Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Орлова Екатерина Марковна

Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы
<
Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орлова Екатерина Марковна. Исследования влияния музыки на человека в творчестве В.М. Бехтерева и его школы: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.01 / Орлова Екатерина Марковна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет].- Москва, 2016.- 225 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Система научных взглядов В.М. Бехтерева в познании влияния музыки на человека и общество .17-38

1.1. Основные этапы научного пути В.М.Бехтерева 17-24

1.2. Историко-философские и теоретико-методологические основания подходов В.М. Бехтерева к проблеме влияния музыки 24-38

Выводы по Главе 1 .38-40

Глава 2. Вопросы музыкальной психологии в творчестве В.М.Бехтерева .41-99

2.1. Характеристика развития музыкально-психологической мысли в России и за рубежом в конце XIX – начале XX века 41-44

2.2. В.М.Бехтерев об учреждении «Комиссии для разработки мер к практической утилизации музыки, как могущественного лечебного средства»: попытка институализации научной программы 45-59

2.3. Значение музыки в воспитании личности в генетической рефлексологии В.М.Бехтерева 59-67

2.4. В.М. Бехтерев о лечебном и гигиеническом значении музыки 67-79

2.5.В.М. Бехтерев о социальном значении музыки .79-84

2.6. Идеи разработки функциональной музыки в концепции В.М. Бехтерева по научной организации труда в России 84-89

2.7. Изучение творческой личности в художественной рефлексологии В.М. Бехтерева .90-99 Выводы по Главе 2 .99-102

Глава 3. В.М.Бехтерев и его школа экспериментальных исследований ..103-146

3.1. Исследования влияния музыки на человека в работах учеников и сотрудников В.М. Бехтерева 103-127

3.2. В.М. Бехтерев и Государственный институт музыкального просвещения (ГИМП) .127-146

Выводы по Главе 3 .146-149

Глава 4. В.М. Бехтерев и современные подходы к развитию творческой личности с позиции когнитивно-поведенческой модели .150-166

4.1.Идеи В.М.Бехтерева и современная концепция нейролингвистической

психокоррекции в контексте музыкально-творческой деятельности..150-159

4.2. Возможности применения когнитивно-поведенческих психотехнологий в музыкально-творческой деятельности .160-166

Выводы по Главе 4 .166-168

Заключение 169-173

Список литературы

Историко-философские и теоретико-методологические основания подходов В.М. Бехтерева к проблеме влияния музыки

Многогранный русский ученый, врач, психолог и общественный деятель Владимир Михайлович Бехтерев родился 20 января (2 февраля) 1857 г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской Губернии (в настоящее время село Бехтерево Елабужского района Республики Татарстан). Окончив Вятскую гимназию, в 1873 г. он поступает в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге и оканчивает ее в 1878 году. На основании написанной В.М. Бехтеревым автобиографии [22], а так же целого ряда работ, освещающих жизненный и творческий путь ученого [4, 5, 6, 14,17-19, 100, 101, 110, 113, 115, 122, 125, 126, 127, 130, 133, 136, 158-160, 173- 178, 188 - 190, 205, 229, 230, 239, 249, 250 и др.], известно, что его учителями в Медико-хирургической академии были русский композитор и химик А.П. Бородин, хирург Н.В. Склифосовский, психиатры И.М. Балинский и И.П. Мержеевский. Активная жизненная позиция В.М. Бехтерева, интерес к познанию мозга и человеческой личности, внимание к происходящим социально-политическим событиям в России того времени определили выбор ученого в пользу «специальности нервных и душевных болезней» [22]. В период русско-турецкой войны, весной и летом 1877 г. В.М. Бехтерев, еще студент, оказывал медицинскую помощь раненым, а так же публиковал свои сообщения с фронта под псевдонимом «Санитар» в газете «Северный вестник», «Русская Правда». В 1881 г. он защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» [78]. По окончании Академии ученый выиграл конкурс и был направлен в научную командировку в Европу. За границей он работал в лабораториях и клиниках ведущих европейских ученых: в Берлине в неврологической клинике К.

Вестфаля, в Лейпциге у П. Флексига и физиолога К. Людвига. У В. Вундта в его психофизиологической лаборатории В.М. Бехтерев посещал «семинарий по экспериментальной психологии» [22]. В Вене он стажировался у анатома и невролога Т. Мейнерта, в Париже в клинике Сальпетриер у всемирно известного основателя невропатологии Ж. Шарко, к которому также восходят исследования амузии (патологии музыкальных способностей). Вспоминая о Ж. Шарко, В.М. Бехтерев писал: «он поражал необычайной любезностью в обращении, и в беседе интересовался вообще всем, что относилось к невропатологии» [42].

По возвращении из научной командировки В.М. Бехтерев был назначен профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. В 1885 г. при Казанском университете он открыл первую в России экспериментальную психофизиологическую лабораторию. В 1893 г. В.М. Бехтерев был приглашен на должность профессора и начальника кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии Санкт Петербурга, а в 1899 г. избран академиком Военно-медицинской академии. За свою фундаментальную работу «Проводящие пути спинного и головного мозга» [86] в 1900 г. ученый был удостоен премии имени академика К.М.Бэра Российской Академии Наук. На Нобелевскую премию перед Первой мировой войной выдвигался его семитомный труд по нейрофизиологии «Основы учения о функциях мозга», созданный в период 1903-1907 годов.

Осознавая необходимость фундаментальных исследований мозга и психики человека, В.М. Бехтерев в 1904 г. на заседании Общества нормальной и патологической психологии высказал мысль о создании для этих целей специального учреждения - Психоневрологического института, «первого в царской России вольного университета». Это стало воплощением той задачи, которая была поставлена Международной Ассоциацией Академий по созданию в цивилизованных странах научных центров по изучению мозга [84]. В 1907 г. состоялось открытие Психоневрологического института и избрание В.М. Бехтерева его президентом. Со временем в структуре Психоневрологического института (с 1921 г. – Психоневрологической академии) возник целый ряд специализированных научных, учебных, лечебных и воспитательных учреждений, реализующих главный девиз Психоневрологического института – «Познать человека!». Деятельность института, его цели и задачи подробно представлены в ряде опубликованных материалов того времени [38, 53, 192 -197 и др.]. Важным событием в 1907 г. стало открытие Педологического института, для которого В.М. Бехтеревым были определены самые серьезные задачи по всестороннему изучению развития ребенка и его воспитания, начиная с момента рождения. Со временем, в 1911 г. в структуре Психоневрологического института был создан Противоалкогольный институт, ставивший актуальные для России задачи научного изучения вопросов алкоголизма и лечения больных алкоголизмом с применением передовых методик для того времени. В 1913 г. при Психоневрологическом институте была открыта первая в России нейрохирургическая клиника им. Н.И. Пирогова. В 1918 г. по инициативе ученого состоялось открытие Института по изучению мозга и психической деятельности (Института мозга) и назначение В.М. Бехтерева его директором. При участии и по инициативе ученого были основаны многие общества и журналы [115], особое значение он придавал созданию музея мозга [82]. Школу В.М. Бехтерева по различным направлениям нейронауки составило более пяти тысяч учеников.

В сфере внимания В.М. Бехтерева как ученого, врача и общественного деятеля находились многие социальные проблемы России на рубеже конца XIX - начала XX века, связанные с тяжелыми условиями труда и быта населения страны [30, 59, 60, 81, 90, 92], с преступностью и алкоголизацией [23, 28, 67], с необходимостью реформ и демократизации образования [34], с доступностью профессиональной медицинской помощи [31]. Одной из главных целей ученого было познать и воспитать здоровую и просвещенную личность, а вместе с ней и общество [47]. Ценой независимой гуманистической позиции В.М. Бехтерева стала его собственная жизнь и жизнь его близких, судьба разрабатываемой им науки о человеке. В советский период труды ученого по различным областям нейронауки были преданы длительному забвению и во многом получали свою оценку с точки зрения имеющейся идеологии. Истории развития науки в данный период посвящены специальные работы [129, 244, 247, 248, 250 и др.].

В.М.Бехтерев об учреждении «Комиссии для разработки мер к практической утилизации музыки, как могущественного лечебного средства»: попытка институализации научной программы

Многие из поднятых В.М.Бехтеревым вопросов, касающихся музыкально-эстетического развития личности, остаются нерешенными и по настоящее время. Происходящие идеологические и культурные трансформации в обществе в условиях современной России выразились, в том числе и в «пропаганде образцов массовой культуры, основанной на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе» [135, 238]. Указывая на необходимость внимания к музыкальному развитию личности с самого раннего периода жизни, В.М. Бехтерев отмечал, что «от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а, следовательно, и нравственное развитие человеческой личности» [40, c. 166].

В целях планомерного изучения детской психики и применения полученных знаний в медицинской и педагогической практике, В.М. Бехтерев ввел в учебный план Психоневрологического института преподавание психологии детского возраста, как особого предмета, а с 1913 года при Институте была открыта первая в России кафедра по данной дисциплине [205, с.6]. В программе К.И. Поварнина по курсу «Психология детского возраста с основами педагогической психологии», читаемого в Психоневрологическом институте представлен раздел, содержащий в себе изучение следующего материала: «Слуховые ощущения и их физиологические условия. Глухота новорожденного и ее причины. Развитие способности слышать у детей. Различение тонов и шумов. Локализация звуков. Понимание мелодии и ритма. Некоторые особенности деятельности слухового аппарата у детей. Значение развития слуховых ощущений с биологической, психологической и педагогической точек зрения. Методика исследования. Воспитание слуха» [206, с.10].

Внимание к проблемам слуха и музыкальности отражено в опубликованной В.М. Бехтеревым статье «О деятельности Психо 66

Неврологического института как высшего педагогического учреждения и его роли в педагогическом строительстве», в которой он пишет о планах по созданию специального Отофонетического института (1910), ставившего своими целями: «а) научно – экспериментальную разработку проблем психо-физиологии акустики, речи, фоники, фонетики, фонографии и музыкальности, б) разработку методов развития и усовершенствования слуха, речевой функции, музыкальных способностей, в) лечение и исправление недостатков и болезней слуха, голоса, речи, как-то: глухота, тугоухость, амузыкальность, заикание, афазия, косноязычие и т.п.» [53, с.11]. Для чего планировалось создать: «а) специальные лаборатории: акустическую, фонетическую, фонографическую», г) классы для усовершенствования слуха и речи, курсы для подготовки специального лечебно – воспитательного персонала для соответствующих учреждений» [там же].

Далее в Отчете о деятельности Педологического института (1911) содержится информация о том, что, наряду с разносторонним образованием воспитанников института, достаточное внимание уделялось и их музыкальному развитию. Так, педагоги «знакомят детей с миром звуков. Знакомят их сначала с основными тонами, затем с доступными возрасту детей музыкальными мелодиями. Дают возможность ребенку самому извлекать звуки из приспособленных для этой цели инструментов (цимбалы, набор колокольчиков, детский рояль). Поощряют их попытки к свободному пению, причем дети заучивают мотивы исключительно по слуху. Приучают детей петь под аккомпанемент. При всех упражнениях в пении следят за правильным положением тела» [195, с.47].

Включенность музыкально-эстетического воспитания в жизнь учреждений В.М. Бехтерева показана и в Отчете о деятельности Института по изучению мозга и психической деятельности (1919). В данном документе говорится об организации детских концертов при участии входивших в структуру Института по изучению мозга и психической деятельности Школы Музыкального Просвещения под руководством профессора Н.Д. Бернштейна и Художественно-Музыкального детского сада Е.Н. Кашкадамовой. В концертах принимали участие, как дети, так и взрослые музыканты [240, с.153-154].

Здесь можно отметить и проводимые в течение двух лет в Лаборатории экспериментальной педагогики Института по изучению мозга и психической деятельности психологом М.Я. Басовым совместно с сотрудниками Петроградского института ритма исследования влияния ритмики по системе Э. Жака-Далькроза на детей и взрослых с помощью естественного эксперимента [241, с.488-489]. Так же группой сотрудников лаборатории Института по изучению мозга и психической деятельности был разработан «Проект научно-педагогического обследования состояния школы» под редакцией М.Я. Басова. В данном проекте, наряду с вопросами по общеобразовательному курсу, содержатся блоки вопросов, посвящённые изобразительному, театральному и музыкальному искусству (преподаванию пения, преподаванию оркестровой музыки, преподаванию музыки на сольных инструментах, слушанию музыки) [16, с. 29 -33].

Реализация задуманных В.М. Бехтеревым идей по изучению ребенка и его психической деятельности, развитию и воспитанию личности на практике воплотилась в создании ученым целого ряда учреждений, в которых свое место находило и музыкально-эстетическое развитие. Таким образом, приведенный материал служит достаточным примером осознания в школе ученого роли и места музыки в становлении и преобразовании человека.

Идеи разработки функциональной музыки в концепции В.М. Бехтерева по научной организации труда в России

К вопросам влияния музыки на душевнобольных обращалась врач и ученица В.М. Бехтерева Л. С. Павловская [199]. Экспериментально психологическое исследование было проведено ею в 1925 году во Второй Психиатрической Больнице. В своей работе автор сообщает о том, что концерты в клинике начали проходить с марта 1925 года два раза в неделю. Участие в выступлениях принимали профессиональные музыканты – пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты. Проводилось психологическое и рефлексологическое исследование больных. Исполнялась музыка Бетховена, Шопена, Вебера, Баха, Гайдна, Глинки, Чайковского, Мусоргского, Даргомыжского и других композиторов. Согласно автору, это был первый опыт проведения систематических психотерапевтических концертов с серьезной программой.

Отмеченную нами выше персональную заинтересованность исследователя изучением влияния музыки на человека и умение привлечь к совместной деятельности необходимых специалистов можно найти в следующих словах Л.С. Павловской: «Я с самого начала присматривалась с большим интересом к психотерапевтическим концертам нашей больницы, а затем выразила желание вместе с артистами работать, предложив вести обследование и наблюдение над группой больных, постоянно посещающих концерты» [там же, с.590]. В планы совместной работы врачей и артистов было поставлено выяснение отношения больных к концертам и их значения для больных, изучение влияния музыки на различные категории пациентов, составление программы лечебных концертов и проведение лечения музыкой. По мнению Л.С. Павловской, прослушивание музыки в форме систематических концертов оказывало хорошее влияние на условия и пребывание больных психиатрической больницы. Автором отмечалась способность музыки оказывать влияние на настроение больных, изменять направленность их ассоциаций, которые исследовались до и после прослушивания музыки после каждого из исполненных номеров программы. Согласно автору, по силе своего воздействия влияние музыки может быть приравнено к воздействию психотерапевтическому, особенно при условии продолжительного и цельного исполнения музыкальных произведений. В отношении наиболее восприимчивой к музыке категории больных было отмечено, что больше всего подчиняются музыке эпилептики и меньше всего маниакально-депрессивные больные. Л.С. Павловская так же рассматривает музыку в качестве коррекционного средства, способного разряжать эпилептические состояния. В данном исследовании исполняемые произведения были нейтрального, грустного и веселого характера. Из музыки «нейтрального» характера исполнялись симфония Моцарта, 1 часть; из музыки грустного содержания - ария из оперы «Паяцы» Леонковалло, этюд Шопена, «Похоронный марш» Шопена (название больным не сообщалось), «Ларго» из сонаты Бетховена. Веселая музыка была представлена увертюрой «Абу – Гассан» Вебера, «Рондо» Бетховена, скерцо из симфонии №7 Бетховена, скерцо из 1-й симфонии Калинникова, менуэтом из симфонии Моцарта, увертюрой «Петер Шмолль» Вебера, пьесой «Трамвай». В ходе наблюдений за тем, какие музыкальные произведения и при каких условиях оказывали влияние на душевнобольных, Л.С. Павловской было выяснено, что не столько содержание музыкальных произведений оказывало влияние на больных, сколько настроение музыки. Подавляющее влияние музыки на настроение было сильнее и длительнее возбуждающего. Среди «угнетающих» произведений Л.С. Павловской были отмечены «Похоронный марш», 5-ая симфония Чайковского. Среди возбуждающих в слабой степени -увертюра из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Рондо» Бетховена и др. Сильное возбуждающее влияние оказывали пьесы «Трамвай», «Галоп».

Влияние инструмента автором замечено не было, поскольку больные выбирали различные инструменты. Выяснение влияния творческой личности исполнителя музыки на душевнобольного слушателя также стало предметом внимания Л.С. Павловской. Изучению подверглись личностные и профессиональные особенности певицы, выступавшей на концертах и оказавшей наиболее сильное влияние на больных. На ее выступлениях некоторые больные плакали, а с другими случались нервные приступы. В процессе экспериментально-психологического исследования певицы были собраны сведения об условиях ее наследственности, воспитания и жизни, о мотивах выбора профессии, степени развития музыкальных способностей и т.д. По мнению Л.С. Павловской, певица оказывала влияние на больных благодаря «ярко выраженной эмотивности, которую она умеет передавать другим» [там же, с.596]. Таким образом, в данной работе были поставлены актуальные задачи изучения целого спектра вопросов, касающихся терапевтических возможностей музыки, ее влияния на различные категории душевнобольных с целью рационального использования музыки в качестве не только отвлекающего, но и полноценного психотерапевтического средства в формате лечебных концертов. В сфере внимания Л.С. Павловской оказался и немаловажный вопрос выявления психологических особенностей исполнителей музыки, влияющих различным образом на слушателей, в том числе на душевнобольных. Проблема подбора музыкантов, исполняющих музыку, предназначенную для терапевтических целей, представляет самостоятельный интерес для своей разработки, как для музыкотерапии, так и для психологии музыкальной деятельности.

Возможности применения когнитивно-поведенческих психотехнологий в музыкально-творческой деятельности

Необходимо отметить, что нейролингвистическая психотерапия и психокоррекция, как когнитивно-поведенческая модель подразумевает психологическую, личностно-ориентированную модель психологической помощи, использующую в своем арсенале исключительно психологические методы. На наш взгляд, наиболее востребованным в настоящее время форматом отношений между психологом (психотерапевтом) и клиентом (в нашем случае, как лицом, обучающимся в системе среднего и высшего профессионального музыкального образования, так и уже состоявшимся музыкантом-профессионалом) оказывается формат коучинга. Как помогающий формат коммуникаций коучинг заявил о себе с 90-х годов ХХ века. В области музыкальной деятельности коучинг представляет собой процесс взаимодействия, в ходе которого специалисты по коучингу помогают музыкантам (музыкальным коллективам) совершенствовать профессиональное мастерство, разрешать конфликты, улучшать коммуникации. Коучинг музыкального мастерства это модель развития и личностного роста музыканта в нетерапевтическом направлении, то есть в основе своей предполагается работа с относительно здоровым человеком. В контексте музыкально-творческой деятельности коучинг предполагает работу по максимизации потенциала музыканта и его продуктивное использование, а так же сведение к минимуму имеющихся внутренних ограничений (Т. Гоулви, 1986), в качестве которых могут выступать ослабляющие убеждения, неадекватная самооценка, психотравмирующие переживания, нежелательные поведенческие стереотипы и т.п. Как уже отмечалось, в контексте музыкально-творческой деятельности нейро-лингвистическая психокоррекция и психотерапия уделяет особое внимание работе с мыслительными и поведенческими особенностями музыканта, фокусируется на проблеме выявления и моделирования желаемых стратегий профессионального мастерства. Актуальным является и работа с состояниями музыканта, способствующими творческому процессу и положительным образом влияющими на его психическую и соматическую сферу. В качестве значимых этапов нейролингвистической психокоррекции и психотерапии в контексте музыкально-творческой деятельности можно отметить необходимость выявления характера сенсорных предпочтений у музыканта. Предпочитаемая система восприятия находит свое выражение во внешних поведенческих проявлениях, в языковых особенностях (словесных предикатах), в характере творческого процесса и образцах творчества. В связи с этим специалисты выделяют музыкантов непосредственно слухового типа, музыкантов визуального типа, музыкантов кинестетического типа и музыкантов аудиально-дигитального типа, а также музыкантов визуально-аудиального, аудиально-визуального, аудиально-кинестетического типов и т.п. Фокусировка на особенностях языка в описании опыта творческой личности также является актуальной для оптимизации психических процессов, непосредственным образом отражающихся на творчестве, и предполагает выявление и устранение когнитивных искажений, обобщений и опущений с помощью инструментов мета-модели, работающей с поверхностной и глубинной структурой языка.

Еще одним важным элементом нейролингвистической психокоррекции и психотерапии является паттерн работы с убеждениями, поскольку убеждения являются стержневой основой поведения. Убеждения, организуя систему «сознание-тело» в продуктивном, или, наоборот, в деструктивном направлении, играют значительную роль в процессе познания и осмысления различных контекстов окружающей действительности, в том числе и в профессиональной сфере. Занимаясь творческой деятельностью, музыкант создает соответствующие системы убеждений, которые формируются и подкрепляются различными событиями и обстоятельствами успеха или неуспеха. Так имеющиеся у музыканта убеждения позитивного характера о самом себе и своих способностях сопровождаются мыслями и словами: «я сыграю хорошо», «я умею», «я уверен» и т.п. Такая позитивная внутренняя речь способствует созданию соответствующих ресурсных состояний, положительным образом влияющих на организм, что способствует плодотворному творческому процессу. Успешно достигнутая творческая цель положительно подкрепляет данную деятельность и стимулирует творческую активность.

В качестве актуального рабочего элемента нейролингвистической психотерапии и психокоррекции важно отметить паттерн хорошо сформулированного результата, предполагающего сбор информации и конкретную фокусировку на желаемом для субъекта результате в различных аспектах жизнедеятельности, в том числе и в области профессионального мастерства. Данная процедура оказывается необходимой для конкретизации информации и ресурсов, необходимых для достижения цели, а также для создания последовательной программы действий и контроля над процессом достижений. С данной точки зрения адекватно сформулированный результат предполагает четкую и мотивирующую репрезентацию желаемой цели в сенсорных системах, позитивную и реалистичную формулировку желаемого. Важно также определение тех признаков, которые будут указывать на факт достижения цели. Необходимым является определение условий и ресурсов, при наличии которых возможна реализация желаемого результата. Существенным для данного паттерна является и вопрос экологичности осуществляемых изменений, выявление внутренних и внешних противоречий, препятствий и ограничений, которые могут удерживать творческую личность от необходимых действий в заданном направлении.

Произвольное управление состояниями, способствующими творческому процессу, в нейролингвистической психокоррекции и психотерапии осуществляется с помощью процедуры якорения. При ассоциировании внешних и внутренних стимулов и реакций на них, происходит создание сочетательно-рефлекторных связей, с помощью которых впоследствии становится достаточным предъявить стимул (якорь), чтобы запустить соответствующую реакцию. Якорь, запускающий тот или иной процесс или состояние, может быть внешним и внутренним, то есть находиться в форме зрительных, слуховых и кинестетических представлений, а так же может быть представлен в используемых словах (как символических обобщениях реакций). Так критические высказывания способны выступить тем самым внешним агентом, который может подорвать уверенность человека в себе, негативным образом сказаться на его самооценке. Это особенно актуально для конкурентной музыкальной среды, поскольку результаты творчества, так или иначе, выносятся на публику. Критика может представлять собой своего рода набор стрессорных слов (стимулов), которые при воспроизведении их во внутренней речи, вызывают астенические реакции у человека, ставшего объектом критики. «Стрессорные» слова являются частью субъективного опыта и глубоко индивидуальны, а так же имеют свои репрезентации в соответствующих субмодальностных характеристиках (К. Бессер-Зигмунд, 1996). «Стрессорные» слова и сформировавшиеся на их базе ограничивающие убеждения мешают и в начальной стадии работы над музыкальным произведением, и в финальной, осуществляя как бы преднастройку психической и соматической сферы музыканта на соответствующие «нересурсные» состояния.