Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Епишева Ирина Ивановна

Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования
<
Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Епишева Ирина Ивановна. Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2006 171 с. РГБ ОД, 61:07-13/1257

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования закономерностей воспитания толерантности студентов в системе СПО 13-79

1.1. Воспитание толерантности студентов системы СПО как педагогическая проблема 13-50

1.2. Историография проблемы 50-65

1.3. Основные методологические подходы в исследовании воспитания толерантности студентов учреждений СПО 66-77

Выводы 78-79

Глава 2. Педагогические условия и технологии воспитания толерантности студентов в системе СПО 80-124

2.1. Диагностика процесса воспитания толерантности студентов 80-93

2.2. Динамика развития толерантной воспитанности студентов 93-109

2.3. Условия эффективности воспитания толерантности студентов 109-122

Выводы 123-124

Заключение 125-136

Список литературы 137-147

Приложения 148-171

1. Формирование толерантности студентов в системе СПО. (Методические рекомендации) 148-163

2. Этапы формирования толерантности студентов системы СПО 164-165

3. Качественно-количественные характеристики толерантной воспитанности респондентов (по методике Н.И. Монахова) 166-171

Введение к работе

Исследование молодежных проблем представляет научный интерес как для понимания специфики этой социальной группы, так и для объяснения перспектив развития общества в целом. Особый смысл оно приобретает в переломные моменты истории, связанные с реальными или ожидаемыми глобальными изменениями в обществе.

Когда речь заходит о толерантных явлениях, масштаб оценок и прогнозов многократно расширяется, заставляя мыслить в категориях поколений.

Актуальность исследования продиктована потребностью противостоять индоктринации студентов системы среднего профессионального образования (СПО). Важным фактором нестабильности в российском обществе являются межэтническая напряженность и межконфессиональные конфликты. В ряде регионов, особенно на Северном Кавказе, усилились попытки манипулирования этническим сознанием со стороны экстремистских групп, рвущихся к власти. Используются установки на политическое и социально-культурное доминирование титульных наций, внедряются сепаратистские настроения, активизируются претензии на особые территориальные права, все чаще отмечаются факты дискредитации по национальному признаку. Постоянный рост числа этих проявлений и уровня их напряженности грозит парализовать общественную жизнь и индоктринировать учащуюся молодежь не только в этих регионах, но и далеко за их пределами.

Все более серьезной угрозой национальной безопасности становится терроризм. В его масштабах, формах и последствиях угадывается не только криминальная, но и социально-политическая сущность, придающая этому явлению черты национального бедствия. Крупномасштабные террористические акции в Беслане, Владикавказе, взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске, ставшие постоянными заказные убийства и криминальные разборки, похищения людей с целью получения выкупа оказывают дестабилизирующее влияние, формируют в студенческой субкультуре атмосферу неуверенности и страха.

Российское общество, находящееся в состоянии ценностно-нормативной неопределенности, аномии, не способно в полной мере противостоять риску воспроизводства деструктивных отношений, криминализации молодежных структур. Социологи отмечают различия между поколениями прежних эпох и современности. Так, поздний европейский модернизм вызвал усиление социальной дифференциации и маргинализации в студенческой среде. Одним из главных итогов современности является неравенство прав молодежи и взрослых. Это приводит к конфликтам с родительским поколением, возникающим из-за современных стилей жизни и нравственных ценностей.

Главными последствиями развившейся дифференциации стало усиление социальной незащищенности молодежи в обществе. Это напрямую затрагивает молодых людей из низкостатусных и непривилегированных семей, представителей этнических меньшинств, а также выходцев из малых городов и сельской местности. Некоторая часть молодежи исключается из системы образования и трудовых отношений, имеет неудовлетворительные жилищные условия, прибегает к криминальной деятельности с целью выживания.

В настоящее время, обособленное существование народов и культур невозможно, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа смешанных семей, образование многонациональных и межконфессиональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки коммуникативного взаимодействия. Все это обусловливает преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Студенты системы СПО сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации к данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности [97, 35].

Задача подготовки учащейся молодежи в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века подчеркивается, что одна из важнейших функций современной школы — научить жить вместе, преобразовать

существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях система СПО должна способствовать тому, чтобы, с одной стороны, студент осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое занимает в мире, а с другой — испытал уважение к другим культурам [93, 52].

Сегодня воспитание толерантной культуры должно пронизывать деятельность всех социальных инструментов и в первую очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности будущего специалиста. Система СПО как социальный институт имеет всесторонние возможности для развития и совершенствования у студентов культуры толерантности. Эти возможности способны быть реализованы как в учебной, так и внеаудиторной деятельности:

В современной студенческой среде могут и должны быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к нравственному поведению. Таким образом, воспитательный процесс необходимо направить на формирование у будущих специалистов этнокультурной компетентности. Следовательно, надо признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и культурах, понимать их своеобразие. Подобная компетентность достигается посредством умений и навыков поведения, которые способствуют эффективному межнациональному и межконфессиональному взаимопониманию и взаимодействию.

Современный студент системы СПО должен правильно воспринимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого на планете, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя прав других людей. Эти закономерности определяют воспитательную работу по выработке толерантньгх отношений в студенческой среде. Нестабильное начало XXI века обострило социальные проблемы, в числе которых оказался человеческий фактор. Прежде всего, речь идет о гуманистической морали, возвышающей человека труда и исключающей посягательство на его достоинство. Ведущим

6 фактором гуманистической морали является толерантность, терпимое отношение к разным этносам и конфессиям, традициям и идеалам. Отсюда вытекает необходимость опоры на социопсихопедагогический подход к воспитанию толерантной культуры студентов в системе среднего профессионального образования. Естественно, воспитание гуманистических, толерантных отношений между разнонациональными и разноконфессиональными слоями общества — одна из лидирующих проблем, стоящих перед педагогами разных категорий. Однако в первую очередь, на наш взгляд, это касается общеобразовательных школ и учебных заведений СПО, в которых не только формируют, но и закрепляют отношения товарищеского сотрудничества, взаимопомощь, доброжелательность, честность, коллективизм, мужество и другие компоненты толерантной культуры каждой личности.

В настоящее время образовательные учреждения испытывают на себе множество отрицательных последствий социального расслоения общества. В связи с этим на первый план выдвигается потребность развития толерантных отношений, способствующих формированию у студенческой молодежи духовных ценностей в их общечеловеческом понимании. Реализация педагогики толерантности в воспитательно-образовательном процессе системы СПО является средством подготовки нового поколения будущих специалистов к коммуникативной культуре.

В отечественной и зарубежной философской литературе (B.C. Библер, М.Ганди, А.А. Деркач, М.Л. Кинг, М.С. Коган, А.Д. Сахаров, Е.В. Селезнева, В.А. Тишков и др.) имеются работы, раскрывающие понятие «толерантность». В психолого-педагогической литературе даются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки данной проблемы (Ш.А. Амо-нашвили, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, И.П. Иванов, Д.Б. Эль-конин и др.). Сущность толерантной культуры всегда интересовала Л.Н. Толстого. Методикой воспитания толерантности систематически занимались А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др. Разработкой методических программ формирования у подрастающего поколения толерантного созна-

ния занимаются В.В. Глебкин, Н.Л.Селиванова, Г.У. Солдатова и др. С 2001 года под руководством А.Г. Асмолова выпускается книжное издание «Библиотека психологии и педагогики толерантности».

Изучение специфики толерантности показывает, что педагогические акты отстают от разработок в социокультурной, этической и философской областях, которые нашли свое отражение в работах P.P. Валитовой, Д.В. Зиновьева, В.М.Лекторского, М.П. Мчедлова, Л.В. Скворцова, М. Уащера, В.В. Шалина и др. Проблема терпимости рассматривалась в трудах многих зарубежных (И. Кант, Дж. Локк, К. Поппер, Ж.-Ж. Руссо, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и отечественных (Н.А. Бердяев, А.П. Куницын, B.C. Соловьев и др.) философов.

Воспитание культуры толерантности у студентов системы СПО было и остается в ряду наиболее востребованных аспектов гуманистической морали. Эта проблема неразрывно связана с трудовым воспитанием будущих специалистов и может раскрываться в разных аспектах: философском, этическом, эстетическом, психологическом, правовом и т.д. Настоящее исследование посвящено педагогическому контексту, органично включающему проблему формирования толерантной культуры у студентов системы СПО. Эта категория студентов психологически сближается со старшеклассниками средних школ, но находится в специфичных условиях воспитательно-образовательного процесса.

Анализ массового опыта формирования толерантной культуры студентов системы СПО свидетельствует о том, что в этой сфере назрел ряд противоречий:

между интенсивным темпом научно-технического развития и проявлением антигуманного отношения к представителям иных национальностей и конфессий;

между востребованностью высокого уровня профессионализма, включающего учет передового интернационального опыта, и проявлением нерадивого отношения к труду;

между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантной культуры в системе СПО и отсутствием научных разработок, педаго-

гических технологий, опыта работы по данной проблеме.

С учетом перечисленных противоречий был сделан выбор темы исследования: «Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования». Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы специфические закономерности, принципы, педагогические условия и технологии воспитания толерантной культуры студентов в системе СПО? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — воспитательный процесс в среднем образовательном учреждении.

Предмет исследования — закономерности воспитания толерантной культуры студентов в системе СПО.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность воспитания толерантной культуры студентов системы СПО способна значительно повыситься, если:

- обнаружены противоречия, тормозящие процесс гуманистического раз
вития личности будущего специалиста;

- использованы эффективные формы организации коллективно-
индивидуальной деятельности в системе СПО;

- разработаны и реализованы педагогические технологии, базирующиеся
на ретроспективно-прогностическом анализе исследуемой проблемы.

Задачи исследования:

1. Обосновать комплекс позиций, лежащих в основе теоретико-
методологических предпосылок исследования закономерностей воспитания то
лерантной культуры в системе СПО.

  1. Смоделировать структурные компоненты процесса воспитания толерантной культуры студентов в системе СПО.

  2. Охарактеризовать ведущие тенденции, принципы и организационные формы воспитания толерантной культуры студентов системы СПО.

  3. Разработать инструментарий для диагностики и оценки качества воспитательно-образовательного процесса в системе СПО.

Методологическую основу исследования составили философские идеи о взаимосвязи воспитания культуры толерантности с процессом познания человеком окружающего мира; психологические характеристики субъективности личности и определяющей деятельности в формировании толерантной культуры учащейся молодежи; педагогические рекомендации по преодолению противоречий, присущих процессу воспитания культуры толерантности в системе СПО.

Пути преодоления препятствий в процессе достижения диалогичности, описанные педагогами разных категорий (А.Ю. Белогуров, С.Г. Ваниева, Э.С.Дзуцев, В.А. Кучер, Л.М. Лазарева, Б.А. Тахохов и др.), составили основу настоящего исследования.

Теоретическими источниками исследования являлись прежде всего разработанные классиками отечественной психологии положения о человеке, личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.); философские и социопсихопедагогические положения о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.А. Зейгарник, Е.А.Климов, Л.Н. Коган, Т.Н. Мальковская, Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др.); современные концепции социализации личности и перспектив ее развития (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, А.А. Радугин и др.).

Особое влияние на выбор теоретических ориентиров оказали этико-эстетические идеи отечественных педагогов-психологов, определивших пути выработки культуры толерантности у учащейся молодежи (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С.Макаренко, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.). Идеи толерантности в современной педагогике разрабатываются в работах педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.). Из зарубежных авторов наибольший интерес представляют (А. Маслоу, Д. Фрейберг, Э. Фромм и др.).

Ряд важных теоретических и методологических выводов по вопросам организации воспитания культуры толерантности содержатся в работах по этно-

психопедагогическим проблемам (В.И.Абаев, В.М. Дегоев, З.К. Каргиева, Б.А. Тахохов, Е.Е. Хатаев, СР. Чеджемов и др.).

В работе использован следующий комплекс методов исследования:

теоретико-педагогический анализ;

обсервационные методы (включенное и невключенное наблюдение);

диагностические методы ( профессионально-педагогические и этические беседы, диспуты и конференции);

праксиметрические методы (анализ деятельности студентов, педагогов, родителей);

прогностические методы (моделирование, программирование);

социопедагогические методы измерения уровней толерантной воспитанности студентов системы СПО.

Этапы исследования:

  1. Поисковый этап (2002-2003) включает осмысление основных теоретико-методологических ориентиров, структурирование диссертационного материала и прогнозирование ожидаемого педагогического результата.

  2. Организационно-экспериментальный этап (2003-2005) ориентирован на практическую реализацию эффективных форм воспитания социабельно-сти, толерантной культуры студентов конкретного учебного заведения системы СПО.

  3. Обобщающий этап (2005-2006) ориентирован на литературное оформление результатов проведенного исследования.

Экспериментальная база исследования. Основная работа осуществлялась на базе Владикавказского финансово-экономического колледжа, где внедрялись эффективные подходы к определению содержания, принципов, методов и организационных форм воспитания культуры толерантности студентов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретическими положениями, получившими развитие и обоснование в работах по педагогике и психологии, валидностью и надежностью полученных экспериментальных данных, использованием взаимодополняющих методик, сопоставлени-

11 ем данных, личным участием автора в экспериментальной работе. Репрезентативность конечных результатов определялась достоверной выборкой исследования: в эксперименте принимали участие преподаватели и студенты колледжа. Научная новизна исследования заключается в следующем:

разработаны и реализованы методические рекомендации по формированию культуры толерантности студентов системы СПО;

выявлены основные противоречия в формировании культуры толерантности у студентов системы СПО;

определен и экспериментально подтвержден комплекс педагогических условий эффективности воспитания культуры толерантности у студентов системы СПО;

обоснованы критерии и показатели уровней культуры толерантности в системе СПО.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

проанализирована и раскрыта сущность культуры толерантности студентов ССУЗа как необходимого условия формирования социабельности будущего специалиста;

разработана и обоснована модель процесса формирования культуры толерантности студентов;

выявлены основные факторы, вызывающие интолерантное поведение студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем исходные теоретические позиции и эмпирические выводы создают предпосылки для обеспечения эффективного развития толерантного сознания и поведения студентов системы среднего профессионального образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для оптимизации процесса воспитания толерантной культуры студентов в системе СПО необходима компетентно разработанная программа гуманистического развития личности будущего специалиста, базирующаяся на герон-

тотимических позициях.

  1. Для успешного формирования толерантной культуры в системе СПО должна активно функционировать общественно полезная деятельность, развивающая у каждого студента социабельность, то есть общительность, сопереживание, сострадание, взаимоуважение и самоотверженность.

  2. Для предупреждения нравственной индоктринации студентов систему СПО целесообразно ориентировать на педагогические средства борьбы с современной тенденцией всеобщей коммерциализации. В этом контексте вершиной толерантной культуры личности становится не прагматизм, а бескорыстная потребность помогать нуждающимся без учета расовой или конфессиональной принадлежности.

Апробация и внедрение полученных результатов. Теоретические и экспериментальные позиции диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе системы среднего профессионального образования г. Владикавказа, в работе дискуссионного клуба, работающего на базе Владикавказского финансово-экономического колледжа. Основные результаты исследования нашли отражение в выступлениях на итоговых научно-практических конференциях Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова, в научных статьях и тезисах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Воспитание толерантности студентов системы СПО как педагогическая проблема

Совершенствование системы профессионального образования Российской Федерации предусматривает организацию процесса всестороннего развития, в котором лидирующая роль принадлежит формированию гражданских качеств, нравственной надежности личности. Становление демократического государства определяет цель этической педагогики системы СПО: воспитание толерантной культуры будущих специалистов. Гражданская зрелость, выдержка, самообладание, терпимость к чужому мнению, ценностные ориентации, интерес к овладению знаниями, практическими навыками, умение ориентироваться в обществе, в учебном и трудовом коллективах - эти целеустановки делают современную воспитательную работу чрезвычайно значимой.

В последние годы актуализировались исследования проблем социабель-ности (общительности), где она выступает, с одной стороны, как элемент философии, с другой - как отношенческая категория, с третьей стороны - как культура толерантного (лояльного) сознания. В рамках идей лояльного сознания на особом месте стоит система отношений, которые могут быть терпимыми (толерантными) и нетерпимыми (интолерантными). Современная проблематика лояльности, терпимости, толерантности поддерживается интересом к развитию социабельности, сотрудничества, сотворчества, созидания, конвенциональной договоренности, ненасильственного взаимодействия на разных уровнях решаемых вопросов. Речь идет о чрезвычайной важности транспарентности (открытости).

В научном обиходе «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». В «Современном словаре иностранных слов» дается следующее определение толерантности: «Tolerantia (лат.) - терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие» (М., 1993. С.587). В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку терпимости: «Терпимость -... выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-то лучшего, снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, сноравливать» (М., 1995. С.701).

СИ. Ожегов приводит следующие уточнения: «Терпимость - терпимое отношение к кому-чему-нибудь»; «терпимый - такой, что можно терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру и т.п.» (М., 1980. С.824).

Обратимся к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение,... расположенность к другим, в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению» (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000. С. 158).

Таким образом, понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, культуры и традиций народов. Понятие «толерантность» рассматривается с различных научных точек зрения.

В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.

В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакций», то есть допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к приятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение, а политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, транспарентность, социабельность, стремление и способность к установлению и поддержанию лояльного общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность — трудное и редкое достижение, так как фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным при- знакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуго-вым и т.п.

Историография проблемы

Первые зачатки нравственного воспитания, ориентированного на толерантную культуру, наблюдаются на второй стадии развития первобытного общества в эпоху варварства. Это проявлялось в осмыслении исторических подвигов героев племени. Особенно остро вопросы нравственности, морали, толерантности стали возникать при появлении классового воспитания [99,11].

Интересны в этом отношении взгляды софистов. Обучая молодежь, они большое внимание уделяли умению убеждать и спорить, вести «диалог», т.е. беседу, полемику. Так, Протагор писал: «Для учения нужны и природные задатки, и упражнение; мы должны учиться с юности. Ни теория без практики, ни практика без теории не имеют значения. Образование не дает росток в душе, если не доходит до известной глубины» [31,22].

Сократ был философом, который в противоположность релятивизму софистов выдвинул учение об абсолютной истине и устойчивом характере норм толерантного поведения. В своем стремлении к нравственному совершенству, к идеалу Сократ учил, что высшей добродетелью являются знание и мудрость. Однако знание, по Сократу, — это самопознание, отыскивание абсолютных нравственных понятий, но не познание окружающей нас действительности. Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные направления для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских, божественных явлений и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к осмыслению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком» [140, 73]. В центре сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качеств человека.

Но что является этически оправданным, добродетельным? На этот вопрос Сократ отвечает так: добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Он связывает нравственность с разумом, что дает основание считать его этику рационалистической. Если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, утверждал Сократ, то никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, моральное знание — источник нравственного совершенства. Знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Сократ назвал три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание того, как обуздать страсть); 2) храбрость (знание того, как преодолевать опасности);

3) справедливость (знание того, как соблюдать законы божественные и человеческие). Таким образом, Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе государственной.

Интересны идеи нравственности ученика Сократа — Платона, которые он высказал в своем главном труде «Государство». «Каким будет воспитание?.. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое... И воспитание мусическое будет у нас предшествовать гимнастическому» [9, 151]. К мусическому воспитанию он относил довольно широкий по тому времени круг наук, задача которых заключалась в гармоническом развитии. В другом своем труде — в «Законах» — Платон указывает на важность семейного воспитания. И здесь для развития духовности особое место он отводил играм, сказкам, мифам, музыке. Воспитание, по Платону, «есть усвоение хороших привычек» [140, 96]. Иными словами, воспитание подразумевает целенаправленное формирование нравственных, толерантных качеств личности, развивающихся на основе гуманистического мировоззрения и проявляющихся в поведении человека.

Однако толерантность (терпимость) не является синонимом вседозволенности и всепрощения, поэтому Платон выводит свой парадокс терпимости: «Неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично терпимым к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены» [140, 99]. Следовательно, если человек вынужден находиться в ситуации долготерпения, то это приведет к отрицательным последствиям в первую очередь для него.

Аристотель, сын придворного врача Филиппа Македонского и воспитатель Александра Македонского, был в течение 20 лет учеником Платона. Он являлся величайшим ученым и философом Древней Греции, оставившим многочисленные сочинения в области теории познания, политики, этики, поэтики, физики. В трудах «Политика» и «Поэтика» он подчеркивал, что человек — существо общественное, поэтому необходимо социологическое обоснование воспитания. «Так как все государство в целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех граждан нужно тождественное воспитание и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы: то, что имеет в виду общий интерес, должно быть и делаемо... сообща... Можно одобрить лакедемонян: они прилагают очень большие заботы о воспитании детей, и оно носит у них общегосударственный характер » [140, 107].

Отсюда он выстраивает и свою систему духовно-нравственного воспитания. «В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное» [140, 107]. Аристотель указывает, что надо обучать необходимому, но предостерегает от узкого практицизма: «Вообще, искать повсюду лишь одной пользы менее приличествует людям высоких душевных качеств и свободнорожденным» [140,110]. И не менее интересно другое его высказывание: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед» [140, 107]. Аристотель обосновывал этические моменты воспитания: «Для воспитания... нужно пользоваться мелодиями этического характера и соответствующими им ладами... Существует две цели: возможное и пристойное; и каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно» [50, 698]. Как и Платон, Аристотель единство доброго и прекрасного объединял понятием «калокагатия», причем особое место отводилось музыке. «Из сказанного ясно, что музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» [50, 693]. Но: «Для воспитания следует обращаться к тем людям, которые более всего соответствуют этическим мелодиям...» [50, 696]. Результатом такого воздействия будет «катарсис» — очищение души.

Диагностика процесса воспитания толерантности студентов

Диагностика (от гр. diagnostikos: способный распознавать) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Таким образом, это установление диагноза, т.е. описание состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. На ее основе проверяется гипотеза о зависимости между различными характеристиками. Диагностика понимается двояко: 1) в широком смысле — сближается с измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся анализу, выступая как выявление и измерение его свойств; 2) в узком смысле (более распространенном) — измерение каких-либо свойств личности.

В диагностическом исследовании выделяются следующие этапы: 1) сбор данных; 2) переработка и интерпретация данных; 3) постановка диагноза.

При диагностике культуры толерантности в студенческой среде необходимо помнить о многоаспектности этого явления и выбрать для исследования те показатели, которые в наибольшей мере важны для оценки эффективности целенаправленной воспитательной работы.

Изучение эффективности форм и методов воспитательной работы предусматривает определение результатов, а также характеристику усилий педагогов-организаторов.

Анализ результатов воспитательной работы, органично связанный с самим процессом воспитания, в значительной мере является его составной частью. Воспитание преследует цель всестороннего развития личности и носит созидательный характер. Изучение же результатов, достигнутых в процессе воспитания, ориентировано на выявление и фиксацию продвижения к этой цели. Если воспитание формирует личность в целом, стимулируя развитие всех ее сторон, граней, качеств и черт, то изучение в силу практической необходимости организуется выделением наиболее существенных элементов. Изучение не может не охватывать полностью результаты воспитания, поскольку призвано помочь совершенствованию процесса всестороннего развития учащейся молодежи.

Результаты диагностики позволяют оценить такие стороны воспитания толерантной культуры учащейся молодежи, как: знание самого себя; критичность по отношению к себе; состояние «Я — идеального» и «Я — реального»; способность к эмпатии и др.

Воспитанность каждого молодого человека постоянно проявляется в повседневном поведении, в высказываниях, в отношении к окружающему. Поскольку культурность студентов представляет собой выражение результатов педагогического процесса, она позволяет судить об эффективности воспитания. Поэтому можно сделать вывод о том, что эффективность нравственного развития студентов характеризуется их культурностью, а оценки воспитанности выступают критериями эффективности педагогического процесса.

Таким образом, говоря, о воспитании культуры толерантности учащейся молодежи, необходимо отталкиваться от категории воспитания. Она включает собственно воспитание, т.е. воспитание в узком смысле слова, ориентированное на создание системы интерактивных организационных форм, без которых невозможна социализация личности и коллектива, а также обучение и образование. Воспитание в узком смысле определяется знаниями, умениями и навыками, которые помогают воспитанникам выступать полноправными членами современного общества. Результат обучения — обучаемость. Имеется в виду учебный, а также воспитательный процесс с его комплексом организационных форм просветительно-наставительного характера. Результат образования — образованность, эрудиция в разных областях культуры. Высокая степень воспитанности есть культурность, являющаяся основой интеллигентности. Нами используются «низкие» и «высокие» критерии общей воспитанности. К «низким» критериям относим цивилизованность, обучаемость, образованность. К «высоким» критериям причисляем воспитанность, культурность и интеллигентность.

Общая воспитанность является фундаментом для определения критериев культуры толерантности учащейся молодежи, поэтому оценка результатов опытно-экспериментальной работы во Владикавказском финансово-экономическом колледже осуществлялась в несколько этапов. Ведущим ориентиром для нас является следующая формула В.А. Сухомлинского: «Воспитание — это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка» [139, т.З, 9]. Она дополняется формулой духовного мира человека, объединяющей четыре компонента: интеллект, нравственность, художественный вкус и активную деятельность [139,т.1, 224]. Таким образом, непрерывное духовное общение педагога с учащейся молодежью невозможно без интеллектуально-нравственно-эстетического воспитания, развивающегося в условиях общественно полезной деятельности. Поэтому интерактивные организационные формы духовного развития личности, иногда неожиданные в системе среднего профессионального образования, являются для нас ведущими.

Объектом внимания являются студенты I-III курсов Владикавказского финансово-экономического колледжа. Процедура диагностирования состояла не только в обнаружении изменений, возникавших под воздействием нашего эксперимента, но и в анализе причин, вызывавших эти изменения. Учет результатов воспитания дает возможность педагогу видеть плоды своих усилий, обнаруживать упущения, недочеты и, следовательно, устранять их. Благодаря такому учету в центре внимания педагога оказываются не мероприятия, нередко носящие случайный характер, а реальное состояние всестороннего развития каждой юной личности, что имеет решающее значение для индивидуализации процесса воспитания, для научно обоснованного планирования творческой работы.

Динамика развития толерантной воспитанности студентов

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, в уважении другой точки зрения, в сдержанности к тому, что не разделяешь, в понимании традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижениям достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться с искажением научных данных или сведений, экспериментально доказанных. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь на собственных мировоззренческих позициях.

Резкие перемены в экономике и политике России значительно осложнили межэтнические и межконфессиональные отношения населяющих ее народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию региональных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят к конфликтам. В этой связи в работе с учащейся молодежью особое внимание педагогам необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций и конфессий.

При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межэтнические отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, межгосударственных и международных объединениях.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается молодыми людьми как среда, оказывающая на их жизнь реальное влияние [24, 52].

Воспитание ставит целью приобщать студентов к общечеловеческим достижениям и ценностям. При организации педагогического процесса необходимо исходить из объективных явлений, которые сегодня составляют сердцевину межэтнических и межконфессиональных отношений как на мировой арене, так и внутри любого студенческого коллектива. Глобализация предусматривает включение в учебные планы образовательных учреждений таких направлений педагогической деятельности, как формирование у современной молодежи интереса и уважения к культурам народов мира, понимания общемирового и специфического в этих культурах, внимания к глобальным, планетарным событиям, осознание их характера и последствий. Сегодня необходимо развитие системного подхода к изучению мировых процессов, признание равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления.

Необходимо особое внимание обратить на использование в процессе воспитания исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии нашего многонационального государства. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию народов.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимообогащения, повышении уровня межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизации межнациональных отношений.

Из всех средств, влияющих на формирование толерантной культуры студентов, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Она представляет собой совокупность воспитательного опыта и педагогических сведений, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх, игрушках. Народная педагогика предполагает исследование педагогической культуры масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в регионах до наших дней. Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения.

Развитие толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика совершенствования толерантности базируется на знании педагогов и родителей собственных воспитанников, особенностей того или иного коллектива, отношений между студентами и их проявлений в поведении. Следует исходить из того, что основа толерантности проявляется в формировании гуманных отношений между людьми независимо от их национальности и вероисповедания. Это возможно осуществить в учебное и внеаудиторское время через всю систему отношений в коллективе любого образовательного учреждения.

Для организации целенаправленного воспитания толерантности педагог целесообразно составить план работы с коллективом с учетом особенностей студентов и их семей. Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь воспитанников общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы студентов, учит их находить компромиссы при совместном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умение тактично, доброжелательно давать оценки, корректно высказывать мнение о действиях других людей.

Формирование социально значимых качеств личности, их развития происходит под воздействием различных факторов, среди которых одним из важнейших является групповое взаимодействие. Н.К. Крупская писала: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» [80, 205].

Коллективная творческая деятельность, общение способствуют формированию толерантности, если студенты при этом приобретают опыт гуманного, патриотического взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между воспитанниками, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность студентов.

Эффективность воспитательной работы учебного заведения системы СПО определяется в большей мере сформированностью культуры толерантности студентов, подготовленностью их к сознательному труду в выбранной профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня культуры толерантности студентов позволяет выявить меру соответствия личности студента запланированному результату и степень реализации целей и задач воспитательной работы учебного заведения.

Похожие диссертации на Воспитание толерантности студентов в системе среднего профессионального образования