Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Боговик Нина Васильевна

Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций
<
Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боговик Нина Васильевна. Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Боговик Нина Васильевна; [Место защиты: Алт. гос. пед. акад.].- Барнаул, 2009.- 261 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1359

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и методологические предпосылки воспитания поликультурной личности 17

1.1. Воспитание поликультурной личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей 17

1.2. Сущность поликультурного образования в процессе изучения иностранного языка 34

1.3. Модель воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка 66

Выводы по первой главе 103

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию поликультурной личности учащихся в социально-педагогических условиях 105

2.1. Социально-педагогические условия воспитания поликультурной личности учащихся 105

2.2. Технология воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка в контексте социально-педагогических условий 125

2.3. Экспериментальный анализ проблемы воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка 146

Выводы по второй главе 168

Заключение 170

Список использованной литературы 174

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время актуализируется проблема поликультурной (многокультурной) личности, для понимания которой важны пути взаимодействия личности и культуры (И. В. Бабенко, Е. В. Бондаревская, Д. Бэнкс, О. В. Гукаленко, Н. Б. Крылова, В. И. Матис, Л. М. Сухорукова, П. Хаммер и др.). Процессы глобализации и интеграции, социокультурные явления современного мира ставят перед образованием сложные задачи воспитания личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира. Процессы модернизации российского образования направлены на взаимодействие образовательной системы с представителями национальной науки, культуры и экономики, на увеличение значимости развития диалога культур, традиций, обычаев, религий и т.п.

Процесс глобализации, с одной стороны, разрушает границы между представителями культур различного типа, с другой - объединяет сами культуры. Именно поликультурное образование, основанное на диалоге, на признании самоценности субъектов различных культур, на межкультурной компетентности, позволяет формировать на первых этапах социализации юных граждан основы устойчивого мировоззрения и толерантного сознания.

Социальный заказ общества отражен в директивных государственных документах: «Законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».

Конец XX века ознаменовался развитием теоретических основ современного поликультурного образования посредством изучения иностранных языков в условиях иноязычного учебного общения. Появились федеральные школьные программы и учебная литература по иностранным языкам, а так же школы, лицеи и гимназии с углубленным изучением иностранного языка.

4 Тем не менее, знание иностранного языка не ограничивается знаниями лексики, грамматики, фонетики. Являясь более широким понятием, оно представляет собой овладение культурой своего народа, как непременного условия интеграции в другие культуры, и иноязычной коммуникативной культурой.

Владение иностранным языком и понимание других культур является неотъемлемым условием эффективности воспитания поликультурной личности. Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня поликультурного образования, которое бы способствовало формированию у обучающихся поликультурного мышления и социальной устойчивости, нравственности и гуманности, практической способности применения полученных индивидом знаний, умения жить в трансформирующемся обществе.

Основные исходные положения исследования соотнесены с концепци
ей диалога различных исторических культур XX века В. С. Библера; перво
начальным опытом поликультурного взаимодействия в работах
В. В. Виноградова, Т. В. Разумовской и др.; поликультурным подходом к
формированию личности В. И. Матиса. Важную роль в формировании автор
ского видения проблемы оказали основанные на культурологическом подхо
де к воспитанию работы Е. В. Бондаревской, И. А. Колесниковой,
Н. Б. Крыловой, Е. А. Сергеевым; идеи поликультурного воспитания и поли
культурного образовательного пространства, рассмотренные
В. П. Борисенковым, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюком. Соотношение обра
зовательных сред и образовательного пространства изучено в трудах

A. А. Веряева, И. К. Шалаева.

Обширный методологический, фактический и методический материал, концептуальные модели влияния образования на динамику социальной структуры, социальной деятельности изложены в работах Л. Н. Когана,

B. И. Матиса, А. Я. Наина, А. Н. Орлова, С. А. Рачинского, В. А. Сластенина,
И. К. Шалаева. К этой группе относят труды Ю. В. Арутюнян,

5
Л. М. Дробижевой и др., в которых рассматриваются влияния особенностей
различных регионов и этнической специфики на потребности молодежи. Ра
боты по содержанию образования, культуре межнационального общения и
духовным потребностям старшеклассников представлены

С. Ш. Кабакановым и К. А. Утеевым и др.

Вторую группу составляют труды исследователей, занимающихся изучением структуры современной системы образования, разработкой различных инновационных проектов (В. С. Библер, Т. Ф. Кряклина, В. В. Мирошниченко, Л. С. Подымова, Г. Н. Прозументова, В. Н. Соболева О. Г. Ултургашева, Т. И. Шамова и др.). В современной отечественной и зарубежной педагогике активно разрабатываются проблемы обучения иностранному языку (И. Л. Бим, И. А. Зимняя, Н. И. Гез, Г. А. Китайгородская, И. С. Кон, Е. И. Пассов, Г. Ундсон и др.), формирования межкультурной компетентности, культуры межнационального общения при изучении иностранного языка (В. И. Ермолович, В. Н. Комиссаров, А. Курелла, Л. К. Латышев, И. А. Новикова, В. В. Сафонова, Э. Стоуне и др.).

Третью группу образуют работы ученых анализирующих региональную образовательную практику. К этой группе относят исследования авторов из краевых и областных комитетов образования Алтайского, Новосибирского, Омского, Томского и Хакасии, разрабатывающих законы об образовании, проекты по сохранению и дальнейшему развитию образования в регионах. Исследования Т. Ф. Кряклиной, С. М. Малиновской, В. И. Матиса, Г. И. Петровой, Г. Н. Прозументовой, Г. Ф. Севильгаева, О. Г. Ултургашевой представляют рассмотрение этнопсихологических и этнопедагогических особенностей народов Сибири и Севера.

Обоснования необходимости этнопедагогизации учебно-

воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях, рассмотрены в работах С. П. Беловоловой, Е. П. Белозерцева, А. Л. Бу-

гаевой, Г. Н. Волкова, И. Ф. Гончарова, В. И. Матиса, Л. Н. Мукаева, А. Я. Наина, В. Д. Шадрикова, К. В. Шаповалова, А. И. Шорова и др.

В настоящее время во многих регионах страны разрабатываются модели инновационных учебных заведений, осуществлены попытки создания международных образовательных центров (гг. Барнаул, Горно-Алтайск, Красноярск, Новосибирск, Томск), учитывающих национальную и региональную специфику в обучении. Значительно количество общественных организаций, таких как Алтайская Краевая Общественная Молодежная Организация «Юнит», Молодежный Фонд Алтая, Немецкое Молодежное Объединение «Югендринг», и др., также способствуют развитию инновационных моделей национальной школы, внедрению их в практику.

Учитывая тот факт, что имеется значительный фонд научной литературы по различным аспектам воспитания поликультурной личности учащихся, в теории недостаточно работ обобщающего и прикладного характера, которые учитывают конфессиональную, национальную, поселенческую и региональную специфику в процессе изучения иностранного языка. Необходимость теоретического осмысления общественно-педагогических условий воспитания поликультурной личности, оценки практической значимости системных педагогических знаний в межкультурной интеграции выдвигают поликультурное воспитание и выявление социально-педагогических условий поликультурного воспитания в число актуальных исследовательских проблем современного педагогического знания.

Вместе с тем, общепедагогический, социологический и философский анализы моделей и программ, направленных на выявление социально-педагогических условий воспитания поликультурной личности, в науке представлены недостаточно.

Учитывая большое количество разных национальностей, различных культур, проживающих на территории Алтайского края, данные культуры составляют поликультурное общество со своими особенностями, что обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в поликультур-

7 ных условиях на принципах сотрудничества, взаимного уважения и толерантности.

В этой связи возникли противоречия между:

потребностями общества в формировании личности, способной интегрироваться в поликультурное пространство, и недостаточными межкультурными знаниями и навыками, получаемыми в стенах учебных заведений и социокультурной практике;

одномерным, монокультурным мировоззрением и требованиями глобально-ориентированного мира к поликультурной переориентации системы взглядов;

способностью иностранного языка разрешить проблему в необходимости общества воспитывать поликультурную личность и неразработанностью этой проблемы в теории и практике образования и воспитания.

Исходя из этого, анализ имеющихся противоречий приводит к необходимости формулировки главного педагогического противоречия - между потребностью в воспитании поликультурной личности учащихся, максимально отвечающей современным стандартам образования, и недостаточным использованием современных социально-педагогических условий для ее воспитания.

Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в необходимости поиска технологии воспитания поликультурной личности учащихся, отвечающей современным стандартам образования, с учетом современных социально-педагогических условий.

С учетом выявленных противоречий сделан выбор темы исследования «Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка» (на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций).

Цель исследования: конструирование и реализация модели воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка в образовательных учреждениях и молодежных организациях.

Объект исследования: система воспитания поликультурной личности учащихся.

Предмет исследования: процесс воспитания поликультурной личности учащихся посредством изучения иностранного языка в образовательных учреждениях и образовательных программах молодежных организаций.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс воспитания поликультурной личности учащихся посредством изучения иностранного языка будет более эффективным, если:

осуществлен теоретический анализ основ поликультурного образования и культуры межнационального общения, которые являются важными составляющими воспитания поликультурной личности;

определены социально-педагогические условия воспитания поликультурной личности учащихся, учитывающие особенности этнопедагогики и народного воспитания;

разработаны и внедрены в процессе изучения иностранного языка модель и технология воспитания поликультурной личности учащихся, отражающие цели, задачи и принципы поликультурного образования (природо-сообразности, культуросообразности, поликультурности, диалога культур, этнодифференцирующий, гуманизации, доступности, интеграции, самодеятельности, аксиологический, индивидуально-личностного подхода, деятель-ностно-творческого подхода), соответствующие критериям его эффективности;

подготовлены методические рекомендации и дидактические материалы по внедрению технологии воспитания поликультурной личности учащихся в образовательных учреждениях и программах молодежных объединений.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и выдвинутой гипотезой исследования поставлены и решены следующие задачи:

- проанализировать и обобщить отечественную и зарубежную литерату
ру, определяющую сущность и содержание воспитания поликультурной лич-

9 ности, взаимосвязь образования и культуры в поликультурном образовательном пространстве;

выявить социально-педагогические условия воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка, которые взаимодействуют с формами обучения, методами обучения и воспитания, дидактическими и методологическими принципами, педагогическими технологиями и т.п.;

сконструировать модель и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка в различных социально-педагогических условиях;

разработать и внедрить технологию воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка в образовательных учреждениях и программах молодежных объединений;

подготовить методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений по организации процесса воспитания поликультурной личности учащихся, органов управления образованием в условиях профильного обучения.

Методологическую основу исследования составили: на философском уровне положения о едином, глобальном мире, все явления которого являются элементами целостной самостоятельной, саморазвивающейся и самоуправляемой системы; культурологический подход (Г. Н. Волков, Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Н. Б. Крылова), культурного релятивизма (Р. Бенедикт, Ф. Боас, А. Крёбер, М. Мид, С. А. Токарев, М. Херсковец).

На общенаучном уровне представлены общая теория ценностей (В. М. Демин, М. С. Каган, Э. С. Маркаян), личностно-деятельностный подход (Т. В. Габай, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, А. В. Петровский); теории поликультурного образования и поликультурного образовательного пространства (В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко,

A. Я. Данилюк, Г. Д. Дмитриев, 3. А. Малькова, В. И. Матис,
Л. Л. Супрунова).

На конкретно-научном уровне рассмотрены работы по теории и технологии обучения (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. К. Журавлев, Г. П. Щедровицкий); аксиологический (И. Б. Котова, Н. Д. Никандров,

B. А. Сластенин, Г. И. Чижова) и этнопедагогический (А. Н. Афанасьев,
Г. Н. Волков, М. Н. Кузьмин, Н. М. Лебедев) подходы; формирование ком
муникативной компетентности, культуры общения (Н. В. Кузьмина,
В. А. Кан-Калик, С. Я. Ромашина); идеи гуманистической личностно-
ориентированной педагогики (СВ. Кульневич, В. В. Сериков, И.С. Якиман
ская); исследования, посвященные обучению иностранным языкам
(И. Л. Бим, М. А. Давыдова, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская).

Методы исследования определены его целью, объектом, предметом и задачами: теоретический междисциплинарный анализ и синтез при изучении и обобщении научных источников, включая диссертации по темам, граничащим с проблемой исследования воспитания поликультурной личности; сравнительный историко-педагогический анализ; социально-педагогическое моделирование при разработке программ и проектов воспитания поликультурной личности при изучении иностранного языка в современных условиях; комплекс эмпирических методов исследования, который включает педагогический эксперимент, анкетирование и интервьюирование, метод фокус-группы, включенное наблюдение, беседа, анализ документации, методы математической обработки данных.

Эмпирической базой исследования явились данные анкетных вопросов, фокус-групп, глубинного интервью, полученные автором в общественных организациях (Молодежный фонд Алтая), молодежных объединениях (Алтайская краевая общественная молодежная организация «Юнит», Немецкое Молодежное Объединение «Югендринг»), научно-образовательных центрах (Поликультурный научно-образовательный центр г. Барнаула) и образовательных учреждениях (школы № 76, № 89 г. Барнаула).

Исследование проводилось с 2004 по 2009 гг. в три основных этапа:

Первый этап (2004-2005 гг.) — поисково-теоретический. Связан с изучением теории и практики развития поликультурного образования в России, отечественной и зарубежной литературы по проблемам воспитания поликультурной личности; основ народного воспитания в мировой историко-педагогической мысли, что позволило обосновать и сформулировать цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования, определить методы исследования и составить комплекс диагностических методик.

Второй этап (2005-2007 гг.) — практический. Выявлены социально-педагогические условия воспитания поликультурной личности учащихся; произведена корректировка рабочей гипотезы, программы исследования и апробация основных положений. Осуществлено конструирование модели и разработана технология воспитания поликультурной личности учащихся; проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2007-2009 гг.) — обобщающий. Завершены опытно-экспериментальные работы по выявлению особенностей поликультурного образовательного пространства региона. На основе полученных данных и их анализа выявлены и сформулированы социально-педагогические условия воспитания поликультурной личности учащихся, закончен формирующий эксперимент. Проведен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования:

выявлены социально-педагогические условия эффективного использования возможностей воспитания поликультурной личности учащихся при изучении иностранного языка в учебной деятельности, во внеурочное время и учебно-исследовательской работе;

сконструирована модель воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка, основанная на принципах природосообразности, культуросообразности, поликультурности, диалога культур, этнодифференцирующий, гуманизации, доступности, интеграции,

12 самодеятельности, аксиологический, индивидуально-личностного подхода, деятельностно-творческого подхода, включающая цель, задачи, условия реализации выделенных принципов, функции, педагогическое взаимодействие на уровне учащихся, педагогов, родителей учащихся и результат;

разработана технология воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка, включающая методы (диалоги-дискуссии, игровые ситуации, конференции, олимпиады и т.д.), формы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная), средства (программа, спецкурсы) в организации учебной и внеучебной деятельности;

определены эффективные формы организации учебного процесса (индивидуальные, парные и малые группы), которые направлены на формирование самостоятельности личности учащихся и содействуют более быстрой ее социализации;

раскрыты низкий, средний и высокий уровни воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ современного состояния исследуемой проблемы в теории и практике образования; раскрыты методологические основы обучения для создания модели воспитания поликультурной личности учащихся, обогащающие общую теорию педагогического процесса; обоснованы основные положения и принципы воспитания поликультурной личности посредством иностранного языка в различных социально-культурных и педагогических условиях; определены критерии (когнитивный (познавательный), эмоцио-нально-мотивационный, поведенческо-деятельностный) уровней (высокий, средний, низкий) воспитания поликультурной личности учащихся; предложены рекомендации органам управления образованием, дополняющие теоретические исследования по изучению предметных областей и методов деятельности системы образования в условиях поликультурности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы доведены до конкретных научно-методических

13 рекомендаций по реализации модели и технологии, которые могут быть использованы в управлении педагогическим процессом воспитания поликультурной личности учащихся при изучении иностранного языка и служить базовым основанием для разработки других общих и частных задач воспитания поликультурной личности; в процессе многоуровневой подготовки специалистов системы образования, переподготовки и повышения квалификации учителей, которые работают в многонациональных коллективах, а также в практической деятельности учреждений дополнительного образования (школах, лицеях, центрах творчества, клубах и т.д.); в научно-исследовательских программах, направленных на разработку социальных проектов по реформированию и модернизации региональных систем образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены исходными методологическими положениями, применением совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования; разнообразием экспериментальных методик; сравнительным анализом результатов констатирующего и контрольного экспериментов, статистической значимостью полученных выводов. Положения, выносимые на защиту:

  1. Поликультурное воспитание выступает в виде системы, проявляющейся в межкультурном взаимодействии; формируется в процессе изучения иностранного языка и позволяет осваивать не только лингвострановедческие и социокультурные знания, но и коммуникативные и социальные компетенции личности; зависит от развития современной цивилизации, уровня развития общества, взаимосвязи культуры и образования, способов культурной идентификации.

  2. Воспитание поликультурной личности учащихся реализуется при социально-педагогических условиях, включающих: создание культурного пространства, которое способствует формированию поликультурного сознания, мышления и креативной самореализации в семье, школе, молодежных организациях; включение в содержание образовательного процесса основных

14 идей поликультурного воспитания, учитывающих региональный компонент; формирование многогранного видения родной (национальной), российской и мировой культур.

3. Предлагаемая модель воспитания поликультурной личности учащих
ся представляет собой совокупность структурных компонентов, включающих
задачи, условия, методы, формы организации, содержание, субъектов и ре
зультат, базируясь на общепедагогических принципах и принципах поли
культурного образования (культуросообразности, поликультурности, инте
грации, диалога культур, аксиологизма, гуманизации, этнодифференцирую-
щего подхода), состоит из условий их реализации и включает целевой, тех
нологический и результативный компоненты, педагогическое взаимодейст
вие учащихся, образовательного учреждения и семьи, способствует форми
рованию в образовательных учреждениях социальной зрелости личности.

4. Эффективность воспитания поликультурной личности учащихся в
процессе изучения иностранного языка обусловлена разработанной и реали
зованной технологией, средством достижения цели в которой является ис
пользование индивидуальных, в парах или малых группах форм организации
учебного процесса, с учетом наиболее эффективных методологических
приемов (сюжетно-ролевых, деловых играх и театрализации; форм досуговой
деятельности, встреч с представителями других культур и т.п.).

Апробация и внедрение результатов. Основные идеи и результаты исследования докладывались и получили одобрение на международных (Барнаул, 2005; Москва, 2005-2006; Франкфурт, 2006; Хадамар, 2006) и региональных (Барнаул, 2005; Москва, 2004-2006) научно-практических конференциях, методологических семинарах общества по техническому сотрудничеству ГТЦ (GTZ), Межрегиональной общественной организации «Немецкое молодежное объединение», Алтайской Краевой Общественной Молодежной Организации «Юнит» и научно-методических конференциях, на кафедрах педагогики и методики начального образования, раннего обучения иностранным языкам Барнаульского государственного педагогического университета.

15 Теоретическое обобщение результатов исследования выделено в ряде изданных печатных работ.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс Барнаульского государственного педагогического университета, общеобразовательных школ № 76, № 89 г. Барнаула, Алтайского краевого Российско-немецкого Дома, Алтайской Краевой Общественной Молодежной Организации «Юнит». Результаты исследования использовались автором при проведении занятий по немецкому и английскому языках для студентов педагогического факультета, факультета начальных классов, в спецкурсах для слушателей курсов Брайтенарбайт по немецкому языку.

Структура диссертации представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением. В диссертации имеются таблицы, схемы, графики.

Во введении раскрывается и обосновывается актуальность темы, выделяется оценка современного состояния проблемы и степени ее разработанности; определяются цель, объект, предмет исследования, его гипотеза, задачи; раскрывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, описываются методология и методы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту; отражаются сведения об апробации исследования и внедрении результатов в практику.

В первой главе «Теоретические и методологические предпосылки воспитания поликультурной личности» выделяются теоретические и практические предпосылки воспитания поликультурной личности в отечественной и зарубежной теории и практике. Обосновывается сущность и роль представлений о поликультурном образовании и воспитании, предлагается авторская модель воспитания поликультурной личности в процессе изучения иностранного языка.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по воспитанию поликультурной личности учащихся в социально-педагогических условиях» выявляются социально-педагогические условия воспитания поликультурной

личности, анализируется современная образовательно-воспитательная ситуация и, на основе авторской модели предлагаются педагогические приемы и средства воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка, а также предоставляются результаты экспериментальной работы по проблемам поликультурного воспитания личности учащихся.

В заключении изложены общие выводы и перспективные направления исследования, сформулированы практические рекомендации для органов управления.

Воспитание поликультурной личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей

В современном мире для быстрого и демократического развития государств и гуманизации общественной жизни важное место занимает образование, которое рассматривается как непрерывное взаимодействие культур и цивилизации. Перед образованием, в связи с этим, появляется комплекс задач и вопросов, которые включают: усиление содержания образования по вопросам изучения культур посредством изучения иностранного языка, подразумевающее единство знаний, творчества и многомерного мировосприятия; развитие ценностных установок личности путем обогащения ее национально-специфическим значением и важностью своей и других культур.

Многие качества личности, развиваясь с детского возраста, формируются на протяжении всей жизни под воздействием различных социальных институтов — институтов родства (брак, семья), экономических (распределительные), регулирующих (религия, политические организации) и т.д. Однако особое значение, имеет образование, активно формирующее условия для поликультурного воспитания, создающее личность, открытую культурному разнообразию.

В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО, опубликованном впервые на русском языке в 1997 г., было заявлено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам [74; 196]. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 1756-Р, зафиксированы новые требования к отечественной системе образования: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [119, с. 10]. А также обращено внимание на то, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Именно поликультурная личность, личность новой формации, способна существовать в современных условиях изменяющегося мира и успевать изменяться вслед за ним.

Посредством современного образования можно добиться самой важной задачи современного общества — воспитания поликультурной личности, способной к общению на международном толерантном уровне с представителями других культур.

На современном этапе развития педагогической науки содержание и направленность образования претерпевают изменения, увеличивается влияние современных подходов к совершенствованию качества образования. В этом отношении достаточно важным является обращение ученых к педагогической поддержке личности. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно выявить точки зрения о гуманизации образования, обеспечивающие педагогическую поддержку учащегося.

Являясь необходимым условием развития государства, одним из важных факторов демократизации общественной жизни, современное образование обладает определенным теоретическим знанием, которое необходимо для воспитания поликультурной личности, отражающееся в философских (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Н. А. Бердяев, Д. В. Зиновьев и др.), педагогических (В. П. Борисенков, А. Н. Джуринский, 3. А. Малькова, В. И. Матис, Л. Л. Супрунова и др.), социально-политических (Л. С. Выготский, И. С. Кон), этнографических (Ю. В. Арутюнян, Б. С. Ерасов, В. К. Малькова и др.) исследованиях.

В создавшихся условиях рассмотрения образования культурного процесса, где учитывается единство культуры и цивилизации, возможны преобразования как в общественной жизни, так и в отдельной личности через развитие национальных традиций, передачу культурных ценностей, социализацию личности и т.д. Например, Е. В. Бондаревская в своих работах рассматривает образование как «часть культуры, которая с одной стороны, питается ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека, образование должно быть культуросообразным» [33, с. 6].

Культуросообразность (М. М. Бахтин, Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, Г. Н. Волков и др.), которая предписывает поворот всех компонентов образования не только к культуре, но и человеку как ее субъекту, способному к культурному саморазвитию, необходима как основной метод проектирования и развития образования, являясь при этом одним из важных условий взаимодействия между образованием и культурой.

Современная система образования направлена на повышение культурного уровня личности (Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, В. И. Матис, В. Н. Руденко и др.). Овладение общечеловеческими, национальными культурными ценностями, усвоение национальных культурно-исторических ценностей требует осознания и раскрытия культурных достижений других народов и умение пользоваться ими [7; 43]. Это предполагает формирование культуры межнационального общения и является показателем отношений и цивилизованности общества вообще и интернационального воспитания в частности.

Следует отметить, что в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Содержание сегодняшнего школьного образования, являясь устаревшим и пере 20 груженным, заставляет многих учащихся расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права) [119]. В связи с этим в настоящее время актуализируется значимость поликультурного образования, которое обеспечивает духовно-нравственное становление личности и формирование этнокультурной ее позиции (М. М. Бахтин, Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко и др.).

Для педагогической науки воспитание поликультурной личности представляет собой такую область знания, утверждение которого произошло во второй половине XX века и зависело от ряда социальных, культурных, экономических и политических явлений. Необычное явление поликультурности, являясь областью особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX века, представляет собой солидный научный фонд (Э. Дюркгейм, А. Радклифф-Браук, Г. Спенсер, Р. Турнвальд, М. Херсковец и др.) [76]. Еще в XVII - XVIII вв., когда обозначился этап создания и генерирования новых педагогических идей из опытно-экспериментальных, мудрость, человечность, честность, и т.п. представляли собой главные человеческие добродетели Я. А. Коменский (1592 - 1670) отводил принципу человечности особое место, основывая его на равенстве людей, которое он видел в единстве человечества, когда отдельные части целого несут в себе те же черты, что и все целое [113, с. 388]. Ученый считал, что при обобщении всех знаний, которые были накоплены культурой и цивилизацией, данную информацию следует распространять среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиозной принадлежности, что можно осуществить посредством обучения и воспитания.

Сущность поликультурного образования в процессе изучения иностранного языка

В современном мире система образования развивается с учетом культурной интеграции, глобализации, социально-экономической и общественно-политической стабильности. Одним из важнейших стратегических ресурсов развития России в XXI веке является повышение доступности и эффективности образования. Современная система образования должна способствовать формированию мировоззренческой устойчивости личности и общества на основе гуманизма и толерантности. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, воспитание толерантности к представителям различных этносов и поддержка программ формирования межнационального сотрудничества являются важными задачами российского общества [120].

Современный мир превращается в глобальную единую историю, состоящую из большого числа национальных культур, и все, что проистекает у отдельных народов, отражается на ситуации в других странах. Проявление особенностей, специфических черт в трудовой деятельности и бытовой сфере наблюдалось еще тысячелетия назад. Процесс сближения и пересечения культур сначала обладал постепенным характером, но потом стал убыстряться. Особенности мировосприятия и отношения к миру, психология народа, национально-этнические особенности выработались со сменой поколений [168]. Сегодня взаимозависимость между культурами является отличительной чертой современного мира, где границы между культурами постепенно становятся размытыми, теряя свое своеобразие.

Долгосрочный и сложный процесс глобализации межкультурных связей побуждает к необходимости в создании такой концепции образования, в которой будет отражены тенденции, находящиеся во взаимодействии, как с сохранением этнического своеобразия культур, так и непосредственно с процессами глобализации и интеграции.

Процесс глобализации выдвигает на первый план проблемы, которые связанны с поликультурностью в образовании. Концепция глобального образования является тому альтернативой. Образованию необходимо учитывать интеграцию и формироваться в соответствующую систему. Систему глобального образования мы рассматриваем как «совокупность преемственных образовательных (общеобразовательных и профессиональных) институтов, общецивилизационного опыта, национальных программ и государственных стандартов, а также сеть образовательных учреждений и органов управления, реализующих идеи глобального образования» [150, с. 74]. Теория глобального образования, возникшая на рубеже 60-70 годов XX века, авторами которой являются американские философы Р. Хенви и Д. Боткин, исходит из основополагающей идеи, что современная школа существующая в меняющемся, но также взаимосвязанном мире, выполняет задачу воспитания у учащихся единого целостного видения современного мира и места в нем человека [188]. Р. Хенви и Д. Боткин характеризуют суть глобального образования как совокупность нескольких основных измерений: осознание неоднородности восприятия мира, осознание состояния планеты, понимание культуры других народов (кросс-культурная грамотность), знание глобальной динамики, осознанный выбор [245]. Для достижения поставленной цели необходимо внедрение специальных учебных программ и учебных планов.

Т. В. Разумовская определяет глобальное образование как «одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающейся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов» [188, с. 134]. Следует согласиться с ученым 3. Т. Гасановым, который под глобальным образованием понимает «включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления» [59, с. 32.].

Хотя при этом, вопросы по формирования этнической идентичности, национального самосознания и другие остаются недостаточно раскрытыми. Однако в Российском научном центре «Формирование культуры межнационального общения» существуют попытки соединить проблемы воспитания национальных чувств и сознания и глобального образования, также в по 37 следнее время стало развиваться такое направление педагогики, как педагогика межнационального общения (3. Т. Гасанов, В. И. Матис), начались глубокие теоретические исследования и практические наработки в области педагогики толерантности (А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, В. А. Тишков, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова) и т.д., в том числе на базе муниципальных общеобразовательных учреждений школа № 60, гимназия № 79, лицей № 112, которые вошли в экспериментальный комплекс программы сохранения и развития системы образования в Алтайском крае преподавался курс «Культура межнационального общения» (И.А. Новикова).

В научно-исследовательских работах В. П. Комарова представлены результаты исследований в области формирования культуры межнационального общения, представляющего ее как один из критериев развития в целом мировоззренческой культуры личности, являющейся одновременно усилением взаимопонимания между людьми и средством социализации личности. По мнению В. П. Комарова, культура межнационального общения представляет собой духовно-практический феномен, и воспитание ее происходит в повседневном личностном взаимодействии [112, с. 32].

Социально-педагогические условия воспитания поликультурной личности учащихся

Воспитание поликультурной личности учащихся целесообразно анализировать с учетом современных социально-педагогических условий, являющимися необходимыми для более полного понимания его сущности и содержания и для выработки научно-практических рекомендаций, под которыми мы понимаем совокупность факторов и обстоятельств, сложившихся в обществе и системе образования в связи с обусловленными общественными изменениями. Возникшие изменения (политическая и экономическая нестабильность, обострения национальных отношений, утрата культурных ценностей, конфликтность в общении, проявление жестокости и т.д.) вызвали ряд актуальных проблем в обучении и воспитании.

Л.С. Выготский указывал на необходимость «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [58, с. 55].

Проведенный анализ научной литературы позволяет предположить, что за основополагающие условия можно взять природные условия, включающие исторически сложившиеся обычаи, обряды и традиции, месторасположение, климат, земельные ресурсы, организацию труда и т.д., которые существуют и развиваются независимо от человека [73] и влияют на него даже в тех случаях, когда не регистрируются ни его органами чувств, ни приборами [69].

Природные условия человек старается приспособить к своим потребностям, нуждам, создавая культурную среду, способствующую формированию поликультурного сознания и мышления. Культурная среда, представляющая собой «окружающее человека пространство, освоенное им и неосвоенное, предметное и знаковое, ценностное для него и нейтральное» [126, с. 190], зависит от среды социальной (социальных условий), рассматриваемой как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности [241, с. 815]. Такую социальную среду принято рассматривать как макросреду в широком смысле, которая охватывает производственные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества, и в узком смысле слова как микросреду, включающую непосредственное социальное окружение человека - семью, трудовой, учебный и др. коллективы и группы, которая преобразуется под влиянием деятельности человека [69]. Через социальное окружение учащийся приобщается к специфике национальной культуры, которая оказывает в процессе первичной социализации личности сильное воздействие. В связи с этим образовательное учреждение должно формулировать свои цели и задачи в соответствии с конкретными социально-педагогическими условиями. Джон Дьюи справедливо отметил, что «...Цель приспособления воспитания и образования к существующим социальным условиям — вовсе не приобретение богатств или хлеба насущного вместо знаний... такое воспитание и образование создаст людей, приспособленных к разумному выполнению взятых на себя обязанностей...» [82, с. 109].

Педагогические условия, представляют собой внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [39; 121].

В сложившихся социально-педагогических условиях совершенно ясно, что возникает потребность пересмотра концепции, цели и задач воспитания, необходимо утверждение изменений в формы и методы работы.

С нашей точки зрения, для успешного воспитания поликультурной личности учащихся следует рассматривать комплекс, обнаруживающийся во внешних уровнях социально-педагогических условий, который включает: 1) оптимальное включение в содержание образовательного процесса основных идей поликультурного воспитания как основ развития поликультурной личности; 2) создание культурного пространства, которое способствует формированию поликультурного сознания и мышления, креативной самореализации в семье, школе, молодежных организациях; 3) формирование многогранного видения многообразия культур с учетом родной (национальной), российской и мировой культур.

Одним из основных социально-педагогических условий комплекса, способствующих воспитанию поликультурной личности учащихся мы считаем, оптимальное включение в содержание образовательного процесса основных идей поликультурного воспитания как основ развития поликультурной личности.

В Законе РФ об образовании, в статье 14 «Общие требования к содержанию образования» освещается, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности и должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру, а также содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности [90]. Так как в России школ с мононациональным составом учащихся практически не существует, то обучение на русском языке можно осуществлять с учетом национальных ценностей и культурных традиций каждого народа.

Учитывая такой подход, необходимо создавать такую образовательную систему, при которой обучающиеся получают возможность осваивать иностранный язык, родной язык и родную культуру, интегрируясь в тоже время в российское и мировое культурное пространство. Исходя из этого, образовательная система ставит перед собой задачи: получить основное общее и среднее (полное) общее образование с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования и ознакомить и приобщить учащихся наших и разных этносов к нашей национальной культуре, традици ям, истории, что должно способствовать формированию культуры межнационального общения, чувству равенства и толерантности, обеспечивать диалог культур для предстваителей различных национальностей. Для обеспечения решения этих задач необходимо представить в содержании образования российскую национальную культуру с учетом образа жизни каждого этноса, традиций, обычаев, общепринятых социальных норм и духовных ценностей.

Идеи поликультурного воспитания рассматривают с точки зрения диалога культур. Определяя диалог как определенную коммуникативную среду, которая заключает в себе механизм становления и самообоснования личности в условиях множественности культур, В. С. Библер обращает внимание на культурно-исторические традиции народа. По мнению М. М. Бахтина, культура является общением, диалогом людей различных культур и формой свободного выбора личностью смыслов своей жизни и принятия ответственности за свой выбор. Диалог предполагает поиск личностных смыслов в ситуации выбора, в результате чего человек сознательно изучает себя и других. М. М. Бахтин отмечает, что сознание присутствует там, где есть два сознания, где в мое «Я» включается отношение «Я и Ты» и происходит оценивание явлений с позиции другого человека.

Исходным основным условием реализации диалогового общения у учащихся на уроках иностранного языка является организация обучения таким образом, чтобы учащиеся, участники диалога, смогли высказывать личное мнение на обсуждаемую тему, принимая во внимание разнообразные точки зрения, прояснять детали и предлагать альтернативные решения. Педагог при этом четко и ясно рассматривает ценность каждого мнения.

Технология воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка в контексте социально-педагогических условий

Технологический подход в образовании в настоящее время активно разрабатывается отечественной и зарубежной педагогикой (Л. Андерсон, В. П. Беспалько, Т. Гилберт, Н. Гронлунд, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.). Для описания технологии воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка следует раскрыть понятие «технологии воспитания», которое во многих отечественных и зарубежных публикациях рассматривается как обобщенное понятие «педагогической технологии». Чтобы более точно определить понятие «педагогическая технология» важно разъяснить общее понятие «технология», под которым подразумевается совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата [209], исходя из чего целью технологии является разложение процесса достижения какого-либо результата на его составляющие элементы.

Педагогическая технология раскрыта как «направление в дидактике, выявление принципов, разработка оптимальных систем конструирования дидактических процессов, система методов и приемов педагога, методика, методы воспитания» [177, с. 181] и как системная совокупность, порядок функционирования личностных, инструментальных, методологических средств достижения педагогических целей [108, с. 111]. На основе анализа многих определений понятия «педагогическая технология» и для обозначения собственной позиции следует дать рабочее определение, опирающееся на понятие В. А. Сластенина. Под педагогической технологией понимается упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Под технологией воспитания (воспитательной технологией) рассматривается комплекс связанных между собой «методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта» [179, с. 484-485]. Следует учесть, что процесс создания и реализации технологий воспитания является сложным и многообразным, представляя в основе отношения между субъектами воспитательного процесса.

Для более эффективной реализации технологии воспитания поликультурной личности необходимо учитывать: 1) целостный подход в развитии личности; 2) ориентацию на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития; 3) учет региональных возможностей и конкретной социокультурной ситуации; 4) обеспечение повышения общей культуры межнационального общения; 5) поликультурность региона.

Классификации педагогических технологий представлены в современной педагогике многими авторами (В. Г. Гульчевской, Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко и др.). В соответствии с наиболее обобщенным видом технологий, систематизированным Г. К. Селевко, разработанная нами технология воспитания поликультурной личности в процессе изучения иностранного языка имеет следующие характеристики: по уровню применения - общепедагогическая, которая охватывает целостный воспитательный процесс, функционирующая в поликультурной образовательной среде; по философской основе - гуманистическая, природосообразная; по основному фактору развития - биогенная, социогенная, психогенная, делающая акцент на поликультурное сознание; по научной концепции освоения опыта — ассоциативно-рефлекторная, развивающая, деятельностная, которая направлена на осмыс ление и принятие посредством личностного опыта; по ориентации на сферы развития личности — приобретение знаний, умений и навыков, формирование поликультурного сознания учащихся, основанное на национальной, этнической культуре; по характеру содержания и структуры — обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, поликультурная, комплексная; по типу управления — традиционное обучение и воспитание, включающие специальные программы, и система малых групп; по организационным формам - классно-урочная, коллективные творческие дела, индивидуальная; по преобладающим методам - развивающая, проблемно-поисковая, игровая, диалоговая; преобладающие средства - устные, наглядные, печатные, художественные, вербальные; подход к ребенку - личностно-ориентированный; по категории обучающихся - массовая технология.

Разрабатывая технологию воспитания поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка, нами были приняты во внимание многоуровневость внешних социально-педагогических условий (ме-гауровень, макроуровень, мезоуровень, микроуровень) и возможности (пути) реализации данных уровней. Мы считаем, только система поликультурного образования может обеспечить эффективность технологии воспитания поликультурной личности посредством изучения иностранного языка. Технология, направленная на воспитание поликультурной личности учащихся с опорой на национальную, этническую культуру, представляла собой классно-урочную форму с коллективными способами деятельности вне учебного процесса. Коллективные творческие дела вне учебного процесса с использованием иностранного языка являлись важным компонентом жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие в реальной жизненной ситуации переход от учебной деятельности к внеурочной. Данная технология, обеспечивая формирование культуры межнационального общения личности, является одной из составляющих частей целостного процесса непосредственного взаимодействия с учащимися.

По разработанной нами модели и технологии воспитания поликультурной личности педагогический процесс осуществлялся при использовании разработанной программы (приложение 7), практических материалов (учебно-методическое пособие и планы уроков по иностранному языку, КТД и др.) и методических рекомендаций. При реализации технологии была проведана работа с педагогами, работа с учащимися и работа с родителями. При работе с педагогами широко использовались научно-практические семинары, мастер-классы, лекции, педагогические советы и консультации. Большое внимание отводилось решению практических задач по созданию социально-педагогических условий; формированию у педагогов многогранного видения многообразия культур с учетом родной (национальной), российской и мировой культур; системы знаний об оптимальном включении в содержание образовательного процесса основных идей поликультурного воспитания; овладению навыками стимулирования познавательной активности.

На этапе работы с педагогами была также предложена программа и план мероприятий, которые реализуют цели программы «Я и другие культуры» (приложение 1). При этом важно было раскрыть педагогам содержание технологии, ее сущности, логику ее построения, составляющих компонентов, применение принципов и методов воспитания поликультурной личности учащихся. Педагог, помогая учащимся овладевать знаниями, организует учебно-воспитательную среду, которая соответствует интересам учащихся, потребностям и уровням развития их способностей.

Похожие диссертации на Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка : на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций