Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Осина Валентина Николаевна

Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области)
<
Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области) Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осина Валентина Николаевна. Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики (на материале Симбирской губернии - Ульяновской области): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Осина Валентина Николаевна;[Место защиты: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия].- Самара, 2015.- 204 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историко-педагогические основы становления и развития школьной художественной самодеятельности в системе внеклассной работы и внеурочной деятельности советской образовательной практики 19

1.1. Образовательно-воспитательный потенциал внеклассной работы и внеурочной деятельности в советской педагогической теории и практике 19

1.2. Предпосылки становления и развития школьной художественной самодеятельности и ее основные жанровые разновидности 39

1.3. Школьная художественная самодеятельность как педагогический феномен в образовательной практике советского периода 60

Выводы по главе I 85

Глава II. Организационно-методические условия функционирования школьной художественной самодеятельности в Симбирской губернии - Ульяновской области советского периода

2.1. Этапы развития школьной художественной самодеятельности Симбирской губернии - Ульяновской области советского периода 87

2.2. Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса школьной художественной самодеятельности в Симбирской губернии – Ульяновской области советского периода 130

2.3. Использование историко-педагогического опыта школьной художественной самодеятельности на современном этапе 147

Выводы по главе II 160

Заключение 163

Список литературы 168

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях модернизации российского образования активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане Российской Федерации. В этот процесс включаются государство, федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, научные и культурные общественные институты, семья, школа – все, кто заинтересован в совершенствовании системы педагогически целесообразной занятости детей в свободное для них время. В современном обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно преодолевать возникающие трудности, принимать нестандартные решения. Воспитательный процесс современной общеобразовательной школы способствует формированию такой личности через использование форм и методов внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников. Одной из форм внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников является школьная художественная самодеятельность.

Формы и методы школьной художественной самодеятельности играют значительную роль в воспитании личности и приобщении ее к культурным ценностям. Как и всякое педагогическое явление, школьная художественная самодеятельность претерпевает изменения в современных социокультурных условиях. Сохраняя свою структуру, традиционные жанровые разновидности и формы, школьная художественная самодеятельность наполняется новым современным содержанием и продолжает играть большую роль в воспитании подрастающего поколения.

В настоящее время, как показывает анализ педагогической практики, не уделяется должного внимания возможностям школьной художественной самодеятельности в сфере образования. В связи с этим возникает объективная необходимость в переоценке данной формы внеклассной работы и внеурочной деятельности в аспекте воспитания учащихся. Обращение к историко-педагогическому опыту использования школьной художественной самодеятельности в образовании становится педагогически и социально значимым. Советская отечественная образовательная теория и практика, связанная со сферами внеклассной работы, внеурочной деятельности школьников и школьной художественной самодеятельностью, – источник такого исторического научно-педагогического опыта.

Основополагающую роль в исследовании проблемы организации школьной художественной самодеятельности сыграли работы по истории развития отечественной художественной самодеятельности как социального и культурного явления (А.С. Каргин, В.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин и др.). Вопросам периодизации развития данного явления посвящены работы А.Я. Алексеевой, С.И. Евкина и Л.Б. Шехтмана, И.И. Земцовского, В.П. Ильина, А.С. Каргина, Л.А. Пинегиной, Ф.И. Прокофьева, В.И. Смирновой, А.Н. Сохора и др. Проблема определения роли педагогического руководства различными са-

модеятельными коллективами поднималась в работах А.С. Каргина, А.Н. Сохо-ра, В.Ф. Чабанного и др.

Выявлению аксиологической направленности развития народной художественной культуры, народного художественного творчества, этнокультурного и музыкального образования, культурно-досуговой деятельности в России посвящены работы Т.И. Баклановой, П.Г. Богатырева, А.Д. Жаркова, Е.Ю. Стрельцовой и др.

Художественной самодеятельности как части эстетического воспитания учащихся посвящены работы А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого и др. Коллективный характер самодеятельного художественного творчества и природа игры рассматривались А.С. Макаренко, А.В. Петровским, В.Н. Терским и др.

Проблемы развития школьной художественной самодеятельности советского периода имеют непосредственную взаимосвязь с проблемами развития внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников. Научным осмыслением роли внеклассной работы и внеурочной деятельности в учебно-воспитательном процессе советских школ занимались Т.Н. Калечиц, З.А. Кейли-на, В.О. Кутьев, Е.Н. Медынский, В.В. Шинкаренко и др.

На современном этапе развития образования возрастает потребность в изучении проблем школьной художественной самодеятельности советского периода с новых позиций, свободных от идеологических установок. К числу таких проблем относятся: выявление и анализ этапов становления и развития школьной художественной самодеятельности как педагогического феномена советской образовательной практики на государственном и региональном уровнях; раскрытие содержания школьной художественной самодеятельности советского периода (в том числе на региональном уровне); выявление основных педагогических направлений, форм и методов организации школьной художественной самодеятельности советского периода.

В настоящее время интерес к вопросам организации внеурочной деятельности усиливается. В современных диссертационных исследованиях рассматриваются вопросы формирования личности школьника в процессе внеурочной работы (Н.П. Волков, А.В. Енин, И.В. Зотова, Е.В. Михайлова, Н.Е. Павлов, Е.А. Иванаевская, Т.В. Яровова и др.).

Отмечая плодотворность исследований, касающихся проблемы формирования личности средствами художественной самодеятельности, следует признать, что в педагогической теории эта проблема в полной мере не осмыслена. Предметом специального исследования не был историко-педагогический опыт использования школьной художественной самодеятельности как педагогического феномена в отечественной образовательной практике. Анализ историко-педагогической литературы позволил выявить противоречия: между потребностью научного осмысления теории и практики школьной художественной самодеятельности и недостаточной изученностью данного педагогического феномена; между потребностью использования опыта прошлого в целях организации

современной школьной художественной самодеятельности и недостаточным осмыслением данного опыта в историко-педагогическом знании; между объективностью существования общих тенденций развития школьной художественной самодеятельности и этапов ее становления в системе внеклассной работы и недостаточной обоснованностью их выделения в историко-педагогических исследованиях государственного и регионального уровней.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему данного исследования. В теоретическом плане – это проблема выявления особенностей становления и развития школьной художественной самодеятельности советского периода в Симбирской губернии – Ульяновской области; в практическом плане – проблема определения позитивного историко-педагогического опыта использования школьной художественной самодеятельности в системе внеклассной работы, определение организационных форм и методов художественной самодеятельности.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с начала 1920-х до начала 1990-х гг. Нижняя временная граница соответствует событиям установления советской власти на местах, реформам в сфере образования и культуры. Верхняя временная граница определяется распадом СССР и созданием независимых государств. Данный период в истории страны принято называть советским.

Основная часть исследования ограничивалась территорией Симбирской губернии – Ульяновской области (Симбирской губернии, Ульяновской губернии, Ульяновского округа Средневолжской области, Ульяновского района Средне-волжского края, Ульяновского района Куйбышевской области, Ульяновской области). Выбор территориальных границ объясняется тем, что данное географическое пространство позволяет составить представление о состоянии и развитии провинциальной школьной художественной самодеятельности в масштабе страны. Происходившие изменения в системе внеклассной работы данного региона были характерны и для других регионов Советского государства. Среди российских регионов исследуемая территория выделяется многонациональным составом населения, исторической связью с именем В.И. Ленина и семьей Ульяновых, особенностями так называемого процесса «культурного строительства», функционированием на территории области специализированных образовательных учреждений по подготовке кадров (специалистов по внеклассной работе и школьной художественной самодеятельности).

Объект исследования – внеклассная работа и внеурочная деятельность как средство воспитания школьников в отечественной образовательной практике советского периода.

Предмет исследования – развитие школьной художественной самодеятельности как педагогического феномена в Симбирской губернии – Ульяновской области.

Цель данного исследования – выявить региональные особенности становления и развития школьной художественной самодеятельности советского пе-5

риода (этапы становления и развития; педагогические направления организации региональной школьной художественной самодеятельности; формы, методы и жанровые разновидности советской школьной художественной самодеятельности, наиболее часто используемые на территории Симбирской губернии – Ульяновской области).

Задачи исследования:

  1. Выявить предпосылки становления и развития школьной художественной самодеятельности в отечественной образовательной практике советского периода.

  2. Определить структурные компоненты школьной художественной самодеятельности советского периода.

  3. Выявить педагогические направления организации школьной художественной самодеятельности в Симбирской губернии – Ульяновской области.

  4. Выявить этапы становления и развития школьной художественной самодеятельности советского периода в Симбирской губернии – Ульяновской области.

  5. Определить значение советской школьной художественной самодеятельности как педагогического феномена в совершенствовании теории и практики современной внеурочной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Становление и развитие советской школьной художественной самодеятельности как части системы внеклассной работы зависело от ряда политических, экономических и социальных преобразований, происходивших в стране начиная с 1917 г. (смена государственного строя, реформы в сферах политики, производства, культуры и образования; создание детских и молодежных организаций и движений). Художественная самодеятельность как социокультурное явление и дореволюционное любительство учащихся как форма внеклассной работы и внеурочной деятельности явились предпосылками становления и развития школьной художественной самодеятельности советского периода.

  2. Школьная художественная самодеятельность как педагогический феномен советского периода имела следующие структурные компоненты: целевой (основными целями организации школьной художественной самодеятельности являлись эстетическое воспитание и развитие творческих способностей личности; к важнейшим задачам школьной художественной самодеятельности советского периода относились подготовка и проведение показательных мероприятий, идейно-политическое, нравственное, трудовое, патриотическое воспитание, освоение профессиональных навыков, конкретные задачи реализации различных педагогических направлений; к функциям школьной художественной самодеятельности относились организация полезного досуга, развитие и удовлетворение разнообразных интересов учащихся, развитие творческих способностей и реализация творческого потенциала личности, а также гедонистическая, познавательная и аксиологическая (формирование и развитие ценностных ориентаций)); содержательный (жанровые разновидности школьной художественной самодея-

тельности; направления педагогической работы); деятельностный (общие принципы коммунистического воспитания, организация учебно-воспитательного процесса, этапы организации коллектива художественной самодеятельности, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, организационно-методические условия функционирования школьной художественной самодеятельности (методическое и финансовое обеспечение учебно-воспитательного процесса)); результативный (промежуточные и итоговые отчеты).

3. Приоритетными педагогическими направлениями организации школь
ной художественной самодеятельности Симбирской губернии – Ульяновской об
ласти советского периода были агитационно-пропагандистское, культурно-
просветительское, досуговое, профориентационное, учебно-воспитательное.
Данные педагогические направления решали проблемы внедрения и реализации
социально значимых установок государства и государственных институтов, ор
ганизации полезного отдыха учащихся, определения будущей профессии, фор
мирования ценностных ориентаций личности, реализации разнообразных учеб
ных и воспитательных задач.

4. Процесс развития школьной художественной самодеятельности в
Симбирской губернии – Ульяновской области советского периода осуществлялся
поэтапно: I этап (с начала 1920-х по 1928 г.) – период становления (отличитель
ной чертой данного периода являлось доминирование агитационно-
пропагандистского и культурно-просветительского направлений в организации
школьной художественной самодеятельности); II этап (1928–1941 гг.) – период
стабилизации (отличительной чертой данного периода являлось доминирование
досугового и агитационно-пропагандистского направлений в организации
школьной художественной самодеятельности); III этап (1941–1964 гг.) – период
усовершенствования (ведется активная работа по реализации агитационно-
пропагандистского и учебно-воспитательного (связанного с активной работой по
патриотическому воспитанию) направлений организации педагогической рабо
ты); IV этап (1964–1975 гг.) – период расцвета (отличительной чертой данного
периода являлось доминирование профориентационного и учебно-
воспитательного направлений в организации школьной художественной само
деятельности; V этап (с 1975 до начала 1990-х гг.) – период формализации (до
минирование учебно-воспитательного направления и преобладание количест
венных показателей на фоне снижения качества проводимой работы).

5. Приоритетными направлениями совершенствования современной сис
темы внеурочной деятельности школьников, которые берут свое начало в отече
ственном советском опыте организации художественной самодеятельности
школьников, должны стать духовно-нравственное и эстетическое развитие детей;
гуманизация воспитательного процесса; разностороннее психическое развитие
ребенка (формирование и развитие образного, конструктивного, аналитического
мышления, воображения, зрительной памяти); реализация педагогики сотрудни
чества, сотворчества ученика и учителя, позволяющей развивать индивидуаль
ные творческие способности учащихся, включать их в разнообразную художест-

венную деятельность, создавать условия для саморазвития и самореализации личности учащихся; профориентационная работа с учащимися; организация полезного досуга; работа по решению проблем социальной адаптации и социализации личности; сохранение преемственности форм и методов школьной художественной самодеятельности (советского периода) в новых условиях; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для реализации задач современной внеурочной деятельности; взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования.

Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

выявлены предпосылки развития школьной художественной самодеятельности советского периода (дореволюционное любительское школьное творчество; художественная самодеятельность как социокультурное явление; реформы в сфере образования; создание коммунистического союза молодежи и пионерской организации; государственная политика в сфере культуры и образования);

определены структурные компоненты школьной художественной самодеятельности советского периода [целевой (цели: эстетическое воспитание и развитие творческих способностей личности; задачи: подготовка и проведение показательных мероприятий, идейно-политическое, нравственное, трудовое, патриотическое воспитание, освоение профессиональных навыков, конкретные задачи реализации различных педагогических направлений; функции: развития и удовлетворения разнообразных интересов учащихся, развития творческих способностей и реализации творческого потенциала личности, организации полезного досуга, гедонистическая, познавательная, аксиологическая); содержательный (жанровые разновидности: музыкальная самодеятельность, театральная самодеятельность, хореографическая самодеятельность, декоративно-прикладное творчество, изосамодеятельность, киносамодеятельность, фотосамодеятельность; педагогические направления: агитационно-пропагандистское, культурно-просветительское, досуговое, профориентационное, учебно-воспитательное); деятельностный (принципы: коммунистической целеустремленности, связи с жизнью и практикой коммунистического строительства, воспитания в коллективе, добровольного вступления учащихся в коллектив, учета возрастных и индивидуальных особенностей, единства и целостности учебно-воспитательного процесса, воспитания в труде и совместной деятельности и сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и самостоятельности личности в учебно-воспитательном процессе; организационные формы: кружки, клубы, школьные театры, студии, ансамбли, коллективы и др.; методы: репетиции, метод творческих заданий, разработка сценариев, наглядная иллюстрация, показ, творческий эксперимент, подбор репертуара, индивидуальная работа с исполнителями, драматизация, иллюстрирование, инсценирование и др.; этапы организации коллектива художественной самодеятельности: подготовительный период, комплектование, проверка художественно-творческих данных и способностей учащихся, выбор художественно-творческого направления и определенных задач

работы, начальный этап работы, организация самоуправления, организация занятий, организация учебно-воспитательной работы; организационно-методические условия функционирования школьной художественной самодеятельности: методическое и финансовое обеспечение учебно-воспитательного процесса); результативный (промежуточные и итоговые отчеты, осуществляемые с помощью различных форм отчетности художественной самодеятельности школьников, таких как концерты, смотры, выстави, вечера и др.)];

выявлены региональные особенности в развитии различных педагогических направлений школьной художественной самодеятельности и культурной политике Симбирской губернии – Ульяновской области советского периода [особенностями первого этапа (с начала 1920-х по 1928 г.) являются доминирование агитационно-пропагандистского и культурно-просветительского педагогических направлений организации школьной художественной самодеятельности и становление новой политики в сфере культуры; особенностями второго этапа (с 1928 по 1941 г.) являются доминирование досугового и агитационно-пропагандистского направлений и усиление партийно-государственного контроля в сфере культуры; особенностями третьего этапа (с 1941 по 1964 г.) являются доминирование агитационно-пропагандистского и учебно-воспитательного педагогических направлений организации школьной художественной самодеятельности и развитие кадровой политики в сфере культуры; особенностями четвертого этапа (с 1964 по 1975 г.) являются доминирование профориентационного и учебно-воспитательного направлений организации школьной художественной самодеятельности и установление республиканских и интернациональных связей в культурной сфере области; особенностями пятого этапа (с 1975 до начала 1990-х гг.) являются преобладание учебно-воспитательного направления организации школьной художественной самодеятельности и массовость как главный показатель развития культуры в области)];

выявлены этапы становления и развития школьной художественной самодеятельности Симбирской губернии – Ульяновской области (этап становления – с начала 1920-х по 1928 г.; этап стабилизации – с 1928 по 1941 г.; этап усовершенствования – с 1941 по 1964 г.; этап расцвета – с 1964 по 1975 г.; этап формализации – с 1975 до начала 1990-х гг.);

осуществлена классификация форм школьной художественной самодеятельности советского периода [по основанию «формы работы» – массовые, групповые, индивидуальные; по основанию «жанровые разновидности» – музыкальная самодеятельность, танцевальная или хореографическая самодеятельность, самодеятельность, связанная с художественным и декоративно-прикладным творчеством учащихся, фотосамодеятельность и киносамодеятельность и др.; по основанию «организационные формы» – мероприятия, кружки, детские и юношеские клубы, студии, коллективы (хореографические, театральные, школьные театры, киностудии, фотостудии и др.); по основанию «формы отчетности» – олимпиады, смотры, концерты, выставки, вечера и др.];

- на основе анализа историко-педагогического опыта использования школьной художественной самодеятельности в отечественной образовательной практике советского периода выявлены приоритетные направления совершенствования современной отечественной системы внеурочной деятельности (аксиологическая направленность содержания, гуманизация воспитательного процесса во внеурочной деятельности; разностороннее психическое развитие ребенка; разнообразие воспитательных функций школьной художественной самодеятельности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению научно-педагогических проблем совершенствования внеурочной деятельности школьников художественно-эстетической направленности; открывает новые возможности для развития перспективных научных направлений в области эстетического воспитания учащихся; позволяет критически осмыслить сложившиеся историко-педагогические представления в данной области. Включение в теоретико-методологический аппарат педагогической науки понятия «школьная художественная самодеятельность» расширит пространство теоретического поиска и осмысления художественной самодеятельности как педагогического явления в отечественной образовательной практике. Выявление структурных компонентов педагогического феномена школьной художественной самодеятельности советского периода и этапов ее становления и развития в Симбирской губернии – Ульяновской области составит основу для новых научных представлений о современной художественной самодеятельности как части внеурочной деятельности школьников. В исследовании вводятся в научный оборот архивные данные и материалы периодической печати, затрагиваются такие малоизученные темы, как динамика количественного и качественного развития школьной художественной самодеятельности Симбирской губернии – Ульяновской области советского периода, цели и содержание мероприятий советской школьной художественной самодеятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в образовательной практике для решения современных социальных, педагогических, методологических и содержательных задач в области внеурочной деятельности и школьной художественной самодеятельности, для подготовки специалистов в сфере внеурочной деятельности (руководителей школьных кружков художественной самодеятельности, педагогов-организаторов и др.). Результаты диссертационного исследования создают методологическую, теоретическую и фактологическую основу для составления учебных программ и формирования содержания внеурочной деятельности в рамках образовательного стандарта как для студентов педагогических вузов, так и для слушателей системы повышения квалификации преподавательских кадров и специалистов в области организации школьной художественной самодеятельности, системы дополнительного образования. Они могут быть использованы в массовом педагогическом опыте.

Методологической основой исследования является философское восприятие действительности с позиций онтологической теории, в которой окружающий мир представлен как рационально познаваемый, системный и единый в соотношении материальных и идеальных объектов реальности.

Источниками исследования являются:

основные положения методологии педагогической науки и методики педагогического исследования (Е.В. Бережнова, М.В. Богуславский, Г.Х. Валеев, Б.С. Гершунский, М.Д. Горячев, С.Ф. Егоров, Н.А. Желваков, В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, В.С. Ильин, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, С.В. Куликова, М.А. Лукацкий, Р.Ш. Маликов, В.М. Полонский, З.И. Равкин, В.М. Розин, Т.И. Руднева, М.В. Савин, Б.К. Тебиев, А.Н. Шевелев и др.);

положения ценностного подхода к формированию ценностных ориентаций и приобщению к ценностям (В.П. Бездухов, Л.В. Вершинина, А.В. Кирьякова, Ю.В. Лопухова, Г.А. Мелекесов, А.А. Орлов, О.К. Позднякова и др.);

теории и концепции гуманизации и гуманитаризации образования (А.П. Асмолов, В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е,В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Ю.Н. Кулюткин, И.Д, Лельчицкий, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, А.И. Смоляр, Г.С. Сухобская, Е.Н. Шиянов, И.В. Юстус и др.);

теории и концепции образовательного и воспитательного пространства (С.К. Бондырева, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, Л.И. Новикова, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова и др.);

теории и концепции воспитания (Ф.Ф. Брюховецкий, О.С. Газман, А.А. За-харенко, И.О. Иванов, В.А. Караковский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.М. Ривес, В.А. Сухомлинский, К.Д Ушинский и др.);

концепции содержания образования (Б.М. Бим-Бад, Р.Н. Бунеев, В.В. Краев-ский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

историко-культурологические концепции художественной самодеятельности (В.П. Василенко, С.И. Евкин и Л.Б. Шехтман, И.И. Земцовский и В.П. Ильин, А.С. Каргин, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодин, В.Ф. Чабанный и др.);

теории и концепции внеурочной деятельности школьников (Т.И. Бакланова, Б.А. Батищев, Н.П. Батюк, В.Е. Дубинина, И.П. Иванов, Т.Е. Исаева, Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина, A.B. Кошарный, О.В. Кутьев, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынский, Н.С. Свищенкова, В.Н. Терский, С.Т. Шацкий, В.В. Шинкаренко и др.);

идеи о развитии школьной художественной самодеятельности (А.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, A.A. Фортунатов, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.);

теории и концепции художественно-творческого развития и эстетического воспитания (И.В. Арябкина, Д.Б. Богоявленская, Э.В. Ильенков, Д.Б.Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Я.А. Пономарев и др.).

Методы исследования. В процессе исследования использовались методы анализа и систематизации исторической, педагогической и методической литературы. При изучении и обобщении научных источников, включая диссертацион-11

ные и монографические исследования по проблеме, были использованы методы сравнительного историографического анализа, методы теоретического междисциплинарного анализа и синтеза. При исследовании комплекса архивных документов и различных исторических источников использовались сравнительно-исторический, историко-типологический, а также общенаучные методы системного и структурно-функционального анализа, моделирования. Методы исторической аналогии, экстраполяции, синхронного и диахронного анализа позволили выявить периодизацию развития школьной художественной самодеятельности на исследуемой территории. Реконструктивный и системно-структурный методы позволили выявить и охарактеризовать жанры, формы и методы школьной художественной самодеятельности.

Источниковедческую базу исследования составляют архивные документы из фондов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, Государственного архива Ульяновской области, муниципального архива Кузова-товского района Ульяновской области, муниципального архива Инзенского района Ульяновской области и источники периодической печати, в которых содержатся различные материалы по развитию школьной художественной самодеятельности советского периода в Симбирской губернии – Ульяновской области. Используемые источники классифицируются на статистические, отчетные, директивные документы; документы, связанные с перспективным планированием; фотодокументы; сценарии и письменные разработки мероприятий; материалы периодической печати; сборники документов и материалов. Каждая из групп источников позволяет рассмотреть определенную сторону процесса развития школьной художественной самодеятельности советского периода. Все выявленные источники дают возможность осуществить историко-педагогический анализ предмета исследования.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2010 по 2014 г. и включало три этапа:

I этап (2010–2011 гг.). Изучение научной литературы, архивных докумен
тов позволило собрать и систематизировать материал, раскрывающий теоретиче
ские основы проблемы становления и развития школьной художественной само
деятельности, внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников со
ветского периода. На основе анализа литературы сформулированы объект и
предмет диссертационного исследования, определены цель, задачи и методы ис
следования. Разработан план исследования.

II этап (2011–2013 гг.). Работа с фондами архивов Ульяновской области.
Выявлены и систематизированы документы, раскрывающие основное содержа
ние процесса развития школьной художественной самодеятельности советского
периода в Симбирской губернии – Ульяновской области. На научных конферен
циях и в публикациях научных статей осуществлена апробация результатов ис
следования.

III этап (2013–2014 гг.). Проведено итоговое обобщение и анализ собранных материалов, осуществлена их дальнейшая апробация на научных конференциях и в публикациях, оформлен материал кандидатской диссертации.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов обеспечиваются следованием выбранной методологии исследования, применением эффективных современных методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам, привлечением широкого круга источников различных видов и их критическим анализом на основе достижений современной педагогической науки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в научных статьях и докладах автора исследования на VII Всероссийской научно-практической конференции «Человек, культура, образование», заочной Международной научной конференции «Гуманитарные науки и современность», заочной IV Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий»; в сборниках научных статей: «Альманах современной науки и образования», «Природосообразная целостность человека как синтез традиций и новаторства», European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»), «Сибирский педагогический журнал», «Современные тенденции развития науки и технологий», «Среднее профессиональное образование»; в коллективной монографии «История образования в Симбирской губернии – Ульяновской области», а также в методическом пособии «Историко-педагогический опыт организации советской школьной художественной самодеятельности в Симбирской губернии – Ульяновской области». Основные результаты диссертации опубликованы в 8 научных работах, в том числе 3 – из списка изданий, рекомендованных ВАК РФ. Разработанный на основе результатов исследования спецкурс «Историко-педагогический опыт организации советской школьной художественной самодеятельности в Симбирской губернии – Ульяновской области» апробирован в учебном процессе подготовки специалистов по специальности 071801 «Социально-культурная деятельность» в процессе педагогической деятельности на базе областного государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Ульяновское училище культуры (техникум)».

Структура исследования. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Предпосылки становления и развития школьной художественной самодеятельности и ее основные жанровые разновидности

К особенностям современного воспитания можно отнести формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень воспитательной организации, четкую структурированность, системность и технологичность компонентов воспитания и анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы. Личность в процессе своего развития в современной педагогике является не только объектом воспитательных воздействий, но и активным субъектом работы над собой, ее можно развивать и формировать путем включения в различные виды деятельности.

В этой связи возрастает роль внеурочной деятельности, а значит, возрастает и роль саморазвития, самовоспитания, самореализации и самодеятельности личности. Безусловно, существует немало путей в педагогике для реализации этих задач. Однако наиболее эффективно личность самореализуется в творчестве. Творчество, в свою очередь, является основным составным компонентом современной внеурочной деятельности. Частью внеурочной деятельности художественно-эстетического направления является современная школьная художественная самодеятельность. Для разработки перспективных направлений в решении социальных, педагогических, методологических и содержательных задач в рассматриваемых сферах необходимы детальное рассмотрение системы внеклассной работы и внеурочной деятельности, а также анализ школьной художественной самодеятельности как педагогического феномена в исторических условиях советского периода. Система внеклассной работы (внеурочной деятельности) советского периода отвечала целям социального заказа и находилась в непосредственной зависимости от общественно-политического устройства государства. И, несмотря на существенные различия в государственном устройстве советского периода и современности, приоритетными в образовании и воспитании подрастающего поколения всегда были и остаются следующие моменты: формирование мировоззрения личности, формирование ценностных ориентиров (аксиологический аспект), формирование социальной активности личности.

Не случайно на протяжении всего советского периода развития нашего государства вопросам внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников уделялось большое внимание. Естественным моментом, характерным для данного периода, можно считать доминирующее влияние социалистической идеологии, отразившееся на содержании, формах и методах работы. Тем не менее, позитивные тенденции и опыт внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников тех лет заслуживают пристального внимания современной педагогической науки.

Внеклассная работа и внеурочная деятельность школьников советского периода – это неотъемлемые части учебно-воспитательного процесса школ. Во внеклассной работе и внеурочной деятельности школьников даже на ранних стадиях развития прослеживаются компоненты педагогической системы. По мнению И.П. Подласого процесс воспитания является сложной динамической системой, каждый компонент которой, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Соответственно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Поэтому мы имеем основание, рассматривать внеклассную работу (внеурочную деятельность) как педагогическую систему. Существует большое количество критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе. В современной теоретической педагогике наиболее известны модели систем процесса воспитания, построенные по следующим критериям: цели и задачи, содержание воспитательного процесса, условия протекания процесса, взаимодействие воспитателей и воспитанников, применяемые методы, формы воспитательной деятельности, этапы (стадии) развития процесса и др. [116, с. 441-442].

Целями и задачами советской внеклассной работы можно считать идейно политическое воспитание учащихся, формирование коммунистической убежден ности и нравственных качеств личности, всестороннее развитие личности, фор мирование активной жизненной позиции личности, морально-политическое и во енно-патриотическое воспитание, организацию научно-образовательной работы, трудовое воспитание, эстетическое и физическое воспитание. В содержание вхо дили педагогические направления внеклассной работы и внеурочной деятельно сти школьников: досуговое, агитационно-пропагандистское, учебно воспитательное, просветительское, профориентационное. К деятельности относи лись принципы работы, различные формы и методы внеклассной работы и вне урочной деятельности. К результативному компоненту можно отнести проявле ние общественно-политической активности школьников, их участие в решении посильных задач «коммунистического строительства», формирование у учащихся навыков и привычек коммунистического поведения, формирование моральных качеств личности, подготовки подрастающего поколения к дальнейшей жизни, труду, продолжению образования и др. Данные компоненты внеклассной работы советского периода показаны на рисунке 1.

Сущность и специфика внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников рассматривались в научных трудах Ю.К. Бабанского, Т.И. Баклановой, Б.А. Батищева, Л.И. Божович, А.В. Даринского, В.Е. Дубинина, А.Д. Жаркова, М.С. Кагана, Т.Н. Калечиц и З.А. Кейлиной, В.О. Кутьева, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, Н.Е. Павлова, А.В. Петровского, В.Н. Терского, С.Т. Шацкого, В.В. Шинкаренко и др. Анализ данной литературы показал, что в советской педагогике существовали некоторые различия между понятиями «внеклассная работа» и «внеурочная деятельность».

Внеклассная работа рассматривалась: - как целый комплекс воспитательно-образовательных занятий, неоднород ных по содержанию, назначению и способу руководства, выходящих за рамки обязательных учебных программ и проводимых во внеурочное время [69, с. 5-6]; - как общеобразовательная и воспитательная работа, проводящаяся вне учебного плана и программ, включающая разного рода мероприятия, организуе мые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глу бокого освоения знаний и развития технологического и другого творчества [106, с. 63]; - как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей, а также удовлетворения интересов учащихся и обеспечения активного и разумного досуга [135, с. 196]; - как учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников школ на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников [78, с. 3-7]. Организационными формами внеклассной работы школ советского периода являлись предметные кружки, спортивные секции, кружки технического творчества, культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, школьных праздников, встреч с интересными людьми и др.), индивидуальная работа учащихся под руководством учителей, внеклассное чтение книг, занятия искусством и творчеством.

Понятие же «внеурочная деятельность школьников» в условиях советского периода рассматривалось как досуг, самообслуживание, общественно полезный труд, развлечения, школьная художественная самодеятельность, которые носили характер добровольной деятельности самих учащихся, организуемой на основе детского самоуправления при активной помощи педагогического коллектива [69, с. 4-5]. Постепенно внеурочная деятельность школьников превращалась в систему занятий и общения учащихся в школе после уроков. В структуру понятия вошли следующие компоненты: элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учебе; элементы творческой деятельности; элементы развития познавательных интересов и элементы овладения культурой умственного труда [85, с. 5-7].

В настоящее время два понятия «внеклассная работа» и «внеурочная деятельность» часто рассматриваются как равнозначные. «Внеурочная деятельность» («внеклассная работа») рассматривается как часть учебно-воспитательной работы, определяющаяся деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя; как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения [135, с. 196].

Благодаря внеклассной работе и внеурочной деятельности школьников увеличивалось время организованного целенаправленного воздействия на детей в свободное время с целью развития творческих способностей и всестороннего гармонического развития личности и удовлетворения различных интересов детей.

Основным нормативным документом, регулирующим образовательный и воспитательный процессы в школе, был учебный план. Внеклассная работа, в свою очередь, дополняла учебный план, заполняя пробелы в общем воспитательном процессе. Недостаточная представленность в планах предметов эстетического цикла и физического воспитания компенсировалась внеклассной работой и внеурочной деятельностью школьников.

Школьная художественная самодеятельность как педагогический феномен в образовательной практике советского периода

Школьная художественная самодеятельность исторически и методологически связана с художественной самодеятельностью как социокультурным явлением. Она имела свои исторические предпосылки и истоки, жанры, формы и методы работы. Мы рассматриваем школьную художественную самодеятельность как педагогическое явление, получившее свое развитие в школах страны в советский период нашей истории.

Школьная художественная самодеятельность советского периода имела свои структурные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Цели, задачи и функции составляли целевой компонент; жанровые разновидности, педагогические направления организации школьной художественной самодеятельности – содержательный компонент; принципы организации, этапы формирования коллектива художественной самодеятельности, организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы), организационно-методические условия функционирования школьной художественной самодеятельности – деятельностный компонент. Результативный компонент составляли промежуточные и итоговые отчеты, осуществляемые с помощью различных форм отчетности школьной художественной самодеятельности (выставок, концертов, вечеров, смотров, конкурсов и др.).

Останавливаясь на каждом из компонентов более подробно, нам удалось определить, что основными целями советской школьной художественной самодеятельности являлись эстетическое воспитание, развитие творческих способностей личности и приобщение учащихся к активной общественной деятельности. К важнейшим задачам школьной художественной самодеятельности советского периода относились подготовка и проведение показательных мероприятий, идейно-политическое, нравственное, трудовое, патриотическое воспитание, освоение профессиональных навыков; конкретные задачи реализации различных педагогических направлений. Функциями школьной художественной самодеятельности можно считать организацию полезного досуга, развитие и удовлетворение разнообразных интересов учащихся, развитие творческих способностей и реализацию творческого потенциала личности. Однако главными функциями советской школьной художественной самодеятельности были: гедонистическая, познавательная, аксиологическая (формирование и развитие ценностных ориентаций). Сущность гедонистической функции заключалась в просветительном и воспитательном эффекте, достигаемом через эстетическое наслаждение искусством. Познавательная функция была закономерна для внеурочной деятельности школьников и сопряжена с постоянным получением учащимися новых знаний в различных областях. Аксиологическая функция наиболее сложная и многомерная. Заключалась данная функция в познании сущности системы базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество и др).

В структуру содержательного компонента школьной художественной самодеятельности советского периода входили жанровые разновидности и педагогические направления организации школьной художественной самодеятельности. Жанровыми разновидностями советской школьной художественной самодеятельности были музыкальная, театральная, хореографическая самодеятельность, декоративно-прикладное творчество, изосамодеятельность, киносамодеятельность, фотосамодеятельность и др. Специфика учебно-воспитательной работы зависела от особенностей и методик преподавания того или иного вида искусства (театра, хореографии, живописи, музыки, фотографии, скульптуры и др.). Ведущими педагогическими направлениями организации школьной художественной самодеятельности советского периода были агитационно-пропагандистское, культурно-просветительское, досуговое, профориентационное, учебно-воспитательное. Данные педагогические направления решали проблемы внедрения и реализации социально значимых установок государства и государственных институтов (агитационно-пропагандистское направление), проблемы организации полезного отды 63 ха учащихся (досуговое направление), проблемы определения ведующей профессии (профориентационное направление), проблемы ценностных ориентаций личности (культурно-просветительское направление), проблемы, связанные с реализацией тех или иных учебных и воспитательных задач (учебно-воспитательное направление).

В структуру деятельностного компонента советской школьной художественной самодеятельности входили общие принципы коммунистического воспитания, характерные для внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников, учебно-воспитательный процесс (формы и методы его организации), этапы организации самодеятельного коллектива, организационно-методические условия функционирования школьной художественной самодеятельности (методическое и финансовое обеспечение процесса).

Принципами организации школьной художественной самодеятельности являлись принципы: коммунистической целеустремленности, связи с жизнью и практикой коммунистического строительства, воспитания в коллективе, добровольного вступления учащихся в коллектив, учета возрастных и индивидуальных особенностей, единства и целостности учебно-воспитательного процесса, воспитания в труде и совместной деятельности и сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и самостоятельности личности в учебно-воспитательном процессе.

Основой школьной художественной самодеятельности советского периода и главной составляющей ее деятельностного компонента был учебно-воспитательный процесс как единство воспитания и обучения, характеризующееся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов (учителя и учащихся) во внеурочной деятельности школьников и внеклассной работе школ. Данный процесс способствовал наиболее полному развитию и самореализации личности в обществе. Формами организации школьной художественной самодеятельности были кружки, клубы, школьные театры, студии, ансамбли, коллективы и др. Методами организации школьной художественной самодеятельности были репетиции, метод творческих заданий, разработка сценариев, наглядная иллюстрация, показ, творческий эксперимент, подбор репертуара, индивидуальная работа с исполнителями, драматизация, иллюстрирование, инсценирование и др.

Важной составляющей деятельностного компонента и учебно воспитательного процесса школьной художественной самодеятельности советского периода были этапы создания коллектива. По мнению Л. Шаминой, прежде чем организовать любой самодеятельный коллектив, важно создать для этого благоприятную атмосферу. Этот фактор наиболее важен при создании школьного самодеятельного коллектива. При создании коллектива школьной художественной самодеятельности советского периода необходимо было заручиться поддержкой общественных, пионерских и комсомольских организаций, развернуть в школе широкую пропаганду самой идеи создания коллектива. Для этого необходимо было использовать весь арсенал средств агитации за тот или иной жанр искусства: афиши, объявления, школьную печать, школьное радио и др. Чрезвычайно эффективно влияли на потенциальных участников личные беседы. В итоге должна быть создана группа энтузиастов – ядро будущего коллектива. Первостепенная задача сводилась к тому, чтобы привлечь в самодеятельность как можно больше заинтересованных участников. В этой связи часто организовывались конкретные мероприятия, которые помогали вызвать интерес у потенциальных участников к тому или иному жанру искусства (спектакль, хоровой или музыкальный концерт, танцевальная программа и др.). После подобных мероприятий было важно провести целенаправленную беседу участников со зрителями (будущими участниками). В деле организации коллектива немалая фантазия и инициатива требовались руководителю. Процесс создания школьного самодеятельного коллектива советского периода мог длиться от двух недель до года, в зависимости от реальных условий в той или иной школе. Однако затягивание данного процесса не приветствовалось, для ускорения процесса мобилизовалось влияние пионерской, комсомольской и общественных организаций [177, с. 26-36]. Это происходило на начальном этапе формирования школьного самодеятельного коллектива, который назывался подготовительным периодом.

Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса школьной художественной самодеятельности в Симбирской губернии – Ульяновской области советского периода

Примерные временные рамки первого периода развития художественной самодеятельности в Симбирской (Ульяновской) губернии датируются началом 1920-х гг. – 1928 г. Нижняя граница этапа исторически обусловлена формированием нового государства и сменой приоритетов в культурной политике губернии. Верхняя граница этапа исторически связана с упразднением губернии и вхождением исследуемой территории в состав Ульяновского округа Средневолжской области. В сфере культурной политики Симбирской губернии данного периода произошли значительные изменения, повлиявшие на развитие и школьной художественной самодеятельности. Для данного этапа характерно становление новой политики в сфере культуры. В начале 1920-х гг. произошла смена приоритетов в культурном мировоззрении политической элиты губернии. Сформировалось, по крайней мере, две точки зрения о реализации культурной политики в регионе. Приверженцы первой точки зрения настаивали на полном исключении мероприятий, проводимых «дореволюционной буржуазной интеллигенцией». Об этом свидетельствует протокол № 22 общего собрания Симбирской организации РКП(б) о пролетарской культуре «В присутствии 210 человек т. Белоцерковский (секретарь Симбирского горкома РКП(б)) развивает свой взгляд крайне левого течения в пролетарской культуре. Он указал на существующую опасность со стороны засилья наших культурно-просветительных организаций мелкобуржуазными элементами при наличии поощрения их со стороны некоторых коммунистов, (…) имеет место саботаж со стороны приглашенных буржуазных работников искусства, как, например неявка на митинг красноармейского хора и труппы и т. п., (…) работа сильно затрудняется; истинно пролетарских культурно-просветительных учреждений нет. (…) Последующие прения указали на непрактичность доклада т. Бе-лоцерковского и на спорность разрешения затронутого вопроса. Со стороны комитета поступило предложение избрать комиссию, полагая, что ее работа в соприкосновении с жизнью при строгом учете культурных задач пролетариата пойдет правильным путем. В данную комиссию вошли товарищи Грасс, Белоцерков-ский, Гольман, М. Варейкис, Вальяно-Штейн. Комиссии предлагалось представлять все свои мысли и наблюдения на рассмотрение комитета на его заседаниях» [131, Л. 36-37].

Другая точка зрения основывалась на сохранении дореволюционного культурного наследия и недопущении значительной политизации культуры, о чем свидетельствуют тезисы по просвещению и культуре протокола заседания 6-й Симбирской губернской конференции РКП(б) от 26 января 1920 г.: «(…) основным вопросом является проблема пропаганды среди детей и молодежи искусства и художественного творчества. Красота должна проникнуть во все отрасли жизни (…) Искусство должно впитаться во все области производства и строительства как организующее начало. Все достижения буржуазной культуры должны быть сохранены и должны стать достижением трудящихся масс. Старое искусство, пропитанное буржуазной идеологией, должно быть заменено новым искусством, проникнутым пролетарской идеологией (…). Творчество как таковое должно оставаться свободным (…). Театры, кинематограф, изобразительное искусство и художественное слово должно иметь преимущественно, в данный момент, но не исключительно и постоянно, революционный характер» [131, Л. 10 об - 12]. Однако, несмотря на существующие разногласия, уже к началу 1920-х. гг. сеть учреждений культуры на территории Симбирской губернии была достаточно сформированной и развитой. Необходимо заметить, что в первые годы советской власти к учреждениям культуры относились все заведения, занимающиеся ликвидацией неграмотности и проводившие образовательные мероприятия. В данный период времени сформировались основные тенденции развития культуры национальных меньшинств, проживавших на территории Симбирской губернии [65; 67]. Примером тому служат материалы сборника научных статей «Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья», в которых говорится, что после 1917-го г. «отношение властей и общественности к развитию чувашской национальной культуры в Симбирской школе изменилось в лучшую сторону» [67, с. 66]. Поменялось отношение к чувашским песням. В воспоминаниях У.Д. Шумиловой, упоминаемых в сборнике, сказано, что произошел своеобразный переворот в исполнении народных песен чувашским школьным хором. Песни чуваш не воспринимались широкой общественностью, подвергались издевательским насмешкам и звучали редко (в деревнях, на природе, вдали от селений). Часто такие песни назывались «овражными», поскольку их можно было услышать в чувашских деревнях лишь по ночам, возле оврагов. Эти печальные песни в праздник исполняли девушки. Долгое время И.Я. Яковлев запрещал школьному хору исполнять народные песни. Только после 1917 г. эти песни стали популяризироваться. На протяжении советского периода истории страны на территории губернии (позднее округа и области) «овражная песня стала звенеть повсюду», регулярно начали проходить (и проводятся сейчас) фольклорные концерты, вечера, конкурсы. Началось активное собирание и обработка чувашского фольклора. В воспоминаниях учеников Симбирской чувашской школы говорилось: «Мы заново узнали и полюбили наши чувашские песни. В обработке они входили в программу работы хора» [67, с. 66]. Национальная культура возрождалась и развивалась с помощью коллективов художественной самодеятельности (в том числе школьной).

Положительной тенденцией культурного строительства 1920-х гг. в губернии стало распространение практики культурного шефства города над деревней и учреждений культуры и различных предприятий над школами. В официальных документах данный процесс именовался «культурной смычкой» [43, Л.5-8,14]. В губернии существовало общество так называемой «культурной смычки», в уставе которого указывалось, что «членами общества были целые организации: ячейки РКП(б) и РКСМ, профсоюзы, кооперативы, фабрики, заводы, села, деревни, культурно-просветительные учреждения, хозяйственные и государственные органы и частные лица» [43, Л. 5].

Новая экономическая политика, благотворно сказавшись на росте доходов населения, обозначила проблему снижения нравственных ценностей в обществе (появление так называемой «нэпманской культуры»). В жизни губернии 1920-х г. существовала социальная прослойка предпринимателей малого и среднего звена – так называемых нэпманов. Их ресторанные бесправные кутежи в исторической литературе называли «гримасами» или «угаром» нэпа. В циркулярах горкома РКП(б) по вопросам культурно-массовой работы в период НЭПа от 19 августа 1922 г. говорится: «С каждым днем становится все конкретнее опасность мелкобуржуазного и вообще антипролетарского влияния на рабочие массы, особенно в культурно-просветительной области, где наблюдается воскрешение из выброшенных в начале революции за борт носителей прежней культуры. Фактически новая экономическая политика является легализацией борьбы двух культур» [77, с. 3-8]. Противодействие данному процессу примирило сторонников различных точек зрения на сохранение дореволюционного культурного наследия и в целом ускорило процесс структуризации политики партии и государства в сфере культуры. Государство активно начало заниматься сбором культурного наследия и его сохранением. Содействие данному процессу оказывали наиболее просвещенные и образованные слои населения. К завершению периода новой экономической политики закончилось и либеральное отношение к культуре.

Тенденции культурной политики края данного временного периода оказывали непосредственное влияние на процесс становления школьной художественной самодеятельности. Примерно с 1917 г. в стране была начата работа, связанная с изменением государственной идеологии. Значительную роль в осуществлении данного процесса в школах сыграла внеурочная деятельность школьников. Частью внеклассной работы и внеурочной деятельности школьников было художественное творчество учащихся, сформировавшееся позднее в школьную художественную самодеятельность. Воспитание подрастающего поколения в духе рево 95 люционных и коммунистических идеалов было главной целью правительства в области просвещения и образования. Для ее воплощения в школах губернии, а затем и области развернулась глобальная культурно-массовая работа, важнейшим компонентом этой работы стала именно художественная самодеятельность. Основными направлениями педагогической работы школьной художественной самодеятельности в губернии стали культурно-просветительское и агитационно-пропагандистское.

Ведущую роль культурно-просветительского и агитационно пропагандистского направлений подтверждают документы Симбирского губернского комитета РКСМ, в них пропагандировались антирелигиозные взгляды, идеи коммунизма и социализма, приветствовалась критика царизма. Школьное художественное творчество (а затем и школьная художественная самодеятельность), в смысле социально-политического воздействия на личность, стало опосредованным, но мощным средством революционной борьбы. Под пристальным контролем губернских властей происходит количественное увеличение культурно-просветительных кружков в школах. Особое внимание уделяется уездам губернии. Об этом свидетельствует постановления II Сенгилеевского уездного съезда советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов о культурно-просветительской работе и народном образовании от 21-27 марта 1918 г. Текст постановления гласит: «немедленно и безотлагательно организовать культурно-просветительные кружки во всех школах уезда, если таковые отсутствуют; расширить просветительскую деятельность по организации лекций и спектаклей» [51, с. 19].

Использование историко-педагогического опыта школьной художественной самодеятельности на современном этапе

Аксиологический подход заключается в познании сущности системы базовых национальных ценностей. К таким ценностям относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Этот подход подчеркивает стратегическую важность духовно-нравственного и эстетического развития личности. Во ФГОС второго поколения подчеркивается, что основным нормативным правовым документом является базисный учебный план. В базисный учебный план включена обязательная организация не только учебной, но и внеурочной деятельности. «Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения» [22, с. 40-42]. В современной школе доступны для реализации следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная дея 149 тельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность [22, с. 60]. Школьная художественная самодеятельность имеет непосредственное отношение к каждому из видов современной внеурочной деятельности и способствует реализации аксиологического подхода, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности. Школьная художественная самодеятельность как непрофессиональное творчество учащихся в области изобразительного и декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. является неотъемлемой частью данного направления и хранит в себе накопленный временем духовный и педагогический потенциал, который может способствовать воспитанию гармонического духовного, нравственного, эстетического начала личности.

Целесообразность обращения к педагогическому опыту советской школьной художественной самодеятельности обусловлена в первую очередь необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры. У советской отечественной педагогической теории и практики внеурочной деятельности, внеклассной работы и эстетического воспитания богатые традиции. В современном массовом эстетическом воспитании, к сожалению, продолжает занимать господствующее положение парадигма «приобщающей» передачи культурных норм, ценностей и образцов. Данная парадигма игнорирует внутренние культурные условия и потенции саморазвития современного подростка, сложный социокультурный контекст его существования [22, с. 60]. Альтернативой данной парадигме, на наш взгляд, должно стать воспитание у школьников способности к самоопределению в сфере культурных и эстетических ценностей, в сфере искусства и творчества. Переоценка педагогического опыта советской школьной художественной самодеятельности в условиях развития современной науки может способствовать эффективным положительным изменениям в данной области.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают включение в учебный план школы внеурочной деятельности по различным направлениям воспитания и развития личности. В новых условиях возникает потребность в подготовке компетентных высококвалифицированных специалистов данной области. Отечественная образовательная система имеет большой опыт организации внеурочной деятельности. Новый этап ее развития нуждается в осмыслении этого опыта и обновлении учебно-методического обеспечения всего комплекса внеурочной деятельности. Школьная образовательная практика в современных условиях находится в поиске новых активных форм организации обучения. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации были сформулированы основные задачи по вопросам организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования: «Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные операционализированные цели образования.

Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредмет-ные и личностные результаты. (...) Основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются ее структурные компоненты и определяются трбования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно), и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности. (…) Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. (…) В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования. (…) Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ общеобразовательного учреждения» [10, с. 122-128]. Учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся обеспечивается через организацию внеурочной деятельности, прописанную в планах и программах внеурочной деятельности. Современная внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. Общекультурное направление во внеурочной деятельности предполагает освоение культуры отношений человека с человеком, культуры быта, поведения в семье и обществе, культуры образования, культуры труда, культуры творчества. Формы общекультурного направления представлены кружками школьной художественной самодеятельности, посещением музеев, картинных галерей, этическими беседами. Мероприятия школьной художественной самодеятельности учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждают эстетические чувства и интерес к художественному творчеству, развивают творческое начало, воспитывают такие качества, как любовь и доброта.