Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические воззрения протопопа Аввакума Хлистунова Наталья Владимировна

Педагогические воззрения протопопа Аввакума
<
Педагогические воззрения протопопа Аввакума Педагогические воззрения протопопа Аввакума Педагогические воззрения протопопа Аввакума Педагогические воззрения протопопа Аввакума Педагогические воззрения протопопа Аввакума
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хлистунова Наталья Владимировна. Педагогические воззрения протопопа Аввакума : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Хлистунова Наталья Владимировна; [Место защиты: С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования].- Санкт-Петербург, 2009.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/178

Введение к работе

Актуальность исследования

В настоящее время ведется активная дискуссия об определении баланса между национальной школой и учетом общемировых образовательных тенденций. Обращение к истокам данной дискуссии, анализ причин ее возникновения, выявление системы аргументации сторон, несомненно, дают возможность более детального подхода к обсуждаемой проблеме. Одной из важнейших задач современной педагогики является определение ценностных мотиваций личности в современном обществе, и для её решения необходимо опираться на многовековой опыт историко-культурного развития нашей страны, а также традиции в образовании.

В конце прошлого века, когда были сняты цензурные барьеры, в том числе в отношении изучения истории отечественной педагогической мысли, обнаружились серьезные пробелы в её изучении и осмыслении её достижений, что повлекло за собой определенные упрощения представлений о многообразии педагогического поиска. Становление педагогической науки проходило в результате ожесточенных дискуссий о наиболее эффективных путях развития народного образования, при этом направления, которые не были напрямую востребованы в отечественном просвещении, несомненно, также оказывали влияние на её формирование. Эта тенденция особенно ярко проявилась во второй половине XVII века, когда определялись основные принципы будущей системы отечественного просвещения. В то время велась ожесточенная дискуссия о том, какая из моделей — латинская, грекофильская или старообрядческая (классификация А.И. Пискунова) — является наиболее приемлемой для российского общества. Хотя в дальнейшем старообрядческая модель не получила должного осмысления в истории отечественной педагогики, так как она не была воспринята на государственном уровне и её представители подверглись репрессиям.

Тем не менее, старообрядческая культурная традиция являлась неотъемлемой частью отечественной истории. В её рамках было создано целое направление философско-богословской и политической литературы, существовали иконописные центры и мастерские, призванные сохранить национальное народное искусство. Немало видных деятелей русской истории (Д.В. Давыдов, М.И. Платов, П. Д. Шелапутин) и культуры (СИ. Зимин, СИ. Морозов, К.Н. Незлобии) были воспитаны старообрядческим образом жизни, которого придерживались и в дальнейшем.

Попытки создания образовательных программ, основанных на старообрядческой этике, предпринимаются и в наше время.

Однако в послереволюционный период в изучении данного направления исследователей ограничивала его сильная религиозная составляющая. Изучение педагогического наследия представителей старообрядческой модели образования затрудняло и отсутствие специально созданных ими работ, посвященных проблемам просвещения.

Виднейший представитель, стоящий у истоков старообрядческого направления в отечественной педагогике, — протопоп Аввакум. Различные аспекты деятельности и творческого наследия этой яркой личности подвергались научному анализу. Получала осмысление его историческая роль, рассматривались философско-богословские воззрения, изучались художественные новации текстов (В.П. Адрианова-Перетц, Н.Е. Анкудинова, А.К. Бороздин, Н.Ю. Бубнов, В. В. Зеньковский, Н.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, Д.С. Лихачев, В.И. Малышев, А.М. Панченко, А.Н. Робинсон, B.C. Румянцева, СМ. Соловьев). Однако не существует научных работ, посвященных системному анализу произведений Аввакума с педагогических позиций. И хотя Аввакум не посвящал педагогическим проблемам специальных трудов, его идеи о различных аспектах воспитания и обучения (об эффективности неформальной составляющей в процессе образования, роли семьи в нравственном воспитании ребенка, неразделимости обучения и воспитания) явились существенным звеном в становлении педагогической мысли.

Таким образом, можно обнаружить существующие противоречия:

между необходимостью осмысления истории педагогики на современном теоретико-методологическом уровне и неразработанностью существенных педагогических воззрений прошлого;

между тенденцией к восстановлению традиций отечественной педагогики и отсутствием научного осмысления исторически невостребованных педагогических моделей;

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: выявление педагогических воззрений протопопа Аввакума и определение их конкретно-исторического значения.

При всем многообразии литературы, посвященной Аввакуму (как его личности, так и деятельности), до сих пор не существует работ, системно рассматривающих его тексты, касающиеся педагогическим проблем. В связи с этим, представляется правомерным определить тему диссертационного исследования: «Педагогические воззрения протопопа Аввакума».

Цель исследования:

На основе обобщения и анализа источниковедческой и историографической базы выявить педагогические воззрения протопопа Аввакума и определить их значение для отечественной педагогической мысли.

Объект исследования:

Становление отечественной педагогической мысли в середине XVII века.

Предмет исследования:

Педагогические воззрения протопопа Аввакума.

Задачи исследования:

  1. Определить черты, характерные для становления отечественной педагогической мысли в середине XVII века.

  2. Раскрыть обусловленность педагогических идей протопопа Аввакума духовно-нравственными исканиями русского общества XVII века.

  3. Определить факторы, оказавшие влияние на формирование педагогических воззрений протопопа Аввакума.

  4. Выявить педагогические проблемы, поставленные протопопом Аввакумом в его произведениях.

  5. Определить значение педагогических воззрений протопопа Аввакума, для развития отечественной педагогической мысли.

Гипотеза:

Педагогический анализ произведений протопопа Аввакума позволит выявить его педагогические воззрения в области семейного воспитания, в вопросах нравственного воспитания, во взглядах на обучение, а также раскрыть их значимость в контексте развития педагогической мысли дореволюционного периода.

Теоретико-методологической базой явились:

— идеи и положения, разработанные в области филосо
фии образования и педагогики (Е.П. Белозерцев, А.П. Валицкая,
Е.С. Гершунский, М.В. Захарченко, И.В. Киреевский, В.В. Кра-
евский, Л.Н. Модзалевский, А.И. Пискунов, К.В. Романов,
М.Ф. Шабаева, Н.И. Элиасберг);

—- идеи и положения философской антропологии и гуманистической этики (Г. Риккерт, А. Тойнби, М. Фуко, М. Шелер, О. Шпенглер и др.);

— методологические подходы к изучению классиков и тен
денций отечественной педагогики (Н.М. Бабенко, И.Н. Ванина,
А.Ю. Гранкин, Е.А. Лукьяненко, А.Н. Шевелёв, А.Н. Шевченко,
Н.Л. Шкорина);

исследования по истории общественно-политической мысли во второй половине XVII века (А.К. Бороздин, С.А. Зеньков-ский, Н.Ф. Каптерев, А.В. Карташов, Б.В. Кричевский, B.C. Румянцева);

исследования по истории отечественной старообрядческой педагогической мысли (СВ. БураеваД.Я. Кожурин, А. Кошелев, А.П. Майоров, Ф.Е. Мельников, Б.И. Осипов, А.В. Панкратов, Н.А. Старухин, Т.А. Хохлова);

исследования по истории русской культуры XVII века, неотъемлемой частью которой являлась культура старообрядни-чества (Л.А. Беляев, М.В. Бибиков, Н.Ю. Бубнов, В.Г. Брюсов, Д.С. Лихачев, А.Н. Робинсон).

Методы исследования:

Феменологический подход, в рамках которого осуществляется описание значимых событий, повлиявших на формирование педагогических воззрений протопопа Аввакума, выявляются социально-экономические изменения, определившие направления педагогических поисков Аввакума, исследуется устойчивость педагогической модели, представленной протопопом Аввакумом в дальнейшем развитии отечественной педагогической науки.

Метод герменевтики, дающий возможность осмысления, понимания творческого наследия Аввакума, способствует реконструкции общественной мысли того времени.

Метод сравнительно-исторического анализа этических концепций направлен на выяснение содержания и сущности нравственных исканий Аввакума, что дает возможность выявить динамику религиозно-нравственных ценностей и традиций старообрядчества.

Теоретический анализ педагогических аспектов богословской и мемуарной литературы по проблеме исследования.

Историко-педагогическая интерпретация полученной информации.

Источниковедческая база исследования:

произведения протопопа Аввакума (Жития, Послания, Богословские произведения, Письма и Челобитные);

свидетельства современников о деятельности и философско-богословских представлениях Аввакума, его сторонников и учеников (Никиты Пустосвята, попа Лазаря, подьяка Фёдора Трофимова, диакона Фёдора Иванова, старца Авраамия, Епифания Пелшемско-го и др.), а также идеологических противников протопопа (Симеона Полоцкого, патриарха Никона, Паисия Лигарида);

документы, связанные с начальным этапом становления отечественной системы образования, описание проектов будущих образовательных учреждений Арсения Грека, Федора Ртищева, Симеона Полоцкого, а также нормативные документы, регламентирующие деятельность Киево-Могилянской академии, принципы функционирования которой значительно повлияли на формирование отечественной системы образования;

свидетельства представителей иностранных посольств, посетивших Россию, о состоянии образования в России в середине XVII века.

Этапы и организация исследования:

/ этап — 2004—2005 гг. Определены предмет, цель, задачи и гипотеза исследования. В соответствии с исходной теоретической позицией был выделен круг историко-педагогических источников и проанализирована степень научной разработанности темы.

II этап — 2006—2007 гг. В соответствии с выявленным мате
риалом, была определена структура диссертации, а также проана
лизированы и обобщены выявленные источниковедческие и исто
риографические материалы.

III этап — 2008—2009 гг. Обобщение результатов проведен
ного исследования и определение перспективных направлений
его развития.

Достоверность и научная обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются теоретико-методологическими основаниями, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям, задачам, и анализом широкого круга привлеченных источников.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В произведениях протопопа Аввакума наиболее ярко отразились черты общественной реакции на проникновение западных моделей образования в Россию середины XVII века.

  2. В текстах произведений протопоп Аввакум обобщил накопленный многовековой историей опыт отечественного образования, источниками которого явились как переводные, так и отечественные назидательные литературные произведения, важнейшим из которых являлся «Домострой».

  3. Педагогические идеи протопопа Аввакума, касающиеся теории воспитания и дидактики, хотя и не являются в современном научном представлении системой, — непротиворечивы, последовательны и могут претендовать на целостное педагогическое воззрение.

4. Педагогические воззрения протопопа Аввакума являются существенным звеном в процессе развития отечественной педагогической мысли в дореволюционный период. Поставленные им педагогические проблемы связаны с важностью передачи традиций от одного поколения к другому, местом семейного воспитания в нравственном развитии ребенка. Попытка определить меру необходимых знаний в обучении ребёнка стала предметом последующих дискуссий представителей педагогической мысли на новом научном уровне.

Научная новизна исследования

  1. В работе выявлена специфика сложного периода перехода России от средневековья к Новому времени, определившего педагогические воззрения протопопа Аввакума. Раскрыты существенные черты предшествующего педагогического опыта, а именно — религиозность, патриархальность, строгий отбор источников знаний, на который опирался в своих произведениях Аввакум.

  2. Впервые проведен педагогический анализ всего корпуса сочинений протопопа Аввакума (автобиографических, философско-богословских и публицистических).

  3. Впервые дано системное описание педагогических воззрений протопопа Аввакума (об эффективности неформальной составляющей в процессе образования, роли семьи в нравственном воспитании ребенка, неразделимости обучения и воспитания) в контексте его философско-богословских и этических идей.

Теоретическая значимость исследования

  1. На основе анализа особенностей развития отечественной педагогической мысли в дореволюционный период выявлена следующая тенденция: дискуссия о путях развития системы российского образования неоднократно возникала на протяжении всей истории российского государства, а особенно остро — в ее переломные моменты.

  2. Осуществлен вклад в историю педагогики через раскрытие особенностей российского образования середины XVII века: определены его цель, методы и содержание, выявлены тенденции, подготовившие реформы Петра І в области образования.

  3. Определен круг вопросов, затронутых в педагогических воззрениях протопопа Аввакума, ставших в дальнейшем предметом обсуждения в сочинениях как классиков отечественной педагогической науки (М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), так и современных исследователей (Г.И. Батурина, Е.П. Белозерцев, Г.Ф. Кузина, М.В. Савин,

ЕЛ. Христова), и тем самым дано обоснование значения воззрений Аввакума в области нравственного и семейного воспитания для отечественной педагогики.

Практическая значимость исследования

  1. Систематизированные в диссертации педагогические воззрения протопопа Аввакума могут быть использованы при проектировании современной модели образования, ориентированной на духовно-нравственное развитие личности.

  2. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курсов истории педагогики, эстетики, этики, философии религии.

  3. Модифицирован факультативный курс по истории отечественной педагогики с учетом выявленных педагогических исканий середины XVII века, а также разработан спецкурс для учащихся гимназий и учителей гуманитарных дисциплин «Деятели русской средневековой педагогики».

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись посредством:

организации профессиональной работы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (2005—2009 гг.);

участия в работе районных и городских педагогических семинаров: 2005 г. — Профильное обучение. Проблемы создания элективных курсов (СПб); 2005 г. — Стратегия жизни в современных условиях (УЦПР г. Пушкин); 2009 г. — Инновации и традиции: особенности развития системы образования в условиях формирования новой модели (опыт регионов Северо-запада), Санкт-Петербург;

участия в работе всероссийских научно-практических конференций: 2005 г. — Гимназическое гуманитарное образование и нравственно-правовое воспитание; 2007 г. — Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании (Санкт-Петербург); 2008 г. — Петербургская модель гражданско-правового образования и обучения правам человека — регионам России (Санкт-Петербург);

участия в дискуссиях в рамках круглых столов: 2007 г. — Управление качеством воспитания в процессе обучения; 2009 г. — Инновационные технологии в оценке образовательных результатов;

результаты диссертационного исследования заслушивались на заседаниях кафедры философии образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования,

представлены в публикациях в научном журнале «Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (2007, 2008 гг.), на Фестивале педагогических идей «Открытый урок» (2007, 2008 гг.); в сборнике статей Научно-методического Центра Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.