Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Размыслова, Алевтина Васильевна

Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
<
Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Размыслова, Алевтина Васильевна. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1997.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 97-13/365-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теория и практика формирования у детей старшего дошколыюго возраста чувства цвета 14

I. Философские и психолого-педагогические основы восприятия цвета 14

2 Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности 34

3. Состояние работы дошкольных учреждений по формированию чувства цвета у детей 47

Глава II Содержание, шормы i методы работы по ш ировайю чувства цвета у детей старшего дошкольюго возраста 73

I. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста

2 Содержание и методы работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельносст 83

3. Подготовка воспитателей к работе с детьми по развитию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации 112

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования? Эстетическое воспитание детей является важной задачей, решение которой способствует гуманизации образования, формированию устойчивой потребности личности жить и действовать "по законам красоты".

Активное постижение и создание прекрасного во всех областях жизнедеятельности обогащает человека духовно, развивает его как творца, способного к наиболее полному выявлению и реализации своих спо-собностейС Ю.Б.Алиев,T.G.Комарова,Б.Т.Лихачёв, В.А.Разумный, Н.П.Са-кулина, В.М.Скатерщиков, Я.В.Тодоров, В.Н.Шанкая,Р.МЛумичева и др)

Одним из действенных средств эстетического развития ребёнка является его художественная деятельность, в процессе которой он изображает предметы и явления окружающей действительности, передаёт их свойства. Он действует как художник, используя разные средства выразительности, наиболее ярким из которых является цвет.

Цвет как свойство предметов и явлений познаётся детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи( Л.А.Венгер, А.А.Мелик-Падаев, В.СМухика и др), искусствоведы ж художники! А.В«Бакушинский,Н.Н.Волков, Е.ЙЛарушш и др), педагоги ( В.А.Езикеева,Т.С.Комарова, М.Монтессори, Л.В.Пантелеева, Е.Г.Приходько, Э.Г.Пилюгина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др).

Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. Так Т.С.Комарова и Н.П.Сакулина, рассматривая вопросы сенсорного воспитания детей, выделяют наряду с задачами познания формы, величины задачи развития цветового восприятия, которые решаются в изобразительной деятельности, дидактических играх.

В исследованиях Л.А.Венгера.Н.Б.Венгер, Э.Г.Пилюгиной были разработаны дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

В 70-х годах Т.Й.Лазарь и Л.В,Пантелеева изучали проблему развития у детей 5-7 лет чувства цвета как одномз наиболее ярких выразительных средств в рисований и декоративно-прикладной деятельности.

Большое внимание заслуживают работы Е.Г.Приходько, посвященные изучению освоения и передачи цвета в изобразительной деятельности детей пятого года жизни.

В трудах Т.С.Комаровой,В.С.Мухиной,Н,П.Сакулиной, раскрыта эволюция цвета в детских рисунках, а также отмечается, что система воспитания, воздействующая на ребёнка, во многом определяет то,как он использует цвет в своих рисунках.

0 способностях к применению цвета в качестве выразительного средства как компонента художественной одарённости было раскрыто в ра-

боте А.А.Мелик-Пашаева.

Долго считалось, что восприятие цвета человеком и развитие у него чувства цвета не подлежит изучению, а тем более воспитанию и развитию, Однако психологи и педагоги такие, :как І.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Й.Доронова, Е.И.Игнатьев'.,Т.О.Комарова, Э.И.Кубшкита, Г.П.Новикова А.А.Мелик-Пашаев, 1,В.Пантелеева,Е.Г,Приходько, Н.П.Сакулжна и другие придерживаются иной точки зрения, рассматривая чувство цвета как одно из проявлений художественной способности человека.

Исследования и наша работа показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; умение передавать цвет при создании образа в рисунке,ашшшации; подбирать цвета и оттенки; передавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Формирование чувства цвета" способствует развитию у ребёнка способностей к изобразительной деятельности. Выбор цвета ребёнком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовираження.

В психолого-педагогнческих исследованиях установлено, что дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать,различать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось ранее в методических по-собиях( І.А.Венгер, Т.С.Комарова, Э.Г.Пилюгина, Е.Г.Приходько, Н.П.Сакулина и др).

Искусствознание и художественная практика указывают на принципиальную возможность ж необходимость постановки данной проблемы и её решения, начиная с дошкольного возраста. Вместе с тем, анализ пси-холого-пеяагогической литературы и результат констатирующего эксперимента, проведённого в рамках данной работы, убеждает в недостаточной разработанности данной проблемы.

До настоящего времени отсутствует целостная система работн с деть ми по развитию цветового восприятия и на этой основе Нормирования у детей чувства цвета в процессе занятий по изобразительной деятельности, а также не определена последовательность занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с цветом, не раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании изображений. Кроме того не используются большие возможности старших дошкольников, позволяющие Формировать чувство цвета.

Анализ практической деятельности показывает,что одной из причин, затрудняющей развитие чувства цвета у детей является слабая профессиональная подготовка и особенно методическая подготовка воспитате-

лей,недостаточный уровень его знаний и умений в данной области.

Таким образом, возникает противоречие. Цветовая характеристика создаваемого образа является важным средством образной выразительности детского творчества. Вместе с тем существующая система работы с детьми не обеспечивает развития у детей чувства цвета,необходимого для создания выразительного образа. Существует противоречие между требованиями практики и теоретической неразработанностью данной проблемы. С учётом возникшего противоречия был сделан выбор темы исследования.

Б связи с этим предстояло определить,как строить процесс Формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, педагогические условия эффективности этого процесса.

Проблема исследования заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста располагают большими потенциальными возможностями, позволяющими формировать у них чувство цвета,умения использовать цвета как средства выразительности в изобразительном творчестве и слабой реализацией этих возможностей из-за недостаточной разработанности вопроса теории и практики дошкольного воспитания. Разрешение этой проблемы и составляет цель исследования.

Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.

Процесс развития чувства цвета у детей в изобразительной деятель
ности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование чувства цвета у старшего дошкольника происходит в соответствии с хтдожественно-образной природой искусства и психо-физиологи-ческими особенностями детей.

Мы предполагаем, что процесс эмоционального переживания детьми цветового богатства окружающей действительности и изобразительного искусства, включая народное декоративно-прикладное искусство, является условием сознательного усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для создания выразительного образа. В свою очередь, приобретённые умения и навыки, обогащая художественный опыт детей будут способствовать более глубокому эмоциональному переживанию и пониманию красоты цвета и его сочетаний в изображении.

Для этого следует обеспечить:

- создание эмоциональной атмосферы переживания цветового много-

_ 4 -

образия окружающей действительности в процессе восприятия;

включение в процесс художественного развития комплекса творческих заданий по цвету;

включение в занятия игровых элементов, имеющих яркую цветовую характеристику;

доверительную диалогическую форму общения на занятиях и в свободной деятельности, нацеленную на развитие активности детского художественного восприятия;

учёт индивидуальных, психо-физиологических особенностей развития старших дошкольников;

поддержку творческой инициативы в процессе изобразительной деятельности, в особенности при решении цветовых задач;

широкое использование произведений детского творчества в жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении;

применение в работе с детьми различных художественных материалов;

использование комплекса наглядных пособий по цвету;

подготовка воспитателей к работе с детьми по формированию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании изображений;

  2. Разработать и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы содержание,формы и методы занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста как средства образной выразительности;

  3. Определить роль педагога и пути повышения его квалификации с целью большей эффективности его деятельности по формированию чувства цвета у детей;

4.,.Разработать рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Теоретическую базу исследования составили положения эстетики и искусствознания о художественном образе, отражении образов окружающей действительности в изобразительном искусстве,положения педагогов и психологов о роли деятельности в формировании личности ребёнка, о развитии восприятия в процессе эстетического воспитания, а также о роли педагога в воспитании и развитии личности ребёнка.

Определение цели, задач,формулирование гипотезы обусловило выбор

методов исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической,искусствоведческой литературы,программы воспитания и обучения в детском саду;

непосредственное и опосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в дошкольном учреждении;

интервьюирование, анкетирование, беседы с воспитателями и детьми, экспертная оценка;

опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся ИПКиПРНО МО и дошкольные образовательные учреждения Московской области. К опытной работе привлечено 150 детей старших и подготовительных групп, НО воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также 15 экспертов,в качестве которых выступали заведующие и методисты ДОУ.

Этапы исследования.

Первый этап ( 1993 - 1994 г.г ) - поисково-теоретический:, анализ философской, психо лого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы; определение цели, объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования; изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений в области формирования чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста; разработка специальных заданий, выявляющих уровень готовности воспитателей к данной деятельности; анализ процесса и продуктов детского творчества; беседы с детьми, направленные на выяснение знаний о цвете; проведение констатирующего эксперт!ента.

Второй этап ( 1994 - 1995 г.г ) - опытно-экспериментальный: составление программы Нормирующего эксперимента; выбор форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми; проверка эффективности экспериментальной программы, проведение контрольных срезов.

Третий этап ( 1995 - 1996 г.г ) - заключительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

выделены особенности восприятия и Формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства цвета;

раскрыто и дополнено эстетическое понятие о цвете, о цветовой характеристике объектов, отражаемых в художественном творчестве детей;

определена взавдосаязь изобразительной деятельности с дидактическими играми;

разработаны критерии оценок детских рисунков с позиции цветового решения;

выявлен уровень теоретической и практической подготовленности

воспитателей к Нормированию чувства цвета у детей;

разработана последовательность занятий го изобразительной деятельности, включая содержание, формы и методы, обеспечивающая формирование чувства цвета с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, разнообразные дидактические игры;

определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие формирование чувства цвета у детей: эстетическое оформление среды, в которой живут и занимаются дети; использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения; создание вместе

с детьми на занятиях и в свободное от занятий время дидактических игр, направленных на формирование у них чувства цвета: использование разнообразного наглядного цветового материала на занятиях и в свободное время и т.д.

разработана система повышения квалификации дошкольных работников, направленных на их подготовку к педагогической деятельности по развитию у детей чувства цвета;

разработаны методические рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной.деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке последовательности занятий по изобразительной деятельности,дидактических пособий и игр, позволяющих обеспечить более эффективное формирование у детей чувства цвета и создание выразительных образов в детском творчестве. Внесены предложения по организации повышения квалификации дошкольных работников по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования используются для совершенствования системы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также в работе с детьми по формированию у них чувства цвета.

Достоверность исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы,использованием взаимодополняющих методов исследования,сочетанием качественного и количественного анализа материала.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Цвет, являясь важным средством художественной выразительности, имеет большое значение в эстетическом развитии ребёнка дошкольного возраста. Он должен целенаправленно и систематически использоваться в воспитании и развитии дошкольников через наблюдения в природе, включение в занятия по изобразительной деятельности, использование наглядных пособий, дидактических игр, художественной литературы, произведений живописи,графики, произведений народного декоративно-

прикладного искусства.

2. Эффективность формирования чувства цвета у детей старшего дош
кольного возраста достигается при создании следующих педагогических
условий:

создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в изобразительной деятельности, включающей специально разработанную последовательность занятий, направленных на развитие чувства цвета в разных видах изобразительной деятельности:

целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;

использование дидактических игр на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время, в том числе и созданных вместе с детьми;

эстетическое оформление среды. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения.

3. Важнейшим условием результативности Дотирования чувства цвета
у детей выступает готовность педагога к этому виду деятельности,
сформированная на достаточно высоком уровне и проявляющаяся в пони
мании важности организации и проведения работы по формированию чув
ства цвета у детей старшего дошкольного возраста в высокой степени
овладения качествами, знаниями и умениями, необходимыми для осущест
вления данной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется в ходе проведения экспериментальной работы в ШЖиПРНО МО и в дошкольных образовательных учреждениях Московской области получив положительные отзывы ДОУ. Диссертация обсукщалась на кафедре дошкольного и начального образования ШЖиПРНО МО. Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях ( г.Дубна, Чехов, Сергиев-Посад, Климовск, Истра, Красногорск Московской-области ).

Структура диссертации: Работа состоит из введения,двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Особенности восприятия цвета детьми и использования его в изобразительной деятельности

С давних пор люди придавали особое значение художественной деятельности» Одним из проявлений художественных способностей человека является чувство цвета Цвет не только является компонентом художественного отражения действительности в деятельности человека, но также воздействует на его эмоциональную сферу Вопросы изучения цвета были поставлены еще во время античности, В основном они сводились к попытке установить закономерности цветовой гармонии и определить эстетическое влияние цвета на психику человека, которое зачастую рассматривалось как результат влияния соответстуующей стихии (вода, огонь и т.д.).

Интересны первые попытки римских врачей (Гален) к построению аналогий между влиянием цвета и настроением, самочувствием человека. Оказалось, что цвет не только может радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражает. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий, голубой, а возбуждающее - пурпурный» красный, оранжевый, желтый цвета. Иными словами цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие» О восприятии цвета как свойства предмета здесь речи еще не было, так как человек не выступал как субъект перцептивной деятельности.

Ученые отмечают, что далеко не все цвета, употребляемые нами, обозначались в древности. З.Гластон выдвинул теорию, что древние греки ощущали далеко не все цвета» Он пытался установить "периоды цветоощущений", начиная с периода ощущения светотени без цвета. Затем шел период красного, оранжевого и наконец период ощущения светло-зеленого и фиолетового цветов К необходимости развития системы цветов и упорядочения цветовых сочетаний человечество подошло в эпоху Возрождения - это проявилось в трудах философов и художников (Аристотель» Леонардо да Винчи, АДюрер, И.В.Гёте и др.). В произведениях мастеров тех лет интуитивно постигались законы изменения цветовых систем на расстоянии, законы смешения и экспрессивного воздействия цветов Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И.Гёте. %ндаментальным в теории цвета явился его труд "К учению о цвете" / 96, 86-107 /, содержащий анализ основных цветовых оттенков. С точки зрения влияния цвета на настроение он выделил цвета: возбуждающие, оживляющие, бодрящие - красные, красно-ж елтые порождающие, печально-беспокойное настроение - сине-фиолетовые ; успокающего умиротворения - зеленые / 164, 262 /.

И.Гёте, как ПОЭт, СМОГ убедительно прочувствовать и показать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета» Ученые предполагают, что древние люди не видели всех цветов, которые видим мы. Сначала они научились различать более яркие цвета - красный и желтый, а затем уже синий и зеленый Известно, например, что палитра древнегреческих живопис - 16 цев состояла только из четырех красок: красной» охры, черной и белой» Постепенно палштра становилась богаче, но они еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее.

В процессе усвоения опыта предшествующих поколений за многими предметами в нашем сознании закреплен определенный цвет -предметный или собственный (трава - зеленая, апельсин « оранжевый, лимон желтый и т.д.). Но обычно чистых локальных цветов не так много, цвета в природе обусловлены окружающим (влияние вета, перспективы, соседство окрашенных предметов, поверхностей и т.д.).

Многие исследования подтверждают психофизическое действие цвета: изменение мускульной силы при различном цветовом освещении (Ш.Фере), возбуждающее и угнетающее действие различных цветов (В.М.Бехтерев, И.Н..пиртто и ид.)) иименении ппульа и дыхания под влиянием различных участков спектра (б.Стефанеску-Гоанга и др.) /164, 262-263/,

Традиционно считают, что красный цвет, возбуждающий, оживляющий, а зеленый - спокойный и т.д. В религиозной символике: белый цвет символизирует чистоту и непорочность$ зеленый - надежду на бессмертие души $ голубой - печаль; красный - кровь святого. В народных сказаниях и легендах многих стран зеленый цвет является символом надежды, так как ассоциируется с молодостью, ростом, красный - цвет огня крови означает любовь, белый - символизирует невинность, свежесть, чистоту, черный -символ траура, потому что связывается в сознании с мраком, тьмой) / 73, 166 /.

На Руси красный цвет считался признаком красоты и все,чво связывалось с понятием "красивый", называлось красным: "красное крыльцо", "красный угол", "весна-красна", "красна-девица" и т.д. Своеобразен язык цветов Говорят» красный "горит", бывает "огненным" отсюда - кроваво-красный", "огненно-красный". Зеленый цвет может быть зеленый как трава или ядовито-зеленый На Руси наряд невесты белый, как символ веры и чистотьз. Однако цветовая символика у разных народов разная» Так на Востоке белый считается цветом труда / 73, 166 / В раннем немецком средневековье белый и черный цвета противопоставлялись как прекрасное и безобразное» В описании красоты встречаем, например, такие сравнения: "белая как снег кожа", "черные, как вороново крыло, волосы","белый как полотно", "черный как смоль", "черный как ночь" и т.д.

Символика цвета рождалась и умирала, но в на-ли дни символичность цветов сохранилась в искусстве, в поговорках, в крылатых выражениях: "тоска зелена", "скука серая", "дела черные", "радость светлая" и др.

Восприятие цвета, а человеческий глаз способен отличить до 200 оттенков, может быть, одно из счастливых качеств, которыми природа оделила человека, Человеческий глаз считается самой совершенной оптической системой» но и он воспринимает всякое цветовое пятно не изолированно, а во взаимосвязи с цветом окружающих предметов» фоном, средой, т»е» субъективно.

Состояние работы дошкольных учреждений по формированию чувства цвета у детей

В 1960 году в Известиях были опубликованы исследования З.М.Истоминой, где была определена последовательность названия детьми цветов: красный; зеленый, синий, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый. Однако в "Программе" 1962 года предлагается иная последовательность: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный (отсутствует в рисовании оранжевый, голубой, фиолетовый). В аппликации порядок используемых цветов обозначен иначе: красный, синий, желтый, зеленый. .Всего 4 цвета, З.М.Истомина определила, что дети среднего и старшего дошкольного возраста обращают внимание на самые незначительные различия сходных между собой оттенков, что, казалось бьц должно уточнять в программе задачу по развитию эстетического восприятия и обучения детей смешиванию красок, усвоение ими принципа получения светлых и темных оттенков, знакомство с законом смешивания трех красок основных цветов. Но в программах 1962-1968 г.г. мы не находим рекомендаций по решению этой задачи. В них лишь рекомендуется детям указанного возраста пользоваться карандашами и красками 2-4 цветов. К сожалению ничего нового не внесла в практику воспитательной работы и "Программа обучения и воспитания в детском саду" 1985-1987 г.г.

В этот период времени по-прежнему имеет место разрыв между теорией и практикой дошкольного воспитания, в том числе эстетического, хотя появляются методические рекомендации и пособия для воспитателей, в которых конкретные рекомендации указывают на неполноту и неточность программных задач, оказываются шире и полнее. Так, например, существенно повлияли на теорию и практику дошкольного воспитания исследования Д.А»Венгера, Н.П.Саку-линой, Е.А.Флёриной, но основные их положения не нашли отражения в программных документах того времени.

В книге "Сенсорное воспитание в детском саду" (1981 г,) рекомендуется детей 6-7 лет: - подводить к пониманию того, что сочетания цветов могут быть различными по характеру, - обращать внимание на то, что одни и те же предметы в разное время года окрашены по-разному, - давать представление о промежуточных токах спектра: желто-оранжевым, желто-зеленым, зеленовато-голубом, сине-фиолетовом.

3 результате этого дети подводились бы к пониманию бесконечного множества и разнообразия цветов в окружающей действительности и при восприятии предметов, их изображении, стремились найти наиболее значимый оттенок.

Задачи "Программы" 1987 года для этого же возраста детей весьма ограничены и сводятся всего лишь к следующему: " ... учить детей различать и правильно использовать цвета и их оттенки, продолжать смешивать краски гуашь и акварель для получения новых оттенков, учить использовать тональные сочетания одного и того же цвета" / 153, 134 /.

Анализ программно-методической литературы показал, что даже первые нормативные документы не дают точных определений понятиям "различение; "использование", "знание и называние" цвета.

В "Рууоводстве" 1938 года было включено в программу младшей группы приучение ребенка правильно называть употребляемые им краски и цвет бумаги, цветных карандашей, а дети средней группы могли использовать краски в разнообразных сочетаниях. Дети старшей же группы для получения определенного желаемого цвета обучаются смешивать краски при использовании зеленого, лилового, оранжевого цветов,

В "Руководстве" 1945-48 г.г, постепенно получать основные и смешанные цвета и полутона. Кроме того, в декоративном рисовании дети получают представление о смешанных цветах и полугонах на основе наблюдения, преобразования цвета в зависимости от фона бумаги.

В "Руководстве" 1953 года для детей средней группы впервые обозначено 10-12 цветов, которые дети могут использовать в процессе рисования. Вместе с тем, в жизни дети сталкиваются с множеством цветов и оттенков,

"Программа" 1962 года ориентирует детей на большую самостоятельность, развитие творчества, формирование эстатических чувств. Но задачи по восприятию цвета в средней и старшей группах не расширяются, а наоборот, суждаются. В рисовании рекомендуется использовать 7 цветов, а в аппликации 4 цвета детям средней группы.

В программных документах постоянно наблюдается противоречие задач, определяющих количество и последовательность цветов при формировании чувства цвета у детей» Так, в "Руководстве" 1938-1939 г.г. детям рекомендовалось рисовать черным и цветными карандашами, в первую очередь, основных цветов, а в 1945-48 г.г. на занятиях рисованием детям предлагаются основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, позже коричневый и черный. В 1953-54 г.г# воспитатель может использовать в работе с детьми красный цвет, синий» желтый» зеленый, а также черный, белый» корич

Содержание и методы работы по формированию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельносст

Говоря воспитателям о цвете, его сочетаниях, всегда старались подчеркнуть силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего человеку законы красоты окружающего мира.

Чем объяснить тот факт, что наше настроение порой резко ухудшается при виде унылых, серых красок пасмурного утра и, наоборот, появляется ощущение бодрости, свежести, прилив новых сил при виде яркой зелени травы и белых ромашек на фоне солнечного неба.

Можем не отрываясь смотрать как потухают яркие краски заката и, изменяясь на глазах, уступают место сиреневым сумеркам. Советский психолог и живописец Н.Н.Волков неоднократно подчеркивал эмоциональную роль цвета в воспитании чувств.

На следующем занятии был рассмотрен вопрос, касающийся свойства цвета. Благодаря бинокулярному зрению человека достигается более пластическое (объемное) видение и более точная оценка предмета в целом, его формы, объема и цвета. Считается, что глаз человека видит не изолированно от предмета (явления), а весь предмет в целом. Его поверхность может быть красной или желтой, шероховатой или гладкой, ровной или искривленной Такое цветовое впечатление со всеми сопутсввующими ему явлениями называется восприятием цвета» Цветоведение изучает физические свойства цвета и их восприятие человеческим глазом.

Были разработаны с воспитателями основные характеристики цвета» Наука о цвете различает хроматические цвета (красный, зеленый, желтый и др..) и ахроматические (белый, все оттенки серого и черный). Хроматические цвета характеризуются и отличаются друг от друга: цветовым тоном. Цветовой тон - это свойство хроматических цветов, которое имеется в виду, когда один из цветов называют красным, синим, желтым»

Затем воспитатели должны были синей краской провести мазок, затем рядом положили мазок красной краской (киноварь), получили два цветных пятна. Было видно, что нанесенные мазки двух цветов имеют каждый свой цветовой тон. Цветовых тонов существует гораздо больше, чем названий для них. Например, все цвета между желтым и зеленым называются желто-зелеными. В действительности же между желтым и зеленым существует ряд переходных цветов, каждый из которых имеет свой особый цветовой тон. Существует также много переходных цветов между красным и оранжевым, голубым и синим и т.д. Оветлотой (яркостью), зависящей от количества падающей на глаз световой энергии. Насыщенностью» определяемой степенью отличия данного цвета от ахроматического цвета той же светлоты» Чтобы воспитатели увидели конкретно на бумаге насыщенность цвета, было предложено в красную гуашь (киноварь) добавить немного белой гуаши, цвет стал светлее, потерял свою насыщенность Затем усилили насыщенность цвета, добавив к красной киновари несколько частей черной краски - цвет стал предельно насыщенным. Ахроматические цвета (белый, серый, черный и др.) характеризуются и отличаются друг от друга только светлотой.

Для совершенствования практических умений воспитателям было предложено разработать цветовые таблицы» цель которых по - 110 знакомить детей с цветами спектра и их опенками, образованием цвета, ахроматическими и хроматическими цветами. Педагогами был представлен большой и разнообразный материал, который затем всеми анализировался.

В процессе анализа на разработанных таблицах воспитатели убедились, как отличаются друг от друга ахроматические цвета по светлоте, и в то же время как хроматические цвета различаются степенью цветности. Из пособий было видно, как у одних спектральных цветов цветовой тон выражен очень резко, а у других едва заметно»

Все включенные в работу педагоги имели возможность в процессе анализа цветового спекта, изображенного на таблицах, сравнить такую качественную характеристику цвета, как насыщенность, В работе с цветовым кругом воспитатели еще раз уточнили, что расположение цветов в виде круга очень удобно. Оно позволяет наглядно объяснить многие закономерности в теории цвета. Цветовой круг систематизирует чистые спектральные цвета,

Цветовой круг мы разделили на две части так, что в одну вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые цвета, получившие названия "теплые" потому, что ассоциируются с солнцем и отеем, а в другую вошли голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые, называемые"холодные", так как напоминают о льде, воде, воздушной дали.

Подготовка воспитателей к работе с детьми по развитию у них чувства цвета в процессе повышения квалификации

На основании предложенных вопросов до и после эксперимента было составле 15 справок, где подавляющее большинство заведующих и методистов отметили слабую подготовку воспитателей по данному вопросу, что выразилось в низком уровне знаний по цве-юведенио до посещения курсов. Этому вопросу в дошкольных учреждениях уделялось мало внимания» Материал для занятий часто давался недостаточно продуманно. В работе воспитателей не прослеживалась определенная система по формированию чувства цвета у детей.

Также было отмечено, что воспитатели не уделяли должного внимания наблюдениям в природе, забывая о том, что педагог должен стремиться сформировать у каждого ребенка теплое, любовное отношение к нежным образам природы, научить видеть краски природы.

В дошкольных учреждениях воспитатели не использовали в своей работе художественную литературу, а также произведения живопист, графики, народного декоративно-прикладного искусства по формированию чувства цвета у детей» Мало уделялось внимания дидактическим играм по цвету, особенно их изготовлению совместно с детьми.

Экспертами также было отмечено отсутствие в дошкольных учреждениях пособий по цвету для работы с детьми, что отрицательно сказывалось на формирование чувства цвета.

В результате слабые детские работы, так как у них не сформирован в первую очередь, это навык работы с красящими материалами Наблюдайся низкий уровень технических навыков и умений в получении оттенков цвета путем высветления водой (акварель) и при смешивании красок (гуашь) или путем усиления и ослабления нажима на карандаш.

Далее экспертами было отмечено, что после посещения курсов в Ш К и ПРЮ МО воспитателями углубленных занятий по данному вопросу стали замечаться положительные результаты. Полученные знания стали внедряться в практику работы с детьми.

Результаты после посещения занятий показали, что при соблюдении принципа систематичности и последовательности в обучении детей и при соблюдении определенных педагогических условий дети способны довольно быстро овладеть цветом.

Детские работы стали богаче по элементам творчества в подборе цветовых решений, а также увеличилось использование цветовых оттенков. Увеличилось количество работ, в которых дети передают оттенки цветов, пользуясь не только красками и карандашами, но и мелками, пастеолю, сангиной и т.д.

Занятия с воспитателями и в свою очередь с детьми оказались эффективными по формированию чувства цвета у детей.

Кроме того в дошкольных учреждениях после курсов проводились беседы-консультации со всеми воспитателями по данному вопросу! а также семинары-практикумы, где было показано, как нужно работать с красками, как использовать художественную литера-гуру, произведения искусства и как включать в занятия дидактические игры с детьми. В то же время на практических занятиях были подключены все воспитатели к изготовлению игр по цвету» цветовых пособий.

Затем устраивались выставки пособий и дидактических игр изготовленных совместно с детьми. Также этот вопрос выносился, как отмечают эксперты на родительские собрания с тематикой по развитию чувства цвета, где родители поручали информацию о том как развивать у детей чувство цвета После родительских собра - 147 ний устраивали выставку детских работ, в которых родители смогли увидеть целостные сюжетные композиции, характеризующиеся определенным колоритом,

В результате мы увидели, что занятия воспитателей по опытной программе способствуют формированию умений по развитию чувства цвета у детей, а также убедились в том, что подготовка воспитателей к данному виду деятельности существенно улучшается,если содержание занятий обеспечивает единство усвоения теоретических знаний и развитие практических умений в работе с цветом.