Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалогическая установка в межличностном понимании Крылова Светлана Геннадьевна

Диалогическая установка в межличностном понимании
<
Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании Диалогическая установка в межличностном понимании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылова Светлана Геннадьевна. Диалогическая установка в межличностном понимании : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 Екатеринбург, 2007 171 с., Библиогр.: с. 147-165 РГБ ОД, 61:07-19/703

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ КАК ДИАЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА И СМЫСЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 10

1.1. Психологическое содержание диалогической установки как диалогического феномена 10

1.2. Диалогическая установка в системе установочных явлений 25

1.3. Диалогическая установка как смысловая установка, регулирующая процесс межличностного понимания 44

1.4. Стилевые особенности самопонимания и межличностного понимания как психологическая основа диалогической установки 58

Выводы по материалам главы 1 68

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ В

МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПОНИМАНИИ 70

2.1. Описание выборки эмпирического исследования 70

2.2. Психологическое содержание исследовательской процедуры 72

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПОНИМАНИИ 94

3.1. Эмпирическое исследование диалогической установки в межличностном понимании 94

3.2. Эмпирическое исследование стилевых особенностей самопонимания и межличностного понимания как психологической основы диалогической установки 125

Выводы по материалам главы 3 140

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

БИБЛИОГРАФИЯ 147

ПРИЛОЖЕНИЯ 166

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение диалогической установки как одного из диалогических феноменов, представляет собой важную исследовательскую задачу как в теоретическом, так и в прикладном плане. Теоретическое значение обусловлено тем, что диалогическая установка является одним из личностных оснований, которые определяют характерные для личности, устойчивые способы осмысления мира в целом, а также особенности познания и понимания другого человека в ситуации межличностного общения. Таким образом, изучение диалогической установки обеспечивает целостный подход к исследованию личности в контексте общения, что является важной задачей общей психологии [2], [87]. Диалогическая установка, как и другие диалогические феномены, характеризует сущностные стороны бытия современного человека. Поэтому разработка понятий, описывающих диалог человека с миром и другими людьми как частью мира, способствует развитию таких современных разделов психологии, как гуманитарная и нравственная психология [30], [42], предметом которых является целостный, «нередуцированный» человек.

Понятие «диалогическая установка» было введено М.М.Бахтиным для обозначения особого отношения автора литературного произведения к своему герою как к носителю самостоятельной смысловой позиции [15]. В психологической литературе диалогическую установку определяют как характеристику сознания современного человека, позволяющую понять духовные достижения всех времен и культур «сообразно их собственной логике, самобытности, уникальности» [144, с. 30], как особую интенцию психолога в ситуации психологического консультирования [40]. В нашем исследовании диалогическая установка рассматривается как смысловая установка [6], [9], [81], поскольку она выражает особое отношение личности к другому человеку. Изучение диалогической установки как смыслового образования личности является актуальным с точки зрения углубления

понимания психологических механизмов функционирования и развития личности.

Диалогическую установку можно рассматривать как одну из основных профессиональных установок, которая должна быть сформирована у психолога в процессе получения профессионального образования. Значимость диалогической установки определяется спецификой деятельности психолога, которая предполагает особое отношение к человеку как к уникальной, неповторимой личности, представленной в целостной жизненной ситуации.

Сложившийся уровень теории и практики обуславливает необходимость определения диалогической установки как предмета психологического исследования и эмпирического изучения психологического содержания и регулирующей функции диалогической установки в межличностном понимании.

Объект исследования: диалогическая установка как смысловое образование личности.

Предмет исследования: психологическое содержание и регулирующая функция диалогической установки в межличностном понимании.

Гипотезы исследования:

  1. Психологическое содержание диалогической установки определяется использованием стратегии межличностного понимания, обеспечивающей создание целостного представления о другом человеке на основе индивидуализированной информации.

  2. Регулирующая функция диалогической установки проявляется в обеспечении устойчивой направленности процесса межличностного понимания на конкретного собеседника, а не на обобщенные оценочные эталоны.

Цель исследования: выявление психологического содержания и регулирующей функции диалогической установки в межличностном понимании.

Достижение поставленной цели и проверка гипотез исследования осуществляются в ходе решения следующих задач.

  1. Провести теоретический анализ исследований диалогических феноменов для выявления специфики психологического содержания диалогической установки как одного из этих феноменов.

  2. Обосновать возможность рассмотрения диалогической установки как смыслового образования личности.

  3. Проанализировать особенности стратегии межличностного понимания, связанной с реализацией диалогической установки как смысловой установки.

  4. Разработать экспериментальную процедуру для исследования психологического содержания и регулирующей функции диалогической установки в межличностном понимании.

Теоретическими и методологическими основаниями исследования являются субъект-субъектный подход к анализу общения (Б.Ф.Ломов, А.У.Хараш), смысловая теория личности (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Б.В.Зейгарник, Д.А.Леонтьев), положение об иерархической уровневой структуре установки, разрабатываемое в рамках общепсихологической теории деятельности (А.Г.Асмолов), диалогический подход к пониманию текста (М.М.Бахтин).

Методы исследования. В соответствии с поставленными на разных
этапах работы задачами, в исследовании использована система методов:
теоретический анализ психологических подходов по проблеме исследования;
эмпирические методы исследования (экспериментальная методика для
изучения психологического содержания и регулирующей функции
диалогической установки в межличностном понимании;

нестандартизованный самоотчет (тест 20-ти утверждений на самоотношение М.Куна, Т.Макпартленда); стандартизованный самоотчет (опросник «Коммуникативная толерантность» В.В.Бойко, опросник «Направленность личности в общении» С.Л.Братченко); субъективное шкалирование (тест репертуарных решеток (Дж.Келли, И.П.Шкуратова)); методы обработки экспериментальных данных, объединившие качественно-количественные методы (контент-анализ) и методы математической статистики (критерий Колмогорова- Смирнова, корреляционный анализ по Пирсону и Спирмену, параметрический критерий Стьюдента, непараметрический U-критерий Манна-Уитни для несвязанных выборок, факторный анализ с использованием анализа главных компонентов и метода вращения Varimax).

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе факультета психологии Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 134 студента 2-5 курсов в возрасте от 19 до 23 лет и 15 психологов, имеющих опыт психологического консультирования не менее 5 лет.

Научная новизна исследования состоит во введении понятия «диалогическая установка» как смыслового образования личности, регулирующего процесс межличностного понимания. Разработана экспериментальная процедура для исследования психологического содержания и регулирующей функции диалогической установки в межличностном понимании. Эмпирически выделены проявления различных типов установок, актуализирующихся в ситуации смоделированного в лабораторных условиях диалога: диалогическая установка, монологическая установка, установка на создание целостного образа собеседника. Выявлены стилевые особенности межличностного понимания и самопонимания, составляющие психологическую основу диалогической установки.

Теоретическое значение работы состоит в расширении представлений о диалогической установке, как одном из личностных оснований, определяющих характерные для личности способы познания реальности; в выявлении психологической основы и содержания диалогической установки.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использовать полученные результаты при решении задачи формирования диалогической установки как профессиональной установки у студентов-психологов. Разработанные и представленные в работе методы исследования позволяют делать выводы о сформированности диалогической установки, что является необходимым в процессе педагогического сопровождения профессионального становления студентов-психологов, а также при решении задач профессионального отбора.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Диалогическая установка является смысловым образованием личности.

  2. Диалогическая установка стабилизирует процесс межличностного понимания через использование определенной стратегии создания целостного образа собеседника.

  3. Психологической основой диалогической установки как смыслового образования личности является взаимообусловленность и тесная взаимосвязь многомерного отношения к самому себе и другому человеку.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования проанализированы и представлены к обсуждению на региональных научно-практических конференциях «Практическая психология» (Екатеринбург, 2005, 2006, 2007 гг.), международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития» (Кисловодск, 2006 г.), IV региональной научно-практической конференции «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2006 г.), международной конференции «Психология-2006: на пути к

энциклопедическому знанию» (Москва, 2006), научно-практическом конгрессе III Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» (секция «Здоровье нации и образование») (Москва, 2007 г.).

Результаты исследования используются в рамках спецкурса «Психология понимания», а также при написании курсовых и дипломных работ студентами факультета психологии ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбурга.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 179 источников, приложений. Текст иллюстрирован таблицами.

Психологическое содержание диалогической установки как диалогического феномена

Диалогическая установка является одним из понятий, представленных в психологической литературе, которые могут быть обозначены как «диалогические»: диалогическое общение [41], [59], [61], [68], [120], диалогическое понимание [59], [89], диалогическая направленность личности [31], диалогическая позиция психотерапевта-консультанта [67], [145], диалогическая интенция [68], диалогичность как интегральное свойство личности [55], [68], [164]. Задачей данного раздела исследования является анализ психологического содержания диалогической установки посредством выделения существенных характеристик, определяющих специфику диалогических феноменов.

Для решения этой задачи необходимо обратиться к определению понятия «диалог», поскольку оно является родовым по отношению к остальным «диалогическим» понятиям. Междисциплинарный характер диалога, как специфической формы взаимодействия, обуславливает существование большого количества подходов к его определению: информационного, прагматического, лингвистического, психологического и философского [164]. Одним из первых и наиболее простых является определение диалога в рамках информационного подхода, делающего акцент на речевом взаимодействии. Здесь диалог определяется как «попеременный обмен репликами двух и более людей» [130, с. 143], то есть в качестве существенных признаков диалога выступают количество его участников и формальная характеристика взаимодействия между ними («попеременность», чередование). На недостаточность такого определения с точки зрения задач психологического исследования указывает факт существования такой промежуточной формы субъект-субъектного взаимодействия, как «монологический» или «ложный» диалог, образованный чередующимися монологами [78]. В монологическом диалоге внешняя, адресованная другому речевая активность говорящего не дополняется внутренней активностью слушающего, то есть отсутствует отражение каждым участником диалога точки зрения собеседника. Не останавливаясь на анализе различных подходов к определению диалога, отметим, что более адекватным с точки зрения психологического исследования является феноменологическое определение диалога как «непосредственного обмена и перевода между персональными целостностями, мирами, сохраняющими свои особенности» [164, с. 13-14]. Существенным признаком диалога при таком определении является особое отношение участников диалога друг к другу не как к объекту речевого воздействия (слушателю), а как к субъекту, собеседнику, другу [86], как к особому миру, функционирующему по соответствующим законам [49]. Поскольку это отношение является основой диалога, условием его осуществления, то его можно определить как диалогическое отношение.

Основы изучения отношения к миру в целом, к другому человеку, как части мира, не в рамках познания, а в рамках диалога, коммуникации, были заложены в постклассической философии XX века [86]. Проблема диалогического отношения к миру, которое реализуется в диалогической коммуникации с ним, наиболее полно была исследована в работах таких философов, как М. Бубер, М.М. Бахтин, Э.Гуссерль, Г. Марсель, М. Хайдеггер, М. Шелер, К. Ясперс. Идеи этих философов оказали большое влияние на психологов экзистенциального и гуманистического направлений в психологии (Л. Бинсвангер, М. Босс, Дж. Бюдженталь, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм). В качестве одной из предпосылок возникновения интереса к изучению диалогического отношения как «нового типа связанности с миром» [147, с. 35] можно рассматривать тенденцию ко все большей свободе современного человека в результате обособления от первоначальных связей с природным и социальным миром, к «индивидуализации», которая достигла наивысшей стадии в Новое время [147, с. 30]. Обретение свободы человеком является предпосылкой для формирования отношения к нему как к неповторимому и уникальному, что является необходимым условием диалога. С другой стороны, следствием двойственного характера обретенной человеком свободы является одиночество, изоляция, тревога, избавление от которых возможно путем установления «...спонтанных связей с людьми и природой, то есть таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности» [147, с. 35]. Э. Фромм, анализируя социально-экономические изменения в обществе, связанные с установлением и упрочением рыночных отношений, пришел к выводу об изменении характера отношений между людьми. «Конкретные связи одного индивида с другим утратили ясный человеческий смысл, приобрели характер манипуляций, где человек используется как средство» [147, с. 106]. Усиление индивидуалистической и прагматической ориентированности социальных контактов, осознание отчуждения, овеществления межличностных отношений, взаимного безразличия, наполненности отношений чувством изоляции и беспомощности на этапе современного социально-экономического развития также определило актуальность исследования возможности другого типа отношений, в большей степени отвечающих сущности человека.

class2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ В

МЕЖЛИЧНОСТНОМ ПОНИМАНИИ class2

Описание выборки эмпирического исследования

В эмпирическом исследовании содержания и регулирующей функции диалогической установки в межличностном понимании приняли участие 149 человек. Формирование выборки испытуемых осуществлялось на основе предположения о том, что выбор профессии психолога свидетельствует о выраженности интереса к другому человеку, отношения к нему как к индивидуальности, что является основой для формирования диалогической установки и ее дальнейшего развития в процессе профессионального становления.

Участников исследования можно разделить на три выборки. Первую выборку составили 35 студентов 4 курса факультета психологии Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга. Испытуемые, входящие в первую выборку, принимали участие в исследовании на первом этапе. Целью этого этапа было получение текстовых материалов для разработки экспериментальной процедуры, реализованной на втором этапе исследования. Подробное описание процедуры получения этих материалов и их содержания дается в разделе 2.2.

Вторую выборку, которая может быть названа основной, составили 99 студентов 2-5 курсов факультета психологии УрГПУ в возрасте от 19 до 23. Испытуемые основной выборки принимали участие в эксперименте по изучению содержания и регулирующей функции диалогической установки в межличностном понимании, а также в психодиагностическом исследовании характеристик личности, составляющих психологическую основу диалогической установки. Нижняя граница объема основной выборки определялась планируемым проведением корреляционного и факторного анализа. В соответствии с результатами математико-статистического анализа получение значимых на уровне р 0,05 коэффициентов корреляции возможно только при объеме выборки не менее 35 человек. В то же время надежные выводы о факторной структуре могут быть получены в том случае, если количество испытуемых в выборке не менее чем в три раза превышает число признаков, включаемых в факторный анализ [73].

В третью выборку вошли 15 психологов, имеющих стаж работы в области психологического консультирования не менее 5 лет. Эта выборка может быть названа эталонной, поскольку мы рассматриваем условия профессиональной деятельности членов этой выборки как благоприятные для формирования диалогической установки. Участники исследования, входящие в третью выборку, принимали участие только в экспериментальном исследовании. Их результаты использовались для проведения сравнительного анализа с результатами участников основной выборки.

Состав общей выборки по полу является неравномерным: 93 % участников нашего исследования составляют женщины, и только 7% -мужчины. Поскольку участниками исследования являются выбравшие профессию психолога, то можно утверждать, что такое соотношение по полу характеризует репрезентативную выборку. Кроме того, в задачи нашего исследования не входило изучение межполовых различий. Тем не менее, необходимо отметить, что возможность распространения полученных нами результатов о выраженности и специфике проявления диалогической установки в межличностном понимании на мужчин требует проведения дополнительных исследований.

Эмпирическое исследование диалогической установки в межличностном понимании

На основном этапе исследования была реализована разработанная экспериментальная процедура, моделирующая диалог в лабораторных условиях (раздел 2.2.). В результате были получены тексты, отражающие особенности процесса межличностного понимания. Для выявления средств понимания, актуализируемых диалогической установкой, содержание полученной текстовой информации было подвергнуто процедуре контент-анализа с использованием кодировочной инструкции, представленной в разделе 2.2. Для каждого испытуемого были определены количественные значения частоты встречаемости индикаторов по 12 категориям контент-анализа отдельно для ситуации понимания женщины, мужчины и суммарно для обеих ситуаций. В соответствии со сделанными ранее предположениями 4 категории были отнесены к группе средств, актуализируемых диалогической установкой, 6 категорий - к группе средств, актуализируемых монологической установкой и 2 категории - к группе средств, актуализируемых другими установками. При количественном анализе мы исключили из группы средств, актуализируемых другими установками, категорию «проговаривание вслух высказываний собеседника», поскольку она характеризует текст в целом, что отличает ее от других категорий. Поскольку мы полагаем, что выбор определенных средств понимания определяется осуществлением «фильтрующей» функции соответствующей смысловой установки, то в дальнейшем мы будем говорить об операциональных проявлениях установки, подразумевая используемые средства понимания.

На основе полученных результатов нами был проведен сравнительный анализ представленности в высказываниях испытуемых операциональных проявлений диалогической и монологической установки. В качестве показателя представленности мы рассматривали частоту встречаемости высказываний, соответствующих определенной категории контент-анализа. .

Как следует из результатов частотного анализа, наибольшая представленность в ситуации межличностного понимания отмечается для таких проявлений диалогической установки, как «содержательные интерпретации», характеризующие ответы испытуемых, в которых делались попытки глубокого анализа высказываний собеседника, - 17,5 %; а также «наличие связи между высказываниями», характеризующие ответы испытуемых, в которых фиксируются наличие содержательной связи с предыдущими высказываниями собеседника - 9,3 %. Ведущими проявлениями монологической установки являются «дублирующие высказывания», характеризующие ответы испытуемых, которые являлись простой переформулировкой высказываний собеседника - 41,9 %, и «отказы, или игнорирования высказываний собеседника» - 8,9 %. Суммарные значения представленности проявлений диалогической (32,8 %) и монологической (63,2 %) установок не могут служить основанием для вывода о большей выраженности монологической установки, поскольку это различие может быть связано с неодинаковым количеством проявлений, выделенных для этих видов установки.

На следующем этапе количественного анализа мы проверяли предположение о том, что стабилизирующая функция установки проявляется в сохранении особенностей межличностного понимания в ситуациях с различными объектами понимания. Для этого нами была проверена гипотеза о том, что корреляция между двумя рядами показателей, свидетельствующих о проявлении смысловых установок, в ситуациях понимания двух различных собеседников, достоверно отличается от нуля.

Похожие диссертации на Диалогическая установка в межличностном понимании