Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Сергеева Татьяна Борисовна

Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина
<
Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сергеева Татьяна Борисовна. Педагогический смысл гуманистического учения П. А. Сорокина : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 1998 214 c. РГБ ОД, 61:98-13/1017-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Педагогические взгляды П.А. Сорокина в контексте гуманистической мысли России конца Х1Х - начала XX века

1.1. П.А. Сорокин - педагог и организатор науки 18

1.2. П.А. Сорокин и культурно - педагогическая традиция России 46

1.3. Педагогические проблемы периода социальной деструкции в оценке П.А. Сорокина 66

Выводы по первой главе... 90

Глава 2. Педагогические традиции и инновации в учении П.А. Сорокина

2.1. Взгляды П.А. Сорокина на задачи воспитания и образования 94

2.2. Взаимодействие как способ самоактуализации личности - основа содержания научной концепции П.А. Сорокина 117

2.3. Альтруистическая любовь как основа педагогического взаимодействия вучении ПА Сорокина 142

Выводы по второй главе 159

Заключение 161

Библиография : 171

Приложения 197

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Процесс трансформации институтов российского общества в связи с переходным периодом серьезно отразился на его социальной структуре, переосмыслении норм и ценностей. Особое место в социальной динамике всегда занимает подрастающее поколение. Будущее российского общества во многом определяется его окончательным выбором между традиционными ценностями и ценностями культурных систем Запада, так как процесс интегрирования культур в настоящее время приобретает интенсивный характер. Трудность выбора обусловлена комплексом негативных явлений в жизни современного российского общества, который можно охарактеризовать как процесс социальной деструкции.

В связи с этим российская школа, учительство и молодежь оказались в ситуации поиска новых, скорректированных реалиями жизни, ценностных установок и моральных норм. Процесс смены ценностей, являющийся с исторической точки зрения закономерным, в рамках жизни одного поколения воспринимается трагически, так как аксиологические системы старшего и младшего поколений расходятся по многим параметрам. Это явление служит причиной трудностей в организации педагогического процесса, воспитании и социализации молодежи.

Процесс социальной деструкции воспринимается учителями на уровне обыденного сознания. По этой причине они часто не в состоянии с научной точки зрения разъяснить воспитанникам социальную перспективу и поддержать в них чувство социального оптимизма, что приводит отдельных учащихся к ощущению обреченности и бесперспективности. Для педагогического знания исключительно важны понимание детерминационной сущности происходящих процессов и разработка педагогических технологий, способствующих адаптации учащихся и самих педагогов к условиям социальной аномии.

Обращение к историческому опыту, к личному опыту педагогов и ученых, осмысливших подобный деструктивный период, позволяет не только понять диалектическую сущность происходящих процессов, но и прогнозировать процессы генерации педагогических тенденций. В этой связи мы сочли необходи- мым обратиться к анализу интегрального социологического и культурологического учения Питирима Александровича Сорокина (1889-1968гг.) и вычленить из его контекста педагогический смысл. Обращение к его учению обусловлено также и тем, что гуманистические тенденции русской педагогики Х1Х века были не только глубоко усвоены им, но и получили в его системе взглядов новое конкретно-историческое содержание. Кроме того, учение П.А. Сорокина носит надклассовый и наднациональный характер, оно содержит философско-гуманистические основания для рассмотрения всех форм социального взаимодействия и педагогического как его частного случая.

Научной заслугой ПА Сорокина является интегрирование гуманистических тенденций русской педагогики, нашедших отражение в трудах А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахте-рова, Н.К. Вентцеля, В.М. Бехтерева, этических воззрений русской социологической школы, представленной П.Л. Лавровым, М.М. Ковалевским, В.Е. Де-Роберти,

Н.К. Михайловским, Н.И. Кареевым, С.Н. Южаковым, В.М. Черновым, Л.И. Пет-ражицким, и либеральных воззрений западноевропейских и американских психологов и социологов (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г.Спенсер, Г. Тард, В. Парето, Ж. Пиаже) на основе собственной системы взглядов на человека и возможности его жизненного выбора.

Труды П.А. Сорокина представляют собой комплекс научных исследований в области социологии, этики, культурологии, истории, социальной педагогики, психологии, в силу чего они стали объектом изучения российскими учеными. Основное внимание при этом уделяется социологическим аспектам его учения. Значительно меньше изучены педагогические взгляды П.А. Сорокина, хотя в последнее время в педагогической литературе появляется все больше идей, высказанных П.А. Сорокиным в период разветвления российской педагогики на два альтернативных направления: классово-партийной и аксиологической ориентации.

Интерес педагогической науки к наследию П.А. Сорокина, с нашей точки зрения, вызван прежде всего поиском новой парадигмы воспитания и образования, потребность в которой возникла в современном обществе в связи с кризисным состоянием идеологии, традиционных ценностей и норм. Трудность этого периода обусловлена появлением экономических и политических реалий, которые в своей совокупности можно охарактеризовать как социальную деструкцию, сопровождающуюся деструкцией личности. В исторической ретроспективе Россия переживала подобный период в конце Х1Х - начале XX веков. Обострение кризиса пришлось на период наиболее активной педагогической деятельности П.А. Сорокина. Педагогические проблемы кризисного периода начала века рассматривались им в комплексе с культурологическими, социологическими, философскими, аксиологическими, психологическими аспектами. Это чрезвычайно важно для современной педагогики, поскольку он рассмотрел наиболее продуктивные формы человеческого поведения, позволяющие сохранить культуру личности в период социального распада. Эта конструктивная часть его учения, на наш взгляд, должна быть рефлексирована современной педагогикой.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена и тем, что П.А. Сорокин предложил оригинальную системную концепцию формирования личности, основанную с одной стороны, на традиционных отечественных представлениях, а с другой стороны - на учете социально необходимых для личности нового времени особых черт рационализма, сознательного отношения к миру, сохраняющих как собственную личность, так и свободу и неприкосновенность окружающих.

Современные исследователи научного наследия П.А. Сорокина считают его выдающимся социологом образования и основателем научной школы социально-педагогического направления (Е.Г, Осовский). В частности, эмпирические наблюдения и социологический анализ позволили ему сделать выводы о социальной роли школы в демократическом обществе. Его социологические исследования проблем образования имеют для нашей страны прогностический характер.

Актуальным для развития идеи личностно-ориентированного педагогического взаимодействия является его учение о методе любви, которая должна присутствовать «в любой приносящей успех методике нравственного и социального воспитания нормального ребенка».

Актуальность выбранной проблематики определяется также тем, что издание его работ в настоящее время ограничено. Это не позволяет иметь полное представление о системе гуманистических, в том числе и педагогических, взглядов П.А. Сорокина. Частично переведены и изданы его главные социологические и культурологические труды. Это потребовало обратиться к оригинальным источникам русского периода его деятельности, что, в свою очередь, дало представление о путях формирования его педагогических взглядов.

Учение П.А. Сорокина интересно тем, что оно основано на многоплановом и содержательном личном опыте. Начало его педагогической деятельности совпало с периодом наивысшего обострения социальных кризисов: Первая мировая война, буржуазная, а затем социалистическая революции, начало перехода к тоталитарному режиму. Опираясь на свой педагогический опыт, анализируя явления социальной деструкции, он разработал в период своей «русской» деятельности концепцию, суть которой заключается в том, что на основе самопознания и саморегулирования личность должна самоопределиться в системе общественных координат. Это, по его определению, является задачей педагогической деятельности.

Несмотря на усилия современных теоретиков и практиков, попытки создать педагогическую концепцию для переходного периода до сих пор не увенчались успехом. Педагогическое сообщество отвергает предлагаемые проекты, не принимают их и другие участники педагогического процесса. Закон Российской Федерации «Об образовании» остается лишь нормативным документом, не несущим в себе концептуальной нагрузки.

Таким образом, в настоящее время продолжает существовать необходимость обращения к историческому опыту функционирования нашего общества в ситуации социальной деструкции и выработки на этой основе педагогических взглядов, в которых, с одной стороны, сохранились бы гуманистические основания отечественной педагогики, а с другой - учитывались бы реалии современной жизни.

Степень разработанности проблемы. Первым опытом исследования жизни и научного наследия П.А. Сорокина являются работы А.Н. Липского, И.А. Голосенко, В.В. Сапова, А.Ю. Согомонова. Анализ трудов русского периода

П.А. Сорокина дан его современниками: Н.И. Кареевым, М.М. Ковалевским, К.М. Тахтаревым.

В советской наукографии его имя было запрещено, издания уничтожены. Только лишь в конце 60-х гг. в связи с обсуждением мировой наукой его теории конвергенции П.А. Сорокин стал фигурировать в «закрытых» диссертациях. В 1992 году в Москве в серии «Мыслители XX века» вышел объемный (543с.) сборник работ П.А. Сорокина досоветского и советского периода «Человек. Цивилизация. Общество». В 1993 году впервые в России появилась его работа «Система социологии» в двух томах, а затем книга под названием «Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет». Она посвящена проблемам социологии, социальной педагогики, этики, проблемам методологии общественных наук, социальным вопросам развития России накануне и во время революции 1917 года, в первые годы после революции. Отдельные фрагменты переписки П.А. Сорокина публиковались в «Социологическом журнале», в специализированной информации по академической программе «Человек, наука, общество: комплексные исследования». В 1997 году Российским гуманитарным фондом была издана книга П.А. Сорокина «Главные тенденции нашего времени», посвященная тенденциям развития человеческой цивилизации в прошлом, настоящем и будущем. По научному наследию П.А. Сорокина в 1994-1998 гг. защищено шесть кандидатских диссертаций в рамках философии, социологии, культурологии и истории (A.M. Беляев, М.В. Золхаева, А.П. Воронина, Н.З. Воробьева, Л.Г. Петухова и В.В. Василенко).

Первые исследования научного наследия П.А. Сорокина появились в середине 70-х годов, в которых он характеризуется как представитель буржуазного социлогического направления. Социологический аспект научных трудов П.А. Сорокина изучался И.А. Голосенко, В.В. Саповым, А.Ю. Согомоновым, Т.С.

Васильевой, СВ. Корпушиной, А.В. Липским, Э.П. Петровым, С.Н. Коневым. В последнее время культурологический аспект трудов ПА Сорокина был исследован Л.Ґ. Петуховой, исторический - В.В. Василенко. В контексте истории зарубежной русской педагогики вклад ПА. Сорокина в становление социально-педагогической научной школы рассматривался Е.В. Осовским. щ Педагогический смысл трудов П.А. Сорокина до настоящего времени изучался Шияновым Е.Н., Котовой И.Б. при рассмотрении ими идей гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Они высоко оценивают вклад П.А. Сорокина в разработку философско-гуманистических оснований российской педагогики.

Анализ названных исследований свидетельствует о том, что в систему педагогических взглядов П.А. Сорокина входят вопросы, еще не получившие должного освещения со стороны ученых, занимающихся вопросами теории и истории педагогики. В то же время сравнительный анализ его трудов с исследованиями современных педагогов показывает, что педагогический смысл гуманистического учения П.А. Сорокина адекватен современным концепциям гуманистической педагогики (И.Г. Абрамова., ША Амонашвили, И.А. Зимняя, Е.И. Казакова, Н.Д. Никандров, ВА Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), личностно ориентированного образования и воспитания (Е. В. Бондаревская, В.В. Сери- (# ков, СВ. Кульневич, В.А. Петровский и др.), философским основаниям совре- менной парадигмы образования (П.Г. Щедровицкий, А.П. Валицкая, Б.С. Гер-шунский, Б.М. Бим-Бад и др.), педагогики ненасилия (Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, Р.В. Петропавловский, ВА. Ситаров), гуманистическим основаниям народной педагогики (Г.Н. Волков, Б.А. Рыбаков, Д.С. Лихачев, Н.Н. Макарцева и др.) .концепции человека (Н.О. Лосский, СИ. Гес- w сен, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин. С.Л. Франк).

В этой связи объектом исследования был избран современный социально-педагогический процесс, происходящий в момент перехода от одной социокультурной системы к другой, так как несмотря на историческую неопределенность в выборе политического устройства, современное российское общество уже вобрало ряд новых культурных ценностей, которые осмысливаются педагогической теорией.

Предметом исследования стало научное наследие П.А. Сорокина и система его гуманистических взглядов, определяющая человека как личность свободную и призванную к самовоспитанию и самореализации, включенную в систему общества.

Целью исследования является оценка значимости трудов П.А. Сорокина для современной педагогической теории и выяснение возможности практического использования его идей в педагогическом процессе.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования: проанализировать труды П.А. Сорокина и выявить их педагогический смысл; определить конкретно-историческую ситуацию, вызвавшую обостренный научный интерес П.А. Сорокина к гуманистическим основаниям воспитании и образовании; изучить методологические основания педагогических взглядов П.А. Сорокина; вычленить из научного наследия ПА Сорокина те положения, которые по исторической аналогии имеют наибольшее значение для современной педагогической теории и практики; - изучить педагогический процесс в современной школе и определить целесообразность практического применения педагогических идей П.А. Сорокина.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что основные противоречия переходного периода общественного развития непосредственно влияют на характер педагогического процесса. В этой связи использование гуманистических идей П.А. Сорокина как философско-методологических положений при разработке современных моделей личностно-ориентированного образования позволит утвердить идею развития самостоятельной сознательной личности, гармонично сочетающей индивидуальные формы поведения с пониманием общественного долга. Введение в операционное поле практической педагогики научных положений, выдвинутых П.А. Сорокиным, поможет педагогическому сообществу выработать взгляд на сущность педагогического процесса в переходный период.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования. Основным методом исследования выступал сравнительный анализ философских, педагогических, социологических, исторических и литературных источников, документальных материалов. Кроме того, проводились опрос (анкетирование, беседа) участников современного педагогического процесса, наблюдение за его организацией и личностным ростом воспитанников.

В качестве источниковой базы исследования были взяты труды П.А. Сорокина, педагогические работы современников П.А. Сорокина, педагогические философские, социологические труды русских ученых Х1Х - начала XX века, классиков западной социологии по проблемам личности и образования, русских историков и публицистов, мемуарная и художественная литература, труды со- временных отечественных и зарубежных педагогов, периодические педагогические, социологические и исторические русские и международные издания, архивные материалы.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности исследования, единства теории и практики, социального детерминизма и историзма, а также аксиологический подход, в соответствии с которым человек рассматривается как высшая ценность общества, и цивилизационный подход, который позволяет рассматривать отечественный педагогический процесс во взаимосвязи со всемирным историко-культурным и историко-педагогическим процессами.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1992-1994гг.) формировалась эмпирическая база исследования в условиях создания альтернативных форм обучения и воспитания, проводился анализ философской, социологической и педагогической литературы, основных трудов П.А. Сорокина, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы

На втором этапе (1995-1996гг.) осуществлялось изучение педагогических взглядов П.А. Сорокина в контексте гуманистического учения, совершенствовалась модель организации педагогического взаимодействия в экспериментальной школе.

На третьем этапе (1996-1998гг.) обобщались и систематизировались теоретические положения и результаты практической деятельности, проводился анализ достоверности отдельных педагогических теоретических положений П.А. Сорокина в условиях переходного периода.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

Научное наследие П.А. Сорокина представляет собой уникальный комплекс исследований в области философии, этики, социологии, культурологии, антропологии, психологии, педагогики, истории, в основе которых лежит идея самоценности человеческой личности, ее субъектности. Методология эволюции общественного прогресса, предложенная им, содержит в себе как априорное начало идею познавательной и культуротворческои деятельности человека, что адекватно современному пониманию философско-гуманистических оснований педагогики.

Период научной деятельности П.А. Сорокина в России характеризуется интегрированием российских философско-гуманистических и культурно-педагогических традиций, которые впоследствии, в американский этап его деятельности, в период научной зрелости были им рефлексированы и получили научное подтверждение путем социологических исследований. Интуитивные идеи русских философов, социологов, педагогов приобрели в его учении законченный вид и представляют собой целостную теорию развития личности, носящую надклассовый и наднациональный характер.

П.А. Сорокиным была проанализирована социальная ситуация, сложившаяся в России на рубеже веков, уникальность которой состояла в резкой переориентации неоднородного по культуре общества на новые ценности, что послужило обострению социальных противоречий, вызвавших деструкцию личности. На основе проведенного анализа П.А. Сорокин разработал теорию, раскрывающую научно обоснованную, педагогически корректную систему воспитания и самовоспитания личности, в основе которой лежит знание имманентных потребностей личности и способов их регулирования и актуализации. Его педа- гогическая система базировалась на аксиологических основаниях в противовес классово-государственным интересам воспитания в официальной советской педагогике.

П.А. Сорокин рассмотрел взаимодействие как способ самоактуализации личности, частным проявлением которого является педагогическое взаимодействие. Его результатом выступает надорганическое приращение в форме новых знаний, культуры. Он рассматривал взаимодействие как «триаду», изначально сделав личность субъектом культуры.

П.А. Сорокин положил в основу педагогического взаимодействия идею альтруизма, доказав ее материалистическую сущность. Она создает ценность в субъекте, ранее не обладавшим ею. Эта идея может служить методологическим основанием для развития таких педагогических идей, как педагогика солидарности, успеха, партнерства, ненасилия. Он также рассмотрел формы поведения и взаимодействия, связанные с сохранением гуманистических черт личности в периоды кризисных эпох и основанные на сочетании автономности и «сообщественности» индивида, что является актуальным для организации современного педагогического процесса.

П.А. Сорокин разработал дидактические принципы преподавания общественных наук, среди которых основными являются достоверность, научность, ненормативность, и впервые поставил вопрос об интенсификации учебного процесса, определив ее дидактические условия.

П.А. Сорокин определил демократизм образования как условие создания эгалитарной системы общества, проанализировал роль современной школы в системе социальных институтов общества, доказал, что в условиях современной эпохи она не выполняет роль воспитателя духовной элиты, а яв- ляется скорее первичным звеном социальной стратификации общества, тем самым спрогнозировал негативную тенденцию.

8. Теоретическую и практическую педагогическую деятельность П.А. Сорокина следует рассматривать как организатора научной социально-педагогической школы.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного исследования состоят в следующем: проведен сравнительный анализ педагогических взглядов П.А. Сорокина с передовыми педагогическими концепциями конца Х1Х - начала XX веков, выявлено влияние русской культурно-педагогической традиции на педагогические взгляды П.А. Сорокина; определены исторические причины, побудившие П.А. Сорокина обратиться к изучению влияния деструкции общества на деструкцию личности, социологии детства и образования; установлено отличие его социально-педагогических взглядов от положений классово-ориентированной педагогики, показано приращение знаний П.А. Сорокиным в понимании философско-гуманистических оснований образования в условиях смены социокультурных суперсистем; проанализировано учение П.А. Сорокина о взаимодействии, вычленены личностно-ориентированные основания педагогического взаимодействия, показана его применимость к современному педагогическому процессу и соотнесенность с идеями педагогики сотрудничества и ненасилия; изучены педагогические аспекты теоретического учения П.А. Сорокина, относящиеся к проблемам дидактики, в частности, к преподаванию социальных наук; доказано, что сформулированные П.А. Сорокиным принципы отношения к личности являются универсальными для педагогического процесса любого конкретно-исторического периода.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения, раскрывающие педагогический смысл гуманистического учения П.А. Сорокина, могут быть использованы при разработке концепций личностно-ориентированного воспитания и образования, создании программ, учебных пособий и в преподавании социальных дисциплин, теории и истории педагогики в образовательных учреждениях разного уровня, в разработке спецкурсов для слушателей курсов по переподготовке педагогических и управленческих кадров.

Достоверность полученных результатов обеспечена адекватностью методов исследования его задачам и логике, репрезентативностью источни-ковой базы, результатами опытно-экспериментальной работы, признанием инновационного опыта работы руководимой нами школы-лицея № 14 г. Ставрополя коллегией Министерства образования Российской Федерации, присвоением ей звания «Школа года» по итогам конкурса Российской Федерации, награждением школы Соросовской номинацией, а также реализацией большинством выпускников школы своих способностей и потребностей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре педагогики и психологии высшей школы и научно-практических конференциях Ставропольского государственного технического университета (1996-1998 гг.), заседаниях круглого стола Комитета по образованию при Государственной Думе России (1997г.), на Ставропольской краевой научно-практической конференции по вопросам развития, социализации и воспитания личности (1993г.), совместном российско-французском семинаре по проблемам образования (1995г.). Материалы исследования были использованы автором при составлении Программы развития образования г. Ставрополя (1997г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 287 наименований (из них 8 на иностранных языках), приложения. Общий объем работы- 169 машинописных страниц.

П.А. Сорокин - педагог и организатор науки

Гуманизм можно отнести к тем основным проблемам научного познания, которые будут актуальными всегда, пока существует человечество. Он, как система взглядов, связан со всеми формами человеческой деятельности, потому что любая индивидуальная или коллективная деятельность имеет смысл только в том случае, если направлена на поддержание жизни и развитие человека. Гуманистические начала априорно должны лежать в основании любой научной или производственной деятельности, в идеологии и политике, И наоборот: антигуманные действия, направленные на подавление, насильственное изменение природы человека, разумных начал его индивидуальной и коллективной жизни, не имеют смысла, поскольку приводят к деформации как отдельного человека, так и человеческого сообщества (272, 5-6).

Каждый человек в той или иной форме обязан по факту своего рождения способствовать поддержанию жизни и развитию как своей жизни, так жизни и развитию себе подобных. Его деятельность может быть различной по масштабу и виду: производительная работа в любой отрасли, рождение и воспитание детей, интеллектуальная деятельность, творчество, подвижничество как способ деятельности, направленной на создание образцов человеческого поведения. В конечном счете, всякая форма гуманистической деятельности дает приращение в знаниях о человеке и его возможностях.

Приращение гуманистического опыта, накопленного в практической жизни, и его теоретическое обобщение - явления неразделимые и одинаково значимые. Гуманизм не существует как отдельная отрасль знания, но он, как система взглядов, является мировоззренческим основанием для развития любой науки и, в первую очередь - педагогики (100, 42-45). Так же, как в любой науке, приращение педагогических знаний идет путем интеграции предшествующего культурного опыта и личного открытия инноватора.

Уровень развития педагогической науки - показатель совершенства человеческого общества, поскольку он позволяет определить перспективу его нравственного развития (76, 52-53). История подтверждает, что в те периоды общественного развития, когда достижение нравственного идеала было самоосуществлением личности, когда воспитание опиралось на гуманизм, веру в человека и уважение к нему, расцветали науки и искусства, культура, общество пребывало в гармонии.

XIX столетие, которое принято называть в России «золотым веком» по обилию гуманистических идей, расцвету культуры и искусства, дал русской педагогике выдающихся теоретиков и практиков. Отечественная педагогика этого периода вобрала в себя гуманистические идеи русской философии, социологии, медицины, физиологии, психологии, антропологии. История России XIX века подтверждает, что развитие педагогической теории продуктивно лишь тогда, когда она опирается на достижения иных областей знания (96, 262-265).

В развитие педагогической теории в XIX веке внесли огромный вклад физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов, врачи В.М. Бехтерев и Н.И. Пирогов, философы Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, ИА Ильин, литературовед М.М. Бахтин, историк Н.Я. Данилевский, правовед Л.И. Петражицкий,? психологи М.М. Троицкий, А.Ф. Лазурский, социологи В.Е. Де-Роберти, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев, общественные деятели А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, НА Добролюбов, П.Л. Лавров, этнограф В.Н. Тенищев и др.

Интеграция научных знаний о человеке, его биологической и социальной природе во многом послужило причиной того, что в конце ХІХ- начале XX века в России была создана блестящая новаторская школа российской педагогики, представленная педагогами новой формации, которые сочетали в себе русскую культурную традицию и новизну взгляда на педагогический процесс. В их числе - К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, В.П. Вахтеров, К.Н.Вентцель, П.Ф. Капте-рев, СИ. Гессен, В.В. Зеньковский, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинсшй - инноваторы, надолго определившие путь развития школы, характер образования и воспитания в России.

В мировую историю гуманитарных наук имена инноваторов входят медленно, поскольку их открытия не могут осознаться современниками сразу же, как это бывает в естественных науках, в которых истину подтверждает многократно повторенный или искусственно организованный опыт. Истинность или ложность научных положений ученых-гуманитариев может установить лишь общественная практика на протяжении длительного времени. К числу таких ученых-инноваторов, истинность научных теорий которых в области гуманитарного знания уже подтверждена ходом мировой истории, относится Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - всемирно известный ученый-гуманист, философ, социолог, педагог, социолог образования (149, 13), создатель теории социокультурной динамики, признанной ныне во всем мире наряду с теорией А. Тойнби.

П.А. Сорокин и культурно - педагогическая традиция России

Педагогика как наука, изучающая закономерности развития человечества, лежит в основе передачи опыта всех предыдущих поколений последующим. При этом она не может иметь ничего общего с конформизмом как социальным явлением. В противном случае человеческое общество не состоялось бы как часть объективного мира. Следовательно, наиболее выдающимися учителями в истории были вовсе не ортодоксальные менторы, транслирующие неизменный опыт поколений и низводящие в конечном счете бытийный опыт человечества до элементарных безусловных рефлексов, а те, кто приращивал знания, выходя за рамки устоявшихся представлений о бытии. Маргинальному состоянию человечества в природе, когда оно одновременно и часть её, и её противоположность (антагонист) наиболее адекватна личность неортодоксального педагога. Вполне понятно, что такой педагог - не самодавлеющее начало, а продукт своего времени. И все же выдающиеся мыслители-педагоги - продукт переломных этапов развития общества: Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песта-лоцци, К.Д. Ушинский и др. К их числу можно отнести и П.А. Сорокина.

С раннего детства и на протяжении всей жизни П.А. Сорокин находился в разнородных условиях: христианская и языческая культуры; патриархальная деревня и уездный город, в котором уже действовали группы практически всех существовавших тогда политических партий; мир и война; обучение в церковно-учительской школе при ярко выраженном гражданском темпераменте. Об этом он писал так: «Здесь я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели, юристы, предприниматели, лидеры местных кооперативов и представители разных политических течений» (198, 47). Он также постоянно находился между свободой и несвободой {многократные аресты на протяжении всего русского периода жизни), пережил переход от состояния автономности (одиночное пребывание в лесах перед последним арестом и приговор к расстрелу) к «сообщественно-сти».

Теоретическое осмысление собственного жизненного опыта привело ПА Сорокина к идеям о сверхценности жизни, о преступности манипулирования человеческим сознанием, о самоценности личности. Основу его мировоззрения при этом составлял культурный опыт России. Вопрос о его принадлежности к русской культуре, на наш взгляд, является особенно важным, поскольку оценка его как «американствующего» ученого, данная ему красной профессурой еще в 20-х годах, заставляет наших современников настороженно относиться к системе взглядов П.А. Сорокина.

Культурная жизнь России Х1Х века была чрезвычайно сложна, а во второй трети начала входить в стадию социокультурного изменения, теорию которого впоследствии создал П.А. Сорокин.

Первые попытки либеральных реформ были предприняты самим государем Александром 1. Однако на его идеи личной свободы не откликнулись даже крестьяне. Законом о вольных хлебопашцах российская крестьянская община не воспользовалась.

Восстание декабристов, предпринятое для народа, но не понятое народом, имело очень серьезные отдаленные последствия. Начавшееся отчуждение между троном и образованной частью дворянства привело к тому, что оно постепенно переросло в оппозицию. Действительно, идеологами будущего либерализма, апологетами идей Просвещения, осуждения рабства и дикости, основателями идей гуманизма становятся русские аристократы, заложившие гуманистические основание педагогической концепции в России. Одним из основоположников русской культурной гуманистической традиции в педагогике был А.И. Герцен - дворянин, аристократ, европейски образованный человек и один из первых русских «западников», идеолог либерализма (127, 62-66). ПА. Сорокин неоднократно обращается к его наследию. Сравнительный анализ педагогических идей А.И. Герцена и П.А. Сорокина показывает идентичность их подходов по таким вопросам, как ценность истинных знаний, отрицание.метафизики, добросовестность научных выводов, соотнесение науки о человеке с «величественной и стройной» простотой природы, опора общественных наук на законы естественных наук, отказ от ложных образов и предрассудков (41, 143), (42, 118-122).

Можно также отметить некоторую аналогию в научном стиле А.И. Герцена и П.А. Сорокина: отсутствие пафоса, но ощущение мощного научного темперамента, широкий ассоциативный ряд, привлечение в систему гуманитарного знания данных естественных наук, выстраивание логики гуманитарного знания на принципах причинно-следственных связей в явлениях природы. Близка П.А. Сорокину и морально-нравственная установка А.И. Герцена: «Мы идем с теми, кто освобождает народы, и до тех пор, пока освобождает» (209, 293).

Дальнейший поиск общественной мысли в направлении пути развития России разделил патриотические силы на два лагеря: западников и славянофилов.

Взгляды П.А. Сорокина на задачи воспитания и образования

П.А. Сорокин на протяжении всей своей научно-педагогической деятельности постоянно обращался к вопросам целей, содержания и методов обучения и воспитания. Этим проблемам посвящено несколько работ русского периода его деятельности: «Проблемы новой социальной педагогики»(1915), "Рецензия на книгу З.И. Лилиной «От коммунистической семьи к коммунистическому обществу»(1920), "Рецензия на книгу Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма»(1922), «Программа преподавания социологии»(1919), «Новый труд о Бентаме»(1916), «Нормативная ли наука этика» (1913). Особый интерес представляют его фрагмент из работы «Социокультурная динамика» (1937-1941) - "Школа как канал вертикальной циркуляции", разделы «Человеческая личность как продукт социокультурных сил» и «Личность, общество и культура как неразрывная триада», а также работа «Проблема социального равенства».

Анализ взглядов П.А. Сорокина на цели и содержание воспитания и образования можно провести исходя из двух позиций: с позиции компаративистского анализа и с позиции основных положений его теории социальной мобильности и стратификации. На наш взгляд, проблему соотношения педагогических традиций и инноваций в творчестве ПА Сорокина целесообразнее рассмотреть исходя из первой позиции.

В русской научной педагогической мысли есть своеобразный эталон, мера совершенства - педагогическое учение К.Д. Ушинского. Поиск универсальной педагогической теории шел в основном за счет рефлексии его учения. Итогом работы в этом направлении стало то, что к началу XX века появляются инновационные педагогические теории П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля, В.П. Вахтерова (88,40).

В основу педагогической теории П.Ф. Лесгафта был положен антропологический принцип, что вело к некоторой недооценке роли человеческого сознания. Его точка зрения была объяснима: ученый-медик, материалист, он давал естественнонаучное обоснование развития и воспитания личности ребенка. П.Ф. Лесгафт не соглашался с тем направлением педагогики, которое сводилось к методике учебно-воспитательного процесса. Он считал, что без знания общих принципов устройства и функционирования молодого организма воспитание немыслимо.

Формирование ребенка в утробном состоянии, затем на первых порах жизни, правильно организованная деятельность, ее разнообразие, активность -залог начала правильного воспитания. Педагогические ошибки взрослых предопределяют изъяны в будущей личности. Во избежание ошибок взрослые должны наладить жизнь детей так, чтобы они были деятельными в физическом, умственном и нравственном отношении.

Нам важно подчеркнуть, что П.Ф. Лесгафт отводил первостепенную роль воспитанию и самовоспитанию. Самовоспитание личности состоит в том, что должна происходить постоянная рефлексия, отчет перед самим собой (118, 312). Самовоспитание он связывал с самостоятельностью и активностью личности. Последняя постепенно приводит ее к самостоятельности и чувству ответственности.

Цель воспитания П.Ф. Лесгафт видел в подготовке личности к постоянному самосовершенствованию, в содействии формированию «разумного человека». Очень большое значение он придавал дисциплине, исполнению постоянных и безусловных правил организации человеком своей жизни. Под разумным человеком он понимал критически мыслящего человека, высоконравственного, трудолюбивого, гармонично развитого. Взгляды П.Ф. Лесгафта на конечную цель воспитания исходят из этической идеи о мудрости человека, которая должна показать ему узость личной жизни, указать на значение выполнения общественного долга. Однако, при этом П.Ф. Лесгафт исходил не из идеи воспитания революционера-борца, а из принципов человеческой этики.

Такой же этики придерживается и П.А. Сорокин. В статье «Смена вех» как социальный симптом» он писал о должной позиции гражданского поведения. «Это позиция "самодеятельности» независимо от власти, позиция «самоуправления», не связывающая свою работу исключительно с государственной бюрократией ни в научной, ни в просветительской, ни в экономической, ни в какой бы то ни было области общественной работы. Она не ведет ни к апологии, ни к враждебности к власти, не ждет спасения от нее, как не видит в ней причину всех зол» (192, 406).

Мы полагаем, что антропологические, этические и педагогические основания теории П.Ф. Лесгафта наиболее сходны с взглядами П.А. Сорокина в той их части, где он рассматривает влияние биологических сил (раздражителей) на поведение и общественную жизнь людей {220, 339-340). П.А. Сорокин отмечал, что, «человек является одним из организмов. Отсюда следует, что он подчинен силам и условиям, которым подчинены все организмы вообще. Такими служат все условия, сохраняющие жизнь организма и данные вместе с последни-ми»(209, 88).