Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические взгляды и деятельность удмуртского демократа-просветителя И.С. Михеева (конец ХIX - начало XX вв.) Суворова, Зоя Витальевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суворова, Зоя Витальевна. Педагогические взгляды и деятельность удмуртского демократа-просветителя И.С. Михеева (конец ХIX - начало XX вв.) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1991.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Ка-ддгеі ігарод вносит свол вклад общую педагогическую мисль? и для творческого развил!л теории бучения и воспитания всегда актуальна) остается изучение с .иалектико-матерналистичеслих іюзіїнил истории педагоги- на сех етапах за развития.

Становление системи народного образования и pari пит:'я поло-отческой теории у парадов ііоаоллч і проолохеші в труд-т.: ЇЇ.А.Лпа-аева, В.И.БоУпубо'ОП) і'.Н.'лолх.ига» 'Д.А.Колено, 'І.Г.Ь'разлоаа, МГ.Луппова, fl.'i.nnyco; .Т.і'Ланбхисії a, А. :."<;.-'рола л да, Рапкрц-ы лчэ.ча «яриЛсклх, .уордозохгт татре-гид, ay::a'jC;ai" >/:'е'іитедол. Критичоохсну анализу отачоалепч;! лколч ч ^лрммроі'г.н'іл про-ветительстпа з Удмуртском крае нооалчзнч работа H.r.FoopoooJ, ..Е.Обухова) К,А.Пономарева, 'Г.П.Гугиачп, РД.^половой, отдаль-!ые вопросы логорли равзнгля лхолн раосчегречн ЛЛІ.Вахиусепіш, І.З.Гриоиноіі» К.П.Кудпноз'л.і, А.П.Ї'уї-Шїпзм. Литературная it пада-:эльокап деятельность первпх проевотитэлзл исследовала г, работах І.М.Зангаево.» -Ї.К.Ермакова, П.И.Позцоаза, Д.й.Лшнла. Ученими фоанаяизлроошш худо"сэсгзечяо--ттно1'ра'рлчзсл:лз? публлциогичо-;кио» драматические произведения Г.З.Зерсцапша» Н,С,;,!нхеова, !.В. Яковлева.

Среди удмуртских просветителен конца ХГХ - начало U вз. тиболез значительно.! фигурой явліетсл Иван Степанович Mixeerj - ' їздагог-гуїшнист, практик начального обучения, хругшкіі методист» шхор более 60 учебников и пособий» преподаватель зысиоЯ школи, янографі драматург.

Анализ методических взглядов ІЇ.СЛ-іихеева, его учебников и руководств для учителя содержится з работах марийского исследо-$ателя П.А.Апакаева, татарских педагогов АЛ.Асадуллииа» Я.НЛан-Зикобз» казахского методиста К,.Н.Губаиево8, удмуртского лчтера-сурозеда А.Н.Уварова. Учеными сделан вывод о том, что в основе ,!етод»ческого наследия просветителя леяаг прогреесквгше идея їктивиаашга «целительной деятельности детей, практической направленности обучения пошеам и арифметико.

В слоетыЛ и противоречивы!! период 30-х годов передовіше ззгляды л новаторские начинания Л.С.Млхееза биян встречены враждебно, его повхїі'ллл в нарушении учебных планов л програші Нар-юмпрооа, антисоветских действиях» Преподаватель бил снят с занимаемой должности» репрессирован, й 1'>37 году І1.0.!,*::хеева рас-

- 2 -стреляли. После XX съезда КПСС он был реабилитирован.

В имеющейся литературе И.С.Михеев преимущественно представлен как этнограф, методист» издатель. Педагогическое наследие просветителя до настоящего времени не было предметом специального изучения. Наше исследование - первая попытка проанализировать педагогическую деятельность и взгляды И.С.Михеева -ученого-методиста» педагога.

Взгляды педагога о содержании и задачах народной школы» принципе народности воспитания) развивающем и воспитовающем характере обучения» решении проблем удмуртско-русского двуязычия» синтаксическом подходе и практической направленности в обучении языкам» его требования к учебникам и подготовке учителя национальной школы не потеряли значимости и в настоящее время.

Актуальность исследования подтверждается запросами демократизации общества» активным обсуждением в науке и* публицистике проблем сохранения и создания условий для свободного развития самобытных национальных культур и языков, признанием необходимости возрождения и развития национальной школы с родним языком обучения» этнических традиций воспитания. Между тем сегодня у многих малых народов (среди них и удмуртский) почти забыты языки» утеряны традиции» утрачена самобытная культура» деградировала нравственность.

Общеобразовательная школа и призвана стать одним из факторов гармонизации национальных отношений» возрождения» сохранения и передачи из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев» которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи» противостоять развращающему влипни» чуждых народу псевдокулиурпых тенденций.

Вышеизложенное подчеркивает особую актуальность развития теории обучения и воспитания в нерусской школе» изучения языка, культуры палых народов» формирования национального самосознания и культуры межнационального общения.

Социально-политическая ситуация в национальных регионах доказывает необходимость подготовки учителей» готовых к возрождению гуманизирующей к кулыурофориируощей функции общеобразо-

1 Си.: Концепция национальных школ РСФСР ("Проект). Авторы Г.Н.Волков, Е.П.Хирнов. - М.: НИИ нац. школ, 1990.

- з -вателыюя эколы.

С учетом изложенного била избрана teva лсслззозлігая» шк>5-лема коюроа сфориуллревапа зледуїзлзи.і образом; лзі-соз вклад удмуртского проояетигелл '.Ї.С.йлхееза з раззитдз оисгє'лїі нарэдпэ-го образования ч .пормлроззнле пздлгзглзззісоз мисли з крзо ?

Рензіїлз дапнел проклеїли созгпзляят доль зсалздозаіпп.

[ЬаДа1і^ізЗ"1^йа:ІД " сгапозлапле удмурте зо л з.солд *л развитие передово,! цг-дпгзгачаоко:! -лізла з Полочльз з лолга ЧГХ - начало XX пз.з з парної згялзго подь<";П обдззггсзлоґО) з гом число педлгогзп<-г;;сзго дзлггзлля зз заз-;розгзззо'з;з vp.T'ort'.'Oi:;! з знанні! еред-л леругегзлл зародоз.

0Д13У.2Ї_Л511ЛЛ?!І:'Г;'1Ї - ззддгозлзоолзз ллоззізз г'рзззоглгзлл ;і.С.й;іхсззз: злсга.!Л ,:зз ззі'ллдоз за пззлззе зі/здпз з ззо;п:а-::ия неруосллл дзгезіз -грззлплла:; з зрзДзезлолпгагч по ;" зззлз л личностей злчзазззг; уллгзля злдлзз"ліл;а;і злзза.

Б соо'?пйлз"з:*л з зро-ІззазгЬ Зіізззгаь гззд-'зіоз : дзль:> лс следования оаиз доззззил:! з з о і / з д,-: з пнзті:

І. Протїздлззрззлзз зДлззгзял'м-из'игогазззлз і /^ з\зллз з Позолжья дз *vfi?---) :зу : гзззз, лої :іт.:;іпз:л :зіГззого з'зр'.-шрпзл-лось ;йИрозоз?р-зіз у ззурдзголо здззззї і:ззд 'і.і'!,?Л;сззза>

2« 0;їоз.:й'л.?% ,г:э ззз='Д з лзлзгздззл"? ';'.:.:;'):ітхго ілродл,

3. Іїп злрзлзз Зл;:>> аг шззл дк;л дз ізгогзідззззд злзлд пзрзс-ся:іх парздзз Лзззлдьз ліязїїі пзізлзлз :зл-із л/тл обудззлл и воспптглг.к з удчузгогал здо :з з аіз^згап Л.Ь','."д;;зззЛ} зла подходи к подгоззззз удчгз';.:! ;;зз;зз-зд ззлззздх ггол,

'і. Оплздзз--, лз \">,:.у;\ьгл::і :;ззі і ьззіллл зздпзотзгз з зпзд-ркіь пцучлз-пріллзчззілз ЗЗД033П П!П ї ЗО ГЛДЧЗЗСОДу ЛСИОЛ50О-г.аішо пасїзлдл Li!."::-: 5ззл з лов з пл і. гуа учз^ло-зоеллгзтэльпз^ процессе обдзззрззоззії'зззлзЛ л ззоазл зззыц з ллддод альлзм пробілом.

ЙЇІїМчІГПїіїїУїиіІІаІІ їссяз зла лял созгазлзпг ііолозо.'Ид дмлегшггзгчэгэ дагзулд.шдаз а зсзо.іздд ззлзд л ззаазооДуслоз.-ЯЗИІЇОСХД ЯЗДЗЛЛЗ; З ІЛЛ'ПЗЗДЛЗ ОІДЗГОз оззззіпого л здллязлого» з сопдопудьтурлзл дзззезлпадлл лрздоезоз ізззззозалдп д роршіро-35тая лдзлозхл.

Дяаяздтгл;іо..ч.лгоплЦ'ііїСї:ілзсхоз улипла об лсторкчоокои харад-торе воспитали и дзэазл ззззод.яосїі лразлздлгь рлззлпз лзцаї'огя-ческой теории з аддорозелзалол я региональном плазах) з гесноЛ

взаимосвязи педагогическое мисли «рослого» настоящего и будущего времени.

Методы исследования: теоретический» историко-педагогическиіі и сравнительно-сопоставительный анализ источников и материалов.

Педагогические взглядц удмуртского просветителя tie даются в систематическом изложении) вследствие этого ва«:но било изучить не только педагогическую) но и другие форми его деятельности (пр светительную» литературную) издательскую). Поэтому ш касались проблем этнографии» истории, литературы и т.д. Этим обусловлены частные методы исследования: изучение опубликованных материалов, трудов» личной переписки» неопубликованных материалов» поиск и анализ архивных документов.

Источники исследования: груды по философии» историографии» работы по проблема!.; народного образования дореволюционных и советских авторов» архивные документы ЦТА УАССР, ЦГА ТАССРі ЦГА МАССР» рукописные фонды Удмуртского НИИ УрО АН СССР» циркуляры и постановления Министерства народного просвещения России и управления Казанского учебного округа, дореволюционные и советские общественно-политические и педагогические периодические издания» докторские и кандидатские диссертации.

Исследование выполнялось в течение ІУ37-І99Г годов.

Научная новизна и теоретическое значение настоящего исслед вания заключаются в том» что впервые педагогическое наследие Й.С.ійіхеева становится предметом монографического анализа» что позволит обогатить историю педагогики народов России прогрессивными взглядами удмуртского просветителя об особенностях обучения в нерусской школе» об актуальном значении этнических традиций воспитания» о формировании национального самосознания и культури'межнационального общения.

Наряду с таким более широкий введением имени Й.С.Михеева в научный оборот, диссертационное исследование» исходя из вэгля дов удмуртского ученого о принципах» методах и приемах работы в нерусской школе» об активности и творчестве учащихся в учебной деятельности поможет усовершенствовать систему обучения в конкретных условиях двуязычных начальных цкол.

Идеи И.С.А'ихеева об учителе-просветителе в саном широком смысле этого слова и об учебниках для народно.! школц существенно расширят сегодняшние представления о. необходимом уровне под.

- 5 -'готовки учителя и требованиях к учебникам для современной национальной сельской школы.

Практическая значимость исследования определяется тем* что содержащиеся в нем теоретические положения и методические рекомендации используются в практике современной общеобразовательной и профессионально-педагогической высшей школы с национальным профилем, в частности выводы об актуальности исповедуемого удмуртским просветителем принципа народности воспитания! его оригинальных методов и приемов работы в начальной школе і методики обучения двуязычия. Книги для чтения И.С.Михеева, представляющие собой интегрированные пособия» созданные по примеру изданий К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, служат образцами современных учебников для сельской малокомплектной школы. Требования ученого к профессиональный и личностным качествам учителя национальной школы могут быть осуществлены в процессе реализации современной концепции высшего педагогического образования, которая строится на основе культурологического подхода. Материалы диссертации применяются в лекционных курсах и на практических занятиях в системе переподготовки учителей общеобразовательных школ.

Достоверность полученных научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, диалектико-ыагериалисгичесюш подходом к ре-иению поставленных проблем, использованием научных методов, адекватных задачам и природе изучаемого явления.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. И.С.Михеев - прогрессивный мыслитель конца XIX - начала XX вв. внес значительный вклад в просвещение удмуртсяого народа.

  2. Взгляды педагога об изучении и развитии родного языка, его роли, о сохранении народных традиций воспитания оказали существенное влияние на формирование национального самосознания и прогрессивной педагогической мысли в крае.

  3. Оригинальные методы и приемы обучения двуязычие, универсальные учебники просветителя способствовали развитии активной, творческой личности ребенка, формированию культуры межнационального общения.

Ц. Требования педагога к формированию личности и профессиональной подготовке учителя сельской национальной аколы перекли-

і.д'лсА г папі вв;в;н::в.:и сохраненной инвцичпін ьпеиіго педаюги-чійі.ью оз [

5. І'саливация взглядов Іі.С. teuton а об ооучешш і'і воеіштани: нерусски:.: детей в практике современно;! общеобразовательной к профсссионалвно-недагогичоског; вис шей іввоян о нацченалвиик профиле.»; псшоеєї преодолеть равнодушно-нигилистическое отношение некоторой части учителей) родителей п учащихся-к историк и куль, туре своего народа» повисит эффективной], обучения в условиях двуязнчил» действенность патриотического и. интернационального воспитания.

Апробация работы. Основные положения диссертации били доло жены» сбсухденн и получили одобрение на Всероссийской и респуйл: капской научно-практических конференциях і научном семинаре по проблемам обучения и воспитания в нерусской школе (г.Ижевск -І987> 1989» 1990 гг.)* в процессе чтения лекций по материалам диссертационного исследования на курсах повішення квалификации при Удмуртском ЙУУ.

Па опубликованную монографии и научно-методические статьи по проблеме исследования есть полохителвпие отзывы учигелей-пра тиков и учених) ванішающихсь вопросами обучения і: воспитания в порусскол ШКОЛЄ.

ЯіШіНТіІЛ^йНІИ' Двссспация состоит по введения» двух

Ю]ї:1вГв Jlievi;^ "Обвулюдагогичсскио t; дчдаїшічоскио вгіглгди гума шста-просвстк; еля ІІ.СРвхеова" с посглн;» :;сі пг-.:чо—kj віл -; ; -ного подхода раскріігасаол пр<;г]осспвнцп вглег до: втрата t г.ро-свєілснііс удт.'урзсім в раврабоїк; вопросов сб;,чеіг.:> л ісспвиенві. і; іиіруссі'Оі", і'лсоле»

її0. J^'ILb'bbb Xiii'-l-f: "И< дагогичеокая дг;д>с:л;;Осгв U,i':.i.:,:xeo::a" анализлру:: icj> его нв;:!Н;деввї;-лвавШі огі.л , ун:::д.иг ?,;.;.;дч; учеглг.:»; и пососи:; s подходи к подготовке учители;: дяв неї; со; их і;и:ог. 1:с-

в 5і1Ь1і!!іі1:ії Диссертации недведощ; итоп: пооочдепания! сфо

аудированы выводи> подтверждающие основные положения проведеного исследования.

При изучении взглядов и деятельности видных педагогов прога-того необходимо учитнватъ влияние общественно-педагогического цвижения» школи и просвещения на формирование их мировоззрения.

В результате исследования конкретно-исторического этапа
становления педагогической мысли в Поволжье» формирования уд
муртской национальной школи» анализа взглядов И.С.Михеева на на
родное образование в диссертации сделан вывод о тон» что как и
.шогие другие национальные мыслители» сторонники системы П.Иль-
.іинского (Н.И.Ашмарин, Н.В.Никольский, М.Е.Евсевьев» И.Я.Яков-
юв), удмуртский просветитель в период первой русской революции
шшел за тесные рамки миссионерской педагогики и творчески раз-
!ил ее прогрессивные идеи об обучении в нерусской школе: а) язык
50ДНОЙ и самый правильный» народный» б) учитель, единоплеменный
: ученикана. <

Демократические взгляды педагога сформировались под влия-шем прогресеивннх идей Казанской лингвистической школы (И.А.Ро-цпна де Куртепе, В.Л.Еогородицкого» В.В.Радлова» А.И.Анастасие-»а и т.д.)» выступивши за обучение нерусских детей русскому і зику :t приобщение их к передовой русской культуре на добровольна началах, S птом коренное отличие демократической программы газапсклх пгцзгогов от миссионерской.

ндсп обучения на родпои япчко з нерусских гаколлх представители Казанской лингвистической ілколід связывали с демократиче-:к:щ принципом равчоправия всех языков п наций.

Рольгауп роль в становлении мировоззрения И.С.Михееза сыгра-го общение с видными ученчми Казанского университета ПЛ'Л'атано-iHV, !.!.Г.Весгге, А.Д.'Чахпотовнм» Н.Ч.Смирновым и др. Участвуя в (еятельноетн Общества археологии» истории и этнографии при унл-іерсптете» он сформировался как ученнй-псследог.атель) иг.поведую-iH.i гууа.«;істчч'у:кче и демократические принпипы чгнографчи и олчглорист.чкп.

,ц>мократигескал идея народности» выдвинутая в России А.Н.Ра-;и!Цпеш!» развитая К.Д.Ушичским» педагогами Казанского крал» ста-т осново:! педагогических взглядов И.СЛ.'пхеева. Идеи о необходи-щг"-гн подлинно народного воспитания» которое по цел ад у зад-лан

- ft -

отвечает интересам парода, является беснлаткіж к доступним» 'шаег в своей оскоее глубокое уважение к личности ребенка - были созвучии псдагогпческк!,: Еоизрсішяі: удеурісд-ого просветители.

Походя кз идей Казанское: иколн педагогов о свободно;,; развитии этических кулмур» И.СЛ.пхеев считал» что родное, язык является доступиш: средство!; развития янпу.отлшої куллтурыа изучения русского яьцка. Русские язше» в евоп очередь» является средотБок і/ріїоощешїя народа г: гнюготшцнональчое культуре страны.

Бее эю наполнило педагогические ь огляде й.ил.'.ихеева про-гресеиннш.; седерхашіе/іг превратив j.x в способ оорьбе за социаль-ito-спрйьеддшііііі обіесотгеїнШЛ строи. Педагог оип уеекдеп в том» что проведение дсі.іокрапічесісдд рефери и распространение просвещения яв л я гас к hiiivx'Aw.'.vu социально-педагогическими проблемамиj органически связагшш.ш с иееепегиег.і сущестгущею строя к лучшему .

Идеи демократа о проскеконнк народа отрезпляс: в работах просветительского характера; б которых ore обобщая результат своей научко-иесдедовательсьол деятеявпоатк, - худсксствек-но-зтногрвфкческне: публицистическиеj дптературняе произведения: кулыурпо-просвотителшие броипри и календари М.О,і.:::>,оєіі старая.

СЯ ДОПССТИ ДО ПЛССДГПГЯЯ ПГГП'.ПГГ 0 ВОСГШТаНКП ДЄЇ-І!'.! 3,!іОрОІ!Є-.,: образе к'язниі об основах земледелия! х:ш;от:го1.одс:ви) і.'сдицглп?. В сеоих работах ок нопешая статьи об особенностях язика» петерн:

ПСИХОЛОГИИ \j:,f,synjQC,

Просветитель отстаивал интересы пароле, на є третини митральных журналов "Русская икола"» "Начальное обучение"} подтер кивал необходимость обученк.ч удмуртских детей не родном языке г печатания книг и учебников яа их наречий. К.О.Кнхеев аргуненги-рованпо доказывая несостоятельность виведоь зтнографов» которое не знак обычаев j традиций} ииико народа» говорили о ішзкоі; д-улі. їуря Удмуртові об отсутствии у детей способностей к к сучении ' основ наук.

Анализ произведений просветителя позволил сделать вигод с его творческой пути. Он начинается с худог.ественно-зтксграс[;!че-ских очерков и через рабои: публицистического характера! драматические произведения гедет к созданкп методических трудов. Падание школышх учебников і; руководств для учителя педагог считал СИНОЛОГ. СВОеЙ Х.ИЗПИ.

Произведения различного жанра И. С.ІДихоева рассматривались іаі,)И в контексте его просветительной деятельности. Роботи демо-;раз'Я снграли большую роль в распространении знаний среди па-элегия» формирования духовной культуры» развития гражданского f национального самосознания.

Предметом исследования явилась система взглядов педагога
а задачи и нетодц обучения о нерусской школе» прин-

цип народности воспитания (значение родного язика і устного народного творчества» обычаев> традиции в учебно-воспитательном процессе).

В работе сделан вывод о тем, что н результате обобщения гшнирячоских данных из опыта преподавания в нерусской гаколо. изучения передовой педагогической мысли сформировались требования Й.О.Ммеева к организации обучения и воспитания в национальной школе:

[. Разрабатывая содержание образования и задачи народной школи) он выступил против узкоутилктарного подхода» внеказался зэ общеобразовательный характер обучения и воспитания» всестороннее развитие учащихся.

  1. Отстаивая идеи развития ребенка із процессе обучения» тнчрчески разнил применительно к нерусском школе такие общедидак-тические пршпаши» как сознательность» наглядность» самостоятельность» доступності.; последовательность» основательность» епс'гешгглчность. Оснозное внимание педагог уделял принципу сознательности» считал» что остальные дидактические принципы способствуют сознательному усвоенип учебного материала учащимися. Реализация принципов дидактики» по его мнению, отвечает требования!.! нриродосообразности обучения в нерусской школе.

  2. Основой педагогических взглядов И.С.Михеева явился принцип народности. Он доказал результативность обучения» организованного на родном язнке учащихся» эффективность воспитания» основанного на народних традициях. Считал» что культуросообраз-воеть» как ведуипШ принцип воспитания» способствует формированию национального самосознания и культури межнационального общения.

'і. Методи'и прием» работ в национальной школе» пропагандируемые педагогом (наглядно-переводный* метод изучения ошибок» сопоставления закономерностей родного и русского языков» метод "целых предложений" в изучении грамматических явлений)» предпо-

*іТЙИ'.'

- 10 -лагпли практическую направленность и» з то же время» - развивающий характер обучения.

Педагог понимал, что слабое знание или незнание детьми русского языка ведет к ограничению процесса общения и» соответственно» к сужения мировоззрения» гак как косноязычие порождает робость» неуверенность в общении» чувство неполноценности, нежелание вступать в дискуссию» высказывать свое мнение. Именно поэтому» по его мнению» основная задача преподавания русского языка в удмуртской школе - научить учащихся свободно и правильно говорить» читать и писать по-русски, сделать для них доступным чтение литературы на русском языке, общение со всеми представителями многонациональной страны и» таким образом» открыть путь к прогрессивной мировой культуре.

Йринципы научной концепции, разрабатываемой в настоящее
время НИИ национальных проблем образования Ш РСФСР по ин-

тенсивному развитию устной и письменной речи нерусских учащихся на коммуникативной основе» формированию полноценного национально-русского и русско-национального двуязычия» уходят своими корнями в наследие народных педагогов» в частности удмуртского просветителя» осознавшего проблемы обучения в нерусской школе намного глубже своих современников.

В диссертации проанализирован преподавательский опит ЇІ.С.Ш хеева» его методы и приeuи работы с нерусскими детьми» вклад в становление системы высиего педагогического образования в Поволжье.

Опираясь на идеи К.Д."/минского» педагогов Казанского края об обучении двуязычия» о тесной связи языка и мышления, П.С.Михеев выступил против обучения удмуртских детей» практиковавшего. ся в начале У.Х века» сразу на русском языке. Он осознавал, что подобное обучение тормозит развитие учащихся и убедительно доказывал, что трудно учиться дсіям» когда родной язнк изгоняется ИЗ ШКОЛЫ.

Сегодня известна необходимость формирования основ научного мировоззрения при помощи и на родшш язике Нси-'.КПС'ЛПС or четогч ческого этапа развития аколы. :^то обгяоцям'Ся т-:;'*» что у кт дог народа имеются свои знаковые с-аствьи: язиіс» искусство, пов.-л/ди; (жести, мимика» обряды» обычаи), которые вносят а едклое по существу и формам человеческое ышелнние .некоторой своеоору.ЗчО. On

- II -

заключается в тої!) что льда разных национальностей по-своему'выдают отношение к явлепнпл действительности. "Национальные, особенности шшлепяя устойчивы, потоку что они обусловлены особен-тсїлмя знакових систем. ... Чал о век» усваивая культуру данного :іародпі усваивает и способ мышления его представителей» воору-їагтея национальными средствами мышления и общения. Мышление с тмоцью средств данного народа становятся для него привичнш» традиционным" .

Начинал обучение но родном языке» I!.С.Михеев доказывал» что іельзя резко разрушать привычные формы мышления» которые сложите ь у ребенка в процессе овладения роди о і) речью. Важно на их Зазе. строить новые способи мышления» обусловленные спецификой зусского языка, особенностями общения на нем.

Для решения проблей двуязычия педагог издал учебники и подобия на удмуртском и русской языках» создал оригинальную программу обучения русскому языку» которая наряду с тематической чоследовательностью преследует определенную грамматическую последовательность. Выступив против чрезмерной граьшатизации учебного материала» И.СЛшхеев предложил во главу угла поставить практическую направленность обучения русскому языку. Учитывая входные и специфические явления родного и русского языков на [юнетаческом, морфологическом и синтаксической уровнях» опираясь ;а психологические закололорцоотц овладения речью детьми в порче ."(,ди :ааш (в епое^елнел :u :.!,:у:г,:каткш!ОИ обстановко робе-'іог; л; ледуилтаетеч не к отделы;!:1.; звукам и слова!!: а к обмену л.ліелу вьт.кялинннлл); у;.г/уртскі:;і ученні начинает обучение русско \ ееу по с <,онетпл:; л лорфиоши . ь с синтаксиса.. Тогда лпбая грані, .її ичеекая форме; изучается в юнтексто предложения. "Кетод целых предложении" І'.О.ї кхгева (в отллчле от механического, шаблонного склонения и енрлленкл по образцу» который положен в ос-iQh'j у [окон pyccitoj грамматики» к сожалении» и сегодня)» облегчал усвоение русского липка» разливал у детей правильную устную і письменную речь» так как предполагал разноооразлые упра;::леиия in ма;; [.оплате нопых плов п грамматических форм в процесса живой разговорной речи.

Князев Л.И. Рационелыше особенности мышления //Пути ре-злплацлл миропозвренческсі! 'Ьункіи.ч образования: Сб. ст. /Отв. лед,. Г.Л.Рудолі.окші. - Глазов: ]']'Ш1 им.В.Г.Короленко» 1990. -

- 12 -Пуги и методи обучения русской грамматике в удмуртской школе И.С.Ійіхеева сложились в результате его собственного опыта» наблюдений и обобщений і в теории педагог следовал идеям К.Д.Ушин-ского» который в основу своей системы обучения языку положил синтаксис.

В практике педагога общедидактические принципы на основе бережного следования психологическим особенностям овладения родной речью» русским языком» закономерностям функционирования самих язикові конкретизировались в методические принципы обучения нерусских детей двуязычию. Их можно было бы сформулировать следующим образок:

изучение русского 'языка на основе родного»

следование по пути естественного развития речи ребенка! --постоянный учет и сопоставление закономерностей родного

и русского ЯЗЫК0В1

изучение особенностей русского словосочетания как наиболее грудного материала для нерусских детей в контексте предложения!

практическая направленность в обучении языкам.

Такие исходные положения делали методический опыт ученого эффективным и жизнеспособным.

Методика обучения двуязычию» И.С.Михеева» наиболее конкретно разработанная на материале-удмуртской школы» имеет общепедагогическое значение» ее принципиальные положения оказались приложили к национальной школе в целой.

К методам и приемам обучения педагога сегодня обращаются удмуртские» татарские» марийские» мордовские учителя» так как основой культуры межнационального общения является общая гуманитарная культура. "Чем больше языков знает человек» тем выше его культура общения в многонациональной среде» ибо за каждым языком стоит народ и его культура" .

Педагогические и методические идеи Й.С.Михеева лежат в основе его учебников и руководств для учителя. В диссертации сделан вывод о том» что учебные книги педагога» составленные по типу изданий русских педагогов К.Д.Ушинского и Л.П.Толстого» служи ли образцами .пособий для нерусской дколн.

^ Волков Г.Н. Формирование культури межнационального общения у учащихся национальной школы. Рукопись. - І-'.: Ш'П нал. пк.; [991. - С. 79.

Разнообразное содержание книг для чтения, вбирающее в себя весь круг элементарных сведений общеобразовательного курса, педагогически обработанное, приведенное в довольно строгую систему, обогащало детей знаниями, побуждало любовь к умственному труду, способствовало формированию навыков чтения: сознательности, беглости, выразительности, скорости.

Своеобразный сюжетний принцип построения первой книги для чтения, в котором многие рассказы написаны самим автором» .формировал интерес к книге» дети легко осваивали механизм чтения. Связь содержания текстов для чтения с жизнью крестьянских ребят способствовала решению воспитательных задач.

Во вторую, третьи» четвертую книги для чтения включены произведения русских поэтов и писателей А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, М.Ь.Лермонтова, И.А.Крылова, статьи из учебников К.Д.Ушин-ского, Л.И.Толстого, Я.Я..Яковлева, Я.С.Рогебашьлли и других народних педагогов. Все рассказы И.С.Ыихеевим творчески переработаны с целью приблизить к особенностям восприятия учащихся нерусских школ Поволжья.

Автор сумел подобрать и расположить учебный материал таким образом, что вкратце раскрываются вся история и география русского государства. Занимательно и доступно детям младшего школьного возраста рассказывается о природных зонах, реках и морях» народах пашой страны» об истории Российского государства.

Своеобразен природоведческий раздел учебных пособий, где собран материал о животных и растениях» планетах, временах года» смене дня и ночи.

Каждый учебник И.С.Михеева объединяет в себе элементарные знания по истории, географии, природо- и родиноведению. В процессе объяснительного чтения по данным пособиям учащиеся получали систему знаний, формировалось цельное» комплексное представление о мире, окружавщей действительности.

Построенные с учетом общечеловеческого, интернационального содержания педагогических культур разных народов, универсальные пособия 'Ї.О.іУихсевп еще до революции получили широкое распространение в школах Приуралья» Средней Азии» Казахстана» Сибири. Они послужили основой для создания национальных учебных пособий» программ обучения в первые годы становления нерусской школы в Поволжье. В своих работах об этом говорят татарские, марийские» мордовские ученые.

- 1Ц -

Учебники и пособия їІ.С.Михеева были высоко оценены в научных кругах. "Наглядный русский букварь и первая книга для чтения и практических упражнений в русском языке для инородцев" и "Руководство к ведения уроков по русскому языку в инородческой школе" И.С.Кихеева вошли в Указатель луча их учебников) издании! в С.-Петербурге в 1905 году.

Нет сомнения в тоні что и сегодня как образцы иніегрирозаі ных учебных пособий они окажут большую помощь в создании учебн? ков для нерусской иколы» тем болев) что интеграция и гуманитар; зация содержания начального обучения) увеличение числа школ о \ циональной программой ставят перед «егодисгаш и авторами учебников проблему подготовки специальных пособий для малокомплектных сельских школі споообствующих формированию диалектико-ыате-риалйстического миропонимания на основе складывающейся в процессе обучения целостной картины пира.

В диссертации обобщены и сформулированы требования !1.С»!,Ш-хеева к профессиональным и личностным качествам учителя оельего школи» доказана их актуальность. Среди них следует выделить:

неформальный, подход к просветительной работе среди і:аес подвижничество J

в іадениз родным языком» знание традиций) обычаев народа этнопсихологии и этнопедагогики. (Не сформулированная) иьшлицл нал - по виражений современных ученых* теория личности и воспи іашя совершенного человека присутствует в сознании каждого на рода*. Эта "теория" отражена в народное опыте воспитания? из которого и исходил И.С.Михеев в своей педагогической деятельно сти. Он считал) что в этнических традициях воспитания залоаеяа подлинно гуманная педагогика, именно поэтому необходимо опират ся на них в учебно-воспитательном процессе.))

разносторонняя кзалификадая учителя сельской школн: зна ние теории обучения и воспитания} основ земледелия) иедлцшш II т. д. s

осмысленное владение методикой обучения»

глубокое знание предмета преподавания}

отношение к ученику как к личности» уважение и разумная требовательность к ребенку;

См.: Коя И.О. Ребенок к общество: (Исгорико-этнографиче екая перспектива). - И.: Наука» 988.

- гуманность, порядочность, организованность, широкий кругозор и глубокий интеллект учителя. Нормированию духовного мира, нравственных качеств личности студентов педагог обращал особое внимание, так как считал, что учитель на селе должен быть примером во всех отношениях.

Мисли удмуртского просветителя перекликаются со взглядами
современных учених на социальны.! микроклимат в малых селах, где
в условиях "открытости" общения каждый .эпизод жизни че-

ловека может стать объектом оценки со сторони окружающих. В таких поселениях и сегодня достаточно силен социальный контроль за поведением человека .

Проблеми возрождения национальной школи и формирования народного учителя, трудности существования малокомплектних школ в условиях рынка подтверждают непреходящую актуальность требований ученого к профессиональной подготовке и личностным качествам учителя сельской школы.

лнализ педагогического наследия удмуртского просветителя И.С.Михеева позволяет сделать виводи, подтверждающие основные положения проведенного исследования:

  1. Научно-просветительная деятельность И.С.Михеева по изучению этнографии, истории, языка, психологии удмуртов и распространению знаний среди населения сыграла значительную роль в подъеме культуры парода, формировании гражданского и национального самосознания.

  2. Исходным моментом в организации национальной школы, по мнению педагога, является принцип народности. Кульгуросообраз-ность, опора на национально-самобытные традиции воспитания соответствуют требованиям демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

  3. Исходя из принципа природосообразности обучения, И.С.Михеев разработал оригинальные пути преподавания в нерусской школе. Обучение языкам на синтаксической основе, естественные методы работы на уроке влияли на повышение эффективности усвоения двуязычия, формирования раскрепощенной, творческой личности ребенка.

а. Учебные книги И.С.Михеева, составленные с учетом общно-

* См.: Мудрик А.В. Социализация и "смутное" время. - М.: Знание, І99Е. - (Новое з жизни» науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"j S 3).

сій народных педагогических культур, отражающие общечеловеческие ценности и идеалы имели большое значение в нравственно» и умственном развитии учащихся. Пособия педагога-интернационал! явились образцами учебных книг для нерусских школ Поволжья, Пр< ней Азииі Казахстана, Сибири.

5. В контексте историко-культурного подхода к содержанию высшего педагогического образования и сегодня актуальны требові ния демократа к профессиональным и личностным качествам учитол сельской национальной школа.

в. Взгляды И.С.Михеева на особенности обучения и воспитан в нерусской школе оказали значительное влияние на формировани педагогической масли в Поволжье на рубене двух веков . Творческие пользование его идей в современном учебно-воспитательном про цессе обогатит педагогику начальной школы и содержание высшего педагогического образования, особенно теорию и практику подготовки учителей национальных сельских школ.

Изучение и обобщение основних направлений педагогической деятельности И.С.Михеева, его прогрессивных взглядов позволяют утверждать, что удмуртскому мыслителю в истории отечественной педагогики по праву принадлежит достойное место в ряду видных последователей К.Д.Ушшского» просветителей и педагогов: И.Я.ї лева, Я.С.Гогзбашвили» Рашида Эфендиева, Каша Насыри и др.

Не должно быть забыто: педагогическое наследие И.С.Михєєе сыграло существенную роль в развитии культура многих народов Поволжья, оно не только национальная гордость удмуртов, но и общекулмуриое достояние других народов страны.