Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Магомедова Хаси Абдулбариновна

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход
<
Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомедова Хаси Абдулбариновна. Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Магомедова Хаси Абдулбариновна;[Место защиты: Московский государственный институт культуры].- Химки, 2016.- 154 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан .17

1.1. Сущность патриотического воспитания в многонациональном государстве .17

1.2. Этнопедагогические основы образовательного процесса как средство патриотического воспитания младших школьников в условиях двуязычия .44

Глава 2. Двуязычное образование как фактор патриотического воспитания младших школьников 66

2.1. Влияние этнолингвистической сферы Дагестана на патриотическое воспитание младших школьников 66

2.2. Становление и перспективы развития двуязычного образования как фактор патриотического воспитания младших школьников 74

2.3. Сущность двуязычия в контексте основных научных школ 81

Глава 3. Педагогические условия организации патриотического воспитания младших школьников .110

3.1. Взаимодействие семьи, школы и общества как условие эффективности патриотического воспитания младших школьников 111

3.2. Оптимизация педагогических условий организации патриотического воспитания младших школьников .122

Заключение 136

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена многочисленными

проблемами многонационального государства, которое представляет собой
единый народ. Скрепляющей основой уникальной цивилизации как Россия
является русский народ, русская культура. Но чтобы обеспечить это
«единство в многообразии» требуется повседневная кропотливая работа
государства и всего общества, одним из главных направлении которой
является нахождение объединяющих для всех народов нашей страны

ценностей, выработка единой цивилизационной идентичности, которая основана на сохранении русской культурной доминанты и носителями которой выступают не только этнические русские, но представители всех народов России, чувствующие себя носителями идентичности независимо от национальности.

Велика роль в этих процессах всех видов, типов и уровней образования. Главная цель образования – обеспечить каждому школьнику обязательный объем знаний, умений и навыков, необходимых для самоидентичности народа. Эта цель предполагает решение таких необходимых задач как повышение в образовательном процессе значения русского языка, русской литературы, отечественной истории и обществознания.

Решение этих задач, поставленных государством перед школой, имеет
свои сложности в связи с огромным многообразием условий, в том числе
этноязыковых и этнокультурных, в которых находятся региональные системы
федерального образования, функционирующие в рамках единого

образовательного пространства.

Особенно острые проблемы функционирования региональной системы
образования в Республике Дагестан, где проживает более трех десятков
народов и где реальная языковая ситуация характеризуется сложным
разнонаправленным действием существенных по своему влиянию

социальных, этноязыковых и этнокультурных процессов, определяющих всю совокупность условий, необходимых для патриотического воспитания младших школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан является фундаментальной базовой составляющей сущности внутреннего мира, патриотических гражданских чувств в школьном возрасте. Это сопряжено с общим контекстом разновекторных процессов самоидентификации, в т.ч. и с определением своей этнической идентичности, со складыванием общегражданской российской идентичности.

В ситуации реальной полиэтничности и, значит, многоязычия характер
этноязыковых явлений и процессов свидетельствует, что младший школьник в
условиях государственно установленного двуязычия уже в начальной школе
должен одновременно овладевать двумя языками: родным языком и русским
языком как государственным языком Российской Федерации,

обслуживающим все сферы жизнедеятельности общества. Русский язык

обеспечивает контакт на всем пространстве Российской Федерации.

Родной язык является важнейшим базовым фактором формирования патриотического сознания младших школьников. Поэтому ситуация двуязычия требует разработки способов воздействия на языковые процессы конструирования положительного мотива, направленного на овладение как родным языком и родной культурой, так и русским языком и культурой. Такой подход усиливает коммуникативный эффект, что позволяет обеспечить развитие этнической идентичности школьников не в ее самодостаточности, а вместе со становлением патриотизма, любви к Родине и чувств общей гражданской солидарности в их органической взаимосвязи.

Принятый в 2012 году Федеральный закон «Об образовании в

Российской Федерации» вобрал в себя все основные положения

предшествующего действующего образовательного законодательства, в т.ч. и
Федерального Закона № 309, передавшего реализацию части функций школы
с регионального уровня на муниципальный, в компетенцию

общеобразовательного учреждения, практически осуществляемую через
процедуру разработки рабочих образовательных программ. Это позволяет
конкретно учесть имеющуюся в каждом случае языковую ситуацию (в том
числе, состояние двуязычия) и на этой базе повысить качество преподавания
родных языков и культур. Это способствует уменьшению степени
абстрактности учебного материала, включению в него близких реалий, тем
самым - повышению эффективности воспитания патриотизма, развитию
этнической и гражданской идентичности и гражданской солидарности в их
единстве. Предметное изучение и использование конкретных условий

патриотического воспитания и формирования идентичности младших школьников необходимо не только с помощью исторического знания, но и средствами родного языка, литературы и культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Патриотическим воспитанием занимались философы с древних времен от Аристотеля, Платона, Августина Аврелия до представителей Нового времени Г. Гегеля, И.Г.Гердера, Т.Гоббса, И. Канта.

Среди отечественных ученых, занимающихся этнопедагогикой, особо надо выделить труды по патриотическому воспитанию с позиций родного языка, ориентации на гуманизм, человеческую деятельность (И.А. Ильин, B.C. Соловьёв. И.М. Ястребцев и др.).

Большое значение пониманию патриотического воспитания младших
школьников уделяла педагогическая наука, которая рассматривала его как
социально-значимое явление, способствующее государственности,

общественному развитию, формированию личности.

Патриотическое воспитание младших школьников рассматривалось комплексно, оптимально, что нашло отражение в трудах Ю.И. Бабанского, В.А. Болотова, Л.Р. Болотиной. В.А. Грузинской, В.И. Куфаева. О.М. Лобова, Л.И. Мищенко, М.М. Сазонова и др. Патриотическое воспитание здесь

основывается на потребностях, мотивах, интересах, психологических установках.

Условия, пути и средства формирования патриотических убеждений раскрыли Н.С.Белоборода, Н.И. Губанова, Н.В. Ипполитова, Г.Н. Каиров. Н.Г. Морозова, И.Ф. Харламов, Ф.И. Хвалов, Г.И. Щукина и др.

О влиянии патриотического воспитания на развитие гражданских качеств, разработаны в трудах Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, Э.И. Моносзона, И. А. Невского, В. А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Д.С. Яковлева и других.

Развитие патриотического сознания, воспитание чувств, возрастание личной ответственности за порученное дело, раскрыто в трудах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А Г. Ковалёва, Л. И. Якобсона.

Ведущий вклад в разработку этнопедагогического подхода в
отечественную педагогику внесли В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В.

Кпаевский, О.Е. Лебедев, М.В. Рыжакова, Ю.Г. Татура, И.Д. Фрумин, А.В. Худорской, О.В. Чураков, П.Г. Щедровский и др.

Активно разрабатывают педагогику, опираясь на отечественные ценности и, прежде всего, патриотические традиции: А.Д. Жарков, А.А. Жаркова Л.С. Жаркова, М.В. Кернерман, А.А. Ласкин, Ю.С. Моздокова, О.М. Овчинников, В.П. Подвойский, В.С. Садовская, Т.В. Семеняка, В.Я. Суртаев, Т.В. Христидис, В.М. Чижиков, Н.В. Шарковская, Н.Н. Ярошенко и др.

Актуальность данного исследования обусловлена рядом противоречий между:

- стремлением Дагестана к интеграции в единое российское
пространство, что требует от учителей высокой квалификации в
патриотическом воспитании младших школьников и отсутствием на практике
у учителей педагогических теорий, моделей, технологий, знаний, умений и
навыков, необходимых для решения новых задач;

потребностями общества в патриотическом воспитании младших школьников и их родителей и отсутствием мотивации учителей в решении этой задачи на практике;

потребностью населения Дагестана в совершенствовании процесса патриотического воспитания младших школьников и слабой профессиональной подготовленностью учителей, требующей высокой квалификации, компетентности в условиях двуязычия на основе этнопедагогического подхода.

Актуальность темы и вышеперечисленные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан: этнопедагогический подход».

Объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан.

Предмет исследования – процесс патриотического воспитания младших школьников в условиях двуязычия Республики Дагестан на основе

этнопедагогического подхода.

Цель исследования – теоретическая разработка и обоснование системы патриотического воспитания младших школьников Республики Дагестан в современных условиях на основе двуязычия и внедрение ее в практику.

Гипотеза исследования – патриотическое воспитание младших школьников в условиях двуязычия будет протекать более эффективно если:

- выявить сущность двуязычия в патриотическом воспитании
школьников в условиях Республики Дагестан;

изучить современные этноязыковые процессы как основы и фактора сохранения этноязыковой среды;

сформировать этническую идентичность и патриотических чувств в их единстве, выстроенном на принципе диалога культур;

- теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс
социально-педагогических и этнолингвистических условий и средств как
факторов патриотического воспитания младших школьников в реальной
языковой ситуации с законодательно установленным двуязычием;

- разработать (с последующей апробацией на практике) теоретической
модели формирования этнической идентичности, воспитания патриотизма на
базе создания комфортной двуязычной среды на основе этнопедагогического
подхода.

Цели и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие

задачи исследования:

- сформировать теоретические основы патриотического воспитания в
ретроспективе (история и современное состояние);

выявить сущность двуязычия как фактора формирования патриотического воспитания, прежде всего, гражданской солидарности младших школьников в условиях Республики Дагестан;

определить этнопедагогическую направленность содержания образования в начальной школе как средства воспитания в органическом единстве этнической идентичности и патриотического сознания младших школьников;

- научно обосновать и экспериментально апробировать комплекс
социально-педагогических программ и средств патриотического воспитания
младших школьников в условиях двуязычия;

- разработать теоретическую модель создания комфортной двуязычной
среды с ее последующей апробацией на практике в целях обеспечения
повышения эффективности процесса патриотического воспитания младших
школьников в Республике Дагестан.

Методологические основы исследования базируются на общей методологии педагогической науки на основе этнопедагогического подхода, трактующих проблемы воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования межнационального единства народов, веротерпимости, укрепления единого культурного пространства России. Диссертант опирался на результаты исследований, полученные учеными научной школы по

патриотическому воспитанию при Дагестанском государственном педагогическом университете.

В основу исследования положены были положены следующие методические:

о социальной сущности личности, о деятельностном и системном подходе к формированию личности;

взаимосвязи природных, социальных, этнокультурных, языковых, художественных элементов общей картины мира, их роли в духовно-нравственном воспитании человека (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев и др.);

методологические положения антропологии, этнологии, культурологии, аксиологии о взаимодействии образных и ценностных систем этнических культур в их историческом развитии (Х.М. Асаев, Ю.В. Бромлей, З.Т. Гасанов, В.Н. Демин, М.Н. Кузьмин, СВ. Лурье, Д.М. Маллаев и др.).

- психолингвистический механизм порождения речи (А.А.Леонтьев,
А.М. Шахнарович и др.);

психологические аспекты развития этнической идентичности и толерантности (Л.И. Алексеева, Л.А. Альшевская, А.Г. Асмолов, Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, Ю.П.Платонов, Т.Г. Стефаненко и др.);

Теоретическими основами исследования стали фундаментальные исследования по основам национального воспитания (С.Н. Артановский, Э.А. Баграмов, Г.Н. Волков, М.С. Джунусов, Л.М. Дробижева).

Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов исследуемой нами проблемы имеют труды С.К. Бондыревой, В.З. Вульфова, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Т.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Г.Н. Филонова, А.А. Шаталова и др.

Значимыми для нашего исследования являются работы А.В. Абрамова,
Г.В. Агаповой, Н.А Артыкова, М.И. Богомоловой, В.А. Васильковой,
Б.И. Гильзепрахта, Р.Т. Гарданова, И.Н. Глазуновой, Н.В. Ипполитова,
И.М. Дуранова, И.М. Клименко, Е.Л. Райхлиной, Д.С. Сенюка,

В.В. Пионтковского, А.П. Петрянкиной, Ю.Б. Соколовской, М.А. Терентия, Т.М. Шашло, И.Н. Юсупова, дагестанских ученых - З.Т. Гасанова, С.А Алиевой, Х.Д. Дамадановой, С.З. Закарьяевой, А.С. Магомедовой, О.Н. Омарова, Е.В. Ширекиной и др.

В педагогической теории последних десятилетий проблема патриотического воспитания рассматривается в контексте педагогики межнационального общения. Следует обратить внимание на новаторские подходы к методике воспитания нравственной культуры и социальной этики в межэтнических и межнациональных отношениях, представляющие ценность для данного исследования, как:

-воспитание исторической памятью;

-овладение младшими школьниками этнографическими знаниями;

-особая роль русского языка как языка русской культуры, несущей систему демократических ценностей гражданского общества, как языка,

обеспечивающего своим потенциалом конкурентоспособность молодёжи на рынке труда в полиэтничном российском обществе;

-развитие двуязычия;

-толерантность в восприятии инонациональных особенностей;

-обращение к традициям и морали семейных устоев.

В основу предлагаемого исследования был положен учет многоаспектного междисциплинарного характера объекта исследования, что обусловило необходимость обращения к трудам лингвистов, историков, политологов, этнографов, социологов, демографов.

Важнейшее значение для предпринятого исследования имеют труды дагестанских ученых: лингвистов - Г.А. Абдулаева, Г.И. Магомедова, М.И. Шурпаевой, социолингвистов - А.А. Абдуллаева, историка Р.М Магомедова, этнографов - А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, С.С. Агашириновой, М.М. Ихилова, педагогов - Б.М. Багандова, Магомедова А.М., Мирзоева Ш.А., известных краеведов республики - М.М. Эльдарова, Б.И. Гаджиева и др.

Ведущая идея исследования - в условиях Республики Дагестан патриотическое воспитание младших школьников представляет собой сложный процесс, включающий в себя воспитание этнической идентичности и патриотических гражданских чувств в их органическом единстве на базе создания комфортной двуязычной среды, выступающей условием и основой патриотического воспитания младших школьников.

База исследования: Новокулинская муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 Новолакского района (с. Новокули); Новолакского района (с. Шушия); Новолакского района (с. Гамиях) Республики Дагестан. Исследованием охвачены 97 учащихся данной школы, 23 учителя, 57 родителей.

Исследование осуществлялось с 2005 по 2015 г. и включало ряд этапов.

Первый, теоретический этап (2005-2007 гг.) был направлен на выявление современного состояния проблемы патриотического воспитания; определение методологической базы исследования, обоснование понятийного аппарата и структуры исследования; анализ философской, психолого-педагогической и культурологической литературы по проблеме исследования.

Второй, опытно-экспериментальный этап (2008-2012гг.) включал углубленное изучение теоретических положений; проведение опытно-поисковой работы по выявлению социально-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в семье; оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе и педагогического управления данным процессом; констатирующий и формирующий этапы эксперимента; экспериментальная проверка комплекса социально-педагогических условий патриотического воспитания младших школьников в условиях двуязычия.

Третий, обобщающий этап (2012-2015гг.) включал анализ,

систематизацию, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; формулирование выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования в
работе использовались следующие методы: ретроспективный анализ
литературы, обобщение отечественного опыта патриотического воспитания,
наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический

эксперимент, анализ учебной литературы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

-изучены современные этноязыковые процессы в Республике Дагестан,
способствующие сохранению этноязыковой среды и патриотическому

воспитанию младших школьников средствами языка;

-обосновано научное представление о сущности процесса

патриотического воспитания младших школьников в современных условиях в контексте региональной среды, которая имеет двоякую языковую и культурно-ценностную основу;

-конкретизировано понятие, обоснована сущность и значение двуязычия
как важнейшего фактора патриотического воспитания школьников (ситуация
двуязычия требует не механического параллельного изучения родного и
русского языков, а корреляции языковых процессов, координации родного
языка и культуры с русским языком и культурой в целях формирования

патриотических чувств и сознания школьников);

- проанализированы этнолингвистические подходы на современном
этапе к воспитанию патриотизма у младших школьников, определен уровень
сформированности у них патриотических чувств и сознания, разработано и
апробировано содержание образования в начальной школе на основе диалога
культур как средства формирования бикультурной личности гражданского
общества (изучение неродного (русского) языка в дагестанской школе
осуществляется на основе полноценного овладения родным языком, после
чего учащийся приобщается к основам иноязычной культуры, в частности,
языка. Кроме того, в условиях жизни этнических языковых групп имеет место
многоязычие: дети овладевают практически одновременно родным языком
(языком этнической языковой группы), литературным родственным языком и
русским - государственным языком Российской Федерации, языком
межнационального общения. Билигвальное обучение способствует не только
эффективному усвоению изучаемых языков и культур, но и воспитанию
патриотизма, чувства любви к своему народу, малой Родине и к собственной
стране - России);

- теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс
социально-педагогических средств взаимодействия семьи и школы в
патриотическом воспитании младших школьников, исследованы условия
организации семейного досуга, на их основе разработана программа,
ориентированная на воспитание патриотизма у младших школьников в

условиях диалога культур;

- разработана (с последующей апробацией на практике) теоретическая модель, в которой определены педагогические условия и средства формирования патриотического сознания и чувств у младших школьников их органическом единстве на базе создания комфортной двуязычной среды.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании
продуктивности этнолингвистического и этнокультурного подходов к

воспитанию патриотизма младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы в условиях двуязычия в сложной этноязыковой ситуации Республики Дагестан.

Выявление сущности двуязычия и двуязычного образования с учетом состояния и тенденций развития этнолингвистической сферы республики повысит эффективность патриотического воспитания младших школьников.

Результаты исследования будут способствовать разработке проблемы
воспитания патриотизма у младших школьников на основе двуязычия, они
расширят представления о средствах реализации Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего

образования (2009 г.) в школах, осуществляющих учебный процесс на родном языке или с родным языком в качестве учебного предмета.

Результаты исследования позволят обобщенно представить опыт решения школой центральной задачи, поставленной перед ней «Стратегией государственной национальной политики РФ» – развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей).

Педагогическая теория обогащается средствами решения

этнопедагогических проблем; критериями оценки уровня сформированности патриотизма у младших школьников.

Получены данные, характеризующие зависимость уровня

патриотической воспитанности младших школьников от укрепления
этнокультурной среды; активизации усилий социальных институтов в
патриотическом воспитании. Этнопедагогическая направленность

образовательного процесса, выявленная на основании теоретического анализа проблемы патриотического воспитания, позволит устранить организационно-педагогические и методические противоречия решения проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовлены и представлены к внедрению в массовую практику методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников (для родителей, педагогов). В диссертации разработаны: программа организации семейного досуга на основе общения на родном языке (для учащихся и их родителей), методические рекомендации для учителей родных языков и литератур. Методическое обогащение содержания, форм и методов взаимодействия семьи и школы обеспечит эффективность патриотического воспитания младших школьников в условиях двуязычия.

Достоверность исследования обеспечена методологией системного
подхода, опорой на теоретические положения таких наук как философия,
психология, педагогика, использованием разнообразных методов

исследования, их адекватности целям, задачам и сущности предмета

исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Сущность двуязычия и двуязычного образования, определяется
состоянием конкретной этноязыковой среды, в том числе в семье, что создает
необходимое условие оптимального определения образовательным
учреждением объема функций родного языка и литературы в патриотическом
воспитании младших школьников.

Выявление сущности, содержания и уровня двуязычия и двуязычного образования в контексте конкретной этноязыковой ситуации представляет собой базовое условие оптимального конструирования образовательным учреждением объема функций родного языка и литературы в учебном процессе школы.

2. Усвоение учителями ключевых компетенций позволит
конструировать целесообразное воздействие в качестве фактора
патриотического воспитания учащихся младших классов.

Этнопедагогический подход к конструированию моделей

патриотического воспитания учащихся младших классов может стать предпосылкой повышения эффективности родного языка и литературы.

3. Эффективность влияния родного языка и литературы как средство
патриотического воспитания младших школьников будет зависеть от общей
этнопедагогической направленности содержания образования в начальной
школе.

4. Процесс патриотического воспитания младших школьников
предполагает соблюдение определенных педагогических условий:
проектирование содержания процесса обучения на основе оптимизации
преподавания, изучения и усвоения русского языка, развития национально-
русского двуязычия как фактора становления и развития диалога культур,
взаимодействия со смешанной этнокультурной средой.

Условием эффективности патриотического воспитания младших школьников является выработка образовательным учреждением мер по оптимизации преподавания, изучения и усвоения русского языка, развития национально-русского двуязычия как фактора патриотического воспитания школьника средствами диалога культур.

5. Гарантией оптимальности структуры и содержания гуманитарного
образования в младших классах с точки зрения целей патриотического
воспитания и формирования коммуникативности и общегражданской
идентичности является разработка взвешенной теоретической модели,
позволяющей избежать самодостаточной изолированности
этнопедагогического знания, так и его поверхностной, формальной
интерпретации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях
кафедры общей педагогики Дагестанского государственного педагогического
университета, научно-практической конференции Челябинского

государственного педагогического университета, заседаниях школьных
методических советов. Внедрение результатов осуществлялось автором в
работе с учащимися Новокулинской муниципальной средней

общеобразовательной школы №2 Новолакского района (с. Новокули); Новолакского района (с. Шушия); Новолакского района (с. Гамиях) Республики Дагестан.

Личный вклад автора состоит в:

а) научно-теоретическом анализе исследуемой проблемы в целях
подготовки и проведении экспериментального исследования;

б) разработке на базе проведенного экспериментального исследования
методических рекомендаций педагогам по реализации процесса формирования
патриотического сознания младших школьников в условиях двуязычия;

в) теоретическом обобщении результатов исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Этнопедагогические основы образовательного процесса как средство патриотического воспитания младших школьников в условиях двуязычия

Россия – страна многонациональная, полиэтничная. Последняя российская перепись (2002) зафиксировала 142 национальности и 40 входящих в них этнических групп. В общем составе населения страны в ее нынешних границах 80% составляют русские, на совокупную долю остальных приходится 20%.

Полиэтничный характер российского общества складывался несколько столетий, и этносы, попавшие в состав Российского государства были достаточно разнородны по многим своим сущностным характеристикам: по этногенезу, языку, культуре, менталитету, образу жизни, по конфессиональной принадлежности и цивилизационным корням, по интенсивности внутриэтнических связей и по развитию этнического самосознания, по демографическим показателям, уровню социально-экономического и социокультурного развития, позже - по статусу в политико-административной системе государства. При этом существовал большой разброс в уровнях их развития [110, 152].

Экстенсивное расширение территории Российского государства было производным от необходимости решения ряда конкретных проблем, диктуемых интересами жизнедеятельности государства – от остро необходимого России для решения общецивилизационных задач «окна в Европу» и до присоединения территорий для выстраивания границ по рубежам, представляющим собой труднопреодолимые естественные преграды.

Вместе с тем, следствием курса на экстенсивное расширение территории государства были и неизбежные сопутствующие проблемы, которые требовали от государства определения общей политической позиции относительно растущей с ходом «собирания земель» внутренней этносферы и выработки этнонациональной позиции на стратегическую перспективу. С ростом территории российский социум становился сообществом все большего множества народов, что создавало самостоятельную внутреннюю зону межэтнических и этногосударственных отношений, часто отягощенных разного рода напряжениями и конфликтами.

Вместе с тем, результатом такого соединения этносов было длительное социальное и культурное взаимодействие и взаимовлияние народов России, которое имело обоюдосторонний, хотя и неоднозначный характер. Многонациональность российского социума стала его органической чертой, вошла в русское общественное сознание, получила отражение в содержании русской культуры. Русская культура, выступая как одна из мировых культур и в качестве посредника в передаче европейских ценностей, сама многое впитала из культур российских народов, из культуры Востока.

Итак, плюрализм языков и культур полиэтничного российского общества закономерно ставил и перед российским государством, и перед российской школой и системой образования в целом ряд национально-политических, организационных и содержательных задач, некоторые из которых не имели исчерпывающего «разового» решения, свободного от разного рода издержек и являли собою скорее процесс, требующий постоянного регулирования.

К числу таких проблем следует отнести, прежде всего, необходимость организации обучения соответствующего контингента молодежи на родном языке и на базе (в большем или меньшем объеме) своей культуры. Вместе с тем, при этом одновременно должно было быть обеспечено организационное и содержательное единство системы образования и образовательного пространства в целом – как в интересах обеспечения равных прав и социаььных и культурных возможностей личности, так и для удовлетворения потребностей государства, заинтересованного в формировании единого типа личности, что диктуется единством условий страны и времени.

Из ситуации полиэтничности вытекала и другая важнейшая задача школы, очевидная для государства со столь разнородным составом населения и, соответственно, контингентом обучающихся - консолидационная функция школы, заявляющая о себе с началом модернизации и с выстраиванием как фундамента всей системы образования – системы всеобщей школы.

История российской государственной образовательной политики последних двухсот лет свидетельствует о понимании государством актуальности данной проблемы. С другой стороны, анализ этой политики и ее конкретных решений говорит об определенной «боязни» выработки и реализации таких решений ввиду их возможных непредвиденных для власти последствий [111,174-179].

Суть дела в том, что основная часть российского модернизационного процесса проходила в условиях или самодержавного или тоталитарного политических режимов с их стремлением удержать общество (как правило, с помощью силовых методов) в рамках традиционных коллективных форм организации человеческой активности, оставлявших отдельному индивиду крайне ограниченный уровень самостоятельных степеней свободы. И в этом в данных условиях заключалось главное внутреннее противоречие процесса.

Моносубъектный самодержавный или тоталитарный политический режим мыслит внутреннее полиэтническое пространство как унитарное. Поэтому проблемы взаимодействия в образовательном пространстве разных субъектов, разных языков и разных культур ему просто чужды. Отсюда отсутствие в историческом опыте российской школы, в содержании отечественной педагогики и в образовательной педагогической традиции в целом ясно поставленных проблем организации содержания образования на двуязычной и бикультурной основе, проблем взаимодействия и диалога культур.

Становление и перспективы развития двуязычного образования как фактор патриотического воспитания младших школьников

Исследование истории становления и развития двуязычия дает возможность рассмотреть историю образования, его истоки, учесть исторический опыт, накопленный за столетия, выявить историко-культурный потенциал в целом системы образования Дагестана. Данное исследование может послужить опорой при моделировании и реализации научно-обоснованной системы образования в регионе.

Ценные факты по исследуемой проблеме отражены в работах П.Загурского, Е.Козубского, П.Услара, С.Фарфоровского и в работах дагестанских авторов Э.Алкадари, Д.Бутаева, А.Омарова. В них можно найти данные о русских светских школах и оценку роли этих школ в духовной жизни местного населения. В работах А.Абилова, С.Губарева, Г.Каймаразова, С.Омарова, Ш.Хасбулатова в которой на основе широкой источниковедческой базе рассматриваются различные аспекты истории образования, следовательно, становления и развития двуязычия в условиях Дагестана.

Исходными параметрами данного параграфа являются теоретические положения, изложенные в предыдущем. Согласно этим положениям, воспитание патриотизма у учащихся-дагестанцев происходит в условиях двуязычия. Двуязычие или билингвизм (в переводе с латинского: «два языка») в мире известно испокон веков: чтобы общаться с представителями соседнего народа, люди овладевали их языком. В досоветский период многие дагестанцы владели азербайджанским, грузинским, чеченским, армянским, арабским, турецким, кумыкским, русским и другими языками. Многие из них владели и несколькими языками одновременно.

Двуязычие с обыденного уровня передалось и литературе. В средние века фарси-арабское и фарси-тюркское двуязычие было характерно многим поэтам Востока: Рудаки, Фирдоуси, Хайям, Низами, Саади, Навои и др. На русском и французском языках писали русские писатели И.С.Тургенев и Ф. Тютчев; на русском и английском языках писал Н.Набоков и т.д. На шести языках писал известный дагестанский ученый - историк и поэт XIX века Гасан Алкадари: лезгинском, арабском, персидском, турецком, азербайджанском и русском. Примечательно, что на практике многоязычие чаще всего реализуется в форме двуязычия, в силу того, что индивид, владеющий многими языками, одновременно может пользоваться двумя языками.

Большая часть населения в субъектах и национальных регионах Российской Федерации, в том числе и Дагестане, в качестве второго языка владеет русским языком. Однако в отдельных аулах имеет место и многоязычие: в условиях жизни этнических языковых групп дети овладевают практически одновременно родным языком (языком этнической языковой группы), литературным родственным языком и русским языком в образовательном учреждении (детском саду, школе и т.п.). К примеру, бежтинцы овладевают бежтинским (родным), цунтинским (более крупным, родственным языком), аварским (литературным языком), русским – официальным языком, языком межнационального общения.

По мнению ученых, следует различать двуязычие в узком и широком смысле этого слова: двуязычие в узком понимании - это более или менее свободное владение двумя (в нашем случае родным и русским) языками; двуязычие в широком понимании - это относительно свободное владение вторым языком.

Национально-русское двуязычие в условиях Республики Дагестан приобретает свое реальное содержание, которое заключается в том, что посредством этих языков, родного и русского, передается вся необходимая информация, отражающая этнокультурные, духовные и общечеловеческие ценности.

Двуязычие - явление лингвистическое и социальное - может быть желательным, но не обязательным, а также желательным и вынужденным. Национально-русское двуязычие в Дагестане является желательным, но не обязательным, а для части населения и вынужденным. Национально-русское двуязычие в Дагестане по количеству носителей (в республике имеют место аварско-кумыкское, даргинско-кумыкское, лезгинско-азербайджанское и др. двуязычия) является самым массовым. Дагестанско-русское двуязычие, этнокультурный феномен, получило широкое применение в различных сферах человеческого общения: в быту, обучении и воспитании, печати, радио и телевидении, а также в художественной литературе.

Итак, становление национально-русского двуязычия в Дагестане следует отнести ко второй половине XIX века. В этот период завершилась Кавказская война, и произошло окончательное присоединение горного края к Российской империи. Влияние русской культуры стало заметно усиливаться, что способствовало переориентации Дагестана с арабского Востока на русский Запад.

В Дагестане появились первые русские учебные заведения, в которых обучались как русские дети, так и дети представителей местных народов.

Первым русским учебным заведением стало уездное училище, которое открылось в 1837 году в городе Дербенте. В 1838 г. в нем обучалось 35 детей: 14 - дети дворян и чиновников, 21 - дети местного населения.

В 1861 г. в селении Ахты Самурского округа открыли первую сельскую в Дагестане светскую школу, которая называлась «одноклассным начальным общественным училищем».

На развитии дагестанско-русского двуязычия сказалось сильное влияние и деятельность русских путешественников, исследователей, ученых, писателей, учителей, врачей и других специалистов, которые внесли большой вклад в изучение истории, языка, культуры, религии, обычаев и традиций горцев.

Сущность двуязычия в контексте основных научных школ

Выдвигая взаимодействие школы и семьи в качестве одного из главных условий эффективности формирования гражданственности младших школьников в контексте двуязычного образования, отметим, что сама по себе идея сотрудничества педагогов и родителей в теории образования не нова. Эту проблему исследовали многие педагоги. Особенность нашего обращения к теме обусловлена необходимостью поиска форм и методов совместной воспитательной работы семьи и школы по формированию фундамента этнонациональной и гражданской идентичности у младших школьников в условиях двуязычного образования с учетом специфики Республики Дагестан. Речь идет о необходимости работы по «обучению» учителей и родителей опыту общения на родном для ребенка языке.

В процессе организации экспериментальной работы нам пришлось сталкиваться с такими сложностями, когда речь шла о полном незнании родного языка родителями младших школьников. В такой ситуации экстренно пересматривались программы экспериментальной работы, и намечалась новая ее траектория – самообразование, факультативы, краткосрочные курсы родного языка для родителей, совместные занятия по родному языку для младших школьников и их родителей.

Итак, семья – воспитательный коллектив, следовательно, воспитание - ее важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. Именно поэтому наибольшее воздействие на развитие ребенка имеет его социальный опыт и языковая практика, приобретенная в семье и поддержанная в школе.

В условиях радикальных изменений всех сторон жизни нашего общества, растущего внимания государства к проблемам образования особую актуальность приобретает проблема педагогического просвещения родителей, повышение их общей и педагогической культуры по вопросам обучения и воспитания в частности.

Все это вызывает острую необходимость разработки качественно новой системы пропаганды педагогических знаний среди родителей, системы, которая обеспечивала бы рост общей и педагогической культуры родителей как базовой основы повышения воспитательного потенциала семьи в формировании гражданина современного общества.

Построение такой системы невозможно без коренного пересмотра педагогической позиции относительно формирования гражданственности школьников, без повышения психолого-педагогического потенциала носителей знаний - учителей, воспитателей, организаторов образования, которые в процессе педагогического просвещения выступают в качестве лекторов, консультантов, пропагандистов.

Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение одной из стратегических задач – привлечения родителей к воспитанию у детей гражданственности, культуры доверия через изменение отношения родителей к этому процессу и его результативности.

Общепринятый в дагестанском социуме взгляд на семью как на «помощника школы» в воспитании детей и юношества, как на второстепенный «инструмент» воспитания привел к тому, что семья сегодня оказалась явно неподготовленной к выполнению роли приоритетного лица в деле формирования патриотизма и гражданской идентичности у детей и подростков.

Необходим отказ от недооценки роли семьи в воспитании и признание в принципе ее приоритетной роли в становлении личности ребенка. В основе процесса взаимодействия педагогов и родителей должен быть принцип паритетности функций каждого субъекта воспитательного процесса: «Семья и школа обладают равными возможностями в воспитании детей при наличии желания воспитывать».

В целях повышения эффективности воспитания гражданственности у младших школьников в условиях двуязычия нами разработана теоретическая модель взаимодействия семьи и школы по созданию комфортной двуязычной языковой среды, которая включает в себя: создание диагностических карт семьи каждого ученика класса (школы); формирование банка данных об уровне владения родным языком школьниками и их родителями; выбор и апробацию образцов технологий работы с семьей для классного руководителя, для учителя-предметника, для педагога-психолога, для социального педагога и т.д.; выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания гражданственности младших школьников, педагогических кадров и родителей. Предлагаемая модель взаимодействия семьи и школы позволяет решать следующие задачи: 1. повышение мотивации родителей к активному участию в гражданском воспитании младших школьников; 2. повышение уровня практико-ориентированной исследовательской деятельности педагогов в области воспитания младших школьников; 3. рост научно-методического обеспечения школы по развитию двуязычной образовательной среды. Семейная педагогика, в основном, опирается на общие методы воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример, поощрение (похвала, подарки, одобрение); наказание (порицание, лишение удовольствий, отказ от дружбы ) и т.п.. Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них - слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи. Особо важную роль играют пресса, радио, телевидение, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, режим дня, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.

Семья создает языковую базу, основу для дальнейшего совершенствования языковой культуры ребенка. Ведущую роль в организации работы по созданию языковой среды в семье, повышению интереса к родному языку у младших школьников и их родителей выполняют педагоги – учителя родного языка и литературы. Существенным фактором, способствующим совершенствованию процесса гражданского воспитания младших школьников, является личный пример педагога, его личностные качества и профессиональная подготовка: владение преподаваемым языком в совершенстве, знание специфики национального состава детей в классе (язык, традиции, этнокультурные ценности и т.п.).

Важно, чтобы педагогические умения учителей родных языков постоянно совершенствовались по всем направлениям. На наш взгляд, педагогическая деятельность учителя родного языка и литературы способствует: формированию интереса к родному языку в сугубо методическом аспекте, как к учебной дисциплине; формированию этнической идентичности; формированию гражданской позиции посредством личностного отношения к осуществляемой педагогической деятельности; формированию культуры доверия, что способствует становлению и развитию гражданской идентичности Следует отметить, что совершенствованию педагогического руководства процессом гражданского воспитания младших школьников в условиях двуязычного образования в дагестанской национальной школе способствуют современные процессы этнизации образования: растущее национальное самосознание учителей и учащихся, интерес к национальному языку, культуре, обычаям во всех сферах жизнедеятельности общества.

Оптимизация педагогических условий организации патриотического воспитания младших школьников

Семья создает языковую базу, основу для дальнейшего совершенствования языковой культуры ребенка. Ведущую роль в организации работы по созданию языковой среды в семье, повышению интереса к родному языку у младших школьников и их родителей выполняют педагоги – учителя родного языка и литературы. Существенным фактором, способствующим совершенствованию процесса гражданского воспитания младших школьников, является личный пример педагога, его личностные качества и профессиональная подготовка: владение преподаваемым языком в совершенстве, знание специфики национального состава детей в классе (язык, традиции, этнокультурные ценности и т.п.). Важно, чтобы педагогические умения учителей родных языков постоянно совершенствовались по всем направлениям. На наш взгляд, педагогическая деятельность учителя родного языка и литературы способствует: формированию интереса к родному языку в сугубо методическом аспекте, как к учебной дисциплине; формированию этнической идентичности; формированию гражданской позиции посредством личностного отношения к осуществляемой педагогической деятельности; формированию культуры доверия, что способствует становлению и развитию гражданской идентичности

Следует отметить, что совершенствованию педагогического руководства процессом гражданского воспитания младших школьников в условиях двуязычного образования в дагестанской национальной школе способствуют современные процессы этнизации образования: растущее национальное самосознание учителей и учащихся, интерес к национальному языку, культуре, обычаям во всех сферах жизнедеятельности общества. В течение последнего десятка лет в республике разработан ряд законопроектов, в числе которых: Закон Республики Дагестан «Об образовании», «О защите культурной самобытности народов Дагестана», «Концепция воспитания учащейся молодежи РД» и др. В учебно-115 воспитательные планы школ РД введена дисциплина «Культура и традиции народов Дагестана» и т. п. Региональные законопроекты и целевые программы разрабатываются на основании нормативных актов федерального уровня: Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, четыре Государственные программы по патриотическому воспитанию, Концепция образовательной политики РФ и др.

Предпринимаемые государством меры призваны устранить противоречие между возрастающими требованиями государства и общества к обеспечению оптимальных условий для развития национальных культур. Ситуация осложняется тем, что развитие национальных культур обусловлено явлениями глобализации, к примеру – стремлением наций и народов, государств и обществ к унификации. Отсюда падение интереса к родному языку, вследствие его невостребованности в реальной практике. Вместе с тем, отдельные учителя родных языков и литератур ведущую цель своей педагогической деятельности видят лишь в передаче абстрактных знаний.

Сведение сущности процесса обучения на уроках родного языка и литератур к осуществлению образовательной функции серьезно ограничивает нравственное развитие младшего школьника, формирование гражданских чувств и сознания, которое происходит в мире многомерных, жизненных ценностей и приобретает стихийный характер. Поэтому важно, чтобы руководство педагога способствовало эффективной инкультурации, этнической и межэтнической социализации младших школьников в условиях двуязычного и многоязычного социума.

В этой связи одним из факторов совершенствования педагогического руководства мы считаем профессиональное научно-методическое совершенствование, повышение квалификации самих педагогов - с этой целью необходимо разработать и реализовать программу подготовки учителей родных языков и литератур для работы в новых условиях.

Совершенствованию педагогического руководства процессом воспитания гражданственности младших школьников в условиях двуязычия будет способствовать опора на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки, национальное своеобразие воспитания, включающие в себя могучие пласты знаний народной педагогики, воспитательный потенциал религии. Все эти факторы в современной школе не используются в должной мере.

В современной школе приобрел актуальность вопрос религиозно нравственного воспитания. Родители, представители общественности признают, что религия обладает значительным потенциалом формирования нравственно-цельной личности. Спор о необходимости и желательности введения специальной учебной дисциплины, призванной дать учащимся необходимые знания о многообразии религиозных воззрений, истории возникновения религий, роли религиозных воззрений на формирование личности на уровне Государственной Думы ведется на протяжении нескольких лет. Данный вопрос затронул и нашу республику и стал предметом обсуждения на уровне представителей Духовного управления мусульман и общественности. В религиозно-нравственном воспитании видится результативный способ воздействия на процесс размывания норм нравственного поведения молодежи. Рекомендовано издать учебник с курсом ознакомительных лекций по истории религий мира. Традиционной религией для Дагестана является ислам. Поэтому, в последние годы научно-исследовательским институтом педагогики разработан, а Министерством образования республики введен в учебный процесс ряд факультативных программ, курсов, таких как «История ислама и других мировых религий», «Религия и ее памятники» и др. С 2009 года в школах введен новый предмет – «Духовно-нравственное воспитание». Государственная стандартизация этой дисциплины пока не разработана. Предполагается, что религиозное воспитание будет способствовать решению задач нравственного воспитания.