Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Мацута Валерия Владимировна

Аутокоммуникация человека: функциональный аспект
<
Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект Аутокоммуникация человека: функциональный аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мацута Валерия Владимировна. Аутокоммуникация человека: функциональный аспект : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Мацута Валерия Владимировна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2010.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/345

Содержание к диссертации

Введение

1 Историко-психологический анализ развита научных представлений об ауто коммуникации 13

1.1 Представления об ауто коммуникации в зарубежных и отечественных подходах 13

1.2 Методологические основы исследования ауто коммуникации 38

2 Организация и описание результатов эмпирического исследования 55

2.1 Методы и методики исследования 55

2.2 Описание этапов эмпирического исследования 65

2.3 Oписание результатов эмпирического исследования 67

2.3.1 Функциональные особенности аутокоммуникации 67

2.3.2 Содержательные характеристики аутокоммуникации 96

2.3.3 Описание результатов статистических видов анализа 106

2.3.4 Тендерные особенности аутокоммуникации 117

Заключение 123

Литература 125

Приложение А Категории контент-анализа и их индикаторы а тексте

Введение к работе

з

Актуальность исследования. Под аутокоммуникацией далее будет пониматься свойственный человеку, как представителю высшей формы жизни, процесс коммуникации, представляющий особую форму взаимодействия человека с самим собой. Для обозначения и исследования коммуникативных актов, осуществляющихся в таком специфическом коммуникативном пространстве, сегодня используется целый ряд понятий. Наиболее употребимыми среди них являются «автокоммуникация» [Лотман, 2000], «внутриличностная («ин-траперсональная») коммуникация» [Roberts, 1987; Aitken, 2002; Пивоваров, 2006], «внутренний диалог» [Бахтин, 1994; Кучинский, 1988, 1990], «интра-субъектная коммуникация» [Петровский, 1981; Петренко, 1988], «интрапсихи-ческая коммуникация» [Фрейд, 1997; Перлз, 1993, 2001].

Каждое из используемых понятий конституирует адекватное для него представление о коммуникативном пространстве, которое располагается «внутри личности», «внутри субъекта», «внутри психики» и т. д. В связи с этим возникают разночтения в толковании аутокоммуникации, которые оборачиваются расхождениями в понимании выполняемых ею функций. Причем, указанные понятия часто используются как синонимы, что вносит дополнительную путаницу в решение и без того сложной проблемы.

Таким образом, существует проблема понятийного закрепления того, что объективируется на эмпирическом уровне, приводя исследователей к признанию: «существование особого канала автокоммуникации можно считать установленным» [Лотман, 2000]. Что касается определения качественной специфики и функций референтов, стоящих за этими понятиями, то эта задача только сейчас становится по-настоящему актуальной.

Сложность изучения аутокоммуникации, с которой сталкиваются представители разных наук, имеющих отношение к человеку, связана с тем, что любое определение коммуникации предполагает наличие двух взаимодействующих сторон, но в нашем случае эти стороны совмещаются в одном лице, которое, к тому же, в разных концепциях выступает по-разному (индивид, личность субъ-

ект и т. д.), что и подтверждает указанная выше многозначность используемых понятий. Это совпадение деформирует исходное определение коммуникации, порождая неопределенность по отношению к требованию обязательного выделения коммуницирующих сторон. Становится непонятно, кто к кому обращается, кто с кем общается и, как следствие, какую функцию выполняет аутокомму-никация.

Психологи сравнительно давно заметили, что если при распаде личности человек «перестает речевым способом общаться с самим собой», то при этом распадаются и внешние отношения [Выготский, 1981]. В связи с этим возникает вопрос, актуальный для современных социокультурных условий: становление информационного общества сопровождается интенсификацией интеркоммуникации, но что при этом происходит с интракоммуникацией? Ведь кроме имеющихся фактов, указывающих на их связь, мало что известно о том, как она реализуется и для чего она нужна, т. е. какова ее функция.

Культурологический анализ показывает, что коммуникация, в которой «принимающий и передающий совмещаются в одном лице», образует процесс, в котором «происходит переформирование самой личности, с чем связан весьма широкий круг культурных функций: от необходимого человеку в определенных типах культуры ощущения своего отдельного бытия до самопознания и аутоп-сихотерапии» [Лотман, 2000].

Изучение «интраперсональной коммуникации» в качестве предмета теоретико-социологического анализа показывает, что на современного человека «падает» особая нагрузка в плане осуществления им самоидентификации, в силу чего он вынужден «более активно включать свои внутренние коммуникативные ресурсы». При этом механизмы внутриличностной коммуникации понимаются в качестве «уникального способа самоконтроля и самоопределения», а «развитие навыков общения «с самим собой», а точнее «внутри самого себя»», рассматривается в числе приоритетных проблем современного человека [Пивоваров, 2006].

Таким образом, проблема аутокоммуникации обретает особую актуальность и значимость, поскольку имеет непосредственное отношение к раскрытию способов сохранения устойчивости человека в меняющемся мире. Сегодня темп этих изменений значительно возрос - человеческое сообщество входит в новую фазу развития, и уже возникают вопросы о том, что происходит с идентичностью человека в период перехода общества на инновационный путь развития [Лукьянов, Клочко, 2009], в период становления «виртуальной идентичности» [Асмолов, 2009]. Происходящие в обществе процессы трансформируют не только внешнюю по отношению к человеку реальность, но и его внутренний мир. Поэтому необходимость аутокоммуникации как возможности осуществления самоопределения в настоящее время приобретает все большую актуальность. Актуальность исследования связана и с существующим противоречием «между пониманием значимости внутриличностного уровня коммуникации и степенью его изученности» [Пивоваров, 2006].

Сегодня перед психологами открывается более развернутый образ субъективной реальности: жизненный мир [Василюк, 1995], конструирование миров [Асмолов, 1996], коммуникативный мир личности [Кабрин, 2005]. В связи с этим возникает возможность выявления того, каким образом развитие представлений о пространстве аутокоммуникации меняет представление о ее роли и функции.

Наше исследование выполнено в логике системной антропологической психологии [Клочко, 2005] - одного из вариантов современного развития культурно-исторической теории [Выготский, 1982]. В данном подходе реализуется идея многомерного пространства жизни человека, обладающего ценностно-смысловыми измерениями, динамика которых отражает актуальные состояния человека как саморазвивающегося явления. В соответствие с логикой многомерности, человек через ценностно-смысловые измерения предметов и явлений встречается с самим собой в жизненных пространствах своего бытия [Клочко, 2005].

Поэтому мы используем категорию «аутокоммуникация человека», которая является не просто понятием, обобщающим вышеприведенные определе-

6 ния, но однозначно указывает на конкретное коммуникативное пространство, в котором человек может реально встречаться и взаимодействовать (коммуници-ровать) с самим собой. Формируя замысел исследования, мы полагали, что совмещение системной антропологической психологии с другим антропоцентри-рованным подходом, представленным теорией транскоммуникации В. И. Каб-рина, позволит выйти к новому представлению о пространстве аутокоммуникации - многомерном и многоуровневом коммуникативном мире, и определить другой ракурс рассмотрения ее функции.

Цель исследования заключается в получении научно достоверных сведений о функциях аутокоммуникации в становлении осмысленного сознания.

Объект исследования: аутокоммуникация человека как психологический феномен.

Предмет исследования: функции аутокоммуникации.

Гипотеза исследования. Можно полагать, что функциональная роль аутокоммуникации заключается в ее участии в обеспечении осмысленности сознания как его важнейшего свойства. В виде частного допущения, вытекающего из теории уровневой организации коммуникативного мира человека (В. И. Каб-рин), можно предполагать, что эмпирическое исследование позволит выделить несколько взаимосвязанных уровней аутокоммуникации, отличающихся между собой по тем задачам, которые они выполняют в становлении осмысленного поведения и деятельности человека.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, были выдвинуты следующие задачи:

  1. Исследовать тенденции антропологизации психологии и ее проявления в особенностях постановки и решения проблемы аутокоммуникации в подходах, сформированных в рамках классической и неклассической рациональности.

  2. Выявить теоретико-методологические основания для совмещения положений теории транскоммуникации и системной антропологической психологии применительно к проблеме аутокоммуникации.

  1. Разработать программу эмпирического исследования, адекватную методологии, конкретным целям и задачам исследования.

  2. В конкретном эмпирическом исследовании выявить функциональные особенности аутокоммуникации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и положения общей теории коммуникации (Г. Г. Почепцов, Ф. И. Шарков и др.), антропоцентрированных подходов, представленных в работах отечественных психологов, развивающих идеи культурно-исторической психологии (А. Г. Асмолов, Ю. П. Зинченко и др.). Конкретным основанием для разработки теоретико-методологических построений стали системная антропологическая психология (В. Е. Клочко) и теория транскоммуникации (В. И. Кабрин).

Методы и материал исследования. В исследовании использовались апробированные и валидизированные методики. Основными методиками эмпирического исследования были: метод моделирования коммуникативного мира ММКМ (В. И. Кабрин), методика диагностики коммуникативно-характерологических особенностей личности МДКХО (Л. И. Уманский и др.), методика личностного дифференциала ЛД (адаптирован в НИИ им. В. М. Бехтерева), самоактуализационный тест личности CAT (Л. Я. Гозман), методика определения типа тендерной идентичности (адаптация В. А. Лабунской и М. В. Бураковой), проективный графический тест «Автопортрет» (адаптация Е. С. Романовой и С. Ф. Потемкиной). В качестве материалов исследования использовались рефлексивные самоотчеты и дневниковые записи респондентов. Статистической анализ результатов проводился при помощи компьютерной программы Statistica. Использовались корреляционный и кластерный анализы, дисперсионный анализ и анализ достоверности различий по t-критерию Стью-дента. Применялись качественные методы анализа: контент-анализ и метод интерпретации проективных тестов.

Эмпирическую базу исследования составили 475 человек (256 женщин и 219 мужчин) - представители сферы услуг, психологи и государственные служащие г. Томска в возрасте от 27 до 42 лет. Продолжительность исследования -2005-2008 гг.

Научная новизна:

  1. Выявлены методологические основания для интеграции системной антропологической психологии и теории транскоммуникации с целью решения проблемы аутокоммуникации.

  2. Обнаружены уровни аутокоммуникации со специфическими для них функциями, которые ранее «выпадали» из психологического анализа (смысло-постигающая, санкционирующая, ноэтическая).

  3. Установлено существование определенных типов связи аутокоммуникации с межличностным общением. Показано, что аутокоммуникация интенсифицируется при наличии проблем в общении. На начальном этапе аутокоммуникация необходима для снятия эмоционального напряжения и самоподдержки, затем - для анализа и разрешения проблемной ситуации.

  4. Выявлен феномен интенсификации интеркоммуникации в случаях подавления аутокоммуникации, обусловленного наличием психологических барьеров, препятствующих осознанию и решению проблем (типичный пример: «общаюсь с другими, чтобы избежать разговоров с совестью»).

  5. Обнаружено, что содержательные аспекты аутокоммуникации имеют тендерную специфику.

Теоретическая значимость:

  1. Расширено представление об аутокоммуникации как о психологическом феномене, выполняющем разные функции, выделение которых зависит от использования различных теоретико-методологических средств, соответствующих определенным парадигмальным установкам.

  2. Теория транскоммуникации дополнена уровневой моделью аутокоммуникации, в которой каждому уровню соответствуют специфические функции.

  3. В исследовании установлена связь между аутокоммуникацией и осмысленностью сознания. О том, насколько это важно, можно судить по оценке Л. С. Выготского, который считал задачу объяснения и возникновения осмысленности «труднейшей из всех, перед которыми когда-либо стояли психологи-исследователи» [Выготский, 1982].

4. Выделение взаимосвязанных уровней аутокоммуникации и способа выхода на ноэтический уровень позволяет приблизиться к объяснению того, каким образом человек прокладывает «путь к себе через мир» [Франкл, 1990] или «овладевает собой извне» [Выготский, 1982].

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования используются в материалах лекций при изучении курса «Современные теории коммуникации». Выявленные особенности аутокоммуникации учитываются при реализации психологического консультирования в рамках курсов «Группа профессионально-личностного роста» и «Волонтерский практикум». Создана модификация Метода моделирования коммуникативного мира, позволяющая определить темы, функции аутокоммуникации, ценности и личностные характеристики человека как ее «носителя».

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены теоретическим анализом научных концепций, использованием надежных и апробированных методов, корректным применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленного фактического материала.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Аутокоммуникация инициируется необходимостью осмысления предметов и явлений, имеющих субъективную значимость для человека. Эмоциональная форма, в которой существуют смыслы и ценности предметов и явлений, подталкивает человека к внутреннему диалогу, направленному на «осмысление смысла» - осмысленность человеческого сознания возникает «через слово и понятие» [Выготский, 1982].

  2. Аутокоммуникация как особая форма взаимодействия человека с самим собой, является многоуровневым процессом, внутри которого выделяются три взаимосвязанных уровня, дифференцируемые по выполняемым функциям:

- «смыслопостигающая аутокоммуникация», обеспечивающая осмысленность поведения и деятельности человека. Она направлена на раскрытие смысла предметов и явлений, например в форме «решения задачи на смысл»,

что само по себе предполагает активность мышления, т. е. внутренний диалог;

- «санкционирующая аутокоммуникация», обеспечивающая процессы
совершения выбора и принятия решений. С ее помощью человек осознает
насколько раскрываемые им смыслы предметов и действий, направленных на
эти предметы, соотносятся с более широким смысложизненным контекстом,
включающим ценности и ориентиры, в том числе критерии свободы, совести,
долга, ответственности и т. д.;

- «ноэтическая аутокоммуникация» является формой духовной работы: в
ней человек, основываясь на постигнутых смыслах и раскрытых связях этих
смыслов с более широким смысложизненным контекстом, оказывается способ
ным осмыслить свои ценности и экзистенциалы, т. е. выйти к постижению ис
тинных потребностей и возможностей, собственной сущности.

Апробация результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования апробированы на заседаниях кафедры психологии личности, методологических семинарах факультета психологии Томского государственного университета. Материал диссертационного исследования был представлен на Международном молодежном научном форуме «Ломоносов-2009» (г. Москва), Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» в г. Санкт-Петербурге (2009), Международной научной конференции студентов, аспирантов «Студент и научно-технический прогресс» в г. Новосибирске (2006, 2009). Основные идеи и научные результаты отражены в 8 авторских публикациях по теме исследования.

Структура и объем диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 16 приложений, 15 таблиц и 1 рисунка. Список литературы включает 259 источников.

Представления об ауто коммуникации в зарубежных и отечественных подходах

Гредставлення об ау током му никаний, как и о многих других психологических феноменах, возникли еще в античной философии, В контексте антропоцентрического подхода древние философы обращались к духовному миру человека. Платон определял суть философии как беседу души с самой собой. Он ввел понятие dianoia (рассудок), которое обозначало способность души разговаривать с самой собой, необходимую для достижения гармонии и внутреннего единства [Антисери, Реале, 2003], Представление об аутокоммуникации обнаруживается в философских учениях, ориентированных на разработку проблем этики: в то время были заложены основы рефлексивного отношения к миру, возникли первые системы «воспитания духа» и самовнушения.

Греческая философия неразрывно связана с традицией диалога с присущим ему взаимодействием и взаимопроникновением, выявлением общего основания. Древние философы считали что в диалоге происходит самоидептифика-иия, потому что он не сводится к простому обмену информацией — диалог всегда сопряжен с внутренней борьбой, с напряженным поиском. Средством ведения диалога являлась внутренняя речь. Так, греческое понятие «логос» у стоиков означало цельную, святную отчетливую, артикулированную мысль (смысл, значение), обязательно высказанную в законченной фразе. Высказанная вовне, эта мысль именуется произнесенным словом - logos prophorikos. Высказанная внутри, в уме — внутренним словом — logos endiathelos. Логос — это речь со стороны ее смысла, содержания, значения, а не внешней формы. Логосом называлось и само мышление — разум п его действии, динамике, жизни - в отличие от ума как духовной силы и потенциальной способности мыслить [Антисери, Реале, 20G3].

Поздняя античность открыла «ретроспекцию», психологическое сознание собственного «Я», своеобразие внутреннего мира, индивидуальности человека-Мысль о привлечении самосознания, глубокой психологической переработки душенных движений в понимании себя явилась истоком будущего психоанализа 3 Фрейда. В дальнейшем развитие представлений об аутокоммуникации обнаруживаются в теориях vcrbuin mentis М- А. Двт устипа, endophasia Э. Гуссерля и mentalese Дж. А, Фодора.

У М, А, Августина представление об ауто коммун и кадии обнаруживается в концепции внутреннего слова. Исследователь считал, что внешние слова не обозначают непосредственно предметы, они лишь выражают. Однако то, что они выражают, не является индивидуальной собственностью говорящего — : то внутреннее слово на доязыковой стадии, которое определяется двумя факторами: отпечатками, остающимися в душе говорящего от познаваемых им предметов и имманентным знанием, источником которого может быть только ЇЗог. То есть у М. А. Августина внутреннее слово имеет духовное, божественное происхождение и является приоритетным над внешним выражением [Антисери, Реале, 2003].

Э. Гуссерль понимает аут о коммун иканию как внутреннюю речь (endophasia), адресованную самому себе, однако не считает ее в строгом смысле коммуникацией, поскольку «себя ни в чем извещать не требуется». Ауто комму никання — это «одиночество душевной жизни» — жизнь сознания наедине с самим собой, вис коммуникации, вне оглядки на реального и возможного другого. Именно в одиночестве душевной жизни, по Э. Гуссерлю, происходит прорыв к смыслу с помощью его выражения. При этом в аутокоммуникации пет реального говорения ни с другим, ни с собой — есть только представление себя говорящим {Конев, Лехциер, 2002].

Дж. А. Фодор в своей концепции ментального языка (mentalese) выдвинул предположение о существовании языка мысли. Суть этой концепции, которую некоторые исследователи считают современной модификацией платоновского подхода, состоит в том, что мыслительный процесс представляет собой внутреннюю речь (inner speech), а мысли формулируются на некотором ментальном языке (language of thought), что позволяет, в частности, анализировать мысли как языковые конструкции, Дж. Л, Фодор считает, что поведение человека, его ментальные состояния определяются его суждениями и желаниями, «Ментализ» в разной степени развит у всех людей, но у каждого из нас есть определенный набор ментальных репрезентаций, похожий нц естественноязыковую систему- По мнению ученого, «ментализ» уникален именно гем, что не может быть выучен посредством родного языка, поскольку является врожденным [Fodor, 1994].

Проведенный нами теоретический анализ показал, что в научной литературе нет однозначного определения аутокоммуникации. В работах зарубежных и отечественных исследователей можно встретить разные определения аутокоммуникации, которые, тем не менее, характеризуют одно и то же явление. Анализ таких понятий, как «и нтр а психическая коммуникация», «внутренняя коммуникация», «внутриличностная коммуникация», «ннтрасубъектная коммуникация» и «аутокоммуникация» демонстрирует то, каким образом исследователь определяет пространство, в котором реализуется аутокоммуникация.

Методологические основы исследования ауто коммуникации

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и положения общей теории коммуникации (Г. Г, Почепцов, Ф. И, Шарков, А. В. Соколов, Я, П. Яковлев), антропоцентрированных подходои, представленных в работах отечественных психологов, развивающих идеи культурно-исторической психологии (Л, Г. Лсмолов, Ю- П. Зинченко и др.). Конкретным основанием для разработки теорегико-методологических построений стали системная антропологическая психология (В. Е. Юточко) и теория фанскомму-никации (В. И. Кабрин),

Теория коммуникации со своими обобщающими положениями, объясняющими устойчивые и необходимые внутренние механизмы коммуникации, охватывает все виды коммуникации, все обьекты и процессы (социальные, биологические, технологические), и как общая теория коммуникации она аккумулирует и интегрирует результаты, полученные с помощью теоретического арсенала других наук [Соколов, 1996; Яковлев, 2006].

Исследователи коммуникация подчеркивают фундаментальную значимость социальной коммуникации для человеческой цивилизации, отмечая решающую роль коммуникационной деятельности в образовании человеческого сознания и языка и и формировании личности через взаимодействие с другими людьми и миром в целом.

В теории коммуникации аутокоммуиикация рассматривается как интра-личностныЙ (интраперсональный) уровень социальной коммуникации, реализуемой в умозрительных многомерных пространствах и временах, т. е. в психическом (личностном) хронотопе, где бытуют значения, смыслы и ценности человека [Соколов, 1996; Шарков, 2004].

В теории транскоммуникации В. И. Кабрина этим хронотопом является коммуникативный мир человека. В системной антропологической психологии В. Е. Клочко :пим хронотопом является многомерный мир человека. В обеих теориях подчеркивается формирование данного мира в процессе жязпедсятель ности человека через его взаимодействие с объективным миром, другими людьми и самим собой, в результате которого раскрываются и образуются его смыслы и ценности- Это позволяет считать многомерный, коммуникативный мир областью духовной жизни, а аутокоммуникацию — формой духовной работы человека.

Кроме того, поскольку многомерный мир как мир значений, смыслов и ценностей имеет коммуникативную онтологию — формируется в транскоммуникативных (смыслообразующих) процессах, аутокоммуыикация имеет смысловой характер. Сначала многомерный мир формируется как предметный мир. Поскольку в момент рождения ребенок и культура не соответствуют друг другу, они нс могут вступить во взаимодействие без помощи взрослого как посредника в отношениях между ними. Поэтому многомерный мир формируется как транссубъектпое пространство в процессе порождающей коммуникации, т. е. в процессе транскоммун и кани и [Клочко, 2005]. Далее предметный мир превращается в мир смысловой, привязанный к актуальным потребностям ребенка. Затем смысловой мир становится ценностным, уже не зависящим от ситуативных смыслов и актуальных потребностей, за ними стоящих. Здесь в полной мерс и возможна самореализация, опирающаяся на сам о детерминацию (системную детерминацию). До тех нор, пока идет становление трапссубъектного про-страї їства» человек будет нуждаться в коммуникативной среде [Клочко, 2005J.

Таким образом, в качестве передаваемого сообщения в аутокоммуникации выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозрительно постигаемый смысл. Сообщения смысловых коммуникаций всегда имеют идеальное (духовное) содержание и, как правило, по не всегда — материальную, чувственно воспринимаемую форму [Соколов, 1996]. В аутокомму пикании человек как коммуникант опредмечивает, овеществляет смыслы, т. е. воплощает их в содержании сообщения, адресованного себе самому.

Описание этапов эмпирического исследования

В соответсчшш с исследовательской программой, целью и задачами диссертационной работы было спланировано и проведено эмпирическое исследование, состоящее из 5 этапов.

На первом отапе в соответствии с теоретико-методологическими подходами и программой исследования были определены проблема, объект, предмет, цели и задачи исследования, сформулированы гипотезы исследования, осуществлен теоретический анализ объекта исследования, приведены основные понятия. Па втором этапе были описаны методы сбора, обработки и анализа данных, выборка исследования, подобраны меч оды и методики психодиагностическою обследования.

Выборку исследования составили 475 человек (представители сферы услуг, психологи и государственные служащие): 256 женщин и 219 мужчин в возрасте от 27 до 42 лет. Сбор эмпирического материала проводился в период с октября 2005 по октябрь 2007 года.

Выбор данного возрастного диапазона определен тем фактом, что респонденты находятся в возрастном периоде «зрелости» (в некоторых теориях развития - «ранней зрелости», «взрослости»), т. е. характеризуются сформированной рефлексией, интеллектуальной активностью и продуктивностью, ориентадисй на самореализацию и активное жизнеосуществление [Schaie, 1986].

Выбор данного профессионального диапазона определен тем, что одним из необходимых, профессионально-важных качеств испытуемых является коммуникативная компетентность. Исследование аутокоммуникации (как одного из видов социальной коммуникации) на респондентах данного профессионального диапазона позволяет составить наиболее полное описание этого феномена.

Кроме того, поскольку представители выбранных нами профессиональных групп работают в системе «человек-человек», они входят в первую группу риска синдрома профессионального выгорания. В этой связи необходимость исследования аутокоммуникации па респондентах данных профессиональных групп определяется возможностью выявления признаков профессионального выгорания и разработки рефлексивных техник и методик саморегуляции для его профилактики и устранения.

Па третьем этапе было проведено психодиагностическое тестирование респондентов общей выборки исследования (475 человек). В сводную таблицу вошли значения показателей используемых методик и категории контент-анализа. Данные сводной таблицы были нормализованы для осуществления статистического анализа. На четвертом этапе исследования с помощью контент-анализа, кластерного и корреляционного видов статистического анализа были выявлены характеристики аутокоммуникации, присущие респондентам общей выборки исследовании (475 человек). К основным характеристикам относятся представления респондентов о аутокоммуникация, ее функциональные и содержательные особенности — цели а функции, темы, партнеры и формы аутокоммуникации, ее уровни и причины ее избегания.

На пятом этапе были выявлены характеристики аутокоммуникации, присущие женщинам (н=256), мужчинам (11=219), фемининным (п=222): маскулинным (п=206) и андрогипным (п=47) респондентам. Для определения типа тендерной идентичности применялась методика С- Бем. Характеристики аутоком-муниканни были выявлены с помощью контент-анализа, кластерного и корреляционного видов статистического анализа. Также был применен дисперсионный анализ и анализ достоверности различии по критерию Огыодспта.

Реализация данных этапов с помощью помотетических и идеографических методов исследования, количественного и качественного анализа содержания их результатом позволяет верифицировать феномен аутокоммуникации Б се многоаспектном проявлении.