Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Афгонов Мухаммадали Миралиевич

Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан
<
Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Афгонов Мухаммадали Миралиевич. Системно-деятельностный подход к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Афгонов Мухаммадали Миралиевич;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016.- 360 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность, структура, особенности содержательной основы и функции краеведческо-патриотического воспитания как неотъемлемая часть формирования мировоззрения учащихся 25

1.1. Проблемы формирования нравственно-патриотического сознания учащихся в психолого-педагогических исследованиях 25

1.2. Сущность и структура целостной системы краеведческих занятий и мероприятий, формирующих нравственно-патриотическое сознание учащихся 39

1.3. Особенности содержательной основы краеведческой внеклассной деятельности как части формирования научного мировоззрения учащихся 67

1.4. Мировоззренческие функции и общественно-патриотическая направленность гуманитарно-краеведческих мероприятий и занятий в общеобразовательных учреждениях 85

Выводы по 1 главе 102

Глава 2. Содержательные компоненты системы гуманитарно краеведческих воспитательных технологий, формирующих духовно ценностное, гражданское и нравственно-эстетическое отношение учащихся к родному краю и миру 106

2.1. Эффективность обеспечения оптимальной логической взаимосвязи компонентов системы гуманитарно-краеведческих воспитательных технологий в педагогическом процессе 106

2.2. Включение в структурно-педагогическое содержание урока гуманитарно-краеведческого материала как важное средство, обеспечивающее формирование нравственно-патриотического сознания учащихся 124

2.3. Разработка дидактически обоснованной гуманитарно краеведческой программы самостоятельных и творческих работ и целенаправленное ее осуществление в педагогическом процессе как важный фактор формирования чувства гражданского патриотизма и национального самосознания

2.4. Востребование на краеведческих занятиях и мероприятиях идеи формирования чувства любви и верности родному краю, воспетые в литературно-краеведческих произведениях таджикско-персидских мыслителей 166

Выводы по 2 главе 211

Глава 3. Гуманитарно-краеведческая деятельность как одна из форм внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, направленной на формирование нравственно-патриотических позиций учащихся 216

3.1. Эффективная организация и осуществление краеведческой внеклассной деятельности, способствующей формированию патриотического сознания и чувства национальной гордости 216

3.2. Педагогически обоснованное содержание гуманитарно краеведческой деятельности, направленной на формирование сознательной и активной патриотической позиции учащихся 238

3.3. Адаптивная организационная структура управления гуманитарно краеведческой деятельностью, нацеленной на интеграцию

краеведческого содержания в целостный педагогический процесс 253

3.4. Интеграция литературно-краеведческих материалов в содержание уроков таджикского языка и литературы - как средство формирования нравственно-патриотических позиций учащихся 260

Выводы по 3 главе 312

Глава 4. Эффективность системно-деятельностного подхода к содержанию гуманитарно-краеведческих воспитательных мероприятий в общеобразовательном учреждении, направленных на формирование нравственно-патриотического сознания учащихся

4.1. Эффективное применение системы гуманитарно-краеведческой воспитательной технологии на уроках дисциплин гуманитарного цикла 315

4.2. Система учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, способствующая эффективному формированию нравственно-патриотического сознания учащихся на внеклассных и внешкольных гуманитарно-краеведческих занятиях и мероприятиях 325

Выводы по 4 главе 333

Заключение 336

Список литературы

Сущность и структура целостной системы краеведческих занятий и мероприятий, формирующих нравственно-патриотическое сознание учащихся

Таджикский народ на протяжении веков вел борьбу за сохранение своей государственности и независимости, поэтому патриотическому воспитанию всегда уделялось большое внимание. Наличие нравственно-патриотического стержня всегда играло огромную мобилизующую роль, духовно сплачивало таджиков. Патриотизм - одно из самых устойчивых, непоколебимых и священных чувств человека. Поэтому к проблемам патриотизма, преданности Родине и своему народу на протяжении многовековой истории таджиков постоянно обращались величайшие представители таджикского народа в своих назидательных произведениях. В этих произведениях, отражающих воспитательные идеи и педагогические взгляды таджикского народа, отмечается важнейшая и определяющая роль патриотизма и любви к Родине в развитии и формировании личности. Многие мыслители и просветители таджикского народа отмечали, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общества. Чувство любви к Родине превращается в высокое чувство патриотизма:

Нищий, умирающий на Родине, - эмир, Эмир, живущий на чужбине, - нищий. (с надгробья эмира Олимхана в Мазари Шариф Афганистана). Таджикский просветитель С. Айни полагал, что основная задача воспитания - формирование человека с гражданским сознанием и высокими нравственными качествами. Он указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, мужества и самопожертвования во имя интересов Родины. С целью защиты завоеваний независимости Родины, основанной на трудолюбии и согласии, Айни призывал представителей интеллигенции к пропаганде краеведения, чтобы они знакомили людей с историческим прошлым, нынешним состоянием и будущим родного края, с национальными традициями и обычаями каждой местности Таджикистана. При этом важнейшим шагом на пути изучения Таджикистана, его культуры и фольклора стало создание научного общества «Таджиковедение» (1925, Ташкент), издавшее книгу под названием «Таджикистан», статьи С.Айни «Краеведение» в журнале «Дониш - биниш» 1927, № 1, «Горные таджики» (журнал «Овози тоджик», 21.09 и 5.10. 1924) и т.д.

Исторический генезис нравственно-патриотических качеств неразрывно связан с образованием и борьбой отдельных государств за свою самостоятельность и независимость, и потому патриотизм - глубокое чувство, формировавшееся у людей на протяжении веков и тысячелетий. Слово «патриот» впервые встречается во время французской революции 1789-1793 годов. Защитники республики в то время считали себя борцами за народное дело в отличие от монархистов - изменников Родины. В словаре В.И.Даля находим следующее определение: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» [81]. «Патриот - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» - такое определение дается в Словаре современного русского литературного языка [217]. Очевидно, что к какому бы историческому, академическому, литературному или педагогическому произведению мы ни обратились, будь то памятник средневековой таджикско-персидской литературы, или произведения современников - мы убеждаемся, что идеал патриотизма выступает как жизненно необходимый фактор существования и развития общества. В этом ключе необходимо подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Если обратимся к его философскому истолкованию, «патриотизм (от греч. patris - отечество) -нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [239]. Здесь основной акцент делается на различных отношениях личности к родине. Но было бы, очевидно, недостаточным сведение этих отношений только к нравственным чувствам, поскольку они, несомненно, включают соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые позволяют охарактеризовать патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм - это нравственное качество, выражающееся в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и осмысление своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь и уважать ее честь и достоинство, укреплять практическими делами и поступками ее могущество и независимость.

В подтверждение неразрывной связи нравственности и патриотизма обратимся к творческому наследию классиков таджикско-персидской литературы Средневековья, яркими представителями которого были Абулкасым Фирдоуси, Носир Хусрав, Камол Худжанди, Ходжи Мухаммадхусайн Хатлони, Мирзо Сироджи Хаким. Все они страстно любили Родину, свой народ и верили в его лучшее будущее, что проявлялось в их нравственных наставлениях о необходимости воспитания детей в духе любви к Родине.

Так, например, Фирдоуси в своей бессмертной поэме «Шахнаме» упоминает о Бадахшане следующими словами: Сверкающей тёмная ночь и стала, Земля, как рубин, бадахшанской стала. День, как источник, сверкающий станет, Мир, как перстень, бадахшанский станет. При этом вся поэма поэме «Шахнаме» пронизана восхвалением таких качеств как патриотизм, защита ценностей края, защита матери, древних традиций предков. Самоотверженность главных героев «Шахнаме» в защите своей Родины призывает учащихся охранять территорию нашего суверенного края от разрушителей, так же как как это делали на достойные предки, наподобие Хушанга, Кубада, Соми Наримона, богатыря Зола и Рустами Достона.

По мнению выдающихся таджикско-персидских мыслителей средневековья наиболее ярким проявлением личности является народность и благородный патриотизм. Они призывали формировать у детей лучшие качества, свойственные таджикскому народу - мужество, миролюбие, доброжелательность, смелость, находчивость, стойкость духа, трудолюбие, уделяя особое внимание нравственному воспитанию. При этом они были против формализма в нравственном воспитании и считали необходимым воздействовать, а первую очередь, на чувства детей, а не на их сознание.

По мнению Носир Хусрава, народ является носителем лучших национальных качеств, и именно у него молодое поколение должно учиться бескорыстной любви к Родине. По его мнению, в основе настоящего патриотизма лежит идея общечеловеческого блага, желание установить у себя на Родине такие порядки, которые были бы хороши для всех людей.

Нельзя не отметить, что формирование нравственно-патриотических качеств таджикского народа, начиная с самых древних времен, происходило на фоне его постоянной героической борьбы против поработителей. Молодые люди воспитывались на примерах подвигов героев - Хушанга, Кубада, Соми Наримона, богатыря Зола и Рустами Достона, а поэма «Шахнаме» описывает ратные подвиги героев, которые отстаивали мир и потому являлись носителями добра, отождествляемого с патриотизмом.

Включение в структурно-педагогическое содержание урока гуманитарно-краеведческого материала как важное средство, обеспечивающее формирование нравственно-патриотического сознания учащихся

Развитие социальной компетенции, организаторских и коммуникативных способностей может включать в себя работу по ознакомлению учащихся с основами социально-педагогических наук; формированию навыков работы с младшими школьниками (формирование коммуникативности, сплоченности, эмоциональной групповой идентификации, профессионально-педагогической деятельности); развитию навыков культуры поведения в различных ситуациях на основе правил этики.

При проектировании краеведческой деятельности учащихся важную роль играли идеи коллективного воспитания, сформулированные и обоснованные А.С. Макаренко и нашедшие воплощение применительно к современным условиям в методике коллективных творческих дел И. Л. Иванова.

Назовем те из них, на которые мы ориентировались при организации краеведческой деятельности учащихся: - организация педагогом взаимодействия между членами коллектива на основах сотрудничества, взаимопомощи; - наличие общих дел, сплачивающих коллектив учащихся; последовательное «проигрывание» членами коллектива разных ролей; - создание условий для взаимодействия учащихся разного возраста для передачи позитивного опыта от старших к младшим; - ориентирование членов коллектива на ближайшие и дальние радостные перспективы. Как показывают наши наблюдения, некоторые ученики, имеющие трудности в учебе, которые в конце концов приводили к внутреннему отказу от нее, резкому снижению самооценки и даже личностному кризису, с помощью изучения особенностей своего города, республики, их культуры и т.п. получали возможность решить свои проблемы.

Необходимость изучения истории, архитектуры, скульптуры, особенностей своего родного города, приводили их к поиску соответствующей информации. Все больше и больше увлекаясь, они начинали досконально изучать проблему, интересоваться сопутствующими вопросами, так формировалась общая познавательная мотивация. Этот процесс формировал соответствующие познавательные умения и навыки, которые могли ими уже использоваться и при изучении других предметов.

Как показали исследования А. Маслоу, А.В. Петровского и др., одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации внутреннего потенциала, потребность быть замеченным другими, представленным в их жизни и в их личности. Невозможность самореализации приводит к глубочайшему личностному кризису.

Краеведение позволяет удовлетворить эту потребность. Когда ребенок занимается созданием личного произведения (реферата, доклада, плаката), он создает свой мир, мир в котором он обладает абсолютной властью. Кроме того, благодаря своей активности, человек может реально продолжить себя в других моделях, остаться в их памяти.

Хорошей моделирующей функцией обладает экскурсия, так как она является неотъемлемой частью воспитательной работы. Экскурсия помогает лучше понять закономерности процессов исторического развития, главной целью которой является подготовка «среднего звена» школьных экскурсоводов, которое смогут заменить опытных профессиональных экскурсоводов.

Процесс становления ценностных ориентиров в краеведческой деятельности, приобретения опыта самореализации через привлекательные формы работы являются важными компонентами социализации учащихся.

Одной из специфических черт краеведения, которую мы считаем особо важной, является его интегративная сущность. Его содержание носит интегративный характер, включая в себя сведения по истории, географии, литературе, художественной культуре, биологии и другим областям знаний. Именно соединение этих знаний позволяет создать у учащихся целостное представление о местности, в которой они живут, о происходящих в обществе социальных процессах. Существуют ли в школьном образовании возможности для создания всесторонней картины развития родного города?

В процессе констатирующего эксперимента нами проведен анализ существующих школьных программ, который показал, что в настоящее время созданы благоприятные условия для проведения специальных краеведческих мероприятий (географических, исторических, культурологических и др.). В то же время сохраняется включение элементов краеведческих знаний в традиционные школьные предметы. Однако краеведческие знания, включенные в разные предметы, подчас остаются локальными, не объединяются с другими. Интеграция этих знаний может быть обеспечена при объединении усилий учителей разных предметов при осуществлении междисциплинарных связей.

В то же время проведенный анализ современных школьных программ позволил сделать вывод о том, что при всех широких возможностях, которыми обладает школьное краеведение, за его пределами остаются такие важные для социализации личности информационно-деятельностные компоненты содержания школьного образования как правоведение, экономика, экология.

На основании этого мы пришли к заключению, что более эффективно будет осуществлена мировоззренческая функция и обеспечена общественно-патриотическая направленность гуманитарно-краеведческих мероприятий и занятий в общеобразовательных учреждениях, если обеспечить интеграцию краеведения со знаниями и практическими умениями по праву, экономике и экологии, получение которых предусмотрено школьными программами.

Поэтому мы рассматриваем интеграцию в качестве основного принципа структурирования содержания школьного краеведения, ориентира при отборе форм и способов краеведческой деятельности. При этом изучение общих проблем интеграции стало составной частью исследования.

В процессе исследования была проанализирована философская и педагогическая литература, посвященная проблемам интеграции в образовательном процессе. Одной из важных педагогических проблем неоднократно ставившейся педагогической наукой и практикой, является проблема взаимосвязи обучения и воспитания и возможностей их интеграции в единый образовательный процесс. Так, академик Файзулло Шарифзода предлагает организовать образовательный процесс таким образом: в развитии ребенка - «идти через разум»; и побудить к деятельности, которая приведёт ребенка к исполнению норм поведения и развитию волевых и других позитивных качеств личности ребенка.

В поисках путей интеграции предполагают много подходов, например такие, как амальгамирование, комплексироваиие, корреляция, координация и создание одного интегрированного предмета по циклам и т.д. Значительно меньше освещен процесс интеграции обучения и воспитания, и процесс интеграции урочной и внеурочной деятельности, что дает основание для выводов о недостаточном развитии этих направлений интеграции. Таким образом, по-прежнему остается неразрешенной проблема интеграции учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности.

Не подлежит сомнению, что центральной фигурой в осуществлении этой интеграции является учитель. Именно от него требуется в равной степени обладать методами обучения и воспитания, обеспечивая целостность учебно-воспитательного процесса. Интеграция - это всегда новое качество педагогического процесса, это педагогический феномен, который в основном зависит от личностных и профессиональных качеств учителя.

Развитие процессов интеграции органически связано с осуществлением межпредметных связей на содержательном, процессуальном и методическом уровнях. Установление связей между предметами позволяет выявить их общность и является движением этой целостности, которую обеспечивает интеграция.

Одной из форм обеспечения интегрированного содержания краеведения в школе является создание интегративных образовательных курсов, например, таких как «История и культура г. Душанбе», «Современный город глазами школьника», «Юный турист-краевед» и др. Факультативное изучение этих курсов позволит создать у учащихся целостное представление об окружающем мире. Эти курсы ориентированы, в первую очередь, на духовное развитие личности, становление нравственной и эстетической культуры.

Опытно-экспериментальная работа по применению интегрированного и системно-деятельностного подхода к гуманитарно-краеведческой воспитательной деятельности применена нами в экспериментальных школах г. Душанбе. Этот опыт стал органической частью проведенного исследования по решению задач социализации учащихся средствами краеведения в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан в учебное и внеучебное время через внеклассную, внешкольную деятельность и систему дополнительного образования детей.

Педагогически обоснованное содержание гуманитарно краеведческой деятельности, направленной на формирование сознательной и активной патриотической позиции учащихся

Объективно сложилось так, что на протяжении многих лет отсутствовала возможность научного исследования сущности и значимости проблемы таджикской национальной идеи, воспитания национального самосознания таджиков. Национальное самосознание не является наследственным и не дается ребенку при рождении, а требует от каждого человека напряженной работы мозга и души, научного подхода к его формированию у детей.

Под национальным самосознанием личности обычно понимают осмысление ею свою принадлежность к определенному народу, своего места и роли в обществе, уважение истории народа, родного языка, национальных традиций, обычаев, обрядов.

Воспитание национального самосознания, как и воспитание в целом -комплексный процесс, поэтому может возникнуть вопрос, какие качества формировать сначала, а какие потом. Воспитание национального самосознания необходимо начинать с воспитания самосознания личности. Самосознание личности - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе как о части общества, своих взаимоотношениях с окружающим миром, другими людьми о своих действиях и поступках, мыслях, чувствах, обо всем разнообразии качеств личности, на основе чего формируется образ собственного «Я». Без наличия самосознания невозможно воспитать и национальное самосознание[138, с. 60-63].

Воспитание гражданина - одна из важнейших задач учреждений образования. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, необходимо сосредоточить усилия, прежде всего на формировании целостного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности. Хорошего гражданина можно определить по тому, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции и по его вкладу в благополучие государства. Хорошему человеку присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и совершенству в рамках закона. Следовательно, хороший гражданин - это патриот и законопослушный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе. Сегодня важно уточнить критерии и признаки, на которые надо ориентироваться, чтобы избежать крайностей и не повторять ошибок прошлого. Подлинный гражданин не только хороший человек и законопослушный член общества, но и самостоятельная личность, имеющая адекватное представление о целостной картине мира, осознающая свое особое предназначение в нем. Понятие «гражданственность» может стать ментальной основой социализации. По определению, «гражданственность» -это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях к деятельности человека при выполнении им основных специально-ролевых функций - защите интересов Родины, в подлинно свободной и честной приверженности ориентациям и на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [208, с. 39].

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Реализация цели гражданского воспитания зависит от решения конкретных задач, основными из которых являются: 1. Развитие и поддержание заложенного в каждом человеке естественного чувства любви к своей земле, историческим корням и Родине в целом на основе осознания самоценности общества, членом которого он является. 2. Формирование у учащихся основ мировоззренческих представлений об обществе и человеке, знакомство с основами правовых и экономических знаний, политико-правовой и экологической культуры, а также морально-этическими традициями общества. 3. Содействие реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности национальной и мировой культуры. 4. Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, способствующей его интеграции в современное общество и участию в его совершенствовании. Цели гражданского воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей.

В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациям. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, осознания и осмысления фактов и событий.

Гражданское воспитание подрастающей личности становится актуальной проблемой. Концепция национального воспитания в Республике Таджикистан базируется на основополагающих принципах всеобщей Декларации прав человека.

Система учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, способствующая эффективному формированию нравственно-патриотического сознания учащихся на внеклассных и внешкольных гуманитарно-краеведческих занятиях и мероприятиях

Краеведческий материал также может использоваться и в программе по истории. Сделать урок более содержательным помогут материалы о героях Таджикистана - Садриддин Айни, Бободжан Гафуров, Эмомали Рахмон, Мирзо Турсунзаде, Нусратулло Махсум, Шириншо Шотемур.

Ниже представляем результаты анализа места и роли краеведческих ценностей для каждого аспекта целостного педагогического процесса. А. Ценности краеведения в процессе обучения. Информационные ценности, полученные в семье, могут быть реализованы через базовые учебные предметы (чтение, природоведение, музыка, рисование, труд, родной язык, литература, экономика, право, обществоведение); через предметы школьного компонента учебного плана (речь и культура общения); факультативы («Домашний очаг», «Земля родная», «Мир старинного дома»). Например, факультативное занятие по теме «О чем может рассказать предмет старины».

Информационные ценности школьного краеведения реализуются через учебные предметы: чтение, природоведение, труд, рисование, музыка, родной язык, литература, биология, химия, физика, история. Например, на уроке истории в 9-м классе по теме «Таджикистан в годы войны» используется материал о том, где в Таджикистане в годы войны располагались военные госпитали. Учащиеся знакомятся с их работой и участием в ней учеников военных лет.

Информационные ценности городского краеведения реализуются через предметы: чтение, родной язык, природоведение, рисование, труд, история, биология, география, физика, экономика, обществоведение, литература. Например, на уроках литературы в 9-м классе учащиеся знакомятся с творчеством современных таджикских поэтов и прозаиков - Абдусалом Дехоти, Мирзо Турсунзаде, Мухамеджан Рахими, Мухетдин Аминзаде, Джавхари-заде Сухайли, Юсуфи, Миршакар, Лютфи, Шамбе-заде, Тиллобек Пулади, М. Дийори, Кутби Кирома, Рахим Джалил, Джалал Икрами, Хаким Карим-заде и др.

Информационные ценности регионального краеведения реализуются через предметы: природоведение, чтение, музыка, рисование, труд, физика, химия, обществоведение, география. Например, на уроках географии включается материал из «Книги путешествий» Носира Хусрава.

Культурологические ценности семьи могут быть реализованы через базовые предметы (чтение, музыка, природоведение, рисование, литература, труд, родной язык, история); через предметы школьного компонента учебного плана («Речь и культура общения», «Этнография»). Например, на уроках технологии можно рассказать о традиционных видах народного ремесла - резьба по дереву (кандакори), вышивание золотом и т.д.

Культурологические ценности школьного краеведения реализуются через предметы: чтение, природоведение, музыка, история, биология, химия, обществоведение, труд, литература. Например, на уроках литературы включается материал о современных поэтессах - Гулрухсор Сафиевой, Зулфии Атои и Фарзоны Худжанди.

Культурологические ценности городского краеведения реализуются через предметы: чтение, родной язык, природоведение, рисование, труд, история, биология, химия, география, физика, экономика, обществоведение, литература. Например, на уроках литературы при изучении эпохи Средневековья, включается краеведческий материал «Поэтическое наследие Омара Хайяма».

Культурологические ценности регионального краеведения реализуются через базовые предметы (чтение, природоведение, музыка, рисование, история, география, биология, химия, труд, обществоведение), уроки внеклассного чтения или факультативные курсы краеведческой направленности.

Исследовательские ценности семейного краеведения могут быть реализованы через выполнение практических заданий по курсу семейное воспитание, истории, литературы, обществоведения, экономики. Например, подготовка реферата или доклада-презентации (с привлечением родителей) о своей семье.

Исследовательские ценности школьного краеведения реализуются через практические задания по истории, физике, химии, литературе, биологии, физкультуре. Например, через подбор материала в архивах города о выпускниках школы, ставших изобретателями, рационализаторами на ведущих предприятиях Таджикистана.

Исследовательские ценности краеведения также можно реализовать через выполнение практических, исследовательских заданий по разным учебным предметам. Например, на уроках химии можно рассмотреть состояние экологической обстановки в г. Турсунзаде по материалам экскурсии на Таджикский алюминиевый завод или в г. Яван после экскурсии на Яванский химический комбинат. Кроме того, в старших классах, при изучении планов социального развития на уроках географии можно организовать взаимодействие и посещение Центра стратегического развития при Президенте Республики Таджикистан.

Исследовательские ценности краеведения реализуются через творческие работы по всем предметам школьного курса. Например, задания по изучению истории развития народных ремесел, сельского хозяйства и промышленности Таджикистана посредством самостоятельного изучения исторических материалов в Республиканском архиве.

Практические ценности семейного краеведения могут быть реализованы через предметы (история, география, биология, природоведение, рисование, музыка, труд); факультативные курсы «Земля родная», «Мир родного дома». Например, на уроке истории Таджикистана обсуждаются впечатления от экскурсии в республиканский краеведческий музей.

Результаты подобного анализа представим также и по другому аспекту целостного педагогического процесса. Б. Ценности краеведения во внеклассной воспитательной работе. Информационные ценности семейного краеведения могут быть реализованы через следующие формы внеклассной работы: - экскурсии на место работы родителей учащихся; - совместные классные праздники («День именинника»); - выставки рисунков, сочинений («Сказки бабушкиного сундука»), рассказов («Детство бабушек и дедушек»).