Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Калачева Елена Михайловна

Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе
<
Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Калачева Елена Михайловна. Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Армавир, 2001 135 c. РГБ ОД, 61:01-13/1905-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Эстетические ценности как объект педагогического исследования 13

1.1. Понятие и сущность эстетических ценностей 13

1.2. Характеристика эстетических ценностей старшеклассника 30

1.3. Процесс воспитания эстетических ценностей старшеклассников 41

Выводы по первой главе 51

ГЛАВА 2. Основные направлений воспитания эстетических ценностей старшеклассников 53

2.1. Воспитание эстетических ценностей- в процессе обучения 53

2.2. Воспитание эстетических ценностей в творческой деятельности 76

2.3. Педагогическая поддержка индивидуального развития эстетических ценностей 86

Выводы по второй главе 105

Заключение 107

Библиография 112

Приложения 122

Введение к работе

Актуальность исследовании. Вступление нашей страны в 3-е тысячелетие ознаменовано существенными изменениями о'браза жизни людей. Человек оказался неподготовленным к противоречивому и постоянно изменяющемуся миру. Он все чаще переступает грань добра и злаэ целесообразного и нецелесообразного, прекрасного и безобразного. Поэтому все актуальней становится вопрос о жизненных ценностях человека, которые и определяют критерии указанных явлений. Это особенно важно для молодого поколения, истерзанного полюсами оценок и суждений. Школа же слабо готовит к жизни в этих условиях. Введение курсов жизнеобеспечения, самосохранения, физического и нравственного оздоровления нередко разрознены по замыслу, содержанию и слабо формируют фундаментальные жизненные позиции подрастающего поколения и духовные ценности человека: добро, истина, свобода, справедливость, красота. Последнее понятие, по своей сути, включает глобальные категории «можно», «нельзя», «необходимо». Их устойчивость характеризует систему духовных ценностей личности во все века и у всех народов и отражает конечную цель воспитания, обеспечивая единство сознания и поведения.

События последнего десятилетия привели к их крушению и школа оказалась обезоруженной перед рыночной идеологией и связанной с ней ИНОЙ культурой взаимодействия человека с собственнической моралью и эгоцентризмом (21; 32; 56; 61; 92; 156).

Прогрессивная педагогическая общественность России стала активно

\ сопротивляться этим явлениям, о чем свидетельствуют попытки ученых и

практиков определить содержание и направления нравственного воспитания

: в новых условиях. Одно из них связано с ориентацией еа национальную

' -щ. культуру. Этому направлению посвящены работы А.Г. Асмолова, B.C. Биб-

лера, Е.В. Бондаревской, Л.П. Буевой, В.П. Зинченжо, И.С. Кона и др.

Второе направление - это обращение к духовности человека и включение на этой основе молодого поколения в самопознание и совершенствование. В этом аспекте интерес представляет Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы и дети», который опубликовал и реали= зует программно-методический комплекс «Человек» (Мн., 1995)э где подробно рассматриваются три глобальные проблемы: человек и его природно-социальная сущность (индивид, мужчина, женщина, ребенок, взрослый, детство, юность, зрелость, старость), человек и его социальная сущность: тумані

низм, вера, личностный рост, жизненный путь, свобода, воля, право; человек и его творческая сущность: созидательная деятельность на основе законов эстетики. Согласно указанным программам, поддержка нравственных ценностей обеспечивает нравственную устойчивость личности.

Третье направление - создание социально-ориентированных технологий воспитания детей и молодежи, где имеются попытки использовать объединяющее начало нравственных концепций Запада, Востока и России. В 1996 г. в Москве и в центральных регионах России создан «Центр развития воспитательных систем», который возглавляет Институт молодежи РФ под руководством Э.Ш. Камалдиновой. Цель программы - воспитание социально-активной личности на основе реализации следующих принципов: системного подхода; развития самодеятельности и ответственности личности через дея-тельность; педагогизации социального пространства; единства и целостности воспитательного процесса.

Четвертое направление связано с воспитанием личности на основе ее адаптации к новым социальным ценностям и условиям. В Краснодарском

крае в этом плане в 1998 г. опубликована программа духовного оздоровления и воспитания гражданина. Создаются авторские программы воспитания в различных типах учебных заведений (Н.И.Еондарь, Н.Н. Верпимекая, АН Кочетов, Н.В.Подосинникова, Н.Е. Щуркова и др.).

Пятое направление - использование религиозных концепций воспитания. Уже имеются религиозные программы воспитания детей разного возраста, издается литература для детей по основам религии, практикуются беседы со священниками в школе, несмотря на официальное отделение школы от церкви.

Все эти разрозненные попытки создать эффективные педагогические системы синтеза эстетического и нравственного воспитания пока не дают должных результатов; растет число детских правонарушений и преступлений, обостряются конфликты между школой и семьей, между педагогами и воспитанниками, многие несовершеннолетние подвержены алкоголизму, наркомании и детской проституции. Нравственные устои молодого поколения формируются с большими трудностями и существенными пробелами. Главная причина - нет единых социальных ш индивидуальных ценностей жизни.

Если фундаментальность образования стала основным принципом раз-вития средней и высшей школы, то фундаментальность воспитания еще не вошла в научный и практический обиход. С точки зрения ученых, фундамен-тальность воспитания обеспечивается формированием ведущих (интегратив-ных) личностных качеств (А.И. Кочетов, А.В. Петровский) и воспитанием системы ценностей человека, в числе которых находятся и эстетические (56; 97; 115).

Если область общечеловеческих ценностей продолжает интенсивно исследоваться, то, касательно сферы эстетических ценностей, такие исследования практически не ведутся.

В той или иной мере разработаны философские аспекты эстетических ценностей. Оки тесно связаны с историей развития демократической мысли

России, отражены в трудах В.Г. Белинского (12), Н.С. Бердяева (14), Ф.М.
Достоевского (46), И.Э. Грабаря (38), М. Горького (32), Н.С. Гумилева

(4

0\ А 1\Л Ппнїгґ^вгк-п ҐЛ^і\

В советский период появились известные работы об искусстве, непосредственно выходящие на педагогику художественного мастерства, писательской деятельности, музыкального творчества (Н. Акимов, И. Андроников (6), М. Бахтин (10), В.А. Ильев (60), Ф. Искандер (61) и др. (70, 71, 85, 98,

104).

Связь педагогики с психологией в искусстве отражены в работах Л.С. Выготского (30), Д.Б. Кабалевского (63), В.А. Кваерина (64), И.С. Чернявской (165).

Основные теоретические работы в сфере эстетического воспитания -это книги Н.И. Киященко (70), А.И. Комарова (73), В.Н. Липского (95), А.Б. Щербо, Д.Н. Джола (163). Имеется ряд сборников по эстетической тематике (108, 168). Они связаны с общими проблемами эстетического воздействия искусства на личность и написаны в духе партийной идеологии прошедшего исторического периода.

В контексте нашего исследования есть лишь отдельные статьи, частично касающиеся школьной молодежи. Это работы Р.П. Шульги (162) и Т.Е. Шехтер (161), Л.И. Божович (20), Е.В. Бондаревской (21), К.В. Гавриловен

/\1\ ТС ТО ТТТ«„ГТП ЙЛЛ уЭ4.1, -LJ.D. ч it.rintin ^±ииу.

Возрастные аспекты эстетического воспитания частично рассматривались в работах Д.Б. Додон (44), И.В. Дубровиной (47), Т.В. Драгуновой, М.А. Верба (174), И.С. Кона (76), И.С. Чернявской, Е.В. Шевцова (151). Раскрыто содержание эстетического воспитания младших школьников (И.С. Чернявская), эстетического воспитания в школах шскус-ств (П.В. Халабузарь). Однако проблема эстетических ценностей в них не рассматривается. В пауке нет их четких характеристик и критериев.

Ближе всего к обозначенной нами проблеме находится исследование О.П. Котиковой (79), посвященное эстетическому воспитанию старшекласс-

ников. Однако в нем не рассматриваются процессуально вопросы воспитания эстетических ценностей как компонентов эстетического сознания и самосознания. Автор ограничивается учетом отдельных особенностей осуществления указанного воспитательного направления в аспекте старшего школьного возраста. Исследования Ю.П. Азарова, Т.С, Акимовой, Л.В. Байбороды, Е.В. Бондаревской, B.C. Грехнева, О.А. Казанского, Н.Д. Никаыдрова, Н.Е. Щур-ковой и др. выявили существенные различия во взглядах и установках на сущность понятия эстетических ценностей как ученых, так и практиков и способы их формирования. Особенно остро встает проблема эстетических ценностей в сфере творчества и образования, где закладываются основы человеческих ценностей.

Недостаточность научной разработки проблемы, ее особая важность для общества и личности, школьной практики и семейного воспитания в настоящее время определили тему исследования - «Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе», проблема которого заключается в определении внешних и внутренних факторов их воспитания в старшем школьном возрасте.

Решение проблемы составляет цель исследования^

Понятие и сущность эстетических ценностей

.С позиции философии, человек является социально-биологическим существом, непрерывно развивающимся во всех отношениях, но прежде всего как историко-культурный продукт общественного прогресса, В рамках такого подхода философия исследует человека как существо нравственно-эстетическое. Именно в этом аспекте рассматривается проблема эстетических ценностей.

Философская концепция ценностей человека с эстетических позиций складывалась уже с древних времен (Аристотель, Платон, Гегель). Идея единства нравственного и эстетического начал - ключевая в трактатах древних мыслителей. Для педагогической практики она всегда была основополагающей. Поэтому единство нравственного и эстетического начала проел сживается на протяжении всей истории развития науки и практики.

Эстетику в эпоху античности понимали как гармонию прекрасного, доброго, разумного и любви (Платон), как единство творчества и наслаждения (Аристотель). Классические сочинения греков и римлян ориентировали юношество на добро и при этом они «побуждали также одновременно к образованию вкуса, чувства прекрасного как в законах, так и нравах» (59, с.143).

Подобные идеи проповедовала и эпоха просвещения. К.М. Виланд писал, что просветительский провинциализм во многих странах не решает проблему связи эстетического и полезного, искусства и искусственности. Этого можно добиться введением формулы эстетизации, направленной на развитие «чувства нравственно-прекрасного», ориентации на идеал «великого целого», двигаясь в обучении к «идеалу красоты и добра, к мудрости и добродетели» (61,с.165).

Эта же мысль прослеживается в «Трактате об образовании» Шарля Роллена (Франция). Он подчеркивал, что наибольшей силой нравственного воздействия обладает искусство, которое связывает нравственное и эстетичен ское воспитание: «Хороший вкус от литературы передается даже общественным нравам и манере жить» (61, с.97).

В таком же направлении размышлял Шарль Монтескье в трактате «О духе законов», утверждая, что наибольшим потенциалом здоровой нравственности людей обладает музыка как часть искусства, ибо она из всех чувственных удовольствий менее всего способна повреждать нравы. Отсюда, понятие «эстетические ценности» непосредственно связано с понятием «нравственные ценности».

Эта взаимосвязь раскрыта также в теории искусства - учении о прекрасном в реальном мире и духовности человека. Последнее является основой существования прекрасного, поскольку концентрирует все существующие нравственные ценности, реализация которых в поведении и творческой деятельности человека обеспечивает их эстетические начала.

Другим источником рассматриваемого понятия является идея всестороннего развития человека, которая также имеет древние корни. Она была связана прежде всего с идеей единства нравственного, эстетического и умет-венного воспитания. Отсюда, в эпоху Просвещения на первый план выдвигается практицизм в науке и практике воспитания. И.Г. Зульцер (Германия) особо подчеркивал значимость эстетики и искусства для решения любых педагогических задач; «Для развития разума во всех народах созданы крупные заведения, расходуются большие средства, однако, бросается в глаза, что развитие нравственного чувства находится в полном пренебрежении. А это, естественно, приводит к тому, что даже талантливый в искусстве человек проявляет дурное поведение. Чтобы этого не допустить, надо сочетать «культуру красоты и культуру разума» (61, с Л 41-142).

Характеристика эстетических ценностей старшеклассника

Характеристика любого явления предполагает определение его свойств, типичных жх сочетаний, которые выражают его взаимодействие с другими явлениями при одновременной индивидуализации. Если требуемая характеристика касается личностных свойств, то их временные параметры обусловлены возрастом, в границах которого складываются предносылки развития или регресса. Активно действующие из них становятся факторами. В этом аспекте исследованиями отечественных и зарубежных авторов (Э, Дгоркгейм, И.С. Кон, Л.М. Лузина, П. Мевцер, Т. Парсонс, фок Ринтеден и др.) установлено,, что, независимо от возраста, ценности, в том числе и эстетические, многофункциональны э непосредственно включены в направленность ж поэтому становятся факторами личностного развития. В связи с этим их общая социальная характеристика заключается в следующем.

Ценности фиксируют значимость предметов, явлений и процессов ре-альноЙ действительности в целом для общества и для личности с точки зрения их соответствия социальным потребностям, личной необходимости, «нравственным и эстетическим императивам» (158, с.442).

Они выступают в качестве нормативно-нравственных регуляторов общественной жизни и поведения людей. Нормативная функция ценностей в педагогической деятельности является ведущей.

Ценности «обеспечивают фундаментальные нормы» существования общества или человека как целостности (158, с.443).

Они отражают реальное взаимодействие общества и человека, человека и его деятельности, коллектива и личности, педагога и воспитанника.

Отсюда вытекает проблема совмещения ценностей в детской и педагогической среде, ценностей поколений. Значимость поступков, действий, поведения с позиции эстетических и нравственных ценностей составляет смысл педагогического труда. Ценности добра и зла в морали дополняются ценностями эстетическими: красиво - безобразно, гармонично - дисгармонично и т.д. Морально или эстетически направленное требование педагога и есть сущностное выражение педагогических воздействий. Последние - это стремление учителя поднять воспитанника до уровня эталона, образца, идеала.

Каждому школьнику присуща своя шкала ценностей, свой комплекс и своя иерархия ценностных ориентации. Поэтому воспитание ценностей эстетического и морального плана - это прежде всего индивидуальная работа с учащимися, построенная на постоянной и всесторонней диагностике. Однако ценности становятся факторами развития тогда, когда складываются для этого определенные возрастные предпосылки. Сеезитивным в этом плане выступает старший школьный возраст.

В этот период заканчивается основной кризис предшествующего развития. Освобождение воспитанника от зависимости, образа жизни в качестве управляемого и опекаемого завершается потребностью в самостоятельном способе существования. Определяется независимость ценностей индивида от ценностей других, прежде всего от ценностей взрослых. Наблюдается интро-вертивность, уход одновременно в свое социальное и индивидуальное «Я», «обращение во внутрь» (76, с.34), Вот почему ученые едины во мнении о главной возрастной черте старшеклассника: познании внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей (157, с.34). Определяющая роль этой возрастной черты вытекает из сущности самого явления и понятия культуры как «совокупности духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики» (159, с. 196). Поэтому в старшем школьном возрасте индивид самостоятельно соотносит свои сущностные силы с теми или иными ценностями, в зависимости от сложившегося жизненного опыта и социальных перспектив.

Воспитание эстетических ценностей- в процессе обучения

Современная дидактика рассматривает воспитание личности как ведущую роль обучения (М.А, Данилов, Б.П. Есипов, Ю.К. Бабанский, В.М. Коротав и др.). Его конкретное содержание направлено на раскрытие социально активной, деятельностно-творческой стороны личности, что, в свою очередь, обеспечивает способность преобразовывать мир в себя (Ю.П. Азаров, B.C. Библер, В.П.Вахтеров, П.И.Пидкасистый, М.А.Портнов, Г.И. Щукина и др.).

Одновременно учебная деятельность школьника развивает во взаимо= связи его интеллект, сознание и самосознание, всю систему отношения к окружающему миру (38).

Эти личностные характеристики соответствуют таким компонентам деятельности, как когнитивный, исполнительский и интимно-индивидуальный (Б.М. Гордон, В.П, Зинченко). Интимно-индивидуальные -это потребности, мотивы, смыслы, цели, ценностные ориентации и установ» ки, эмоционально окрашенные, а значит и эстетически выраженные акты (действия). Указанными выше исследователями установлено, что чем опта-мальней организация деятельности и чем больше она наполнена эстетическим содержанием, тем больше ее удельный вес и значительней роль интимно-индивидуальных компонентов. Они начинают трансформировать и подчинять себе другие компоненты, направлять поведение и деятельность, определять общую и познавательную активность школьника. Более того, по мнению Б.М. Неменского, активность без эмоционально-ценностного включения невозможна. Причем оно всегда своеобразно. Это своеобразие зависит от конкретной роли эстетической деятельности в жизни данного человека (ПО, с.49).

Для подростка таковой определяющей его жизненные устремления и достижения выступает учебная деятельность, Как показал анализ различных исследований (Л.И. Божович, В.И. Секун, И.Г. Сенин, Л.Н. Роина и др.), она является терминальной ценностью для школьника. Это обусловлено тем, что учебная деятельность имеет следующие преимущества перед другими:

а) формирование личности в ней находит свое психологическое выражение прежде всего в развитии мотивационной и когнитивной сфер;

б) формирование личности как педагогический результат обеспечивает ориентацию на социальные ценности, аккумулирующиеся в идеале человека, образце поведения и способе самосовершенствования;

в) с учетом социально-экономических реалий учебная деятельность ориентирует на будущие достижения в профессиональной сфере .(социальный статус, матерналыное положение, деловые продуктивные контакты, не зависимость от других);

г) с позиции креативности она представляет собой систему целесообразных воздействий на школьника в интересах развития его способностей общих, творческих, специальных, к нововведениям; эстетических умений и духовных увлечений.

Такое влияние учебной деятельности осуществляется посредством активизации эстетических начал в содержании изучаемых предметов и в способе взаимодействия ученика с педагогом. Последнее имеет немаловажное значение. По мнению И. И. Циркуы, уровень нравственно-эстетического потенциала воспитанника прямо связан с направленностью педагогической деятельности, которую осуществляет учитель: информационной, интерпретирующей трактование известного, созданием новой информации - модернизацией идей (обновление информации, критический ее пересмотр, поддержка идей, подчеркивание сильных сторон новой идеи) (164, с. 23). Такая направленность обеспечивает связь учебной деятельности школьника с развитием его когнитивной и мотивационной сфер.

Похожие диссертации на Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в целостном педагогическом процессе