Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Хачирова Зимфира Кемаловна

Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев)
<
Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хачирова Зимфира Кемаловна. Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2002 153 c. РГБ ОД, 61:03-13/1320-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-педагогические основы принципа народности 13

1.1 Идея народности в истории педагогической мысли России 13

1.2 Принцип народности как основа воспитания и обучения в педагогике XX века 37

ГЛАВА 2. Традиционная педагогическая культура как социально - педагогический феномен 61

2.1. Характеристика традиционной педагогической культуры 61

2.2. Факторы и средства народной педагогики - основа традиционной педагогической культуры 77

ГЛАВА 3. Специфика народной педагогической культуры карачаево-балкарского народа 100

3.1. Педагогические взгляды карачаево-балкарских просветителей 100

3.2. Народная педагогическая культура карачаево-балкарцев 117

3.3. Основы использования традиционной педагогической культуры карачаево-балкарцев в современных условиях 130

Заключение 136

Библиография 140

Введение к работе

Серьезнейшей проблемой российского образования сегодня стала проблема национальной школы. Фактическая утрата населяющими Россию народами их самобытности, их языка и культуры в результате многолетней и планомерной русификации осознается в автономиях как национальная трагедия. Возрождение национальных культур, несомненно будет идти через национальные школы.

Настоящая работа посвящается исследованию принципа народности как основы педагогической культуры карачаевцев и балкарцев.

Комплексного исследования педагогической культуры карачаевцев и
балкарцев до настоящего времени не имеется. Данное исследование
предпринято автором на основе материалов, собранных в полевых
условиях, на основе анкетирования студентов и школьников
образовательных учреждений Карачаево-Черкесской и Кабардино-

Балкарской Республик. В работе также использованы материалы и документы Российского государства, труды отечественных и зарубежных авторов, архивные источники.

Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых подходов к воспитанию и обучению, соответствующих радикальным изменениям социально-экономических условий, укрепления общественной связи образования с историко-культурным наследием страны, удовлетворения культурных потребностей личности как носителя духовно-нравственных и культурных ценностей своего народа.

Одна из важнейших проблем социокультурной жизни общества на современном этапе - развитие национальной модели образования, в основе которой находится национальная школа. Именно она призвана передать молодым людям бесценное богатство, накопленное многими поколениями:

нравственные устои, традиции, духовные и историко-культурные ценности. В наше время это не единственное, но одно из главных средств противостоять духовному обнищанию, национальной нивелированное.

В истории общественно-педагогической мысли России освещались различные аспекты национального воспитания и обучения (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и другие).

Эти идеи нашли отражение в работах русских просветителей: В.Г. Белинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Менделеева, А.А. Мусина-Пушкина, Н.И. Пирогова, В.Н. Сороки-Росинского, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других). Они разрабатываются современными учеными Е.П. Белозерцевым, И.Ф. Гончаровым, В.А. Кобылянским, В.Ю. Троцким, В.К. Шаталовым и другими. Ими утверждается мысль о том, что в процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.

Актуальность исследования вытекает так же и из мысли о решающей роли народа в истории.

Особенно велика роль народа в возникновении и развитии педагогической культуры.

До возникновения письменности народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение в процессе практики воспитания и в произведениях устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются вьщающимися памятниками народной педагогики. В них содержатся оригинальные педагогические мысли.

Широко известны народные карачаево-балкарские сказания о нарте /богатыре/ Сосруко. Они носят ярко выраженный педагогический характер.

Несомненно, что принцип народности воспитания является основой

педагогической культуры горских народов Северного Кавказа, поэтому эту тему необходимо исследовать и анализировать. Необходимость исследования подтверждает так же историко-педагогический анализ.

На развитие просвещения и науки о воспитании, образовании и обучении
большое влияние оказывали просветители народов Карачая, Балкарии, Адыгеи,
Черкесии, Кабарды: Ш.Б. Ногмов И.П. Крымшамхалов, И.М. Байрамуков,
М.Г.Хан-Гирей и др. В их трудах выдвигалась и обосновывалась идея сочетания
национального и интернационального воспитания, отстаивались требования
обучения детей на родном языке, женского образования, трудового воспитания.

За последние годы в нашей стране и в других странах появилось значительное количество исследований по национальной педагогике. Почти во всех республиках и автономиях работают ученые в этом направлении (Я.И.Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Волков, И.А. Шоров, Х.Х-М. Батчаева, М.Б. Гуртуева, К.Б. Семенов и др.).

Одновременно также в наше время проблемы педагогической
^ культуры вызывают особый интерес у философов, психологов, педагогов. (СИ.

Архангельский, Е.В. Бондаревская, Б.М. Багандов, В. А. Бачинин, М.С.Каган).

Конец 80-х годов был ознаменован резким возрастанием интереса к проблемам культуры, и, как следствие этого, появлением целого ряда исследований, посвященных проблеме формирования культуры личности. Разнообразные аспекты культуротворческой деятельности и ее влияние на все стороны жизни общества рассматриваются в работах философов Э.А. Баллера, М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна.

Важность и актуальность исследований рассматриваемой нами проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что она вызывает большой интерес в современной педагогической практике.

Педагогическая культура - интегральное качество личности, включающее в себя массу различных качеств и свойств, таких как творческая активность,

6 нравственные качества, культура общения, формирование у себя потребности к совершенствованию педагогического мастерства. Все эти компоненты педагогической культуры освещаются в работах Е.В. Бондаревской, Э.А.Гришина, В.А. Кан-Калика.

Авторы обосновывают непреходящую ценность этих качеств для формирования личности учителя, его культуры и обосновывают эффективные пути и средства совершенствования этих свойств в учебном воспитательном процессе педагогического вуза, а также в процессе непрерывного образования учителей. Ценным является определение воспитательных возможностей педагогических дисциплин, педпрактики и внеучебной работы студентов для конкретизации и углубления знаний, умений будущих учите лей в области их культуротворческой деятельности и навыков развития у себя качеств педагогически культурного специалиста.

Однако, на наш взгляд существует необходимость более глубокого изучения данной проблемы. В связи с этим мы определили тему исследования: «Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа / на примере карачаевцев и балкарцев/».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каково влияние принципа народности на содержание и формы традиционной педагогической культуры.

В соответствии с вышеизложенным цель нашего исследования: влияние принципа народности на содержание и формы традиционной педагогической культуры.

Объект исследования -педагогическая культура горских народов Северного Кавказа /карачаевцы, балкарцы/ в аспекте реализации принципа народности.

Предмет исследования - процесс взаимодействия принципа народности с педагогической культурой карачаевцев и балкарцев.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что постоянные попытки реформирования образования не дают желаемых результатов, так как «копирование» зарубежного опыта без знаний и учета своей национальной «почвы», национальной психологии, не привело к позитивным результатам, тенденциям, изменениям, а наоборот. Вследствие этого назрела жизненная необходимость переориентации системы образования на национальные интересы, построение ее на народной основе.

Цель, объект, предмет и гипотеза, в свою очередь, определили конкретные задачи исследования:

1. Осуществить историко-педагогический анализ развития принципа
народности воспитания в России.

2. Рассмотреть сущностную характеристику традиционной
педагогической культуры.

3. Определить направления влияния принципа народности на
традиционную

педагогическую культуру.

4. Выявить самобытные прогрессивные идеи и опыт воспитания
карачаево-балкарского народа.

Методологические основы исследования включают:

идеи народности воспитания, в трудах К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева и др.;

положения гуманистической русской философии о

соотношении общечеловеческого и национального в культуре;

аксиологический, системный, деятельностный и

культурологический подходы к образованию;

философско - педагогические взгляды карачаево - балкарских просветителей X. Халилова, М. Акбаева, И. Крымшамхалова и др.

Теоретическую основу исследования составили философские идеи по проблемам культуротворческой деятельности и ее влияния на все стороны жизни общества (Э.А. Баллер, М.М. Бахтин, B.C. Библер), важнейшие положения педагогики, психологии, труды отечественных ученых и их научные идеи касающиеся вопросов педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, Э.А. Гришин, В.А. Кан-Калик), идеи русских педагогов и общественных деятелей XIX- начала XX века (П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), видевших необходимость воспитания уважения к Отечеству, его историческому прошлому, признании опыта народной педагогики, выработанной столетиями, стремлении к созданию подлинно национальной системы просвещения.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической, философской и учебно-методической литературы;

анализ нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования;

концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований по данному направлению;

выявление новых документов, источников и комплексное изучение педагогического наследия карачаево-балкарского народа, его прогрессивных идей и опыта народной педагогики;

отбор, классификация, систематизация и обобщение фактов и материалов по теме исследования, хранящихся в архивах Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик;

логико-исторический анализ литературы по педагогике, психологии, философии, социологии, филологии, раскрывающей различные аспекты и подходы к понятиям "педагогическая культура", "народность" воспитания;

сравнительно-сопоставительный анализ в обобщении опыта работы школ и вузов по формированию педагогической культуры;

наблюдение, анкетный опрос, беседы, работа по сбору фольклорного материала, анализ продуктов творческой деятельности студентов.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1996-1998) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, этнографической и методической литературы по теме исследования. На данном этапе были определены исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, терминологический аппарат, основные задачи исследования.

На втором этапе исследования (1998-2000) уточнялась тема, задачи, гипотеза исследования, разрабатывались программы курса по выбору, в частности, «К.Д. Ушинский - основоположник принципа народности», изучались и анализировались материалы государственного архива Северного Кавказа (г. Ростов-на-Дону).

На третьем этапе (2000-2002) проводился анализ и обобщение результатов исследования, оформлялись выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлены особенности развития национальной школы, основу которой составляют самобытные педагогические традиции, ориентированные на принцип народности и диалог культур

обоснован подход к принципу народности воспитания как основе педагогической культуры карачаевцев и балкарцев;

раскрыты сущность и научно-педагогические основы принципа народности, традиционной педагогической культуры;

разработаны критерии и показатели принципа народности в воспитании;

рассмотрены факторы и средства народной педагогики как основы традиционной педагогической культуры.

Обоснованность и достоверность полученных научных результатов обеспечивается четкостью методологических позиций автора, соответствие методов исследования его задачам и логике, применением комплексной методики исследования, привлечением широкого круга источников, объективностью использования этнографического материала.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы вносят реальный вклад в повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; способствуют дальнейшему развитию истории педагогики, являясь конкретным вкладом в педагогику, а также создают благоприятные условия для совершенствования преподавания педагогических наук в вузе.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что осуществлен историко-педагогическии анализ принципа народности воспитания в России, рассмотрена сущностная характеристика традиционной педагогической культуры, выявлены самобытные прогрессивные идеи и опыт воспитания карачаево-балкарского народа. Основные положения диссертационного исследования можно применять в процессе обучения студентов педагогических вузов и педагогических училищ, в работе с родителями.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме научных сообщений на заседаниях лаборатории Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, на кафедре педагогики Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, а также на расширенном объединенном заседании кафедр общей педагогики, кафедры психологии, кафедры карачаевского языка и литературы. Результаты

11 исследования были доложены на научно-практических конференциях: «Семейная этнопедагогика и современная национальная школа» (Карачаевск, 1996), «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» (Карачаевск, 1997), на конференции преподавателей и аспирантов «Алиевские чтения» (Карачаевск, 1999-2002). Результаты исследования нашли свое отражение в одиннадцати публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ отечественной общественно-педагогической мысли XVIII -XX в.в. позволяет утверждать, что принцип народности является методологическим основанием развития теории национального образования в России. Методологическое значение принципа народности состоит в том, что его реализация обеспечивает сохранение связи образования с национальной культурой, историей, воспитательным идеалом народа, потребностями народной жизни, способствует приобщению личности к своим культурно-историческим корням, воспитанию патриотического чувства и ее становлению в контексте национальной самобытности.

В теоретическом плане народность следует рассматривать как ведущий, универсальный педагогический принцип, сущность которого раскрывается путем анализа противоречия между общими тенденциями развития образования в мире и особенными чертами национального образования. Народность синтезирует общечеловеческие и национальные ценности образования, при их разумном сочетании.

Одним из важнейших направлений реализации принципа народности в современной школе является включение в содержание образования национально - регионального компонента, который способствует предупреждению национального обезличивания школы, ее перекосов в сторону подражательности, некритического отношения к иностранному опыту.

Принцип народности способствует стабилизации современной школы на основе сохранения традиционной педагогической культуры.

2. Традиционная педагогическая культура - это сфера материальной и
духовной жизни народа, прямо и непосредственно связанная с воспитанием
подрастающего поколения, включающая в себя совокупность отобранных
и проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение
эмпирических знаний, этических и эстетических воззрений, идей, сведений,
способов и средств обучения и воспитания подрастающего поколения,
приобщения его к условиям общественной жизни и производства,
являющих собой основу, на которой строится педагогическая культура
настоящего и будущего. Сущностными характеристиками традиционной
педагогической культуры являются: естественность народного воспитания,
природосообразность, преемственность, массовость, коллективный характер
воспитания, ориентация на образ идеального человека.

3. Карачаево-балкарская народная педагогическая культура имеет
глубокие исторические корни, не утерявшие своего значения до настоящего
времени. К их числу относится, прежде всего, культ воспитания, который
заменял горцам многие социальные институты, обычай аталычества,
ориентация в семейном воспитании на «Тау адет», традиция «Мамматлык» у
карачаевцев и «Изеиу» у балкарцев. Хорошее знание учителями, родителями
этих народных культурных традиций, ценностное и деятельностное к
ним отношение являются необходимыми условиями реализации
принципа народности воспитания в современной национальной школе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка библиографической литературы.

Идея народности в истории педагогической мысли России

Позиция сторонников идеи народности имеет прочное не только педагогическое, но и научно-философское обоснование. Своими корнями она уходит во вторую половину XVIII века. Уже в то время в трудах Ломоносова М.В., Новикова Н.И., Радищева А.Н. идея народности ставилась в качестве ведущей проблемы российского образования. Ломоносов М.В. одним из первых выдвинул идею народности, которая получила свое дальнейшее развитие в передовой русской философии, литературе, педагогике. Ученый резко осуждал подражание западноевропейской культуре. Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к русской культуре, ее преумножение являлось для него главным. «Честь российского народа требует, чтобы показать способность его в науках и что наше Отечество может пользоваться своими сынами не только в военной храбрости и в других важных делах, но в рассуждении высоких знаний», - писал он (27). Борьба Ломоносова М.В. за самостоятельность русской науки, за честь и достоинство русского народа была проникнута идеей народности в ее демократическом понимании. Демократическая организация образования, по Ломоносову, - путь к преодолению социальных преград между людьми, путь к формированию культурных людей из народной среды. Общеобразовательная школа должна обслуживать детей различных слоев населения, считал он. В письме к графу И.И.Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» в 1761 году М.В.Ломоносов писал о необходимости отмены сословных ограничений в образовании юношества. Эти условия им были закреплены в «Регламенте». Ученый был глубоко убежден, что народная среда, несомненно, может выдвинуть способных к учению, одаренных, талантливых детей, что из среды русского народа и других народов России могут выйти великие ученые. М.В.Ломоносов придавал огромное значение науке, просвещению и воспитанию в решении таких важнейших задач, стоящих перед обществом, как ликвидация экономической и культурной отсталости России, улучшения положения народа. К решению вопросов просвещения и воспитания он подходил с точки зрения заложенной им идеи народности. Все достижения науки, свои открытия в области физики, химии и других наук он стремился поставить на службу Отечеству и народу. Особое внимание для развития идеи народности воспитания имели его труды в области русского языка и литературы. Они способствовали созданию основы для практического использования идеи народности в процессе воспитания и обучения, так как родному языку и литературе в решении этого вопроса отводится особая роль. MB. Ломоносов рассматривал российскую школу как учебное заведение, дающее прочные знания отечественного языка, на котором должно строиться все дальнейшее обучение. Благодаря его усилиям, в гимназиях появились классы русского языка. По его убеждению для глубокого образования каждому учащемуся необходимо овладеть русским языком. Он требовал, чтобы уже в первом классе дети могли «читать в совершенстве». В «Проекте регламента Академической гимназии» отмечалось: «если какой-нибудь гимназист еще не умеет в совершенстве читать и писать по-русски, то он должен оставаться в первом классе до тех пор, пока не научится читать и писать в совершенстве» (97,481 - 483). «Российская грамматика», разработанная М.В. Ломоносовым, долгое время была самым авторитетным учебником русского языка. Именно Ломоносову принадлежит идея о воспитательном значении русского языка. Он подчеркивал важную роль родного языка в формировании патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре, распространении грамотности и развитии науки. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка» являются, по Ломоносову, залогом успешного разрешения образовательных задач школы. Обучение, игнорирующее родной язык и лучшие национальные литературные произведения, может привести «на неправильный путь юношество, приступающее к наукам». Неправильные приемы обучения « в нежных умах вкореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или вовсе невозможно», - считал он (96, 58, 92). Его заслугой является то, что изучение языка он тесно связывал с подчинением его патриотической идее, которой была проникнута вся его филологическая деятельность, стремление мобилизовать все истинные силы литературного языка, чтобы противостоять чужеродным и сделать научную литературную речь общепонятной, общедоступной, обеспечить внедрение науки в национальный быт. Теоретически доказав богатейшие возможности русского языка, разработав научную грамматику, он не только категорически настаивал на постановке обучения на родном языке, но и своим примером на практике убеждал в необходимости этого. В 1746 году, выступая с публичными лекциями по физике, М.В. Ломоносов впервые их читал на русском языке. Ряд ценных предложений М.В. Ломоносова было реализовано Екатериной II в ходе реформы образования в 1782 - 1786 годах.

Принцип народности как основа воспитания и обучения в педагогике XX века

Одним из направлений исследования принципа народности в жизнедеятельности школы явилось изучение постановки данного вопроса в теории и практике педагогики XX века.

Неустойчивость экономического и социально - политического развития, общественные потрясения, как в начале, так и в конце прошедшего столетия, несомненно, сказались и на развитии отечественного образования. В XX веке продолжаются поиски ответов по содержанию и характеру образования. Философское обоснование необходимости создания своего отечественного образования дают В.В. Розанов, И. А. Ильин.

Являясь сторонником идеи народности образования, В.В. Розанов указывал на «беспочвенность русской мысли», которая выражалась в подражании западным образцам, в стремлении переделать «структуру русской души», на забвение «христианской традиции», для которой просвещение есть высшее, земное дело, украшающее и возвеличивающее человека. Все это, отмечал он, ведет к слабости «национального сознания», к потере своей национальной идеи (134, 235 - 239).

В.В. Розанов много размышлял о духовной сущности человека, о цели и смысле жизни. Смысл жизни человека, по Розанову, неотъемлем от смысла и сущности его образования. Вот как раскрывают сущность народного образования в России розановские принципы образования.

Принцип индивидуальности Его суть заключается в том, чтобы была сохранена индивидуальность ученика, учителя, учебного материала, как драгоценного дара человека, его творчества. Через взаимодействие индивидуальности учителя, ученика посредством учебной дисциплины и совершается образование. Самое существенное в образовании происходит в результате взаимодействия, сотрудничества ученика и учителя. Каждый из разных «Я» индивидуален. 2. Принцип целостности

Целостность явления - это некоторое его совершенство, высокий уровень развития. Целостность - это определенная качественная полнота, уровень развития, внутреннее единство образования, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его способе функционирования, в его специфическом качестве.

Целостность личности - это степень ее сформированное, собранности, интегрированности и их проявлений. Целостная личность, как правило, характеризуется разносторонностью, гармоничностью своего развития.

3. Принцип единства типа впечатлений Знания, переживания, эмоции индивидуума в процессе образования происходят из одного источника. «Все образующие впечатления» (В.В. Розанов) системы национального образования происходят из источника русской исторической культуры: своя история, своя культура, православие как часть ее, своя экономика, своя национальная психология, своя народная педагогика.

То есть, принцип единства типа впечатлений предусматривает укоренение любого образовательного учреждения в истории и культуре, этническом и художественном наследии своего народа.

Таким образом, можно констатировать, что принципы образования, выдвинутые В.В. Розановым, по нашему мнению, самым тесным образом связаны с принципом народности, более того, предполагают его, или другими словами, принцип народности вбирает в себя данные принципы.

Необходимость воспитания, основанного на народных началах, подчеркивал русский философ И.А. Ильин. Передача национального духа от поколения к поколению, считал он, поможет сохранить национальный облик народа и избегать соблазна национализма. «Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с ней связь великое горе; ... тоска по ней естественная, а отчаяние в своем роде противоестественно..., человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим дорогам, обезличенным интернационалистом.

Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту работу необходимо с детства», - писал он (75,200-201).

И. А. Ильин утверждал, что Родина есть национально - воспринятая, взращенная и в земные дела вработанная святыня; нельзя погасить в себе эту святыню; ею надо жить, ее нельзя отдать в порабощение или попрание души народам: за нее стоит бороться и умереть.

Он считает, что человек может найти общечеловеческое, только углубив свое духовно - национальное лоно до того уровня, где живет духовность, внятая всем векам и народам. Философ И.А. Ильин в своих размышлениях выступает и как педагог. Он пишет: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляется у тебя доброта, геройство, чувство чести долга; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного.

Характеристика традиционной педагогической культуры

Системный подход к исследованию сущности традиционной педагогической культуры направлен на изучение специфических характеристик сложноорганизованных объектов - систем. Поэтому он, как методологический прием, может быть эффективным. За последнее десятилетие в прямой постановке этот подход встречается не часто, но фактически в этом направлении ведутся многие исследования, посвященные как фундаментальным теоретическим концепциям, так и отдельным проблемам культуры, изучению различных ее сфер (89), (ЮЗ). Приминительно к теории культуры системный подход, по мнению Г.Г. Котожекова (89) предполагает: выявление системообразующих признаков изучаемого объекта, (то есть, в нашем исследовании, определение понятия традиционной педагогической культуры); анализ структуры; построение на этой основе теоретической модели необходимого состояния системы; сравнение необходимого (должного) состояния с реальной действительностью; и, наконец, выработку практических рекомендаций (использование традиционной педагогической культуры в современной национальной системе образования). Системный подход предоставляет достаточный спектр аналитических средств для исследования, однако связан со многими трудностями и прежде всего с выбором определения культуры, выявлением законов ее развития, то есть с построением историко - 62 культурной типологии. В построении типологии той или иной культуры важнейшая роль принадлежит исторической антропологии, одна из главных задач которой, по мнению А.Я. Гуревича, видится «в воссоздании картин мира, присущих разным эпохам и культурным традициям, и тем самым в реконструкции субъективной реальности, которая была содержанием сознания людей данной эпохи и культуры». Выделение особенностей видения «картины мира» (образ мира) различными народами служит инструментарием в познании и традиционной педагогической культуры каждого из них. Анализ сущностных характеристик традиционной педагогической культуры прежде всего требует соотношения и, по возможности, разграничения таких понятий как «культура», «традиционная культура», «традиционная культура воспитания», или, что почти то же самое, « традиционная педагогическая культура», «народная педагогика». Понятие «культура» (в общепринятом его определении, приводимом в различных справочных изданиях) включает в себя множество смысловых оттенков, что в известной степени объясняется широтой использования этого термина при изучении феномена культуры в различных областях жизнедеятельности человека. Многозначность этого понятия отражается и в повседневной жизни в употреблении таких сочетаний, как : «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура», «математическая культура», «музыкальная культура», «культура речи», «культура голоса» (у певцов) и так далее. Оно также служит и оценочным понятиям таких черт личности, как образованность, воспитанность, которые точнее было бы назвать культурностью. Например, в трудах Цицерона (45г. до н. э.) употребляется расширительное выражение «cultura», что переводится как «обработка», «совершенствование души». В романской филологии слово «культура» используется и в значении «воспитание», «образование», «умение», «почитание», «развитие». Аналогичные определения наличествуют в рамках не только европейской традиции. Н.К. Рерих, глубоко изучивший культуру Тибета и Индии, а также подготовивший Пакт о культуре, призывающий к сохранению культурных ценностей всех народов, пришел к следующему выводу: «Если мы соберем все определения Культуры, так найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» (132). По мнению СП. Мамонтова, «... культура - понятие, по крайней мере, - семизначное, семиаспектное: это и результат, и процесс, и деятельность, и способ, и отношения, и норма, и система, главным единственным и преимущественным объектом которой является сам человек» (102, 47). Он усваивает культуру, выступает в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей и одновременно как создатель культуры, будучи субъектом культурного творчества. В современной культурологической литературе в осмыслении общей природы культуры как целостного явления наблюдаются два подхода. Одни исследователи понимают культуру как творческий процесс (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и другие), другие (Д.Е. Давыдович, Ю.А. Жданов, Э.С. Маркарян, М.С. Каган и другие) рассматривают культуру как специфический способ человеческой деятельности.

Педагогические взгляды карачаево-балкарских просветителей

В науке принято считать, что так называемые «младописьменные науки» вызваны к жизни Октябрем 1917 г. К таковым относят и карачаево-балкарскую педагогику. Однако очевидно, что педагогику невозможно сформировать в течение десятилетий. Мир педагогических представлений проходит долгий путь, прежде чем стать системой. Где же искать истоки расцвета карачаево-балкарской народной педагогической культуры, ее специфику.

Если статьи отдельных карачаевских и балкарских педагогов недостаточное основание, чтобы заявить о существовании карачаево-балкарской педагогики в дореволюционный период, то как же рассматривать педагогические исследования некоторых из них /X. Халилов, М. Акбаев, И. Крымшамхалов и другие/ дошедшие до наших дней? Все это в общей сложности позволяет сделать вывод о том, что карачаево-балкарская народная педагогическая культура зародилась задолго до Октябрьской революции и имеет глубокие корни.

После фактического вхождения в состав России, в середине XIX века Карачай и Балкария свое дальнейшее этнокультурное существование связывали с Россией. Первые мальчики горцы, отданные аманатами /заложник/ в русские военные укрепления, после приобщения к русской культуре, в своих устремлениях были ориентированны на Россию. Большинство из них вернулось в свои аулы, овладев русской грамотой. Они стали первыми переводчиками, чиновниками тех немногих «присутственных мест» в Нальчике и Баталпашинске. Незначительная же часть их, преодолевая сложнейшие преграды на своем пути, продолжила свое образование в кадетских корпусах, гимназиях и училищах. Единицы сумели получить высшее образование. В последующем, в конце 50-х, начале 60-х годов XIX века, с открытием горских школ, окружных училищ, Тифлисской, Ставропольской, Владикавказской гимназий горская молодежь устремляется в эти учебные заведения.

Царское самодержавие еще в начале XIX века приступило к открытию учебных заведений, которые должны были в какой-то степени удовлетворить "потребности семейных чиновников," служащих на Кавказе, дав им возможность воспитывать детей своих не вдали от семьи и получать образование. Согласно царскому указу от 17 марта 1803 г. на Северном Кавказе в городах Георгиевске и Екатеринодаре должны были открыться гимназии, а в уездных - училища. Но поскольку на Кавказе не было до этого даже начальных школ, которые могли бы дать основы образования, пришлось с гимназиями повременить и открыть "школы грамотности". Гимназии же были объявлены пока «излишней роскошью».

Первое общественное приходское училище на Северном Кавказе было открыто в Ставрополе в 1804 г. В училище были приняты дети всех сословий. Они получали здесь элементарное образование. С ними проводили занятия по грамматике, арифметике, а так же изучали "закон божий". Таким образом, с 1804 г. началась "просветительская роль Ставрополя на Северном Кавказе". На протяжении почти всего XIX века Ставрополь оставался административным и культурным центром всего Северного Кавказа. Он был крупным для своего времени губернским городом. Ставрополь занимал также благоприятное географическое положение, находился на пересечении торговых путей, по которым осуществлялись торговые связи с губерниями Центральной России.

Вслед за приходскими школами стали открываться уездные училища. В августе 1811 года было открыто Ставропольское уездное училище. Позднее такие училища были открыты в Георгиевске в 1818 году, в Моздоке и Кизляре в 1820 г.

Образование в этих училищах могли получать дети состоятельных родителей. Училища давали неполное среднее образование, которое в последующем обеспечивало право поступать в гимназии.

Основными предметами, которые изучались, были: русская словесность, математика, география, история Российской империи, закон божий, а для мусульман - Коран, рисование и другие дисциплины. Большинство оканчивающих не могли поступать в гимназии из-за скудных знаний, которые они получали в училищах. Поступали те, которые оканчивали уездные училища на "отлично", их зачисляли без экзаменов, а остальные поступали на военную и чиновничью службу.

Первым очагом светской культуры и образования в Балкарии стала Нальчинская горская школа, открытая 1 января 1851 года. В числе первых ее учеников били Зарахмат Шакманов, Асланбек Урусбиев, Адильгерий и Канамат Крымшамхаловы. Если в первый год Нальчинская горская школа имела всего 25 учащихся, половину которых по уставу составляли дети русских офицеров крепости Нальчик, то последующие годы количество учащихся горцев возросло. В 1875 г. в Нальчике было открыто педагогическое училище при городском училище. На этом отделении в 80-е годы обучались ведущие учителя начальных школ Карачая и Черкесии.

В конце XIX века национальный состав обучающихся выглядел таким образом: всего: 110, в том числе: русских 64, кабардинцев и балкарцев 38, грузин 3, армян 3, других национальностей 2. Но постепенно росло число учеников из местного населения. К 1907 году они составляли 50%.

Похожие диссертации на Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (На примере карачаевцев и балкарцев)