Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Комарова Мария Юрьевна

Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности
<
Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Комарова Мария Юрьевна. Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Иркутск, 2002 198 с. РГБ ОД, 61:03-13/684-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творческого потенциала студента - будущего учителя во внеаудиторной деятельности 12

1.1. Современные подходы к исследованию природы творчества как психолого-педагогической категории 12

1.2. Творческий потенциал студентов вуза - будущих учителей как педагогический феномен 26

1.3. Внеаудиторная деятельность студентов вуза в современных условиях 44

Глава II. Экспериментальная работа по развитию творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности 63

2.1. Педагогический отряд как оптимальная форма развития творческого потенциала личности будущего преподавателя 63

2.2. Методы и формы развития творческого потенциала студентов 92

2.3. Анализ результатов эксперимента 139

Заключение 146

Библиография 152

Приложения 166

Введение к работе

Развитие современного общества предъявляет новые требования к школе, к организации учебного процесса и особенно к личности учи геля. В связи с этим одной из важнейших задач является подготовка педагогических кадров, обладающих высоким уровнем профессиональной и социальной адаптивности, умеющих комплексно оценивать педагогическую ситуацию на разных уровнях, способных к гибкому сочетанию традиционного и инновационного подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В период ломки образовательных шаблонов и стереотипов возникает повышенная потребность в подготовке педагогов, способных прогнозировать развитие событий, формулировать проблему и принимать сложные педагогические решения, уметь убеждать в своей правоте. В связи с этим задача развития у учителя новой формации набора профессиональных и личностных качеств, которые могут быть определены общим понятием «творческий потенциал», приобретает на сегодняшний день особую актуальность.

Вопрос развития творческого потенциала личности является ведущим в теории творчества и раскрывается через такие категории как «творчество», «творческий процесс», «творческая активность», «творческая деятельность», «творческое самовыражение» и т.д. К исследованию этих проблем обращались многие известные философы, психологи, социологи, педагоги.

Общие вопросы творчества как особого вида мыслительной и практической деятельности, результатом которой является созидание оригинальных, неповторимых ценностей, рассматривались А.В.Матейко, К.К.Платоновым, Я.А.Пономаревым, А.Г.Спиркиным.

Исследованием качеств творческой личности занимались Ф.Баррон, В.А.Кан-Калик, А.С.Косогова, А.Н.Лук, Н.Д.Никандров, А.З.Рахимов, В.С.Шубинский и другие.

К проблематике творческого мышления обращались многие известные исследователи теории творчества, в том числе В.И.Андреев, А.Н.Лук, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская.

Исследованием вопросов структуры и организации творческого процесса занимались М.Вертгаймер, Д.Гилфорд, Э.Де Боно, Е.П.Торранс.

Барьеры, препятствующие творческому процессу, описаны в работах американских психологов, таких как Г.Линдсей, Р.Томпсон, К.Халл, а также в трудах А.С.Косоговой, Р.С.Немова и др.

Проблемы творческого потенциала нашли свое отражение в трудах И.В.Белохвостиковой, А.А.Бодалева, А..В.Брушлинского, А.А.Глухачевой, А.А.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, А.М.Матюшкина, Ф.Т.Михайлова, А.П.Нечаева, А.В.Петровского, Я.А.Пономарева, В.Н.Пушкина, К.Е.Сигалова, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона и др. Их идеи получили развитие в трудах Г.М.Заболотской, И.П.Калошиной, И.С.Ладенко, исследовавших социологическую и психологическую составляющие творческого потенциала. Изучением компонентной структуры творческого потенциала занимались Б.В.Бокуть, Л.Г.Варепо, В.В.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.А.Лисовская, Л.Л.Лузина, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, В.П.Подвойский, С.М.Сокорева, О.Г.Сущенко, Л.А.Шеметкова.

Несмотря на научную значимость приведенных выше исследований, отметим, что теория творчества в целом и творческого потенциала в частности далека от своего завершения и представляет несомненный научный интерес.

Недостаточно, на наш взгляд, исследован вопрос компонентной структуры творческого потенциала, взаимного влияния и взаимного дополнения компонентов.

Требует, на наш взгляд, дополнительного изучения вопрос влияния социальной среды и форм группового взаимодействия на повышение продуктивности творческих процессов и, как следствие, повышение уровня творческого потенциала.

Насущной необходимостью, с нашей точки зрения, является создание педагогической системы комплексного развития творческого потенциала, существующей пока в виде разрозненных элементов.

Недостаточно, на наш взгляд, развит прикладной аспект теории педагогического творчества. Опыт применения результатов теории творчества в педагогической практике получил пока еще недостаточное распространение. С нашей точки зрения, развитие прикладного аспекта может быть построено на основе использования опыта других наук и областей человеческой практики, использующих элементы теории творчества в специфической и зачастую весьма эффективной интерпретации.

Общепедагогическое и практическое значение этих проблем и необходимость их решения определили выбор темы предлагаемого диссертационного исследования «Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности».

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка студентов вуза как средство развития творческого потенциала.

Предмет исследования: система педагогических условий эффективного развития творческого потенциала студентов вуза во внеаудиторной деятельности.

Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка системы педагогических условий развития творческого потенциала студентов вуза во внеаудиторной деятельности.

Задачи исследования:

  1. проанализировать современные подходы к содержанию основных понятий теории творчества с целью содержательного уточнения понятия «творческий потенциал» с точки зрения педагогики;

  2. выявить компонентную структуру творческого потенциала, определить приоритеты компонентов и диагностические критерии для каждого компонента;

  3. сформулировать общие требования к благоприятной для развития творческого потенциала социально-педагогической среде, проанализировать деятельность педагогического отряда с точки зрения соответствия этим условиям;

4) разработать систему занятий, развивающих основные компоненты

творческого потенциала.

Гипотеза исследования: процесс развития творческого потенциала студентов вуза будет более эффективным, если:

активизация процесса саморазвития творческого потенциала студентов будет осуществляться через коллективную творческую деятельность в рамках внеаудиторных учебных форм;

для осуществления этого процесса используется система занятий по комплексному развитию творческого потенциала при условии достаточно развитого мотивационного компонента;

процесс развития творческого потенциала протекает в благоприятной социально-педагогической среде, обладающей повышенными коммуникативными и мотивирующими характеристиками; примером такой среды может выступать педагогический отряд;

познавательная деятельность будущего учителя носит активный, преобразовательный характер на основе активного использования методов проблемного обучения, эффективного применения теории в практической деятельности, рационального сочетания эвристического и логического подходов.

Методологические и научно-теоретические основы исследования

составляют философские, психологические и педагогические положения, раскрывающие общенаучные категории «личность», «творчество», «творческий потенциал. Творческий потенциал будущего педагога рассматривается на этой основе как предмет междисциплинарного изучения.

В исследовании использован комплекс научных идей, который позволил осуществить концептуальный синтез теоретических положений, раскрывающих проблему развития творческого потенциала будущего педагога, в том числе:

- идеи целостного подхода к личности будущего педагога в процессе
обучения в вузе, утверждение о развитии творческого потенциала
как процесса саморазвития (Бондаревская Е.В., Переломова Н.А.,
Подлиняев О.Л., Сластенин В.А., Федотова Е.Л. и др.);

- основные положения проблемы творчества применительно к педа
гогическим явлениям и процессам (Загвязинский В.И., Кан-Калик
В.А., Кулюткин Ю.Н., Косогова А.С., Никандров Н.Д., Кузьмина

Н.Д. и др.). Методы исследования:

теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы и исследований по проблеме теории творчества;

теоретическое моделирование;

педагогическое наблюдение;

индивидуальные, групповые беседы со студентами;

опрос с использованием анкетирования, интервьюирования;

самодиагностика;

учет опыта педагогической деятельности;

метод экспертного анализа;

методы математической теории принятия решений;

методы математической статистики.

Использование различных методов исследования позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей их сложности, взаимозависимости и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента в количественных и качественных показателях.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем.

1. Уточнено и дополнено содержание понятия «творческий потенциал личности» как интегративного качества, базирующегося на четырех основных компонентах: мотивации, коммуникативности, интеллекте и креативности. Проведено ранжирование компонентов творческого потенциала. Определены компоненты творческого потенциала, наиболее подверженные учебно-педагогическому воздействию.

  1. Сформулированы требования к социально-педагогической среде и учебным формам, наиболее благоприятствующим развитию творческого потенциала. Проведено обоснование выбора педагогического отряда как прототипа благоприятной социально-педагогической среды.

  2. Разработана система занятий по развитию творческого потенциала через активизацию его креативного и коммуникативного компонентов.

  3. Проведено обоснование целесообразности использования методов теории принятия решений для повышения продуктивности творческих процессов при исследовании проблем практической педагогики.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в системе высшего педагогического образования, адаптация которых проводится на филологическом факультете Иркутского государственного университета.

Разработанные методики диагностирования уровня сформированности творческого потенциала могут служить основой для аттестации педагогических кадров.

В числе результатов работы, обладающих практической значимостью можно выделить следующие:

спецкурс «Развитие творческого потенциала личности», являющийся основой для становления эвристической составляющей креативного компонента творческого потенциала;

тренинг партнёрского общения, развивающий коммуникативный компонент творческого потенциала;

практикум по технологии принятия решений для развития логической составляющей креативного компонента творческого потенциала в аспекте организации творческих процессов принятия решений.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретической и психолого-педагогической обоснованностью эксперимента, применением надежных валидных методов сбора и обработки экспериментальных данных, использованием методологически обоснованной системы занятий по развитию творческого потенциала студентов, статистической достоверностью результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Творческий потенциал - это интегрированная личностная характеристика, основу его составляют общие способности индивида, характерной особенностью которых является направленность на личностный рост, преобразование интеллектуальной сферы, а также самоактуализация в процессе отношений человека с другими людьми. Компоненты педагогического творческого потенциала: интеллектуальный, обеспечивающий реализацию интеллектуальных умений; мотивационный, стимулирующий личность к саморазвитию и самореализации; коммуникативный, создающий предпосылки самоактуализации личности в процессе общения, и креативный, который мы понимаем как способность к дивергентному мышлению, ориентированному на поиск и генерирование новых информационных объектов.

  2. Творческий потенциал студентов вуза - будущих учителей будет развиваться более эффективно, если для осуществления этого процесса используется система занятий по его комплексному развитию;

  3. Педагогический отряд как одна из форм внеаудиторной деятельности студентов является наиболее благоприятной учебно-социальной средой, обладающей повышенными коммуникативными и мотивирующими характеристиками, которые способствуют развитию творческого потенциала студентов;

  1. Использование методов проблемного, интерактивного обучения позволяет генерировать знания в процессе проектирования реальных педагогических проблем, приближенных к практике;

  2. Применение в процессе обучения новых образовательных технологий, способов решения педагогических задач на основе сочетания эвристических и формальных методик дает возможность развить наиболее значимые компоненты творческого потенциала студентов.

Экспериментальной базой исследования являлся педагогический отряд «Товарищ», сформированный в основном из студентов исторического факультета Иркутского государственного университета.

Исследование проводилось поэтапно с 1994 по 2002 год.

На первом этапе (1994-1996) осуществлялось изучение научной литературы по теме исследования, происходило накопление первичных знаний о роли и месте педагогических отрядов в системе профессиональной подготовки учителя, о существующей практике работы педагогических отрядов и наличии предпосылок развития на их базе творческого потенциала студентов. На этом этапе было выполнено обоснование компонентной модели творческого потенциала и педагогических способов его развития. В результате проделанной работы были сформулированы основные цели, объект, предмет исследования, гипотеза и намечена программа экспериментальной работы.

На втором этапе (1996-1998) был проведен констатирующий эксперимент и разработаны содержание и методика проведения формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1998- 2001) проводились анализ и обработка результатов формирующего эксперимента, завершалось теоретическое обобщение, систематизация и описание материалов исследования, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформление диссертации.

Апробация теоретических положений и внедрение результатов исследования: автор регулярно сообщал о результатах исследования на семинарах, педагогических конференциях различных уровней:

научно-практическая конференция (Нежин, 1990);

научно-практическая конференция по педагогическим проблемам (Одесса, 1991);

научная конференция (Челябинск, 1992);

межвузовская научная конференция (Иркутск, 1993);

научно-практическая конференция по педагогическим проблемам (Одесса, 1994);

научная конференция «Образование в переходном обществе» (Иркутск, 1995);

Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание как научная категория и феномен социальной практики» (Владимир, 2001).

Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 13 публикациях и 4 методических рекомендациях.

Современные подходы к исследованию природы творчества как психолого-педагогической категории

Проблему развития творческого потенциала личности можно считать одной из наиболее фундаментальных проблем всей совокупности гуманитарных наук. В ней смыкаются интересы философии и экономики, истории и психологии, генетики и физиологии, педагогики и эргономики. Естественно, что трактовка понятия "творческий потенциал" в той или иной отрасли научного познания имеет различный смысл и рассматривается (исходя из предмета, целевых установок, методологической основы) с разных сторон.

Учитывая сложность, многоаспектность, а также недостаточную разработанность проблемы, ограничимся лишь некоторыми подходами к выявлению сути творческого потенциала личности.

Проведенный нами анализ научной литературы по данной проблеме выявил отсутствие сколько-нибудь четких границ определения понятия "творческий потенциал". Этот термин зачастую используется как синоним творческой активности, либо его значение распространяется на творческую деятельность, либо он отождествляется с творческими способностями. Понять природу творческого потенциала без понимания сущности творчества невозможно, и по этому вопросу существует множество разноречивых мнений, суждений, теорий и т.д. Большинство исследователей определяют творчество как «высшую форму активности и самостоятельности человека» [102, 215] как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности [148, 405].

Понятие творчества в последние годы являлось предметом анализа многих наук. В философской науке мы находим определение понятия «творчество», данное А.Г.Спиркиным: «Творчество - это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира и духовной культуры. При этом следует подчеркнуть, что новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории культуры, если же он нов лишь для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения»[23].

В этом определении для нашего исследования особенно интересно то, что новизна, да и сам процесс творчества может иметь как объективную, так и субъективную значимость.

К.К.Платонов характеризует творчество как «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами» [103,147].

Исследователь А.Матейко считает, что «творчество свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не связывая оценку той или иной информации с авторитетностью её источника» [77, 10].

А.З.Рахимов определяет творчество как форму деятельности человека, направленную на создание новых ценностей, новых идей, как открытие принципиально нового или же усовершенствование решения той или иной задачи.»[126].

Некоторые авторы чрезвычайно широко трактуют это понятие и даже отождествляют его с понятием «развитие». «Творчество - это необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и формы творчества. Творчество человека - лишь одна из таких форм», - пишет Я.А.Пономарев[82, 43].

Г. Гиргинов [38], анализируя понятие «творчество», акцентирует внимание на его различных видах и уровнях. «Творчество в широком смысле слова, или творчество первого уровня, имманентно присущее человеческому мышлению и человеческой практике, представляет собой деятельность, в ходе которой: во-первых, формируются вещи и явления, в объективной реальности не существующие; во-вторых, развиваются и совершенствуются далее уже созданные человеком материальные и духовные произведения; в-третьих, вырабатываются методы, формы, средства субъективного переустройства наличного. Творчество в узком смысле слова, или творчество второго уровня, предъявляет высокие требования к человеческому мышлению и человеческому действию.

При анализе творчества как специфического вида человеческой деятельности следует, наряду с признаками «новизны» и «социальной значимости», мы считаем необходимым выделить и признак «прогрессивности», так как социальная значимость для различных социальных групп будет разной. Этот признак очень часто либо умалчивается, либо даже не признается.

Несколько упрощенный взгляд на природу творчества мы находим у А.Ф.Эсаулова. По его определению «творческий акт представляет собой взаимодействие субъекта с объектом, выступающим в виде противоречия» [164,223].

Для цели нашего исследования наиболее значимой является позиция Ф.Баррона [12], рассматривающего творчество как «способность адаптивно реагировать на потребность в новом образе существования». Автором выделяется одна из самых значимых способностей, применимых к профессионально-педагогической деятельности.

Как показывает проведенный нами анализ, творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков, которые проявляются всякий раз не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве. Мы понимаем творчество как вид человеческой деятельности, осуществляемой при определенных условиях, в частности: - наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; - социальная и личная значимость и прогрессивность, то есть эта деятельность полезна и для общества и для личности; - наличие объективных предпосылок, а также условий для творчества; - наличие субъективных предпосылок для творчества (личностные качества, положительная мотивация и др.) - новизна и оригинальность процесса и результата. В работе мы рассматриваем развитие творческого потенциала личности посредством решения творческих задач, поэтому будем придерживаться следующей формулировки: Творчество - форма деятельности человека, направленная на создание новых ценностей, новых идей; это открытие принципиально нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Это, в то же время, процесс достижения результата, в котором личность реализует свои потенциальные силы и способности и в котором она сама развивается. Критерием «творческого» в любой области человеческой деятельности является создание нового, не известного ранее. При этом факт новизны не обязательно должен связываться с научным открытием или рождением произведения искусства: новыми могут быть признаны оригинальный путь к уже известному результату, постановка и решение задачи, проблемы, интерпретация и тому подобное.

Творческий потенциал студентов вуза - будущих учителей как педагогический феномен

Во второй половине 80-х годов возникло новое направление - исследование педагогической деятельности как творческого процесса. Особое место занимают исследования, связанные с развитием творческого потенциала будущего педагога, профессиональная деятельность которого предполагает необходимость постоянного решения множества творческих задач, таких как: - организация образовательного процесса в различных социокультурных условиях; - проектирование, реализация и корректировка учебно-воспитательного процесса; - разработка учебно-программной документации (индивидуальных программ, авторских курсов, экспериментальных учебников и т.д.), умение использовать её для формирования содержания образования; - осуществление экспертизы содержания учебно-методических комплексов; - разработка и внедрение в образовательный процесс авторских экспериментальных учебно-методических комплексов и т.д.

В процессе педагогической деятельности учитель встречается с огромным количеством нередко трудно прогнозируемых, а иногда и непредсказуемых факторов, влияющих на развитие личности, например, условия жизни, характеры, вкусы, наследственность, традиции, судьбы, окружение и т.д. Чем больше развит творческий потенциал учителя, тем легче ему найти верные методы и приемы адекватного взаимодействия с воспитанниками для более действенной помощи в процессе развития и саморазвития личности учащегося. Следует также заметить, что креативный человек обладает большей, по сравнению с людьми с непроявленным творческим потенциалом, привлекательностью в общении. Он притягивает к себе людей, а это качество личности немаловажно для профессии учителя.

На сегодняшний день актуальными задачами высшего педагогического образования, на наш взгляд, являются следующие: - углубление интереса у студентов к профессионально-педагогической деятельности; - формирование функциональной грамотности студентов; - развитие важнейших психологических компонентов профессиональной компетентности будущего педагога; - развитие гуманитарной культуры студента, которая способствует саморазвитию личности, «рождает умение видеть глобальность стоящих перед ней проблем»; - формирование философского, творческого, поискового мышления у студентов; - подготовка будущего учителя к управлению познавательной деятельностью учащихся, к развитию их творческого мышления, творческих способностей.

Педагогическая деятельность учителя, направленная на организацию учебно-воспитательного процесса, не может быть полностью алгоритмизирована. Это значит, что ни теоретически, ни тем более практически невозможно расписать каждый шаг учителя, каждое его действие, дать рецепты на все случаи жизни.

Отсюда следует, что решение подавляющего большинства педагогических задач - дело творческое, вот почему необходимо говорить о творческой профессионально-педагогической деятельности учителя в целом.

Общие и специфические особенности творческой педагогической деятельности исследуются в трудах Я.А.Пономарева, Ф.Г.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова, Л.М.Фридмана, Ю.Н.Кулюткина, В.И.Загвязинского, А.С.Косоговой и др.

Творчество педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми оптимальные, органичные для данного педагога нестандартные педагогические решения.

Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения, который, будучи творческим актом, в значительной степени базируется на индивидуально-типологических характеристиках педагога. Конкретизируя структуру творческой педагогической деятельности, В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров [53] определяют такую последовательность этапов в её осуществлении: 1. возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи; 2. разработка замысла; 3. воплощение педагогического замысла в деятельности в общении с детьми; 4. анализ и оценка результатов творчества. Одновременно они подчеркивают специфику педагогического творчества, заключающуюся в следующих его особенностях: - временная спрессованность общей структуры творческого процесса педагога; - длительность проявления результатов работы; - необходимость сопряжения творческого процесса педагога с творческим процессом каждого ученика и всего педагогического коллектива; - необходимость управления своим психическим состоянием.

Педагогический отряд как оптимальная форма развития творческого потенциала личности будущего преподавателя

Для разработки модели педагогической системы формирования творческого потенциала у студентов во внеаудиторной деятельности на начальном этапе был проведен констатирующий эксперимент (1996-1998 г.г.), в ходе которого решались следующие задачи: 1) определение роли и места педагогических отрядов в системе профессиональной подготовки будущих учителей; 2) анализ существующей практики работы педагогических отрядов на примере Иркутского региона; 3) выявление структуры и сложившихся элементов деятельности, способствующие развитию творческого потенциала будущих учителей; 4) диагностика уровня развития творческого потенциала у членов педагогических отрядов.

Для реализации намеченных целей были проанализированы основные документы, определяющие требования к профессиональной подготовке специалистов высшей школы.

Нами выявлено, что в «Структуре базового педагогического образования» развитие творческого потенциала учителя рассматривается как актуальная социокультурная задача, поскольку «кардинальное значение сегодня имеет то обстоятельство, что решение глобальных проблем зависит от того, какой тип человека сформирует общество для их преодоления» [142, 6].

Низкий уровень раскрытия творческого потенциала, не нацеливающий учителя на создание и освоение нового, признается главным препятствием на пути развития современного образования, поскольку при этом

«происходит адаптация восприятия педагога к ограниченному кругу рассматриваемых явлений; это создает основу психологической инерции, т.е. предрасположенности к «шаблонному способу мышления», сковывает активность при разрешении проблемных ситуаций» [142, 7].

В документе отмечается, что, исходя из этого, необходимо в корне изменить характер и уровень профессиональной подготовки будущего учителя. Актуальными требованиями сегодняшнего дня являются «персонификация и субъективация» профессионально-педагогической подготовки студентов, подготовка «ученого-педагога», «педагога-исследователя», «формирование творческого стиля деятельности будущего учителя» [142, 129-130].

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования уделяется большое внимание освоению студентами инновационных (творческих) процессов в современной школе. В перечне требований к знаниям и умениям по дисциплинам психолого-педагогического цикла сказано, что студент должен: - уметь организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; - владеть умениями проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс; - владеть основами разработки учебно-программной документации и уметь использовать их для формирования содержания обучения и воспитания; - уметь анализировать содержание экспериментальных программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дополнительный материал, ориентируясь на требования времени [40, 7-8].

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что развитию творческого потенциала студентов - будущих учителей сегодня уделяется большое внимание. В качестве экспериментальной площадки нами были выбраны филологический и исторический факультеты Иркутского государственного университета, на анализе работы которых во многом основывались наши теоретические выводы. Экспериментальной группой стали студенты, работающие в педагогическом отряде «Товарищ» на историческом факультете (этот отряд был организован в 1981 году).

Мы считаем необходимым сделать небольшой экскурс в историю пе-дотрядовского движения на примере деятельности СПО «Товарищ» для того, чтобы определить роль и место этой формы социально-педагогической практики в общем процессе профессионально-педагогической подготовки студентов. Инициатором создания СПО «Товарищ» стали будущий заведующий кафедрой педагогики и гуманитарных технологий ИГУ К.С.Жуков, студентки первого курса Ольга Уракова (первый командир отряда) и Марина Леонтьева (первый комиссар отряда). Уже летом 1982 года 15 членов СПО «Товарищ» отработали два сезона в пионерском лагере «Сосновый бор», а через год - более 20 членов отряда трудились в лагере «Юный геолог».

1984 год стал переломным в жизни СПО «Товарищ». Во время проведения инструктивного семинара студенческих отрядов командир отряда Евгений Гудков познакомился с руководителем профсоюзного комитета Кор-шуновского горнообогатительного комбината, крупнейшего в стране производителя железной руды. Самые яркие и лучшие годы педотряда связаны с городом Железногорск-Илимский и детским лагерем «Лесное». Ни один из СПО Иркутска не может похвастаться таким «консерватизмом» в работе, таким уважением руководства, хозяина лагеря - 15 лет подряд работы на одном месте (кроме 1993 года, когда «Товарищ» работал в «Хвойном»).

Железногорск - Илимский - небольшой городок на севере Иркутской области, город-предприятие, ведь почти все производство связано с горнообогатительным комбинатом. Этот город стал родным для нескольких сотен молодых педагогов - студентов исторического факультета (на котором базируется отряд), а также студентов других учебных заведений, не всегда педагогических, которые прошли школу вожатых в студенческом педагогиче ском отряде «Товарищ». 1977-78 гг. примечательны тем, что в «Товарищ» пришли работать бывшие воспитанники отряда, закончившие школу и поступившие в вузы города Иркутска. Уже никого не удивляет, что дети из Железногорска приезжают в гости к своим любимым вожатым. А некоторые школьники едут в лагерь только тогда, когда там работает определенный вожатый.

Вся жизнь отряда проходит на историческом факультете ИГУ. Декан факультета (а много лет им был Ю.С.Пархоменко), преподаватели всегда оказывают отряду поддержку, и можно сказать, что СПО «Товарищ» - лицо факультета. В настоящее время СПО «Товарищ» принимает активное участие в различных городских мероприятиях, за что неоднократно получал благодарности от администрации Иркутской области и города Иркутска. Это работа на посту № 1 у Вечного огня Славы, проведение игры «Зарница», праздников для детей, сбора подписей в поддержку идеи благоустройства города, участие в качестве технического персонала на коммерческих шоу и многое другое. Главным событием 1977 года стала встреча поколений педотряда в Городском центре досуга молодежи. На встрече присутствовало около двухсот бойцов педотряда разных лет - это и те, кто работал в отряде в 80-е годы, и те, кто был в отряде в трудные 90-е, и новички педотрядов-ского движения. В нынешнем составе педагогического отряда «Товарищ» преобладают студенты из других вузов Иркутска, с других факультетов, что привнесло в жизнь отряда много нового.

СПО «Товарищ» - это хорошая школа кадров, из него вышли руководители и специалисты различных комитетов администраций, лидеры моло-дежных организаций, капитаны команд КВН, и просто педагоги-профессионалы.

Методы и формы развития творческого потенциала студентов

Эксперимент по развитию творческого потенциала студентов - будущих преподавателей во внеаудиторной деятельности проводился в течение 1998 - 2000 года на базе Иркутского государственного университета со студентами, работающими в педагогическом отряде «Товарищ» на историческом факультете.

Целью формирующего эксперимента по развитию творческого потенциала явилось создание системы занятий, направленных на становление креативного и коммуникативного компонентов личности. Выбор этих составляющих творческой личности обусловлен их особой, на наш взгляд, значимостью, что подтверждается результатами экспертных оценок и выводами, приведенными в предыдущем параграфе.

Специфической особенностью эксперимента явилось рассмотрение креативности и коммуникативности в контексте решения одной из важнейших проблем теории творчества, а именно: проблемы повышения продуктивности процессов творческого мышления. В настоящее время выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: a) подходы, ориентированные на поиск и активизацию внутрилично стных источников; b) подходы, ориентированные на организацию творческого процесса. К первой группе могут быть отнесены подходы, рассматривающие творчество с позиций психоанализа, психометрии, гуманистической психологии. Не умаляя значимости этих подходов, отметим, что это направление выходит за рамки предлагаемого исследования.

Более интересным, на наш взгляд, является рассмотрение творчества как процесса. К группе подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию ассоцианистов, которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальтпсихология исходит из того, что творческое мышление — это и не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

На специфику взаимодействия логики и творчества обращает внимание. А. Пономарев, отмечая, что «...по самой сути дела любое решение подлинно творческой проблемы всегда выходит за пределы логики. Однако, как только это решение получено, он, конечно, может при определенных условиях быть логически осмысленным. И если оно принципиально ново, то с неизбежностью должно обогатить логику. Эвристической логикой в строгом смысле может быть названа та логика, которая постоянно обогащается в итоге анализа новых открытий. На основании такой логики те задачи, которые до этого были творческими, перестают быть таковыми, они становятся задачами логическими. Это и создает одно из необходимых условий развития творческих возможностей. Опираясь на достижения логики, сфера творчества перемещается и вновь оказывается за пределами возможностей логики» [115].

Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности.

Наиболее традиционны подходы, в которых творческие способности пробуждаются в процессе решения сложных задач, чему, в частности, были посвящены эксперименты М. Вертгаймера по развитию продуктивного мышления у школьников [166]. Завершенные программы развития творческого мышления были разработаны практически одновременно американскими исследователями Тор-рансом Е. П. и Э. Де Боно [166]. Торранс признавал тренируемость такого элемента творческой способности как дивергентное мышление, поэтому ведущей идеей, положенной в основание его методики, стала идея преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов мышления. Основным методическим средством разработанного им тренинга выступают задачи, анаграммы и психогимна стические упражнения. \ Программа Э. Де Боно также направлена на развитие творческого мышления. Де Боно сформулировал принципы развития креативного мышления: - выделение необходимых и достаточных условий решения задачи; - развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода; - развитие способности видеть многофункциональность вещи; - развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы; - развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния.

Система наших занятий по развитию творческого потенциала личности основана на вышеизложенных идеях и в большей степени соответствует методике Де Боно. В то же время мы расширяем рамки предлагаемых методик введением нового фактора повышения эффективности реализации творческого потенциала, а именно коммуникативного компонента личности.

Подобное уточнение цели эксперимента определяет круг решаемых в ходе него задач.

Первая задача - формирование у студентов системы знаний о творчестве и творческом процессе. Гносеологическая основа эксперимента, представленная в виде спецкурса, содержит знания трех типов: концептуальные, конкретно-предметные и процедурно-психологические.

Концептуальные знания формируют представления об общих и закономерностях творчества, дают общее представление о характере, организации и управлении творческим процессом, о способах оценки индивидуальных творческих способностей и т. п.

Конкретно-предметные знания ориентированы на развитие умений по организации творческого процесса, направленного на принятие решений в проблемных учебно-педагогических ситуациях. Это связано с умением видеть проблемы, ставить и оценивать цели, производить выбор вариантов решения, прогнозировать развитие ситуации, строить сценарии, осуществлять взаимодействие при коллективном поиске решений.

Процедурно-психологические знания - это знания о процедурах преодоления барьеров, препятствующих творческому процессу, о формах коллективного взаимодействия, повышающих его эффективность, о ролевых функциях участников процесса принятия решений и т. п.

Вторая задача - развитие у студентов умений и навыков творческого мышления, организации творческих процессов, контроля их развития, оптимальных форм поведения на каждом из этапов творческого процесса. Решение этой задачи достигается с помощью тренингов, развивающих креативность личности вообще и способность к творческому разрешению учебно-педагогических проблем в частности.

Третья задача - развитие у студентов навыков по созданию благоприятной коммуникативной среды, катализирующей творческие процессы.

Основой предлагаемой нами системы занятий по развитию эвристической составляющей креативности студентов - будущих учителей является спецкурс «Развитие творческого потенциала личности», развитие коммуникативного компонента осуществляется с помощью тренинга партнерского общения. И третьим звеном нашей работы является практикум по технологии принятия решений, развивающий логическую составляющую креативности.

Похожие диссертации на Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности