Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические принципы построения учебного музыкального материала как средство профессиональной подготовки педагога-музыканта Чабаева, Светлана Ивановна

Для уточнения возможности получение электронной копии данной работы, отправьте
заявку на электронную почту: info@dslib.net

Чабаева, Светлана Ивановна. Педагогические принципы построения учебного музыкального материала как средство профессиональной подготовки педагога-музыканта : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1993.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. В современных условиях раз
вития общества, когда предприникаются попытки преодоления кризис
ных явлений во всех сферах нашей жизни, всё большее значение при
обретает реформирование различных звеньев народного образования,
в том числе высшей школы. Главная цель этих преобразований - фор
мирование инициативной личности, способной к творческой деятельно
сти. Реализация данной цели неразршш связана с идеей гуманиза
ции образования, котоюая все ипгое охватывает учебно-воспитатель-
ный процесс и способствует усилению нравственной эстетической
направленности всех учебных предметовГзто в полной мере относит-
сяик процессу профессионального становления будущих учителей
музыки впедагогическом вузе. .

СовериенстБование процесса обучения обуслозлено поиском новых путей и определением оптимальных условий для развития творческого мышления, худояественной, музыкальной, общечеловеческой культуры, для формирования готовности к самостоятельноыу решению учебно-воспитательных задач различного характера. Направление этого поиска определяется потребностью более глубокого осмысления содержания образования, раскрытия и использования резервов его обновления, что в свою очередь требует принципиально нового подхода как к самому учебному материалу, дидактический потенциал которого остаётся до конца не реализованным, так и к формам и методам его освоения.

Известно, что в инструментальных классах педвузов в качестве основного учебного материала выступает учебный музыкальный репертуар, являющийся одним из основных резервов обновления содержания образования на музыкально-педагогических факультетах при условии реализации учебно-воспитательных возможностей репертуара.

Огромный потенциал музыкального репертуара, на основе кото* рого осуществляется развитие обучающихся, постоянно привлекал к себе внимание выдающихся музыкантов, известных педагогов разных эпох /Ф.Куперен, Ш.Раыо, Ф.Э.Бах, Р.Шуиан, Ф.Шопен, Ф.Лист, Н. и А.Рубинштейны, Г.Нейг-ауз, С.Савшинсгай,, К.Игумнов, НДетнер, С.Фейнберг, А.Корто и др./. Обращалось внимание на го, что фортепианная литература обладает широкими развивающими возможностя-ми, оказывает глубокое воспитывающее влияние на обучающихся, формирует их личность.

Анализ существующей практики музыкального обучения ряда музыкально-педагогических учебных заведений показывает, что формы организации работы с репертуаром, принципы его построения и методы освоения, ислользуемые в процессе обучения будущих учителей музыки, не всегда в достаточной мере опираются на его богатые дидактические возможности. Не вполне преодолены барьеры формализации в его построении, в результате чего во многих случаях не обогащается опыт студентов, не развивается их интерес к поиску новой музыкаяьной литературы, не формируется потребность к систематической работе с ней. Основной причиной этого является не только недооценка учебно-воспитательных возмояностей репертуара как основного учебного материала в классе фортепиано, но и отсутствие научно-обоснованной системы работы с ним. Частично проблема формирования репертуара, стремление разработать теоретическую основу данного процесса отражены в диссертационных исследованиях Е.Минаева /проблемы преемственности в формировании современного педагогического репертуара/, К.Цатуряна /педагогические основы освоения нового музыкального материала/, А.Юдина /новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству/, Т.Юровой /проблемы изучения советской музыки для детей/.

Проблемы репертуара отчасти затрагиваются при рассмотрении лсихолого-педагогических условий общемузыкального развития учащихся /Ю.Цагарелли/, при определении динамики формирования способности к музыкальному восприятию /Л.Готсдинер/, в процессе анализа проблемы развивающего обучения в преподавании музыки /Г.М„ Цыпин/, при разработке теоретических основ профессионально-педагогической подготовки учителя музыки /Л.Арчалникова/. Отдельные аспекты изучения репертуара затронуты в исследовании Н.Соколовой. Л.Пашкиной, Г.Шевченко; в научных статьях Т.Овчинниковой, А.Бур^тейна и др.

Однако, предметом специального исследования процесс выявления педагогически наиболее целесообразных принципов построения репертуара, изучаемого в инструментальных классах, определения их оптимального соотношения для профессионального становления студентов, до сих пор не становился. Это обусловило выбор темы исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка учителей музыки в классе основного музыкального инструмента,

Предмет исследования - принципы отбора и построения репертуара как основного учебного материала в классе фортепиано в процессе профессиональной подготовки будущих учителей музнки.

Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование педагогически наиболее целесообразных приндшов отбора и построения учебного музыкального материала для оптимизации процесса профессиональной подготовки учителей музыки; определение эффективности обучения студентов в процессе реализации разработанных принципов.

Гипотеза исследования. Последовательная реализация педагогически наиболее целесообразных, научно обоснованных принципоБ работы с репертуаром позволит добиться оптимизации процесса профессиональной подготовки учителей музыки в целом, а в частности, - максимально выявить учебно-воспитательный потенциал музыкального репертуара как основного учебного материала, используемого в инструментальных классах, и формировать на высоком уровне развития профессионально значимые качества и умения работы с репертуаром.

Цель и гипотеза исследования определили выдвижение следующих задач:

  1. Обобщить на теоретическом уровне прогрессивные музыкально-педагогические концепции о роли музнкального репертуара в процессе профессиональной подготовки студентов.

  2. Разработать педагогически целесообразные принципы построения учебного музыкального материала и на их основе определить основные требования к отбору и построению музыкального репертуара как учебного материала на музыкально-педагогических факультетах.

3. Определить эффективные пути формирования, профессиональ
ных умений и навыков студентов в опоре на принципы построения
музыкального репертуара.

4. Осуществить опытно-экспериментальное исследование для
определения эффективности предлагаемой методики.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения дидактики о системе принципов обучения, содержания образования, теории развивающего обучения, психологии искусства, проблем комплексного подхода к музыкальному обучению н воспитанию, эстетики и музыкознания о функциональном влиянии искусства на фор-

ыирование личности. Разработка теоретических позиций исследования осуществлялась с учётом богатого педагогического наследия выдаюпрхся музыкантов прошлого и соБреыенности.

Дгя реализации поставленных задач были использованы следующие методы: изучение и теоретический анализ литературы по дидактике, общей и музыкальной педагогике и психологии, естетике и музыкознанию; нетодвческий анализ репертуарных программ, индивидуальных планов студентов в классах музыкальных инструментов педагогических учебных заведений; изучение и обобщение опыта планирования и подбора музыкального репертуара в классе фортепиано; анкетирование, интервьюирование, беседы с преподавателяаи и студентами по вопросам подбора и использования репертуара как в учебной процессе в вузе, так и в будущй педагогической деятельности; экспериментальное исследование, направленное на осуществление разработанной методики построения учебного музыкального репертуа-ра, Бключающее констатирующий, фэрмирующий и контрольно-проверочный этапы.

Исследование проводилось в период с 1983 по 1990 гг. на базе музынально-педагогичесного фхкультета Саыарского педагогического института в,условиях кндивидуальных занятий в классе фортепиано. Работа осуществлялась в несколько этапов. На первой подготовительной этапе с 1983 по 1985 гг. осуществлялся целенаправленный поиск научно-методической литературы по тема исследования, анализ проблей, разрабатываемых в ыузыкально-педагогической теории и практике. Второй этап о 1985 по 1988 годы - проведение констатирующего эксперимента, разработка иетодики опытно-экопериыентальной таботы. Третий этап - с 1988 по 1989 годы - проведение форни-рушего эксперимента обработка и анализ егорезультатов. 1990 год '- обобщение опытно-экспериментальной работы анализ результатов исследования, оформление выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующеы: впервые осущестЕлён теоретическ1й анализ и обобщение прогрессивных педагогических концепций выдающихся отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов разных эпох о значительной роли музыкального репертуара в профзссиональной подготовке студентов; впервые рассматривается о дидактических позиций построение учебного музыкального материала в процессе обучения учителей музыки в классе фортепиано.

В диссертации разработаны и теоретически обоснованы педаго-

гические принципы построения учебного музыкального репертуара: принцип творческого подхода к отбору и построению учебного материала на основе постижения диалектической природы процесса формирования музыкального репертуара; принцип комплексного подхода к худояественно-структуированному построению учебного музыкального материала; принцип реализации нравственно-эстетической значимости-учебного музыкального материала; принцип обеспечения пфофесоионально-педагогической значимости изучаемого учебного материала.

В теорию и практику обучения введено понятие "дидактический репертуарный блок" - оригинальная модель построения учебного музыкального материала, в процессе создания которой реализуются вышеназванные принципы.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что автором определены основные требования к отбору и построению музыкального репертуара как учебного материала в инструментальных классах, конкретизировано содержание учебно-воспитательных возможностей музыкального репертуара в процессе кузыкально-исполнительского обучения. Обоснование педагогических 1ринцитав построения музыкального репертуара, разработка на гас зснове специального комплекса творческих заданий по формированию конкретных навыков и умений самостоятельной работы с репертуаром юзволит осуществить принципиально новый подход к обновлению содержания обучения на музыкально-педагогических факультетах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором педагогические приняты построения музыкального материала, комплвкс творческих заданий, практикум "Фортепианный репертуар в профессиональной деясельности учителя музыки" позволят оптимизировать процесс профессиональной подготовки студентов. Представленные, в исследова-гаи формы и методы работы с репертуаром будут способствовать со-зершенствоваюпо учебно-воспитательного процесса на музыкально-іедагогических факультетах высших и средних учебных заведений, I также в музыкальных школах.

Апробация и практическее внедре-I и е результатов исследования были осуществлены в процессе гаытно-экспериментальной работы на кафедре фортепиано Самарского [едагогического института, на кафедре теории, истории и игры на [узыкальных инструментах Нежинского педагогическое института

;-3320 (

им. Н.В.Гоголя, на кафедре музыкальных инструментов Московского открытого педагогического института; путём публикаций методических рекомендаций и научных статей; в ходе выступлений о докладами на научно-практических конференциях Самарского пединститута /1987, 1989 гг./ и Московского госудаственного открытого пединститута /1989, 1990 гг./.

На защиту выносятся следующие положения:

выявление и реализация учебно-воспитательного потенциала музыкального материала, используемого в инструментальных классах, осуществляется на основе педагогически целесообразных принципов построения учебного музыкального материала;

ваднейшими требованиями, обеспечиаающими научно обоснованный подход к отбору в построению музыкального материала, являются требования целостности, профессионально-практической значимости

и системности при его отборе и построении;

существует непосредственная взаимосвязь между реализацией педагогических принципов построения учебного музыкального материала и степенью сфоршрованности у студентов профессионально значимых качеств; готовности к самостоятельной творческой работе с репертуаром, устойчивой потребности в его обновлении и расширетии, свободной ориентации по всём занрово-стилистическоы много-образии музыкальной литературы;

дидактически обоснованные принципы отбора и построения музыкального репертуара обеспечивают использование оптимальных путей, средств п форм работы с музыкальным материалом в инструментальных классах;

эффективность методики формирования.специфических, профессионально значимых навыков работы с репертуаром достигается посредством использования системы творческих заданий, в процессе отбора и построения музыкального репертуара в дидактические репертуарные блоки.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объём работы составляет 175страниц, из них 138 страниц основного текста, в который входят 12 таблиц, 5 диаграмм, а также 20 страниц библиографии. В приложении приводятся репертуарные подборки для выполнения творческих заданий, варианты дидактических репертуарных блоков,