Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Винокурова Екатерина Ивановна

Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии)
<
Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Винокурова Екатерина Ивановна. Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 166 c. РГБ ОД, 61:04-13/801

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческой активности у младших школьников 11

1.1. Научно-педагогические основы развития творческой активности у детей младшего школьного возраста средствами народного прикладного искусства 11

1.2. Состояние изучения народного прикладного искусства на уроках труда в практике начальных школ Якутии 31

Выводы по первой главе 71

ГЛАВА II. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства в начальной школе 74

1. Содержание работы по освоению младшими школьниками народного прикладного искусства на уроках труда и во внеклассной работе 74

2. Организационные формы и методы развития творческой активности младших школьников в процессе изучения народного прикладного искусства 93

Выводы по второй главе 117

Заключение 120

Список литературы 125

Приложение 141

Введение к работе

Современные преобразования в российском обществе, модернизация системы образования на принципах гуманизма и демократии ориентированы на развитие творчески активной личности, способной к самореализации, к интеграции в культуру окружающего мира. Проблема воспитания и развития творчески активной личности рассматривается в педагогике глубинно и многоаспектно. В условиях духовного возрождения народов России она связана с использованием их исторического и национально-культурного наследия, в том числе российских регионов. Как отмечено в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, «...потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этносоциальной напряженности, равноправия национальных культур...» [102].

Наметившаяся в последнее время тенденция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, разработка и создание национально-региональных концепций способствуют широкому использованию положительного опыта народа в формировании творчески активной личности.

Значение народного искусства в развитии творчества детей младшего школьного возраста нашло отражение в работах ученых З.А.Богатеевой, Е.П.Кондратьевой, Л.В.Орловой, З.И.Пазниковой и других [37, 101, 144, 148].

Народное искусство способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, активно влияет на художественное воспитание, создает возможности освоения духовных ценностей народной культуры детьми с раннего возраста.

В исследовании мы опирались на труды ученых-педагогов в области обучения и воспитания школьников средствами народного искусства -Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостова, А.А.Грибовской, Н.М.Сокольниковой и другие [213, 206, 62, 182], в которых проблемы развития творческих

способностей личности рассматривается в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Современные аспекты эстетического и трудового воспитания средствами
народного прикладного искусства освещены в работах Е.И.Абакумовой,
А.Я.Журкиной, И.И.Зарецкой, С.Э.Маркуцкой, И.М.Фадеевой,

Е.А.Филипповой и др. [1; 76; 80; 122; 198; 200].

Отдельные аспекты этой проблемы раскрываются на примере коренного
этноса Республики Саха (М.А.Абрамова, В.В.Акимов, В.Ф.Афанасьев,
П.П.Борисов, У.А.Карамзина, П.П.Кондратьев, Н.Д.Неустроев,

А.П.Оконешникова, Т.Т.Саввинов) [2; 5; 19; 43; 94; 100; 133; 142; 177] и в работах ученых других регионов (А.О.Камаков, В.Д.Халилов, Р. Хасанов) [91; 203; 205].

Материалы психолого-педагогических исследований Л.С.Выготского,
А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, А.Н.Люблинской, Д.Б.Эльконина,

Ю.К.Бабанского, И.Я. Лернера и другие [54, 79, 116, 120, 218, 29, 117] показывают, что творческая активность как одно из ведущих творческих качеств личности младших школьников формируется в различных видах деятельности. Процесс развития творческой активности зависит от характера конкретной деятельности и обуславливается возрастными особенностями, проходит на разных уровнях, но всегда является одним из решающих условий любой деятельности ребенка и его развития в целом.

Развитие творческой активности способствует формированию не только нестандартных подходов к изготовлению изделий народного прикладного искусства, но и развивает такие качества личности, как целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в решении проблем, творческий подход к различным видам деятельности.

Одним из эффективных средств развития творческой активности младших школьников является их приобщение к народному прикладному искусству в процессе трудового обучения. Различные аспекты трудового обучения

школьников, отбора содержания трудовой подготовки учащихся, активизации
их творческой деятельности на уроках труда нашли отражение в трудах
(П.Р.Атутова, В.А.Полякова, П.Н.Андрианова, Э.А.Аксеновой, Н.И.Бабкина,
С.Я.Батышева, А.К.Бешенкова, Ю.К.Васильева, И.А.Сасовой, В.М.Казакевича,
Г.В.Пичугиной, и др.) [18, 158, 12, 6, 30, 33, 35, 48, 179, 87, 155]. Развитие
творческой активности школьников в различных видах познавательной и
учебно-воспитательной деятельности рассматривается в трудах

(М.М.Зиновкиной, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, И.П.Волкова и др.) [82, 209, 217,53].

Народное искусство рассматривается как мир духовных ценностей, формирующий и развивающий творческие способности личности искусствоведами М.А.Некрасовой, А.В.Бакушинским, Г.К.Вагнером, Т.П.Тишиной и другие [132, 32, 50, 220].

Теоретический анализ литературы показал, что народное искусство рассматривается как важное средство духовного развития личности, ее ведущих творческих качеств.

Проведенный анализ литературы показал возникающее противоречие между объективными потребностями практики и недостаточной разработанностью педагогических исследований по проблеме обучения народному прикладному искусству, в частности, приемов и методов, позволяющих развивать творческую активность детей младшего школьного возраста средствами разных видов народного прикладного искусства, с учетом национальной традиционной культуры. Поэтому проблема творческой активности младших школьников в процессе обучения народному прикладному искусству Якутии, предлагаемая нами, является новой и актуальной. Это определило выбор темы исследования: "Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (на материале школ Якутии)".

Цель исследования: определить педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (на материале школ Якутии).

Объект исследования: творческая активность школьников средствами народного прикладного искусства в трудовой деятельности.

Предмет исследования: развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства на занятиях по труду и во внеклассной работе.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности младших школьников будет эффективно осуществляться средствами народного прикладного искусства, если будут:

определены возможности народного прикладного искусства для развития творческой активности младших школьников с учетом исторического и этнокультурного опыта;

построена структурная модель творческой активности младших школьников, включающая следующие компоненты: мотивационный, волевой, содержательный, операционный, результативный;

выявлены эффективные педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства в процессе трудового обучения, внеклассной и краеведческой работы;

разработано методическое обеспечение изучения младшими школьниками народного прикладного искусства Якутии с учетом национальной традиционной культуры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить возможности развития творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства на уроках труда и во внеклассной работе.

2. Разработать структурную модель творческой активности младших
школьников средствами народного прикладного искусства.

  1. Определить эффективные педагогические условия развития творческой активности учащихся начальной школы в процессе трудового обучения, внеклассной и краеведческой.

  2. Разработать методическое обеспечение изучения и освоения младшими школьниками народного прикладного искусства Якутии, учитывающего народные традиции и ориентированного на развитие их творческой активности.

Методологической основой диссертации являются:

основные положения современной философии, педагогики и психологии об определяющей роли трудовой деятельности в развитии личности;

теория всесторонне развитой личности, единой системы образования; исследования в области этнографии.

Исследование существенным образом опиралось на следующие современные теории: психологическую теорию личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн и др.); теорию развивающего обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин и др.); теорию активности в обучении (Л.П.Аристова, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.Н.Крутецкий, Т.И.Шамова и др.).

Значительное влияние на наше исследование оказали труды отечественных
ученых К.А.Абульхановой-Славской, П.Р.Атутова, В.А.Полякова,

Д.Б.Богоявленской, Д.И.Фельдштейна, Б.Г.Ананьева, Ю.К.Бабанского, И.А.Сасовой, П.Н.Андрианова, И.Я.Лернера, Г.И.Щукиной, Э.А.Аксеновой и других.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- аналитические (анализ научной, методической и технической литературы; изучение традиций народного прикладного искусства Якутии);

диагностические (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, выявление умений и навыков изготовления художественных изделий народного прикладного искусства в трудовом обучении);

формирующие (составление программы трудовой подготовки средствами декоративно-прикладного искусства, организация творческой деятельности школьников в процессе трудового обучения и внеклассной работы);

- статистические (математическая обработка результатов исследования).

Экспериментальная база исследования - Ытык-Кюельская средняя школа № 1 Таттинского улуса, средние школы №№ 2, 3, 7, 25 г. Якутска.

В проведении исследования можно выделить ряд взаимосвязанных этапов:

Первый этап (1995 - 2000 гг.) - теоретико-поисковый - включал изучение состояния трудовой подготовки учащихся, в том числе с использованием средств народного прикладного искусства в школах Якутии, изучение самобытного искусства народа саха; анализ научной литературы по исследуемой проблеме. На этом этапе были определены тема, цель, предмет, основные задачи и рабочая гипотеза исследования. На основе анализа теории и практики решения проблемы были выявлены педагогические условия, требования, разработаны методы исследования.

Второй этап (2000 - 2001 годы) - опытно - экспериментальный — это разработка теоретико-методологической стратегии исследования, включая авторскую программу, выявление и апробация комплекса педагогических условий по изучению народного прикладного искусства как средства развития творческой активности младших школьников; обоснование методики организации экспериментальной работы в начальных классах.

Третий этап (2001 - 2003 годы) - обобщающий - посвящен обобщению, систематизации, качественному анализу результатов экспериментальной работы. Результаты исследования внедрялись в практику учреждений начального образования. Оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлены возможности народного прикладного искусства Якутии для развития творческой активности младших школьников на основе трудового и этнокультурного опыта предыдущих поколений;

разработана структурная модель творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства, включающая следующие компоненты: мотивационный, волевой, содержательный, операционный, результативный;

определены эффективные педагогические условия развития творческой активности учащихся начальной школы в процессе трудового обучения, внеклассной и краеведческой работы;

- разработана программа по народному прикладному искусству Якутии для
начальной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении теоретических подходов развития творческой активности учащихся начальной школы.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке: - авторской программы по развитию творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства на уроках труда и во внеклассной работе;

методических рекомендаций для педагогов по развитию творческой активности младших школьников в процессе изучения народного прикладного искусства;

методического пособия для учителей начальных классов по изучению народного прикладного искусства Якутии на уроках труда;

словаря-справочника по изучению народного прикладного искусства Якутии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Возможности содержания народного прикладного искусства Якутии для
развития творческой активности детей младшего школьного возраста,
отражающие его трудовое и этнокультурное значение.

  1. Структурная модель развития творческой активности младшего школьника средствами народного прикладного искусства.

  2. Эффективные педагогические условия развития творческой активности учащихся начальной школы в процессе трудового обучения, внеклассной и краеведческой работы.

  3. Программа по народному прикладному искусству Якутии для начальной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования: материалы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на: заседаниях Центра технологического и экономического образования учащихся ИОСО РАО, на всероссийских и республиканских научно-практических конференциях (г. Москва, г. Санкт-Петербург), методических совещаниях ряда школ г. Якутска и сельских улусов.

Внедрение результатов исследования проводилось на выездных семинарах и курсах для учителей начальных классов сельских школ Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия) в 2001-2003 г.г.; выпущенных в издании от 2001 и 2002 годах при Министерстве республики Саха (Якутия) методических разработок, которые применяются в практике работы школ №№ 2, 3, 7 г. Якутска, Ытык-Кюельской средней школе № 1 Таттинского улуса Республики Саха (Якутия).

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения

Научно-педагогические основы развития творческой активности у детей младшего школьного возраста средствами народного прикладного искусства

На современном этапе развития российского образования и его модернизации наибольшую актуальность приобретает проблема активности личности, ее преобразующая функция в условиях технологического и информационного общества. В этой связи для нашего исследования научный интерес представляют труды И.Я.Лернера, П.Л.Капицы, Я.А.Пономарева, Л.И.Шрагиной и других ученых, исследовавших различные аспекты творческой активности личности [117, 92, 159, 214].

В данном исследовании значительное внимание уделяется вопросу развития творчески активной личности, обладающей такими качествами, как бережное отношение к национально-культурному наследию, традиционным формам народной культуры, уважительное отношение к разным народам и их культуре.

В русле проведенного исследования по творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства затронуты рабочие определения, наряду с определением «творческая активность» такие основные понятия, как «творчество», «творческая деятельность», связанных с творческой активностью.

Рассмотрим сущность творческой активности как предмета нашего исследования.

В психолого-педагогических исследованиях, связанных с организацией педагогической деятельности по формированию активной, творческой личности, поднимается ряд вопросов, посвященных выявлению источников активности человека, закономерностей их индивидуального проявления в различных видах деятельности.

Со стороны педагогов, попытки его разрешения были предприняты ещё П.П.Блонским, Н.Я.Брюсовой, Н.К.Крупской, Е.Т.Рудневой, С.Т.Шацким и другими [36, 44, 110, 174, 212]. В своих работах С.Т.Шацкий обратил внимание на то, что дети особенно остро ощущают необходимость в духовных переживаниях и в выражении своих впечатлений. Задача школы, по его мнению, состояла в создании условий «...для наиболее полного раскрытия творческого потенциала учащихся, ибо начатки творческой силы существуют почти у всех, у маленьких и больших людей, - надо лишь создать для проявления ее подходящие условия» [212, с. 450].

Большинство ученых-педагогов считают, что повышение творческой активности влияет на эффективность учебного процесса. Среди них Л.И.Аристова, Ю.К.Бабанский, А.Е.Дмитриев, И.Я.Лернер, МН.Скаткин, И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и другие [16, 29, 69, 117, 181, 204, 209, 217], которые указывают на зависимость эффективности современного учебного процесса от уровня творческой активности и представляют ее как организацию действий учащихся, «направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем» [205, с. 80].

Развивая идеи К.Д.Ушинского, В.Н.Сорока-Росинский заметил, что «ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству» [183, с. 140]. Развивать творческую активность детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги и природного материала.

Ценность данного вида деятельности в развитии творческой активности ребенка отмечали также и многие зарубежные педагоги (Я.А.Коменский, Д.Локк, Ф.Фребель и др.) [99, 1 15, 202]. Так, Джон Локк лучшей игрушкой для ребенка считал ту, которая будет создана его собственными усилиями, а Н.Д.Бартрам высказал мысль о том, что «вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению» [32, с. 170].

Проблема творческой активности рассматривается исследователями и в теории психологии. В самом общем виде понятие творческой активности включает в себя характеристики творческого процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде [159, с.170].

Как показывает анализ отечественной литературы по психологии (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн и др.) [64, 116, 159, 173), основным источником творческой активности выступает потребность. По С.Л.Рубинштейну, «потребность представляет собой испытываемую человеком нужду в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляются связь человека с окружающим миром и зависимость от него» [173, с.56].

Удовлетворяя в конкретных видах деятельности свои материальные, духовные потребности, человек стимулирует порождение новых потребностей, более высокого порядка. По А.Г.Ковалеву, именно «потребности определяют образ жизни и деятельность личности» [96, с.67]. Высшим проявлением потребностей, венцом жизненной необходимости для развитой личности является творческая потребность.

Благодаря присущим личности способностям, мотивам, знаниям, умениям, создается продукт, который отличается своей новизной, оригинальностью, уникальностью. При этом значительную роль играет потребность личности в самоактуализации - стремлении к более полному выявлению и развитию своих созидательных возможностей, что побуждает личность проявлять свою творческую активность.

Состояние изучения народного прикладного искусства на уроках труда в практике начальных школ Якутии

Национальное самоопределение младших школьников осуществляется на основе национальной культуры не только через язык преподавания, но и на основе содержания обучения с учетом этнокультуры и этнопсихологии коренного народа.

Содержание обучения и воспитания в школе призвано учитывать и национально-культурные потребности человека, формировать его этническое самосознание. Только тогда каждый человек может осознавать свою принадлежность к определенному этносу, к народу, живущему в пределах всего государства, ко всему человечеству, находить общее и отличное в соответствующих культурах [172, с. 34].

К изучению явлений народной культуры в рассматриваемое содержание трудового обучения был включен материал из области якутского народного прикладного искусства, краеведения и фольклора.

В связи с проявленным в последнее время интересом к творческой активности учащихся, связанной с выполнением изделий народного прикладного искусства, нами рассмотрен исторический аспект этого вопроса.

Ознакомиться с развитием этого вопроса нам позволили архивные документы, программы, монографии отдельных авторов.

Согласно Конституции Республики Саха (Якутия), каждый гражданин республики обязан уважать «самобытную культуру, обычаи, традиционный образ жизни народов республики, содействовать его возрождению, сохранению и развитию». В этой связи Концепция обновления и развития национальных школ Якутии (якутской, русской, эвенкийской, юкагирской, чукотской, долганской) дала сельским школам ряда улусов (Сунтарский, Мегино- Кангаласский, Усть-Алданский, Верхоянский, Таттинский и др.) возможность реализовать в ходе региональной школьной реформы накопленный уникальный опыт по организации трудового, художественно-эстетического воспитания, работы по месту жительства и краеведению.

Изучение произведений декоративно-прикладного искусства коренного этноса (мир вещей) позволяет младшим школьникам получать первые представления о культуре своего народа и народов других национальностей. Народное прикладное искусство выступает одним из важнейших факторов воспитания у детей младшего школьного возраста основ этнического самосознания личности, формирования толерантного отношения к представителям других народов, т.е. межэтнической толерантности.

В учебном процессе национально-региональных школ Якутии большое внимание уделяется подготовке школьников к будущей трудовой жизни. Подготовка к труду учащихся начальной ступени осуществляется на уроках трудового обучения и внеклассных кружковых занятиях. Практическая деятельность школьников проходит в учебных мастерских. Учитель трудового обучения может организовать учебный процесс таким образом, чтобы оно основывалось на производительном труде школьников, то есть, изделия, изготовленные детьми, имели общественно-полезный характер, потребительскую стоимость, национально - культурное своеобразие.

Народное искусство является родником творчества и творческой активности. Мир народного искусства - сама жизнь народа, духовный опыт народа, синтез духовной и материальной культуры. Погружение детей и школьников в мир народной культуры раскрывает перед ними тайны ремесла, формообразования, орнамента, технические приемы обработки различных материалов. Все это способствует раскрытью творческих способностей детей, формированию творческой активности, творческих качеств, необходимых в будущей трудовой жизни.

Являясь по своей исторической сути общенародной деятельностью, зародившееся в глубокой древности как отображение сторон человеческой жизни и сопровождающее человечество на протяжении всей его истории, искусство позволяет человеку реализовать свои неиспользованные возможности в духовном, эмоциональном и интеллектуальном развитии, приобщиться к накапливаемому человечеством коллективному опыту. Существенная особенность творческой деятельности состоит в том, что она предполагает обогащение внутреннего содержания субъекта деятельности. Под влиянием внешних воздействий, преобразования их во внутренние свойства происходит характерный для творческого процесса взаимопереход объективного и субъективного, оказывающий в итоге влияние на творческое развитие личности. Определение «творческая» в данном случае характеризует личность со стороны направленности - основного «стержня» личности, ее важнейшей, по замечанию Л.Н. Когана, индивидуальной характеристики» [97, с. 40].

Содержание работы по освоению младшими школьниками народного прикладного искусства на уроках труда и во внеклассной работе

Теоретический анализ проблемы изучения в учебно-воспитательном процессе элементов народного прикладного искусства, позволил определить возможное содержание народного прикладного искусства на уроках труда и во внеклассной работе в начальной школе Республики Саха (Якутия).

Планирование и проведение педагогического эксперимента происходило по общепринятой схеме. Мы выделили три этапа проведения педагогического эксперимента. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выяснения состояния использования различных форм организации обучения трудового обучения в начальной школе. Второй этап включал формирующий эксперимент по внедрению в практику работы в школах Республики Саха (Якутия) приемов, методов и форм обучения, разработанных в процессе исследования для развития творческой активности младших школьников. На третьем этапе был проведен обучающий эксперимент для оценки эффективности разработанной нами методики обучения трудового обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: диагностические (анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, выявление умений и навыков изготовления художественных изделий народного прикладного искусства), формирующие (составление программы трудовой подготовки средствами народного прикладного искусства, организация творческой деятельности школьников в процессе трудового обучения и внеклассной работы), статистические (математическая обработка результатов исследования).

В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы: анкетирование, устный опрос, характеристика уровня воспитанности учащихся педагогами и родителями, преднамеренные ситуации выбора, позволяющие установить проявления мотивации трудовой деятельности. Результаты анализа наблюдений уроков трудового обучения в начальных классах, бесед с учителями свидетельствуют, что в учебно-воспитательном процессе по трудовому обучению ещё недостаточно полно и систематически осуществляется развитие творческой активности у учащихся на основе народного прикладного искусства. Зачастую педагоги не выделяют специальной задачей урока формирование этого качества личности, а в других случаях она решается формально, остается нереализованной. Не всегда в учебно-воспитательной практике учителями начальных классов придается значение ценности произведений народного прикладного искусства, показывается их взаимосвязь с творческой деятельностью мастеров декоративно-прикладного искусства. Не в должной мере отвечает современным требованиям процесс трудового обучения с целью воспитательного воздействия на учащихся через показ эстетики народного наследия, его своеобразия и культуры. Не наблюдается на этой основе развития творческих способностей учащихся, а также преемственности в этом деле между возрастными группами начальной ступени и более старшими классами. Все это приводит к тому, что уровень развития творческой активности у учащихся остается недостаточно высоким.

Условия, связанные с организацией и методическим обеспечением рассматриваемого обучения, образуют традиционную для любого учебного курса систему требований: программно-методическое оснащение; наличие материально-технической базы; отбор наиболее эффективных методов и средств обучения; профессиональную подготовку учителя.

Одной из задач данного исследования является отбор и систематизация материала, связанного с изучением младшими школьниками элементов народного творчества на уроках труда. Для выявления данных о знании, интереса учащихся к народному прикладному искусству и умения по изготовлению изделий народного прикладного искусства необходимо узнать мнение учащихся. В городе Якутске эксперимент проводился в 1, 2, 3, 4-х классах средних школ №№ 2, 3, 7, 25. В первую очередь проводилось анкетирование учащихся, которое предполагало выявление у младших школьников наличия интереса к народному прикладному искусству. Источниками информации для выявления у учащихся начальной школы интереса к народному прикладному искусству послужили семья, уроки краеведения, которые включают экскурсии и уроки труда.

Анализ ответов учащихся свидетельствует о том, что большое влияние на развитие интереса школьников к народному прикладному искусству оказывает семья (передача секретов мастерства от деда через отца к внуку, от бабушки -через мать к внучке); затем - экскурсии в музеи, посещение выставок; наиболее организованно, но в меньшей степени интерес к народному прикладному искусству прививается в школе на уроках трудового обучения, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 3.

Организационные формы и методы развития творческой активности младших школьников в процессе изучения народного прикладного искусства

Педагогический эксперимент по изучению народного прикладного искусства коренного этноса младшими школьниками был направлен на выявление эффективности разработанного содержания, методов и форм обучения этому элементу национальной культуры на уроках труда, развития на его основе творческой активности учащихся начальной школы.

Вся организация педагогического эксперимента по изучению народно-прикладного искусства на уроках труда в начальных классах, включая его подготовку, опытную работу, обработку результатов, определение путей внедрения основных положений исследования в практику массовой школы, исходила из положений, рекомендаций и требований к проведению педагогического эксперимента.

Базой для проведения обучающего эксперимента нами выбраны три школы г. Якутска, которые имеют примерно одинаковые условия трудового обучения в начальных классах. Уроки трудового обучения в этих классах проводились учителями со стажем работы от 5 до 26 лет. В экспериментальной работе участвовали учащиеся с 1 по 4 классы. В констатирующем исследовании и формирующем эксперименте приняло участие 240 учащихся начальной школы. Для проведения опытно-экспериментального исследования были выделены по два класса. Один из них был экспериментальным, другой - контрольным.

В контрольном классе обучение народному прикладному искусству проводилось по традиционной программе и методике, а в экспериментальном классе обучение осуществлялось по специально разработанной методике, направленной на формирование творческой активности учащихся 1 -4 классов.

Опытная работа осуществлялась автором исследования и учителями начальных классов: Егоровой У.Г. (школа № 2), Ноговицыной М.С. (школа № 2), Избековой Л.К. (школа № 2), Семеновой Т.А. (школа № 2), Заровняевой Л.С. (школа № 3), Гаврильевой Г.С. (школа № 3), Федоровой С.Н. (школа № 7), Слепцовой СИ. (школа № 7).

Разрабатывая программу опытного обучения, мы предусматривали, в ходе её реализации усвоение учащимися начальных классов в соответствии с их уровнем развития содержания «народного прикладного искусства». В связи с этим нами принималось во внимание известное в педагогической теории и практике положение, что непосредственно понятие «народное прикладное искусство» служит средством обобщения, поэтому оно должно сообщаться школьникам не в результате соответствующих явлений, а во время их изучения.

Как показало наше исследование, учителя начальных классов не уделяют должного внимания раскрытию смысла и усвоению учащимися понятия «народное прикладное искусство» и развитию интереса к нему. Хотя в программе начального обучения знакомство детей с произведениями народного прикладного искусства предусмотрено с первого класса.

Как известно, процесс усвоения значения народного прикладного искусства и развитие интереса к нему представляет собой ряд ступенек, по которым проходит школьник и которые приводят его к желаемому результату. В нашей опытной работе этому содействовали и созданные нами педагогические условия.

При изучении с учащимися предметов народного прикладного искусства их внимание обращалось на составные элементы - природный материал, способ его обработки, характер изготовляемых предметов, особенности их форм, орнамент, цвет. Таким образом, через частные детали мы постепенно подводили учащихся к общему понятию. При этом для нас было важно, чтобы развитие интереса к народному прикладному искусству проходило не путем пассивного запоминания, а в деятельности, побуждающей любознательность младших школьников.

С учетом этого учащимся было предложено выполнить упражнения, направленные, к примеру, на опознание и выделение из ряда предметов группы, объединенной каким-либо отдельным элементом народного прикладного искусства: использованный народными мастерами природный материал (глина, дерево и др.) или характер изготовленных предметов (игрушки, посуда и пр.) и т. д. Школьникам предстояло в каждом отдельном случае всматриваться в предметы, наблюдать, сравнивать их по форме, материалу, находя верное решение.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (На материале школ Якутии)