Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения РАШИДОВ ТАХИР

Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
<
Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

РАШИДОВ ТАХИР . Значение изучения науки в Коране и её ценность в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / РАШИДОВ ТАХИР ;[Место защиты: Академия образования Таджикистана].- Душанбе, 2015.- 171 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теория исламского образования и воспитания

1.1. Из истории изучения науки в исламских образовательных учреждениях 13-32

1.2. Идеи науки и образования в Коране и исламском вероучении 32-57

1.3 . Нравственные ценности, традиции и обряды ислама 57-77

Выводы по 1 главе 78-80

Глава II. Исламское вероучение о значении науки

2.1 Коран о роли науки и образования в формировании личности 81-105

2.2. Проблемы изучения науки и воспитания в Коране 105-129

2.3. Место религии ислама в структуре нравственных основ таджикской семьи 130 - 144

Выводы по 2 главе

Заключение 150-157

Приложение 158 - 160

Список использованной литературы

Идеи науки и образования в Коране и исламском вероучении

Ислам - это религия воспитания и образования, основной целью которой является «воспитать и вырастить полноценного человека», обладающего твёрдой верой, высокими нравственными качествами, аналитическим мышлением и всесторонне образованного, человека, обладающего полномочиями на улучшение мирового благоустройства и достойного считаться наместником Бога на земле.

Поэтому аяты и сказания, стимулирующие науку и её изучение и оберегающие учёных и мыслителей, имеют место в исламе в таком огромном количестве, чего нет ни в одной другой религии. Слово «наука» упоминается в Коране 592, а синоним этого слова 2571 раз; многократное повторение этих слов свидетельствует о расположении науки в центре внимания. Коран начинается с повеления о чтении, которое является основой науки и образования. Так, первым словом, ниспосланным Богом Пророку ислама, был повелительный глагол «икра», что в переводе означает «читай», и с первых дней мусульманам, после принятия веры, повелевалось получение образования. Таким образом, миссия пророка началась с указания «читай» и данный аят изъявляет эту мысль, что в религии первостепенное значение придаётся именно обучению и познанию наук. Коран, указывая на различие положения учёных и глупцов, изъявляет, что никогда те, кто знает (учёные), не являются равными с теми, кто не знает (глупыми). «Разве те, которые ведают и те которые не ведают одинаковы?».

Другим свидетельством этого является то, что в начале многих сур Корана выставлены отдельные буквы и, в том числе, сура «Бакара» начинается аятом с буквами «Алиф. Лам. Мим».

Толкователи высказали очень много мнений об упомянутых буквах и некоторые из них объявили эти буквы символом и нераскрывающейся загадкой. Но от возникновения упоминания этих букв явствует, что это своего вида предупреждение безграмотным людям, изречённое чрезвычайно тонким кораническим выражением с той целью, чтобы те не выдвигали свою безграмотность в качестве причины, изучали алфавит буква за буквой и произнося «Алиф. Лам. Мим» занимались чтением божественной книги.

В Коране имеют место десятки аятов, подчёркивающие необходимость грамотности и высокое положение науки и образования. Исламское общество с первых дней своего основания обращало особое внимание и проявляло особую заботу делу образования и воспитания, любыми средствами агитировало людей к чтению и грамоте. Ислам - первое вероучение, которое призывало своих последователей к ликвидации безграмотности и в осуществлении этого дела использовало каждый момент. Пророк Мухаммед во втором году хиджри, в ходе сражения под Бадром, приказал освободить любого попавшего в плен безбожника взамен фидя (кровного воздаяния), если тот обладает грамотностью и обучит 10 мусульманских детей грамоте.

В начале появления ислама среди курейшитов было всего лишь 17 грамотных людей, но благодаря всесторонним усилиям мусульман за короткое время их число в мусульманском обществе увеличилось до нескольких тысяч. Изучение наук и обучение их другим людям приравнено в исламе к поклонению Богу и, подобно соблюдению поста и совершению молитвы, являются для каждого мусульманина неоспоримой обязанностью. В этой связи Пророк ислама изрёк следующее: «Талаб-ул-илми фаризатун ала кулли муслимин ва муслиматин» («Изучение науки является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки»). С целью придания особого положения науке и образованию Пророк ислама считает «Крылья ангелов - подстилками под пятами обучающихся науке и чернила учёных предпочтительнее крови мучеников на пути к Аллаху».

Наука и образование обладают в исламе особой святостью, и это не частное дело и не связано с желаниями и стремлениями людей, а являются одним из абсолютных и необходимых божественных указаний. Поэтому с первых дней для всех мусульман было обязательным относиться бережно и с уважением к науке и учёным, преподавателям и ученикам и ко всем учебным пособиям, и малейшее проявление пренебрежения к ним считалось большим грехом. В старые времена в Самарканде благочестивые и богобоязненные личности не проходили мимо приспособлений для выроботки бумаги, не совершив омовения, считая подобное действие уважительным отношением к бумаге. В последние века, когда порядочность и уважение к науке и её познавателям пришли в упадок, учёные Бухары, чтобы предотвратить это отрицательное явление, единогласно постановили считать каждого, кто в шутку выскажет что-либо неподобающее в адрес познавателя науки, виновником в совершении большого греха, а высказавшего подобное серьёзным образом неверным.

Первостепенной основой воспитания и образования в исламе является идея существования связи между земным и потусторонним миром. По концепции ислама жизнь в этом мире - пролог для будущей жизни, а счастье в будущей жизни зависит от правильных деяний в мирской жизни. Поэтому порядок и содержание воспитания и образования в исламе сформированы на этой основе, и интересы мирской и потусторонней жизни в ней находятся в неразделимой связи, и этим свойством исламское воспитание и образование отличается своими особенностями.

Исламское образование и воспитание является самым демократичным способом воспитания и образования в мире. В нём нет никаких препятствий и абсолютных ограничений: ни в последовательности вере, ни в финансах, ни в возрасте, ни в племенной, кровной и расовой принадлежности к определённым слоям, оно не устанавливает никаких препятствий в связи с различием способности и таланта, каких - либо программных и стилистических препятствий.

Нравственные ценности, традиции и обряды ислама

По мнению Ибн Халдуна, все эти три аспекта познаний происходят в результате сотрудничества человека с действительностью. Человек старается придать блеск своему творению, развить и совершенствовать его. Таким образом, познание есть деятельность, а не воспитание. Ибо человечество находится в постоянном развитии и совершенствовании и только благодаря опыту, эксперименту, оно добивается высшего развития, а не является приобретённой и специфической особенностью группы людей, а божественным даром.

Таким образом, культура - не что иное, как познание неизвестного путём научного исследования, связанное с инициативой и новаторской мыслью человека. Познание ради познания- пустая трата времени. Только благодаря познавательной способности человека разум приобретает особое значение, т.е. человек чувствует себя творческой личностью, способной изменить мир.

В вопросах изучения основ наук Ибн Халдун выступал против загруженности мозга ребёнка излишними и необязательными словами, фразами, информацией. Он был сторонником узкой специализации. Для охвата широкого круга информации, по мнению Ибн Халдуна, не хватит человеческой жизни. Он предлагает изучить естественные науки в отдельности и считает, что необязательно уделять много внимания изучению арабской литературы и логики. Не надо допускать развития этих наук и растить их проблематику. Ибо это равносильно с удалением этих наук от их цели, философии и высшего престижа, и ничто другое.

В зависимости от удаления от их высшего положения (престижа) соответственно они будут удалены от собственной философии, тогда всестороннее их изучение становится трудным, и этот запрет становится преградой на пути к изучению невысших (непрестижных) наук.

Поэтому изучение высших наук для обучающихся затруднительно, ибо они больше склонны к изучению не престижных (лёгких) наук.

Ибн Халдун убеждён, что умственные способности человека, хоть в начале ещё не полностью сформированы, однако они находятся в постоянном развитии и совершенствовании. По его мнению, если с самого начала сразу загрузить обучающегося изучением важнейших научных проблем, то в мозгу ребёнка происходить процесс торможения, и он не может воспринимать предлагаемые им науки.

Мечеть, как культурный центр, служила, с одной стороны, для борьбы с неграмотностью и, с другой стороны, для распространения культуры и знаний среди масс.

В мечети Наби (Пророка) в Медине кружки занятий официально были организованы самими организаторами обучения и воспитание мусульман было возложено на них. Пророк иногда принимал участие в работе кружков по рассмотрению возникших проблем. Его учебно-воспитательная деятельность, как правило, начиналась после полудня, и один день в неделю он выделял для женщин, сестёр, мусульманок.

Содержание темы уроков на кружках состояло из Карана, хадисов, религиозной науки. Постепенно в учебные программы этих кружков были введены медицина, астрономия, фармацевтика и математика.

Знакомство с исследованиями историков показывает, что кружковой порядок совместно с мечетями в течение веков имел только обучающий характер и готовил творчески развитых специалистов и авторов книг. К ним относится: Джабир Ибн Хайян, Хунайн ибн Исхак, Мухаммед ибн Мусо ал-Хоразми, Мухаммед ибн Закариё Рази, Абу Насраль-Фараби, Мухаммед ибн Якуб Кулайни, Абулхасан Масъуди, Ибн Сино, Хасан ибн Хушам, Абу

Райхан Бируни, Имам Мухаммад Газали, Ибн Халдун, Мулло Садрои Шерози, Аллома Амини и сотни других ученых.

Исследованиями этих учёных было охвачено почти 500 различных отраслей современной науки. Хакими в своей книге «Дониши муслимин» («Знание мусульман») указывает на 500 открытий и новаторств исламских учёных «Вазни махсус» («Специальные вести») по- своему значению по многим аспектам близки к новой науке. Только Абу Райханом Бируни были открыты семнадцать ценных камней и металлов, отличающихся точностью массы и назначений.

Обучение и воспитание в исламе начинается со слов божьих и имени Бога. Его основу составляет Коран. Мусульмане свои отдельные споры начинали с Корана, и благодаря этому источнику, как говорила Джирджи Зейдан, перед их лицом открывались врата наук. И тогда они- мусульмане -начали своё обучение с первого аята, который был ниспослан Пророку: «Читай!».

В начале книги «Шархи амсила», которая, как полагают, является первым учебником медресе, рассказывается о хадисе Пророка ислама, который подчёркивает большое влияние традиционных форм обучения, исходящих из Корана.

Исламское обучение и воспитание имеет божественную окраску, началом и концом которого является Бог. Его никак нельзя ограничивать в рамках отдельных наук. Исламский порядок обучения и воспитания охватывает то, что человеческое сознание может познать.

Как было отмечено в объяснении суры «Алак», Бог в этой суре указывает на два вида знаний и обучения: одно - наука вдохновения, второе-практическое (профессиональное) знание. Профессиональное знание приобретается путём чтения, писания и размышления, а наука вдохновения рождается по воле Бога, посредством откровения и имеет непосредственную связь с источником создания. Профессиональная наука охватывает специальную и благоразумную отрасль жизни, а наука вдохновения- это окошко в потусторонний мир. Иначе говоря, первая входить в материальный и природный мир, вторая охватывает знания по шариату и религии. Поэтому программа и порядок исламского обучения и воспитания делится на две части - знание и познание, и их цель состоит в воспитании умного и грамотного человека, идущего в жизнь по пути, указанному Богом, работает на пользу народа, ответственно относится к природе, соблюдает законы и порядки общества.

В связи с этим и в соответствии с теорией исламской педагогики следует напомнить, что такой кораническии подход стал причиной новых споров, абсолютно не имеющих под собой почвы, выразившейся вокруг двух слов: иттиход (союз) или вахдат (единство) в науке.

В сжатой форме этот спор выглядел так: поскольку наука и все другие виды знания исходят из одного источника -божественного, поэтому все они созвучны между собой, и в области познания каждая из них занимает свое достойное место. На основе этой теории учёные ислама науки и других видов знаний сравнивали с ветками одного дерева и говорили, что неравномерное развитие одной из веток может стать причиной нарушения общего роста дерева. Поэтому и в науке надо, чтобы этот процесс находил своё соответствующее отражение

Проблемы изучения науки и воспитания в Коране

Но если взглянуть на сегодняшнее состояние образования в нашей стране, то становится явным, что несмотря на усилия Президента страны Эмомали Рахмона, направленные на увеличение заработной платы работникам областей науки, образования, медицины и обеспечение отраслевых учебных заведений современным оборудованием, изучение наук, особенно в средних, высших и других учебных заведениях, не отвечает нынешним потребностям и имеет тенденцию на ухудшение. Так как образование не поставлено на должнем уровне, то и моральное состояние и образ поведения на улицах, рынках и других общественных местах находится в состоянии деградации. В этой связи выведение на всенародное обсуждение, а затем и принятие "Закона об ответственности родителей за обучение и воспитании детей" было вполне своевременным, так как школа, родители и компетентные органы действовали в отдельности каждый своим путём.

Выше мы отметили, что ключем к решению всех проблем и способом достижения надежд, обеспечения прекрасной жизни для человечества является изучение наук, новые открытия и достижения и их претворение в жизнь.

Исходя из этого, можно сказать, что, с точки зрения шариата, высочайшей обязанностью исламской религии является изучение наук, оно стоит выше молитвы, поста и джихада во имя Аллаха. Каждый человек, выполняя или же не выполняя обязанности по совершению религиозных обязанностей, получает выгоду или же вредит самому себе. Но когда осуществляются открытия науки, то они приносят выгоду всему человечеству. К примеру, использование наземного и воздушного транспорта, мобильного телефона, компьютера и другого технического оборудования облегчает быт человека. Словом всё это появилось в результате деятельности западных учёных, изучавших и претворявших в жизнь науки, а не мусульманских народов. Об этом говорит Мухаммад Икбал в одном из стихотворений: Сила Запада не от игры на чанге и рубабе, И не от танцев девушек без хиджаба. Сила Запада от науки и знаний, От этого огня горит его светильник. Об этом пишет и Хаким Санои:

Весь день соблюдать пост, всю ночь читать молитву, Весь год совершать хадж, путешествовать в Хиджаз, Не спать в ночь на пятницу, откровенничать Богу, Из Медины до Каабы проходить босым и с непокрытой головой, Раскрывать свои губы, произнося лаббайк, Клянусь Богом, за всё это ты не можешь получить награду, Которую можешь получить за оказание помощи нуждающемуся. Это означает, что закрытые двери открывают лишь учёные и знатоки. Наши исследования доказывают необходимость существования связи между всеми действиями человека, наукой и познаниями. Но возникает вопрос о том, что в наши дни священнослужители посетители мечетей, исполняющие как бы свой долг перед Богом, - соблюдение поста в священный месяц Рамадан и паломничество, делают это на основе простых желаний или же основываются на познании и осмыслении?

На этот вопрос, без сомнени, можно ответить, что большинство религиозных обязанностей осуществляются некоторыми слоями нашего общества без изучения наук, на основе простых желаний, что невыгодно, как и невыгодно обществу.

К примеру, некоторые студенты ВУЗ-ов, учащиеся школ и колледжей, не зная о том, что Бог считает изучение наук предпочтительнее совершения молитвы, оставляют занятия и идут в мечети совершать молитву, чему оказывают содействие и священники, пользуясь их малограмотностью и неведением. Для некоторых служителей религии нет разницы, кто посещает мечети. Для них важно, чтобы было больше народу.

С другой стороны, некоторые родители и ответственные лица, не осознавая законы шариата, препятствуют посещению школ и изучению наук учащимися, что противоречит велениям Бога в священном Коране, в 122 аяте суры "Тавба": (.Jj4J Щ 4-«J2 tjjiiJ j рііІ ( \ Щ1 ЯМЬ li pj j JSJ V jla ...) .(122# Й) « Фалав ло нафара мин кулли фиркатин лиятафаккаху фиддини ва лиюнзиру кавмахум изо раджау». ... Почему бы из каждой группы не пойти по одному человеку в путешествие, чтобы получить религиозные знания, и по возвращении предупредить свой народ... Это означает, что группа из мусульман должна выйти в путешествие, чтобы обучиться религиозной науке и по возвращению объяснять своим согражданам тонкости этой науки.

Для того чтобы наше общество развивалось, конечно, для нас необходимо познание наук и воспитательных методов стран, близких к нам с точки зрения культуры и религии. С этой целью было бы целесообразным обучение группы молодёжи, естественно, под контролем и руководсвом соответствующих министерств и ведомств за рубежом. Это позволит появлению в обществе здоровой конкуренции и реальных исследовательских работ, тем самым оказывать помощь руководству страны в управлении ею.

Место религии ислама в структуре нравственных основ таджикской семьи

По исламскому вероучению каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь, стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления алкоголь и все аналогичные ему вещества, например, наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе - это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предприятие для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главными источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти: Правдивость (ас-сидк). Надёжность и верность (аль - амана). Искренность (аль-ихлос). Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис). Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр). Сила нравственная физическая (аль-кувва). Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх). Скромность (аль-яайя). Достоинство и самоуважение (аль-изза).

Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм). Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт). Щидрость (аль-джуд валь-карам). Терпение (ас-сабр). Разумное управление своими средствами (аль-иктисод). Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф). Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль). Отвращение к злу и греху (таджануб аль-аатам валь шубухат).

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч изречений пророков. Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислама» как жизненного всеобъемлющего руководства.

Одно из самых основных прав ребенка - это воспитание, на основе Священного Корана, хадисов и Сунне Пророка Мухаммада. Ислам - религия, которая воспитывает детей в духе свободы, которая исходит из чувства рабства перед Всевышним. Считая себя несовершеннолетними, и таким образом, безнаказанными, некоторые молодые люди не почитают старых, нарушают порядок в обществе, совершают преступления. В отличие от других законов, которые до восемнадцати лет считают человека ещё ребёнком, Ислам смотрит на права детей трезво и объективно. Ислам делает человека ответственным за поступки как перед всевышним, так и перед родителями и обществом с момента полового созревания. С этого момента человек считается полноценным взрослым, имеющим право распоряжаться своим имуществом, своими делами.

Ислам защищает права детей задолго до их появления на свет, так как ислам призывает молодых людей, желающих вступить в брак, задуматься о своём потомстве при выборе будущего супруга (супруги). Это объясняется тем, что, выбирая жену, но и матерью его детей, которая, как правило, проводя основное время с детьми, должна воспитывать их. То же самое касается и девушки, которая при выборе супруга должна помнить, что тот или иной юноша будет не только её мужем, но и отцом её детей.

Таким образом, ислам призывает задумываться о воспитании детей ещё до вступления в брак. Однажды сын спросил отца: «Когда ты начал меня воспитывать?». На вопрос сына отец ответил, что ещё до того, как жениться на его матери, он уже начал его воспитание. Действительно, если девушка выбирает в мужья человека, не имеющего веры в Аллаха, или грешника, который несерьёзно относится к своим религиозным обязанностям, она должна знать, что и к супружеской жизни он будет относиться несерьёзно, воспитывая детей далеко не совершенным образом. Также и юноша, который уделяет много внимания внешней красоте будущей супруги. За воспитание наших детей Аллах напоминает в Священном Коране (смысл): «О, вы, которые уверовали! Вы оберегайте свои души и свои семьи от Ада, топливом которого будут люди и камни». (Сура Ат-Тахрим, аят 6.). Мы несём ответственность не только за себя, но и за своих жён и детей.

Так, в священный месяц Рамадан, когда каждому умственно полноценному и достигшему полового созревания человеку необходимо соблюдать пост, беременные женщины освобождаются от соблюдения поста, если пост представляет какую-либо опасность её здоровью и здоровью будущего ребенка. Таким образом, Всевышний защищает права детей, даже если матери придётся прекратить на время совершать возложенные на неё обязательства перед творцом.