Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика зрительного восприятия: системно-генетический анализ Барабанщиков, Владимир Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Барабанщиков, Владимир Александрович. Динамика зрительного восприятия: системно-генетический анализ : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01.- Москва, 1991.- 50 с.: ил.

Введение к работе

r;-.,;! 'J

,0T«;nfij

Проблема. Несмотря на активное использование словосочетания "процесс восприятия" понятие перцептивного, в частности, зрительного процесса разработано в психологии довольно слабо. Чаще всего представления о процессе опирается на метафору "втекания - вытекания" (inflow - outflow), носят, как это ни пардоксально, абстрактний вневременной характер и связываются с динамикой его отдельных сторон (например, с изменением информационного содержания образа, аккомодацией схемы, актуализацией установки, движением органов чувств и т.п.). Строение перцептивного процесса в целом, его общие свойства, источник, уровни организации остаются при этом невыясненными.

Как явление процесс восприятия выступает в виде потока изменений чувственной данности индивиду предметной действительности. Соответственно, проблема исследования может быть специфицирована с помоцыо трех главных вопросов: что меняется в ходи восприятия? как? и почему? Первый связан с определением состава и структуры перцептивного процесса, второй - с характеристикой способа и средств протекающих изменений, третий - фиксирует их основания.

Для того, чтобы раскрыть перцептивный процесс в "полном объеме", его необходимо рассмотреть в контексте конкретной жизнедеятельности - как событие, реализующее специфическую связь индивида со средой. Перцептивное событие имеет собственное относительно независимое бытие (онтологический статус), внутренне дифференцировано, развернуто в пространстве и времени, включено з цепь других событий. Явление восприятия открывается здесь в эдинстве условий своего существования, презентируя движения некоторого обьемлющчго целого. Процесс воспрлтия как перцептивное событие (на примере зрительного восприятия) и составляет эрелмег диссертационного исследования.

Актуальность разработки проблемы определяется несколькими эбстоятельствами. Во-первых, длительное время акцент в исследо

ваниях восприятия делался на его результативной стороне и средствах отражения индивидом пространственно-временных, энергетических и предметных особенностей среды. Собственно процессуальные характеристики перцепции были вынесены как бы на второй план и изучались эпизодически. Однако, как бы детально ни исследовались структуры, "категории" или свойства перцептивных образований, без обращения к их собственному движении понять (=обьяснить) восприятие невозможно. Изучение закономерностей динамики восприятия - шаг, непосредственно ведущий к познание его действительной природы (С.Л.Рубинштейн, 1957; Б.Ф.Ломов, 1984). Во-вторых, проводимые исследования и существующие данные о процессе чувственного восприятия касаются в основном отдельных сторон перцептивного события, порождая множественность представлений о процессе восприятия (как нейродинамике, как действии, как решении задачи, как переработке информации и т.д.). Перцептивный процесс в целом оказывается за рамками исследования, а знание о нем предстает как конгломерат частных "микротеорнй". Изучение перцептивных событий, нацеленное на выявление внутренних связей и отношений между различными сторонами, аспектами, уровнями и измерениями восприятия поможет преодолеть разрозненность представлений о процессе восприятия, установить "хонцептуальные мосты" между различными психологическими направлениями. В-третьих, анализ перцептивных событий выводит на решение таких фундаментальных проблем как детерминация чувственного отражения действительности, взаимосвязь отражения и действия, связь восприятия с другими психическими процессами, временные парадоксы перцепции и др. Особый интерес в данном случае представляет процесс зрительного восприятия - наиболее исследованный и теоретически, и экспериментально. Можно полагать, что изучение его как целого позволит не только выявить новые интегративные характеристики перцепции, но и по-новому взглянуть на некоторые традицинныв проблемы зрительного восприятия.

В практическом плане знание свойств и закономерностей пер-

цептивных событии могут служить обиепсихологическим основанием постановки и решения задач диагностики и управления процессом зрительного восприятия человека в конкретных видах его деятель ности. Результаты проведенных исследований непосредственно связаны с разработкой: 1) принципов, обеспечивающих гибкость технических устройств приема и переработки информации (например, машинного зрения); 2) более полных и эффективных систем перцептивного обучения, включая профессиональное; 3) схем рациональной организации средств отображения информации и режимов ее предъявления оператору. Экспериментальные методы, апробированные в диссертации могут быть использованы при решении широкого круга фундаментальных проблем психологии восприятия.

Выполненное исследование опиралось на идеи теории психического как процесса (С.Л.Рубинштейн, 1957), системный подход к анализу психических явлений (Б.Ф.Ломов, 1984), структурно-уров-невуг) концепщиэ психического (Я.А.Пономарев, 1983) и положения теории функциональных систем (П.К.Анохин, 1978).

В качестве объекта исследования полагались 1) система психологического знания о чувственном (преимущественно, зрительном) восприятии и 2) процессы решения индивидом простейших зрительных и окуломоторных задач в условиях временного дефицита и оптических искажений.

Общая цель исследований - разработка психологической концепции зрительного восприятия как перцептивного события. Ее постижение предполагало решение следусщих задач:

  1. Дать анализ методологических оснований и подходов к исследование проблемы динамики зрительного восприятия.

  2. Разработать целостное представление о психологической ірироде процесса зрительного восприятия.

  3. Разработать соотвествусщий подход и конкретные методы жепериментального исследования перцептивного процесса.

  4. Изучить закономерности протекания элементарных перцептивных событий (микропроцесса зрительного восприятия).

Базовые нетоды исследования: теоретический

конструирование концептуальных средств, фиксирующих системную организацию перцептивных событий; экспериментальные - а) идентификация наблюдателем кратковременных разнолокалиэованных элементов среды в условиях контролируемого изменения предмета зрительного восприятия; б) оптическая трансформация направления зрительной обратной связи. Базовые экспериментальные методы сочетались с другими схемами исследования зрительного восприятия (маскировки, микрогенеза зрительного образа, окуломоторной активности и др.).

Научная новизна. В диссертации по-новому поставлена проблема динамики чувственного восприятия. В центре внимания оказывается не отдельное явление (сторона, аспект, момент) восприятия и не "восприятие вообще" (его абстрактно-всеобщая форма), а перцептивное событие, реализующее конкретный акт жизнедеятельности индивида.

Анализ перцептивного события потребовал разработки адекватных концептуальных средств, фиксирующих процесс восприятия в терминах развития (генезиса) перцептивной системы. Согласно выдвигаемой концепции, перцептивная система рассматривается как исходное целое, в котором дифференцируются субъект и объект восприятия, способ их взаимодействия и конечный продукт (отражение значимых свойств и отношений действительности), ради которого система складывается и существует. Развитие этого целого (от зарождения до преобразования) определяет динамику каждого отдельного феномена восприятия, по-разному раскрываясь в разных планах, на разных уровнях организации и в разных измерениях. Понятие перцептивной системы позволило дифференцировать основные "составляющие", выделить новые интегративные образования (перцептивный комплекс, перцептивный переходный процесс, систему перцептивных отношений и др.), специфицировать диахроническую структуру процесса чувственного восприятия, а также установить внутренние связи между его различными проявлениями. Именно с данной позиции психология восприятия выступает как когерентная область научного знания.

В русле разрабатываемого системно-генетического подхода

предложены и апробированы оригинальные методы исследования микропроцесса зрительного восприятия, с помоцыэ которых получен ряд новых научных результатов:

  1. Выявлены тенденции преобразования зрительного поля наблюдателя в ходе изменения предмета восприятия. Установлены основные стадии, свойства и детерминанты этого преобразования.

  2. Обнаружены неизвестные ранее феномены: а) точечный периферический пара- и метаконтраст и б) эффект асимметрии (неаддитивности) влияния периферически воспринимаемых событий. Описаны условия их развертывания во времени и факторы, определяющие величину основного эффекта.

3. Установлена взаимосвязь (единство) разнообразных
эффектов "дальнего взаимодействия" элементов зрительного поля,
их динамика и условия проявления в процессе восприятия.

4. Экспериментально обосновано сосуществование в одном и
том же микропроцессе восприятия противоположных тенденций: па-
расаккадического подавления и сенсибилизации, стабильности и
астабилыюси, распределения и концентрации зрительного
внимания.

5. Дифференцированы "быстрый" и "медленный" компоненты
перцептивного микропроцесса, связанные с различным характером
преобразований зрительного поля. Описан механизм изменения нап
равленности зрительного восприятия.

  1. Уточнена характеристика микрогенеза зрительного образа в ситуации, допускающей отражение пространственно развернутого фрагмента действительности и возможность перевода взора с одного предиета восприятия на другой. Описаны особенности динамики перцептивных гипотез в процессе микровосприятия.

  2. Выявлены паттерны глазодвигательной активности и соот-вествуидие нарушения восприятия при инверсии естественных отношений между направлениями поворота глаз и соответствующего смещения ретикального образа. Раскрыты функциональные механизмы контроля и переключения паттернов.

  3. Уточнены детерминанты фиксационного поворота глаз и методические возможности анализа окуломоторной активности в пси-

хологических исследованиях динамики зрительного восприятия.

9. Выделены зоны рассогласования направлений поворота глаз
и смещения ретинального образа, обусловливающие качественно
различные дисфункции глазодвигательной системы (ГДС) и
зрительного восприятия. Определены условия, средства и этапы
охуломоторной адаптации (восстановления окуломоторного навыка),
дифференцированы ее оперативная и консервативная формы.

10. Показаны основные каналы влияния искусственных
нарушений движений глаз на формирование зрительного образа и
параметров зрительного образа на организацию окуломоторной
активности. Выявлена зонная природа перцептивно-моторных
отношений.

Полученные результаты характеризуют неизвестные ранее закономерности динамики зрительного поля и функциональной организации фиксационного поворота глаз, позволяя раскрыть содержание узловых моментов микропроцесса зрительного восприятия в целом (его основание, психологический состав, структуру, стадии раз вития, механизм, уровни организации, детерминацию, свойства и способы взаимодействия). Совокупность концептуальных положений, методических средств и эмпирических данных, изложенных в диссертации, образует основание нового (системно-генетического) направления изучения процесса зрительного восприятия человека. На заїциту выносятся следующие положения :

1. Целостный процесс зрительного восприятия представляет собой развитие (генезис) перцептивной системы, в ходе которого возникают, формируются, функционируют и преобразуются и ее компоненты (субъект и объект восприятия), и характер их взаимодействия, и соответствующий перцептивный эффект. Этот процесс протекает в сопряженных формах отражения и активности, имеет иерархическое строение, обладает способностью самоорганизации и саморазвития. Содержание и способ развертывания зрительного процесса проявляются в трех планах: а) как взаимодействие наблюдателя с ситуацией (процесс решения перцептивной задачи, ориентировочно-исследовательское действие, окуломоторный акт, формирование или восстановление зрительного навыка), б) как

развитие системы внутренних условий восприятия (перцептивного комплекса, включающего наряду с когнитивным, мотивационно-оценочный, диспозиционный и исполнительный компоненты), в) как динамика формы и содержания многомерного зрительного образа. Первый характеризует основание (источник и движущие силы), второй - психологический состав и структуру, третий - основной продукт перцептивного процесса. Природа любого перцептивного явления всегда оказывается многозначной, а его связь с предметным действием, другими психическими процессами или нейродинамикой - опосредствованной.

  1. В основе анализа восприятия как события лежат следующие принципы: а) выявление конкретной перцептивной системы, б) дифференциация планов, уровней и стадий ее развития, в) определение места непосредственно изучемого феномена в рамках целого, г) выделение альтернативных (дополнительных) свойств и тенденций процесса восприятия, д) сопоставление смежных (в пространстве и во времени) перцептивных актов, е) соотнесение различных аспектов восприятия посредством анализа генезиса перцептивной системы в целом. Их совокупность характеризует общий строй системно-генетического подхода к процессу чувственного восприятия.

  2. Элементарный процесс зрительного восприятия, обеспечивающий отражение значимых свойств и отношений наличного фрагмента действительности: а) выражает единство локальных микроизменениЯ: мотивационных, когнитивных, диспоэнционных, исполнительных; б) включает стадии зарождения, становления (формирования), функционирования и преобразования; в) строится с учетом требований вышележащих уровней (макро- и мега-) органиэции восприятия; г) обладает свойствами целостности, непрерывности, амбивалентности, дискретности, необратимости, подвигшости, вариативности и адаптивности; д) подчиняется системе детерминант, складызающэйся и развивающейся в ходе его осуществления; е) вступает в комплексное взаимодействие со смежными (в пространство и времени) иикропроцессами восприятия. Эмпирическими референтами зрительного микропроцесса выступают

направленные изменения (преобразования) зрительного поля наблюдателя и фиксационный поворот глаз.

4. Структура зрительного поля характеризует функциональную
организацию информационного содержания зрительного образа, за
кономерно меняющуюся в ходе развития перцептивной микросистемы.
Эти изменения носят тотальный характер, гетерохронии, включают
противоположные тенденции, зависят от позиции предмета
восприятия и выполняемой наблюдателем задачи. Вызванные
необходимостью адекватного отражения нового элемента ситуации
и/или взаимодействием смежных микропроцессов восприятия,
преобразования структуры зрительного поля становятся основанием
разнообразных эффектов зрительной микродинамики: маскировки,
парасаккадического подавления, локальной сенсибилизации,
стабильности - астабильности восприятия, дальнего
взаимодействия и др. На разных стадиях перцептогенеза и в
различных участках зрительного поля данные эффекты проявляются
по-разному.

5. Фиксационный поворот глаз, независимо от состава и
структуры движений, реализует окуломоторный навык наблюдателя,
обслуживающий выполнение собственно зрительных операций. Его
параметры определяются как особенностями ситуации (объекта вос
приятия), так и состоянием наблюдателя, в частности, его отно
шением к ситуации. В силу опосредствованности динамики зритель-'
ного образа и окуломоторной активности ходом развития перцеп
тивной микросистемы феномены зрительного восприятия оказываются
независимыми от параметров движений глаз, а окуломоторная ак
тивность - от характеристик зрительного образа. Это
обеспечивает, с одной стороны, стабильность восприятия, а, с
другой - адаптивность и возможность тонкой координации движений
глаз. Включенность окуломоторной активности в генезис
перцептивной системы является основанием использования анализа
движений глаз в качестве эффективного метода психологического
исследования целостного процесса зрительного восприятия.

Апробация работы. Материалы диссертации многократно докладывались на научных форумах, наиболее важными из которых

является: XX Международный психологический конгресс (Лейпциг, 1980); Советско-финский симпозиум "Мозг и психическая деятельность" (Москва, 1981); Норвежско-советский семинар по проблеме восприятия (Осло, 1981); Финско-советский симпозиум "Когнитивная психология" (Турку, 1983); III Европейская конференция исследователей движений глаз (Париж, 1985); Финская национальная конференция по психологии (Некрнярве, 1986); Советско-американский симпозиум "Управление движением" (Москва, 1988). Диссертация апробирована и рекомендована к защите на совместном заседании лаборатории методологии, теории и истории психологии, лаборатории когнитивных процессов и группы системного подхода в теории и практике психологин Института психологии All СССР (Москва, 1990).