Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана Сафаров, Нусратулла

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафаров, Нусратулла. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01.- Алма-Ата, 1993.- 46 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В процессе обновления и демократизации общества, в условиях приобретения республиками оуверени-тетп, когда пересматривается история, осмысливается деятельность многих социальных институтов, возвращается многое забитое или запрещенное в духовной жизни народа, одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является ил-родная педагогика с ее богатершиии прогрессивными традициями к опмтом воспитания подрастающего поколения.

Социокультурные и духовные ценности народа, его традиции всегда играли важную роль в гражданском становлении человека, в формировании его нравсгвенннх и трудовых качеств, в социализации личности в целом. Поэтому так необходимы сегодня объективная оценка исторической роли этих феноменов, изучение воспитательного влияния различных общественнчх институтов. Знание, переработка и осмысление духовной педагогической культуры прошлого помогут успешному решению сложных проблей воспитания детей и молодежи в современных условиях. Без изучения и использования народной педагогики.не может бить полноценного воспитпния личности. В настоящее время актуальном становится единение традиции и опчтд народной педагогики с методояого-теоретичеояими положениями педагогической науки в решении воспитательных задач, поставленнях обществом. В этом плане нам представлялось вяжннм сопоставить результаты влияния педагогических традиция и народного духовного наследия прошлого на все аспекти воспитания подрастахшего поколения.

Во второй половине ВО-х годов в результате демократизации и гуманизации общественной жизни богатая, самобытная материаль-

ноя и духовней культура народов Средней Азии, Кяэяхстян» и др., уходжспя корнями в социокультурное прсялое, получиля широкие возможности для своего возрождения v дальнейшего развития.

В срсднелзиятском регионе эпоха феодялизмя схвлт"пяет почти пятнядавть столетий. J'p сегодняшнего дня ученче-исторкки не призви к единому мнение в определении четкой хронологизяпии духовной культурі народов Средней Азии. Тем не менее в птом отрезке времени условно просматривается следукжяя периодизчпия.

Перв'-тп пепиод СП-^УЕ вв.) - стяневленке фоодялиямя, возникновение к ряспрострямеше Ислама;

Второй период (ІХ-ХШ вв.) - укрепление и рясивэт <*«одялкэмя. Происходит отделение ремесел от земледелия, рязвити^, торговли, городского хозяйства и т.д. Огромное рязвитие получяют культура, науки, литература и т.д..

Треткк период (ХІУ-ХУП вв.) - позднее средневековье, период рдзжэж?ния феодализма. Он хярактеризуется опустопительнчми воЯ-ппыи.приведшими к уппдку экономики, в в сфере духовной культур.* - к монополизации ее мусульмяисксм духовенством. Специфика экономической, социальной и духовной жизни няродов, проживающих на территории нанесшего Узбекистана, наложили отпечаток на развитие педагогической мысли, школы, нв народную педягогику. К.И.Слдимавяпишот: "Беэряздельное господство религиозного мировоззрения заставляло уделять особое внимяние проблемам религиозного воспитяния, впитывающего в себя во многом и нрявственное воспитание"'1. Ня богатое культурно-педагогическое няследие узбекского нярода сильное влияние окпзчвяли китайская, индийская,

  1. См.: История средних веков. М., 1986.

  2. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и среднего Востокя / пол редакцией К.Й.Салимовой.-*.: Изв. АПН СССР, 1938. С.8. '

персо-тяджикская социокультурняя, ^илосо^кая, религиоэняя м^оль. Арябо-мусульмянскяя философия, сложившаяся под влиянием няследия древнегреческих и римских философов, в своем развитии "проникли во все порч магометанской религии, переиля от Ислама к итальянским и провансальским религиозным сектам"1. Еще до развития Ислама в этом регионе на становление духовной культурч и развитие философской и педя готической икс ли и общественного сознания больное влияние оказало учение зороастризма, изложенное в "Авесте".

Специфической особенностью деятельности ученнх-энциклопедис-тов средневекового Востока Сила теснейшая связь их исканий с проблемами воспитания человека. Трудно найти философский, этический или религиозный трактат мыслителей Средней Азии, где бы не поднимались вопросы воспитания. Это связано еще и с тем, что, например, на территории современного Узбекистана находились крупнейшие центри наук и образования того времени - Самарканд, Бухаря; Хорезм и

ДР. В СВОЄ прЄМЯ В ЭТОМ регионе ПрОХОДИЛв деятельность MFfOTITX великих мыслителей, таких, кяк Хореэми, Фяряби, Бируни, Ибн Синя, Хяйпм, Улугбек, Навои, Абдряхмян Днями, Бабур и многие другие. Ученые-энциклопедистч средневекового Ближнего и Среднего Востока верили в силу научного знания и прогрессивных традиций, окяэ"вр,п-щих благотворное влияние на гТюрмировяние человека и человечьеких отношений.

Педагогическая наука Запада (в том числе и России) творчески воспринимала идеи и опчт народного воспитания. Я.А.Корейский, И.Г.Пеетяяошш,' К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, И.Яковлев, К.Пяечри и др. придавали важное значение Традициям нпродного воспитания ь развитии педягогической теории. Так, чешский педагог-гуманист

I. Очерки истории гоколч и педагогической м^'сли древнего и сгуїдч"-го Востока /пол р?,п. К.ЇІ.Сялкмовой/,-М.: Илд.ЛПН СССР. І9&1.С.Р.

Ян Амоо Коменски!» одним из первчх теоретически обосновал народное воспитание, оставив блестящи? образец практическое редлиэа-иии потениивлов народной педагогики в классическом труде "Мудрость отярчх чехов", не потерявшем своего значения и ло настоящего времени. 'И.Г.Песталошгл, широко используя в своих трудях народную мудрость, требовал, чтобч на ее идеи опирались в воспитя-тельно? работе и педягоги, и родители. К.Д.Уганский, перэмм употребивший термин "народная педагогика", пришел к выводу, что у каждого народа существует "своя национальная система воспитания . Значение идеи и опыта народного воспитания в развитии педагогическое мысли отмечали такие виднчс педягоги, как А.3.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, З.А.Сухомлинския, С.Т.Еяикий, З.Н.Медынский, Н.А.Константинов и др.

Прогрессивнее'педагогические идеи, вчрвботаїш^е веками народом, привлекали внимание ученух-историков, йилоеоіюв и педагогов. Вопрос1? культуры, педагогические мысли, просвещения И В Средней Азии и Казахстане освещается в работах Н.К.Еябянского, К.Е.Бендрикова, А.И.Беляева, Н.К.Гончарова, К.Б.Кярикбяевя, С.О.Егорова, А.Э.Измайлова, Н.И.Ильыинсхого, Ф.Ф.Королева, И.О.Обидова, М.А.Орифи, Н.П.Остроумова, С.Р.Раджябовч, К.И.Сяли-мовой, А.И.Сембчева, Г.А.Умяновя, Г.М.Хряпченковя и др. В этих трудах много внимание уделяется анализу тенденций развития прогрессивной просветительской мысли,- борьбе представителей демократизма и просветительства против клерикально-феодальной идеологии, делается попытка осветить педагогические взгляды учзнчх-энциклопедистов и деятеле? просвещения прошлого в связи с современностью.

Сирокое освещение эта проблема нашла в философской, социологической и художественной литературе. В ее разработку эначи-

I. Увшнсхиц К.Д. Избрг. пед.произв.-М. 1958. С.272.

тєльнуЯ вклад внесли А.К.Алиев, Ч.Айтматов, М.О.Ауззов, Л.П.Буе-вя, И.С.Кон, А.М.Мягомедов, И.М.Муминов, Г.Нвдашмов, В.А.Ряэум-ння, Р.Рахманов, М.Б.Сядчков, Н.С.Сарсенбяев, Ф.Султанова, Б.А.Солтянбеков, Й.В.Сухонов, С.П.Толстов, В.П.Тугаринов, А.Е. Харчев и др. В них характеризуется диалектический подход к народным традициям,определяются пути укрепления, ряэвития И і^ЮрМЧ пропаганды прогрессивных об'тааев и традиция.

Исследованию религиозного влияния на воспитание подраставшего поколения посвящены работы А.Н.Алексеева, М.С.Дуряновв, Н.Аширова, Л.Н.Климовича, Т.Сяидбаева, К.Шулембяевя, Х.Цавкило-ва, А.Ахмедова, М.В.Вяхабова и др. Однако в них делается односторонняя попытка выявить только реакционную) сущность религии. История и практика жизни покаэнвают, что иировне религии вобрали в себя много положительного из культурно-исторического и духовно-нравственного наследия. Общечеловеческие нормн поведения выступают как "отполированное историей зеркало" /В.А.Разумный/, поэтому нет необходимости сводить все к противопоставление теистических тезисов атеистическим. Только состязание мировоззренческих установок различных направлений духовной культури - философии, религии, социологии, организованное вокруг конкротітчх вопросов человеческого бытия, вокруг рояльных проблем, может определить мировоззрение человека, его историю, идеология.

Из наиболее энячительнмх работ, специально посвященных эт-нопедагогике, следует назвать Труды Г.Н.Волкова, Е.Н.Ханбнкова, М.А.Арипова, А.Й.Гашимовя, А.в.Хиитибидзе, Х.Х.Тлляшевя, Э.Мир-турсуновя, К.Пирлиеэа и др , в которых освещается и обобщаете материал о педагогике разных народов.

Значительный интерес по этой и близко рассматриваемой нши проблеме представляет кандидатские и докторские диссертации

И.Арабова, В.Х.Арутюняікі, Б.Апьпева, В.Ф.Афанасьева, Х.Бобо-мирзаеса, М.Б.Гуртуевоя, З.Х.Галеева, К.Б.ларикбаева, Б.А.Кадырова, А.М.Ыухамбаевой, и.А.!ы!рзоеэа, А.К.&шоварова, А.Т.Ыуминова, А.Н.Ї/.усурканова, Т. Симонова, И.Ораабекова, Р..\,.і1а-іаапо(і; С.Р.Рыгзиновой, Б.Рахмаяовоя, М.Г.Стельмаховлча, А.Гурсуі'.ова, С.Гемуропой, Г.У.УбайдулласБа, ii.J».Христовой, Г.Хлсанова, U.A.Liopoea, Р.А.іїлдалевой, 3.Я.Якубова и др. Однако названные авторы рассьіатривали народную педагогику с социально-классовых позиций и не учитывали историко-культурного аспекта педагогического наследия разных народов.

Таким образом, проблемы влияния прогрессивных иде и опыта узбекского народа на формирование молодежи, позитивность народных традиций и целенаправленность их использования в учебно-воспитательном процессе в настоящее время остаются eir,e недостаточно исследованными.

В современных условиях развития общества, когда все углубляется социально-культурный кризис, объективизируется существующее противоречие мезду возросшим национальным самосознанием и слокив^оЯся практикой безнационального воспитания подрастающего поколения. Этому способствует слабая разработанность теоретических основ народной педагогики, забвение наследия и опита народной педагогики Узбекистана. Поиск путей ликвидации данного несоответствия л составляет проблему нашего исследования, разработка которой обеспечат более эффективное воспитательное воздействие на учацихся в работе учителей, родителей и всех окружающих в целостном педагогическом процессе.

Актуальность проблема, недостаточная её разработанность

послукили основанием для формулировки темы исследования -прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана.

Объект исследования - развитие этнопедагогикн узбекского народа и ее роль в воспитании подрастающего поколения.

Предмет исследования - процесс воспитания детей и молодежи средствами прогрессивных идей и опыта узбекской дородной педагогики.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка методики использования прогрессивных традиции, идей и опыта узбекской народной педагогики.

В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: решение проблемы будет успешным если:

из духовного наследия национальной культуры узбекского народа выделить творческий потенциал прогрессивных идей и опыта народной педагогики;

интегрировать его с современными научными достижениями псіишіогии и педагогики в целостный педагогический процесс;

разработать на этой основе и внедрить систему эффективных путей использования прогрессивных традиций народной педагогики в практику современного воспитания молодого поколения.

Проблема, цель, объект, предметі гипотеза исследования определили следующие исследовательские задачи:

I. Выявить взаимодействие и взаимовлияние хоэяПствепно-бытовоЯ, социокультурной лизни узбекской народно;! педагогики, показать влияние ее прогрессивных традиций на обогащен::'::

духовного потенциала подрастающего поколения;

  1. Определить сущность понятия "прогрессивные традиции народной педагогики Узбекистана".

  2. Исследовать процесс возникновения и развития современных традиций как составной части этнокультуры и народной педагогики.

  3. Теоретически обосновать педагогическую целесообразность и эффективность их использования в воспитательной работе с учащимися;

  4. Определить основные направления и оптимальные пути внедрения прогрессивных традиций народной педагогики в целостный педагогический процесс.

Методологической основой исследования служили фундаментальные философские положения геобиосферной и культурне—исторической теории развития и формирования личности и общества, общефилософские идеи о жизнедеятельности народов по соззданию духовной и материальной культуры, об отношении их к наследив прошлого; об исторических взаимосвязях и взаимодеятельности, самобытности культур, о приоритете общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в диалектической взаимосвязи с религиозной и народной моралью; о сущности народных традиций и их значении в жизни и развитии общества и индивида.

Методы исследования. В процессе изучения темы мы использовали общефилософские методы /логический, исторический, социологический, структурно-системный анализ и др./; исторические /конкретно-исторический, историко-генегический, историко-сравнительный, историко-типологический, исгорико-системный и др./; педагогические.

Изучение педагогических фактов и явлений этнопедагогики узбекского народа нами проводилось в тесной взаимосвязи г. анализом общеисторического процесса, состояния социокультурного, философского, язикового и литературного развития духовной сфері.

Источниками исследования проблемы послужили официальные материалы /закони, отчеты, доклады/, учебники и учебные пособия, программы и другие материалы, а также сочинения видающихся педагогов, общая педагогическая пресса. В качестве первоисточников нами использовалось богатое устное творчество различных народов, в том числе Узбекистана /пословицы, поговорки, сказки и легенды, эпоси, дастанч, песни, загадки, сказания/. Изучались архивные документы, хранящиеся в рукописном отделе института Рукописей им.Х.СулеРмялэва АІГ Узбекистана, материалы археологических, этнографических if фольклорных экспедиция, находящиеся в различных музеях и библиотеках республики. Была проанализирована "Антология педагогическое мысли народов СССР", в которой систематизировано наследие прогрессивных шслителеп; обобщены памптпттп национальной педагогической культуры разных народов.

Развитие духовной культуры Среднем Азии изучалось посредством исторнко-генетического метода. В работе с позиций отражения идей и опита народной педагогики были подвергнути анализу учение зороастризма "Авеста" /X в. до и.о./; героические поэмы Тер-Ог-лч", "Равтан-Хан", "Ллпзммш", тедевр тюркоязнчной поэзии XI пека - поэма Юсуфа Хае Ходжиба (Бплпсагуни^ "Кутядгу Билиг" /Благодатное знание"/; арабо-мусульманская философия великих "ч-эны*-оняиклопедистов средневекового Ближнего и Среднего Востока Хорезму!, Фаргби, Бируни, Ибн-Сшм, Махмуда Itamrapn, Саадк, АЛЬ-пои и др. Привлекались для сопоставления киргизского народа гп~ роич"гкий эпос "Манас", а также высказывания казахских учен'/г-

T2 просветителе?. XIX векя Абяя, И.Алтчнсариня, Ч.Залихянова. Мы опирались и т труды современнчх педягогов о значении наследия прошлого в розвитий общечеловеческой культур", ня исследования психологов, учених-историков, филссойов, птсателел. Организовались педагогические наблюден-/я, беоедн по использованию прогрессивных традиция /в т.ч. духовных/ в воспитательном rvouecce, я также опыта применения современных традиций, возникших в различите исторические периодч во всех регионах Узбекистана. 3 целях вияснення уровня зняниі» о няроднчх традициях, выявления уровня нравственного воспитания школьников, содержания, ,-їорм и методов семерного воспитания нами применялись метода анкетирования учащихся, учителей, родителей. Изучался и обобшчжя передовой оп'-т учителей по использованию традиций народной педагогики в целостном педагогическом процессе. Проведена оп^тно-педагогичесхвя работа в ряде городских и сельских школ Узбекистана.

В результате используемая нами историко-системнь'й анализ обеспечил целостны? подход к изучению различных сторон воспитания; сопоставление историко-педагогитееких явлений позволяло определить закономерности развития духовной и педагогической культур*) узбекского народа на раэнчх этапах исторического развития этого региона.

Ведущая идея исследования: источниками воспитания духовно богатой творческой,свободной личности в целостном педагогическом процессе должны стать культурно-исторические и воспитательные прогрессивные традиции, идеи к оггнт народной педагогики, опи-рдащиеся ня принцип диалектического единства трех начал: обп:е-мирового, межнационального и национального, позволяющие человеку глубоко чувствовать принадлежность к своему народу и в то же гремя сознавать себя гражданином страны и субъектом мирозоп :;.'-

вилизаний.

Этапы исследования. Исследование проходило в 3 этапа:

На первом этапе /Г978-І902 гг./ осуществлялась разработка теоретико-методологических основ исследуемо» проблемы; определялся няучнмй и понятийной аппарат; производился сбор педагогических, архивных, этнопедягогических материалов; изучались литературное источники. Все это позволило виявить прогрессивные национальные традиции, идеи и опыт народной педагогики Узбекистана.

На втором этапе /1982-1986 гг./ анализировался и систематизировался собранный материал, характеризующий становление прог-рессивнмх идей народной педагогики, особенно в области нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания; продолжалось изучение и критический анализ литературы, связанной с вопросами религии, воспитания и образования, морали, п таїте рукописних материалов, произведения мыслителей прошлого; проводился сопоставительный анализ народных традиций в области воспитания подрастающего поколения; выявлялись прогрзесивнче традиции и особенности их применения в практике воспитания. Била разработана н проверена методика поэтапного использования прогрессивных идей, традиций и опыта народной педагогики в учебно-воспитательной работе.с учащимися.

На третьей, заключительном, этапе /I987-I99I гг./ апробировались результаты исследования, совершенствовалась структура работы; были сформулированы выводи и практические рекомендации, полученное в проиессе анализа и обобщения собранного материал»!.

База исследования: школ" JTf 2, 16, 17,36,40 Самаркандской области,' ряд two л Хатчрчкнского, Каття-Кургянского, Нуратинг-кого, Ургутсого, Соп^табадского и других районов Узбекистана. Гчя.иг'г-

ными видами эксперимента были охваченч 152 учащихся начальных классов, 800 средних классов и 1015 - старшеклассников. Привлекались к работе родители учеников и взрослое население (аксакалы, бабушки, старшие сестры, братья, тети, дяди) в городских и сельских местностях разных регионов Узбекистана.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обновлен методологический подход и расширен методический аппарат, что позволило установить истоки народной педагогики, проследить ее эволюцию, раскрыть противоречия и взаимодействие различных составляющих этнопедагогику компонентов теоретического и практического знания, его содержания и методики использования;

отражена зависимость народного воспитания от социально-экономических условий, культурно-исторической эпохи к от природной среды;

определены тенденции, особенности развития и функционирования исторического наследия этнопедагогики узбекского народа

на соаременном этапе в семье, в учебных заведениях различных типов, в обществе; показало его позитивное влияние ня развитие культуры, просвещения, на возрождение национальной духовности, традиций, самосознания;

выявлено взаимодействие и взаимовлияние родного языка, литературы, социокультурных традиций средствами; и приемами народной педагогики;

охарактеризованы пути интеграции народное педагогики в современную педагогическую науку воспитания и образования подрастающего поколения;

определены оптимальные механизмы внедрения прогресивная традиций и идей в целостный педагогический процесс.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения И ВЫВОДЫ позволяют осмыслить и усовершенствовать процесс применения прогрессивных педагогических идей, традиций и опыта узбекского народи в воспитании подрастающего поколения в современных условиях демократизации и гуманизации общества. Разработаны и практически реализованы содержание и методика выявления и отбора прогрессивных традиций и опыта народной педагогики Узбекистана, которое могут бнть использовант; в работе учителей-практиков, воспитателе;» средней школы. Внявленные в ходе исследования критерии отбора прогрессивных традиций и их подача, по годам обучения в школах. помогут в практике работы классных руководителей, учителей-предметников, инспекторов, воспитателей детских учреждений, аспирантов, стажеров и соискателей. Сформированные принципи использования прогрессивных идей, традиций и опыта народной педагогики способствуют достижению более эффективных результатов в воспитании учвщихмяг на современном этапе. Предлагаемая методгогя чожег применяться в практической работе семьи, воспитателей дошкольных учреждений, в работе общеобразовательной и профессиональной школы . Предложенная программа работы учителя по изучению духовно-нравственных традиций узбекской семьи позволит повысить- уровень психолого-педпгогической подготовленности как родителей, так и будущих учителей к формированию разносторонней творчески развитой личности.

РяэрпбоТпшгнй спецкура "Узбекское народное воспитание" может быть использован для переподготовки учителей различных ступи, ней школ, совершенствования подготовки студентов педвузов к специальной и нелгчтяправленной работе по репенио проблем воспитания молодого поколения на прогрессивных традициях прошлого, героикя

настоящего и идеалах будущего в тесной связи и преемственности идей культурного содружества национального, интерняпионяль-ного обучения.

Методические рекомендации по вопросам внедрения этих материалов диссертации отряжены в ряде публикаций.

Ня защиту вносятся .следующие положения: воссоздание целостной картины рязвития народной педагогики Узбекистана ня основе теоретлтео-ыетодологического подхода представляет собой системней анализ генезиса педагогической мисли (в виде перехода да няучних воззрений в научные зияния), предусмятрпвя-ощий комплексное исследование характеризующих и обусловливающих динамику педягогических зияний;

характеристика механизма влияния социально-экономических условий на становление и развитие народной педагогики Узбекистана;

определение содержания понятия прогрессивнее традиции народноР, педагогики;

обоснование необходимости использования лрогреесивнчх трт= дицнй, идей и опытя народной педагогики Узбекистана в целях обогащения духовного потенциала учащихся на всех отяпях возрастного развития;

характеристика особенностей взаимодействия идей, опытя, прогрессивных традиций народной педагогики с научной педагогической мнелыз на основах диалектического единства национального, межнационального и общечеловеческого;

принципы использования прогрессивных идей и опчтв народной педагогики, опора на которые способствует получению более эффективных результатов в воспитании учащихся ня современном ртрпе.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации сообщились в форме кяучнтс докладов и сообщении на ежегодных научно-теоретических конференциях Самаркандского государ-ственного университета и пединститута, на юбилейной сессии,посвященной Авиценне, научно-практических конференциях АПН СССР (Майкоп, 1986; Уфа, 1989\ педагогического общества республики, педагогических чтениях области, города и т.д. Полученные внвфдч исследования применялись при совершенствовании программ учебной и воспитательной работы в школах и других учебных заведениях, налли отражение в учебно-методических пособиях, посвященных проблемам народной педагогики. .

Первичные результаты диссертационного исследования использовались автором в ходе десятилетней работы f1979—1990) научно-педагогического семинара "Школа народного педагога" при Самаркандском государственном архитектурно-строительном институте имени М.Улугбека,'а также в процессе проведения летоионннх и практических занятий в институте, в лекционной пропаганде по,линии общества "Знание".

По материалам диссертации опубликовано более 30 работ в научных сборниках и научно-методических журналах, в т.ч. монография.

Автор выступал с сообщениями о результатах своего исследования на совещаниях инспекторов-методистов, учителей, воспитателей школ г.Самарканда и области.