Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методы ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений Разорвина Анна Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Разорвина Анна Сергеевна. Содержание и методы ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Разорвина Анна Сергеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений 18

1. Семья и семейное воспитание в контексте глобальных проблем современности 18

2. Моральные нормы семейных отношений и их особенности 44

3. Подходы к ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений 66

Выводы по главе I 89

Глава II. Экспериментальная работа по ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений и ее результативность 95

1. Модель ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений 95

2. Организация экспериментальной работы по ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений 112

3. Результативность экспериментальной работы по ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений 134

Выводы по главе II 147

Заключение 152

Список литературы 163

Приложение 1 184

Приложение 2 195

Приложение 3 202

Приложение 4 204

Приложение 5 206

Семья и семейное воспитание в контексте глобальных проблем современности

На определенном уровне своего развития человечество сталкивается с проблемами, которые пересекают границы государств и начинают распространяться по всему миру, несмотря на разные условия жизни. И они образуют глобальную проблему, одной из которых является «глобализация научно-технического и экономического развития, которая сегодня оказала влияние практически на каждую страну, но с разными последствиями» [120, с.191]. Понятие «глобализация» прочно вошло в научный оборот, хотя анализ научной литературы показывает, что у научного сообщества отсутствует единая точка зрения относительно данного понятия. Для одних ученых глобализация – это «утверждение идеологии неолиберализма», «гемогенизация мира», «создание единого экономического и информационного пространства», «один из аспектов модернистического проекта вестернизации». Другие ученые рассматривают глобализацию как «процесс, который инспирирует развитие культурной системы», «социальный процесс, в котором географические ограничения в культурном и социальном устройстве отсутствуют, и при этом люди осведомлены о таком отсутствии», «движение к общечеловеческим ценностям». Осмысление приведенных выше определений показывает, что глобализация является одной из основных тенденций всемирно-исторического развития. В условиях мирового экономического кризиса проблема глобализации волнует не только ученых изучающих геополитику, геоэкономику, геоэкологию, космопланетарную культуру, но и социологов, философов, так как по своей природе глобализация является философско-социологической проблемой.

Для нашего исследования интересным представляется то, что понятие «глобализация» фиксирует особенности системы отношений. Представленная ниже модель глобализированного мира фиксирует области этих отношений [102, с.301].

Представленная диахроническая модель изучает трансформации во взаимоотношениях между главными компонентами глобализированного мира, а именно: общества, личности, интернациональных отношений, человечества, и позволяет увидеть, что глобализация заключает в себе интеракцию различных форм социальной жизни. 1. Проблематика реальной человеко-ориентированной политики. 2. Релятивизация самоидентичности (индивидуальной идентичности). 3. Проблематика «человек – общество». 4. Релятивизация гражданства. 5. Релятивизация социальной принадлежности.

Для педагогической науки, объектом которой выступают те педагогические явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, особое значение имеют именно те изменения, которые происходят в системе общественных отношений и в системе самоидентичности (в том числе и семейной идентичности) в условиях глобализации. И такой социальный институт, как семья в научном поле «глобализации мира» остается одним из важнейших исследуемых объектов [30, c.147]. Семья играет особую роль в жизни человека, защите, формировании его личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации и исполняет первостепенные социальные функции. Семья играет посредническую роль между идивидуумом и государством, являясь уникальным социальным институтом, творчески перерабатывающим и передающим фундаментальные ценности из поколения в поколение. Процессы развития общества основываются на важных возможностях влияния семьи на процессы эволюции общества и гражданских отношений, воспроизводства трудовых ресурсов [204, с.291]. Ценностные ориентации человека формируются прежде всего в процессе семейного воспитания. Семья выполняет консолидирующую функцию и противостоит социальной напряженности. Во всех случаях педагогическая культура начинается именно с воспитания в семье, т.к. в любой культуре очевидно, что основа личности, её характера и системы ценностей закладывается именно в семье. На протяжении всей человеческой истории аккумулировались представления о семье, опыт поколений в семейном воспитании, формировались традиции и семейная культура, которые в дальнейшем передавались подрастающему поколению. Научно обоснованные педагогические системы возникли изначально именно из складывавшихся веками традиций воспитания в семье [8, c.13-18, 29-32; 19, с. 3-5].

Для такой категории, как семейная культура и традиции, присуща высокая нравственная ценность, поскольку для любого народа эти традиции связаны не только с семейной самоидентификацией как таковой, ощущением взаимной заботы и поддержки, но также с национальной культурой и этническим самосознанием. Особенности семейного воспитания также получили свое отражение и в народной педагогике. Во все времена семья воспринималась как важная целостная часть общества. Народ всегда ратовал за полноценную, согласную жизнь супругов, за высокие семейные ценности, за любовь, верность, дружную и крепкую семью [174, c.123]. Поэтому семья как раньше, так и сейчас признана обществом как основа нравственности [112, с.57]. Народная педагогика провозглашает высокую ценность семьи, она учит любить и ценить ее, заботиться о родителях и близких, формирует представления об ответственности не только за себя, но и за каждого, кто тебе близок. Роль родителей в правильном воспитании детей огромна [46, с.26-30].

А.В. Мудрик определяет семью как группу людей, связанных кровным родством, супружескими отношениями, родительством, совместным ведением хозяйства [124, с.50]. В настоящее время существует множество определений семьи, которые можно сгруппировать в три группы.

Первая группа включает определения, которые основываются на наличие или отсутствие определенных членов семьи, таких как родители, дети, члены расширенной семьи.

Вторая группа включает определения, подчеркивающие выполнение психосоциальных функций и задач (поддержание домохозяйства, воспроизводство, социализация детей, обеспечение эмоциональной и материальной поддержки [74, с.103-104; 156, с.51-54], выполнение ролей).

Третья группа включает определения, которые рассматривают семью в соответствии с социоэмоциональными связями и устойчивыми обязанностями членов семьи, связанных рождением, браком, принятием или выбором [36, с.167-168].

Многообразие дефиниций свидетельствует о проблемах транформа-ции семьи и семейных отношений, в связи с такими глобальными проблемами, как демография, ценностная дезориентация общества и личности [57, c.17-19]. Как отмечает О.Н. Бурмыкина, последствия перемен, которым в прошлом столетии подвергся такой социальный институт, как семья, становятся в наше время особенно очевидны. Например, на данный момент вошли в обыденность ранее немыслимые перемены в ориентирах и поведенческих моделях людей, появились новые типы семей и семейных взаимоотношений, у института семьи и брака возникают новые аспекты, формируются новые взгляды на родительство, брак, детей, семейные отношения [31, с.156-160; 37, с.555-563]. Семейное воспитание должно способствовать самореализации всех членов семьи, формировать человека, способного приносить благо другим [32, с.328].

Учеными-социологами, педагогами и психологами (Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, С.В. Дармодехин, А.Г. Харчев, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер) разработаны различные классификации семей, в которых заложены и основные нравственные ценности семейных отношений. Патриархальная семья (О.М. Здравомыслова [78, c.49]и др.), являясь первоосновой современной моногамии, характеризуется возглавляющим положением мужчины в семейных отношениях. Патриархальность в различных видоизменениях существовала в семьях разных народов, на Руси она имела форму большой семьи, возглавляемой мужчиной, которая состояла из нескольких поколений ближайших родственников, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство. Семья являлась основой миропонимания и миропорядка, рассматривалась как некое нерушимое единство, обладающее нравственной силой и ценностным ориентиром в аспектах взаимопомощи и участия [44, с.3-5; 88].

Нуклеарная семья (состоящая только из необходимых для её образования членов – мужа и жены; может быть бездетной или включать любое количество детей, впервые термин «нуклеарная» применил к семье американский социолог Дж.П. Мердок [117, c.46])пришла на смену традиционной патриархальной семье в период становления капитализма.

Согласно классификации В.М. Целуйко, современная семья может иметь несколько типов, различающихся по определённым признакам, таким как: состав (нуклеарная, расширенная, полная, неполная), количество детей (однодетная, бездетная, многодетная), социальный состав, ведущие потребности («физический» или «интеллектуальный» тип потребления), семейный стаж, характер проведения досуга, тип главенства и др. [198, с.12-14; 219, с.208].

Подходы к ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений

Исследование проблемы ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений связано с определением методологических оснований такой ориентации, с обоснованием научных подходов, позволяющих определить содержательные и процессуальные аспекты деятельности педагогов дошкольного учреждения в работе с родителями по ориентации их на реализацию моральных норм семейных отношений. Определение подходов к данной ориентации, конструирование содержания этого процесса, определение форм и методов есть не что иное, как совокупность задач, отражающих логику научного исследования. Решая эти задачи, мы выявляем теоретические основания ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений.

Прежде чем обосновать подходы, необходимо раскрыть содержание понятия «ориентация». Понятие «ориентация» рассматривается как «направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо, чего либо» [172, с.935]. Как показывает анализ научной и справочной литературы, особенности термина «ориентация» входит в словосочетание «ориентировочная деятельность», «ценностная ориентация».

Ориентировочная деятельность рассматривается как «система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия» [173, с.547]; как «совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирования поведения» [99, с.220]. Понятие «ценностные ориентации» применяется в различных науках, и специфика предмета изучения отражается в его дефинициях. В настоящее время ценностные ориентации рассматриваются как:

- уровень, определяющий смысл жизни учителя, его позицию по отношению к жизни вообще и к жизни ученика [26, с.87];

- отражение в сознании человека признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [24, с.83];

- самые существенные элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью переживаний этой личности и разделяющие значимое, существенное для конкретного индивида от незначимого, несущественного [192, с.507];

- избирательное отношение индивида к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, отражающаяся в поведении [172, с.1462];

- способ дифференциации личностью объектов по их значимости [99, с.389];

- относительно устойчивое, избирательное отношение индивида к материальным и духовным благам и идеалам, которые считаются предметами, целями или средствами для удовлетворения потребностей жизнедеятельности. В ценностных ориентациях происходит аккумулирование всего жизненного опыта, накопленного в индивидуальном развитии человека [200, с.46];

- интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и готовность личности к тому, чтобы сознательно определять и оценивать свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, выбрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и исходя из конкретных условий постоянно изменяющейся ситуации [153, с. 105];

- отражение в сознании человека ценностей, которые признаются им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров [173, с.869].

Анализ выше представленных определений категории «ценностные ориентации» показывает их общность при рассмотрении с позиции совокупности социально-психологических образований, в которых отражаются цели, мотивы, потребности, идеалы, установки и отношения личности.

Для нашего исследования важным является понятие «нравственно-этическая ориентация», которая рассматривается в педагогической литературе как «выбор действия в условиях морального конфликта», как универсальное учебное действие [83, с.43-44]. Выделяются три компонента нравственно-этической ориентации:

- анализ морального содержания ситуации, а именно моральных норм, составляющих основу моральной дилеммы; - ориентация на мотивы поступка участников дилеммы, которая предполагает возможность увидеть ситуацию нарушения нормы с разных позиций;

- ориентация на выделение, идентификацию моральных чувств и их осознание.

Данные компоненты позволяют решать проблему морального выбора. И хотя содержание данного понятия связано с учебными действиями обучающихся, механизмы решения моральных дилемм могут иметь широкое применение.

Американский ученый Л. Колберг рассматривал нравственно-этическую ориентацию как ориентацию на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценку своих поступков, как один из критериев нравственного развития личности. Автор выдвинул гипотезы о том, что на протяжении всей жизни человека происходит его морально-нравственное развитие; которое имеет стадиальный характер, что существует метод исследования морального сознания человека - решение нравственных дилемм, в содержании которых сталкиваются нормы права и нормы морали, общечеловеческие и личностные ценности и т.д. В его поздних работах были описаны три уровня и шесть стадий нравственного развития по мере движения от детства к старости [Цит. по 144, с.35-36].

Изучив научную литературу, можем сделать вывод, что всестороннее научное осмысление понятия «ориентация» с педагогической точки зрения выполнено А.В. Кирьяковой. В результате анализа различных точек зрения ученых относительно понимания ими сущности понятия «ориентация» А.В. Кирьякова выделила два ведущих аспекта: ориентация как результат и ориентация как процесс. Как результат термин «ориентация» определяется как свободное владение знаниями в определенной сфере. В данном аспекте ориентация предполагает наличие необходимого фундамента для постоянного поиска, развития и углубления имеющихся представлений. То есть в качестве результата ориентация предполагает наличие состояния уверенности в поступках и мыслях. Как процесс ориентация представляет собой проективные действия от появления идеи до результата: правильная постановка цели, способов ее достижения, оценка результатов, сопоставление поступков с общей направленностью, жизненными ценностями. Ориентация составляет важный компонент любой сферы жизнедеятельности [89, с.3-4].

Такие элементы деятельности, как поиск, оценка, выбор, проекция были соединены А.В. Кирьяковой «в единую цепочку ценностных механизмов, обеспечивающих весь цикл ориентации от потребности, побуждающей поиск, которая при встрече с объектом поиска дополняется необходимостью оценки и выбора данного объекта как значимого, имеющего личностный смысл или в этом случае определяющего цель – проекцию, где и зачем необходима присвоенная ценность, или поиск продолжается на новом витке неудовлетворенной потребности» [89, c.119].

Многие исследователи (С.А. Жмуров, Е.В. Кулешова, Е.Г. Марусева, В.С. Поздняков, О.В. Правдина, А.Н. Цепкова) дополнили научные представления А.В. Кирьяковой о ценностных механизмах ориентации: поиск, оценка, выбор и проекция в соответствии со своим предметом исследования. Е.В. Кулешова, взяв за основу идеи А.В. Кирьяковой об ориентации как результате и как процессе, обосновывает этические и педагогические аспекты ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманизации образования [100, с.47-51]. Е.Г. Марусева останавливается на аспектах ориентации будущего учителя на реализацию идей гуманитаризации образования [115, с.175]. А.Н. Цепкова указывает на нравственные основания ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования [199, с.193]. С.А. Жмуров раскрывает педагогические аспекты ценностного характера ориентации студентов на ценности физической культуры, вытекающие из предписательного характера морали [70, с.181]. О.В. Правдина выявляет аспекты ориентации учащихся на ценность образования [151, с.123]. В.С. Поздняков выявляет особенности ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности [148, с.89-90].

Модель ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений

Изучив теоретическую сущность структуры и наполнение процесса ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений, мы выявили, что одним из условий, определяющих результативность процесса ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений, является разработка и внедрение модели данного процесса. Успешность процесса ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений напрямую зависит от стратегии деятельности педагогов ДОУ, которые организуют данный процесс в условиях взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Эта стратегия реализуется в рамках базирующейся на определенных научных подходах модели ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений. Такими научными подходами, являющимися методологической ориентацией и руководящими общей стратегией исследования являются ценностный, деонтологический и андра-гогический.

Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, адекватно отображающая предмет исследования и способная замещать его таким образом, что изучение модели дает возможность получить новую информацию об этом объекте. Метод создания и исследования моделей называется моделированием, главным преимуществом которого является целостность представления информации. Вопросам моделирования посвящены работы А.Н. Дахина, В.И. Загвязинского, В.М. Монахова и других исследователей. В педагогике моделирование рассматривается как метод научного познания предмета или явления (А.Н. Дахин [61, с.22], В.М. Монахов [122, c.51], А.М. Новиков [134, c.43-45], Т.К. Смыковская [170, c.67] и др.), который позволяет выстроить принципиальную схему, которая отражает реальный педагогический процесс или явление. Моделирование помогает увидеть и понять множество причин, условий, факторов и закономерностей явлений и процессов. В.И. Загвязинский отмечает, что моделирование необходимо для конструирования нового, еще не существующего в практике. При этом исследователь, рассмотрев характерные черты реальных процессов и их тенденций, находит на основе ключевой идеи их новые сочетания, мысленно перекомпоновывает их, иными словами моделирует состояние изучаемой системы, которое требуется, создаёт модель-гипотезу [72, с.101]. Можно утверждать, что при формировании изучаемого нами процесса ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений моделирование имеет именно такой характер, т.к. нами предполагается новое сочетание уже известных составляющих процесса, который рассматривается.

Модель можно понимать как систему объектов или знаков, воспроизводящую некоторые существенные свойства системы-оригинала. В науке есть несколько определений понятия «модель». Так, в философской энциклопедии «модель» толкуется как «аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, концептуально-теоретического образования» [191, с.667]. Педагогический словарь Б.М. Бим-Бада «моделирование» определяет как «построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов» [143, с.105].

Модель – это более простой по структуре объект, следовательно, более доступный для изучения, чем оригинал. Информация, полученная при использовании модели, переносится по аналогии на оригинал (прототип). А.Н. Дахин [61, с.22] считает, что модель есть искусственно созданный объект, который представляет собой схему, физические конструкции, знаковые формы или формулы (подобные объекту исследования), способные отображать и воспроизводить более простой вид структуры, свойств, взаимосвязей и отношений между всеми элементами изучаемого объекта или явления.

Модель и в определенном отношении соответствует познаваемому объекту, и несет информацию для исследующего его субъекта. Если мы опираемся на такую трактовку понятия «модель», то следует принять определение: под моделью понимаем такую мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отображает или воспроизводит объект исследования, замещает его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте. В нашем исследовании модель рассматривается как некий идеал, достигаемый в процессе организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, при этом она должна соответствовать требованиям ФГОС к организации этого взаимодействия. Модель должна:

1) соответствовать реальности, т.е. обеспечивать максимальную идентичность формируемой предопределенности и практической деятельности педагогов и родителей.

2) быть динамичной, т.е. периодически воспроизводимой. За счет динамичности достигается отражение изменений, происходящих в обществе непрерывно. Это свойство модели обеспечивает ее соответствие современности.

3) обладать таким качеством, как консервативность, которое обеспечивает накопление и освоение знаний, уже находящихся в распоряжении общества.

Модель необходимо рассматривать и описывать как систему [160, с.12]. Система является множеством связанных между собой элементов, рассматриваемых как целое. Элемент является неразложимым компонентом сложных объектов, явлений, процессов. Целостность и структурность – вот два важнейших свойства систем, отмеченных исследователями. Целостность – это невозможность деления системы на независимые части, невозможность исключения какого-либо элемента, её независимость от среды существования и других систем.

Структурность – это относительно устойчивая связь между составными частями системы [146, с.323]. Рассматривая закономерности личностного развития в педагогическом процессе, Ю.К. Бабанский отметил, что решать проблему улучшения организации, управления и качества педагогического процесса можно только тогда, когда есть четкое понимание что с чем и как связано в данном процессе [21, с.97]. Если для структуры характерно внутреннее единство, взаимопроникновение подчиненных общей цели элементов, результативность, описание условий протекания процесса и отражение его динамики при проведении эксперимента, то она является моделью. Следовательно, в структуре модели необходимо выделить несколько блоков, каждый из которых несет определенную смысловую и функциональную нагрузку и при этом является дополнительным по отношению к другим.

Модель процесса формирования ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений включает следующие блоки: теоретико-методологический (целевой, концептуальный) и процессно-регулятивный (содержательный, деятельностный, результативный).

По определению В.В. Краевского, модель – это «объединение элементов, объектов, отражающее функции предмета исследования, его определённые стороны» [98, с.105-112]. В представленном исследовании будем основываться на данном определении В.В. Краевского и понимать этот термин как структурно-функциональную модель. В данном типе модели, как мы считаем, существенной является возможность выявить связи между структурным и функциональным наполнением исследуемого процесса. Она опирается на сущностные связи и отношения внутри элементов системы.

Данная модель как система позволяет рассматривать проблему комплексно. Появляется возможность представить процесс ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений цельным образованием, сосредоточиваясь на корреляции блоков для интегрального результата.

Модель предполагает, что сам процесс взаимодействия должен представлять собой совокупность действий с обеих сторон (родителей и педагогов), которые должны достичь общей цели – повышения ориентированности родителей на реализацию моральных норм семейных отношений определённым набором инструментов.

Результативность экспериментальной работы по ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений

По окончании работы родительского клуба «Планета счастливых семей» был проведён повторный опрос в КГ и ЭГ, результаты которого представлены на диаграммах и в таблицах ниже.

В ответе на вопрос о потребности в знании произошло существенное изменение рангов, что считаем закономерным явлением. Первоначально родители на первые места в иерархии ставили потребности в знании о моральном образе жизни семьи, моральных нормах семейных отношений, императивах нравственного поведения, и только в последнюю очередь испытывали потребность в знаниях о смыслах жизни, способах установления связи поведения членов семьи с принятыми в обществе ценностями. После работы клуба знания, потребность в которых они испытывали первоначально, были ими получены и осмыслены, таким образом, появилась потребность в более глубоком знании о смыслах жизни, родительства, способах нравственного самосовершенствования и т.д.

По результатам ранжирования были составлены матрицы коэффициентов корреляции (см. Приложение 4а и 4б) для выявления наличия взаимосвязи между потребностями в знании. На констатирующем этапе корреляция варьировалась от слабой до сильной (в большинстве случаев обратной), на контрольном этапе – от слабой до сильной (преимущественно прямой), высокая корреляция отмечается в парах 7-11 и 1-12, что свидетельствует о наличии связей между ними для опрашиваемых.

Ответы на вопрос №1 блока 2 качественно практически не изменились, изменения носят количественный характер, то есть варианты, которые предлагали родители в качестве ответа на вопрос (По критерию каких ценностей Вы оцениваете моральный климат Вашей семьи?) были те же самые, что и на констатирующем этапе. В качестве ценностей, по которым родители оценивают моральный климат семьи, в анкетах наиболее часто встречались варианты (начиная с самого часто встречающегося) долг, ответственность, любовь, справедливость, взаимопонимание, верность и доверие (оба последних упомянутых качества стали встречаться в анкетах значительно чаще). По ответам можно заключить, что родители стали лучше разбираться в том, что такое ценности.

Ранжирование личностных качеств, которые наиболее значимы для родителей, из вопроса №2 блока 2 изменилось после работы родительского клуба, что отражено в таблице 14, налицо изменение в рангах:

Такие качества, как образованность, интеллигентность утратили свои главенствующие позиции, а такие нравственные качества, как честность, отзывчивость, доброта, человеколюбие, бескорыстие, ответственность, справедливость, доверие к людям поднялись в родительской иерархии, причем некоторые ставятся родителями значительно выше, чем до работы в родительском клубе. Исходя из этих данных, можно заключить, что работа родительского клуба «Планета счастливых семей» по ориентации родителей на реализацию моральных норм семейных отношений достигает своих целей.

Для ранжирования вопроса №2 были составлены матрицы коэффициентов корреляции на констатирующем и итоговом этапах (см. Приложение 4а и 4б). Корреляция варьировалась от очень слабой до средней (прямой и обратной), качеств с сильной взаимосвязью на начальном этапе не было, на итоговом этапе между качествами «честность» и «справедливость», а также «лидерские качества» и «настойчивость» появилась тесная прямая корреляционная связь, что говорит об осознании созависимости этих качеств для опрашиваемых.

Для демонстрации динамики уровня показателей вопроса №3 построим диаграмму 2. Первый замер выделен штриховкой зигзаг (участвовали 2 группы на констатирующем этапе), второй замер экспериментальной группы (на контролирующем этапе) – точечная штриховка.

По всем показателям вопроса №3 блока 2 наблюдается рост уровня, по ряду показателей он значительный – большее количество родителей стали считать недопустимым физическое насилие в семье и ложь, недоверие (рост более 40% и 35% соответственно). Есть показатели, которые повысились незначительно: больше родителей стали уделять внимание тому, что нужно знать своих предков, историю своего рода и привлекать к этому ребенка, ведь человек – живое звено в вечной цепи поколений своего рода. Чем больше дорожит человек памятью своих предков, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее [162, с.9]. Больше родителей задумалось о том, что такое семейный долг и долг перед родителями, насколько важно привить ребенку с малых лет чувство уважения к родителям и необходимость осознавать свой семейный долг и исполнять его, поскольку В.А. Сухомлинский считал (и мы разделяем его мнение), что как ребенок относится к своим родителям, так и его собственные дети будут впоследствии относиться к нему [179, с.29].

Изменение ранжирований по вопросам №4 и №5 блока 2 показано в таблицах 15 и 16 соответственно, отмечаем изменение в рангах ценностей. Из данных, представленных в таблицах, делаем вывод, что такие ценности, как справедливость, ответственность, верность, долг и благо занимают главенствующее положение в иерархии ценностей, по которым родители хотели бы, чтобы члены семьи оценивали их поступки, и по которым они сами оценивают свои поступки и действия. Нужно отметить, что после проведения эксперимента ранги ценностей таблицы 14 и 15 стали ближе, т.е. иерархии ценностей, по критерию которых родители оценивают сами свои действия и хотели бы, чтобы их оценивали другие, движутся к совпадению. Но также необходимо заметить, что за год работы клуба в установленном режиме (9 встреч) с учетом описанных нами особенностей аудитории добиться огромных скачков в росте показателей невозможно.

По всем показателям вопроса №6 блока 2 наблюдается рост уровня. Рост является значительным в таких показателях, как «Наша семья – дружный коллектив» (рост более 30%), «У членов нашей семьи есть общие увлечения» (рост более 30%), «Я полностью удовлетворен(а) отношениями в нашей семье» (рост 29%). Показатель «Мы часто хвалим друг друга, высказываем одобрение» вырос более чем на 33% и после проведённой работы родители используют похвалу педагогически грамотно.

Анализируя ответы на вопросы блока 3, нужно отметить, что показатели значительно изменились по вопросу №1, больше родителей начали ориентироваться на образ идеала семьи (табл.17).

По вопросам №2 и №3 есть изменения в количестве родителей, которые ориентируются на ценности при осуществлении выбора способов организации семейных отношений (рост 5,3421%, т.к. на констатирующем этапе этот показатель уже имел высокий уровень) и тех, кто при проецировании образа будущего своей семьи руководствуется установкой «Мы» среди ценностей и норм морали и культуры (рост 14,5643%).

В вопросах, касающихся взаимодействия родителей с ДОУ, также отмечаем положительную динамику во всех показателях, по большинству показателей этот рост значительный.

По окончании работы клуба мы попросили детей снова нарисовать свою семью. Сравнительная таблица результатов свидетельствует о значительных изменениях у детей из экспериментальной группы и совсем незначительных изменениях у детей из контрольной группы