Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание культуры поведения подростков в семье на взаимовлияющих традициях узбекского и татарского народов Камалова, Кадрия Федоровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камалова, Кадрия Федоровна. Воспитание культуры поведения подростков в семье на взаимовлияющих традициях узбекского и татарского народов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Ташкент, 1995.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Коренные социально-экономичес*» Kv:e преобразования в республике, противоречия в эконсмшсе, на» циональных отношениях^усложнили процесс воспитания подрастающего поколения. В Законе "Об образовании" % в "Концепции вне» классной а внешкольной воспитательной работа" 2 чётко определены основные направления политики нашего- государства - ориентированные на общечеловеческие ценности, исторический опыт, нацио» нальнув культуру и многолетние традиции в сфере науки и образования. В отих документах подчёркивается также, что воспитание подрастающего поколения должно осуществляться с учетом традиций народной педагогики, национальных ценностей, ибо в них аккумулирован многовековой опыт людей труда, накопивиий немало ценного, прогрессивного, ззаимозлияюиэго и полезного с точки зрения современных задач воспитания детей в семье, и не раз проверенный в практике воспитательной работы.

За долгие годы совместного проживания в республике завязались и укрепились всесторонние связи между населявщим ее народами. Задачи дальнейшего укрепления дружбы народов и развитая этих связей, совершенствование национальных отношения предподо* гает максимальный вклад каддой нации в их обеспечение, -/чет, использование общечеловеческих традиций, всего культурного потенциала каждого народа.

й связи о этим, исследование взаимовлияния народной педагогики и выделение в ней обпечедсвечезких ценностей, способных влиять на дальнейшее укрепление и развитие многонационального государства и взаимодействие культур становится актуальной задачей педагогической науки. Поэтому, обращение к прогрессивным традициям в формировании культуры поведения, выработанной чело» вечеством, присуще всем народам, независимо от богатства их собственной самобытной культуры. Чем продуманнее и целенаправ»

I. Закон Республики Узбекистан об образовании// Учитель ' Узбекистана. - 1992.-29 июля.

2. Концепция внеклассной и внеакольной воспитательной таботы // Учитель Узбекистана.- 1993.-3-9 марта.

леннее'будет это приобщение к общечеловеческой сокровищнице, тем быстрее происходит развитие национальных традиций, ti связи с зтим исследование формирования культуры поведения на взаимо-влиявких традициях . выявление в них того общечеловеческого, прогрессивного, что способно участвовать в дальнейшем укреплении к развитии многонационального государства и взаимовлияние их культур, такие является важнейшей задачей историко-педагоги-ческой науки.

Определяющее значение для разработки указанной проблема икевт работы ввдввщихся педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлин» ского. Проблеме внутрисемейных отношений, раскрытию закономерностей педагогики и психологии семьи посвящены работы Ю.П. Азарова, Т.И.Афанасьева, З.К.шсильева,И.и.Титаренко, МЛода-кова, С.Е.Шевцова и др.

Принадлежность ребёнка определенному относу определяет его образ мышления, культуру чувств, характер взаимоотношений в семье и стиль поведения в социуме. Ж в это» плане этнспедаго-гике принадлежит довольно существенная роль. Зта сторона воспитательного процесса в различных аспектах его организации рассмотрена в работах А.Ахмедова, Г.К.Ьолкова, Ш.Залиляева, 3-Г. Расулова, Ш.Б.Саматоза, Г.М.Хамидовой, Я.И.Ханбикова, С.Х. Файзуликой и др.

В работах А.К.Алиева, А.Г.Волкова, И.А.Давлиева, З.М.Ма-гомедова, С.І.ЖаманоариевоЯ, Т.У.Серсенбаева, К.Сейсембаева, С.Темуровой, А.Е.М'усурманова, 0.3.Кутлигильдина раскрывается проблема влияния народных традиций на воспитание детей, на' сложные вопросы формирования народных и современных общечеловеческих ценностей, на диалектику национального, общечеловеческого и социального в'формировании личности, на роль и значение различных условий жизни в Формировании нового человека.

Выявлении педагогических условий, повышению эффективности воспитания детей в узбекских семьях посвящен фундаментальный труд А.К.Мунавварова. В работе Т.Хасансва рассмотрены теоретические и методические основы воспитания дисциплинированности и. культуры поведения младших икольников в целостном педагогическом процессе.

Общим вопросам нравственного воспитания посвящены иссле-дованкя-М.А.Амснагщили, И.АрабоЕа, О.С.Богдановой, К.Г.Дкора-

баєва, Я. Ливанова, М.О.Очилова, К.X.Устимова, В.И .Щеголя и др.

На наше исследование оказали влияние труды С.Агороняна, Т.В.Волкова, Д.Ю.Гордина, У.Мзхкамсшэ, А.Нусурианозой, А.Х.Сат-тарова, О.Т.ТурзевоЙ, З.Хамидова, А.Г.Харчеза, Д.Д.Шарипозои, где рассмотрены вопросы совместной деятельности школы и семьи, роли педагогической культуры родителей в повышении эффективности семейного воспитания. Изучение трудов Х.Н.Зилеза, Г.Исхаки, Д.!!. Йсхакоза, Б.Кадырова, М.й.Пахмутова, Ш.Миралимова, М.Н.Нисанова, К.Лирлиева, А.А.Султангзлиева, А.Х.Халинова и др., посзязднных культуре и быту узбекского и татарского народоз сыграли больпуя роль з исследовании избранной нами проблемы.

Теоретическим источником автору послужили работа, посзяден-ные проблеме развития культуры народов, их взаимодействие и взаимовлияние. В них обстоятельно, анализируется процессы стянозления личности, развития ез духовных потребностей. Таковы труды Г.Гачева, З.З.Богуманоза, А.валиева, Г.Іирматова. --^

Существенное значение для разработки психологических апек-тов избранной нами теш имело обратение к концепции психологии личностного совершенствования учащихся, как одного из зеккєЯяих объектов исследования психологов ( Л.Й.Божович, А.А.Еодалев, М.Г.Давлетаин, С.А.РубинятеЙя, СТ.Нкобсон и др.)

Однако, несмотря на обращение многих исследователе?! к данной проблеме, она остается еще нереаеняой. Воспитание культуры поведения на взаимовлиякяих традициях процесс трудный и многоаспектный. Быиепёречисленныа исследователи разрабатывая различные аспекты культуры поведения, до настоящего времени оставляли без внимания процесс воспитании культура поведения.на взвимовлиявщих традициях...

Сегодня становится все более очевидным существувщее противоречие между возрастающими требованиями к культуре поведения членов напего общества и реальным уровнен культуры поведения молодежи, и особенно подростков. ,

Объектом нашего исследования является воспитание культуры поведения подростков в семье»

Преднетом исследования выступает процесс воспитания культуры поведения подростков в семье на основе ззаимовлияюиих традиций узбекского и татарского народов.

Цель исследования: выявить каковы тенденция и социально-

педагогические условия повышения объективности воспитания культуры поведения подростков в семье.

' "Гипотеза исследования состоит в той, что эффективность вое-питания культуры поведения подростков на основе взаимовлиянии* традиций в школе и семье будет существенно повышена если:

этот процесс будет непрерывным и систематическим, который
увязывается с историческими и национальными традициями воспита
ния подрастающего поколения; v

- воспитательный процесс обеспечивается и стимулируется соб
людением организационно-педагогических условий, как важнейшего
компонента взаимосвязанной деятельности воспитателей-и воспитан
ников; '

' в содержании и методах формирования нравственных качеств культуры поведения подростков интегрируются идеи народной педагогики, Этические традиции опиравшиеся на воздействие семьи,

школы и общественности.

' " исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

-раскрыть характерные особенности воспитания культуры поведения подростков в семье на взаимовяиявщих традициях узбекского и татарского народов, охарактеризовать в этой связи условия и пути повышения эффективности воспитания данного качества;

- определить психолого-педагогические особенности воспита
ния культуры поведения-подростков в семье;

Э выявить возможности взаимовлияния традиций в воспитании культуры поведения подростков в совместной деятельности семьи и школе:

Для реиения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих'методов исследования : теоретический анализ литературы; изучение опыта лучших семей; учителей 'школ и других учебно-воспитательных учреждений; обобщение педагогического опыта; экспертная оценка и самооценка; обобщение независимых характеристик; изучение и использование архивных материалов; анкетирование, массовые и индивидуальные опросы узбекских и татарских семей, педагогов, работников внешкольных воспитательных учреждений, посещение фольклорных кружков, с целью определения места и потенциальных возможностей взаимовлияния традиций двух народов в формировании навыков и привычек культуры поведения; педагогический эксперимент.

Методическую основу исследования составляй'? передовые концептуально-теоретические разработки и идеи представителей" современной пауки, в том числа узбекских я татарских ученых о значении национальных и общечеловеческих ценностях, векейнс-бытоЕнх традиций и обычаев в формировании личности закономерностях формированиями развития личности, с демократизации и гуманизации ёоспитательного процесса на основе приоритета об-человеческих ценностей.

' Опытная работа проводилась на базе средних икол Ъ Щг 52, 53, 58, 59 г.Намангана, R 38 с.Ззркента Намакганской облает:?, сш. 5 182 г.Ташкента, в семьях йаманганской «"ТяшСентокок ......

областей.

'"--На. первом этапе (Ч990-І992 гг.) изучалась этнографическая, философскс-еоциологичеекая, пскходогс-педзгогическзя ли-« тература по исследуемой проблеме, на основе ее теоретического анализа были определены цель, основное-задачи и гипотеза-ко» слздованкя; анализировался и обобщался опыт работа акол с подростками и их родителями по воспитанна культури поведеная на взаимовлиявиих традициях, разрабатывались подходы к системе ~' взаимодействия аколн.и семьи, велись наблюдения за конкретики семьями, з ходе которого б.чл проведен-кинстатирувяиК зкепери» мент.

' 'На втором этапе f* 1592^-199^ гг.) была осуществлена опат-но-педагогическая работа, изучались возможности семьи в воспитании и применении взаимовлияясих традиций, выявлялся уроаэка культуры поведения подростков, проводился отбор содержания к методов работа с родителями учащихся, изучение семей.

' На третьем отапе С1994-1995 гг.) отрабатывались поіїїученине з' ходе опнтной работы данные и оформлялись результата исследования, разрабатьшалиоь методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию культуры поведения у подростков на взаимовлияниях традициях з семье.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования представляет собой взашосвязаннуя совокупность зедусих идей, определявшее,построение и функционирование процесса воспитания культура поведения подростков в семье. Впервые проведен сраз-нительно-историческиЯ и. педагогический анализ взаимосвязей и современного состояния традиций узбекского и татарского народов по воспитанию культуры поведения подростков в семье; опре-

8 делены и экспериментально обоснованы тенденции и социально-педагогические условия, обеспечивавшие аффективное воспитание культуры поведения подростков в н.озой социокультурной ситуации, выявлены условия и обоснована пути повышения роли личного примера родителей, организаций деятельности подростков в семье, направленные на воспитание у них культурного поведения на основе взаииовлиявцих традиций.

Практическая значимость исследования заключается в^разра-оотке научно обоснованных рекомендаций для родителей и учителей, в которых раскрыты содержание, формы и методы работы по воспитании культуры поведения подростков, которые могут быть положены в основу исследования и практики использования взаимовлияния традиций народной педагогики узбекского и татарского народов в нравственном воспитании, .а также в высеих учебных заведениях, как в республике Узбекистан, так и в Татарстане, при разработке спецкурсов по теории и методике воспитания, в организации педагогического всеобуча населения. Результаты исследования могут быть-использованы историками, философами, этнографами, краеведами в изучении проблем, связанных с особенностями быта, традиций, нравов, воззрений и психического склада узбекского и татарского народов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: четкость» исходных методологических позиций при анализе процесса формирования культуры поведения, освещенных в народной п-едагогике при изучении роли семейных традиций в' нравственном воспитании человека; использованием комплекса взаимс* влияацих методов, адекватных цели и задачам исследования; объективностью исследовательских данных; репрезентативностью полученных данных; результатами опытной работы, свидетельствующими о повышении навыков и привычек культуры у детей среднего школьного возраста и активизации воспитательной деятельности родителей, возможностью репродукции'полученных данных в адекватных условиях.

На задиту выносятся следувдие основные положения:

в процессе воспитания культуры поведения подростков на взакмовлитащих традициях узбекского и татарского народов необходима интеграция мировоззренческих, развивающих личность начал в практической деятельности подростков;

воспитание культуры поведения подростков в семье, как одна из подсистем целостного педагогического процесса и объект

оовместной деятельности родителей, учителей, общественности,
представляет собой систему объект-субъектного преобразования
личности на основе приобщения ее к ценностям и культуре узбек
ского и татарского народов; j

- оистеыаобразувщими факторами з процессе воспитания куль-, туры поведения подростков на традициях узбекского и татарского 'народов являются систематичность и непрерывность в формировании единства сознания и поведения подростков с учетом специфики социокультурной, этнографической ситуации конкретного региона.;

: Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем публикаций статей з научных сборниках, выступлений на республиканских и межвузовских научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава в р.Намангане ( 1992-1994 гіч), Андижане ? 1994г.У)""Самарканде (1994 г.), Термезе ( 1995 г.) на педагогических советах, родительских собраниях базовых школ. Основные положения диссертации наяли свое отражение в 6 публикациях.

Внедрение в практику результатов исследования. Результаты -исследован"? внедрены з практику работы икол й 38, 52, 58, 59 Наманганско:': области, си.'Jf'182 г.Тапкзнта.

: Структура диссертация. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, с приложением, списка использование»'; литературы.