Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы применения компьютерных игр в образовательном пространстве Ельмикеев, Олег Рудольфович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ельмикеев, Олег Рудольфович. Педагогические основы применения компьютерных игр в образовательном пространстве : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Марийск. гос. пед. ин-т.- Йошкар-Ола, 2004.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-15/1763-4

Введение к работе

Актуальность исследования Современная культурно-историческая ситуация характеризуется мировой тенденцией перехода от отдельных наук и частичных технологий к комплексной организации и практической ориентированности исследований и разработок Социальный и научно-технический прогресс вошел в противоречие со сложившимися образовательными системами Появилась необходимость в принципиально новом подходе к определению целей, задач и принципов образования, пересмотру его содержания, форм, методов и средств обучения.

Современные тенденции в развитии российского образования проявляются в движении учебных заведений всех типов в направлении интеграции в мировую культуру, в мировое образовательное пространство. Педагогика должна быть нацелена на передачу подрастающим поколениям средств самоорганизации, культурных способов мышления и деятельности, на формирование способностей и личностное развитие детей.

Необходимость вхождения образовательного пространства России в мировое образовательное пространство требует проведения учеными теоретических и прикладных исследований по изучению различных аспектов образовательного пространства.

Сущность образовательного пространства рассматривается в трудах отечественных ученых-педагогов (Е.В.Бондаревской, Н.В.Борытко, А.Я.Данилюка, В.И.Гинецинского, Л.И.Новиковой, Г.Н Серикова), ряд исследователей анализирует дидактическое пространство (Т.И.Белова), воспитательное пространство (Н.Л.Селиванова), социальное пространство ученического класса (А В Сперанский), информационное пространство (Е.Г.Торина), развитие технологий обучения в образовательном пространстве (М.И.Шенцева), пространство понимания (И В Соловьева).

Проведенные исследования позволяют выделить в качестве одной из ведущих тенденций развития современного образовательного пространства его информатизацию и компьютеризацию

Проблемы компьютеризации образования рассматривались в работах отечественных педагогов Д.П.Ершова, А.Г.Кушниренко, Г.В.Лебедева, М.П.Лапчика, Ф И.Перегудова, В.Б Житомирского, В А.Каймина.

Важное значение для раскрытия психологических аспектов обучения с использованием прикладных технических средств имели исследования Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.С.Гершунского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна, О.К Тихомирова и других.

Дидактические вопросы проблемы компьютеризации исследовались в работах ведущих отечественных ученых Ю.К.Бабанского, А Ж Жафярова, В.М.Глушкова, А П.Ершова, О.К.Тихомирова и других.

История, теория и практика обучения с тгапппгпяпапирм тгпмпм"тгчпіГ-г технологий за рубежом нашли свое отражеииї^^'ЙЩ^ОДМ'/ВЬярчука, Г.Н.Литвиненко, А Бенедек, Я.П.Выставкина. | ***»йоикл , j

Значительный вклад в теорию и практику использования информационной технологии обучения внесли' А.П.Беляева, В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершов, М И.Жалдак, В.М.Зеленин, А В.Запорожец, В.А Извозчиков, А.А.Кузнецов, Ю.К.Кузнецов, В.В Лаптев, А Е.Марон, И.В Марусева, Е.И Машбиц, А Г Мордкович, И.А.Румянцев, М В Швецкий и другие ученые. В работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств, некоторые способы классификации педагогических программных средств, проблемы компьютеризации естественных дисциплин

Различным дидактическим направлениям совершенствования обучения с помощью компьютера посвящены исследования Е.Л.Белкина, В С Гершунского, Е И.Машбиц, А Я.Савельева, Н.Ф.Талызиной. Методическим основам проблемы использования компьютеров на уроках посвящены работы В А Извозчикова, А.С.Кондратьева, В В.Лаптева, Е Е.Мининой, А.П.Рымкевича, Б.Е.Стариченко и других.

Одним из направлений компьютеризации образования является применение обучающих компьютерных игр.

Компьютерная игра является элементом образовательного пространства и требует исследования и осмысления в контексте информатизации общества и образования с опорой на существующий в педаїогической науке опыт изучения игровой деятельности учащихся

В отечественной педагогике и психологии разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Л С.Выготский, Н К Крупская, А С.Макаренко, В.А Сухомлинский, А.Н.Леонтьев, Д.Б Эльконин, Ф.И.Фрадкина, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, Ю П Азаров, В.С.Мухина, О С Газман и другие.

Проблему использования компьютерных игр в образовании рассматривали В.П.Беспалько, В.А.Извозчиков, А П.Илюшин, В.В.Лаптев, Е.И.Машбиц, Е.С.Полат, Б.Л.Собкин, И.В.Роберт, А Г.Шмелев, М Эпшгейн.

Выполненные исследования не раскрывают в полной мере проблему применения педагогических программных средств с игровой компонентой. В данном контексте возникает ряд взаимосвязанных противоречий:

-между условным игровым планом деятельности учащихся и учебной направленностью компьютерных игр;

-между индивидуальным характером игры и коллективной организацией обучения;

-между многообразием дидактических задач и неразработанностью процедур контроля, оценки и коррекции знаний и практических умений учащихся в условиях применения игровых компьютерных программ.

Ощущается необходимость исследования педаюгических

возможностей программных средств с игровой компонентой как на теоретическом, так и на практическом уровне. Требует уточнения классификация компьютерных игр, остаются неразработанными педагогические условия и пути их использования в образовательном пространстве.

С учетом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования' каковы педагогические условия и пути применения компьютерных игр в образовательном пространстве. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является компьютерная игра в образовательном пространстве.

Предметом исследования выступает разработка и применение обучающих компьютерных игр и педагогических программных средств с игровой компонентой.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Исследовать проблему компьютеризации образовательного пространства

  2. Изучить специфику и дидактические возможности компьютерных игр, педагогические требования к их разработке и применению.

3. Установить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования обучающих компьютерных игр

4 Разработать и апробировать в образовательном пространстве учебного заведения комплекс игровых педагогических программных средств.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой

эффективность использования обучающих компьютерных игр может быть

существенно повышена, если они:

отвечают педагогическим требованиям к их разработке и применению;

используются систематично и последовательно для решения различных дидактических задач;

предусматривают возможность индивидуализации и дифференциации обучения, реализации личностно-ориентированных образовательных технологий;

обеспечивают развитие творческого мышления личности и повышение уровня компьютерной грамотности.

Методологической основой исследования являются аксиологический, антрошлошческий, культурологический, личностно-деятельностный и личностно-ориенгированныи подходы, а также системно-целостный подход к познанию и преобразованию действительности, объективирующие его принципы единства преемственности и изменчивости, единства теоретического и эмпирического.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

изучение и анализ психолого-педагогической, научной, методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;

обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение);

праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности учащихся, педагогической документации, изучение и обобщение педагогического опыта);

педагогический эксперимент;

математическая обработка экспериментальных данных

Этапы исследования:

На первом этапе (1995 - 1998 гг.) осуществлялся анализ литературных источников и опыта работы образовательных учреждений, формулировались исходные методологические положения.

На втором этапе (1999 - 2000 гг.) разрабатывалась программа исследования, создавались и апробировались педагогические программные средства с игровой компонентой и учебно-методический комплекс.

На третьем этапе (2001 - 2003 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по применению обучающих компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения.

На четвертом этапе (2003 - 2004 гг.) осуществлялась систематизация, обобщение и теоретический анализ результатов экспериментальной работы, формулировались выводы по итогам исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные учреждения и учебные заведения среднего профессионального образования г. Йошкар-Олы и Республики Марий Эл, Чебоксарский электромеханический колледж, Кировский авиационный техникум.

Основной объем опытно-экспериментальной работы был выполнен на базе Марийского радиомеханического техникума Исследование охватило 1828 студентов, 205 преподавателей и учителей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

раскрыты теоретические основы использования компьютерных игр в образовательном пространстве;

уточнена классификация компьютерных игр и требования к разработке и применению педагогических программных средств с игровой компонентой;

определены и экспериментально подтверждены педагогические условия использования обучающих компьютерных игр;

разработана и реализована технология формирования знаний, умений и навыков, развития творческого мышления учащихся, основанная на комплексном использовании педагогических программных средств с игровой компонентой в образовательном пространстве учебного заведения.

Практическая значимость результатов работы заключается в том, что в ходе исследования разработан и апробирован комплекс обучаюших компьютерных игр и педагогических программных средств, содержащих игровую компоненту, с полным методическим обеспечением Прошедшие опытно-экспериментальную проверку авторские компьютерные обучающие программы и методические рекомендации, отражающие материалы исследования, могут использоваться и находят реальное воплощение в образовательном пространстве учебных заведений.

Достоверность полученных результатов обеспечивается

методологической обоснованностью исходных параметров исследования,

соответствием его методов поставленным задачам, репрезентативностью выборки, валидностью используемых методик, непротиворечивостью и сравнимостью с массовой практикой полученных экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Компьютерная игра является значимым элементом образовательного пространства: она может применяться для формирования, закрепления, контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков, развития личности учащихся.

2.Технология применения компьютерных игр в образовательном пространстве учебного заведения основана на целенаправленном и последовательном внедрении комплекса педагогических программных средств с игровой компонентой.

3. Обучающие компьютерные игровые программы должны предусматривать варьирование учебного материала с целью предоставления учащимся возможности выбора содержания, темпов, методов и форм обучения в зависимости от их интересов, склонностей, возможностей и уровня знаний.

4. Педагогическими условиями эффективного использования

компьютерных игр в образовательном пространстве являются: соблюдение педагогических требований к их проектированию и применению; систематичное и последовательное их использование для решения различных дидактических задач; реализация личностно-ориентированных педагогических технологий, индивидуализация и дифференциация обучения; формирование необходимого уровня компьютерной грамотности; развитие творческого мышления личности; формирование положительной мотивации учения, создание благоприятного эмоционального климата в процессе применения обучающих компьютерных игр.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования доложены и обсуждены:

- на заседании Научно-Методического Центра среднего профессионального
образования Министерства образования Российской Федерации (г.
Москва, 14-15 дек. 1999 г.);

на методических и педагогических советах Марийского

радиомеханического техникума (1997 - 2004 гг.), Чебоксарского электромеханического колледжа (2000 г.), Кировского авиационного техникума (2001 г.);

на совещаниях директоров (2000 г.) и заместителей директоров (2000 г.) средних специальных учебных заведений республики Марий Эл;

на пленарном заседании и на руководимой автором секции региональной научно-технической конференции «Информационные технологии в образовании» (г. Йошкар-Ола, 2001 г),

на Республиканском фестивале социально-педагогических проектов в номинации «мастер-класс» «Применение программных средств с игровой компонентой для контроля знаний учащихся» (г. Йошкар-Ола, 2004 г.);

- на выставках-конференциях «Комэкс» "Информационные технологии
телекоммуникации в образовании" (г Йошкар-Ола, 2000, 2001 гг.).

Материалы исследования использовались при чтении лекций в Марийском институте образования на курсах повышения квалификации учителей, а также на проведенных автором семинарах'

по применению компьютерных технологий обучения для учителей республики Марий Эл (1995 г., септ 1996, апр 1996 гг.);

по обмену педагогическим опытом с Чебоксарским электромеханическим колледжем (г Йошкар-Ола, 1997 г.)

по обмену опытом для методобъединения учителей информатики средних специальных учебных заведений республики Марий Эл (1997, 1998 гг.);

по технологии разработки обучающих программ и по методике обучения программированию на базе Марийского института образования (1999 г)

на практическом семинаре "Создание электронных учебников" (г.Йошкар-Ола, 2004 г).

Ход и результаты исследования освещены в изданной Марийским радиомеханическим техникумом брошюре "Обобщение опыта работы преподавателя Ельмикеева О.Р." (2004 г), в периодических изданиях республики Марий Эл, в интервью республиканскому радио, в подготовленных авторских учебных пособиях по различным предметам и методических пособиях по отдельным темам и программным средствам

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.