Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Моисеев Андрей Викторович

Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект)
<
Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект) Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Моисеев Андрей Викторович. Развитие ремесленного образования на Урале в XVII – начале XX вв. (историко-педагогический аспект): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Моисеев Андрей Викторович;[Место защиты: Российский государственный профессионально-педагогический университет].- Екатеринбург, 2015.- 151 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы становления ремесленного образования в России 15

1.1. Понятийно-терминологический анализ проблемы идентификации ремесленного образования 15

1.2. Разработка периодизации развития ремесленного образования в России 36

1.3. Ремесленная деятельность и ремесленное образование в контексте отечественной философско-педагогической мысли 52

Выводы по первой главе 62

Глава 2. Особенности ремесленного образования на Урале в XVII начале XX вв. и использование его наследия в современной профессиональной школе 65

2.1. Становление и развитие системы ремесленного образования в Уральском регионе в XVII - начале XX вв 65

2.2. Структура и содержание историко-педагогического наследия ремесленного образования XVII - начала XX вв 99

2.3. Возможности использования историко-педагогического наследия ремесленного образования в современной профессиональной школе... 113

Выводы по второй главе 131

Заключение 134

Список литературы

Разработка периодизации развития ремесленного образования в России

С глубокой древности ремесло имело большое значение в хозяйственной, духовной и социально-педагогической практике многих национальных культур. Ремесленная деятельность была не только специфическим, творчески ориентированным на преобразование действительности в условиях практически полного отсутствия отчуждения видом производительной деятельности человека, но и способствовала формированию научного знания, совершенствованию техники и технологии, развитию социокультурного и креативно-антропологического измерений. Осуществляемая в условиях небольших мастерских, где от поколения к поколению передавались секреты профессионального опыта, она играла важную роль в формировании подрастающего поколения, в профессиональном и социальном становлении молодых людей. Имея в нашей стране глубокие национальные корни, ремесленничество положило начало появлению целого ряда профессий, а ремесленная мастерская как первая организационная форма подготовки работников с выраженным индивидуальным стилем деятельности и востребованными социально-профессиональными качествами стала прообразом современной профессиональной школы [5, 31, 71, 93, 157, 171].

Не останавливаясь в развитии, трансформируясь и видоизменяясь под воздействием научно-технического прогресса, ремесленная деятельность, тем не менее, сохранила свои особые характеристики: целостность, универсальность и автономность. Однако, не смотря на то, что истоки этого феномена восходят к самому началу производительной, социально-репродуктивной и творческой деятельности человека в настоящее время в научном багаже отсутствуют междисциплинарные исследования, которые бы в комплексе рассматривали исторические, экономические, культурологические, педагогические аспекты его становления и развития.

Вместе с тем в отдельных работах, та или иная сторона феномена «ремесло» выступает предметом научного исследования: как вид материального производства, как сфера рыночного хозяйства, как форма предпринимательства, как источник и результат творчества и т. д. [8, 24, 28, 68, 96 и др.]. Естественным следствием такого «узкоспециализированного» изучения явилась множественная интерпретация понятийно-категориального поля ремесленничества. Это, с одной стороны, произошло из-за появления разных, пересекающихся, часто взаимодополняющих терминов, с другой - в виду появления нескольких, противоречивых, порой взаимоисключающих толкований одного и того же термина.

Сложившаяся ситуация в названной сфере, на наш взгляд, обусловлена следующими социально-экономическими и культурно-историческими факторами.

Во-первых, выведением понятий сферы ремесленничества из правового поля и постепенной утратой ими своего первоначального значения. Исторический опыт России, свидетельствующий о том, что вплоть до начала XX в. ремесленничество сохранялось как ведущий социально-экономический уклад, объединявший в себе более трехсот видов хозяйственной деятельности и охватывавший достаточно широкий слой работающих в производственной сфере. Так, по подсчетам известного отечественного экономиста М. И. Туган-Барановского удельный вес ремесленничества, состоявший из мелких производителей и их помощников, членов артельных форм и работников индивидуального, надомного труда, достигал к 1917 г. в России порядка 84 миллионов человек, т. е. в пять раз превышал число рабочих занятых в промышленности [138, с. 22].

Ремесленничество относилось к числу наиболее благополучных, экономически устойчивых социальных групп. Это объяснялось тем, что как социальный институт оно базировалось на определенной хозяйственно-правовой основе, включавшей в себя нормативно оформленные процедуры функционирования, исторически сложившиеся регулятивные устои, достаточно развитые, отвечавшие экономическим запросам своего времени формы бытования. Все это обуславлива 17 ло природу и характер ремесленной деятельности, и, соответственно, особенности профессиональной подготовки ее субъектов.

Между тем, за минувшее столетие прервались многие связи, обеспечивавшие культурно-продуктивную преемственность поколений, утрачены или существенно девальвировались базовые понятия ремесленной сферы. В массовом сознании сформировался стереотип, о том, что ремесленный, «кустарный» труд - это не престижно для работника и некачественно для потребителя. Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» в сознании большинства наших граждан, как правило, воспринимаются с негативным оттенком, поскольку ассоциируются с трудом низкой квалификации, или же с шаблонной работой, выполняемой без творческого подхода.

С другой стороны, для многих граждан ремесленная деятельность приобрела узконаправленную специфику, преимущественно относящуюся к сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Представленный подход в определенной степени выхолащивает и сужает сложившееся в недалеком прошлом более широкое ценностно-смысловое понимание ремесленничества и его образовательной составляющей, не создает сущностных оснований для его популяризации и, что самое главное, не способствует, в силу этого, привлечению к ремесленным видам деятельности молодежи [79, 128]. В результате чего, констатирует разработчик форсайт-проекта «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей» А. В. Ефанов, термин ремесленничество как социально-экономическая категория уже к середине прошлого века фактически исчез в нашей стране из правого поля и научного оборота [97, с. 2-3].

Во-вторых, «девальвацией» культурных и производственных ценностей сферы ремесленничества. Деформация ценностного содержания ремесленной деятельности обусловлена технологическим развитием общества, в котором доминирующее положение занимает поточное, конвейерное производство, девальвацией культуры производства и потребления товара, а также противоречивой сущностью самой ремесленной деятельности, ее внутренней неоднородностью. Неоднозначность восприятия феномена ремесленничества в современном обще 18 стве определяет необходимость выявления сущностного и ценностно-смыслового содержания имманентно присущего ремесленной деятельности, а также поиска эвристических оснований по возвращению ремесленничеству первоначального смысла (ребрендинг).

В-третьих отсутствием на современном этапе, нормативно-правовой базы, регулирующей ремесленную деятельность. При этом, актуальность вопроса о выработке четких дефиниций структурных единиц понятийного поля ремесленничества становится очевидной уже не только в академических кругах, но и среди специалистов-практиков в хозяйственной и образовательной сферах [73, 84, 91]. Инициаторами данных шагов выступают как представители ремесленного сообщества: мастера, ремесленники-организаторы, руководители ремесленных общественных организаций, осознавших свою принадлежность к социальной страте ремесленников, но не имеющих возможности успешно развивать свой бизнес до появления соответствующей нормативно-правовой базы, так и специалисты осуществляющие подготовку по ремесленным профессиям [16, 114, 164].

Одной из основных причин отсутствия легитимности ремесленной деятельности в России является неразвитость ее понятийно-категориального аппарата в тех областях научного знания, которые интегрированы в профессионально-технологическое поле ремесленничества. Кроме того, обнаруживает себя слабая взаимосвязь между теоретическими разработками в сфере ремесленничества и законотворческой деятельностью [72, с. 15]. Непонимание сущности и роли современного ремесла сдерживает развитие не только соответствующих законопроектов, но и препятствует адекватной оценке и поддержке тех тенденций, которые все отчетливее проявляются в сфере малого предпринимательства.

Ремесленная деятельность и ремесленное образование в контексте отечественной философско-педагогической мысли

Поиск путей, способов и ценностных оснований, способствующих осмыслению целесообразности хозяйственно-трудовой деятельности и воспитания ее субъекта нашло свое отражение в трудах отечественных мыслителей конца XIX -начала XX вв. В их работах отражены важные ценностные ориентиры, раскрывающие духовно-нравственный и производственно-трудовой потенциал российского ремесленничества.

Культурно-продуктивная преемственность российского ремесленничества творится из поколения в поколение целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа. Можно без преувеличения сказать, что проблематика труда, трудовой творческой активности человека большинством русских гуманистов в конце XIX - начале XX вв. исследовались с позиций нравственно-этических, культурологических, в определенном смысле даже религиоз 53 ных. Труд представлялся в русской философско-экономической мысли как определенная ценность, иначе говоря, имел сугубо гуманистическую интерпретацию. Под «гуманным» подразумевается, как правило, все то, что способствует сохранению и поддержанию человеческой жизни, удовлетворению важнейших человеческих потребностей. Отсюда становится понятным, что труд выступал и выступает в концепциях экономического гуманизма как важнейший принцип реализации ключевой идеи о высшей ценности человеческой личности.

Речь идет о своеобразной модели гуманного человека в экономике, в которой духовные характеристики стали приоритетными и определяющими по отношению к материальным. Сквозными идеями в рамках этой гуманизированной модели «хозяйствующего человека» стали идеи социального партнерства, социальной справедливости, многоукладности форм собственности, многомерности самой экономики, экономической свободы личности и формирования экономической культуры как условия цивилизованной экономики. Особенностью представителей экономического гуманизма является то, что они, прежде всего, обращают внимание на духовность труда, которая представляется им как творчество в процессе трудовой деятельности, как созидание.

Русский философ И. А. Ильин рассматривал любую хозяйственную деятельность, в том числе ремесленную, как духовную ценность и отводил трудовому воспитанию важное место в системе общественного образования [65]. Воспитание трудом должно будить в ребенке живой интерес к общему делу, как источнику духовной независимости и духовного расцвета всего народа. Пробудить это, по И. А. Ильину, значит заложить основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма, а личностное участие человека в создании продуктов ремесленного труда имеет в равной мере и производственное и воспитательное значение [66, с. 62].

И. А. Ильин считал, что хозяйственный труд имеет религиозный смысл, ибо в основе его лежит религиозное принятие мира. Обосновывая необходимость частной собственности с позиций духовных ценностей православия, он неизменно подчеркивает творческую и духовную сущность хозяйственного процесса. Это потому так, - поясняет Ильин, - что отдаваясь труду, человек вкладывает свою личность в жизнь вещей и в их совершенствование: хозяйственный труд имеет не просто телесно-мускульную природу и не только душевное измерение, но и духовный корень. С точки зрения Ильина, личностно-инстинктивное и личностно-духовное общение человека с вещами имеет в равной мере и хозяйственно-производственное, и духовно-творческое значение [там же, с. 80].

И, главное, рассматривая хозяйство как духовную ценность, Ильин отводит важное место в системе русского национального воспитания хозяйственно-экономическому воспитанию. Как армию и территории он наделяет хозяйство глубоким нравственно-воспитательным смыслом. Хозяйственное воспитание, считает И. А. Ильин, должно будить в ребенке живой интерес к национальной хозяйственной жизни, волю к национальному достатку как к источнику расцвета духовности и независимости народа. Пробудить все это, по мнению И. А. Ильина, означает заложить основы духовной почвенности и хозяйственного патриотизма [там же, с. 88].

Труд с точки зрения С. Н. Булгакова, имеет религиозный источник, а также важное нравственное измерение [13, 14]. Поэтому велика воспитательная роль всякого ремесленного труда. Глубинный смысл хозяйствования состоит в том, чтобы формировать у людей стремление к соработничеству и сотворчеству, отказ от узкоэкономической утилитарности, от раболепия перед внешним богатством.

Интересно решался вопрос о характере мотивации труда С. Н. Булгаковым в работе «Философия хозяйства», в которой он сформулировал идею софийности труда. Основным содержанием ее было утверждение, что не эгоистические расчеты, а духовность, вера «зажигают» человеческое сердце, наполняют его труд высоким смыслом, делают его созидательным, творческим [15].

Со временем софийность труда превратилась у него в учение о мотивацион-ной стороне, характере и общественных формах труда, известное под названием софиологии труда. В своем учении С. Н. Булгаков на первый план ставил нравственные, морально-этические характеристики труда как особой формы человече 55 ской деятельности. С. Н. Булгаков приходит к выводу о том, что труд есть не что иное, как творчество человека, а источником этого творчества и в экономике, и в политике, и в искусстве являются, во-первых, наличие замысла, а во-вторых, свобода волеизъявления. «Человеческое творчество - в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве - софийно», - отмечает С. Н. Булгаков, полагавший, что хозяйственная творческая деятельность человека, то есть его созидательный труд, возможен только «благодаря причастности человека к обоим мирам: миру духовному и миру вещного» [15, с. 113].

Глубинный смысл философии хозяйства, прежде всего философии труда, по мнению С. Н. Булгакова, состоит в том, чтобы формировать у людей стремление к сотрудничеству, отказ от взаимной вражды и неприязни, от экономического рабства и раболепия перед вещным богатством. Именно поэтому огромно воспитательное значение труда, формирующего у человека гордость за дело своих рук, достоинство, удовлетворение от выполненной работы [22, с. 144]. По этим же основаниям Булгаков весьма скептически относился к идее конкуренции, теориям конкурентной рыночной экономики. Отмечая, что для русского народа характерно именно сотрудничество, что коллективистские формы труда объясняются суровыми условиями жизни и деятельности россиян, что конкуренция порождает вражду, зависть, корысть, разрушает человеческое общение и уважение друг к другу [там же, с. 119].

С. Н. Булгаков считал, что сам факт жизни стоит того, чтобы обратиться к самой жизни, к творчеству, к созиданию, к духовному, не замыкаться исключительно в рамках грубого материализма. «Экономический материализм», по словам Булгакова, в определенном смысле даже неопровержим, но он должен быть внутренне превзойден человеком [там же, с. 125].

Структура и содержание историко-педагогического наследия ремесленного образования XVII - начала XX вв

Одной из характерных тенденций развития современного профессионального образования является его тесное взаимодействие с культурно-историческим и педагогическим опытом прошлого. В этой связи уместно использовать существующие подходы (исторический, аксиологический, системно-структурированный подходы) в историко-педагогическом исследовании становления и развития системы ремесленного образования в России. Историко-культурный, духовно-ценностный и системный анализ данных процессов могут выступать в качестве необходимого условия достоверности и обоснованности результатов научного исследования. Как правило, факты в историко-педагогическом исследовании раз 100 розненны, фрагментарны и порой противоречивы. Тем более затруднителен их историко-педагогический анализ, в процессе которого очень сложно воссоздать реальную последовательность развития ремесленного образования в целом. Поэтому необходимо иметь такую теоретическую конструкцию, которая бы помогала выстраивать факты в определенную динамически преобразующуюся, логически непротиворечивую систему, обладающую аксиологическим и эвристическим потенциалом.

Обращение к историко-педагогическому опыту прошлого играет большую роль для продуктивного развития самого общества. Опираясь на принципы исторической преемственности, Е. В. Ткаченко считает, что возможно не только формирование необходимого уважения к культуре и традициям собственного народа, но и формирование гражданских качеств, воспитание духовности, приоритетов социальной адаптации [134, с. 15].

Целесообразность обращения к историко-педагогическому опыту можно рассмотреть с позиций философского знания. С. 3. Гончаров отмечает, что это культурное явление, которое несет в себе высокую духовную значимость и творчески создается; значимость его проявляется в адекватной образной форме, и мы непосредственно схватываем тот значимый смысл, который светится в ткани явления [34, с. 27].

По мнению Б. Г. Корнетова, педагогическое наследие выражает отношение к педагогическому прошлому как к достоянию дня сегодняшнего, оно знакомо и привычно, в него изначально привнесены современные цели и намерения, оно естественным образом органично вплетено в современную педагогическую идеальную и материальную реальность не как ее предыстория, а как ее сегодняшний элемент, как ее неотъемлемая составная часть. В качестве наследия педагогическое прошлое одновременно оказывается достоянием и современной педагогики, ибо есть факт дня сегодняшнего, и достоянием истории педагогики, ибо представляет уже происшедшее, состоявшееся, непонятное вне того исторического контекста, когда оно происходило [77, с. 10-11].

Именно историко-генетический метод, будучи научным методом познания о происхождении, становлении и развитии социальных явлений, позволяет постичь закономерности их возникновения, увидеть динамику развития, путем выявления исторического опыта и его логического осмысления. Генезис социальных феноменов выступает предметом историко-генетического исследования, является способом научного исследования, позволяющего обнаружить и представить генетически исходные слагаемые процессов (А. С. Белкин, Т. А. Сутырина).

В педагогических науках важным слагаемым получения нового знания является выявление, обнаружение и использование ценностного прошлого опыта, который при определенных условиях может быть преобразован в педагогическое наследие. В научных дискуссиях, публикациях, докладах и диссертационных исследованиях термин «педагогическое наследие» начинает применяться с 60-х гг. XX в. Данный термин не имеет строгой формы дефиниции, однако нуждается в уточнении, которое предлагает С.А. Днепров. Под педагогическим наследием им понимаются научные педагогические взгляды, учения, теории, парадигмы прошлого, критически осваиваемые, творчески развиваемые и используемые для решения конкретных задач педагогической науки, способствующие совершенствованию образовательной деятельности в современных условиях [46, с. 16].

Обращение к историко-педагогическому опыту чрезвычайно важно для продуктивного развития и системы профессионального образования. Именно педагогический опыт прошлого, как отражение законов объективного мира и общественной практики может оказать положительное влияние на решение многих воспитательных и образовательных задач.

В историко-педагогическом опыте подспудно присутствует ряд эвристических компонентов и человекотворящих функций, регулирующих образовательную практику сегодняшнего дня: а) аксиологическая (выработка, хранение и передача определённых ценно стей и идеалов); б) познавательная (способность познания мира); в) креативная (процесс и результат творческой деятельности человека); 102 г) воспитательная (необходимый компонент формирования потребностей, взглядов, вкусов и творческих способностей человека).

В рамках данного диссертационного исследования было рассмотрено развитие профессионального ремесленного образования, как в России в целом, так и в отдельно взятом уральском регионе, где в течении XVII-XX вв. были сформированы условия для успешного проявления генетически присущих ему признаков, а истоки и самобытные ориентиры которого, являются основанием взаимосвязи прошлого с современностью.

Таким образом, аксиологическая сущность ремесленного образования, по нашему мнению, заключается в развитии способностей человека к творческому преобразованию действительности в конкретные материализованные формы в ходе приобретения систематизированных знаний и практических навыков ремесленного труда на основе постижения исторически сложившихся технологий ремесленного производства, а также в процессе развития творческой инициативы, воображения, эстетического созерцания, необходимых для практической деятельности.

Ремесленное образование обладает значительным историко-педагогическим наследием, под которым, в настоящей работе, понимается педагогический опыт, аккумулирующий цели, ценности, содержание, методы, средства, формы и условия обучения и воспитания ремесленников в прошлые периоды и который может быть использован в современных условиях в целях совершенствования подготовки ремесленных кадров [93, с. 81].

Выявление роли и места историко-педагогического наследия ремесленного образования позволяет определить его структуру, основные компоненты которой образуют организационно-педагогические условия постижения основ ремесленного мастерства в образовательных учреждениях и выделить в нем четыре составляющих его историко-педагогического наследия: целевой, аксиологический, регулятивный и технологический компоненты (рисунок 2).

Возможности использования историко-педагогического наследия ремесленного образования в современной профессиональной школе...

Идеи, раскрываемые в данном исследование были положены в основу образовательного проекта «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей», поданного в Агентство стратегических инициатив (АСИ) Российским государственным профессионально-педагогическим университетом. Проект получил поддержку и был рекомендован к реализации в 2012 г. Целью проекта стала разработка проекта дорожной карты по развитию ремесленничества в Российской Федерации, проекта федерального закона о ремесленной деятельности, с последующей подготовкой профессиональных и образовательных стандартов по ремесленным профессиям.

Представленные подходы к подготовке по ремесленным профессиям, на наш взгляд, позволят выстраивать перспективную стратегию развития ремесленных видов подготовки в учебном заведении на основе гибкого реагирования на запросы регионального рынка труда, сохраняя, при этом, социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников.

Оптимальный результат от развития ремесленного образования может быть достигнут лишь в случае, если удастся сформировать в будущем работнике одновременно и лучшие профессиональные качества, присущие мастерам-ремесленникам, и качества необходимые предприимчивой, социально активной личности, присущие представителям социального слоя ремесленников-предпринимателей. Важными эвристическим и управленческим результатами реализации программы должны стать перевод учебного заведения в инновационное поле деятельности и формирование у коллектива училища новой профессионально-педагогической культуры.

В сетевую площадку вошли учебные заведения Уральского региона, работающие по образовательным программам, разработанным в рамках германо-российских проектов по подготовке ремесленников и ремесленников-предпринимателей.

Историко-педагогическое наследие ремесленного образования требует бережного сохранения и передачи последующим поколениям. Возможно, что в скором будущем, по мере совершенствования существующих и утверждения новых нормативных основ организации ремесленной деятельности и подготовки кадров для ремесленного сектора экономики, историко-педагогическое наследие отечественной ремесленной школы станет более востребовано.

Во второй главе были рассмотрены вопросы типологии доинституциональ-ных и институциональных форм ремесленного образования, ценностно-целевые и нормативно-технологические аспекты историко-педагогического наследия отечественного ремесленного образования, а также возможность его применения в современной профессиональной школе.

Переход к институциональным формам ремесленного обучения был опосредован процессом развития производительных сил и разделения труда, а также взаимосвязанными с ними изменениями в области подготовки ремесленных кадров. Процессы, определяющие этапы развития профессионального ремесленного образования в Уральском регионе, были соразмерны общероссийским процессам и укладываются в логику представленной выше периодизации. Содержание обучения ремесленным видам деятельности было обусловлено, с одной стороны, уровнем и особенностями технического оснащения производства, с другой стороны, требованиями к качеству подготовки ремесленников.

На первом этапе (XVII в. - начало XVIII в.) становления ремесленного образования на Урале доминирующим типом обучения было ремесленное ученичество. На втором этапе (20-е гг. XVIII в. - первая половина XIX в.) развитие ремесленного образования Уральского региона, ввиду появления новых типов производств - мануфактур, было подчинено по большей части решению производственных задач. На третьем этапе (вторая половина XIX в. - начало XX в.) основным фактором развития и диверсификации системы ремесленного образо 132 вания на Урале стал динамичный рост промышленного производства, требовавший значительного увеличения объемов подготовки рабочих кадров. В данных условиях некоторые ремесленные виды деятельности начали встраиваться в систему индустриального производства, их содержание все более и более наполнялось характерными для подготовки работников индустриального типа признаками. Но при этом зарождались и новые модели собственно ремесленного обучения.

Проведенный ретроспективный анализ показал, что опыт подготовки ремесленных кадров в дореволюционный период, обладает значительным историко-педагогическим наследием, под которым понимается педагогический опыт, аккумулирующий цели, ценности, содержание, методы, средства, формы и условия обучения и воспитания ремесленников в прошлые периоды, и, который может быть использован в современных условиях в целях совершенствования подготовки ремесленных кадров. Анализ содержания ремесленного образования позволил выделить в нем четыре составляющих его историко-педагогического наследия: целевой, аксиологический, регулятивный и технологический компоненты.

Выделенные структурные компоненты педагогического наследия ремесленного образования в определенной степени были положены в основу и получили развитие в ходе реализации экспериментальной работы по подготовке специалистов ремесленных профессий в учебных заведениях Уральского региона: Уральском колледже технологий и предпринимательства, Многопрофильном колледже МГТУ им. Г. И. Носова, Тарко-Салинском профессиональном училище.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что в основу ремесленного образования заложена важная человекотворящая функция, которая реализуется за счет сплава системы знаний, практического и духовного опыта, возрождение и реинтеграция которого в современный мир на новой технологической основе, позволит создать необходимые условия для творческого саморазвития и профессионального становления значительной части молодого поколения.

Анализ опыта ремесленного обучения показал, что положительные результаты от развития ремесленного образования могут быть достигнуты в случае, если духовные и социальные ценности историко-педагогического наследия ремесленного образования будут положены в основу воспитательной работы в образовательных учреждениях, на основе которых можно будет сформировать в будущем работнике, одновременно лучшие профессиональные качества, присущие мастерам-ремесленникам, и качества, необходимые предприимчивой, экономически активной личности, свойственные лучшим представителям социального слоя предпринимателей. Для этого потребуется наполнить новым содержанием организацию профориентационной работы по ремесленным профессиям, изменить подходы и методы профессионального обучения будущих ремесленников, обновлять материально-техническую базу учебных заведений, начать специализированную подготовку педагогов для системы ремесленного обучения.