Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Буй Дык Туан

Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России
<
Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буй Дык Туан . Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Буй Дык Туан ;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2015.- 179 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Концептуальные основы исследования динамики ценностей и ценностных ориентации личности 12

1.1. Теоретический анализ проблемы ценностей и ценностных ориентации личности как психологического феномена 12

1.2. Динамика ценностей и ценностных ориентации российского общества 30

1.3. Изучение ценностей и их динамики в психологии Вьетнама 40

1.4. Аккультурация как феномен межкультурного взаимодействия и адаптации к инокультурной среде. Теория аккультурации Д.У. Берри 54

Выводы по главе 1 70

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики ценностей вьетнамских студентов в России 73

2.1. Методики и выборка исследования 73

2.1.1. Методика исследования ценностных ориетаций 73

2.1.2. Методика исследования стратегий аккультурации Д.Берри 78

2.1.3. Выборка исследования 80

2.2. Результаты и их анализ 80

2.2.1. Динамика ценностей вьетнамских студентов 80

2.2.2. Динамика ценностей юношей и девушек 86

2.2.3 Динамика ценностей студентов, приехавших из города и села 101

2.2.4. Стратегии и профили аккультурации вьетнамских студентов 115

2.2.5. Динамика ценностей вьетнамских студентов с различными профилями аккультурации 120

Выводы по главе 2 143

Заключение 145

Список использованной литературы

Динамика ценностей и ценностных ориентации российского общества

Ценностные ориентации каждого человека - это проекция ценностно-ориентационной системы того общества, в котором он родился и живет. Стабильность жизнеустройства социума, постоянство социально-экономических и политических условий его существования содействуют закреплению ценностей в определенный комплекс базисных культурных традиций - значимых социокультурных нормативов и представлений, составляющих концептуальную основу социального и индивидуального бытия. Традиционные ценности формируют, так называемый, культурно-генетический код, обладающий особой самобытностью, своеобразием и определяющим то, как функционирует и развивается эта культура. Культурно-генетический код того или иного сообщества в конкретный исторический период более или менее адекватно воспроизводит и интерпретирует существующие духовные, социальные, политические, экономические и другие реалии окружающей действительности [Журавлева 2013, Иванова 2010, Накохова 2011].

Как считает Журавлева Н.А., [Журавлева 2013] «Пусковым механизмом» трансформации системы ценностных ориентации выступают резкие социальные изменения - «переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, в его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения; различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных системах, социальной стратификации, социальных процессах, общностях, группах, в их взаимодействии и т.п.» [Журавлева 2013]. Однако, следует уточнить, что чаще всего модернизация касается не содержания, а самой структуры, точнее иерархии ценностных представлений и убеждений. Кроме того, дестабилизация в большей степени затрагивает утилитарные, в меньшей - экзистенциальные ценности.

К основным причинам трансформации системы ценностей и ценностных ориентиров, по мнению Л.В. Баевой [Баева 2007] могут быть отнесены следующие группы факторов: 1) высокая динамика развития цивилизации как таковой, ускорение жизни, увеличение масштабов индустриализации, повышение уровня качества жизни и приумножение возможностей; 2) усиление влияния процессов глобализации и интеграции на все сферы жизнеустройства общества, космополитизация; 3) информатизация и «информационный шок», технократизация мировоззрения, возрастание роли знания и науки в жизни и деятельности человечества; 4) духовный и культурный анархизм, появление новых культов и верований, отсутствие приверженности одной религии и обращение к разнообразным религиозным учениям и догмам; 5) тендерное равноправие, размывание границ стереотипов гендерно-ролевого поведения, трансформация института семьи и брачно-семейных отношений; 6) рост миграции, смешение народов и этносов, синтез культурных традиций и обычаев [Баева 2007].

Но наиболее значительные преобразования социокультурных ценностей и норм происходят в результате изменения общественного строя. Чрезвычайно быстрая динамика процесса перестройки ценностной системы общества как фундамента мировосприятия и основного регулятора социальных отношений и поведения во многом содействует возникновению аксиологического кризиса, как общества в целом, так и отдельного человека.

Как считает Л.В. Зубова [Зубова 2011] аксиологический кризис, сопровождающий процесс трансформации системы ценностей и ценностных ориентации, протекает в соответствии с тремя основными этапами:

1) стадия дестабилизации характеризуется качественным обновлением и перестройкой структуры социокультурных ценностей и ориентиров, а именно переходом от тотально-идеологизированной к плюрально-человеческой системе, что ведет к массовой десоциализации и ресоциализации индивидов;

2) стадия острого конфликта характеризуется многообразием, вариативностью и ценностных ориентиров, что ведет к сложности осуществления выбора, т.к. одновременно происходит одобрение или отрицание противоположных ценностей (так называемый, «ценностный сумбур» [Зубова 2011]);

3) стадия выхода из кризиса характеризуется переосмыслением продиктованных жизнью реалий, ценностные ориентации становятся четче, менее спорными, усиливается ориентация на самоценность каждого индивида, что ведет к осознанному принятию новой иерархии социокультурных приоритетов, установок и норм [Иванова 2010].

Длительное течение аксиологического кризиса и переход его в «хроническое» состояние вызывают у населения возникновение ощущения отсутствия психологической безопасности, повышенной тревожности, чрезмерной напряженности, стрессовости, чувство неудовлетворенности настоящим и неуверенности в будущем, нарастание болезненного эмоционального восприятия действительности, апокалипсических настроений, состояния растерянности, дезориентированности. Это ведет к девальвации национальных императивов, потере доверия к государству и институтам власти, к снижению эффективности воздействия социальных правил и предписаний в качестве средства нормативной регуляции поведения, к неподчинению законам и нормативным требованиям, к культурной деградации, что отражается на росте преступности, криминализации отдельных слоев населения, увеличении частоты проявлений суицидальных, аддиктивных, деликвентных, асоциальных форм девиантного поведения.

Нарушение аксиологического баланса содействует нарастанию внутриличностной и межличностной конфронтации и конфликтности, обострению социальных противоречий, разобщенности, аномии. Формируются условия, способствующие распаду ценностного единства и потери идентификационных основ социума как целостного образования, что может привести к утрате чувства солидарности, причастности отдельных групп к данному обществу и как следствие к их отчуждению, дезинтеграции.

Радикальные изменения в укладе жизни и идеологии России, произошедшие в 1990-х гг. и продолжающиеся сейчас, способствовали значительной модернизации и качественному обновлению структуры ценностных ориентации, принципов, стандартов и норм. Признаками и симптомами аксиологического кризиса российского общества являются неоднородность, противоречивость, разрозненность, незавершенность. В качестве доминантных состояний выступают социальная напряженность, выражающаяся в существование альтернативности восприятия ценностей, во взаимной оппозиции между старыми и новыми ценностями, а также наличие свободы и несвободы в выборе мировоззренческих позиций. Наблюдается усиление дифференциации и плюрализации ценностных приоритетов и нормативов. Ведущим эмоциональным состоянием большой части населения является социальный пессимизм [Иванова 2010].

Аккультурация как феномен межкультурного взаимодействия и адаптации к инокультурной среде. Теория аккультурации Д.У. Берри

На уровне культуры или групповом уровне доминирующие или недоминирующие группы, вступающие в межкультурный контакт, обладают определенными характеристиками и свойствами, имеют сформированную систему представлений о собственных действиях, характере самого межкультурного контакта и о том воздействии, который он оказывает. В свою очередь, вся эта совокупность воззрений влияет на выбор стратегий взаимной аккультурации.

Психологический или индивидуальный уровень аккультурации подразумевает отношение представителей каждой группы к культурному изменению в зависимости от индивидуальности человека. Индивидуальными характеристиками, оказывающими воздействие на процесс аккультурации, в первую очередь, являются возраст, пол, уровень образования, социальный статус, мотивация, ожидания, отношение к культурной дистанции (религия, язык) и личность [Берри 2007].

На психологическом уровне проявляются следующие формы аккультурационных изменений: 1) поведенческие сдвиги - изменения сформированных ранее поведенческих паттернов и образцов собственной культуры на модели поведения, принятые в новом обществе, а также образованию под воздействием инокультурной среды новой системы аттитюдов и ценностей; 2) аккультурационный стресс - стрессовые психологические феномены, предполагающие наличие конфликта между моделями поведения своей и чужой культур, лежащие в основе неуспешной адаптации и способствующие возникновению эмоциональных изменений и переживаний, а именно ухудшения состояния психологического здоровья, формированию ощущений маргинальное и отчуждения, появлению проблем в повседневной жизни различной типологии [Берри 2001, Рубинстейн 2009, Лебедева 2009].

Адаптация как стратегическая цель и итоговый результат аккультурации осуществляется в виде [Берри 2002]: психологической адаптации - «совокупности внутренних психологических последствий (ясное чувство личной или культурной идентичности, хорошее психологическое здоровье и достижение психологической удовлетворенности в новом культурном контексте)»; социокультурной адаптации - «совокупности внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально-культурные проблемы (в семье, в быту, на работе и в образовательных учреждениях)» [Лебедева 2009].

Не смотря на то, что данные типы адаптации тесно взаимосвязаны между собой и оказывают взаимное влияние на весь процесс приспособления индивида в новой культурной среде, их эффективность обусловлена разными факторами. Так, успешность психологической адаптации связана с имеющимися у человека личностными особенностями, характерными для его жизненной истории обстоятельствами, наличия социальной поддержки; благополучие социокультурной адаптации зависит от длительности проживания в чужой культуре, знания языка и культуры как таковой (традиций, обычаев, морально-этических норм и стандартов жизнедеятельности), количества контактов и «величины» культурной дистанции [Новикова 2010, 2013, Смолина 2007, Чеботарёва 2011].

Н.М. Лебедева [Лебедева 1999], вслед за Дж. Берри, считает правомерным и необходимым рассматривать еще один вид адаптации в инокультурном пространстве - экономическую - совокупность таких факторов, как наличие/отсутствие работы, удовлетворенность ею, определенные уровни профессиональных достижений и карьерного роста, материального достатка и благосостояния в новой культуре.

Также часть авторов, изучающих проблематику аккультурации, выделяют такой тип адаптации, как межкультурная - это «...процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса» [Стефаненко 2009]. По сути, межкультурная адаптация включает и психологическую, и социокультурную, и экономическую адаптации.

Российский психолог В.П. Серкин [Серкин 2001] выдвигает предположение о том, что общей закономерностью межкультурной адаптации является то, что процесс вхождения в новую культуру, идет в первую очередь, по внешним, формальным критериям успешности, т.е. тем критериям, на которые ориентируются родители, средства массовой информации, бытовое и ситуативное общение (получение образования, хорошей работы, карьерный рост и др.). Именно эти внешние параметры состоятельности для адаптирующегося приобретают значение истинных, личностных (культурных) смыслов. В свою очередь, цели и ценности, транслируемые индивидом/группой меньшинства и являющиеся для них смысловыми, с точки зрения носителей чужой культуры воспринимаются как формализованные. Д.Л. Сэм и Д.У. Берри [по: Татарко 2009] выделяют три типа переменных аккультурации: 1) условия аккультурации - базовые установки, определяющие ограничения и требования самого процесса; к ним относят специфические особенности принимающей группы и группы исхода, отличительные черты воспринимаемых межгрупповых отношений и взаимодействия, личностные характеристики (изменения условий проживания и жизнедеятельности спустя время, позиция в обществе, присущие конкретному индивиду личностные черты, поведенческие свойства и способности, индивидуальный ситуационный и социальный контекст); 2) результаты аккультурации - переменная, позволяющая оценить степень успеха аккультурации, выраженная в показателях: психологического благополучия (наличие/отсутствие симптомов дистресса, особенности эмоционального состояния и характеристики настроения, наличие/отсутствие ощущения принятия и удовлетворенности); социокультурной компетентности в доминирующей культуре (особенности взаимодействия и межличностных отношений с представителями принимающей группы, сформированность успешных и адекватных поведенческих паттернов и коммуникативных навыков, академическая эффективность и профессиональная результативность);

социокультурной компетентности в собственной этнической культуре (особенности взаимодействия и межличностных отношений с представителями своей национальности, поддержание «этнических» навыков, умений жизнедеятельности и моделей поведения, соблюдение культурных традиций, обычаев, обрядов);

Методика исследования стратегий аккультурации Д.Берри

Рис. 8 помогает нам увидеть, что наиболее сильно возросла значимость ценностей почитание старших (переместилась с 27-го ранга на 13-й) и самоуважение (с 24 на 9 ранг). Значительно выросла значимость ценностей ( 5 рангов) верность; бережливостъ; ответственность. Также возросла значимость ценностей самоконтроль и честность, они изменились, более чем на 3 позиции.

У юношей сильно ( 5 рангов) снизилось значение таких инструментальных ценностей как скромность; созерцательность; широта взглядов и смелость в отстаивании своего мнения. Также снизилось ( 3 рангов) значение таких ценностей как: рационализм; терпимость и эффективность в делах; твердая воля (рис.8).

Анализ динамики инструментальных ценностей в группах девушек и юношей, выявленной с помощью Т-критерия Вилкоксона показал, что достоверные «сдвиги» произошли в ценностях и юношей и девушек. Девушки стали считать более важными традиционные ценности аккуратность и бережливостъ, а у юношей выросла ценность ответственности, которую мы тоже можем отнести к традиционным ценностям (рис.9).

Таким образом, существуют тендерные различия в динамике ценностей вьетнамских студентов.

Анализируя всю совокупность изменений, мы можем отметить, что у юношей произошли изменения терминальных ценностей: усилились индивидуальные ценности-цели. У девушек не произошло достоверного изменения («сдвига») ни одной терминальной ценности. Ценности-цели девушек оказались более стабильными, чем у юношей.

Статистически значимые "сдвиги" ценностей, у девущек и юношей. Примечание: цифры над столбиками обозначают номера рангов. Пунктиром выделены ценности, в отношении которых обнаружены изменения на уровне тенденций.

У девушек выявлены изменения инструментальных ценностей: девушки стали больше ценить традиционные вьетнамские средства достижения цели. Образно говоря, у юношей изменилась жизненная стратегия, а у девушек -жизненная тактика. И направления этих изменений противоположны. У юношей изменения ценностей-целей направлены от традиционных вьетнамских ценностей, в сторону новых, западных ценностей, а у девушек изменения инструментальных ценностей обращены к традиционным ценностям, в сторону их усиления.

Результаты исследования вьетнамских студентов согласуются с описанными ранее данными о тендерных различиях в адаптации к новой социокультурной среде и большей приверженности девушек традиционным ценностям [Маслова 2008, 2009; Стефаненко 2009].

Сравнительный анализ двух групп с помощью U - критерия Манна -Уитни показал, что городские студенты значимо сильнее, чем сельские, ценят гуманность; следование традициям и красоту природы и искусства. А сельские студенты на уровне тенденции больше ценят свободу (табл. 10). Самыми высокоранговыми (первые 6 рангов) ценностями - целями, общими для городских и сельских студентов, были: здоровье, счастливая семейная жизнь и познание. Наряду с общими приоритетами у сельских и у городских студентов были выявлены различия в структуре наиболее важных ценностей. В число главных ценностей городских студентов вошли гуманность; любовь и мир, а сельские студенты выбрали в качестве наиболее важных ценностей свободу; уверенность в себе и наличие хороших и верных друзей (табл. 10).

Для нас оказалось неожиданным то, что городские студенты оказались в большей степени «традиционалистами» (сторонниками традиционных ценностей), чем сельские. Они значимо больше ценят следование традициям и красоту природы и искусства. В их ценностной иерархии более высокие позиции занимают ценности мир и любовь. Возможно, это проявление ностальгии по коллективистской жизни в деревне, которая воспринята ими от родителей.

В табл.11 представлены результаты сравнения терминальных ценностей городских и сельских студентов на 1 курсе. Анализируя отраженные в табл. 11 данные, видим, что за год изменилась структура ценностей, исследуемых городских и сельских студентов.

Спустя год самыми важными ценностями-целями для городских и сельских студентов- первокурсников по-прежнему являются: здоровье, счастливая семейная жизнь и познание. В число главных ценностей городских студентов по-прежнему входит гуманность, городские студенты по-прежнему ценят ее (гуманность) значимо выше, чем сельские (р 0,05). У сельских студентов в числе главных ценностей по-прежнему свобода и наличие хороших и верных друзей. Однако, не смотря на вышеприведенные свидетельства

Самыми важными ценностями - средствами для городских и для сельских студентов на подготовительном факультете были образованность; воспитанность; дух сообщества, солидарности, взаимная любовь, взаимосвязь; жизнерадостность и ответственность. Было отмечено единственное различие в структурах главных ценностных приоритетов респондентов двух групп: приехавшие из города больше ценят скромность, а приехавшие из села -аккуратность.

Значимых различий в оценке инструментальных ценностей между городскими и сельскими студентами на ПФ не было выявлено (табл. 13). На уровне тенденций обнаружено одно единственное различие: сельские студенты больше, чем городские студенты, ценят созерцательность (р 0,1).

Стратегии и профили аккультурации вьетнамских студентов

Таким образом, сравнив динамику терминальных ценностей у респондентов, использующих разные профили, видим, что больше всего изменилась система ценностей интеграторов-сепаратистов, которые в большей степени, чем другие, стремились к сохранению своих ценностей, привычных правил и норм, к изоляции и дистанцированию от новой культуры, и в большей степени общались со своими соотечественниками. Для нас оказалось неожиданным то, что именно у них оказалось больше всего сдвигов в терминальных ценностях. У них значимо выросла ценность материально обеспеченной жизни, наличия хороших и верных друзей, а также выявилась тенденция к росту ценностей счастья других, развлечения, продуктивная жизнь. При этом упала важность ценностей общественное признание и красота природы и искусства и Отечество (на уровне тенденции) (рис.21).

У интеграторов - ассимиляторов произошел только один достоверный «сдвиг» в терминальных ценностях. Через год менее значимым стал мир и на уровне тенденций менее значимыми стали ценности счастье других и общественное признание. При этом на уровне тенденций у них выросла значимость ценности Отечество (рис.21).

Терминальные ценности «чистых» интеграторов оказались в большей степени устойчивыми, чем у респондентов с другими профилями. У них не выявлено ни одного статистически значимого сдвига. Через год на уровне тенденций у них снизились значимость ценностей наличие хороших и верных друзей и творчество (рис.21).

Как видим из табл.26 и рис.22, за год у интеграторов -сепаратистов изменилась структура инструментальных ценностей. С помощью Т- критерия Вилкоксона, мы выявили, что произошел достоверный сдвиг ряда инструментальных ценностей. Через год более значимыми для группы стали почитание старших (переход с 19,5 на 6 место) и широта взглядов (с 23 на 10) и менее значимыми стала благодарность (рис.22). Ценность благодарность занимала 6-ое место на подготовительном факультете и входила в число приоритетных ценностей, через год её ранг стал 15-м (табл.26).

Динамика инструментальных ценностей у интеграторов - сепаратистов. Примечание: цифры над столбиками обозначают номера рангов. Подчеркнуты ценности, в отношении которых выявлены статистически значимые «сдвиги».

Динамика инструментальных ценностей в группе интеграторов- ассимиляторов. Примечание: цифры над столбиками обозначают номера рангов. Подчеркнуты ценности, в отношении которых выявлены статистически значимые «сдвиги».

Анализируя полученные данные (табл.27), мы видим, что за год структура инструментальных ценностей ассимиляторов - интеграторов изменилась. С помощью Т- критерия Вилкоксона, мы выявили, что через год более значимой для них стала бережливость (табл. 27, рис.23). Через год из числа наиболее важных ценностей ушла такая ценность как эффективность в делах, её ранг стал 15 -м, а вошла в число главных ценностей ответственность.

В таблице 28 представлена динамика инструментальных ценностей от подготовительного факультета к 1 курсу у «чистых» интеграторов.

Анализируя полученные данные из табл.28 и рис.24, мы видим, что структура инструментальных ценностей у «чистых» интеграторов за год изменилась. С помощью Т- критерия Вилкоксона, мы выявили, что произошли достоверные сдвиги в системе инструментальных ценностей. Через год гораздо более значимыми для них стали аккуратность и бережливость, на уровне тенденций выросла значимость эффективности в делах и ответственности. Т.е. у этой группы респондентов усилились убеждения в том, что для достижения жизненных целей важны личные, деловые качества. С этой точки зрения логично, что для них менее значимой инструментальной ценностью становится ценность почитание старших.

Как видим, выявились прямо противоположные тенденции в изменении инструментальных ценностей. У интеграторов-сепаратистов значимость ценностей почитание старших и наличие хороших и верных друзей статистически значимо растет, а у «чистых» интеграторов, наоборот, падает. На наш взгляд, это согласуется с высказанным выше предположением о большей ориентации «чистых» интеграторов в достижении целей на личные качества, на себя, в то времы как интеграторы- сепаратисты становятся более убеждены в том, что для достижения жизненных целей важна внешняя помощь (друзья, старшие). Вероятно, они не чувствуют себя достаточно уверенными (рис. 24).

Динамика инструментальных ценностей в группе «чистых» интеграторов. Примечание: цифры над столбиками обозначают номера рангов. Подчеркнуты ценности, в отношении которых выявлены статистически значимые «сдвиги», пунктиром выделены ценности, в отношении которых обнаружены изменения на уровне тенденций.