Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Бимаханов Талант Дуйсенулы

Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей
<
Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бимаханов Талант Дуйсенулы. Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Бимаханов Талант Дуйсенулы;[Место защиты: ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2017.- 232 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания молодёжи в традициях казахской народной педагогики 19

1.1. Сущность патриотизма, методологические подходы и принципы его воспитания у молодёжи 19

1.2. Специфика и особенности проявления воспитательного потенциала традиций казахской народной педагогики 31

1.3. Исторически сложившиеся традиции физического развития подрастающего поколения в казахской народной педагогике 50

1.4. Патриотическое содержание традиций физического развития молодёжи в казахской народной педагогике 64

Выводы по первой главе 80

Глава 2. Методы и формы патриотического воспитания будущих учителей, основанные на традициях физического развития казахской народной педагогики 84

2.1. Методы и формы организации учебного процесса по использованию традиций физического развития казахской народной педагогики в патриотическом воспитании будущих учителей 84

2.2. Формы организации внеаудиторной работы по патриотическому воспитанию будущих учителей, основанные на традициях физического развития казахской народной педагогики .. 102

2.3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности методов и форм патриотического воспитания будущих учителей, основанных на традициях физического развития казахской народной педагогики 118

Выводы по второй главе 146

Заключение 149

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях усиливающегося
интереса к проблемам межкультурных коммуникаций, объективной

потребностью становится необходимость переосмысления социокультурной
действительности, перехода к иному, качественно новому уровню отношений
между государствами, народами, политическими и общественными

объединениями, между людьми и, как следствие, переосмысления проблем патриотического воспитания молодёжи.

Патриотическое воспитание немыслимо без усвоения исторических народных традиций. Обращение к жемчужине народного воспитания, в том числе к традициям физического развития казахского народа, создает мощную духовную основу, ибо это есть прикосновение к творчеству собственного народа, частью которого каждый человек себя ощущает.

В Послании народу Казахстана «Нурлы жол – путь в будущее» Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркивает, что «любить Отчизну – проявлять уважение к наследию наших предков, беречь как зеницу ока, вносить свой вклад, развивать и впоследствии передавать будущим поколениям, завещать им. Это основа всех дел всех казахстанцев!». В статье «Давайте гордиться собой» («Аргументы и факты», № 45 от 9-15 ноября 2016 г.) Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева отмечает: «Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли что-нибудь путное получится».

Эта установка на воспитание у людей патриотизма на основе уважения к наследию народа является социальным заказом на постановку перед системой образования важной задачи патриотического воспитания молодёжи. Особенно важна данная задача в процессе подготовки будущих учителей, поскольку педагоги являются основными проводниками идей патриотизма в школе, через которую проходит все население страны.

Возрождение и усиление патриотического потенциала традиционных межкультурных коммуникаций, особенно в условиях педагогического образования, в единстве с народным опытом воспитания и его духовно-патриотической культурой приобретают в настоящее время особую актуальность.

Степень разработанности проблемы. Обращение к истории и теории
исследуемой проблемы показывает, что значение народного педагогического
наследия в воспитании детей подчеркивали такие всемирно известные ученые-
педагоги, как К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский, К. Насыри и др. В современных исследованиях проблемам
народной педагогики посвящены работы Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова,
В.Ф. Афанасьева, З.Г. Нигматова, А.Ф. Хинтибидзе, А.Н. Хузиахметова,
А.Ш. Гашимова, А.И. Шорова, А.Э. Измайлова, К.Ш. Ахиярова,
В.И. Баймурзиной, Х.Х. Батчаевой и других. В них освещаются педагогические

воззрения отдельных народов, дается детальный анализ фольклора, обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми.

В работах казахстанских исследователей нашли отражение следующие стороны и аспекты патриотического воспитания обучающихся:

- национальные традиции и патриотическое, интернациональное,
гуманное и мужественное воспитание (С.Е. Ешимханов, Р.С. Елубаева,
Е. Жуматаева, С.Т. Иманбаева, С.К. Нурмукашева, Н.Р. Рамашов,
Л.Т. Саидахметова, С.А. Сочин и др.);

- патриотическое воспитание на основе народной педагогики
(А.А. Бейсембаева, Ж.Н. Калиев, М.Ж.Курманбаева, Р.А. Джанабаева,
А.Н. Иманбетов и др.) и использования потенциала средств физической
культуры и спорта (Ж.А. Касымбеков, К.С. Наханов и др.);

- вопросы формирования патриотизма будущих специалистов в высших
учебных заведениях Казахстана (А.К. Калимолдаева, Е.С. Салтанов,
У.К. Санабаев, Л.С. Майлыбаева и др.), педагогические условия подготовки
будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся
(Л.С. Майлыбаева).

Несмотря на достаточно солидный научный задел в исследовании различных аспектов патриотического воспитания в учебных заведениях, в том числе и с использованием потенциала средств народной педагогики, вне поля зрения остались вопросы выявления и применения педагогического потенциала традиций физического развития человека в казахской народной педагогике как средства патриотического воспитания будущих учителей.

Таким образом, обнаруживается противоречие между имеющимся педагогическим потенциалом традиций физического развития человека в казахской народной педагогике в патриотическом воспитании молодежи и недостаточным его использованием в процессе патриотического воспитания будущих учителей в силу неразработанности в педагогике содержания, форм и методов реализации возможностей традиций физического развития в казахской народной педагогике как средства патриотического воспитания будущих учителей.

Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы использования традиций физического развития в казахской народной педагогике как средства патриотического воспитания будущих учителей?

Цель исследования – разработка содержания, форм и методов использования традиций физического развития человека в казахской народной педагогике в патриотическом воспитании будущих учителей.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания будущих учителей.

Предмет исследования – содержание, формы и методы использования традиций физического развития человека в казахской народной педагогике как средство патриотического воспитания будущих учителей.

Гипотеза исследования: использование традиций физического развития человека в казахской народной педагогике повысит эффективность патриотического воспитания будущих учителей, если будут:

- уточнены сущность и содержание патриотизма, определены
методологические подходы и принципы его воспитания у современной
молодёжи;

определены цели, задачи и патриотическое содержание традиций физического развития в казахской народной педагогике;

раскрыты педагогический потенциал и методические возможности использования традиций физического развития в казахской народной педагогике в патриотическом воспитании студенческой молодёжи;

выявлены и обоснованы методы и формы использования традиций физического развития в казахской народной педагогике как средства патриотического воспитания будущих учителей в процессе учебной и внеаудиторной деятельности.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность и содержание патриотизма, методологические
подходы и принципы патриотического воспитания молодёжи.

  1. Раскрыть цели и задачи, патриотическое содержание и методические возможности традиций физического развития в казахской народной педагогике в патриотическом воспитании молодого поколения.

  2. Разработать методы и формы использования традиций физического развития в казахской народной педагогике как средства патриотического воспитания будущих учителей.

4. Обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность
разработанных методов и форм использования традиций физического развития
в казахской народной педагогике как средства патриотического воспитания
будущих учителей.

Концептуальная идея исследования. В результате дескриптивного
анализа того, что имеется в педагогической науке в области исследуемой
проблемы патриотического воспитания, была выдвинута концептуальная идея,
состоящая из двух позиций: первая - патриотическое воспитание личности
будущего педагога должно осуществляться не изолированно, а в пространстве
целостного образовательного процесса вуза; вторая - в рамках этого
пространства актуализируется комплекс дидактических методов и

организационных форм, реализующих одновременно с формированием
профессиональных компетенций педагогический потенциал традиций

физического развития человека казахского народа, ориентированных на формирование патриотических чувств и переживаний молодого человека.

Методологические основы исследования составляют: философские
положения (Г. Есимов, И.В. Суханов, А.Н. Нысанбаев, З.Т. Гасанов,

А.Х. Дуйсембаев, К.Н. Менлибаев, Н.С. Сарсенбаев и др.), теории психо
физиологического развития личности (М. Таникеев, Б.М. Доскараев,
Е. Алимханов, Ж.К. Оналбеков и др.), теории воспитания и формирования

патриотических ценностей личности (А.А. Бейсембаева, Р.А. Джанабаева, С.Т. Иманбаева, Л.Т. Саидахметова и др.), этнопедагогические (Г.Н. Волков, А. Диваев, С. Калиев и др.), педагогические концепции народных традиций (З.Г. Нигматов, Ж.Б. Коянбаев, Б.К. Момынбаев, К.М. Арынгазин и др.), определяющие общие взгляды исследования на древнее культурное наследие, казахскую этнопедагогику и ее системные компоненты; учения о месте национальной культуры в воспитательной работе (К. Булеев, Р.С. Елубаева, К.Ж. Кожахметова и др.).

Исследование опиралось также на: воспитательно-познавательное
наследие просветителей древних веков (Аль-Фараби, Ж. Баласагуни,
М. Кашкари, А. Ясауи и др.); труды казахстанских и российских ученых
философов, историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов,

литературоведов (А унанбаев, В.В. Радлов, Л.Н. Гумилев, Б. Момышулы, А. Нуршайыков, М. озыбаев и др); труды о культуре, литературе, традициях, обычаях, обрядах, этике и эстетике (М. Орынбеков, С. Кенжеахметов, С. Касиманов и др.); труды известных современных ученых, исследующих актуальные проблемы психоло-педагогической науки (Р.К. Бикмухаметов, Г.И. Ибрагимов, Ж.Б. Коянбаев, К.Б. Жарикбаев, К. Шалгынбаева и др.); официальные документы (Конституция Республики Казахстан, законы, постановления, распоряжения, доклады и др.); концепции, комплексные программы Министерства образования и науки Республики Казахстан об использовании в воспитательном процессе идей народной педагогики, этнопедагогики; авторский педагогический и исследовательский опыт.

Методы исследования: теоретические - анализ философской, историко-этнографической, литературоведческой, психологической, педагогической, социальной литературы по теме, учебных программ и учебных пособий, рекомендованных для студентов вузов, а также творческих (дипломных, курсовых) работ студентов; обобщение, моделирование, систематизация, аналогия, экстраполяция;

эмпирические - изучение передового опыта преподавателей высших учебных заведений Республики Казахстан; анкетирование, беседа, наблюдение, опрос, опытно-экспериментальная работа; методы математической статистики для обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-

экспериментальная работа была проведена на факультете естествознания и аграрных технологий Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата, г. Кызылорда Республики Казахстан. В эксперименте приняли участие 157 студентов 2-4 курсов.

Научная новизна исследования:

1. Патриотизм уточняется как одна из наиболее значимых, непреходящих
ценностей, присущая всем сферам жизни общества, которая выражает чувство
любви к своей Родине, к Отечеству, привязанность к родной земле, языку,
культуре, традициям, сопричастность с его историей, достижениями и
ценностями народа. Выделены основные компоненты патриотизма:

когнитивно-интеллектуальный - углубленное осмысление сущности

патриотизма и способов его проявления; потребностно-мотивационный,

реализующий цели, намерения и отношения людей к историческому наследию и осуществляемый в системе учебных заведений; эмоционально-чувственный, состоящий из формирования у воспитанников патриотических взглядов и убеждений; деятельностный (поведенческий) - поступки и действия в области патриотизма.

2. Раскрыто содержание понятия «патриотическое воспитание» как
системы мер, направленных на формирование у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. Определены методологические основания исследования по
использованию казахских традиций физического развития человека в
патриотическом воспитании: цели и задачи, подходы - этнопедагогический,
деятельностный и практической направленности; принципы - гуманизм и
демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия,
системность, преемственность в развитии молодых людей с учетом возрастных
особенностей и интересов различных групп молодежи, принцип учета
региональных условий.

3. Уточнено содержание понятия «традиция», заключающееся в
определении её не только как традиционно проводимого мероприятия, но и как
вошедшие в мысль и сознание людей нравственно-патриотические чувства и
переживания - уважение к старшим, забота о младших, любовь к родной земле,
к отечеству, к труду и людям труда, к матери, а отсюда - к Родине; укрепление
дружбы между людьми и народами и т.д. Сделан теоретический вывод о том,
что передаваемые из поколения в поколение конструктивные мысли и
накопленные веками народные мудрости о воспитании можно назвать
«традициями педагогической мысли», каковыми являются и традиции
физического развития человека, гармонично входящие в систему казахского
народного опыта воспитания.

4. Установлено, что в истории развития педагогической мысли казахского
народа, включающего и традиционные мысли о физическом развитии молодых
людей, выделяются условно три периода: первый период – истоки зарождения
(VI-XV вв.); второй период - этап интенсивного образования самобытной
казахской культуры (с момента образования казахского ханства по XIX век);
третий период – современный этап связан с развитием демократических идей,
как в научной, так и в народной педагогике казахов (с момента октябрьского
переворота до наших дней). Доказано, что во все эти исторические периоды
молодой казах, постепенно совершенствуясь нравственно, инстинктивно
тянулся к физическому совершенству. И уже в первых проблесках народной
педагогической мысли обнаруживается ее патриотическое содержание –
требование бережного отношения к детям и заботы о них, к матери и уважения
к ней, к Родине и любви к ней.

  1. Выявлен воспитательный потенциал традиций физического развития человека в казахской народной педагогике заключающийся в ненавязчивой передаче здоровьесберегающего наследия каждому из поколений, в оказании большого влияния на развитие патриотических качеств у этих поколений. Показано, что человек, формирующийся в условиях традиций, раньше осваивает принятый в обществе механизм поведения, даже не успев понять его содержательной сути.

  2. Разработаны активные методы обучения и организационные формы работы внеаудиторной воспитательной деятельности, направленные на реализацию педагогического потенциала традиций физического развития казахского народа как средства патриотического воспитания будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования:

раскрыты прогрессивная сущность, патриотический воспитательный потенциал традиций физического развития человека в казахской народной педагогике;

изучены и систематизированы факторы и педагогические условия, позволяющие обеспечить эффективное использование традиций физического развития человека в казахской народной педагогике как средства патриотического воспитания будущих учителей;

выявлены методологические и концептуальные основания традиций физического развития молодёжи в казахской народной педагогике как средства патриотического воспитания молодёжи;

- внесен вклад в развитие теории патриотического воспитания
студенческой молодежи за счет выявления и обоснования педагогических
возможностей активных методов и форм использования традиций физического
развития человека в казахской народной педагогике;

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и внедрены рекомендованные для студентов следующие материалы:

- приложение к типовой программе дисциплины «Основы военно-
патриотического воспитания»;

- программа специального курса «Основы патриотического воспитания
студентов при помощи традиций физического развития казахской народной
педагогики»;

- концептуальное планирование работы патриотического центра
«Национальный спорт – национальная основа»;

- методические рекомендации по применению традиций физического
развития казахской народной педагогики в патриотическом воспитании
будущих учителей в аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования могут быть использованы в образовательных организациях высшего образования и среднего профессионального образования, институтах и центрах повышения квалификации педагогических кадров в целях совершенствования процесса

патриотического воспитания обучающихся на основе реализации

педагогического потенциала традиций физического развития человека казахской народной педагогики.

Этапы исследования. На первом этапе (2011-2013 годы)

осуществлялась работа по сбору и систематизации исследовательского материала, формулировался рабочий вариант научного аппарата, изучался и анализировался опыт патриотического воспитания студентов на традициях казахской народной педагогики, разрабатывалась гипотеза и программа исследовательской работы.

На втором этапе (2013-2015 годы) проводилась опытно-

экспериментальная работа по проверке эффективности гипотезы исследования, последовательно решая все исследовательские задачи, анализировалась появляющаяся в печати новая научно-педагогическая литература по теме исследования; шла работа по внедрению отдельных результатов исследования в практику через публикации и выступления на научно-практических семинарах и конференциях.

На третьем этапе (2015-2016 годы) осуществлялось теоретическое
обоснование полученных в ходе опытно-экспериментальной работы

результатов, проводилась работа по оформлению диссертационного

исследования, а также апробация результатов исследования в практике образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечиваются корректно выбранными теоретическими и методологическими основами, применением методов исследования, адекватных его цели и задачам, доказательностью и непротиворечивостью его результатов; проведением исследования в единстве с практической деятельностью автора, что позволило проверить корректность теоретических положений в реальном процессе подготовки будущих учителей; использованием методов математической статистики для обработки эмпирических данных; глубоким анализом и обобщением ее результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились путем выступлений автора на научно-практических конференциях («Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции» Казань, 2013; «Актуальные проблемы современной науки» Уфа, 2013; «Актуальные вопросы современной педагогической науки» Казань, 2013; «Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта» Казань, 2014; «II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект» Казань, 2016 г.), а также посредством публикации основных результатов в 13 статьях, включая 4 работы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. На современном этапе воспитание в духе патриотизма на основе традиций физического развития казахской народной педагогики является одной из востребованных целей педагогического образования в Казахстане. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества, которая выражает чувство любви к своей родине, к отечеству, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям, сопричастность с его историей, достижениями и ценностями народа.

  2. Передаваемые из поколения в поколение конструктивные мысли и накопленные веками народные мудрости о воспитании можно назвать «традициями педагогической мысли», каковыми являются и «традиции физического развития человека, гармонично входящие в систему казахского народного опыта воспитания». Педагогический потенциал традиций физического развития казахской народной педагогики в патриотическом воспитании будущих учителей понимается как система последовательных действий, направленных на развитие у них любви и уважения к матери, старшим, к родной земле, формирование здорового тела и духа, учитывающих социальные роли, исполняемые юношами и девушками во взрослой жизни.

3. Методологическими основаниями использования казахских традиций
физического развития человека в патриотическом воспитании являются:
подходы - этнопедагогический, деятельностный, практической направленности;
принципы - гуманизм и демократизм, приоритетность исторического,
культурного наследия, системность, преемственность в развитии
подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов
различных групп молодежи, принцип учета региональных условий и др.; цель
– разработка форм и методов использования казахских традиций физического
развития человека в патриотическом воспитании будущих учителей и задачи,
ориентированные на достижение этой цели.

4. Эффективному использованию традиций физического развития
казахской народной педагогики как средства патриотического воспитания
будущих учителей способствуют разработанные методы и формы,
ориентированные на развитие: а) показателей когнитивного критерия: чтение
традиционного и нетрадиционного характера лекций о народных традициях,
имеющих отношение к патриотическому воспитанию молодёжи; включение
студентов в процесс преподавания физической культуры с использованием
эмпирических высказываний о значении здоровья для человека, содержащихся
в традиционных мыслях казахского народа, подготовка студентами докладов о
народных традициях физического развития личности, проведение с ними
этических бесед с использованием специально подготовленного материала о
значении физического и духовного здоровья человека, содержащихся в
источниках народной мудрости; б) показателей мотивационно-эмоционального
и деятельностного критериев
: традиционные народные праздники, ставшие в
настоящее время светскими («Навруз», “Бэйге”, “Алтын кабак” и др.);
студенческие мероприятия по физической культуре, ставшие традиционными

(народные игры, соревнование «Массовой бег - народная традиция», экскурсии, туристические походы, «День народного здоровья», спартакиады); в) ценностного критерия - просмотр и обсуждение видеоматериалов (фильмов, фрагментов радио-телепередач) о важности и значении патриотического воспитания учащейся молодёжи и др. Эти методы и формы, являясь основными компонентами разработанной структуры целостного процесса патриотического воспитания будущих учителей на основе народных традиций физического развития человека, способствуют эффективному и гармоничному приобщению студентов к этим традициям.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 17 таблиц, 18 схем и рисунков, 34 приложений. Список использованной литературы включает 264 источника.

Специфика и особенности проявления воспитательного потенциала традиций казахской народной педагогики

При определении понятия «патриотическое воспитание» мы придерживались формулировки, данной в Государственной программе «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»: «патриотическое воспитание определяется как система мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [191].

Анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта: когнитивный (знания, представления); эмоциональный (отношение, чувства); поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие).

Рассмотрим основные компоненты патриотизма. Когнитивно интеллектуальный компонент патриотизма включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебной деятельности, особенно по предметам гуманитарного цикла обучения. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы студентов-следопытов. Такая работа способствует осознанию студентами конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Формирование мотивационно-эмоционального компонента патриотизма осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы студенты переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.

Мотивационно-эмоциональный компонент патриотизма состоит из формирования у студентов патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания студентов приобретают характер гражданских взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, взятыми из устного народного творчества и из традиций физического развития человека казахской народной педагогики. Большое значение в данном компоненте патриотизма имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, т.е. происходило формирование критического мышления студентов. Деятельностный (поведенческий) и волевой компоненты патриотизма - это формирование у студентов способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Эффективность этого процесса зависит от того, как активно приобщаются студенты к народным традициям физического развития человека, к народным традициям здорового образа жизни. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности студентов, их туристско-краеведческая работа, участие в историко этнографические экспедиции, праздновании историко-юбилейных дат, основанные на соответствующих традициях казахской народной педагогики. В период студенчества формируется ценностная и профессиональная ориентация, а потому патриотическое воспитание в вузе призвано стать отдельной системой воспитания личности. Усиление внимания к патриотическому воспитанию молодежи в современных условиях обусловлено и другими причинами: развитием процессов демократизации общества и деполитизации системы образования, увеличением потока информации, сложностью преобразований, происходящих в обществе, расширением международных связей, необходимостью переосмысления концептуальных и методологических основ теории патриотического воспитания подрастающего поколения и др.

В воспитании учащейся молодежи образовательные учреждения играют ведущую роль, особую значимость в этом плане приобретает высшее педагогическое образование, поскольку от качества профессиональной подготовки учителя во многом зависит результат воспитания подрастающего поколения. С учетом этого патриотическое воспитание будущих учителей выступает как неотъемлемая часть системы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Патриотическое воспитание будущих учителей, по мнению Н.В. Ипполитовой, представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем: «Первую составляет собственно патриотическое воспитание студентов как граждан российского государства, а вторую – подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся, которая не только готовит их к эффективной самостоятельной педагогической деятельности по данному направлению воспитательной работы, но и оказывает дополнительное воспитательное воздействие на их личностное развитие» [98]. Таким образом, патриотическое воспитание студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно (при воздействии на личность) и опосредованно (через процесс профессионально-педагогической подготовки).

Позиция указанного автора нам особенно близка, поскольку исследователь Н.В. Ипполитова отмечает, что к специфическим принципам патриотического воспитания следует отнести принципы: народности, интегративности, вариативности и гибкости [98]. Именно принцип народности выводится автором на первое место: в патриотическом воспитании он предполагает использование в учебно-воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного не только педагогикой страны, но и знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании детей; с историей родного края и т.д.

Патриотическое содержание традиций физического развития молодёжи в казахской народной педагогике

В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами; "Ер-Таргын" - в связи с междоусобной борьбой в Крымском ханстве; эпические поэмы об Ер-Саине, Камбаре, Алпамысе, Ер-Косайе, Торе-хане, Телагысе, Кубыгуле и других отображают совместные выступления кипчакских, ногайских родов и племен против калмыков.

Здесь следует отметить и тот факт, что герои этих произведений не именовались "казахами", они считаются выходцами из Ногайлы. Но сюжет многих эпических произведений является общим для народов Средней Азии. Так, эпос "Алпамыс" широко распространен у казахов, узбеков и каракалпаков; "Кероглы" - у азербайджанцев, таджиков, казахов, узбеков, туркмен, каракалпаков.

В киргизском эпосе "Манас" казах Ер-Кокше участвует в войне в качестве одного из главных батыров, а в казахском варианте "Ер-Кокше", опубликованном В.В. Радловым, батыр Манаса изображен другом Кокше.

О том, что казахские эпические произведения возникли в связи с историей не только казахов, но и братских народов Средней Азии, говорит следующее высказывание Чокана Валиханова: "Надо полагать, что под ногаями первоначально разумелись в Средней Азии все кочевые племена тюркского и монгольского происхождения... Ногайские предания относятся к концу XIV - XVI векам.

Так под воздействием устного народного творчества формировалось моральное сознание, развивались патриотические чувства, вырабатывались навыки и привычки общественного поведения у молодых людей целых поколений. Такие качества, как уважение к старшим, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам, казахи считали определяющими в характере человека. «Опирайся не на силу рук, а на доброе сердце друга», - провозглашает народ, подчеркивая важность патриотических качеств личности человека [127].

Историческим рубежом, означавшим переход от стихийного формирования духовного и физического облика индивида к его было возникновение наряду с системой обычаев народных воспитательных традиций. «Возникновение рядом с обычаями системы традиций, - пишет И.В. Суханов, - знаменовало собой появление педагогики народного воспитания как сознательной, целенаправленной деятельности по выработке у молодых поколений тех духовных и физических качеств, которые требовались условиями жизни народа» [229, с. 86]. Нормы народной морали, выраженные в обычаях и традициях, служили своеобразной программой воспитания подрастающего поколения, включающий и физическое, и патриотическое воспитание человека.

Одним из важнейших качеств личности человека, характеризующих общий уровень его патриотической воспитанности, выступает культура межнационального общения. Она раскрывается в осознании человеком своих отношений к представителям различных национальностей, их культуры, готовности общаться с ними, помогать им, способности учитывать их национальную специфику, в деликатности и терпимости в любых ситуациях. В воспитании этой общей культуры важно правильное понимание роли традиций развития физической культуры, их воспитательной сути, механизма передачи молодому поколению. А ведь именно эти традиции способствуют сплочению и объединению людей, установлению стабильных норм и правил поведения в коллективе, формированию и межнационального согласия.

Традиционное физическое развитие является одним из основных направлений казахской народной педагогики, в которой собраны самые важные этапы патриотического воспитания ребенка, развития в нем чувства защитника Родины. Так, в традиционном физическом развитии важная роль отводится народным подвижным и спортивным играм. Такие игры играют важную роль в развитии разума, воли и самосознания человека. Большинство национальных подвижных и спортивных игр направлены на развитие телесных движений и силовых способностей. Именно благодаря таким особенностям игры считаются основным инструментом физического развития детей.

У каждого народа имеются свои методы физического развития, сформированные еще с давних времен. Эти методы различны и зависят от целого ряда фкторов: особенностей жизни, бытия этих народов, специфики ведения хозяйства и их обычаев и традиций. Но основной задачей любой физической подготовки является мышечное развитие и улучшение здоровья людей. При этом считается, что физическое развитие влияет не только на физическое воспитание, но и на совершенствование целого ряда ментальных способностей (разума, воли, самосознания, чувства собственного достоинства и др.). Так, например, в результате эффективного физического развития люди быстрее приспосабливаются к жизни, увеличивается их готовность к решительным действиям.

У национальных игр разных народов свои цели и специфические социально-педагогические особенности. Поэтому все факты о народных играх требуют научного анализа и подробного изучения. Отечественные и зарубежные ученые провели множество иследований в области данной тематики – изучили историю национальных подвижных и спортивных игр, описали особенности их распространения в разных странах, их роль в патриотическом воспитании молодежи.

Формы организации внеаудиторной работы по патриотическому воспитанию будущих учителей, основанные на традициях физического развития казахской народной педагогики

Конкурс «Моя Родина – Казахстан!» был специально организован для развития патриотических качеств и навыков студентов. Цель конкурса – повышение уровня знаний в области традиционного физического развития казахского народа, их познавательного патриотического интереса, привитие навыков сохранения и заботы о своей родине, земле, традициях, обычаях и обрядах.

Задачи конкурса: - подведение итогов дискуссии о значении традиционного физического развития, системное обоснование его познавательно-воспитательного влияния; - усвоение студентами традиций своего народа, обычаев и обрядов, культуры; - развитие у студентов национального менталитета в вопросах патриотического воспитания с помощью использования элементов традиционного физического развития казахской народной педагогики; - формирование любви и уважительного отношения к своей стране Казахстану.

В первой половине дня был организован круглый стол на тему «Каково влияние национального спорта на воспитание патриотизма?», для участия в котором приглашаются преподаватели высших учебных заведений, студенты факультетов университета и вузов города. Во второй половине дня организуется патриотический конкурс. В патриотический конкурс входят индивидуальный и групповой конкурсы. Конкурс оценивается по балльной шкале (1-5 баллов).

Требования к участникам конкурса: - члены команды должны быть одеты или в национальные костюмы или в единую форму; - соблюдение сценической культуры. Ход патриотического конкурса: 1. Знакомство с членами команды (название команды, девиз, эмблема). Командам дается время 5-7 минут. 108 2. Конкурс «Национальный спорт – национальная основа» (согласно выбору команды по любому виду спорта презентируются инсценировки). Командам дается время 7-10 минут. 3. Спортивный конкурс «Сила не знает границ» (между командами организуются соревнования по перетягиванию каната, кол курес, поднятии гири). 4. Конкурс «Завтра страна – перед глазами»: А) каждая команда выдвигает свою идею о будущем Казахстана и доказывает ее; Б) готовит стенгазету о перспективах развития Казахстана. Командам дается время 5-7 минут. 5. Конкурс «Знатоков» (команды отвечают на вопросы по традициям физического развития). Время – 3 минуты. 6. Конкурс капитанов: А) пословицы и поговорки (о родине, земле, стране, геройстве, спорте, дружбе, труде, знаниях); Б) пояснение смысла крылатых выражений, примет, поверий и запретов о физическом воспитании. 7. Подведение итогов. Награждение команды-победительницы. Команды равняются на Государственный флаг Республики Казахстан и исполняют Государственный гимн Республики Казахстан. В целях патриотического воспитания молодежи, развития идей национального спорта и национальных игр, основанных из традицях физического развития казахского народа, с учетом результатов внеаудиторной учебно воспитательной работы совместно с членами патриотического Центра «Национальный спорт – национальная основа» были подготовлены методические рекомендации. Представленные в методических рекомендациях виды национальных игр были апробированы студентами 3-4 курсов на педагогической практике.

В ходе исследования мы ещё раз убедились в том, что среди всех соревнований, проводимых на этих праздниках, неотъемлемой частью является борьба - спортивная борьба, борьба «курес», борьба самбо, а также верховая езда, стрельба из лука. Являясь одним из поощряемых народом видов спорта, они оказывают огромное положительное влияние на формирование патриотических чувств и переживаний, на общую физическую воспитанность молодого поколения.

Очень полезно перед началом и в ходе соревнований на этих праздниках для назидания использовать устное народное творчество о значении борьбы. Например, пословицы и поговорки: «При плохом товарище не вступай в борьбу», «Хорошо бороться станешь – победителем будешь», «Головой думай, а силой борись», «Борьба родит борьбу», «Борец борца сокрушает», «Не верь судьбе: спасение — в борьбе», «Борьба любит похвальбу», «Жизнь — в борьбе, а борьба — в жизни», «Не учи борясь, а учи поборовши». Много поговорок о значении верховой езды для физического воспитания молодёжи: «В доме без лошади нужда хозяйничает», «Когда наездник падает духом, его конь не может скакать», «Каков всадник, такова и лошадь», «Лучше сам не доешь, а коня накорми», «Призовых лошадей узнают на скачках», «Конный пешему – не товарищ», «Лошадь человеку – крылья», «Добрый конь подо мною - Господь надо мною» [128].

Распространенной формой организации внеаудиторной работы по патриотическому воспитанию подростков на традициях физического развития молодёжи являются народные игры.

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели: «каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» (А.С. Макаренко); «игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни» (П.Ф. Лесгафт) [60].

Приведем примеры из устного народного творчества о полезности движения, подвижных игр для здоровья человека: «Пешком ходить – долго жить», «Двигайся больше – проживешь дольше», «Кто крепок телом, тот богат и здоровьем, и делом», «Быстрого и ловкого болезнь не догонит», «И смекалка нужна, и закалка важна», «В здоровом теле здоровый дух», «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности методов и форм патриотического воспитания будущих учителей, основанных на традициях физического развития казахской народной педагогики

Традиции физического развития человека в казахской народной педагогике, содержащие свод патриотических взглядов, чувств и переживаний – универсальный инструмент, влияющий на такие качества человека, как любовь к Родине, человечность, закаливание ума и тела. Они поистине являются учебно-воспитательным средством, обогащающим процессы образования и косвенного, ненавязчивого воспитания.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в традициях физического развития казахской народной педагогики заложен солидный потенциал патриотического воспитания будущих учителей. Использование этого потенциала требует соответствующего научно-педагогического обеспечения.

Воспитательная сущность и потенциал традиций состоят в том, что люди в системе традиций, обретая нравственность, воспитываются согласно установленным точкам зрения. Человек, формирующийся в таких условиях, раньше осваивает принятый в обществе механизм поведения, даже не успев понять его содержательной сути. Учитывая положение, мы исходим из идеи о том, что одной из главных составляющих патриотического воспитания личности являются традиции казахской народной педагогики. Взяв за основу материалы казахской национальной педагогики, мы попытались раскрыть их особенности, воспитательное значение и функции: 1) содержательность (познание, мысли, мечты и интересы народа); 2) сменяемость от поколения к поколению; 3) обновляемость; 4) исчезновение противоречий к новым общественным связям, развитие жизненно необходимых, наполнение новым содержанием; 5) связь с традициями и обычаями других народов, сходства и различия; 6) территориальные изменения; 7) формирования, присущие только отдельной нации.

Анализ научно-исследовательских работ позволил раскрыть методические возможности использоания воспитательного потенциала казахской народной педагогики. Таковыми являются: 1) традиции казахской народной педагогики являются составной частью содержания этнопедагогического образования, 2) усвоение традиций казахской народной педагогики является одним из основных условий этнопедагогического воспитания студентов, 3) традиции казахской народной педагогики становятся средством реализации патриотического, гуманистического, умственного, трудового, эстетического воспитания молодёжи, 4) традиции казахской народной педагогики могут быть основой различных форм учебно-воспитательной работы: тематические вечера, конференции, диспуты, выставки, встречи, экскурсии, недели народных искусств и ремёсел, 5) приобщение воспитанников к традициям казахской народной педагогики является эффективным методом национального воспитания студентов.

В данном исследовании применение указанных ценностей традиций физического развития человека казахской народной педагогики в практике патриотического воспитания будущих учителей актуализировалось через следующие направления, методы и формы работы: - систематическое вооружение студентов знаниями казахских источников (пословицы, поговорки, сказки, загадки, стихи, народные игры) с целью популяризации и усиления патриотических смыслов, содержащихся в них; - обеспечение активного участия воспитанников в деятельности духовно-патриотического характера с применением воспитательного смысла традиций о физическом здоровье человека; - отслеживание динамики личностных изменений физического и патриотического характера студентов под влиянием традиций физической культуры народа; - формирование на основе положительного исторически сложившегося народного опыта в воспитании патриотически ориентированной, трудолюбивой личности, стремящейся к постоянному здоровьесберегающему самосовершенствованию на традициях, созданных в коллективе студентов; - интеграция в систему знаний о человеке образной и этической народной парадигмы патриотического и физического воспитания.

В целях совершенствования необходимых навыков и умений в процессе формирования патриотической личности использовались следующие организационные формы деятельности: 1) встреча с известными людьми (батырами, акынами-писателями, певцами, исполнителями кюев, жырау, мастерами ювелирного искусства, и др.), 2) активное участие в разнообразных национальные праздниках, мероприятиях, связанных с национальными традициями и обычаями, 3) организация и проведение вместе со студентами народных традиционных праздиков и игр, формирующих патриотические качества и чувства.

Педагогическими принципами патриотического воспитания с использованием народных традиций физического развития человека явились такие руководящие научно-методические положения, которые отражают закономерности развития физических способностей и одновременно формирования личности педагога-патриота в процессе учебной деятельности: 1. Принцип единства обучения и развития, который основан на органической взаимосвязи и взаимозависимости формы и содержания процесса патриотического воспитания с использованием соответствующих традиций. 2. Принцип учета индивидуальных особенностей студентов и их внутреннего состояния, который базируется на существовании природных различий между людьми, обусловленных биологическими закономерностями и социальными традициями и условиями жизни. 3. Принцип закономерности мышления и практической патриотической деятельности, связанной с приобщением студентов к народным традициям, реализуется путем расчленения сложных физических упражнений на более простые приёмы. 4. Преемственность и приоритетность исторического, культурного наследия казахского народа, ее духовных ценностей и традиций физического развития.