Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое сопровождение старения Гогицаева Ольга Урузбековна

Педагогическое сопровождение старения
<
Педагогическое сопровождение старения Педагогическое сопровождение старения Педагогическое сопровождение старения Педагогическое сопровождение старения Педагогическое сопровождение старения Педагогическое сопровождение старения Педагогическое сопровождение старения Педагогическое сопровождение старения Педагогическое сопровождение старения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гогицаева Ольга Урузбековна. Педагогическое сопровождение старения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2005 225 с. РГБ ОД, 61:05-13/2588

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 2

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСІ ЮВЫ ИССЛЕДОВАІІИЯ СТАРОСТИ §1.1.СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГОЗНАНИЯ..16

§ 1.2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 26

§1.3.МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 47

II. ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРЕНИЯ

§2.1 .СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 78

§2.2. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ УХОДА ЗА СТАРШИМИ В ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РСО АЛАНИЯ 116

§2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМАЛЬНОГО „ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРЕНИЯ 133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

ПРИЛОЖЕНИЕ 171

ЛИТЕРАТУРА 208 

Введение к работе

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.

Из прогнозов ООН следует, что к 2010 году возраст каждого десятого жителя земли превысит 60 лет. Интенсивно «стареют» западноевропейские страны, США, Канада и Япония. В настоящее время продолжительность жизни достигает в США 76 лет, во Франции - 77 лет, в Канаде - 78 лет, в Японии - 80 лет. В России продолжительность жизни 67 лет, средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется как «демографическая революция». [73]. К 2005 году доля граждан пожилого возраста в составе населения России (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) достигла самого высокого уровня за период с 1959 года, и составила 20,6 %. В настоящее время 30,2 млн. россиян относятся к старшему поколению. [73]

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. И именно на обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Вместе с тем, общество столкнулось с проблемой старого возраста, и странным парадоксом -возникли проблемы, вызванные увеличением продолжительности жизни.

Для людей старшего поколения свойственно искажение центрального образования самосознания - субъективного образа мира, т.е. представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом. «Старики» полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на их душевное благополучие, на их отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность.

Потерю себя и мира невозможно восполнить применяя привычные средства социальной помощи: материальную и моральную поддержку, или призыв взять себя в руки. Чтобы обеспечить старшему поколению достойную старость, необходима специальная работа по возрождению у него механизма идентификации-обособления, обретения им уверенности, ответственности за себя, за свой образ жизни. Основной формой оказания такой помощи может стать специально организованный процесс педагогического сопровождения старения. Проблема педагогического сопровождения старения носит комплексный характер, и, следовательно, обусловливает потребность в ее структуризации на основе уровневого подхода. Данный подход, в свою очередь, предполагает вычленение в ней категорий всеобщего, особенного и отдельного, являющихся ступенями изучения данной проблемы (основание общности).

По основанию механизма реализации педагогического сопровождения старения носит социальный характер, так как возникает на уровне механизмов взаимодействия людей в социальной среде.

По основанию формы существования данная проблема относится к комбинированным, одновременно выступая во временной, пространственной и институциональной формах. По сущностному основанию она может быть отражена посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик. И, наконец, по основанию содержания её можно проанализировать с использованием категорий «всеобщее - отдельное -единичное».

Совокупность этих и некоторых других оснований в их последовательном применении и обеспечивает комплексный анализ проблемы педагогического сопровождения старения, которая на уровне всеобщего обусловливается категорией «взаимодействие». Ф.Энгельс определил взаимодействие как конечную причину всего существующего, за которой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Учитывая социальный характер исследуемой проблемы, ведущей, базовой становится категория «социальное взаимодействие», под которым понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов связанных циклической причинной зависимостью друг на друга.

Следовательно, педагогическое сопровождение на этом уровне общности представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума (социальность) с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом (педагогичность) в определенном пространстве (пространственность) и во времени (временной характер). В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие человека на его жизненном пути, в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций. По своей сути такое сопровождение является функциональной координацией следствий этих воздействий, и имеет общей целью изучение развития человека среди других людей как непрерывно-прерывистый процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей и т.д. Поскольку человек на данном пути не изолирован от других людей, находится с ними в процессе социального общения, взаимодействия, совместного движения вперед (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие), постольку эти люди находятся рядом с ним, т.е. сопровождая его развитие от момента рождения до момента его смерти.

Исследование этимологии термина «сопровождение» с помощью разнообразных словарей и справочников позволило нам рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве (институциональность взаимодействия) и в соответствии с присущими им ролями.

Социальная роль и место в социальном пространстве конкретного человека позволяют отнести его к определенной социальной группе; в частности, такой социальной группой являются старики с их функцией развития, рядом с которыми находятся другие люди, обеспечивающие это развитие путем совместного решения конкретных задач в разнообразных жизненных и социальных ситуациях.

Нарушение функции сопровождения старения практически всегда является причиной появления «педагогических девиантов», одиночества человека в его старости.

Таким образом, на уровне всеобщего сопровождение старения представляет собой социальное взаимодействие представителей старшего поколения с окружающими людьми, призванных оказывать им помощь в разнообразных личных и социальных ситуациях. Такое сопровождение может носить различный характер, в каждом конкретном случае определяясь категорией «отдельное». Этот вывод подтверждается применением в практической деятельности и научной литературе понятий «медицинское сопровождение», «психологическое сопровождение», «научное сопровождение», «финансовое сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение» и др.

Педагогическое сопровождение, которому свойственны черты социального взаимодействия, но имеет свою специфику, проявляющуюся в первую очередь в специфике функций окружающих человека людей. Именно она определяет педагогический характер сопровождения, целью которого становится целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении. По нашему мнению педагогическое сопровождение старения представляет собой процесс организации позитивного взаимодействия пожилых людей с социумом (окружающими людьми) с целью реализации их личностных, творческих, профессиональных способностей в посильной трудовой и коммуникативной деятельности и оптимальной адаптации к новой социальной роли.

Педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых — дидактическое, воспитательное и социально-педагогическое взаимодействия.

Воспитание как функция и форма педагогического сопровождения может быть определено (в узком смысле) как «специальная деятельность старшего поколения по включению в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для их внутреннего развития - осуществления самовоспитания. В этом значении воспитание — педагогическое управленческое воздействие на жизненные процессы стариков, которое тесно связано с процессами обучения, образования, подготовки, обеспечения грамотности и выступает одним из базовых педагогических процессов»; целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». ... «В широком смысле слова воспитание - «процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания - передача, усвоение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотивации». [141]

К сожалению, пробелы в воспитании, дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание стало причиной того, как молодое поколение воспринимает пожилых.

Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста. В этой связи, интересными представляются исследования И.И. Лихницкой, А.И. Рубакина, Н.Н. Сачук, Е.И. Стеженской, В.Д. Шапиро, которые выделяют такие факторы, влияющие на социальный статус пожилых людей, как разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно - технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы людей, достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.

При всем многообразии исследований геронтологической проблематики общим является констатация неправомерно низкого статуса пожилых людей и поиск механизмов оптимального соотнесения потребностей людей пожилого возраста и требований, налагаемых на них окружением. Каждая из конкретных наук решает проблему в своем контексте. Особое место в изучения педагогического сопровождения старения принадлежит педагогике и этнопедагогике, изучающих статус и роль людей различного возраста в данном обществе, их потенциальные возможности, особенности межпоколенной трансмиссии культуры, проблемы поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве. Однако современный этап исследований данной проблемы характеризуется недостаточной разработанностью ее некоторых аспектов. Представляются мало исследованными механизмы социального конструирования образа старости, а также способы взаимодействия представителей разных возрастов внутри современной семьи.

В целом можно сказать, что проблемы детства и отрочества, старости и старения всегда изучались параллельно. В начале 20-х годов прошлого века бурно развивались этнографические исследования, изучающие возрастные изменения личности, представленные в работах Р.Бенедикт, Ф.Боас, К.Леви-Брюль, М.Мид. Представителем культурно-исторического направления в изучении поколений является К.Маннгейм. В рамках структурного функционализма проблема поколений ставится иначе. Если Маннгейма молодежь интересовала как субъект социального обновления, то для Т.Парсонса она - прежде всего объект социализации, а проявления недовольства, социального протеста рассматриваются как формы девиантного поведения. Социологическая категория «поколение» в отечественной социологии представлена в работах А.И. Афанасьевой, Л.Н. Когана, Б.С. Павлова. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. В условиях превращения рынка в главный социальный регулятор происходит существенное углубление социально-возрастной стратификации. Ослабление государственного регулирования занятости, появление безработицы, приводят к тому, что молодежь начала сталкиваться с очень серьезными проблемами трудоустройства, а пожилые активно выталкиваются на пенсию как рабочая сила, утратившая эффективность и работоспособность.

Значимой представляется проблема старения на макроуровне, исследование изменений жизненного курса в стареющем обществе. Среди работ последних лет, посвященным актуальным проблемам стареющего общества, следует выделить публикации, ориентированные на демографический анализ (Б.Д. Бреев, Е.А. Егорова, Л.С. Лебедева), содержащие анализ социально- экономических последствий постарения населения (В.В. Куценко, СВ. Ровбель), посвященные тенденциям развития гендерных отношений в стареющем обществе (А. Серенсен), затрагивающие сферу межпоколенных отношений (Б. Дубин, В.Т. Лисовский, Н.Н. Симонова, С.Г. Спасибенко).

В современной литературе по проблеме взаимоотношений поколений л преобладают две точки зрения. Одни авторы обосновывают идею глобального всеобщего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается и (М. Мид, С.Н. Паркинсон). Другие подчеркивают маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений. С их точки зрения периоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (X. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер).

Взаимоотношения поколений в современной семье исследовали М.Д. Александрова, Е.С. Балабанова, О.В. Бойко, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева, В.Д. Шапиро.

В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых людей как особой социальной проблемы (В.Д. Альперович, А.В. Дмитриев, М.Э. Елютина, Н.Н. Сачук, Е.И. Стеженская, А.И. Рубакин, В.Д. Шапиро).

Истоки "социализации" старости связаны с такими процессами как изменение характера труда в индустриальном обществе; географическое . разделение поколений, вызванное ростом крупных городов; распространение нуклеарной семьи; резкое ускорение темпов научного и технического развития, обесценивающего эмпирический опыт старших поколений.

Вместе с тем, меры по решению проблем педагогического сопровождения старения часто носят несистемный, нецеленаправленный характер. Возникает вопрос, каковы направления, содержание, условия эффективного педагогического сопровождения старения? Поиск путей разрешения данной проблемы определил выбор темы исследования «Педагогическое сопровождение старения».

Целью исследования является осмысление старости как периода поступательного развития личности, содействие самоактуализации пожилых, реализации их личностного потенциала, их творчеству и развитию, а также теоретическая разработка и практическая апробация модели педагогического сопровождения старения, содержательной основой которой является традиционная педагогическая культура осетин.

Научный аппарат исследования включает в себя: Объект исследования - педагогическое сопровождение старения.

Предмет исследования - содержание, формы и методы педагогического сопровождения старения.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогическое сопровождение старения будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

- ориентации на возрастные этнические и тендерные характеристики личности при работе с пожилыми людьми;

-всемерном использовании педагогических возможностей этнопедпгогики семьи в формировании соответствующих нравственных установок у подрастающего поколения;

-включении учащихся в активные и разнообразные виды нравственно - ориентированной учебной деятельности; базирующиеся на нравственном потенциале и системе гуманистических ценностей содержания 4 этнокультурных традиций осетинского народа;

- направленности на взаимодействие работ с социальной сетью, включая актуализацию этнопедагогических традиций по уходу за пожилыми людьми;

- ориентации на подготовку специалистов социальной сферы;

- организации досуговой, посильной трудовой деятельности пожилых людей.

Задачи исследования: 1. Провести аналитический обзор литературы, характеризующий особенности старения человека, освещающей специфику педагогического сопровождения старения на основе этих знаний и практической работы со стариками дать определение понятия «педагогическое сопровождение старения».

2. Выявить педагогический потенциал воспитания осетин, направленный на оптимизацию педагогического сопровождения старения.

3. Теоретически разработать и практически апробировать модель педагогического сопровождения.

4. Определить педагогические условия, обеспечивающие оптимальный процесс педагогического сопровождения старения.

Методологической основой являются отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему нравственного воспитания, современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г.Н. Волкова. Ценными для данной исследовательской работы являются труды этнологов, освещающих вопросы национальной и общечеловеческой культуры (С.А. Арутюнов, Ю.В. Арупонян, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Э.С. Маркарян, В.А. Тишков, и др.), исследования психологов, обобщающих основные положения деятельностного подхода к формированию нравственной культуры (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Л.А. Зеленое, М.С. Каган и др.), современные философско-культурологические теории и исследования (А.А. Дмитриева, К.В. Кулаев, П.А. Сорокин, А. Тойнби, И. Хейзинги, А.Швейцер, О. Шленглер, К. Ясперс), работы по теории социализации личности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Р.Г.Гурова, А.В. Мудрик и др.), работы по этнопедагогике семьи (Г.Н. Волков, Э.И. Сокольников, А.А. Григорьева, Ш.М.-Х. Арсалиев, Е.Е.. Хатаев, Т.Б. Кодзаев, В.К. Кочисов, З.Б.Цаллагова). Основные этапы исследования:

Первый этап (1998-2000 г.г.) - изучалась теоретико-методологическая литература по теме исследования, а также психолого-педагогическая литература по проблемам педагогики, этнопедагогики, социальной работе. Проводился анализ и синтез собранного материала.

Второй этап (2000-2003 г.г.) — разработка - методики экспериментального исследования, первичная проверка и уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2003-2005 г.г.) — завершение эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация результатов исследования, оформление диссертации.

Источниками исследования являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, о формировании личности в контексте национальной культуры (Б.Г. Ананьев, Е.Б. Бондаревская, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Л.В. Неретина, А.А. Леонтьев); научные, публицистические, архивные, полевые материалы по осетинской этнологии, этнопедагогике и фольклору.

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

- основные положения социальной работы с пожилыми людьми (Е.И. Холостовой, Г.С. Алексеевич, Б.Бурльер, Н.В. Паниной и др.);

- теория ценностей, разработанная в философско-этических исследования (Б.С. Братусь, О.Г. Дробицкий, М.С. Каган, А.И. Титаренко, Э. Фромм и др.);

- концепции личностно-ориентированного обучения (Д.А. Белухин, Н.Д. Никандров, И.С. Якиманская и др.);

исследования по проблемам проектирования этнопедагогических подходов в образовательных системах (А.Ю. Белогуров, Ваниева С.Г., Г.Н.Волков, Дзуцев, М.Ю.Новицкая, Т.Б. Кодзае., Б.А. Тахохов, З.К. Каргиева, Лазарева В.М.);

- основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.М. Коротов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Руднева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этнологической, психологической, педагогической литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); изучение и анализ педагогической деятельности;

праксиметрические методы (сочинения, анкетирование); моделирование; констатирующий и формирующий эксперименты.

Базой исследованияявлялись общеобразовательные школы города Владикавказа №№ 3, 4, 13,38; средние школы Моздокского, Ардонского, Правобережного и Кировского районов, Центр социального обслуживания w при Республиканском доме-интернате «Забота»; педагогический факультет и факультет психологии и социологии СОГУ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-дан анализ литературы, содержащей характеристику пожилого возраста в структуре геронтологического знания;

-обобщено и конкретизировано определение категории «педагогическое сопровождение старения»;

- разработана модель педагогического сопровождения старения;

-выявлен этнопедагогический потенциал традиций ухода и взаимодействия со старшими в этнопедагогическои культуре осетинского народа -определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность педагогического сопровождения старения учащихся через их деятельностное приобщение к этнокультурным традициям. ч Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании модели педагогического сопровождения старения, базирующейся на содержании осетинских этнокультурных традиций межпоколенных взаимодействий. Конкретизированы пути и организационно-педагогические условия эффективности сопровождения старения: определены этапы и методы учебно-воспитательной работы со школьниками и со студентами факультета социальная работа, педагогического факультета нацеленной на патронаж пожилых людей. Работа может служить основой для проведения аналогичных исследований на материале других этносов. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и практические рекомендации способствуют реализации возможностей педагогического пласта народной культуры в педагогическом сопровождении старения, предполагающем приобщение школьников к ценностям морали и культуры, конкретизирующий пути совершенствования педагогического образования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, программ и пособий для преподавателей общеобразовательных школ, в практике подготовки специалистов, работающих в социальной сфере, а также в работе Центров социального обслуживания республики. Положения, выносимые на защиту:

1. Дтя гармоничного развития человека, полноценной жизни в старости, необходимо создание соответствующих условий, для оптимального психологического микроклимата и внутренней подготовленности человека к этому периоду жизни.

2. Народная педагогическая культура содержит богатый опыт межличностного и межпоколенного позитивЕЮГО взаимодействия, дает эталонные формы такого процесса, рисует идеал совершенной личности зрелого и пожилого возраста.

3. Использование этнокультурных традиций межпоколенных отношений, гармонирующих с современными духовными потребностями современной личности и общества в учебном процессе школы и вуза способствуют обеспечению комфортной старости, формирует соответствующий ей психоэмоциональный климат, учит пониманию проблем пожилых людей, умению достойно встретить самим старость.

4. Успешность реатизации потенциата преемственности этнокультурных традиций ухода и взаимодействия со стариками, традиций преемственности поколений, опыта формирования у учащихся соответствующих знаний, учета возрастных, этнических, гендерных характеристак личности пожилых людей, в процессе учебно-воспитательной работы школы и вуза зависят от этнокультурной направленности образования, всемерного учета содержания форм и способов работы по педагогическому сопровождению старения, что предполагает специальную подготовку студентов и учащихся к взаимодействию со старшими.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, возможностью повторения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на республиканских, областных, научно-фактических конференциях. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в школе, Северо-Осети иском государственном университете им. К.Л. Хетагурова, в РДИ «Забота».

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.