Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Рамазанова Барият Шигабудиновна

Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля
<
Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рамазанова Барият Шигабудиновна. Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Махачкала, 2006 169 с. РГБ ОД, 61:06-13/2514

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-политическое основание имамата Шамиля как предпосылка социальной работы с горцами 13

1.1 Этнопедагогические воззрения народов Дагестана как предпосылки становления социальной политики в имамате Шамиля 13

1.2 Социально-политические основы создания имамата и обусловленная ими социальная политика в области образования и воспитания молодежи 29

Глава II. Сущность и теоретический анализ социальной системы в имамате Шамиля 59

2.1 Социальная политика в имамате Шамиля как составная часть функционирования гражданского общества 59

2.2 Возможности применения социально- педагогического опыта имамата в решении социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей в современных условиях 103

Заключение 129

Библиография 135

Приложения 147

Введение к работе

Актуальность исследования. Культурно-историческое прошлое Дагестана насыщено высокими достижениями, уникальными проявлениями единства, сплоченности и героизма дагестанского народа, военными и духовными победами, борьбой за независимость и самостоятельность. Богатая и древняя история нашего края давно привлекала и привлекает внимание ученых-исследователей: историков и археологов, обществоведов и лингвистов, культурологов и этнографов. Так, анализу исторического прошлого Дагестана конца XVIII и первой половины XIX века, особенно периода Кавказской войны, посвящены труды многих дагестанских ученых: М.А. Абдуллаева, P.M. Магомедова, Г.Д. Даниялова, А.Р. Шихсаидова, Х.Х. Рамазанова, В.Г. Гаджиева, A.M. Халилова, М.М. Идрисова, и др. В своих исследованиях они освещали проблемы героической борьбы горцев Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля за свободу, независимость и самостоятельность социально-политической жизни народа. О государственной структуре имамата писали такие известные ученые, как С.К. Бушуев, Б.В. Скитский, Н.И. Покровский, В.Г. Гаджиев, Моше Гаммер, Ш.М. Казиев, М.М. Доного, A.M. Халилов, Ю.У. Дадаев и др.

Наряду с историческими проблемами во многих работах фрагментарно рассматриваются вопросы социальной политики в имамате Шамиля.

Однако интереснейшее социально-педагогическое явление -разработка и внедрение социально-педагогической политики и организация социальной работы в имамате как неотъемлемой и чрезвычайно важной, по нашему мнению, функции гражданского государства - никто из ученых реально не рассматривал. В тоже время в основных выводах и рекомендациях международной научной конференции «Народно-освободительная война на Северном Кавказе под предводительством Шамиля и ее международное значение», посвященной 200-летию со дня рождения имама Шамиля было отмечено:

-организациям и учреждениям народного образования - добиваться

коренного улучшения постановки преподавания истории Кавказской войны и

народно-освободительной борьбы горцев Дагестана и Северного Кавказа в

^ общеобразовательных школах, колледжах, высших и средних специальных

учебных заведениях республик Северного Кавказа;

-средствам массовой информации - постоянно использовать материалы о Кавказской войне и движении горцев Северного Кавказа под руководством Шамиля в целях патриотического и гуманистического воспитания народных масс, укрепления дружбы между народами. (72, С. 160).

О борьбе горцев под руководством Шамиля положительно отзывались
*' Е.П. Вишняков, Д.Г. Богданов, B.C. Гальцев, И.Н. Захарьин, М.А. Казембек,

И. Кровяков и др.

Многие российские и зарубежные ученые и писатели высоко оценивали способности горцев Дагестана и Чечни, объективно отражали состояние народа в период Кавказской войны. Они говорили о храбрости, благородстве, самопожертвовании, стремлении добыть свободу своему народу, о смекалке и т.д.

Известны различные оценки и высказывания об образовании, о
воспитании горцев и частично о социальной защите населения в имамате.
Ценный фактический материал, характеризующий состояние народного

образования в дореволюционном Дагестане содержится в работах Е.И. Козубского, П.К.Услара, С.Фарфоровского, Г.Э.Алкадари, Д.Бутаева, А. Омарова, Г.Ш.Каймаразова и др. В первой половине XX века появляются исследования выдающихся востоковедов В.В.Бартольда, А.Н.Генко, И.Ю.Крачковского, посвященные историческому прошлому народов Дагестана. Социально-педагогические аспекты имамата стали объектом специального исследования в конце XX - начале XXI вв. учеными-педагогами Ю.У.Дадаевым, М.Б.Рамазановым, М.М.Доного, З.М.Расуловой, В.Н.Цатуровым и др. Ф

Целый ряд работ не лишен тенденциозного подхода в освещении истории народного образования в этом крае. Восхваляя «цивилизаторскую» политику царизма, их авторы преподносили Дагестан как край, без своей национальной культуры, где проживали «дикие племена», «туземцы», «инородцы», занимающиеся разбоем и грабежами, что оскорбляло и поныне оскорбляет национальные чувства потомков. К ним относятся работы М.Д. Багирова, А. Скачко («Дагестан» М.,1931), Х.Т. Аджимяна («Об исторической сущности кавказского мюридизма» М. 1947), Н.А. Смирнова («Реакционная сущность движения мюридизма и Шамиля на Кавказе». М., 1952), С.К. Бушуева («Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России». М, 1955).

Частично социальную защищенность горцев как в мирное, так и в военное время, социальные преобразования в горских обществах, законотворческую деятельность Шамиля исследовали в своих работах современные ученые: Ш.М. Казиев, А.Х. Рамазанов, Х.Х. Рамазанов, A.M. Халилов и др. Как установлено ими, большое внимание имам уделял пострадавшим в войне. Инвалиды получали помощь из государственной казны.

Сравнивая такой подход с отношением власти сегодня к участникам (инвалидам) вооруженных конфликтов (в Афганистане, Чечне и др.), мы видим, что их семьи превратились в социальную группу с низким материальным достатком. Проведя параллель обеспеченности современных военнослужащих с заботой в период деятельности имамата первой половины 19 века, можно отметить ряд преимуществ социальной политики государства горцев в отношении своих военнослужащих, хотя в то время оно было намного нестабильнее и беднее.

Но в приведенных выше исследованиях практически не уделено внимания социально-педагогической значимости социальной политики в имамате Шамиля в то время и возможности переноса этого опыта в современной России. По признанию историков, крупной заслугой Шамиля

является создание в окружении феодально-деспотических режимов уникального государства, в котором был свергнут двойной гнет и проводилась значительная созидательная работа, справедливая национальная политика. История имамата - это история населяющих его народов в их взаимно уважительных отношениях.

Важно, что впервые была предпринята попытка в имамате ввести всеобщее начальное образование по инициативе государства.

Впоследствии ученые В.Бартольд и И.Крачковский отмечали, что знание арабского языка в Дагестане более распространено, чем в большинстве мусульманских стран с неарабским населением и ни в одной из неарабских стран местная литература на арабском языке не имела столь сильного распространения и жизненности, как в Дагестане.

В имамате впервые в Дагестане осуществлялась дотация крупным ученым. Имам оберегал ученых, талантливых алимов и образованных людей, старался не привлекать их к военным действиям, не нагружать другими обязанностями, кроме как изучение социальных и природных явлений, а также воспитание и обучение молодежи, которая признана особой социальной группой - будущее страны, реальная сила, способная изменить демографическую ситуацию в государстве. Была еще одна своеобразная привилегия для ученых. Когда вставал вопрос, кого первым выкупить из вражеского плена или обменять - алима или неалима, у Шамиля не бывало двух мнений. Характерным является следующий пример. В 1842 году под Казикумухом русские солдаты захватили ученых Абдурахмана Согратлинского, Хаджиява Чиркеевского, Чухалава Магарского, которых отправили в Тифлис. Шамиль обменял ученых на двух русских пленных офицеров. Между тем он мог потребовать возврата своего сына из Петербурга или получить большой выкуп за пленных офицеров. Шамиль сказал окружавшим, что умом любит ученых, а потому не хочет, оставив ученых в плену, получить «взамен двух русских начальников ни сына, ни богатства» (111, С. 106,107).

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в исторической и педагогической науке нет специальных исследований, посвященных изучению социальной политики в имамате Шамиля и ее социально-педагогической значимости.

Все вышеизложенное и побудило нас провести специальное научно-педагогическое исследование о социальной политике в имамате Шамиля и ее современной социально-педагогической значимости. Это крайне актуально сегодня,' когда мы вынуждены констатировать, что состояние и уровень социальной защищенности участников (инвалидов) вооруженных конфликтов (в Афганистане, Чечне и др.) достигли критической черты. В силу причин социально-экономического характера большинство семей участников (инвалидов) вооруженных конфликтов находится на грани нищеты и ни в коем случае не может причислить себя к слоям среднего класса с достаточным жизненным обеспечением.

Социальная политика в имамате была обращена не столько на воинов, сколько на их семьи. Обеспечение гарантии для их благополучия - это могло быть компенсацией за проявление мужества, риска воинов. Именно в этом можно видеть корень позитивных достижений социальной политики в имамате Шамиля.

Идеология армии Шамиля включала боевую духовно-нравственную подготовку защитника, отстаивающего независимость, свободу горного края. Это соответствует духу современной Российской армии как защитницы своего отечества. Еще ближе к духовно-патриотическому настрою имамата Шамиля современное состояние готовности к защите отечества военнослужащих.

Сегодня на первый план остро вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты участника (инвалида) вооруженного конфликта и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации, как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.

' 7

Актуальность данной проблемы, неразработанность и необходимость ее исследования на современном этапе развития дагестанского общества и определили выбор темы настоящего диссертационного исследования «Социально-педагогическая значимость социальной политики в имамате Шамиля». Проблемой исследования является изучение, систематизация и научный анализ социальной политики имамата Шамиля (1834-1859), выявление ее социально-педагогической значимости и применение опыта имамата в решении социальных проблем в отношении участников (инвалидов) вооруженных конфликтов в современных социально экономических условиях в Дагестане. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - социальная политика в имамате Шамиля.

Предмет исследования - социально-педагогические аспекты и значимость опыта социальной политики в имамате Шамиля для современного общества.

Гипотеза исследования: наше предположение о возможности применения опыта имамата, в котором осуществлялась целостная социальная политика, для решения социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов в современных условиях основывалось на следующих положениях:

- у народов Дагестана до создания имамата уже реально существовала
традиционная этнокультурная и педагогическая среда с накопленным
опытом социальной защищенности неблагополучных семей;

- имам Шамиль и его сподвижники сумели проанализировать
этнопедагогические воззрения народов Дагестана, дать оценку социальным
основам и определить значимость социальной политики имамата в период
борьбы горцев за свою независимость;

- существующая народная система социальной защищенности людей
получила понимание, была оценена, одобрена имамом и легла в основу
развития социальной политики в имамате Шамиля;.

- в современном дагестанском обществе может быть использован опыт
имамата в социально-педагогической работе с семьями участников
(инвалидов) вооруженных конфликтов.

* Задачи исследования:

дать оценку традиционной системе оказания помощи, защиты социально обездоленных семей народов Дагестана до создания имамата;

раскрыть социально-политические основы создания имамата и обусловленную ими социальную политику в области образования и воспитания молодежи;

- проанализировать социальную политику в имамате Шамиля как
составную часть функционирования гражданского общества;

- выявить возможности применения опыта имамата в решении
социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их
семей в современных условиях.

Методологическая основа исследования. Ведущими теоретико-
методологическими принципами данного исследования являлись
диалектический подход, целостное изучение историко-педагогических
явлений, единство и взаимосвязь объективного и субъективного, связь
исторического и логического, раскрытие современного значения результатов
ф исследования. Применялся конкретно-исторический подход к изучению

педагогических фактов, явлений. Автор руководствовался гуманистической идеей об общечеловеческой ценности жизни, здоровья и благополучия людей.

Методы исследования:

В работе использованы некоторые из методов историко-педагогического исследования: изучение первоисточников, теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, обобщение и систематизация, сочетание ретроспективы с перспективой, опросные методы (анкеты, интервью, беседы, наблюдения).

*

Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы архивов: РГВИА, ЦГИА РФ, ЦГА РД, мемуарные и художественные произведения, монографии, фольклорные материалы на русском языке и языках народов Дагестана, труды историков, писателей досоветского и советского периодов, материалы рукописного фонда института истории, этнографии ДНЦ и археологии. Кроме того, такие источники, как «Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), «Кавказский календарь», «Кавказский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК), «Сборник сведений о кавказских горцах» (ССКГ), а также труды дагестанских арабо-язычных авторов: Муххамад Тахира аль Карахи, Гаджи-Али Чохского, Хайдарбека Геничутлинского, Абдурахмана Гази Кумухского и работы современных исследователей: Ю. Короткова, Д. Грунюшкина, Г. Трошева, B.C. Мейланова, А.А. Абдулгамидова, Р.Н. Жабраилова, С. Таннера и др.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2002-2003гг.) проводилась архивная эвристика, сбор и анализ материалов, разрабатывались концептуальные основы исследования. На втором этапе (2003-2004гг.) осмысливался и обобщался материал, проводились опросные методики в Дагестане и в Ставрополе, обработка результатов и анализ полученных данных. На третьем этапе (2004-2006гг.) проводилась апробация результатов, публикация статей и тезисов, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования.

впервые в отечественной историко-педагогической науке выявлена и охарактеризована социальная политика в имамате Шамиля как отражение педагогической функции социальной помощи населению в духе интересов национально-освободительного движения горцев имамата;

раскрыты установленные имаматом содержание и направления социальной политики, имеющие социально-педагогическую значимость;

проанализированы сложившиеся в этнопедагогическом опыте формы и методы социальной помощи в имамате;

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный и систематизированный опыт социальной политики в имамате Шамиля включает в себя содержание, основные направления и успешный опыт функционирования системы социальной политики. Результаты и выводы, полученные в процессе исследования, представляют основу для новых работ по истории отечественной педагогики.

Практическая значимость исследования.

Фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по теории и истории педагогики для педагогических учебных заведений, явиться основой спецкурса по педагогике, а также использоваться в учебной и воспитательной работе учителями, в системе повышения квалификации учителей и тем самым способствовать обновлению содержания педагогического образования и был использован в преподавании курса «Социальная защита в истории Дагестана» на социальном и историческом факультетах ДГУ. Сделана попытка обобщения опыта социальной политики имамата в решении социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей в современных условиях.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковедческой базой, соответствием методов исследования целям и задачам исследования, системой обобщенных фактов и материалов, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Становление и развитие социально-педагогической политики в имамате Шамиля обусловлено изменениями социальных отношений, а также необходимостью социальной защиты граждан в духе интересов национально-освободительного движения.

  2. Опыт становления социальной политики в имамате Шамиля характеризуется гуманизацией и социально-педагогической значимостью

социальной защищенности, реализацией таких принципов социального воспитания, как опора на общечеловеческую и мусульманскую мораль.

3. Раскрытие опыта социально-педагогической работы, отражение в
*i* ней государственной социальной политики, освещение положительных

результатов социальной деятельности.

4. В современных условиях имеются возможности использования
социально-педагогического опыта имамата в теории и практике социальной
работы по отношению к участникам (инвалидам) вооруженных конфликтов и
их семей.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты
'# обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики ДГУ в 2002-

2006гг. Опубликованные материалы используются кафедрой социальной педагогики ДГУ. Разработан спецкурс «Социальная защита в истории Дагестана» для студентов социального факультета ДГУ. Используется материал в лекциях и на семинарских занятиях по истории педагогики, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по социальной педагогики.

Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух
ф, глав, заключения, списка использованной литературы, приложения и

глоссария.

І*

Этнопедагогические воззрения народов Дагестана как предпосылки становления социальной политики в имамате Шамиля

О существовании народной системы образования и воспитания в дагестанских обществах, до создания имамата Шамиля, писали многие ученые. Система образования и воспитания, которая носила религиозный исламский характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Поэтому многие находили множество признаков сходства в организации обучения учащихся в Дагестане с другими существовавшими в исламских странах системами образования и воспитания.

Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего, поэтому даже до обучения Корану, едва только ребенок начинал лепетать, старались научить его произносить отдельные молитвы. Хотя эти молитвы читались на арабском языке, без всякого понимания их содержания, родители все же требовали, чтобы ребенок знал их.

Первой ступенью была коранская школа. Главной ее функцией было обучение детей читать Коран. Такие школы имелись почти в каждом ауле. Ее создателем мог быть любой грамотный человек, знающий арабский язык. Специальных помещений для проведения занятий не было. Не было также учебников и учебного оборудования. Главное внимание уделялось обучению аджаму - арабскому письму, чтению текста Корана и заучиванию отдельных его сур и аятов.

Умение читать Коран считалось необходимым для каждого мусульманина независимо от пола и социального происхождения. Обучение чтению Корана могло проводиться индивидуально и в семье под руководством грамотных родителей и родных или в составе групп у какого-либо образованного человека на дому.

Примечетские (коранские) школы являлись по существу единственными очагами распространения грамотности среди местного населения. Помимо обучения чтению и письму на арабском языке дети получали сведения по астрономии, географии, а также по другим дисциплинам.

По окончании курса изучения Корана часть детей продолжала свое образование, изучая арабскую грамматику либо у местного кадия, оставаясь в родительском доме, либо в других селениях, где имелся хороший ученый, обучение при этом проводилось на средства мечети. Учащиеся, число которых не было ограничено, содержались за общественный счет.

Второй ступенью мусульманской школы был мектеб. По содержанию образования это была начальная школа, где детей учили читать, писать и считать. Основное внимание здесь уделялось изучению арабского языка, его грамматики. Здесь не было определенного срока обучения. Обучение могло продолжаться 2-3 года и более. Ни единых программ, ни учебников, ни учебно-письменных принадлежностей в мектебах не было. Здесь обучалась небольшая, наиболее подготовленная часть учеников, окончившая коранскую школу. Родной язык здесь не изучался даже как учебный предмет.

Являясь очагом религиозного воспитания и обучения, мектебы, как основное звено конфессиональной системы образования, получает в Дагестане широкое развитие.

Мектебы считались школами низшего типа, срок обучения в которых зависел от обучавшего их муллы. Открывались они в основном при мечетях независимо от времени года при наличии желающих учиться. Профаммные требования к обучению в мектебе сводились к привитию навыков механического чтения Корана без понимания его содержания. Еще меньше знаний давала эта школа по письму.

Следующей, высшей ступенью системы мусульманского конфессионального образования являлись медресе - школы повышенного типа. Медресе открывались главным образом при мечетях крупных населенных пунктов и в домах самих мударрисов - преподавателей.

Их создавали наиболее подготовленные алимы и муллы.

В медресе поступала небольшая, наиболее способная часть тех, кто успешно окончил мектеб, преимущественно дети состоятельных родителей, которые могли нести расходы, связанные с обучением своих детей в другом ауле. Помимо тех, кто хотел получить звание духовного лица (муллы, будуна, кадия), здесь было немало желающих, стремящихся расширить и углубить свои знания. Срок обучения в медресе был продолжительным, составлял 10 и более лет. Содержание изучаемых предметов, их объем зависели от личности преподавателя, его эрудиции. Большое внимание в медресе уделяли изучению арабского языка, логике, риторике. В некоторых медресе изучали математику, астрономию, философию. Те ученики, которые хотели знать больше и лучше, переходили в медресе, расположенные в других селах пользовавшиеся большим престижем среди обучающейся молодежи.

Обучение в мусульманских школах было всеобщим, бесплатным и обязательным. Не было в них и социального отбора, учились вместе дети богатых и бедных. Родители считали своим долгом обучить детей основам религии, умению читать Коран и исполнять религиозные обряды.

«В процессе обучения и воспитания в мусульманских школах уделялось большое внимание проблеме единства и братства всех мусульман. Одной из особенностей мусульманского школьного воспитания является его суровость, своеобразная спартанская направленность. Это хорошо показано в «Воспоминаниях мутаалима» А.Омарова и в «Наставлениях для мутаалимов» (в стихах) Сайда из Аракани. Мутаалимы жили и ели вместе, спали на полу, покрытом половиком, войлоком или соломой. Они сами зарабатывали или доставали еду, заготавливали в лесу дрова и привозили их, убирали помещение, топили печь, готовили еду. Все это объяснялось не только недостаточностью средств, но и аскетическим духом самой религии, являющейся основой воспитания. Одной из причин того, почему детей посылали в медресе, расположенное далеко от родного аула, являлось, видимо, стремление родителей воспитать их в духе умения преодолевать трудности» (З, С.42).

Социально-политические основы создания имамата и обусловленная ими социальная политика в области образования и воспитания молодежи

В основе движения горцев под руководством имама Шамиля (1834-1859) против феодалов и царизма лежали как внутренние социальные причины, вытекавшие из экономических и политических интересов народов Дагестана и Чечни, так и жестокая колониальная политика в этом крае.

В Нагорном Дагестане сложились в целом характерные и для других частей Дагестана системы общественно-политического устройства — союзы сельских обществ и феодальные владения. Принципиальным в этих системах управления или устройства общественной жизни было то, что в большинстве союзов сельских обществ (или общин) всеми общественно-политическими, хозяйственно-экономическими и даже идеологическими делами ведала выборная общинная администрация, которая избиралась, как правило, на периодически созывавшихся общеджамаатских сходах. Хотя в союзах сельских обществ и намечалась тенденция к установлению наследственного порядка перехода некоторых общинных выборных должностей (старшин, управителей, кадиев и т.д.), в целом в них не было феодальных династий с наследственной властью, дружиной, казной и т.д.

По уровню развития производительных сил и, на их основе производственных отношений, Дагестан не был однородным. Здесь имели место оттенки и прямые следы различных общественных отношений, начиная от общинных полуфеодальных и кончая сложившимися феодальными. Накануне царского завоевания в Тарковском шамхальстве, Кайтаге и Дербенте были сложившиеся феодальные отношения, а в нагорном Дагестане сохранились еще раннефеодальные отношения. Такая мозаичность социально-экономических отношений объясняется неравномерным развитием производительных сил.

Интересное высказывание Ф. Энгельса о том, что «буржуазная цивилизация развивалась вдоль морских берегов и по течению больших рек. Земли же, лежащие в глубине материка, особенно неплодородные и трудно проходимые горные страны, сохранили, и варварство и феодальный строй» (92, С.3,4) лишний раз подтверждается на примере неравномерного социально-экономического развития Дагестана.

На Кумыкской равнине, в Кайтаге, и Дербенте, непосредственно прилегающих Каспийскому морю и имевших оживленные торговые и культурные сношения с другими странами, процесс развития производительных сил, а следовательно и социальных отношений, шел интенсивнее, чем в нагорном Дагестане, оторванном от культурных приморских центров.

При всей пестроте и разнообразии социальных отношений в Дагестане, ведущей формацией все-таки являлась феодальной, с наличием эксплуататорского класса местных феодалов - с одной стороны и эксплуатируемого класса крестьян - с другой. Для всей экономики феодального Дагестана той эпохи характерна барщинно-отработочная система эксплуатации крестьян, распадавшихся по своей зависимости от феодала на несколько категорий.

Дагестан к концу XVIII века не составлял целого государства. Большая часть страны распадалась на 9 феодальных, независимых друг от друга ханств (Аварское, Кази-Кумухское, Мехтулинское, Кайтагское, Табасаранское, Дербентское, Тарковское, владения Аксаевских и Андреевских князей) и на множество общинно-территориальных союзов сельских обществ. В общем, весь Дагестан дробился на 75 и более частей, и каждая из них представляла собой самостоятельный удел, где сидели «независимые» феодальные князьки. Между ними происходили постоянные распри, меж усобицы и войны, которые экономически ослабляли Дагестан. В результате насилии и грабежей феодалов положение крестьян - горца становилось невыносимым. Росло недовольство крестьян существующим режимом.

К концу XVIII века Дагестан стал ареной борьбы между тремя государствами Турцией, Персией и Россией. Каждая из этих стран стремилась превратить Дагестан в объект колониального грабежа и эксплуатации.

На основании ряда других источников выясняется, что зависимые крестьяне делились на три зависимых категории, из которых наиболее угнетенной являлась категория раятов и чагаров, составляющих основную массу крепостного крестьянства. Далее шли, так называемые «свободные поселяне—уздени, жившие на землях беков и мало чем отличавшиеся по своему социальному положению от раятов. Верхушечным слоем зависимых крестьян являлись, так называемые «свободные» уздени, жившие на «собственных» землях и отбывающие ханам и бекам работные повинности. Таков, в основных чертах классовый состав феодального Дагестана.

Следует при этом учесть, что каждое феодальное владение имело свои специфические особенности.

На узденей и чагаров ложилась вся тяжесть феодального гнета. Они обязаны были работать на землях шамхала и платить феодальные подати. Достаточно познакомиться с этими феодальными повинностями и податями, чтобы представить себе исключительно тяжелое положение крепостных крестьян во владении шамхала Тарковского: с каждого крестьянина имевшего овец, здесь взималось ежегодно по одной овце (кент—ясак); каждый, имевший рабочий скот, обязан был доставлять шамхалу арбу дров (арба - ясак) и в любое время, по требованию владельца, выставлять арбы для его надобности. За пользование пастбищами и водой для оросительных целей крестьянин также платил шамхалу подати и, кроме того, с него взимались различные штрафы за потравы и другие проступки.

Социальная политика в имамате Шамиля как составная часть функционирования гражданского общества

До образования имамата Шамиля в Дагестане и Чечне по существу безраздельно господствовал адат как разветвленная система социальных норм, основу которой составляли местные обычаи преимущественно неисламского происхождения. Большинство из этих обычаев сложилось еще в условиях существования родоплеменных отношений и языческих верований.

Жизнь автономных горских обществ веками регулировалась собственными адатами, которые не были едиными для всего. Северного Кавказа. О силе этих обычаев говорит тот факт, что даже утверждение здесь ислама не привело к полной замене их шариатом.

До Шамиля шариат действовал на Северном Кавказе в узких рамках: он регулировал лишь исполнение сугубо религиозных обязанностей, а также, до некоторой степени, брачно-семейные и наследственные отношения, на которые глубокое влияние оказывали адаты. Известно, например, что вопросы, связанные с наследованием, с общего согласия истца, ответчика и самого судьи нередко решались по адату, но могли быть пересмотрены на основе шариата. «Что же касается ответственности за правонарушения (прежде всего за наиболее опасные), то она практически полностью определялась обычаями. Отступления от шариата в этой области права часто объяснялись тем, что ислам предусматривает слишком строгие наказания за некоторые преступления (например, за кражу), которые по адату считались малозначительными» (Сюкияйнен).

В результате многие из адатов, веками применявшихся на Северном Кавказе (в частности, широко распространенный обычай кровной мести), не только не укладывались в рамки ислама, но и решительно им осуждались. Иными словами, адаты были основным препятствием, с которым в этом регионе сталкивался ислам. Не случайно авторитетные религиозные деятели, выступавшие в конце XVIII - первой трети XIX века за утверждение ценностей ислама, призывали к решительному отказу от не одобряемых шариатом обычаев, сбивающих горцев с пути коранической истины. В частности, предшественники Шамиля - Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, -проповедуя шариат, стремились всячески ограничить действие обычаев. Однако им так и не удалось существенно изменить традиционный образ жизни горцев: предписания шариата соблюдались только вблизи резиденции имама, а на остальной территории население продолжало следовать адатам. Закономерно, что, став религиозно-политическим лидером и возглавив государство (имамат), Шамиль был вынужден решать проблему адатов и принимать жесткие меры для искоренения многих из них. В качестве исламского правителя он выступал против тех обычаев, которые не только прямо нарушали предписания шариата, но и мешали осуществлению реформ, нацеленных на объединение горцев и противоборство колониальной политике царской России.

Вместе с тем Шамиль, реально оценивая силу обычаев, понимал, что категорическое их отрицание не будет поддержано его соотечественниками. Он сознавал, что адаты — не просто обычаи, а стержень жизни горцев. Отказаться от них означало поколебать традиционные формы общественных и личных связей, подорвать сами основы существования горских обществ. Единственной силой, способной потеснить адаты, был шариат. Но и его предписания могли претворяться лишь при условии тесного взаимодействия с обычаями.

Например, в письме муфтию из аула Шамгода от 24 августа 1849 г. Шамиль писал: «...Реши дело этих двух просителей в соответствии с высокочтимым шариатом, да поможет тебе Аллах Всевышний! И не будь снисходительным!» (100 писем Шамиля. Памятники письменности Дагестана. Выпуск 1. Перевод Х.А.Омарова. Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. Ф.16, оп.1, №1934.)

В другом письме (январь - март 1856г.) к наибу Исмаилу Шамиль также велит разрешать вопрос по шариату: «... Разбери все жалобы подателя (сего), мухаджира Шахумилава, по истинному шариату, не огорчай его тем, что не подобает твоему положению» (100 писем Шамиля. Ф.16, оп.6, № 822.).

В письме к наибу Хадису от 10 апреля 1857 г. имам требует: «... Ты не полагайся на «назр», упоминаемый подательницей [сего], а решай дело по истинному шариату, без разговоров, или воспользуйся примирением, состоявшемся [между ними] в прошлом у Курбана». (100 писем Шамиля Ф.16, оп.1, № 1952) Назр (букв. «Обет») - жертвование имущества на благотворительные и богоугодные цели. Некоторые проповедники приравнивали его к завещанию (васият). 3 июня 1857 год на совещании в Хунзахе Шамиль дал указание кадию «пресекать корни назра, прочих ухищрений и коварств, возобновить регистрацию решений суда, разбора жалоб и тяжб».

В послании к наибу Баширу (1850 г.) Шамиль делает наставление: «Распоряжайся в своем вилайате, руководствуясь высокочтимым- шариатом. Запрещай неприличные дурные поступки и распутство. Избавь себя и семью свою оттого, что ненавистно твоему Господу - и люди будут довольны тобой». (100 писем Шамиля Ф.16. оп.1, № 1943)

Качества Шамиля - дальновидного политика, мусульманского руководителя, преданного идеалам шариата, и знатока традиционного уклада жизни и психологии горцев - ярко проявились в его законотворческой деятельности.

Однако специфика жизни в условиях длительной войны с могущественным противником вынудила разработать дополнительные правовые нормы для регулирования личных и общественных отношений -"Низамы Шамиля".

Возможности применения социально- педагогического опыта имамата в решении социальных проблем участников (инвалидов) вооруженных конфликтов и их семей в современных условиях

Возглавив борьбу, Шамиль предложил горским обществам наилучшее «формы консолидации народных устремлений, политической, военной и идейной организации масс, которые позволили сплотить разрозненные, разноязычные общества в единый военно-политический организм» (45, С.342). Ведя тяжелую неравную борьбу с царизмом, Шамиль понимал, что без четкой организации вооруженных сил на регулярной основе и без крепкой материальной базы, добиться каких - либо результатов будет невозможно.

Масштабные военные реформы заняли центральное место в преобразовательной деятельности Шамиля. Эти реформы должны были превратить армию имамата в боеспособную настоящую организацию со структурой, соответствующей современным требованиям военного искусства. Военной реформой Шамиля восхищались его современники.

Армия имамата - высокая мобильная сила - всегда была готова к сражению. В войсках была сознательная дисциплина, отношения между командирами и подчиненными строились на здоровых началах. В армии имамата отсутствовали применяемые в царской армии грубость и рукоприкладство.

Среди воинов имама, по сути, отсутствовали социальные отличия, тогда как в царской армии существовала социальная пропасть между офицерами и солдатами. Поэтому неудивительно, что шамилевская армия отличалась внутренней стабильностью, проявления воинских преступлении были сведены к минимуму (45, С.342).

Здоровый моральный климат в армии имамата был необходим еще и потому, что в ней служили представители самых разных национальностей. Помимо самых дагестанцев и северокавказцев в армии Шамиля были в качестве добровольцев турки, арабы, курды, афганцы, татары, представители народов Средней Азии. В войсках были целые части из русских и поляков.

Командирам приходилось руководить политэтническими подразделениями, следить за тем, чтобы поддерживалось уважительное отношение к национальным чувствам, обычаям, традициям, языку. В сегодняшней армии такое отношение командиров к военнослужащим решило бы многие проблемы.

Плодом этой работы стало создание из разноязычных воинов монолитной армии, проявлявших массовый героизм в войне (56, С. 133).

Высокий нравственный уровень и боеспособность армии имамата были результатом воспитательной работы в войсках и значимости оборонительного характера борьбы. Шамиль, обращаясь к воинам, нередко повторял слова Мухаммада Ярагского: «...вера делает людей сильными, а неверие - трусливыми... Сколько бы ни было врагов, мы должны победить».

Воинам внушали мысль о том, что настоящий верующий имеет веру в сердце, а меч в руке, тот, кто силен в вере, силен в битве. Воинов учили не бояться смерти.

Для большинства воинов Шамиля не существовало альтернативы: бегство с поля боя, плен или геройская смерть и рай. Фрагмент проповеди Мухаммада Ярагского передает суть этой воспитательной работы, которую вело духовенство имамата: «Неужели ради земных благ Вы откажетесь от небесного блаженства? Здесь дни наши сочтены, как часы одного дня, там, на небесах, наша жизнь становится вечной. Там - наша родина, а здесь, на земле, мы чужаки, бродяги и странники, которые не знают своего пути, пока поведет нас зов Пророка» (134, С. 124).

Моральный облик шамилевских воинов делал их очень авторитетными в народе, а, как известно, армия, пользующаяся поддержкой простых людей, непобедима. Такую армию можно уничтожить, но победить - никогда.

Горская армия была явлением необычайной силы. Это была, безусловно, сильнейшая народная армия, с которой встретился царизм. Чисто военная тренировка кавказского горца казалась удивительной. Ни горцы Швейцарии, ни марокканцы Абд-Эль-Кадера, ни сикхи Индии никогда не достигали в военном искусстве таких поразительных высот, как чеченцы и дагестанцы (121.С.65).

Социальная политика в имамате была обращена не столько на воинов, сколько на их семьи. Обеспечение гарантии для их благополучия - это могло быть компенсацией за проявление мужества, риска воинов. Именно в этом можно видеть корень позитивных достижений социальной политики в имамате Шамиля.

Горец, участвовавший в военных действиях против царских войск, был твердо уверен, что в случае его гибели или тяжелого ранения его семья не останется на произвол судьбы. Большое внимание уделял имам пострадавшим в войне. Инвалиды получали помощь из государственной казны. Так, например, в письме наибу Умару Шамиль указывает, что некий Халид «...жаловался нам на крайнюю нужду. Если ты окажешь ему помощь, покрыв его расходы (на проживание) и на пропитание его семьи, то это -предел моих желаний...». (РФ ИИАЭ, ф.16, оп. 1, №845).

Вопросы воспитания и обучения молодежи постоянно находились в сфере пристального внимания имама и его окружения.

Шамиль прекрасно понимал, что будущее Дагестана зависит от молодежи, старался в ходе освободительной войны к минимуму свести жертвы, чтобы напрасно не погибали молодые люди. Он, как мог, оберегал талантливую молодежь.

По словам Филиппа Мелантона: «Правильно образовывать юношество -это имеет несколько большее значение, чем покорить Трою» (123, С.81) на этом принципе и строилась социальная политика имамата в отношении молодежи.

В настоящее время, когда в России реформируется не только государственный и общественный строй, но и Вооруженные Силы, проблема социальной защиты военнослужащих особенно актуальна.

Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур.

Целый пакет президентских указов, был посвящен армии и военно-патриотической подготовке. Первым из этой серии указов стал Указ N722 от 16 мая 1996 г. "О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск РФ на профессиональной основе".

Долгожданная для всей российской молодежи отмена призыва должна была произойти весной 2000 г. С этого момента армия должна была стать полностью профессиональной.

Начиная с 1997 г. в проекте федерального бюджета было предусмотрено приоритетное финансирование мер, способствующих привлечению граждан к военной службе на должностях рядового и сержантского состава по контракту.