На защиту выносятся:

социально-исторические, религиозные, общекупьтурные и педагогические предпосылки, источники и условия формирования педагогических идей великого ученого и педагога средневековья апь-фараби;

общенаучные и социально-этические методологические основы его педагогических воззрений;

общепедагогические идеи апь-фараби, его передовые педагогические и гуманистические идеи, имеющие как историческое, так и актуальное педагогическое значение.

Достоверность результатов и обоснованность выводов. полученных в исспедовании, обеспечены системой логико-методологических исходных позиций автора, широкой фактологической базой (с использованием новых историко-педагоги-ческих источников на арабском, татарском и русском языках), применением научных методов, адекватных цепи и задачам исследования.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертации докладывались на межвузовских, городских и областных конференциях (гг.Арск, Заинек, Казань, 1992-1995), обсуждались на кафедре педагогики Казанского государственного педагогического университета, изложены в статьях и материалах научных конференций.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.