Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики Мурзабеков Мейрамбек Казбекович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мурзабеков Мейрамбек Казбекович. Развитие ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Мурзабеков Мейрамбек Казбекович;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2018.- 349 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики 16

1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия исследования «ценностное отношение к Родине» .16

1.2 Современные подходы и принципы развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза .38

1.3 Педагогический потенциал казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине 54

Выводы по главе 1 76

Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики 82

2.1 Изучение исходного уровня развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза 82

2.2 Научно-практическое обоснование педагогических условий развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики 112

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики 185

Выводы по главе 2 .215

Заключение 221

Список литературы 227

Приложения .248

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе становления общества развитие ценностного отношения к Родине у молодого поколения становится важной задачей. Многие исследователи подчеркивают, что в процессе становления современного демократического общества, произошел идеологический сдвиг в казахских ценностях, нормах, происходит постоянное и неуклончивое насаждение западных чуждых ценностей, которые отрицательно отразились на духовно-нравственном, гражданском, патриотическом становлении подрастающего поколения.

Развитие ценностного отношения к Родине на сегодняшний день становится ключевым аспектом деятельности во многих сферах -воспитании, обучении, медицине, спорте и во многих других сферах жизнедеятельности современного общества. Это говорит об общественном значении проблемы развития ценностного отношения к Родине, многоаспектоности ее решения в условиях тесного вхождения данного процесса в структуру различных типов организации и учреждений, например, образовательных, культурных, общественных организаций.

В психолого-педагогической науке и практике последних лет формирование ценностного отношения к Родине рассматривалось с нескольких позиций. Так, Г.Бахтиярова, А.А. Байсенбаева, С.С. Бекетаева, Т.Д. Бимаханов, Г.Н. Волков, П.В. Конаныхин, О.И. Павелко, Т.П. Спирина и др. рассматривали этот процесс как часть идейно-патриотического воспитания. К нравственному воспитанию относили формирование ценностного отношения Х.Х.-М. Батчаева, Р.Ш. Гизатуллин, Х.К. Унтаев, Т.Е. Шепелева и др. Ценностное отношение как составляющее гражданского воспитания изучали В.Ю. Адлферов, П.Г. Великородный, B.C. Егоров, В.А. С л астении и др.

Формирование ценностного отношения как самостоятельное направление изучалось Н.М. Ильичевым, Н.В. Ипполитовой, И.Ф.Харламовым и др.

Различные аспекты патриотического воспитания детей и молодежи исследовались в трудах А.Н. Вырщикова, Ж.Н. Калиева, М.Ж. Курманбаева, М.Б. Кусмарцева, Л.С. Майлыбаевой. В данных исследованиях подчеркивается важность и необходимость развития патриота и гражданина отечества, любящего свою Родину, отвечающего за свои поступки перед обществом.

Изучением проблем развития ценностей, ценностных ориентации в XX веке занимались Н.Н. Абакумова, Л.И. Божович, Г.И. Васильев, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, С. Кенжеахметов, Т.А. Мирошина, Н.Д. Никандров, P.M. Роговой, В.А. Сластенин и др.

В контексте развития ценностного отношения студентов к Родине особый интерес представляет опыт В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко.

Разнообразные составляющие данной проблемы изучают в своих работах С.Г. Антоновой, З.Т. Гасанова, И.Д. Демакова, Р.А. Джанбаева, М.С. Джилкишиева, А.Х. Дуйсембаев, К.Б. Жарикбаев, З.Н. Калинина, А.К. Калимолдаев, А.С. Карпыкбаев, А.Г. Черняк и др.

Значимые теоретические положения и методические рекомендации по развитию ценностного отношения к Родине содержатся в исследованиях Т.Д. Бимаханова, Н.И. Верещагиной, И.В. Горбаогевой, М.И. Рожкова и др.

Большой вклад в изучение различных аспектов патриотического воспитания внес великий казахский ученый, просветитель И. Алтынсарин. Исследователи Национальной академии образования имени И. Алтынсарина Ж.Е. Амренова, С. Калиев, М. Оразаев, М. Смайлова, Г.М. Мусабаева, К. Мырзагалиева, С. Оспанулы, С.К. Мрсамбетова и др. изучают различные аспекты нравственного, патриотического воспитания казахов, в том числе и на традициях казахского народа.

Проблема развития ценностного отношения к Родине средствами казахской этнопедагогики рассматривалась в рамках исследований казахских ученых (К.М. Аргынгазин, К.Ж. Аганина, Ш.А. Абдраман, Ж. Асанова, Г. Бахтиярова, С. Кенжеахметов, К.Ж. Кожахметова, Х.К. Уетаева). Проблемам этнокультуры посвящены исследования М.Х. Балтабаева, Ж.Ж. Наурызбая, А.С. Сейдимбека.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по проблеме патриотического воспитания у учащейся молодежи, вопрос о развитии ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики не был раскрыт в рамках существующих педагогических исследований.

В связи с этим, необходимо признать наличие противоречия между объективной потребностью современного общества в воспитании гражданина Отечества, который гордится своей Родиной, готов защищать страну в случае необходимости, стремится способствовать процветанию Отечества и недостаточно изученными условиями развития у студенческой молодежи ценностного отношения к Родине средствами казахской этнопедагогики в процессе обучения в высшей школе.

Эти противоречия определили следующую проблему исследования: каковы педагогические условия развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики?

Объект исследования: процесс развития ценностного отношения к Родине у студентов в процессе обучения в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики.

Гипотеза исследования: процесс развития ценностного отношения к Родине у студентов в ходе их профессионального обучения в условиях вуза средствами казахской этнопедагогики будет эффективным, если:

- выявить и учитывать в работе базовые характеристики ценностного
отношения к Родине;

- опираться на современные подходы и принципы развития
ценностного отношения к Родине у студентов вуза;

учитывать педагогический потенциал казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине;

разработать и реализовать в учебно-воспитательном процессе вуза соответствующие педагогические условия развития ценностного отношения к Родине у студентов средствами казахской этнопедагогики.

В соответствии с логикой исследования, с учетом определения предмета, цели и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Выявить содержательную и сущностную характеристику понятия «ценностное отношение к Родине».

  2. Обосновать основополагающие подходы и принципы развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза.

  3. Раскрыть педагогический потенциал казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине.

  4. Разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность предложенных педагогических условий развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- ведущие подходы к организации учебного процесса: системный
подход (Р. Макол, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий и др.), личностно-
ориентированный подход (Ш.А. Амонашвили, В.В. Беляев и др.),
деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и
др.), компетентностный подход (А.А. Вербицкий, A.M. Новиков и др.);

- психолого-педагогические основы деятельности (В.И. Зинченко, А.Н.
Леоньтев и др.), профессиональный деятельности (А.К. Маркова и др.);

положения о закономерностях формирования профессионализма (А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.Н. Маркин и др.) и акмеологический подход к образованию, в основе которого психология развития человека в учебной и профессиональной деятельности (Н.В. Кузмина, А.А. Реан и др.)

патриотическая подготовка с использованием традиций народной педагогики (Т.Д. Бимаханов, Р.А. Джанабаева, СТ. Иманбаева, С. Калиев, А.Н. Минжанов, Б.А. Тайлыбаев, У.К. Санабаев и др.);

- проблема ценностного отношения - патриотическое воспитание (К.М.
Амантаева, Л.Р. Болотина, Д.Н. Курбанова, З.Н. Нурлигенова, О.И. Павелко,

Л.Ф. Спирин, и др.), нравственное воспитание (Л.И. Мищенко, И.Т. Огородников, Н.Е. Щуркова и др.), гражданское воспитание (И.П. Подласый, В.А. Сластении и др.), самостоятельное направление (Т.А. Ильина, Н.В. Ипполитова, И.Ф. Харламов и др.).

Методы исследования:

- теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; исследование современной образовательной практики; систематизация, классификация);

эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, определение критерий, педагогический эксперимент);

статистические (количественная и качественная обработка результатов исследования с помощью методов математической обработки данных).

Опытно-экспериментальной базой исследования явился

Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата, в исследовании приняло участие 157 человек.

Основные этапы исследования. Исследовательская работа осуществлялась в течение трех лет (2015-2018 гг.) и включала в себя три взаимосвязанных этапа.

На "первом - поисково-теоретическом этапе (2015-2016 гг.) осуществлялся анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы и педагогические условия развития ценностного отношения к Родине у студентов в процессе обучения в вузе средствами казахской этнопедагогики, была разработана методика эксперимента.

На втором - опытно-экспериментальном (2016-2017 гг.) осуществлялся педагогический эксперимент, проводилась разработка и реализация педагогических условий развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики.

Третий - обобщающий этап (2017-2018 гг.) был посвящен завершению опытно-экспериментальной работы, проводился анализ результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, подтверждалась гипотеза исследования, осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что

  1. Уточнено понятие «ценностное отношение к Родине» как интегральная характеристика личности, предполагающая устойчивую особую предпочитающую связь индивида с Родиной, проявляющая в осознанном отношении к Родине, к малой Родине, осмыслении и принятии особого значения Родины, отношение к родине, как высшей ценности для любого индивида, общества в целом.

  2. Обоснована целостная совокупность принципов развития ценностного отношения к Родине: формирование национального сознания у студенческой молодежи как одного из основных условий жизнеспособности

молодого поколения, обеспечивающего целостность Казахстана; становление Казахстана как одной из держав, занимающих одно из ведущих мест в мировом сообществе; связь между поколениями, принцип народности, принцип интегративности, принцип включенности студента в социальные отношения, принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления студентов, принцип вариативности и гибкости, принцип организации воспитательной среды, принцип воспитания личности в коллективе, принцип гармонизации общечеловеческих ценностей и реальных ценностей в организации жизнедеятельности студентов, принцип самореализации личности.

3. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие развивать ценностное отношение к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики: ориентация на сущность этнопедагогической составляющей в процессе профессиональной подготовки студентов; разработка и внедрение в образовательный процесс вуза спецкурса «Патриотическое воспитание в казахской народной педагогике»; организация проектной деятельности, содержательно ориентированной на формирование ценностного отношения к Родине средствами казахской этнопедагогики; использование в учебно-воспитательном процессе методов активного социально-психологического обучения с целью формирования ценностного отношения к Родине.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные, могут стать дополнительным материалом для уточнения и дополнения существующих теорий патриотического воспитания за счет определения сущности понятии «ценностное отношение к Родине». Раскрытые и обоснованные педагогические условия могут способствовать дальнейшему развитию концепций ценностного отношения к Родине у студентов вуза. Новый взгляд на возможности организации процесса развития ценностного отношения к Родине у студентов средствами казахской этнопедагогики в практике вузов расширяет имеющиеся представления о возможностях решения поставленной проблемы и может стать основой для анализа не раскрытых аспектов данного феномена.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в нем разработаны и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия, обеспечивающие процесс развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики. Нами разработан и апробирован учебно-методический комплекс по патриотическому и гражданскому воспитанию студентов, разработана и апробирована программа спецкурса. Разработано и апробировано учебно-методическое пособие для преподавателей вузов, применение которого позволит усовершенствовать процесс развития личности студента. Выявленные и обоснованные педагогические условия развития ценностного

отношения к Родине у студентов вуза могут явиться базой для разработки методических пособий с целью повышения эффективности подготовки будущих специалистов. Теоретические положения, практические выводы, результаты исследования могут использоваться при осуществлении воспитательного процесса в вузах; при организации курсов повышения квалификации работников образования; для дальнейших исследований проблем патриотического воспитания студентов вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются методологической обоснованностью теоретических положений; соответствием логики и содержания исследования объекту, предмету, цели и задачам исследования; применением адекватных методов исследования, эффективно сочетающих теоретические, эмпирические и статистические методы; непротиворечивостью базовых теоретических положений и их практическим подтверждением результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения диссертации.

1. Основные принципы развития ценностного отношения к Родине у
студентов: принцип интегративности, который реализуется в структурном,
содержательном, организационном аспектах, принцип организации
воспитательной среды; принцип гармонизации общечеловеческих ценностей
и реальных ценностей в организации жизнедеятельности студентов; принцип
самореализации личности; принцип включенности студента в социальные
отношения; принцип взаимосвязи педагогического управления и
самоуправления; принцип воспитания личности в коллективе.

2. К духовным культурным ценностям, которые воспитывают и
формируют у молодежи чувство любви к Родине, патриотические и
гражданские чувства, относятся средства казахской этнопедагогики:
произведения устного народного творчества (загадки и скороговорки, игры,
притчи и легенды, сказки, пословицы и поговорки, эпосы и т.д.), народные
песни, кюйи и айтысы, произведения прикладного искусства.

  1. Эффективное развитие ценностного отношения к Родине у студентов вуза обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: ориентация на сущность этнопедагогической составляющей в процессе профессиональной подготовки студентов; разработка и внедрение в образовательный процесс вуза спецкурса «Патриотическое воспитание в казахской народной педагогике»; организация проектной деятельности, содержательно ориентированной на формирование ценностного отношения к Родине средствами казахской этнопедагогики; использование в учебно-воспитательном процессе методов активного социально-психологического обучения с целью формирования ценностного отношения к Родине;

  2. Важным элементом процесса развития ценностного отношения к Родине у студентов вузов средствами казахской этнопедагогики является разработка методики использования профориентационного потенциала

традиций народной педагогики, все элементы который - от традиций,
связанных с воспитанием детей до боевых традиций - служат усилению у
студентов мотивации к нравственному и физическому

самосовершенствованию, к освоению знаний, умений и навыков. Указанная установка реализуется в специально разработанном формирующе-адаптивном курсе.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений на Международных научно-образовательных конференциях: «Актуальные проблемы современной педагогической науки» (Казань, 2015; Казань, 2017); «Инновационные технологии в образовании»; «Инновационные технологии в образовании» (Казань, 2016; Казань, 2018); «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» (Москва, 2017); «Одаренность и ее развитие в условиях университетского педагогического образования» (Казань, 2017); «Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современном мире» (Астана, 2018).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия исследования «ценностное отношение к Родине»

Понятие «ценность Родины» издревле характеризовалось как общечеловеческая ценность, поэтому в разные исторические вехи оно подвергается разностороннему переосмыслению, анализу и выявляются приоритеты со стороны государства и социума в целом. Но каждый человек формирует свой собственный образ Родины и устанавливает для себя ее важность.

Важным для нашего исследования является анализ ключевых понятий «ценности», «ценностное отношение».

Первоначально в термин «ценность» заложен позитивный смысл: ценность это то, что для нас является важным, чего хотим, к чему стремимся и чего пытаемся достичь. Ценность представляет собой особую форму отражения в сознании человека предметов, объектов, событий, содействующих удовлетворению его интересов, желаний, потребностей (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.П. Тугаринов).

Ценность характеризует личностный смысл тех или иных явлений реальности. Поэтому «ценность не что иное, как выбираемый смысл» [31, с. 46]. Г.Олпорт отмечает, что ценность представляет собой определенный личностный смысл, ребенок осмысливает ценность каждый раз, когда смысл является принципиально важным для него [153, с. 117].

В педагогической науке ценность обозначается как предмет, явления и их свойства, необходимые членам конкретного общества или личности в качестве возможностей удовлетворения материальных и духовных интересов, направленных на достижение социальных целей [112, с. 56]. Следует подчеркнуть, что в трудах исследователей в термин «ценности» вкладывается различное значение. В характеристику высших ценностей закладываются различные основания, например, у Я.А. Коменского – это заповеди Христа, законы морали, которые становятся внутренним содержанием человека, благополучие человечества в целом; В.А. Сухомлинский высшими ценностями считает чувство патриотизма, любовь к матери и отцу, к «самому святому и прекрасному в жизни человека»; А.С. Макаренко определяет высшие ценности как «умение видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью»; К.Д. Ушинский подчеркивает, что ключевыми высшими ценностями являются Родина, родной язык и др. [64, с. 31].

В отечественной философской науке сложились разные теоретические подходы к понятию ценности (С.Ф. Анисимов, М.С. Бургин, В.А. Василенко, Б.Г. Кузнецов, М.Г. Макаров, В.А. Ядов и др.). В философии, ценности подразделяются на предметные (объективные или общечеловеческие) и ценности сознания (субъективные).

Предметные ценности – это природное благо и зло, находящееся в природных богатствах и стихийных бедствиях; потребительская стоимость продуктов труда; общественное благо и зло, представленное в социальных явлениях; прогрессивное и реакционное значение исторических событий; культурно-историческое наследие прошлых лет, представленное в виде предметов богатства современников; смысл научной истины; нравственное добро и зло, представленное в действиях людей; эстетические показатели природных и общественных объектов и произведений искусства [64, с. 15].

Субъективные ценности – это социальные установки, императивы и запреты, задачи и проекты, представленные в форме нормативных суждений.

Ф.Е. Василюк подчеркивает, что «когда знакомишься с попытками психологической науки ответить на вопрос, что есть ценность, часто создается впечатление, что главное стремление этих попыток – отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме, установке и т.д. Но ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий» [43].

В трудах В.П. Тугаринова и О.Г. Дробницкого ценности представляются и как важность, и как идеал одновременно. По мнению В.П. Тугаринова, значение ценностей представлено ориентацией человека на других людей, на конкретное общество, на имеющиеся в нем моральные ориентиры, представления и нормы. Каждый человек может оперировать только теми ценностями, которыми располагает конкретное общество, в связи с этим, ценности жизни каждого индивидуума по своей сути являются ценностями окружающей его социальной жизни [184, с. 10-12].

Ценности – это цели и способы их достижения, которые представляют собой фундаментальные нормы. Они обусловливают интеграцию общества, тем самым помогая человеку сделать общественно одобряемый выбор своего поведения в значимых ситуациях. Система ценностей создает внутренний стержень культуры, духовное единение потребностей и интересов человека и общества [184, с. 20].

Этимология термина «ценность» показывает, что в нем сошлись три значения: характеристика внешних свойств вещей и предметов, представляющих собой объект ценностного отношения, индивидуальные качества человека, являющиеся субъектом этого отношения; взаимоотношения между людьми, их взаимодействие, благодаря которому ценности обретают коллективное значение. Следует отметить, что ценности не являются первичными, «... они производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что человек создает в процессе истории значимо для человека» [193]. При этом данная значительность имеет в ценности нравственный аспект, поскольку определяет такое отношение к предметной действительности, в основе которого добре и зле.

С точки зрения М.С. Бургина, В.И. Кузнецова, ценность объекта представляет собой значение его свойства в отношении к определенной системе [40]. Смысл термина ценность только одна: ценностью является предмет определенного интереса, желания, стремления и т.д., т.е. объект, важный для человека или определенной группы лиц. Позитивная ценность (добро) – это соответствие объекта мысли о нем [40].

Исследователь Н.И. Лапнин определяет ценности как:

а) совокупные представления людей о целях и нормах своей деятельности;

б) осуществляющие роль базовых норм;

в) определяющие смыслы культуры;

г) воздействующие на интересы и мотивы деятельности людей;

д) имеющие значение для индивида и общества [70].

Исходя из этого, мы можем сказать, что многие исследователи объединяют ценности с человеком, с субъектом, ценностей без человека и общества не существует, и без отношения к человеку предметы сами по себе не претендуют на ценностную классификацию.

У. Билски, Ш. Шварц определяют ценности через ряд формальных признаков:

- ценности – это понятия или установки;

- ценности относятся к желаемым конечным состояниям, поведению или деятельности;

- ценности носят надситуативный характер;

- ценности определяют выбор или оценку поведения и событий;

- ценности имеют иерархию в зависимости от степени значимости [141].

Каждая система ценностей имеет как бы одну основу. Такой основой являются нравственные ценности, представляющие желательные, предпочтительные способы взаимодействия людей, их связей друг с другом, с социумом в такой форме, как ответственность, долг, добро, честь, совесть, зло и т.д. [177].

Ценности представляют собой:

1. желательное, предпочитаемое для конкретного человека, общества, т.е. общественного субъекта состояние социальных связей, содержание идей;

2. критерии оценки реально существующих явлений; они харкктеризуют смысл целенаправленной деятельности;

3. регулирущее общественное взаимодействие;

4. внутреннее побуждение к деятельности. Ценности являются ядром культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное ядро ее душевного мира. Собственно ценности можно назвать прибежищем свободы личности и выводят ее в спектр общественного взаимодействия.

Педагогический потенциал казахской этнопедагогики в развитии ценностного отношения к Родине

В современной казахской системе образования усиливается роль воспитания. Приоритетным направлением улучшения содержания образования является духовная и нравственная модернизация национальных традиций и обычаев казахских народов.

В послании президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана стратегия «Казахстан-2050» говорится, что «воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование» [179].

Сегодня национальная идентичность, культура, народные традиции и обычаи возрождаются через нравственность и культуру поведения. Повышение роли человека в формировании материальных и духовных ценностей способствует формированию и развитию гармоничной личности. Реализация этих задач зависит от реализации образовательного потенциала народной педагогики.

Анализу проблем народной педагогики занимались видные ученые: В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Г.С. Виноградов, А.Ш. Гашимов, А.Э. Измайлов, И.Т. Огородников, В.А. Пятин, М.И. Стельмахович, Г.Н. Филонов, Я.И. Ханбиков, Е.Л. Христова и др.

Народная педагогика представляет собой накопленные и проверенные знания, полученные многими поколениями, сохранившиеся в традициях, обрядах, обычаях, устном народном творчестве, направленные на разностороннюю подготовку молодого поколения к дальнейшей жизни [133, с. 102].

Этнопедагогика являет собой научную точку зрения на феномен воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики на культурные традиции народа [117].

По мнению Г.Н. Волкова, этнопедагогика анализирует процесс общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого воспитывается, формируется личность, присваивающая общественные нормы, ценности, установки; накапливает и классифицирует народные знания о воспитании и обучении подрастающего поколения, народную мудрость, представленную в религиозных учениях, преданиях, сказках, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх и пр., в семейном и общинном укладе, традициях, а также философско-этические, по сути педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, влияющий на процесс историко-культурного развития личности [48].

Проблему развития казахской этнопедагогики как науки исследовали такие казахские ученые, как М.Х. Балтабаев, К.Б. Жарыкбаев, С.К. Калиев, К.Ж. Кожахметова, Б.Ж. Муканов, Ж.Ж. Наурызбаев, С.А. Узакбаева, К.К. Шалгынбаева и др.

Казахская этнопедагогика – уникальное явление, образовавшееся за счет своеобразия этнической культуры казахов, проявляющееся в традициях, языке, обрядах, религии, своеобразном этническом мировосприятии, которое находит свое выражение в национальном самосознании, отношении, чувствах [5].

Казахская этнопедагогика представляет собой составную часть педагогической науки, которая объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, и является интегрированной отраслью знания.

Термин «этнос» – в переводе с греческого языка означает «народ». В научном знании вместо понятия «народ» стали применять термин «этнос». Считается, что основной исторический вид этноса включает в себя понятия «народность», «нация». Целесообразно применять термин «этнос», так как «народ» – понятие более широкое. Человек живет в коллективе. Являясь членом социума, человек является и членом народа (этноса). Ранее на вопрос «Кто ты?» люди отвечали: «русский», «голландец», «татарин», «эфиоп»… и т.д. И не могли ответить на вопрос: «Чем отличается твоя нация от другой?».

Глубоко проанализировав научно-методологические основы национальной культуры, Л. Гумилев – известный ученый-историк, написал исследование «Как появляются и исчезают народы» [64]. В данном труде ученый анализировал историю возникновения и развития каждого народа, а также пути постепенного их исчезновения, с опорой на географию, историю, биологию (экологии, генетики).

Давая определение понятию «этнос», Л. Гумилев предполагал множество его значений. Ряд ученых определяют «этнос» как представителей одного народа, другие предполагают наличие общего языка, третьи определяют как группу людей, имеющих схожесть, четвертые представляют как социальную категорию и т.п. Разные народы могут жить в одной местности, приспосабливаясь к географическим условиям, климату, флоре, фауне, творят и сохраняют духовно-культурные ценности народа. С учетом данных особенностей, Л. Гумилев утверждал, что «этнос» – это сообщество людей, которые проживают в одной местности, имеют совместные традиции и обычаи, язык и культуру, характер производственных отношений и т.п. [64].

Общность характеров представителей одного этноса основано на формах следующих взаимоотношений:

1) человек и групп;

2) взаимодействие людей между собой;

3) взаимодействие этнических групп;

4) взаимоотношения между этническими группами и этносами. С течением времени происходят изменения и в отношениях. Например, после Октябрьской революции казахи отменили обычай давать калым за невесту, у узбеков – женщины перестали носить паранджу.

Семья – группа людей, проживающих в одном доме. Их связывают не только общее жилье, но и предметы быта, посуда, одежда и т.д. А также, элементами семьи являются взаимосвязи между членами семьи, их общие убеждения, интересы, взгляды, установки. Взаимодействие в семье очень тонкое и деликатное дело, так как оно имеет отношение к первичной ячейке социума, связанной родственными узами. Здесь осуществляются внутрисемейные взаимосвязи, предопределяются воспитательные функции отца и матери, формируются условия ее положительного влияния на детей. Семья является повторяющимся атрибутом этноса. История возникновения и существования любого народа – процесс многосторонний и долгий. Любой народ имеет взлеты и падения в своей истории, это является закономерным процессом.

Когда-то занимавшиеся земледелием, торговлей китайцы были более высококультурным, цивилизованным государством, чем гуны, занимавшиеся животноводством. Причины, по которым китайцы не смогли завоевать Европу: во-первых, мешали воинственные поступки гуннского народа; во-вторых, китайцы предпочитали обитать на берегу морей Средней Азии, где свежий воздух и нет зимы, чем в местах, где суровый и засушливый климат; в-третьих, в Туранской низменности жили фарсы, а у них культура и экономика были на более высоком уровне, чем у китайцев.

Сегодня считающиеся высококультурными, экономически развитыми странами Европы, в то время были не на таком уровне как Китай, Персия. В каждом тысячелетии происходили изменения, окончательное истребление или жуткое положение высококультурного государства из-за войн, землетрясений, засухи, стихийных бедствий. Наоборот, быстрое развитие отсталого государства было естественным, закономерным явлением. Процветание древней Римской культуры и арабского халифата служат доказательством этого [34].

За тысячелетие этносы в Евразийском материке под влиянием биосферического процесса четыре раза подвергались разрушению. Этот процесс заставил этносов, обитавших в Великой степи, подвергаться великому оседанию. Произошли жестокие войны между гуннами и турками, уйгурским ханством. При голодании, убийствах, стихийных бедствиях одни этносы развивались, а другие пришли в упадок.

Изучение исходного уровня развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза

Цель опытно-экспериментальной работы – проверка эффективности теоретически обоснованных педагогических условий развития ценностного отношения к родине студентов вуза средствами казахской этнопедагогики.

Экспериментальная работа осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Отличительными особенностями педагогического эксперимента являются: создание специальных экспериментальных ситуаций для формирования заданного качества; моделирование педагогического процесса как образца для практики; повторение эксперимента в различных условиях.

Опытно-экспериментальная работа в ходе выполняемого нами исследования процесса развития ценностного отношения к Родине студентов вуза средствами казахской этнопедагогики проводилась в течении 2015-2018 учебных годов и осуществлялась в три этапа констатирующем, формирующем и контрольном.

На констатирующем этапе исследования нами исследовались ключевые составляющие ценностного отношения к Родине у студентов, выявлялись уровни развития ценностного отношения к Родине в экспериментальной и контрольной группе студентов.

Формирующий этап экспериментальной работы посвящен апробации педагогических условий развития ценностного отношения к Родине у студентов, реализовывалась программа спецкурса «Патриотическое воспитание в казахской народной педагогике», применялись методы активного социально-психологического обучения.

На контрольном этапе исследования проводились повторные замеры изучаемых показателей, выявлялась динамика уровней развития ценностного отношения к Родине у студентов, проводился анализ результатов исследования, формулировались выводы.

Выборку опытно-экспериментального исследования составили студенты Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата (157 человек), 78 студентов составили экспериментальную группу (ЭГ), 79 студентов – контрольную группу (КГ).

Наше исследование осуществлялось как на уровне общего совершенствования всего комплекса выделенных педагогических условий развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики, так и на уровне индивидуально-воспитательной работы с молодыми людьми.

Экспериментальные материалы соответствуют целям и задачам исследования. Для изучения уровня развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза нами были использованы разнообразные методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервью.

Сложность объекта изучения потребовала применения всего арсенала методов, обеспечивающих экспериментальный научный поиск:

- анализ психологических, педагогических исследований по изучаемой проблематике;

- изучение специальной и методической литературы;

- изучение и анализ педагогической практики.

В процессе экспериментальной работы использовались апробированные в педагогике и психологии и достоверные методики. Опросник «Личностный рост» (Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой и П.В.Степанова (см. Приложение 1).

Диагностическая карта экспертной оценки ценностного отношения к Родине (для педагогов) (И.В. Кулешова) (см. Приложение 2).

Анкета для молодых людей (И.И. Иванов) (см. Приложение 3).

Анкета изучения деятельностного критерия сформированности ценностного отношения к Родине (Д.В. Григорьев) (см. Приложение 4).

Методика «Что ты знаешь о патриотизме?» (Д.В. Григорьев) (см. Приложение 5).

За основу определения некоего спектра ценностных ориентаций студентов в опроснике «Личностный рост» (Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой и П.В.Степанова) взяты предложенные В.А. Караковским ценности (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания). Молодым людям предлагается 91 высказывание, по отношению к которому нужно определить степень своего согласия или несогласия в баллах от «+4» до «-4»:

«+4» – несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» – да, конечно (сильное согласие);

«+2» – в общем, да (среднее согласие);

«+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» – ни да, ни нет;

«-1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«-2» – в общем, нет (среднее несогласие);

«-3» – нет, конечно (сильное несогласие);

«-4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Опросник содержит 13 шкал: отношение к семье, отношение к Отечеству, отношение к Земле, отношение к миру, отношение к труду, отношение к культуре, отношение к знаниям, отношение к человеку как таковому, отношение к человеку как Другому, отношение к человеку как Иному, отношение к своему телесному Я, отношение к своему душевному Я, отношение к своему Духовному Я. По каждой шкале можно выделить 4 вида отношения респондентов:

- Устойчиво-позитивное;

- Ситуативно-позитивное;

- Ситуативно-негативное;

- Устойчиво-негативное;

Таким образом, в основу данной методики положены 2 ключевые идеи, позволяющие провести оценку личностного роста испытуемых: с одной стороны – описание ценностных отношений испытуемого к миру, к людям, к себе, с другой – устойчивость и направленность этих отношений.

Диагностическая карта экспертной оценки ценностного отношения к Родине (для педагогов) (И.В. Кулешова)

Данная методика позволяет определить не только такие составляющие ценностного отношения к Родине, как знания и представления о своей отчизне, ее историческом прошлом, культуре и традициях, но и проявления любви и преданности к своему Отечеству, к своему народу, гордости за его прошлое и настоящее; желание трудиться на благо своей страны, стремление защищать ее интересы, позитивную патриотическую активность. Оценка уровня ценностного отношения к Родине: высокий уровень – 25-35 баллов; средний уровень – 14-24 баллов; низкий уровень – 0-13 баллов.

Анкета для молодых людей позволяет выявить отношение молодых людей к Родине (малой и большой), привязанности к Родине, к традициям, историческому прошлому. Оценка уровня отношения молодых людей к Родине: 0-3 – низкий уровень, 4-6 – средний уровень, 7-10 – высокий уровень. Анкета изучения деятельностного критерия сформированности ценностного отношения к Родине (Д.В. Григорьев) позволяет выявить деятельностный критерий сформированности ценностного отношения к Родине у студентов, показывает поступки студентов относительно патриотического воспитания, выражающиеся в инициативе, самостоятельности в выполнении патриотических, гражданских и социальных ролей, умения и навыки правомерного поведения.

Методика «Что ты знаешь о патриотизме?» (Д.В. Григорьев) позволяет оценить когнитивный критерий сформированности ценностного отношения к Родине у студентов, выявляет информированность личности в области патриотических и гражданских идеалов, правовых норм, национальных традиций.

Таким образом, успехи развития ценностного отношения к Родине у студентов можно оценивать по следующим критериям:

Когнитивный критерий – демонстрирует знания молодого человека патриотических, гражданских, правовых норм, различных аспектов национальных традиций, отношения к Родине, принятие Родины как ценности. Показателями данного критерия являются патриотические, гражданские, правовые знания.

Эмоциональный критерий – демонстрирует эмоциональное отношение к патриотизму, к Родине, к ценности Родины, к соблюдению прав и обязанностей, принятых в обществе, показателями являются уважение к Родине, ответственность, эипатия, толерантность, готовность взаимодействовать с обществом на основе прав и обязанностей, принятых в обществе.

Результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики

Контрольный эксперимент был направлен на выявление результата проведенной работы. Цель контрольного эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность педагогических условий развития ценностного отношения к Родине у студентов вуза средствами казахской этнопедагогики. На данном этапе опытно-экспериментальной работы проводились повторные диагностические замеры, выявлялась динамика в уровнях развития ценностного отношения к Родине у студентов, анализировались полученные данные и формировались выводы.

Итоговые результаты, полученные в ходе контрольного этапа, представлены в приложениях 16, 17, 18, 19.

Показатели ценностного отношения к Родине на контрольном этапе исследования в контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 2.9 и на рисунке 2.10.

Как видно из таблицы и рисунка в экспериментальной группе доминирующим является отношение к знаниям (13,5), это любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового, они могут быть «неудобны» преподавателям, так как много спрашивают, сомневаются в казалось бы очевидных вещах. Они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремятся к их получению.

На втором месте в экспериментальной группе находится такой показатель, как отношение к семье (12,9), мы можем отметить, что в группе испытуемых присутствует устойчиво позитивное отношение к семье, к семейным отношениям, к семейным ценностям, ценность семьи высоко значима для испытуемых. Они дорожат семейными традициями и устоями, помнят о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при их участии и помощи в подготовке. В будущем они хотят создать счастливую семью.

На третьем месте в экспериментальной группе находится такой показатель, как отношение к Отечеству (12,4), испытуемым присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для них не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.

Также на третьем месте выявлен такой показатель, как отношение к труду (12,4), испытуемые получают удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считают зазорным помочь родителям по хозяйству, могут сами предложить что-либо сделать.

Также на третьем месте выявлен такой показатель, как отношение к своему телесному Я (12,4), у студентов в целом доминирует устойчиво положительное отношение к собственному телу, к его особенностям. Для испытуемых ценность здоровья является приоритетной. Они понимают, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывают с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Они способны противостоять попыткам вовлечь их в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постараются не допустить этого в отношении других.

На четвертом месте выявлен такой показатель, как отношение к миру (11,9), у студентов наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Они считают, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы они относятся подчеркнуто отрицательно. Уверены, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не боятся идти на уступки.

На пятом месте находится отношение к культуре (11,5), культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для испытуемых и деятельно реализуются ими в повседневной жизни. Им чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, они внимательны и тактичны по отношению к другим людям. Они понимают необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлют вандализма.

Остальные показатели также увеличились в положительную сторону. Как видно из таблицы и рисунка, значимые для нашего исследования показатели значительно повысились в экспериментальной группе, мы можем утверждать, что после эксперимента студентов экспериментальной группы отличает устойчиво-положительное отношение к Отечеству, к родной земле, к культуре, к миру, это означает, что проведенная нами работа дала положительные результаты.

Что касается студентов контрольной группе, то в ней существенных изменений по изучаемым показателям не выявлено.

Таким образом, мы можем сказать, что природа, культура, традиции, ценностное отношение к Родине у студентов экспериментальной группы представляет положительный фон, результаты, которые мы получили с помощью данной методики, дают нам основание для выделения ценностного критерия ценностного отношения к Родине, представим результаты в таблице 2.10 и на рисунке 2.11.

Как видно из таблицы и рисунка в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования доминирует средний уровень развития ценностного критерия ценностного отношения к Родине и составляет 43,6% (34 человека) студентов. Высокий уровень диагностирован у 29,5% (23 человека) испытуемых, низкий уровень на контрольном этапе выявлен у 26,9% (21 человек) студентов. В контрольной группе на контрольном этапе доминирует низкий уровень сформированности ценностного критерия ценностного отношения к Родине и составляет 45,6% (36 человек) испытуемых, средний уровень выявлен у 31,6% (25 человек) студентов, высокий диагностирован у 22,% испытуемых. Полученные нами данные говорят об эффективности проведенной работы.

71,8% испытуемых ЭГ и 17,7% испытуемых КГ отмечают, что им нравится, когда вся семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.

87,2% испытуемых ЭГ и 59,5% студентов считают, что те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

57,7% студентов ЭГ и 22,8% испытуемых считают, что любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе. 15,4% испытуемых ЭГ и 63,2% студентов КГ отмечают, что то, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной, старой рухлядью.

14,1% испытуемых ЭГ и 51,9% студентов КГ считают, что глупо брать на себя риск ради пользы другого человека. 83,3% студентов ЭГ и 22,7% испытуемых КГ говорят, что многим обязаны своей стране.

13% испытуемых ЭГ и 35,4% студентов КГ отмечают, что люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.

10,3% испытуемых ЭГ и 31,6% студентов КГ подчеркивают, что стране станет легче, если избавиться от психически больных людей. 66,7% студентов ЭГ и 26,6% испытуемых КГ отмечают, что им жаль беспомощных людей и хочется помочь. 14,1% испытуемых ЭГ и 54,4% студентов КГ подчеркивают, что есть нации и народы, которые не заслуживают, чтобы к ним относились хорошо. 88,3% испытуемых ЭГ и 45,6% студентов КГ готовы защищать свою Родину в случае серьезной опасности.