Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи ЧЕЛИК ИСМАИЛ

Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи
<
Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ЧЕЛИК ИСМАИЛ . Воспитательный потенциал ислама в формировании толерантного отношения современной молодежи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / ЧЕЛИК ИСМАИЛ ;[Место защиты: Академия образования Таджикистана].- Душанбе, 2015.- 157 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико- методологические основы исследования воспитательного потенциала ислама в формировании толерантного отношения современной молодёжи

1.1 Теоретические основы сущности воспитательного потенциала ислама

1.2. Исторические предпосылки разработки воспитательного потенциала ислама

1.3. Основные идеи обучения и воспитания в исламе

ГЛАВА II. Сущность и основные принципы обучения и воспитания в Исламе

2.1. Принципы обучения и воспитания в исламе

2.2. Источники исламского обучения и воспитания

ГЛАВА III. Общая структура воспитания в Исламе

3.1. Проблемы структурализаци исламского воспитания

3.2. Традиционный порядок и некоторые особенности исламского воспитания

3.3. Воздействие культуры на воспитание в исламе

3.4. Реализация воспитательного потенциала ислама в толерантном отношения современной молодёжи к миру

Заключение

Библиография

Исторические предпосылки разработки воспитательного потенциала ислама

Следует, однако, отметить, что этот вопрос, т.е. разработка и исследование педагогики ислама по сравнению с республиками Центральной Азии, в России были поставлены гораздо шире.

Только после приобретения самостоятельности в Республике Таджикистан были сделаны первые шаги по изучению и обобщению проблем образования в исламе. Сейчас в Республике Таджикистан образованы и действуют 258 соборных мечетей, 19 медресе, 1 государственный исламский университет, научно-исследовательские центры по исламоведению и т.д.

Опыт последних лет в Республике Таджикистан и других государств показывает, что, чем оставлять без внимания и тем самым допускать самодеятельность религиозных организаций, правильно будет, если направить деятельность религиозных организаций в нужном для всей республики полезном направлении. Именно с этой точки зрения сейчас в Республике Таджикистан особое внимание уделяется вопросу подготовки и воспитания кадров для исламской системы образования. В настоящее время страна остро нуждается в высокообразованных кадрах в сфере исламского образования. Именно поэтому сейчас вопрос подготовки кадров для системы исламского образования стоит в центре внимания культурной политики Правительства Республики Таджикистан.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» говорится: «Задача обучения и воспитания, как составная часть образования, в современных условиях демократического, правового и светского государства состоит в том, чтобы подготовить всесторонне развитых высокообразованных, творчески развитых граждан, имеющих глубокие знания, способности и профессиональные навыки, отвечающих требованиям идей миролюбия, гуманизма, социальной справедливости и соблюдающих общечеловеческие законы и нравы» [144.-C.25].

Не секрет, что сегодня исламское образование своим содержанием направлено не только на обеспечение нравственных требований населения, но и на обеспечение безопасности государства и является одним из факторов спокойствия современного общества. О том, что ислам не имеет никакого отношения к терроризму Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон заявлял в своей речи на заседании исламской конференции в городе Мекка Саудовской Аравии.

Это выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон было поддержано и дополнено со стороны руководств многих исламских государств. Президент Таджикистана обращает особое внимание вопросам религии. Он предложил направить силу религии на решение важнейших задач общества и политики государства. Политика Республики Таджикистан направлена на защиту и сохранение религиозных ценностей, на развитие многообразия точек зрения в понимании сути и значения светского государства. Трезвое построение отношения к религии и религиозной культуре в современном обществе является одной из важнейших задач любого здравомыслящего руководителя государства.

С учетом изложенного мы считали своим долгом на основе новых точек зрения в этом исследовании рассказать о новой исламской педагогике и подчеркнуть необходимость изучения исламской педагогики. C.452]. С точки зрения аналитических функций, основная задача педагогики заключается в анализе, объяснении и прогностике, развитии системы воспитания и разработке новых конструктивных технологий обучения (содержание, вид, метод, средства обучения и воспитания) и инновационной деятельности.

В связи с этим следует напомнить, что всякая система, в том числе обучения и воспитания, тесно связана с двумя параметрами – разработка и 14 развитие, которые дополняют и совершенствуют друг друга. Так происходит единство педагогических функций, что обеспечивает управление развитием системы обучения и воспитания.

Педагогика, как специально сформированная система, развивается в соответствии с требованиями времени, на основе установленного порядка в интеграции воспитателей и воспитуемых с целью достижения определённых изменений в формировании личности – воспитуемых.

Сегодня в педагогике происходят колоссальные изменения, педагогика окончательно становится специальной научной системой. В соответствии с новым определением педагогика является многосторонней наукой и тесно связана со многими другими отраслевыми науками. Она охватывает следующих научных дисциплины:

Общая педагогика – изучает вопросы, способы и методы обучения и воспитания, свойственные всем возрастным группам и учебно-воспитательным учреждениям, и охватывает основные закономерности обучения и воспитания.

Пенитенциарная педагогика – педагогика учреждений трудовых реформ – изучает вопросы воспитания и перевоспитания нарушителей закона.

Превентивная педагогика – изучает способы и методы обучения и воспитания юношей и молодежи, имеющих социальные трудности.

Возрастная педагогика – изучает способы и методы обучения и воспитания детей различных возрастных групп.

Специальная педагогика – изучает вопросы обучения и воспитания физически и психически отсталых детей.

Следует назвать также и такие отраслевые виды педагогики, как дошкольная и школьная педагогика, профессиональная педагогика, производственная педагогика, военная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика и т.д. Существует также и религиозная (кастовая, сектовая) педагогика.

Основные идеи обучения и воспитания в исламе

Пророк ислама Мухаммед по этому поводу говорил: «Если люди приближаются к добру, знай, что они приближаются к своему уму, значит, они хотят четвертого» .

«Кроме тех, кто верит в Аллаха и Пророка и соблюдает все предписания шариата ислама, все остальные являются неумными – глупцами».

«Тот человек похож на Бога, ум которого как в словесном, так и в практическом применении воспроизводит Его имя. Вес в этом мире оценивается по результатам. Обычно в этих случаях говорят: «Наука хороша и ученый тот, кто боится Бога…».(18, с. 59)

Ум в исламском обучении и воспитания играет большую роль и занимает важное и основное место. Ислам предлагает познать религию с позиции ума, а не с позиции подражания и рассказов других, подчиниться предписаниям шариата и все это должно осуществиться на основе твёрдого убеждения, веры и преданности Богу. Только в этом случае можно будет достичь истинного назначения ума и действовать по его указанию. Только тогда указание ума может считаться законом, порядком, правилом, нормой в организации обучения и воспитания.

В случае игнорирования этих норм, мир может вовлечься в ненужные междоусобицы и вражду между различными последователями религии.

Согласно Корану, каждый муъмин – обладатель имана, будучи в путешествии, обязан учить свою религию, и вернувшись из поездки, объяснить своему народу ценности исламской религии и тем самым учить людей воздержаться от дурных намерений.

Человек стремится изучать науку не только ради объяснения справедливости шариата ислама. Он изучает науку и ради нахождения ответа на важнейшие вопросы дня и решение необходимых проблем общества, одной из которых и является проблема обучения и воспитания. Именно такое широкое понимание ичтиход (стремления к изучению наук) и составляет главную цель религии ислама.

Иджмоъ (Согласие) - это совокупность точек зрений учёных и теоретиков по обучению и воспитанию, хотя по этому вопросу в книгах и традициях конкретные и ясные предписания отсутствуют. Эта воспитательная доктрина, возможно, происходит в результате исследований учёных, которая опирается на статистические данные и опыт и, возможно, является результатом их понимания ислама в учебно-воспитательном процессе. Поэтому по возможным трудностям обучения и воспитания мы не можем найти точного и правильного ответа ни в одной книге и традициях. В таких случаях только согласие учёных–исследователей может решать возникшие трудности, и на основе принятого ими согласованного «документа» можно будет осуществить учебно-воспитательный процесс. По мнению уламо – ученых ислама, согласие - это отнюдь не согласие массы или «желание большинства» и даже не «союз уммата – последователей - сподвижников», который имеет место среди последователей суннизма, а специальный документ, который принимается, как доказательства законности и целенаправленности, с точки зрения шариата и фикх.

По этому поводу Сайид Мухаммед Бакир Сабир говорит: «Однако документ, принятий путём согласия, не будет считаться равным предписаниям Корана и традиций. Его в некоторых случаях можно принять, как доказательства традиций (суннат). Поэтому главными источниками по выдаче распоряжений остаются Коран и традиция (сунна)». Первый документ

Ученые ислама первым документом обучения и воспитания считают суру «Алак». В этой суре большое внимание уделено воспитанию и обучению, что обучение и воспитание являются качествами Бога.

По мнению большинства комментаторов Корана пять аятов этой суры являются первыми аятами, которые были ниспосланы Богом своему Пророку Мухаммеду в ночь на семнадцатое месяца Рамадана в пацере Хиро, когда он был занят богослужением и был поглощен мыслями о Боге. Вдруг он улышал голос, приказывающий ему: «Икра – Читай!». Мухаммед отвечал: «Я не могу читать». Голос повторяет: «Читай!» Мухаммед повторяет свой ответ: «Я не могу читать». Голос в третий раз говорит: «Читай во имя своего Бога, который сотворил весь мир! Твой Бог важнее важных». Когда голос прекратился Мухаммед почувствовал, что он может читать и он говорит: «Я вижу, что могу читать» [105.-С.250]. Поэтому божье откровение начинается обычным приказом «Читай!» и этот приказ Бога был дан Пророку Мухаммеду, который был безграмотным и не мог читать. Но приказ Бога дал ему силу и способности читать. Если учесть, что в те годы, согласно сообщению Хумой со ссылкой на Балозари, в книге «Футух-ул-Булдон», в племени Курайш могли читать и писать всего лишь 17 человек, и среди них обучение еще не было достаточно развито, то значение этого приказа божьего становится ясным и убедительным. По данному вопросу Али ибн Абу Талиб говорит: «Бог воодушевил Мухаммеда, и среди арабов никто не мог читать книгу и не претендовал на пророчество, Мухаммед направил народ по той дороге, по которой следовало, и посадил там, где нужно было, и направил его на праведный путь с тем, чтобы их деяния упрочились и их общества развивалось». [3.-С.45]

Имам Али Ибн Абу Толиб хочет сказать, что в то время все были безграмотными и никто не мог ни читать и ни писать, никто не ощущал на себе никакой ответственности. В такой обстановке Бог воодушевлял Мухаммеда на чтение и письмуо и обеспечил его своими откровениями, для того, чтобы он направил людей по правильному пути и люди приобрели свои человеческие качества, мир и поко и установили добрый порядок.

Источники исламского обучения и воспитания

Здесь необходимо указать на то, что некоторые исследователи, как недостаток отмечают ограниченность научных кругов и университетов, но большинство придерживаются такого мнения, что все это если нечувствительно то, во всяком случае, и не безобразно.

Приведём один пример. Несколько лет назад в Америке вышла из печати книга Дж.М. Стефензи под названием «Процесс обучения при психологическом эксперименте» [157.-С.92]. В этой книге автор рассматривает работы различных учёных, опубликованные за последние 35 лет по психологическим аспектам обучения. По его утверждению, этой проблемой в Америке занимаются сотни исследователей и достигнуты немалые успехи. Например, только по телевизионному обучению он ссылается на выводы 399 исследователей, по размерам классов - 281 автора и т.п. Как явствует из книги Дж.М. Стефензи, в ней рассмотрены следующие факторы:

Занятия (присутствие или неприсутствие студентов) и т.д. По исследованию того же автора, между названными факторами отсутствовала прочная связь, отсюда достижения в учебном процессе также были ничтожными. Но не следует отчаиваться. Возможно, наступит время, когда и в этой области правда времени возьмёт верх. Но для этого надо иметь твёрдую волю, любовь и преданность избранному пути – обучению и воспитанию, поиску и новаторству – освоению мирового достижения науки и техники и совершенствованию методов обучения. Следует помнить, что каждый школьник обладает богатым внутренним миром, и он с большой верой и надеждой приходит в школу, будучи уверенным в том, что здесь он с помощью учителя осуществит свою давнюю мечту. Надо так поставить обучение и воспитание в школе, чтобы детские мечты школьников осуществились. Подарки детям.

Первым и наиболее важным подарком для детей является воспитание их в духе божьих законов, соблюдать молитвы и быть благонравными и добрыми. Всё это, по законам божьим, называется «нур» («свет»). В Коране по этому поводу записано:«Именно поэтому герой нашего рассказа, Абуласвад, для решения своих проблем идёт не к Зияду ибн Абуабия – наместнику Куфы, ибо он, по сообщению Джирджи Зейдан, не был из числа тех, кто был от души предан Богу, а Али ибн Абу Талибу и тем самым показывает свою искреннюю преданность Богу и его Пророку.

91 После смерти Али ибн Абу Талиба Муовия неоднократно пытается подкупить Абуласвада, посылая ему различные подарки – халву, мёд, но Абуласвад был верен Богу и его Пророку, его учениям. Однажды он, обращаясь к пять или шестилетней дочери, которая пыталась усладить свой маленький ротик, сказал: «Дочка, знай! Муовия присылая эту халву нам хочет лишить нас величайшей сладости - амира всех муъминов Али ибн Абу Талиба» [36.-С.248].

Именно вера в Аллаха и его Пророка, соблюдение всех божественных правил для мусульман является главной обязанностью и в то же время величайшим божьим подарком. В претворении этих заветов школа играет главную роль. В соответствии с божьим советом в исламских школах детей обучают честности и правде. По мнению сторонников ислама, ученики должны постоянно изучать рекомендации Пророка ислама и строить свою жизнь на их основе. Согласно учению ислама, люди делятся на три группы: 1) ищущие истину, которые достигают берега спасения; 2) искатели, идущие медленно, но на спасение которых можно надеяться; 3) грешники (виновники), которые из-за своей неграмотности и злоупотреблений горят в огне ада.

На основе этих трех категорий людей в расшифровке жизненных путей человека в исламском учении сказано: «Правая и левая дороги ведут к заблуждению, ошибкам. Настоящая дорога - это средняя дорога – золотая середина. Её называют сиротул-мустаким (прямой мост). Именно этот путь ведёт человека к бессмертию. Возможно этот путь, по словам Гафиза, есть тот самый иксир, который может превратить пыль (прах) человека в золотое божественное совершенство и поднимет его на такую ступень, откуда он, как свеча, со смехом и радостью покинет мир земной [20.-С.112].

Прежде всего, возникает вопрос: «Разве культура обладает такой силой, посредством которой можно было бы построить великое здание обучения и воспитания? И каковы его преимущества и организационных элементов?»

Исследователи исламской педагогики уверены в том, что культура обладает такой силой и преимуществом и на её основе можно будет воздвигнуть здание с начала возникновения ислама и до настоящего времени.

Культура, возникшая в глинобитной комнатушке Мухаммеда и, продолжающаяся до сегодняшнего дня, под влиянием культуры ислама с каждым годом привлекает к себе все большее внимание людей и потому он, как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики, стремится к тому, чтобы построить на земле общество справедливости и толерантности.

Благородство и высочайшая нравственность человека, его свобода и в то же время ответственность перед Богом, жизнь по священным книгам и традициям, использование наук и передового опыта человечества и стремление к их дальнейшему развитию, запрет всякого рода гнета, и властолюбия и политическая экономическая, социальная и культурная справедливость – все вместе обеспечивают единство нации [35.-С.6].

Традиционный порядок и некоторые особенности исламского воспитания

Настолько, чтобы сами непосредственно могли обработать информацию, полученную и разных источников и прийти к новым выводам. Развитие силы мышления в человеке, в итоге превратит его в прилежного человека. Когда появится новая задача, чтобы он смог правильно применить метод и получить результат.

В религиозных текстах обучение упоминается вместе с мышлением. Так как обучение без мышления бесполезно, также и «мышление без обучения невозможно». Потому что основным источником мышления является обработка информации в уме, а обучение состоит из усвоения информации. Изучение таких наук как вера в господа, его ангелов, его книги и его пророка и в судный день, считается преддверием истинной веры и является обязательным. Однако есть и другие науки, от изучения которых зависят исследования целей шариата ислама, и ни одна из наук не является исключением из этого правила.

Поиски на пути обучения с точки зрения ислама, сами по себе, являются преддверием более точного изучения мышления, что в нашем религиозном контексте имеет более высокую степень и градацию. Мышление, как было указано, в отличие от обучения является активным умственным процессом человека, в ходе которого обрабатывается имеющая предварительная информация и выступает началом конечного результата.

Ум является такой силой человека, одной из важнейших проявлений которой считается провозглашение имени Господа, то есть различение правильного и неправильного среди имеющейся в уме информации и понятий. Ум тогда соответствует своему названию, когда выполняет функцию сита, то есть отсеивает все лучшее из поступающей информации. Исламское воспитание и образование начинается с укрепления основ знания и мышления в человеке и развивается дальше. Вслед за этим первым шагом, необходимо предпринять другие важные шаги для достижения высшей идеи религиозного воспитания и образования, то есть воспитания совершенного человека, о чем мы поговорим далее. С точки зрения Мутаххари второй основной шаг в исламском образовании состоит в воспитании скрытых способностей человека. Один из приоритетов исламской антропологии гласит, что, сущность человека не состоит из плохого и хорошего и Господь в суть каждого человека до его рождения закладывает определенное поведение и убеждения. Хотя, такое учение, заложено в каждом человеке, тем не менее, люди различаются и во многих случаях, перевод потенциальных сил человека в действительные требует особого воспитания и обучения.

Мутаххари убежден, что воспитание толерантности не является только развитием существующих способностей человека. Если человек и изучает что-либо извне, то это нужно только для добавления информации и учений к своей врожденной сущности и таким образом получения большей силы и быстрому шествию по пути совершенства. Такое утверждение, что человек априори наделен рядом врожденных знаний, также имеет сторонников и среди западных философов. Среди них известный немецкий философ Иммануил Кант считает, что человек независимо знаком с различными этическими учениями и их доказательствами и прежде чем кто-то извне станет говорить ему о моральных обязанностях, он уже знает свои обязанности. Он серьезно считает, что получение положительных нравственных правил из опыта может направлять только моральное действие.

То, что Господь вложил в человека в качестве врожденных убеждений, является в высшей степени позитивным, и чтобы достичь совершенства он не нуждается ни в чем, кроме развития своих врожденных способностей.

Ученый из этих слов делает вывод, что воспитательная система ислама, в значительной степени формируется из взглядов и теорий. Любая система обучения не совпадающая с внутренней природой и голосом совести никогда не достигнет успеха, если даже насаждать ее насильно.

Третье: Другим элементом обучения и воспитания в исламе является то, что в результате правильного обучения нравственные добродетели и 126 психические навыки проявляются в человеке и его душа привыкает к ним. Многие из великих теоретиков педагогики Запада считают, что привычка в принципе является негативным аспектом. Например, в книге «Эмиль» Руссо говорит: «Эмиль должен привыкнуть ни к чему не привыкать». Кант считает: «Насколько меньше у человека привычек, настолько возрастает его независимость и свобода». Мутаххари говорит: «Они считают: так как привычка ослабляет волю, то человек не может выступить против своих психических и физических слабостей. Следовательно, привычка в данном контексте имеет негативный аспект. Поэтому, они вопреки определению, что воспитание формирует привычки, говорят, что воспитание искореняет привычки». Ученый убежден, что делать общий вывод, что привычка всегда имеет негативный аспект, не очень правильно. Так как привычка делится на две части: настоящая и пассивная.

Настоящей привычкой является то, что человек не находится под влиянием внешнего фактора, а в результате повторов и занятий лучше выполняет какое-либо действие. Например, нельзя сразу научиться писать, постепенно, в результате упражнений вырабатывается навык писать. Многие такие психические навыки как отвага и смелость также считаются настоящими привычками. Ученый убежден, что замечания Канта и Руссо не относятся к настоящим привычкам, так как «во-первых, они не ведут к тому, что это входит в характер человека, а значит только то, что пока у человека не выработается привычка к какой-либо работе ему трудно ее выполнять. Во-вторых, польза привычки, на что постоянно указывают ученые области этики, состоит в том, что трудные для человека действия после выработки привычки становятся легкими».

Ученый относит тот вид привычки, влияние которой на человека приводит к ослаблению его ума и воли к пассивным привычкам. Пассивная привычка - это когда человек совершает какое-либо действие под влиянием внешнего фактора. Затем, человек часто становится зависим от своих вредных привычек.