Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Жиркова Евдокия Степановна

Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха
<
Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жиркова Евдокия Степановна. Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 1999 166 c. РГБ ОД, 61:00-13/94-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Традиционное мировозрение народа саха и этнопедагогика

1.1. Этнопедагогическое осмысление традиционного'кировозрения народа саха стр.8

1.2. Традиционное мировозрение народа саха как основа духовного воспитания личности стр.31

Глава II. Организационно-педагогические основы изучения традиционного мировозрения народа саха на уроках национальной культуры

2.1. Анализ содержания изучения традиционного мировозрения в аспекте диссертационного исследования стр. 53

2.2. Опыт работы учителей национальной культуры по приобщению учащихся к традиционному мировозрению стр.78

2.3. Организация изучения традиционного мировозрения традиционного мировозрения на уроках национальной культуры стр.97

2.4. Практическая деятельность учащихся как условие приобщения к традиционному мировозрению стр.128

Введение к работе

Актуальность исследования. Общественные преобразования, происходящие в стране, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого, духовного потенциала человека. Как показывает практика, духовное обнищание человека связано с отрывом обучения и воспитания от народных корней, которые питают формирование, развитие интеллектуальных, нравственных качеств личности, гражданское, физическое становление молодежи. В этой связи в школах республики наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этническими традициями воспитания детей. Наметившаяся тенденция требует усвоения школьниками общечеловеческих и национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении этноса.

Антрополого-гуманистическая педагогика Н.А.Бердяева, ПХХБлонского, К.Н.Вентцеля ВЗ.Зеньковского, И.А.Ильина, П.Ф.Каптерева, В.(^Соловьева, Л.Н.Толстого, В.В.Розанова, М.М.Рубинштейна подчеркивает, что гуманизм и духовное воспитание открывают глубинную тенденцию, пронизывающую внутренний мир человека и формируют духовность. Психолого-педагогические труды подчеркивают необходимость изучения духовного воспитания учащихся.

Теоретико-методологические основы с учетом педагогических принципов природосообразности, духовности воспитания учащихся разработаны Я.А.Коменским, К.Д.Ушинским, А.Дистервегом, Л.Н.Толстым, И.А.Ильиным, И-Г.Песталоцци и др. Психологические концепции в этносоциологии отражены в работах Г.Лебона, Р.Бенедикт, М.Мид, Б.Уорфа и др. Этнологические основы философии образования изучали Ю.Бромлей, ЛХумилев, Д.Лихачев, Д.Фрезер; общенаучные принципы системного и деятельностного подходов -ГХЯХальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и

др; теорию духовного воспитания на основе этнопедагогики - Г.Н.Волков,
В.Ф.Афанасьев, Я.И.Ханбиков, З.Г.Нитматов, М.Г.Тайчинов и др.; теорию пе-
'%* дагогической интеграции - А.П.Беляева, М.И.Махмутов, Ю.С.Тюннюков и др;

теорию педагогической культурологии - Л.А.Волович и др.

Большое внимание вопросу этнонационального в культуре уделяли философы О.Шпенглер, Н.Бердяев, Э.Ренан и др. Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры посвящены работы М.М.Бахтина, Л.Н.Гумилева, Ю.М.Лотмана, А.Тойнби и др.

Методологические основы изучения психологии народов содержатся в . трудах Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, С.М.Соловьева, К.Г.Юнга и др. Различные аспекты этнопсихологии раскрываются в исследованиях А.Р.Лурия,

* А.А.Деркач, В.С.Агеева, Г.У.Кцоевой, В.С.Мухиной, Р.Д.Санжаевой,
А.П.Оконешниковой, У.А.Винокуровой и др., которые заслуживают присталь
ного внимания по вопросу приобщения учащихся к традиционному мировоз-

зрению.

Анализ указанных исследований показывает отсутствие специальных работ, посвященных проблеме приобщения учащихся к традиционному мировоззрению, как основе духовного воспитания. В этом аспекте исследования особый интерес для нас представляет народная педагогика как научный, нацио-

* нальный и общечеловеческий феномен (Г.Н.Волков, В.Ф.Афанасьев,
Г.С.Виноградов, Д.М.Бурхинов, С.Д.Намсараев А.Ш.Гашимов, А.Э.Измайлов,
К.С.Чиряев, И.С.Портнягин и др.); национальная культура, традиции и элемен
ты народной философии (Б.Н.Попов, Серг.К.Колодезников, К.Д.Уткин,
Ю-С.Гуров, Э.З.Феседов и др.); детская среда в народном воспитании
(Э.Й.Сокольникова, В.И.Дьяченко, Д.А.Данилов, Л.ИАманбаева,
Н.Д.Неустроев, А.Г.Корнилова, А.НЛІадрина, А.Д.Семенова и др.).

Щ Анализ психолого-педагогической, философской и этнографической ли-

тературы показывает, что в исследованиях не рассматривалось приобщение

детей к традиционному мировоззрению на основе прогрессивных идеи народной педагогики. Отсюда вытекает необходимость изучения и раскрытия возможностей этнопедагогики народа саха в духовном воспитании детей. Все это определило выбор темы исследования - "Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха"

Объект исследования - процесс приобщения учащихся к духовной культуре народа.

Предмет исследования - рациональные пути, формы и методы приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа.

Цель исследования - на основе раскрытия роли народных традиций в духовном воспитании разработать педагогические основы приобщения школьников к традиционному мировоззрению народа саха.

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха достигнет воспитательного эффекта, если:

осуществляется целенаправленное и системное введение в общий процесс формирования личности учащихся прогрессивных идей народной педагогики;

создаются рациональные пути системного решения вопросов приобщения к мировоззрению народа средствами урочной и внеурочной деятельности;

технология педагогического процесса обеспечивает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и действенно практические сферы жизнедеятельности учащихся.

Для достижения этой цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую, этнографическую литературу по проблеме;

*

»

I

  1. Раскрыть роль традиционного мировоззрения народа саха в духовном воспитании учащихся;

  2. Обобщить опыт и состояние приобщения школьников к традиционной национальной культуре;

  3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогически обоснованную систему приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы, действующих программ, учебных пособий;

изучение традиций народной педагогики;

изучение и обобщение педагогического опыта;

педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, графический метод;

опытно-экспериментальная работа;

статистический и математический анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Основной метод исследования - педагогический эксперимент. В эксперименте принимали участие учителя и диссертант. Опытно-экспериментальная работа проведена в течение 5 лет в Вилюйской средней школе №2 и 3, Кедан-динской и Лекеченской неполных средних школах, в Вилюйском педагогическом училище, Вилюйского улуса, Хатасской средней школе г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Методологической основой исследования являются теоретические представления психологов, социологов, философов о приобщении о формировании духовной личности; идеи природосообразного и культуросообразного воспитания личности; целеполагание научной педагогики о всестороннем и

гармоничном, духовном развитии личности в процессе приобщения к духовным ценностям культуры народа.

На первом этапе (1995-96 гг.) - проводилось изучение, обобщение передового опыта учителей; выработка исходных позиций исследования на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по проблемам приобщения учащихся к традиционному мировоззрению в педагогическом процессе; проводился констатирующий эксперимент; подготовлена практическая база проведения опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1996-98 гг.) опытно-экспериментальным путем проводилась проверка эффективности традиций народной педагогики по приобщению учащихся к традиционному мировоззрению, в ходе которого проверялась достоверность выдвинутой гипотезы, систематизация экспериментальных данных.

Итогом третьего этапа (1998-99 гг.) стали анализ и обобщение результатов, полученных в ходе теоретического и экспериментального исследований, уточнение и коррекция теоретических положений и научно-методических рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении мировоззренческих аспектов содержания культурологического образования как источника духовного воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе, в теоретическом обосновании путей, средств, методов приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха при практически-деятельностном изучении национальной культуры народов Якутии.

Практическая значимость. Результаты и рекомендации исследования используются в разработке учебно-методических комплексов по национальной культуре, в организации учебно-воспитательной работы средних общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия), на курсах повышения

квалификации работников образования, в частности, учителей национальной культуры, в подготовке кадров в средних специальных учебных заведениях, в Якутском государственном университете и учителями национальной культуры в совершенствовании педагогического процесса по приобщению учащихся к традиционному мировоззрению народа саха.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена: опорой на теоретические положения психологии и педагогики о творческо-деятельностной сущности личности; использованием комплекса методов исследования, адекватных целям, задачам, логике исследования; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность и реализуемость предлагаемых практических рекомендаций.

На защиту выносятся:

1. Положение, раскрывающее содержание традиционного мировоззрения
народа, как основного средства интеллектуального, духовно-гармоничного
воспитания целостной личности;

2. Комплекс организационно-педагогических путей, средств, способов
оптимальных вариантов, форм и методов приобщения учащихся к традицион
ному мировоззрению народа саха.

3. Культурологический подход изучения традиционного мировоззрения народа
саха, как основы духовного формирования личности.

Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования автором внедрены: на курсах повышения квалификации учителей национальной культуры в Институте повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), в выступлениях автора на Республиканских научно-практических конференциях "Традиционное представление саха об окружающем мире" (1998), "Актуальные проблемы методики преподавания национальной культуры в общеобразовательной школе" (1998), "Айыл5а дьопун педагог" (1999), на авторском курсе "Детский обрядовый фольклор, как

средство духовного воспитания" (1999), Методика преподавания национальной культуры в общеобразовательной школе: проблемы, поиски, перспективы" (1999) и в преподавании курсов "Методика преподавания национальйой культуры", "Методика преподавания религиозно-философских воззрений саха"> "Методика преподавания прикладной культурологии" для студентов ЯГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

По теме диссертации опубликовано 1 учебно-методическое пособие, 2 статьи, 2 программы: подготовлены к изданию 1 учебное пособие, 1 учебно-методическое пособие, 1 программа.

Этнопедагогическое осмысление традиционного'кировозрения народа саха

Прежде чем приступить к разработке проблемы приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха, целесообразно вкратце остановиться на универсуме этнопедагогического осмысления народного мировоззрения. Это даст возможность глубокого рассмотрения вопросов изучаемой проблемы как основы духовного воспитания.

В процессе исторического развития народа саха образовалась своя уникальная система воспитания, которая и являетря основным элементом традиционного мировоззрения этноса. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что "опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был тот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы" (150. С. 163).

Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. Этнопедагогика, по определению Г.НЛЗолкова, передает содержание и сущность науки, предметом которой является традиционная культура воспитания этносоциума. В современной педагогике недостаточно исследованы вопросы приобщения учащихся к традиционному мировоззрению отдельного этноса» которые носят категории духовных. традиций этнического воспитания. Категория рассматривается как результат обобщения опыта исторического развития, познания, общественной прак Е( тики (158. С. 254). Категория (пространство, время, материя, сознание, приро да, общество, культура, традиция и др.) суть универсальная характеристика сущего и одновременно является основой формы освоения (практического, духовно-практического, теоретического) духовного мира человека. В категориальной форме конденсируется опыт духовно-практической деятельности народного воспитания, в котором категория практики не сформулирована как аксиома духовно-практической деятельности этнического воспитания.

Традиционное мировоззрение народа саха ориентировано на решение за дач духовного воспитания. Природа мифологического познания - поиск, раз мышление о внутреннем, духовном мире человека, его практике, проблемах морали, чувствах, воле, нравственности, гуманности. В работах философов (Н.А.Бердяев, А.Л.Никифоров, В.В.Розанов, В.С.Соловьев и др.) (24, 25, 26, 27, 149, 131, 132) заключается мысль, что человек как духовное существо занимает первое место в системе ценностей, что наступает возрастание возможностей отдельного индивида; человек как существо мыслящее и творческое характери зуется активностью, основу его природы составляет мировоззрение. Человек духовно развивается в том случае, когда у него формируется мировоззрение, 1 благодаря духовному обогащению он формируется как духовная личность, у него развивается высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения.

Анализ содержания изучения традиционного мировозрения в аспекте диссертационного исследования

Анализ структурно-функциональной модели традиционного мировоззрения народа сахаозволяет прийти к заключению» что в основе формирования мировоззренческих представлений у учащихся лежит система историко культурологических знаний, ценностное отношение к культуре, определяющая настоящее поведение и программирующая будущее. Задача настоящей главы проанализировать и выявить причину трудностей, которые возникли при изу чении традиционного мировоззрения народа саха. Изучение национальной культуры в Республике Саха (Якутия), и в целом России, приобретает осо бую актуальность. Изучение национальной культуры народов Якутии должно обосновываться именно на принципах педагогической культурологии. Целена т правленное изучение в определенной системе историко-культурологического материала способствует овладению духовным богатством родного народа, вносит значительный вклад в формирование внутренней культуры учащихся, в становлении каждого учащегося духовно богатой, творчески активной, гармонически развитой, целостной личностью. Специфичность историко-культурологического материала, сложности с его восприятием учащимися требуют от педагогов целенаправленной деятельности по формированию у них системы культурологических знаний.

В данной .работе перед нами стоит задача путем анализа учебно-методического комплекса выявить эффективные пути формирования основополагающих представлений о традиционном мировоззрении народа саха. "Национальная культура" как школьный предмет введен в учебный план щ общеобразовательных школ Российской Федерации сравнительно недавно, с 1991 года, и по своей специфике имеет большой образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, ибо в культуре любого народа сконцентрированно выражается его богатый социальный опыт, обусловленный историческими условиями его жизни, быта, его взглядов и убеждений о мире и человеке, о жизни и смерти, добре и зле. Приобщение учащихся культуре своего народа обуславливает формирование их нравственных идеалов, убеждений, духовно развитой личности. По словам видных педагогов М.И-Скаткина, ЖЯЛернера, ВЛБеспалько, В.В.Давыдова, В.СЛеднева, Г.Н.Серикова и др. в учебный предмет входит воспитательный элемент, и каждый предмет должен иметь программу воспитательных воздействий. Школьные программы, учебники, учебные пособия, книги для внеклассного чтения, пособия для учителей не только являются средствами обучения, но и средствами воспитания, и от кон D струирования содержания этих средств зависит формирование всесторонне раз витой личности, формирования мировоззрения учащихся.

Поэтому мы в своей работе решили сделать анализ учебных средств по этому предмету в аспекте диссертационного исследования. Школьные программы по национальной культуре народов Якутии. В связи с введением нового предмета "Национальная культура народов Якутии" разработаны экспериментальные и авторские программы учителями-практиками А.А.Нестеровым, И.Г.Баишевым, Л.К.Избековой, Ж.К.Лебедевой, учеными Р.И.Бравиной, Т,И.Петровой и др. По итогам анкетирования в обще-образовательных школах республики работают по авторским программам школы Намского, Сунтарского, Чурапчинского, Мегино-Кангаласского, Вилюйско-го улусов. В данное время из 25 школ, проходивших анкетирование, около 60% стабильно работают по программе, разработанной авторской группой Р.И.Бравиной, Т.И.Петровой, И.Г.Баишева. В программе осуществлен отход от существовавшего ранее принципа же (- сткой регламентации содержания изучаемого материала, последовательно осу W ществляется принцип вариативности, который повышает эффективность каче ства преподавания и творческий потенциал учителя. В пояснительной записке действующей программы, рекомендованной УМС МО PC (Якутия) (авторы: Р.И.Бравина, Т.И.Петрова, И.Г.Баишев), отме чены три основные цели курса "Национальная культура народов Якутии": Ш -приобщение учащихся к материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, т.е. общее развитие, развитие кругозора учащихся; - формирование интереса к отдельным жанрам национальной культуры, к известным исполнителям, создателям материальных и духовных ценностей народа; - воспитание подлинного чувства интернационализма, основанного на знании, понимании и уважении к труду и таланту родного народа.

Опыт работы учителей национальной культуры по приобщению учащихся к традиционному мировозрению

Под мировоззрением понимается система философских, научных, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека отражающих понимание им окружающего мира и определяющих общую направленность его деятельности, в данном случае оно отражается категорией духовной практики. Категория духовной практики, выводя духовно-практические действия, взаимно проникаясь традициями, обрядовыми действиями, выводит формы и методы воздействия. Этнические методы и формы воспитания (норуот о5ону упуйар, уерэтэр ньымалара) имеют глубокий философский смысл и воздействуют на формирование мировоззрения через последовательные этапы: знание, взгляды, убеждения и представление. Следовательно, обрядовая педагогика и есть та система категории практики, которая является ключевым фактором приобщения учащихся к традиционному мировоззрению. При этом необходимо учитывать возрастные особенности, диагностику реальных интересов, в ходе которого и формируется осознание мировоззренческих идей и понятий традиционного мировоззрения народа саха.

Сложность процесса формирования представлений о традиционном мировоззрении заключается в том, что он протекает под влиянием внешних и внутренних факторов, в число которых входят обучение и воспитание через обрядовые действия, традиции народа, окружающую среду. Процесс изучения начинается с усвоения основных элементов мировоззренческих идей, то есть знания Картины Мира, представления народа саха о человеке, этических традициях, обрядах. Традиционное мировоззрение является мифологическим преобразованием духовного сознания, которое имеет уникальную воспитательную ценность, требует осторожного подхода, культурологического и психолого-педагогического анализа.

Мировоззренческие знания формирую! представления о традиционном мировоззрении народа саха, последовательно разделяя религиозное воззрение или верование от представления Картины Мира. Как показывает анализ практики, учителя недостаточно владеют знаниями традиционного мировоззрения, что является фактором неправильного формирования представлений у уча # щихся. К примеру, учителя думают, что обряд обязательно означает религиоз щ ность. В действительности же, обряд может иметь не только религиозную основу (жертвоприношения, табу, фетиши и т.д.), но и содержать в себе воспитательную, формирующую морально-этическую ценность. При изучении обряда необходимо учитывать три главных аспекта ознакомления: во-первых, учащиеся должны знать о традиционном мировоззрении; во-вторых, иметь представление о мифологии народа саха; в-третьих, территориальную специфичность, диалект. При исследовании состояния преподавания традиционного мировоззрения в школах и на проведенной республиканской олимпиаде (1998 г.) выяснилось, что учащиеся учатся по авторской или индивидуальной программе учителя и были случаи расхождения понятий, неправильное понимание тех или иных представлений о традиционном мировоззрении народа сахха. Такое оши бочное представление формируется только по вине учителя. Даже работая по і индивидуально-разработанной программе, мы должны придерживаться одной системы ознакомления с традиционным мировоззрением. Творческий подход к преподаванию зависит от мастерства самого учителя-Взгляды учащихся определяют его миропонимание и мироощущение, то щ есть то, что освоено, стало личным мировоззрением, определяющим позиции учащихся по отношению к традиционному мировоззрению предков. Можно сказать, что взгляды - это потенциальная готовность к практи ческому действию, которая превращается в убеждение. Взгляды и убеждения учащихся, опирающиеся на народные знания, тесно связаны с эмоциями, то есть чувствами (чувство добра, уважения, поклонения, почитания, эмпатии). На основе определенных эмоций формируются социальные чувства - важный jLl компонент личностного мировоззрения. Не зная традиций, обычаев, народных знаний невозможно формировать представление о традиционном мировоззре ний. Духовность формируется только "через красивое - к человечному" (151, с. 129).

Таким образом, одним из компонентов ценностного отношения учащихся к традиционному мировоззрению является интеллектуальный, то есть мировоззренческое знание, включающее в себя познание, отношесние, взгляды, убеждения, идеи и владение приемами добывания мировоззренческих знаний, что способствует обоснованному, философскому объяснению традиционного мировоззрения.

Похожие диссертации на Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха