Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Федунина Наталия Юрьевна

Эволюция психологических взглядов Пьера Жане
<
Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Эволюция психологических взглядов Пьера Жане Эволюция психологических взглядов Пьера Жане
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Федунина Наталия Юрьевна. Эволюция психологических взглядов Пьера Жане : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2003 175 c. РГБ ОД, 61:03-19/321-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Эпоха П. Жане. Вехи жизни и творчества 8

1. Историко-культурный контекст 8

2. Биография Пьера Жане. Этапы творчества 14

3. Выбор объекта. Становление предмета. Разработка метода 20

Глава II. Этапы творчества Пьера Жане: эволюция концепции 39

1. Первый этап. Низшие формы психической деятельности. Проблемы подсознательного, бессознательного, сознания 39

2. Второй этап. Концепция психической экономии. Динамическая теория 53

3. Третий этап. Психология поведения 62

Глава III. Некоторые ключевые проблемы психологии П. Жане 94

1. Концепция личности П. Жане 94

2. Проблема памяти в трудах П. Жане 112

Глава IV. Творчество Жане в контексте мировой психологии 131

Заключение 145

Литература 147

Приложения 158

Словарь и некоторые общие терминологические замечания 158

Дополнительные комментарии 165

Эвристическое пространство концепции Жане. Филологический анализ проблемы настоящего 170

Введение к работе

Актуальность проблемы. Пьер Жане (1859-1947) - одна из значительных фигур в психологии как по охвату проблем, над которыми он работал, так и по оригинальности подхода к их решению. Он внес вклад в развитие психологической науки (ввел понятие подсознательного, систематизировал и осмыслил исследования низших форм психической деятельности, автоматизмов; разработал представление о психологии как науке о поведении, не исключая из ее предметной области высшие формы проявления психического и рассматривая их в эволюционном плане); психиатрии (создал самобытные теории неврозов, истерического и психастенического расстройств, а также терапевтическую систему их лечения). Сегодня наблюдается рост исследовательских и прикладных работ в областях, являвшихся центральными в системе П. Жане: в сфере изучения и терапии травматических переживаний, феноменов диссоциации, психологии поведения. П. Жане оказал большое влияние на становление концепций многих психологов и психиатров: Ж. Пиаже называл Жане своим учителем (он слушал лекции Жане в Коллеж де Франс) [Piaget, 1960], посещал занятия П. Жане и К.Г. Юнг; А. Адлер отмечал влияние работ П. Жане на его понятие чувства неполноценности [Boadella, 1997]; Э. Блейлер разработал понятие аутизма, опираясь, в частности, на представление Жане о потере чувства реальности. П. Жане оказал влияние на П. Фресса в его концепции «временного поведения» [О.М. Тутунджян, 1967]. Его также считают первым телесным психотерапевтом и предшественником В. Райха [Boadella, 1997], а также предшественником когнитивно-бихевиоральной психотерапии [Bilsbury, 1997]. Подчеркивали значимость работ П. Жане и отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Степень разработанности проблемы. Несмотря на эвристичность концепции Жане и ее влияние на становление психологической науки, она мало известна в нашей стране, а за рубежом получили разработку лишь отдельные темы (связанные с клинической практикой, феноменом травматического переживания, множественной личности). Согласно данным Общества Пьера Жане в Париже, его публикации включают 23 монографии, 159 статей в журналах'. Долгое время они оставались в забвении, многие практически недоступны и сейчас. В настоящее время отмечается рост интереса к работам Жане, и «если в 1960 году 101-летие со дня рождения Жане скромно отмечалось лишь его французскими последователями (в тот момент он был практически неизвестен и забыт), то через тридцать лет, к моменту 100-летия выхода в свет его знаменитой работы «L'Automatisme psychologique» (1889) («Психический автоматизм»), было основано четыре центра,

' Библиографию работ Жане можно найти в работе Элленбергера «Пьер Жане. Философ» (1973) (L'oeuvre de Pierre Janet: bibliographie (1977)) или в книге К. Прево (С. Prevost) «La psycho-philosophie de Pierre Janet" (1973), а первая библиография вышла в 1950-м году в специальном номере "L'evolution psychiatrique" (М. Diatkine).

связанных с его именем: во Франции, Голландии, Соединенных Штатах и Австралии» [M.S. Micale, 1995] (недавно еще один центр был открыт в Германии). Возобновлению интереса к фигуре Жане способствовала монография Элленбергера «The Discovery of the Unconscious» (1970), недавно переведенной на русский язык, в которой Жане посвящена отдельная глава. П. Браун отмечает, что возрастающий энтузиазм относительно исследований Жане также обязан своим появлением и клинической сфере, где велик сегодня интерес к проблемам сознания и диссоциации, психическим автоматизмам, посттравматическим стрессовым расстройствам [цит.: M.S. Micale, 1995].

Жане был посвящен специальный выпуск Bulletin de psychologie, 1960, том14, №184. В книге Р. ван дер Веера и Валсинера «Social mind» (2000) Жане отведена большая глава; этим авторам принадлежат и первые сравнительные исследования концепций Жане и отечественных психологов [J. Valsiner, R. Van der Veer, 1988]. Некоторые труды Жане переведены на русский язык: «Неврозы» (Москва, 1911), «Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека» (Москва, 1913). В сборнике «Новые идеи в философии» за 1914 год была напечатана статья Жане «Подсознательное». В хрестоматию по памяти и сборник «Психология эмоций. Тексты» вошли его статьи, касающиеся социальной природы памяти и страха действия как существенного элемента меланхолии. Среди отечественных исследователей творчества П. Жане следует назвать М.С. Роговина: М.С. Роговин «Введение в психологию», гл 13, М, 1969, Роговин М. Пьер Жане. «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 6, Пирковский С. и Роговин М. Пьер Жане. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1961, т. 61, стр. 449-456., М.С. Роговин «Философские проблемы теории памяти», М, 1966; Л.И. Анцыферову: Л.И. Анцыферова «Психологическая концепция Пьера Жане», Вопросы психологии, 1969, №5, Л.И. Анцыферова «Материалистические идеи в зарубежной психологии», М, 1974. Эти исследования носят обзорный характер. Последнее время имя Жане (в основном в связи с исследованиями множественной личности) появляется и в научно-популярных изданиях [см., например, Е. Гольцман, 2002].

Объектом исследования являются творчество П. Жане и исследования, ему посвященные.

Предметом исследования является эволюция концепции П. Жане, его представления о психологии как науке, о бессознательном, поведении, памяти, личности.

Цель диссертационной работы: реконструкция эволюции психологических взглядов П. Жане.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) Выявить философские, психологические, психиатрические предпосылки концепции П.
Жане.

2) Воссоздать динамику творчества П. Жане (рассмотреть его логику, выделить
объяснительные гипотезы и принципы исследования, раскрыть содержание базисных
понятий).

3) Реконструировать концепции подсознательного, памяти, личности.

4) Рассмотреть влияние работ П. Жане на развитие психологической науки, раскрыть
эвристические возможности разработки некоторых гипотез и понятий его системы для
современной теории и практике психологии.

Новизна заключается в представлении концепции П. Жане в ее развитии и совокупности основных проблем, анализе ее культурно-исторических, философских, психологических, клинических истоков, рассмотрении динамики творчества ученого.

Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии эвристического потенциала теории Жане для современной психологии, уяснении логики одного из путей развития психологической науки в ее связи и обусловленности практикой.

Методологическую основу исследования составили принципы историко-научного анализа, развиваемые в работах по истории и методологии науки, в том числе в трудах В. Библера, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Ю.М. Лотмана, М.Г. Ярошевского. Важнейший из них - принцип историзма - «принцип научного мышления, рассматривающий все явления как развивающиеся на основе определенных объективных закономерностей» [Кон, 1964, с.557]. По отношению к историко-психологическому анализу он предполагает рассмотрение «того или иного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, как детерминируемый общей ситуацией в науке и рассматриваемый в сопоставлении с предшествующими знаниями» [Ждан, 1999, с. 15]. Реализуя этот принцип, мы опирались на положения Выготского, касающиеся объяснения закономерностей в смене и развитии понятий в зависимости от «1) общей социально-культурной подпочвы эпохи; 2) общих условий и законов научного познания; 3) объективных требований, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования, требований объективной деятельности, изучаемой данной наукой» [Выготский, 1982, с.302]. Мы также ориентировались на выделенные М.Г. Ярошевским координаты научной деятельности (историологическую, соционаучную и личностную). Эволюцию взглядов мыслителя можно понять, лишь принимая в расчет все выделенные координаты. Большое значение для нас имела также позиция Ю.М. Лотмана, согласно которой знание и индивидуального сознания автора, и текста, и внетекстовой реальности необходимы, если мы хотим понять как жизнетворчество мыслителя, так и отдельный текст.

Анализируя концепцию Жане, мы стремились передать ее самобытность, используя ее собственный понятийный аппарат, приводя собственные определения Жане и соотнося их с принятым ныне пониманием употребляемых терминов.

Опираясь на идею диалогичности, звучащую в трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.Ю. Лотмана, мы пытались не ограничиваться только воссозданием концепции Жане, но понять, как она может быть прочтена сейчас, какое место она может занять в современной психологии; рассмотреть ее не как замкнутое прошлое, но как воспоминание, способное созидать настоящее. «Культура ... лишь тогда культура, когда она современна, когда она способна выйти из своего времени» [Библер, с.234]. И современная культура, согласно Библеру, также проявляется в своей со-временности, в тех диалогах, которые она ведет с другими культурами, в тех вопросах, которые адресует им.

Принцип историзма диктует и особую стратегию оценки прошлого, когда необходимо внимание не только к возможностям, открывающимся в теории, но и к ее границам. "Пытаясь разобраться в том, что произошло", исследователь "должен иметь в виду и то, что не произошло" [Лихачев Д.С, 1999, с. 19]. "Учитываться должны не только произведения, но и "незаполненное пространство" между произведениями" [там же, с.20].

Мы также опирались на принцип развития, в соответствии с которым научная система должна быть рассмотрена в ее эволюции. Необходимо учитывать, что на разных этапах деятельности ученого могут меняться объяснительные гипотезы, основные понятие, предметная область исследования. Эти трансформации важно отразить в исторической работе.

Методы исследования:

1) анализ исторических, культурологических источников в целях воссоздания особенностей

эпохи;

  1. биографический метод, позволяющий полнее отобразить условия формирования научных взглядов П. Жане;

  2. реконструкция взглядов П. Жане на разных этапах его творчества на основе анализа его трудов;

  3. сравнительный анализ психологических взглядов П. Жане в сопоставлении с другими концепциями.

Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы в курсах по психологии познавательных процессов (материалы исследования уже были включены в курс «Психология памяти и внимания» в рамках курса общей психологии для студентов дневного отделения факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 2001/2002 учебном году), психологии личности, истории психологии, а также в исследованиях в области клинической психологии, психологической травмы.

Положения, выносимые на защиту:

1) Формирование научной позиции Жане происходило в междисциплинарном

взаимодействии с философией (на Жане оказали влияния как труды классиков французской философии - Декарта, Мальбранша, школы «идеологов», Мэн де Бирана, так современные ему философы - Поль Жане, А. Бергсон, У. Джемс), медициной (особенно психиатрией) (велика была роль Ж.-М. Шарко, И. Бернхейма), психологическим знанием (дискуссии о психологии как объективной и самостоятельной науке, работы Т. Рибо), зарождавшейся социологической наукой.

  1. Общая динамика взглядов Жане может быть представлена как переход от исследования психических автоматизмов и подсознательного (феноменов, определявшихся Жане как низшие форм психической деятельности) к целостной концепции психического -психологии поведения - рассматривавшей в генетическом аспекте и охватывавшей как низшие, так и высшие формы психической деятельности.

  2. В концепции Жане можно выделить константы, образующие основу его взглядов на протяжении всего творчества. К таковым относятся психопатологический метод изучения, генетический принцип исследования, социальности, категория действия, интерес к энергетическому аспекту психической деятельности.

  3. Теория Жане и его разработки в области психотерапии, психологии подсознательного, психологии личности, памяти и в других сферах оказали влияние как на отечественных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), так и зарубежных психологов (3. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Ж. Пиаже, П. Фресс, Л. Шварц, современные исследователи в области ПТСР). Она содержит множество точек роста для современных психологических исследований. К ним относятся столь эвристичные понятия, как интеллектуальное действие, интеллектуальный объект, гипотеза общей чувствительности и ее значение в функционировании памяти, трактовка проблемы времени и реальности, многие «психологические изобретения» личности (поведение секрета, понятие возможности, понятие исторической целостности и ее отличие от целостности телесной и социальной).

Апробация работы. Некоторые результаты были представлены в докладе на международной школе по когнитивной науке (2001, София, Новый Болгарский Университет). Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им М.В. Ломоносова.

Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, трех приложений и 5 таблиц. Основной текст содержит 147 страниц, библиография включает 263 источник.

Историко-культурный контекст

Другим трагическим событием была франко-прусская война (1870-1871), в результате которой Франция потеряла Эльзас и Лотарингию и выплатила контрибуцию в размере 5 млрд. франков. Р. Роллан в романе "Жан Кристоф" так описывал духовную атмосферу Франции того времени: "Поражение... Вы даже не подозреваете, как мрачна была атмосфера, в которой мы выросли - дети униженной и израненной Франции, заглянувшей в глаза смерти и всегда ощущавшей смертельную угрозу насилия..."[цит. по Ахмерова, 1998, с. 61]. В возрасте И лет Жане вместе с семьей пережил осаду Парижа, вскоре после которой был отправлен к родителям матери в Страсбург, где он видел и переживал боль эльзасцев в связи с отделением Эльзаса от Франции.

Если Франции и удалось достаточно быстро оправиться от экономических последствий войны (в конце XIX, а особенно начале XX века во Франции отмечался бурный экономический рост, быстрое развитие тяжелой промышленности и машиностроения, рост железнодорожного строительства, велись многочисленные колониальные завоевания («85% всех французских колониальных владений, бывших налицо к 1914г., завоевано французами именно за время с 1880 до 1914» [Тарле, с.358])), то о социальной и политической стабильности не могло быть и речи. О внутриполитическом кризисе кон. XIX - нач. XX вв. говорит уже тот факт, что за 43 года (1871-1914) в стране сменилось 56 правительств. Отделение церкви от государства, объявленное еще Великой французской революцией, все еще не было решенным вопросом. Возрождались самые темные суеверия, распространялись рассказы о видениях, появлении в разных местах Мадонны и ангелов. Церковь организовала целую сеть религиозных паломничеств и демонстраций [Ахмерова, 1998]. На рубеже веков Францию сотрясали постоянные кризисы и общественные скандалы. 1891 г. - расстрелы рабочих демонстраций в Лионе и Фурми, 1893 г. - подавление восстания в Латинском квартале, подъем анархистского движения (10 террористических актов за 1892-1894, в том числе взрыв в Палате депутатов и убийство президента С. Карно вызвали панический страх). В 1905-1914 вновь возросло напряжение, вылившееся в серию кризисов, продолжавшихся вплоть до первой мировой войны. Положение не улучшилось и после ее окончания. Франция, истощенная войной, переживала глубокий интеллектуальный и моральный кризис. Созданная Жане система психологии поведения осталась практически незамеченной в этот период политической и моральной неопределенности и сумятицы [Ellenberger, 1970].

Несмотря на сложную политическую обстановку, Франция в кон. XIX - нач. XX вв. была средоточием мировых культурных идей. «Я верю только во французскую культуру и считаю недоразумением все, что кроме нее в Европе называется "культурой" - писал в 1888 Ф. Ницше. Поль Бурже, Анатоль Франс, Ги де Мопассан - "я отнюдь не вижу, в каком столетии истории можно было бы собрать столько интересных и вместе с тем столько деликатных психологов, как в нынешнем Париже» [цит.: Ахмерова, с.77]. Культура Франции потрясала «своей общей настроенностью, близостью к сомнениям и чаяниям других народов, если угодно, человечностью» [Эренбург, 5]

Вместе с промышленным подъемом началась организация большого количества разнообразных промышленных выставок, крупнейшая из которых проходила в Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. Выставки воспринимались современниками как триумф прогресса, к ним также приурочивались конгрессы по разным наукам, в том числе (в 1889) и наукам физиологическим, психиатрии, экспериментальному и терапевтическому гипнотизму [Сироткина, 2000]. Легендарный создатель Эйфелевой башни, Ж. Эйфель, так говорил о своем детище: "Мне хотелось в честь современной науки и французской индустрии соорудить такую триумфальную арку, которая по создаваемому ею впечатлению превзошла бы арки, возводившиеся в честь победителей предшествующими поколениями" [цит.: Ахмерова, с. 99]. Однако наряду с дифирамбами техническому и научному прогрессу все чаще ставился вопрос о роли и ценности науки, о ее значении. Пуанкаре писал: "... человек не может быть счастлив наукой, но теперь он еще менее может быть счастлив без нее" [Пуанкаре, 1983, с.201]. К концу XIX века позиция по этому вопросу стала отнюдь не однозначной. Достаточно в этой связи вспомнить слова А. Франса: "Но в какой мере все эти удивительные открытия затронули наш внутренний мир?" "Неизбежен такой момент, когда любопытство становится грехом; дьявол всегда на стороне ученых" [цит.: Ахмерова, с. 128]. Р.А. Гальцева в книге «Самосознание европейской культуры XX века» (1991) отмечала: «Как бы в предвосхищении близящихся социально-исторических потрясений в мир входит разочарование в прогрессе, кризисное сознание, которое восстает против гармонизующего философского системосозидания и его движущей силы - рацио» [цит.: Холмогорова, 1996, с. 22].

Первый этап. Низшие формы психической деятельности. Проблемы подсознательного, бессознательного, сознания

П. Жане считают автором одной из основных концепций динамической психологии [EUenberger, 1970; Barraud, 1971; R.H. Wozniaki 1999]. Она складывалась под влиянием известных философов, психиатров и психологов, среди которых были Г. Лейбниц, И.Ф. Гербарт, М. де Биран, Моро де Тур, Дж.Х. Джексон, Э. Мах, Т. Рибо (дополнит, коммент. 3) . По словам Г. Элленбергера, идеи Жане столь широко известны, что они часто приписываются другим, а настоящий автор остается незамеченным [EUenberger, 1970]. Жане начал свою работу, исследуя проблему бессознательного, и, так или иначе, эта тема прошла через все научное творчество ученого. К последней четверти XIX столетия проблема бессознательного существовала во Франции под покровом философского и психиатрического знания; основным методом исследования считался гипноз, все больше требовавший медицинского знания. Лечение души все настоятельней становилось столь же реальной, не мистической проблемой, что и лечение тела. К этому времени различными авторами было установлено, что бессознательное характеризуется особым состояние памяти, интеллектуальных способностей, нейровегетативной системы, чувствительности; может оказывать влияние на сознание [Шерток, 1978]. Были описаны феномены внушения, собран богатый материал по проблеме сомнамбулизма. Но в большинстве случаев материал был представлен лишь описательно, да и сами описания довольно часто выглядели сомнительно. Жане говорил о своем опыте знакомства с подобного рода литературой: «Начав не без трепета изучение толстых фолиантов Mirville a и теорий о спиритизме Gasparin a и Chevillard a, я в конце концов стал испытывать от этого некоторое удовольствие. Можно многое найти в этих исследованиях, которые написаны с большим жаром и энтузиазмом: то читаешь забавные истории о добром Benezet e и его столике, который прерывает свою беседу, чтобы погнаться за бабочкой; то - историю о злых и неприличных духах, которые прячутся за стульями и кусают людей ... есть там и очень тонкие и интересные наблюдения, которые далеко не бесполезны для современных читателей» [Жане, 1913, с. 356].

Еще преподавая философию в лицее в Гавре, Жане увлекся изучением гипнотических состояний, и в 1889 году в Сорбонне защитил диссертацию по философии под названием «Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека», которая сразу стала классической работой в психологии. Жане стремился выявить механизмы функционирования психического в тех низших формах, когда сознание рудиментарно. Исследование проблемы подсознательного велось Жане, в первую очередь, исходя из запросов клинической практики. «"Подсознательное", как мы его определили в работах 1886-1889, рождается в научном исследовании случаев истерии» [Janet, 1909, с. 57]. Область подсознательного выражает себя, по Жане, психическими автоматизмами . Автоматизм действия не предполагает, однако, его бессознательности. «Состояние автоматизма является сознательным, хотя субъект и не обладает нормальным сознанием и способностью мыслить» [Жане, 1913, с.ЗЗ]. Под влиянием Лейбница, Бирана Жане пришел к выводу, что сознание может существовать и без разумения, «идея «я» не всегда присоединяется к тем ощущениям, которые мы испытываем» [там же, с. 41], поэтому «у субъекта во время каталепсии и других аналогичных состояний можно предполагать наличность аффективного сознания» [там же, с. 42]. Жане подробно исследовал градации рудиментарного сознания. Он также стремился отделить автоматические действия от механических перемещений неодушевленных объектов и считал, что даже в такой своей примитивной форме они все же определяются психологическими факторами, а не законами протяженной субстанции. Жане увидел, что изучаемые им «низшие формы психической деятельности» могут принимать очень сложные формы.

Жане описал и проанализировал три группы психических автоматизмов: явления каталепсии, сомнамбулизма и состояния внушения. Для этой последовательности характерно все большее усложнение психических процессов; они предстают как бы стадиями развития, пробуждения психической жизни. Эти стадии можно также представить как иерархически организованные пласты, накладывающиеся друг на друга [Valsiner, Veer, 2000, с.72]. Наиболее простой формой автоматизма является каталепсия. Жане выделяет четыре основных ее признака: продолжение и сохранение всех изменений, которые можно вызвать в каталептическом состоянии; подражание и повторение (если встать напротив субъекта по направлению его взгляда и сделать какое-нибудь движение, то субъект будет подражать,

Концепция личности П. Жане

Первоначально исследование личности проводилось в рамках той или иной метафизической школы, где это понятие подчас плохо разводилось с понятием души. Потом началось изучение элементов, составляющих личность, ощущений, восприятий, образов, действий. Следующим шагом явилось выявление условий, обстоятельств изменений личности, где большое внимание уделялось анализу случаев патологии, состояний, когда особенности личности могут претерпевать очень существенные перемены, обнажая механизмы, не различимые в норме . Таков ход исторического экскурса, данного Жане в его первом курсе лекций, прочитанном в Коллеж де Франс в 1895-1896 [S. Nicolas, L. Ferrand, 2000]. Жане посвятил проблеме личности множество статей, несколько курсов лекций в Коллеж де Франс, по материалам одного из которых в 1929 году была опубликована книга "L evolution psychologique de la personnalite". Концепция личности Жане основывается на данных разных областей: клинических исследований, общепсихологических, культурологических, этнографических, данных детской психологии.

Личность, как и многие другие психические процессы и образования, выступала для Жане в ее эволюции, не как неизменное внутреннее осознание себя, доступное для изучения только методом интроспекции, как это было, скажем, у В. Кузена, но появляющейся и растущей в связке с поведением в целом. Он говорил о нелинейности этого процесса, определяя личность как работу, осуществляющуюся в социальном взаимодействии, сопряженную с проблемами, расстройствами. Наряду с явлениями распада функций, трудностей эволюции, его интересовали и те «психологические изобретения», которые обусловливают прогрессивное движение. Первые работы Жане касались в основном патологической личности, одного из наиболее популярных в философских и психиатрических кругах в 1880-х годах феномена расщепления, его причин и последствий, освещаемых с позиции представлений об автоматизмах психического. Эти построения испытали на себе влияние Мэн де Бирана, философов спиритуалистов, Ш. Рише, Ж-М. Шарко, Т. Рибо . В поздних трудах острее ставился вопрос формирования личности; в них возросло влияние американских психологов - В. Джемса, Д.М. Болдуина, Д. Ройса; Жане также обращался к работам Л. Леви-Брюля, Э. Дюркгейма, Э. Клапареда, Ж. Пиаже, А. Валлона

Как в ранних, так и в более поздних трудах Жане одним из центральных понятий в изучении личности являлась целостность, выступавшая в первый период творчества Жане в аспекте единства и диссоциации. Единство достигается работой синтетической функции, представляющей собой «творческий акт», поскольку «множественность не объясняет единства, и самый акт, благодаря которому разнородные элементы соединяются в новую форму, не дан в этих элементах» [Жане, 1913, с. 450]. Жане так описывал образование личности, идеи «я»: «Когда известное количество психических явлений комбинируется воедино, то в психике наступает обыкновенно новый весьма важный момент: единство психических явлений, будучи замечено и понято, дает начало особому суждению, которое называется понятием о «я»» [там же, с. 112]. Жане подчеркивал отличие этого суждения, приводящего к понятию о личности, от ассоциации, «воспроизводящей явления одно за другим, автоматически сопоставляет их и таким образом дает нам возможность заметить их единство» [там же]. Синтетическая функция психического обеспечивает формирование и поддержание идеи «я», единства личности, непрерывности психической жизни.

Если в наиболее простых формах психического автоматизма (при каталепсии) идея «я» вообще не присоединяется к испытываемым ощущениям (что характерно для аффективного сознания), то при сомнамбулизме могут меняться доминирующие образы, выявляться некоторые специальные образы, образующие «новый центр, вокруг которого мысли группируются в ином порядке» [там же, с. 11]. Эти группировки могут быть очень прочными и образовывать собственную идею «я», личность, обладающую особым характером, памятью и другими особенностями. В этом случае перемены, происходящие с человеком, скоры, внезапны, непроизвольны, разительны и по большей части нестойки, непродолжительны. По замечанию Элленбергера, «Жане одним из первых предпринял систематические исследования множественных гипнотических подличностей у Люси, Леонии, Роз» [Элленбергер, 2001, с. 165].

Похожие диссертации на Эволюция психологических взглядов Пьера Жане