Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Бондаренко Наталья Александровна

Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры
<
Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бондаренко Наталья Александровна. Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 199 c. РГБ ОД, 61:04-13/2843

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко - теоретические аспекты возникновения и развития художественной культуры на основе реализации идеи славянской взаимности 12

1.1.. Социально- исторические предпосылки возникновения славянской взаимности в культуре, образовании, общественной жизни 12

1.2. Идея славянской взаимности в художественной культуре (славянская художественная культура 29

1.3. Педагогические основы реализации славянской взаимности в художественном образовании школьников 46

Выводы по первой главе 81

Глава II. Педагогические условия реализации славянской взаимности в художественном образовании школьников 83

2.1. Основные характеристики технологии включения идеи славянской взаимности в школьное художественное образование 83

2.2 Содержание художественного образования школьников на основе славянской культуры 101

2.3. Подготовка учителя к художественному образованию школьников на основе славянской культуры (на материале курсов повышения квалификации) 136

Выводы по второй главе 158

Заключение 159

Библиография 163

Приложения 184

Введение к работе

Актуальность исследования. Историческая обстановка начала XXI века характеризуется комплексом экономических, экологических, социальных и национальных конфликтов, развитием технократического мышления и появлением все новых средств уничтожения цивилизации. Глобализация, охватившая все мировое сообщество, распространение массовой культуры и духовный кризис вызвали стремление большинства народов сохранить свою самобытность, определить свое место в мировой цивилизации. В этих условиях с особой остротой встает вопрос о сохранении и развитии духовно-нравственного потенциала человека, важнейшую роль в котором играют образование и культура, ориентированные на формирование гармоничной и нравственной личности.

Особыми чертами, способными возродить лучшие нравственные качества личности (патриотизм, высокую степень внутренней свободы, духовность, толерантность и т.д.), обладает культура славянских народов, к которым принадлежит и Россия.

Вопросы славянской духовной общности как явления исторически объективного стали предметом изучения ведущих отечественных и зарубежных ученых. Они показали, что славяне, являясь доминирующим этническим элементом в Центральной и Юго-Восточной Европе, имели и имеют много общего в историческом развитии, цивилизации, национальном характере народов, их языке и культуре. Это обстоятельство объясняет, почему в современном российском обществе осознана необходимость изучения историко-культурного наследия славянского мира.

Важная аксиологическая роль в его освоении принадлежит идее славянской взаимности, основанной на объективной общности исторических судеб, этнолингвистическом и культурном родстве славянских народов, служащей средством их национального возрождения и обусловливающей

возможность их сотрудничества в области духовной культуры (Ф. Дворник, Я. Коллар, В.И. Ламанский, В. Матула, О.Н. Трубачев, П.Й. Шафарик и др.).

Идея национальной самобытности славян нашла свое отражение в художественной культуре, которая представляет собой консолидирующий фактор в становлении славянских народов, развивающий процессы их интеграции (И. Лещиловская, АС. Мыльников, Г.П.Мельников, И.И. Свирида и др.). Это нашло достойное отражение в трудах педагогов прошлого и настоящего (СИ. Гессен, К.Я. Грот, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Одним из наиболее доступных путей приобщения личности к славянской художественной культуре является художественное образование, так как оно организует и направляет общение с произведениями искусства и художественного творчества, в которых наиболее ярко отражаются традиции, обычаи, нравы других народов. Речь идет о необходимости включения идеи славянской взаимности в процесс школьного художественного образования, о полноценном использовании ее воспитательного потенциала для развития у школьников чувства национального самосознания, патриотизма, эмпатии и толерантности. Несмотря на очевидную значимость идеи славянской взаимности для школьного художественного образования, педагогическая технология данного процесса пока не разработана.

Наблюдается противоречие между объективной необходимостью реализации идеи славянской взаимности в художественном образовании школьников и отсутствием теоретических и программно-методических материалов, обеспечивающих данный процесс. Настоящее противоречие обусловливает проблему исследования, которая заключается в разработке технологии реализации славянской взаимности в художественном образовании школьников.

Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать его тему: «Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры».

Исследование проводилось на основе гипотезы, согласно которой идея славянской взаимности обладает высоким воспитательным потенциалом и может получить успешную реализацию в художественном образовании школьников, если учебный процесс будет обеспечен следующими педагогическими условиями: педагогической технологией, способствующей развитию национального самосознания, патриотизма, эмпатии, толерантности в опоре на принципы историзма и типологии культур, последовательности и систематичности, взаимодополнения; целевой подготовкой учителей в системе повышения квалификации к реализации славянской взаимности в школьном художественном образовании.

Цель исследования состоит в теоретической разработке и экспериментальной проверке педагогических условий художественного образования школьников на сонове славянской культуры.

Объектом исследования является процесс художественного образования школьников на основе славянской культуры.

Предметом исследования являются педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры.

Задачи исследования:

1. Выявить социально-исторические предпосылки и сущность
славянской взаимности, сформулировать понятие «идея славянской
взаимности» в образовательном контексте.

2. Раскрыть педагогические основы и проанализировать степень
реализации славянской взаимности в художественном образовании
школьников.

  1. Разработать и апробировать технологию включения идеи славянской взаимности в школьное художественное образование.

  2. Осуществить разработку и экспериментальную проверку содержания целевой подготовки учителя в системе повьппения квалификации к реализации художественного образования школьников на основе славянской культуры.

5. Обеспечить процесс реализации славянской взаимности в школьном художественном образовании соответствующими программно-методическими материалами.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды:

по культурологии, рассматривающие общефилософские проблемы
диалога культур (В.Е. Давидович, П.С. Зеньковский, МЯ.Сараф, К. Ясперс и

др);

по славяноведению, разрабатывающие идею славянской взаимности (К.Я. Грот, Н.Я. Данилевский, Ф. Дворник, Я. Коллар, В.И. Ламанский, ИИ Срезневский, П.Й. Шафарик и др.);

по педагогике и теории образования, поднимающие вопросы развития культурных традиций в образовании (Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, СИ. Гессен, В.Г. Горецкий, В.И. Журавлев, Я.А. Коменский, Б.Т. Лихачев, М.Г. Тайчинов, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая и др.);

по психологии искусства и теории художественного образования (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Б.В. Асафьев, Л.Г. Арчажникова, Ю.Б. Алиев, Л.С. Выготский, И.И. Зарецкая, Д.Б. Кабалевский, ВЛ. Коровина, B.C. Кузин, Т.Ф. Курдюмова, И.Н. Немыкина, М.Ф. Овсянников, Л.А. Рапацкая, Н.Н. Ростовцев, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова, Т.В. Челышева, П.М. Якобсон и др.).

Методы исследования.

Теоретические: систематизация, классификация, анализ исследований по славистике, социологических, психолого-педагогических исследований по проблемам изучения славянских культур, сравнительно-сопоставительный анализ школьных программ России и Словакии.

Эмпирические: педагогический эксперимент, включающий создание и апробацию авторских программ для общеобразовательной школы и для системы повышения квалификации педагогов искусства; педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование.

Экспериментальная база исследования:

ГОУ СОШ №№ 554, 639 г. Москвы; № 9, 14 г. Калуги; гимназии и школы г. Братиславы, г. Трнавы, г. Нитры (Словакия); Методический центр г. Братиславы; АПК и ПРО.

Этапы исследования.

Первый этап (1995-1996 г.г.) - определение проблемы исследования, анализ содержания школьного образования России и Словакии в контексте изучения взаимосвязей славянских культур. Определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, рабочей гипотезы, а также базы и методов исследования, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1997-2003 г.г.) — проведение формирующего и контрольного экспериментов, анализ результатов экспериментальной проверки, обоснование педагогических условий включения идеи славянской взаимности в школьный образовательный процесс, внедрение результатов исследования.

Третий этап (2003-2004 г.г.) - анализ и обобщение материалов исследования, оформление его результатов и подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Раскрыто понятие «славянская взаимность» в образовательном контексте. Определена содержательная структура этого понятия: славянская взаимность - это социально-культурологическая концепция, основанная на этнолингвистическом родстве славянских народов, праславянской культуре, кирилло-мефодиевской традиции, цель которой состоит в приобщении школьников к нравственным ценностям культуры славянских народов и популяризации их духовного наследия.

  2. Выявлены социально-исторические предпосылки возникновения славянской взаимности в культуре, образовании, общественной жизни.

  1. Определены педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры. То есть: воспитательные возможности славянской взаимности в художественном образовании; необходимость опоры процесса включения идеи славянской

взаимности в художественное образование на общепедагогические понятия: цели, задач, принципов и содержания; использование предшествующего теоретико-практического опыта решения данной проблемы.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

раскрыта сущность славянской взаимности в художественной культуре
(славянская художественная культура);

теоретически обоснована технология реализации славянской взаимности в процесс школьного художественного образования;

разработано программное содержание целевой подготовки учителя в системе повышения квалификации к реализации художественного образования школьников на основе славянской культуры.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, научно-теоретическом обосновании и экспериментальной проверке технологии художественного образования школьников на основе славянской художественной культуры, а также в создании программы целевой подготовки учителя в системе повышения квалификации к реализации славянской взаимности в художественном образовании школьников. В исследовании показано, что данная технология обеспечивает учебно-методическую базу, необходимую для изучения славянской культуры и адекватной реализации педагогических возможностей идеи славянской взаимности в школьном образовании. Разработаны и экспериментально проверены содержание включения идеи славянской взаимности в процесс школьного художественного образования: создана программа курса «Мир славянской художественной культуры», часть первая для 5-11 классов.

Результаты исследования могут быть использованы при корректировке стандартов для общеобразовательной школы, при создании новых поколений учебных программ и учебной литературы (особенно по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла), в курсах лекций по педагогике и инновационным технологиям в педагогических вузах и в системе повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена опорой на его методологические основы и фактологический материал, полученный автором в процессе практической и экспериментальной деятельности; сочетанием качественного и количественного анализа данных, полученных в результате эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность реализации славянской взаимности в школьном
художественно-образовательном процессе состоит в приобщении
обучающихся к художественным ценностям славянской культуры, что
обусловлено ее воспитательными возможностями (воспитание чувства
национального самосознания, патриотизма, толерантности), отражением в
художественной культуре и взаимной связью с художественным
образованием.

2. Идея славянской взаимности реализуется в школьном образовании на
основе следующих педагогических условий:

специально разработанной технологии включения славянской культуры в художественное образование школьников;

подготовки учителя к осуществлению данного процесса.

Целью данной педагогической технологии является воспитание чувства национального самосознания, патриотизма, эмпатии и толерантности обучающихся, что обусловлено сущностью славянской взаимности в художественной культуре и задачами школьного художественного образования.

Технология осуществляется в рамках начального, углубленного, обобщающего этапов. Начальный этап подразумевает эмоциональное погружение учащихся в мир славянской культуры, углубленный -систематическое ее изучение, обобщающий - целостное восприятие культуры славянских народов.

В соответствии с этим основными задачами педагогической технологии являются:

- обращение к истокам народной духовности, познание собственного
национального бытия;

- выявление исторической логики развития художественного мышления путем
знакомства с достижениями культуры славянских стран;

- развитие целостного представления о взаимных связях художественной
культуры славян.

Технология реализуется на основе принципов историзма и типологии культур, последовательности и систематичности, взаимодополнения.

Технология обеспечивается программным содержанием процесса включения идеи славянской взаимности в школьное художественное образование.

Целью подготовки учителя является формирование у него готовности к осуществлению художественного образования на основе славянской культуры. Подготовка проводится по специальной авторской программе «Славянская культура - образованию» с использованием разных форм повышения квалификации.

Апробация результатов исследования проводилась на Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа: учитель словесности

- высшее гуманитарное образование - мировоззрение - личность» (Москва,
1998), на международном симпозиуме «Изучение славянских языков,
литератур и культур в инославянской среде» (Белград, 1998), на
международной научно-практической конференции «Славянская культура -
образованию» (Москва, 1999), на конференциях, посвященных Дню
Славянской письменности (Калуга, 2001), на славистических чтениях ИС РАН
(2001), на Славистических чтениях СпбГУ (Санкт-Петербург, 2000, 2002), на
ежегодных междисциплинарных научных конференциях аспирантов и
соискателей АПК и ПРО, заселениях кафедры художественного образования
АПК и ПРО, на страницах сборника научных трудов кафедры «Искусство
педагогики - педагогика искусства».

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе занятий со студентами гимназии г. Братиславы, Нитры, Трнавы (Словакия) по программе «Взаимосвязи славянских культур», с учащимися средних школ №№ 554, 639 г. Москвы, №№ 9, 14 г. Калуги, в процессе занятий со слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки в АПК и ПРО.

По теме исследования опубликовано 9 статей, тезисы и учебная программа для школьников «Художественная культура западных славянских народов» (часть первая), программа курса повышения квалификации учителей «Славянская культура - образованию».

Структура диссертации. В соответствии с логикой поставленных задач, основной текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 243 наименования, и приложений. В диссертацию включено 11 диаграмм, 21 таблица и 9 схем.

Социально- исторические предпосылки возникновения славянской взаимности в культуре, образовании, общественной жизни

Разработка идеи славянской взаимности в образовательном контексте требует, прежде всего, обращения к социально-историческим предпосылкам этнической и духовной общности славян, к сущности понятия «славянская взаимность». Данное диссертационное исследование построено на материале анализа культуры западных славянских народов и сопоставления ее с явлениями отечественной культуры.

Проблема славянской взаимности издавна принадлежит к ключевым проблемам мировой славистики. Историография связывает развитие идеи славянской взаимности, формирование и эволюцию различных ее концепций с объективными историческими процессами перехода от феодализма к капитализму, а также со становлением наций в славянских странах [116. С. 58; 171].

Важнейшим импульсом для возникновения идеи славянской взаимности в начале XIX века были тенденции государственно-национальной ассимиляции со стороны немецкой буржуазии и венгерского дворянства по отношению к славянским народам. Идея единства славян направлялась, прежде всего, против этого господства и, при общей политической слабости славянских национально-освободительных движений, играла важную «оборонительную и мобилизующую роль особенно в чешском и тесно связанном с ним словацком национальном возрождении» [116. С. 59]. Этому способствовала научная деятельность в области славистики И. Добровского, И. Юнгмана, П.Й. Шафарика и др. Данные ученые нашли идеологическую поддержку своих представлений о славянстве в гуманистической историко-философской концепции И.Г. Гердера, философские воззрения которого складывались в 60-е г. XVIII в. под влиянием ИЛСанта и И. Гамана (сочинение «Идеи философии истории человечества», глава о славянах).

Благодаря исследованиям названных ученых-славистов, сложилось мнение, что основными социально-историческими предпосылками формирования идеи славянской взаимности являются: этнолингвистическое родство славян, праславянская культура и кирилло-мефодиееская традиция.

Об этнолингвистическом родстве свидетельствуют лексические особенности языка, отражающие обпщость материальной культуры древних славянских народов. Так, словарь славян сохранил большое количество понятий, связанных с их основными занятиями, такими, как земледелие (sedet, su sed, sedlo, pole, plug, zito), животноводство (kon , byk, ovca, lovit, med, vcela), бортничество, рыболовство, ткачество (textum, plesti, motati, pasmo) и др. [35, 186]. К важнейшим факторам общности славян следует отнести духовную культуру, о чем свидетельствуют работы по археологии, этнографии, языкознанию, истории (Н.И. Толстой, О.Н. Трубачев, Н. Флоря).

Так, например, надрегиональный диалект, существовавший в рамках всего праславянского языкового пространства, даже в эпоху Средневековья питал сознание славянского этнического единства. Это нашло выражение в едином наддиалектном самоназвании всех славян. Slovene - этимологически что-то вроде «ясно говорящие, понятные друг другу» [7. С.6].

Мировосприятием и мироощущением славян было язычество, которое охватывало всю сферу духовной и значительную часть материальной праславянской культуры. Важной ее составляющей и фактором славянской общности были мифология и фольклор [7,13, 131, 232]. Словесное творчество славян в дописьменную эпоху воплощалось в разветвленной системе мировосприятия людей общинно-родового строя. Древний фольклор отличался синкретизмом, то есть нерасчлененностью поэзии, магии и ритуала, музыкального и словесного исполнения. Выделившиеся позднее жанры, сюжеты, мотивы условно можно определить как исконные, издревле общеславянские, то есть праславянские [131. С Л 98].

В традиционном (архаичном) фольклоре ярко выражены: славянский тип хозяйствования, особенности семейно-бытового уклада. Так, календарная обрядовая поэзия распределялась на циклы в соответствии со сменой времен года. Цикличностью отмечен и семейно-обрядовый фольклор. В его основе -важнейшие этапы (ритм) жизни человека.

Сходство географических условий повлияло на художественное творчество, среди главных тем в славянском фольклоре - тема Матушки-земли, земли-кормилицы.

Активные связи славянских народов приводили к переходу произведений фольклора и поэтических приемов от одного народа к другому, что способствовало развитию общности устного народного творчества славян. Особое место здесь занимали эпические жанры (предания, исторические песни), а также сказки. В них «переплелись рудименты мифологии, язычества, христианско-библейские мотивы, события истории» [7. С.25]. Уже в христианскую эпоху (ХП-XIV в.в.) формировались героические песни, в которых нашло отражение сопротивление иноверным завоевателям. Архаичные сюжеты, образы фантастико-героического эпоса (Змей, Дракон) трансформируются в героико-исторические предания и образы (Соловей-Разбойник, Злой Татарин, Вила-Самовила и др.). Этим персонажам противостоят образы народных заступников (Яношик, Марко-Кралевич, Новак, Милан Обилич) [154,155].

Традиции героического эпоса сохранились в исторических песнях, посвященных преимущественно напионально-освободительной борьбе. В польском, чешском, словацком фольклоре особую патриотическую роль играли предания, легенды и хроники. Обращение видов искусства к фольклору обусловлено историческими судьбами славянства на западе и востоке региона, специфичностью формирования письменной культуры в славяно-православной и славяно-католической зонах.

Идея славянской взаимности в художественной культуре (славянская художественная культура

Главной задачей данного раздела является рассмотрение общности славян, которая нашла свое отражение во взаимосвязях художественных культур. Этому посвящены труды И.И Лещиловской [95], А.С. Мыльникова [ПО], Д.Ф.Маркова [104] и других ученых.

Исходным положением при обращении к культурной общности славянских народов является, на наш взгляд, ряд понятий: культура, культурные связи, диалог культур, культура нации, художественная культура, художественное творчество, народная культура. Рассмотрим их в предложенном порядке.

В научной литературе существует большое количество определений понятия «культура». Это связано с тем, что данное явление - сложное, интегрирующее многие стороны человеческой деятельности и социального бытия и характеризующееся многообразием проявлений, контекстностью, многомерностью и полисистемностью.

Для нашего исследования значимым является понимание сущности культуры как определенной системы ценностей. Такую трактовку мы встречаем у Н.А. Бердяева: «Культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть - осуществление новых ценностей» [18. С.164].

Вместе с тем, для нас важно определиться с понятием «культурные связи», под которыми имеются ввиду факты, процессы взаимного обмена научными идеями, культурными достиоюениями, изучение народов и стран отдельными лицами и целыми организациями, которые являются носителями связей [92. С.4].

Кроме того, определенный интерес представляет «диалог культур» как понятие, расширяющее значение термина «культурные связи».

В философских и социально-исторических исследованиях все настойчивее звучат слова о роли диалога в жизни человечества (Ю.М. Лотман [102], Е.И. Пассов [133], Ю.М. Резник). Важнейшей характеристикой диалога культур является взаимопонимание, которое складывается из ряда составляющих: социокультурной, то есть осознания общности, приобщенности, зависимости одной культуры от другой, приобретения социокультурного статуса субъекта; аксиологической, то есть понимания ценностей другой культуры, взаимопонимания, основанного на взаимоуважении, на признании чужих ценностей и уважении к ним; психологической, то есть координированности действий, сотрудничества, со-деятельности на основе взаимопонимания и взаимоуважения [133. С. 8]. Однако, как считает профессор Е.И. Пассов, чтобы знать культуру, надо воспринимать, анализировать, сопоставлять со своим, оценивать, включать в систему своих знаний, действовать соответственно новому желанию. То есть, в понятии «знать культуру» важно учесть эмоциональное отношение к чужой культуре. В зависимости от уровня ценности той или иной эмоции факт чужой культуры переживается учащимися как факт личной жизни, либо как нечто стороннее. Это не может не влиять на взаимопонимание, на диалог культур.

Рассматривая отношения языка и культуры, Е.И. Пассов подчеркивает, что они не существуют раздельно: язык - органическая часть культуры, поэтому факты культуры становятся для человека ценностью, приобретают социальное, человеческое и культурное значение.

Таким образом, диалог культур - это процесс, результатом которого является взаимопонимание, а для его развития нужны следующие предпосылки: человек должен знать определенную систему фактов культуры, иметь опыт ее восприятия, анализа, сопоставления, включения в систему своих знаний, а также иметь опыт эмоционально-чувственного отношения к фактам культуры [133].

Как отмечалось выше, культура славянских народов обладает высоким духовно-нравственным потенциалом. Известно, что в результате исторически протяженного процесса этногенеза, создания и распада племенных союзов, контактов с другими этносами, славяне расселились на территории от Балтики до Северного Ледовитого океана, от Адриатики до среднеазиатских степей и Тихого океана. В настоящее время численность славян, населяющих страны Центральной, Восточной и Южной Европы, составляет примерно 280-290 миллионов, на славянских языках говорят около 240 миллионов человек. Несмотря на то, что формирование этнической, религиозной, культурной общности славянских народов происходило в русле европейской культуры, славянство в процессе генезиса сохранило самобытную культуру, не проповедуя при этом ее исключительность, предотвращая агрессивное ассимиляторство, укрепляя доверие и взаимное уважение к другим народам.

Основные характеристики технологии включения идеи славянской взаимности в школьное художественное образование

В предыдущем разделе диссертации установлено, что для реализации идеи славянской взаимности в школьном художественном образовании необходима соответствующая педагогическая технология, которая и разработана в процессе проведенного исследования. Описанию данной техноголии и ее апробации посвящена вторая глава диссертации.

Прежде чем раскрывать основные характеристики разработанной технологии, обратимся к сущности понятия «педагогическая технология». Из многочисленных ее определений заслуживает, на наш взгляд, внимания трактовка педагогической технологии как систематического и последовательного воплощения на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Проблемы педагогической технологии разработаны в трудах Г.К. Се-левко, В.В. Гусева, В.М. Монахова и др. Наиболее близкими для нашего исследования являются работы В.П. Беспалько и его формулировка определения педагогической технологии: «Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса» [19. С. 23]. Исходя из данной трактовки, выделяются следующие позиции:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел;

- технологическая цепочка педагогических действий, операций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками;

- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем [139. С.12].

Эти положения лежат в основе разработанной нами технологии включения идеи славянской взаимности в школьное художественное образование и позволяют сформулировать ее основные характеристики, а именно: педагогический замысел - цель технологии; цепочку педагогических действий - структуру технологии; воспроизводимость технологических элементов любым учителем - универсальность технологии, обусловленную ее теоретическими основами.

Рассмотрим данные характеристики последовательно. Итак, конкретным педагогическим замыслом нашей технологии является необходимость развития педагогического потенциала идеи славянской взаимности, что может быть реализовано в процессе изучения художественной культуры славянских народов. В исследовании установлено, что культурные контакты, взаимная помощь способствуют изживанию комплекса доминирования наций и национальной ущемленности, формируют исконные качества личности, свойственные славянским народам. То есть целью технологии включения идеи славянской взаимности в художественное образование школьников является воспитание у них чувства национального самосознания, патриотизма, эм-патии, толерантности путем приобщения обучающихся к художественным ценностям славянской культуры.

Выбор данной цели был обусловлен проведением теоретического анализа и осуществлением констатирующего эксперимента. Остановимся более подробно на его ходе и результатах.

В констатирующем эксперименте приняли участие школьники России и Словакии, ученики школ № 550, № 554, № 639 Южного округа г. Москвы, школ № 9, 15 г. Калуги, основных (начальных) школ и гимназий г.г. Братиславы, Нитры, Трнавы (Словакия), а также учителя школ, методисты и преподаватели ИПК, ИУУ, педагогических вузов и колледжей. Всего - 650 учащихся (380 российских школьников и 270 словацких) и 123 преподавателя.

В ходе констатирующего эксперимента был проведен анализ школьных программ (он получил освещение в предыдущем разделе диссертации), осуществлено интервьюирование респондентов и наблюдение за школьной практикой.

Содержание художественного образования школьников на основе славянской культуры

Основные характеристики технологии включения идеи славянской взаимности в школьный художественно-образовательный процесс были апробированы в ходе формирующего эксперимента. Данный эксперимент проводился автором лично в ряде школ городов Москвы и Братиславы, а также опосредованно в школах Российской Федерации (Брянск, Владимир, Вологда, Калуга, Рязань и др.) и Словакии (г. Нитра и Трнава). Работа проводилась на двух уровнях: с учащимися и с учителями. В формирующем эксперименте приняли участие 1165 школьников и 401 учитель. Экспериментальная проверка содержания спецкурса, разработанного для подготовки учителей к ведению занятий со школьниками, будет предметом специального рассмотрения в третьем разделе данной главы. Здесь же мы остановимся подробно на апробации программного содержания процесса школьного художественного образования на основе идеи славянской взаимности, выраженного в виде курса «Мир славянской художественной культуры».

Главная идея курса — формирование у школьников патриотического сознания, исконно-славянских качеств, таких как эмпатия, толерантность, духовность - связывает все содержание в логическую систему, что способствует реализации в образовательном процессе принципов единства и целостности, последовательности и систематичности. Логика построения учебного курса требует, в свою очередь, опоры на принцип единства целого и единичного, предельного обобщения учебного материала. Он может быть органично присущим содержанию конкретной художественной дисциплины, или привнесенным из других областей знаний (например, из истории, географии и пр.) Кроме того, в содержании курса реализуется ряд ведущих сквозных идей, являющихся специфическими для предметов искусства: необходимость постижения художественного произведения как явления культуры; раскрытие разнообразных художественных направлений; развитие эстетического вкуса обучающихся и пр.

В ходе разработки и апробации содержания школьного образования на основе идеи славянской взаимности для нас было важно привести его в соответствие с новыми подходами к целям и задачам воспитания, обозначенными в «Национальной доктрине РФ», в законе «Об Образовании» и других государственных документах, а также связать содержание художественного образования с решением актуальных социально-культурных проблем, стоящих сегодня перед системой образования (гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации к образованию и самообразованию в течение всей жизни, содействие развитию национальных культур и их особенностей в условиях многонационального государства и т.д.)

Содержание художественно-образовательного процесса на основе идеи славянской взаимности опирается на главный закон воспитания - присвоение детьми и подростками социального опыта старших поколений как необходимое условие вхождения в общественную жизнь и развития сущностных сил личности, которое заключается в формировании интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности..

Содержание разработано на основе специфических принципов историзма и типологии культур, взаимодополнения, что позволило учащимся связывать явления, полученные при изучении предметов гуманитарного цикла с новыми сведениями по славянской культуре.

Программа курса «Мир славянской художественной культуры» выстроена концентрически, в ней выделены сквозные проблемы, которые помогли школьникам видеть общее и самобытное в культуре западных славянских народов. Так, с пятого по восьмой класс включены разделы: «Устное народное творчество», «Красота родной земли в поэзии, живописи, музыке», «Историческое прошлое славянских народов Польши, Чехии, Словакии». Данный курс может быть представлен в трех вариантах: интегрированный факультативный курс, параллельное включение отдельных тем в содержание предметов художественного цикла, внеклассная работа.

В силу ограниченности объема диссертации мы будем далее конкретизировать содержание технологии на материале художественной культуры западных славянских народов.

Как было определено в предыдущем разделе диссертации, содержание художественно-образовательного процесса на основе- идеи славянской взаимности реализовывалось в эксперименте поэтапно: начальный этап -эмоциональное погружение школьников в мир славянской культуры (5-6 классы); углубленный этап - систематизированное изучение ими славянской культуры (7-9 классы); обобщающий этап - целостное восприятие учащимися культуры славянских народов (10-11 классы).

Следует отметить, что определения «начальный», «углубленный» и «обобщающий» весьма относительны и условны. Данные этапы мы не рассматриваем как замкнутые, так как каждый из них, начинаясь, развивается дальше параллельно со следующим. Такое вхождение в мир славянской культуры имеет характер «снежного кома», когда интерес к предмету, знания, умения и навыки все более разрастаются. Ранее мы отмечали, что движение от простого к сложному обусловлено психологическими, возрастными особенностями обучающихся, это и привело к диалектической цепочке вхождения школьников в мир славянской художественной культуры: от эмоционального погружения (интереса) -» к систематизированному изучению (знаниям) — к целостному восприятию (способности обобщать и делать выводы).

Похожие диссертации на Педагогические условия художественного образования школьников на основе славянской культуры