Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие способности к творческой самореализации студентов ВУЗа средствами народного прикладного искусства Ахметшина Гульназ Радиковна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахметшина Гульназ Радиковна. Развитие способности к творческой самореализации студентов ВУЗа средствами народного прикладного искусства: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Ахметшина Гульназ Радиковна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2019.- 294 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития способности к творческой самореализации студентов вуза средствами народного прикладного искусства

1.1. Сущность и особенности развития способности к творческой самореализации у студентов вуза в контексте философских и психолого-педагогических исследований 18

1.2. Личностно-ориентированный подход как методологическая основа развития способности к творческой самореализации у студентов вуза 40

1.3. Педагогический потенциал народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза 62

Выводы по 1 главе .79

Глава 2. Научно-педагогическое обеспечение развития способности к творческой самореализации студентов вуза средствами народного прикладного искусства

2.1. Педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза средствами народного прикладного искусства 84

2.2.Общая характеристика педагогической модели реализации педагогического потенциала народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза .106

2.3. Организация, ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели и педагогических условий развития способности к творческой самореализации студентов вуза средствами народного прикладного искусства .124

Выводы по 2 главе .160

Заключение .165

Список использованной литературы 174

Приложения 202

Сущность и особенности развития способности к творческой самореализации у студентов вуза в контексте философских и психолого-педагогических исследований

Исследование важнейших аспектов сущности развития способности к творческой самореализации студента в системе высшего профессионального образования ориентирует нас на анализ философских и психолого-педагогических исследований сопряженных понятий «творчество», «самореализация», «творческая самореализация», «способности» и собственно искомого аспекта - «развитие способности к творческой самореализации у студентов вуза».

В рамках исследования психолого-педагогической литературы было выявлено, что проблема творческой самореализации личности в настоящее время стала одной из фундаментальных с точки зрения целостного процесса взаимодействия материального и идеального, субъективного и объективного. В этом контексте необходимость представления творческой самореализации студента как целостного процесса обусловлена его цельностью как личности, что проявляется в обладании ею целями своей деятельности, в осознании этого целеполагания и в реализации его на практике (Б.Г.Ананьев) [9]. Исходя из этого, на сегодняшний день в философских и психолого-педагогических исследованиях представлено множество новаций, связанных с разработкой концептуальных положений о развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза, что может послужить теоретическим и методологическим основанием для более глубокого изучения сущности данного феномена. Так, в философских подходах к феномену «творчества» внимание концентрируется, прежде всего, на проблеме человека в контексте таких вопросов, как смысл его жизни, осмысление возможностей своего жизнетворчества и на этой основе самосовершенствования, свобода выбора деятельности и т.д. Например, Н.А. Бердяев предложил идею о «пересотворении» человеческой сущности индивида в процессе его творческой деятельности, что дало толчок для отечественных философских изысканий, получивших сегодня свое дальнейшее развитие [45]. При этом, для настоящего исследования важным явилось то, что с философской точки зрения в ее гуманистическом контексте индивид полноценно может развиваться только с учетом творческого начала. Это означает, что способность к творчеству всегда будет детерминирована необходимостью поддержания своего качественного человеческого существования.

Отсюда, взгляд на индивида как на субъекта, способного творчески самоопределяться, выдвигает подход к изучению понятия «творчество» с точки зрения рассмотренияданного аспекта как индивидуальных проявлений субъекта (В.В.Сериков) [258].В этом контексте понятие «творчество» определяется как самоорганизация универсума при движении от существующего к возникающему (И.Р.Пригожин) [232].Данное положение отражено в исследованиях отечественных философов, которые рассматривают творчество как важнейший ресурс развития индивида и основу его изменений; как движущуюся силу развития общества и окружающей его среды; как важнейший системообразующий фактор, способствующий созданию инновационных движений в природе [53].

Так, выделяя гуманную сущность творчества, исследователь С.С. Голь-дентрихт считает, что природа творческого приложения сил лежит в плоскости созидания чего-либо или рождения чего-либо нового в направлении прогресса, способствующего развитию как человека, так и социума в целом. А это, по мнению философа, означает, что сущность творчества как такового отрицает любую деятельность, враждебную людям [95].

Таким образом, творческая деятельность в истинном смысле своего значения – это та деятельность, которая дает новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности (Б.М. Теплов) [282].

Исходя из этого, творчество можно считать атрибутом человеческой деятельности, а также необходимым и неотъемлемым ее свойством. Более того, предопределяя определенную основу дальнейшего прогресса материального и духовного производства, творчество можно считать и высшей формой активности и самостоятельной деятельности индивида. Поскольку творчество предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, сопряженную с продуктивным воображением на основе аналитического отношения к результатам, то творческий диапазон в ходе деятельности индивида обычно проистекает от нестандартности решения какой-либо задачи до полноты воплощения им своего творческого потенциала в избранной области. Отражение этих рассуждений мы находим в толковом словаре С.И. Ожегова, где творчество предполагает создание оригинальных по замыслу материальных и культурных ценностей [213]. А в педагогической энциклопедии творчество рассматривается с точки зрения потребности человека изменять окружающую жизнь, вводя в нее что-то новое и оригинальное [221]. Отсюда, «творчество» в научно-педагогическом значении представляет собой деятельность, в результате которой появляется нечто качественно новое и неповторимое, отличающееся своей общественно-исторической уникальностью. А это означает, что творчество должно предполагать наличие творца в лице субъекта данной творческой деятельности [201]. Данная трактовка творчества подтверждается определением, данным Современном толковым словарем, где «творчество» означает психический процесс деятельности индивида по созданию им новых ценностей, включая и духовные [271]. Отсюда, согласно краткому словарю по социологии, под творчеством понимается деятельность человека по преобразованию природной и социальной действительности в соответствии с его потребностями, исходя из существующих факторов объективной реальности [146]. Таким образом, творчество как явление можно определить с точки зрения динамичного процесса, направленного на созидательную деятельность индивида в рамках его творческой активности и поиска креативных решений.

Вместе с тем, как отмечает В.И. Андреев, новизна и оригинальность не должна исчерпывать определения творчества, поскольку при характеристике данного процесса присутствует личностный компонент. Отсюда, ученый считает, что творчество представляет собой тот вид человеческой деятельности, который направлен на разрешение определенного противоречия, которое заложено во взаимосвязи объективных условий (например, в социальных или материальных) и субъективных личностных предпосылок (например, предрасположенность к творческому проявлению своих намерений). И при исключении одного из этих компонентов творческая деятельность часто не проявляет себя в полной мере, либо у нее отсутствует творческая составляющая[15; 16; 19; 83]. При этом, как считают исследователи, творчество представляет собой также качество, процесс и результат разносторонней деятельности личности, поэтому, если отождествлять его с понятием «развитие», то всеобщий критерий творчества может выступать и как критерий развития (Я.А. Пономарев) [230].

В этой связи, творчество, исходя из психологических предпосылок, изучается обычно в следующих аспектах: как психический процесс, направленный на созидание чего-то оригинального, и как психологические свойства индивида, позволяющие ему включаться в данный процесс. Сам же процесс творчества, в связи с этим, претерпевает определенные стадии, начиная от зарождения замысла и заканчивая его реализацией. В этом контексте исследователь Г. Уоллес (1924)рассматривает творческий процесс как прохождение определенных этапов: а) подготовка к деятельности; б) созревание идеи; в)ее озарение; г) проверку ее на состоятельность [341]. Однако, как считает ученый, будучи захваченным своей идеей, индивид вряд ли способен к самонаблюдению; поэтому все его догадки, ведущие к внезапному решению задачи, осуществляются в виде особо ярких состояний сознания, приводящих затем к осознанию нужного решения. Отсюда, психологи приходят к выводу, что продуктивное мышление возможно, прежде всего, при соответствующей организации процесса творчества (М. Вертгеймер, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев) [79; 281; 164]..При этом, личностные механизмы творчества можно раскрыть лишь в контексте их обусловленности конкретной общественно-исторической ситуацией [138].

Следует отметить, что в психологии и педагогике сложились разные представления по поводу понимания творчества. Так, например, Л.В. Куликов, объединяя творческий подход к жизни и творческую деятельность, считает, что они предоставляют богатые возможности и для самоактуализации личности. Здесь автор акцентирует внимание на расширении понятия творчества, где умение осмысливать свое предназначение и место в жизни и способность достигать желаемых творческих целей и являют собой творчество [155].

Педагогический потенциал народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза

Следует отметить, что педагогика народного художественного творчества всегда являлась частью педагогической науки; она вобрала в себя все лучшее из опыта воспитательного воздействия на личность средствами народного прикладного искусства. Специфика осуществления преемственности народной культуры, где традиции национальных и этнических культур являются определяющими, заключается в создании культурной среды вуза через культивирование культурных отношений, выработанных многовековой историей общественного развития [136, c.134]. Важно, чтобы студента с первых дней пребывания его в вузе и в течение всей его учебы в нем окружала атмосфера многообразных культурных традиций. При этом, желательно, чтобы народное прикладное искусство тесно было бы связано со всеми сторонами познавательной и творческой деятельности студентов, когда воздействие на различные сферы их сознания будет происходить уже естественным путем, без навязывания извне и осуществляться самой их жизнедеятельностью.

Отсюда, педагогический опыт обращения к народному прикладному искусству на основе интеграции разных видов художественного творчества и его импровизации позволяет студентам лучше понимать национальное и общечеловеческое в культуре своего народа; развивать творческую направленность в любом виде деятельности; повышать творческий потенциал и эвристическое воображение. Однако это будет происходить только посредством единства эстетических вкусов, нравственных позиций и познавательно-творческой мотивации, что на основе решения различных творческих и художественных задач может привести, в конечном счете, к творческой самореализации.

В этой связи, процесс подготовки будущего специалиста в контексте развития его способности к творческой самореализации становится более эффективным, если:

- педагогический потенциал народного прикладного искусства рассматривается как важнейший образовательный ресурс, который увязан с формированием у студентов мировоззренческих установок; с постоянным обогащением их позитивных личностных характеристик; с расширением профессиональных компетенций с учетом творческой направленности;

- на всех уровнях учебной практики вуза предусмотрено изучение народного прикладного искусства в контексте его функциональной направленности;

- изучение народного прикладного искусства с учетом аксиологических, методологических и художественно-творческих позиций сочетается с художественно-практической подготовкой студентов; - использование форм и методов педагогического потенциала народного прикладного искусства, ориентированных на личностное, профессиональное и художественное становление будущего специалиста;

- вовлечение студентов в различные виды художественной деятельности предполагает актуализацию ими традиций народной художественной культуры.

Исходя из этого, педагогический потенциал народного прикладного искусства складывается из потенциала таких его функций, как: ценностная функция (природосообразная, культуросообразная, мировоззренческая и т.д.); социально-культурная функция (этнокультурная, эстетическая, утилитарная, сувенирная, коммуникативная, досуговая и т.д.); образовательная функция (информационная, познавательная, воспитательная, экологическая, этнорегиональная и т.д.). Каждая из этих функций, по-своему, влияет на различные сферы личности будущего специалиста и на развитие способности к творческой самореализации.

Данные функции отражаются, в частности, в различных видах народного прикладного искусства. Само происхождение народного прикладного искусства, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития того или иного района и представляет собой важный элемент культуры и быта населения. Народное прикладное искусство в нашей стране разнообразно по используемому материалу, применяемой технике и технологии своей продукции, а отсюда, и по своей продукции. Наиболее распространены такие, например, виды, как: ручное узорное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба по кости, резьба по дереву, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра, художественное плетение из лозы (процесс изготовления произведений из природных растительных материалов), гжель, художественная хохлома, дымковская игрушка и т.д. Так, палех представляет собой лаковую миниатюрную живопись на изделиях из папье-маше; в основе его лежат традиции древнерусской живописи, искусства иконописи (удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий).

Знамениты также гжель (вид керамического изделия с росписью синим кобальтом по белому) и хохлома, известные хохломские изделия - посуда, мебель, сувениры с узорным орнаментом с применением алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия с характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым.

Можно отметить также дымковскую игрушку - декоративную глиняную скульптуру высотой до 25 сантиметров, и матрешку - расписную куклу с изображением девочки в простонародном костюме из сарафана, передника, платочка (внутри самой большой куклы помещается целое семейство кукол меньших размеров).

Известно, что декоративное искусство как вид народного прикладного искусства возникло в период первобытно общинного строя, когда люди создавали примитивные формы предметов быта и узоры, а первым украшениям они даже придавали магическое значение. Сегодня декоративное искусство -это вид изобразительного искусства, произведения которого является предметами художественного оформления или узорами; и то и другое служит для украшения.

Важно подчеркнуть, что народное прикладное искусство всегда отличалось не только традиционностью, но и инновационностью и креативностью, что с точки зрения развития культуры не исключает, а предполагает друг друга. Символика народного прикладного искусства несет в себе большие возможности для развития у студентов художественного творчества. Сами же программы художественных дисциплин должны опираться на общие закономерности дидактики, например, учет связи с жизнью, систематичность и последовательность изложения, использование наглядности, обеспечение доступности учебного материала при его изложении, построение содержания учебного материала от простого к сложному, обращение к индивидуальному подходу в обучении и т.д.

К рассмотренным выше функциям народного прикладного искусства мы относим такие компоненты, как: аксиологический компонент(сохранение и передача подрастающему поколению духовно-нравственных ценности данного этноса); художественно-эстетический компонент(повышение художественной и эстетической культуры индивида на материале этнических художественных традиций); коммуникативный компонент(развитие культуры межнационального общения в процессе освоения моральных ценностей и традиций разных народов) и т.д.

Главное, чтобы в ходе своего эмоционального (т.е. чувственного) восприятия окружающих объектов студент имел возможности прикосновения ко всем граням народной культуры с тем, чтобы приобретать умения и навыки творческого самовыражения. Отсюда, во время обучения в вузе студент должен получить разнообразные художественные впечатления, образы, представления. Педагогический потенциал народного прикладного искусства как раз и заключается в привитии студентам нравственных установок в культурной сфере с целью формирования у них культурного видения окружающего мира на основе следования традициям этнической и национальной культуры [136, c. 138].

В этой связи, крайне актуальным становится интеграция вуза с учреждениями культуры в вопросах повышения у студентов мотивации к творческой самореализации. Эта интеграция целесообразна во всех аспектах, как просветительского, культурного, художественного, так и собственно творческого аспекта, поскольку любые произведения народного искусства, так или иначе, могут успешно воздействовать на формирование у студентов культурных и эстетических предпочтений. И здесь определенная ответственность лежит на преподавателях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках этнографических дисциплин, когда они доступно раскрывают связи конкретного ремесла с культурными традициями жизни народа.

Педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза средствами народного прикладного искусства

Рассматривая педагогические условия развития способности к творческой самореализации студентов вуза средствами народного прикладного искусства, мы, прежде всего, имеем в виду их организационное начало, что трактуется отечественными исследователями как возможности, обеспечивающие успешное решение определенных образовательных задач. Так, исследователь Е.И. Козырева под педагогическими условиями понимает совокупность образовательных ресурсов, направленных на успешное решение поставленных задач [134]. Ей вторит исследователь В.А. Беликов, который подкрепляет эту совокупность наличием возможностей через содержание, формы и методы педагогического процесса [43]. Отсюда, в целеполагание развития способности к творческой самореализации студентов вуза мы включаем следующее:

- технологическое обеспечение формирования профессиональной культуры студентов средствами народного прикладного искусства;

- содержательное обеспечение подготовки будущих специалистов, направленное на развитие их творческой составляющей и способности сохранять традиции народного прикладного искусства и художественное наследие народных промыслов своего региона;

- включение студенческой молодежи в проектирование и осуществление как своего художественного продукта, так и осмысленное взаимодействие с иными образцами художественного творчества;

- решение художественно-педагогических задач для формирования необходимых художественно-педагогических умений и способностей студентов;

- развитие мотивации студентов к формированию своего художественного мастерства и духовного роста на основе национальной и мировой культуры;

- формирование готовности студентов к развитию у себя способности к творческой самореализации через средства народного прикладного искусства.

При этом, приоритетным направлением в деятельности вуза должно стать создание таких педагогических условий, которые обеспечивали бы развитие личности с учетом ее внутренних мотивов к повышению своей общей и профессиональной культуры. В связи с этим исследователь Н.М. Борытко акцентирует внимание на такие внешние обстоятельства, которые оказывали бы существенное влияние на протекание педагогического процесса, структурируемого преподавателем и предполагающим достижение определенного результата [67].Таким образом, педагогические условия по своей направленности предусматривают учет различных факторов и закономерностей, способствующих развитию личности. При этом, обоснование педагогических условий часто зависит от специфики организации учебно-воспитательного процесса вуза. Отсюда, исходя из определенных педагогических оснований, связанных с процессом подготовки будущего специалиста, можно выделить следующий комплекс педагогических условий для развития способности к творческой самореализации студентов средствами народного прикладного искусства:

- включение в содержание обучения системы понятий и концепций, нацеливающих будущих специалистов на самопроектирование творческой самореализации;

- обеспечение индивидуального подхода к каждому студенту для творческого самовыражения через народное прикладное искусство;

- создание для студентов в процессе их деятельности ситуаций творческого успеха;

- создание условий свободы выбора студента в контексте его творческой самореализации;

- психолого-педагогическая и научно-методическая поддержка студентов в процессе их творческой самореализации.

Этот перечень педагогических условий мы начинаем с включения в содержание обучения системы понятий и концепций, нацеливающих будущих специалистов на самопроектирование творческой самореализации.

Рассматривая данное условие, мы должны иметь в виду, что самопроектирование творческой самореализации предполагает креативную образовательную деятельность, приводящую, в конечном счете, к качественным изменениям «Я-концепции», где ключевыми понятиями являются «Я-культурное», «Я-социальное», «Я-профессиональное», «Я-творческое». И через интериоризацию субъектного опыта в разных видах художественно-практической деятельности у студента формируются профессионально-творческие компетенции и мировоззренческие установки в ходе развития его художественно-эстетической культуры. Отсюда, при самопроектировании творческой самореализации молодые люди должны понимать, что это осмысленный процесс раскрытия их творческих способностей и возможностей, который определяется поисковой активностью в направлении осуществления своего предназначения; что это целый комплекс личностных новообразований, куда обязательно входят творческая состоятельность, наличие систематизированных знаний о культуре и творчестве, понимание красоты народного прикладного искусства, развитость композиционно-творческих способностей и т.д. При этом, студенты должны понимать, что это еще и созидательная деятельность на основе восприимчивости ко всему новому и поиска креативных решений. Таким образом, самопроектирование в рассматриваемом контексте - это развитие готовности к реализации собственных намерений с учетом ценностных установок на саморазвитие и повышение своей культуры художественными средствами.Исходя из этого, можно назвать следующие важнейшие компоненты профессиональной культуры специалиста, связанного с народным прикладным искусством: личностный компонент (ценностные ориентации и установки на свое культурное и нравственное самосовершенствование); профессиональный компонент (неразрывная связь способностей со знаниями, умениями и навыками; наличие познавательного интереса к творчеству как процессу разносторонней деятельности; накопление практического опыта в освоении народного прикладного искусства); дея-тельностный компонент (применение умений и навыков, необходимых для творческой деятельности; приобщение к различным жанрам народной художественной культуры; тренировка воображения и т.д.).

В этой связи, возьмем, к примеру, курс «Изобразительное искусство в Республике Татарстан», в котором формируются различные значимые компетенции. Так, концепция курса ориентирует студентов на освоение комплекса видов профессиональной деятельности, в числе которых можно назвать педагогическую и культурно-просветительскую деятельность. Для лучшего восприятия и логического осмысления изучаемого материала отдельные разделы курса «Изобразительное искусство Республики Татарстан» изучаются значительно шире - и в историческом, и географическом пространстве. Особое внимание уделяется проблеме взаимодействия и взаимовлияния татарского и русского искусства. Для решения задач самопроектирования творческой самореализации данный курс использует знания по педагогике и психологии; он также связан с такими дисциплинами, как «Философия», «Культурология», «История искусств» и т.д. В задачи практических занятий входит обеспечение получения студентами новых знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства и проектной деятельности с целью показать возможности развития собственных способностей. В процессе осуществления проектной деятельности приобретаются навыки проектирования изделий декоративно-прикладного направления; углубляются знания по композиции в декоративном искусстве; расширяются сведения из области теории декоративно-прикладного искусства и т.д. При этом, при самопроектировании студенты должны достичь определенных результатов в формировании компетенций в области художественно-предметного творчества; уметь осуществлять такие виды деятельности, как: аналитическая, производственно-технологическая, организационно-управленческая. Добавим сюда и то, что выпускник вуза должен грамотно решать задачи исследовательского харак-тера;системно подходить к обработке и интерпретации полученных экспериментальных данных; конструировать и реализовывать намеченные замыслы и т.д.

Организация, ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности модели и педагогических условий развития способности к творческой самореализации студентов вуза средствами народного прикладного искусства

Психолого-педагогический эксперимент по развитию способности к творческой самореализации студентов средствами народного прикладного искусства осуществлялась в течение 7 лет.Базой для проведения опытно экспериментальной работы стал Институт филологии и межкультурных коммуникаций ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 128 студентов, будущих дизайнеров.

Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности педагогических условий и модели реализации педагогического потенциала-народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в ходе педагогического эксперимента, направленного на создание специальных условийдля развития способности к творческой самореализации средствами народного прикладного искусства; моделирование педагогического процесса как образца для практики; возможности повторения эксперимента в различных условиях.

Программа опытно-экспериментального исследования заключалась в том, что проводилось изучение личностных креативных способностей, уровень креативности, показатели самоактуализации, уровень способности к саморазвитию, уровень способности к творческой самореализации, проводился формирующий эксперимент по педагогическому обеспечению процесса развития способности к творческой самореализации студентов средствами народного прикладного искусства, в ходе контрольного эксперимента выявлялись изменения, произошедшие в ходе реализации педагогических условий и модели развития способности к творческой самореализации студентов средствами народного прикладного искусства.

Для организации опытно-экспериментальной работы нами было сформировано две группы студентов – экспериментальная группа (ЭГ) (63 человека) и контрольная группа (КГ) (65 человек).

Следуя логике исследования, экспериментальная работа была разделена нами на три основных этапа:

- констатирующий этап эксперимента (2011-2013 гг.), целью данного этапа стало выявление исходных значений личностных креативных способностей, уровень креативности, показатели самоактуализации, уровень способности к саморазвитию студентов, уровень способности к творческой самореализации;

- формирующий этап эксперимента (2014-2016 гг.) предусматривал реализацию педагогических условий и модели развития способности к творческой самореализации студентов средствами народного прикладного искусства (содержание этого этапа представлено в п. 2.1. и п. 2.2.);

- контрольный этап эксперимента (2017-2018 гг.) предполагал оценку результатов формирующего эксперимента, определение динамики развития показателей способности к творческой самореализации студентов, проверку эффективности комплекса выявленных педагогических условий и модели развития способности к творческой самореализации студентов средствами народного прикладного искусства, оформление выводов по проведенному исследованию.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами использовался комплекс методик, которые в общей своей совокупности позволяют судить об уровне развития способности к творческой самореализации студентов. Таким образом, нами применялись следующие методики: методика изучения личностных креативных способностей Е.Е. Туник, опросник креативности Джонсона, тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В.И.Андреев), самоактуализационный тест (САТ).

Методика изучения личностных креативных способностей Е.Е. Туник (см. Приложение № 1) использовалась для выявления четырех особенностей творческой личности: любознательности (Л); воображения (В); сложности (С) и склонности к риску (Р).

Опросник креативности Джонсона (см. Приложение № 2) – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

При оценке уровня креативности определяется очень высокий уровень - 40-34; высокий уровень - 33-27; нормальный, средний уровень - 26-20; низкий уровень - 19-15; очень низкий - 14-8.

В основе самоактуализационного теста (САТ) Э.Шострома (см. Приложение № 3) лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы (или составляющие) опросника характеризуют основные сферы самоактуализации. В результате адаптации данной методики Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз был создан «Самоактуализационный тест» (CAT). Опросник состоит из 14 шкал, 126-ти пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения. Тест замеряет компетентность во времени; самоподдержку; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивную чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергию; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.

Тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В.И.Андреев), данная методика позволяет выявить уровень способности к саморазвитию, самообразованию (см. Приложение № 4).