Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах Николаева, Ольга Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева, Ольга Петровна. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01.- Москва, 1992.- 21 с.: ил.

Введение к работе

«Scan-
:ЛЛ

йїрдяа

Актуальность и, постановка проблемы. Актуальность исследования определяется переменами,происходящими в обществе,задачами по созданию правового государства,переживанием кризиса,когда происходит смена идеалов,возникают новые законы и устаревает ряд прежних.Исследование суждений о морали и праве является не только психологической.нои социально-значимой задачей.Изучение отношений к законам и законности,понимания прав личнорти,изучение законопослушности и факторов достижения правовой зрелости особенно актуально на современном этапе развития общества.В данных условиях проблемы,связанные с моральными и правовыми сферами,нуждаются в последовательной научной разработке.

В отечественной психологии подобные вопросы только начинают рассматриваться.Настоящая работа является одной из первых попыток изучения нравственной и правовой сферы с применением метода межкультурного сравнения.Изучение суждений о морали и праве обладает также большой научной актуальностью, являясь дальнейшей разработкой и развитием существующих в психологии теорий морального сознания.Проблема специфики морально-правовой сферы,сложившейся в условиях нашего общества,? настоящий момент является недостаточно изученной.Теоретико-экспериментальная разработка данных вопросов является вкладом в теорию морального сознания.

В большинстве существующих в настоящий момент психологических течений:бихевиоризме,психоанализе,гештальтизмё и других отсутствует общепризнанная и законченная теория нравственности.Базовой теорией морального сознания,имеющей наиболее давние традиции,является теория,разработанная Ж.Пиаже /Рса$с.Ц.Именно в трудах 1.1ЬгажеД.Кольберга/« >&&*/ и других психологов когнитивной школы были даны основные понятия, выделены содержание и структура морального сознания,определены направления исследований.В ряде их работ изучены закономерности морального развития,теоретически обоснована последовательность перехода от незрелой формы морали к зре-

-2-. лой.Эти оаботы основывались на изучении моральных суждений и детей,и взрослых.Моральные суэдения отражают состояние морального сознания.Большинство работ,связанных с проблемами морали , выполнено в русле данного направления.

В последнее врем в работах нспхологов-когнитивистов широко применяется метод межкультурного сравнения,который представляется одним из наиболее продуктивных методов в изучении моральной проблематики,поскольку именно в традициях,обычаях и жизшноы укладе фиксируются основные культурные различия, влияющие на .особенности морального сознания.Использование методик в свете межкультурного сравнения предоставляет возможность нового подхода к интерпретации полученных и существующих данных.Это позволяет да^ь иное теоретическое обоснование как особенностям моральных суждений,так и критериям достижения моральной и правовой зрелости.На основе межкультурного сравнения в зарубежной психологии получен большой объем данных,не совпадающих с некоторыми положениями теории К.Пиаже относительно содержания,уровней и сроков развития морального сознания.

Применяя метод межкультурного'сравнения,мы выявили ряд феноменов.дополняющих и развивающих ту теорию морального сознания,что сложилась в рамках когнитивного направления.Некоторые особенности моральных суждений наших испытуемых в силу специфики культурного и исторического опыта существенно отличались от той структуры,что представлена в работах д.Пиаже и Л.Кольберга.Причем,особое отличие наблюдалось'в той сфере,что связана с морально-правовыми компонентами,в отношении к проблемам законности,наказания,справедливости,соотношения правового и морального.

Адекватная интерпретация полученных результатов невозможна без анализа и учета специфики культурной и социальной ситуации,переживаемой обществом в настоящее время.Чисто когнитивный подход к интерпретации полученных данных не позволяет разрешить подобную проблему.Решение моральных задач происходит на уровне всей личности в ее связях и взаимодействии с миром.Моральные,а тем более правовые суждения не существуют

в социальном з культурном вакууме.Она чувствительны к воздействию социального и культурного окружения.

Одно из основных положений' теория І.Кольберга о неизменном порядке стадий морального развития в зависимости от возраста и общего интеллектуального роста,но независимо от национальности .религии я социальной принадлежности в последние годы подвергается критике /B&l^L Л>&м-&у, ^tZUH^y^ /. Однако,теория морального развития,разработанная Кольбергом, остается ведущей.Критические замечания сводятся к тому,что признается роль культурного окружения в торможении либо ускорении морального развития.Основные аспекты морального развития признаются культурно универсальными.поскольку все культуры имеют общие основы социального взаимодействия.Однако, существующие различия в степени, жесткости а в структуре-запретов .свойственные каждой культуре,а также различия в способах усвоения моральных норм,принятых в тех или иных культ турах,не могут не влиять на процесс морального развития,причем, вплоть до смены порядка следования-стадии.... . .

Исходя из этого мы формулируем основную гипотезу исследования: развитие, способности к суждениям на тему морали и права происходит, неравномерно внутри одной стадии,вплоть до смены порядка стадий под воздействием социокультурного контекста.

Цэлью работы является изучение развития морального сознания на материала сравнительного анализа морально-правовых суждений в условиях разных культур.Изучение условий правовой и моральной социализации,выделение факторов,влияющих на зрелость правовых и моральных суждений,выявление особенностей морального развития,морального и правового сознания.

Объектом исследования является моральное и правовое сознание в межкультурном и генетическом аспекте.В качестве предмета исследования выступили,особенности суждений на тему морали и права взрослых и детей.

В соответствии с целью выделяются следующие задача:

-4-1.Выявление специфических особенностей и характеристик правовых и моральных суждений.

2.Выявление особенностей формирования и функционирования моральных и правовых суждений на отечественной выборке. 3.Выявление механизмов правовой и моральной социализации в условиях нашего общества.

4.Выделение типологии взаимосвязи морально-правовой сферы и отношения к законности.

5.Выделение фактолов,влияющих на зрелость правового и морального суждения.

Методологической основой работы служат методологические поинципы теории С.Л.Рубинштейна о закономерностях развития личности,о сущности нравственного сознания,о проблеме морального развития в кризисные моменты жизненного пути,Это принцип субъекта,выдвинутый С.Л.Рубинштейном,и.впоследствие разработанный А.В.Брушлинским и К.А.Абульхановой-Славской, который дает возможность нового,подхода к проблемам морального сознания.Это принцип системного подхода,принцип детерминизма. Типологический подход,разработанный К.А.Абульхановой-Славской позволяет сделать вывод о типологическом характере взаимосвязи морально-правовой сферы личности и отношения к существующей правовой ситуации,к государству,как носителю законности.

Теоретической основой исследования являются концепции 'запубежных/ЖЛМаже.Л.КольбергДж.Л.Тапп, D. Шлсии,6a.U и другие/ и отечественных исследователей морального сознания /С.Л.Рубинштейн,Л.К.Божович.Е.В.Субботский,С.Г.Якобсон и дру-гпе/;а также работы по методологии психологии /С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский.К.А.Абульханова-Славская./

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались методы количественного и качественного аьализа,метод межкультурного сравнения.В работе применялись методики,соответствующие задачам исследованияморальные задачи, созданные ii.Пиаже,а также их модификации М„И.Воловике— вой,опросник Дж.л.Тапп,специально разработанный ею для применения в условиях различных культур,валидизированный на вы-

-5-борках испытуемых из шести стран мира и направленный на изучение особенностей правового и морального сознания на основе анализа морадько-цраЕОВых суждений.

Эмпирическая база исследования.В эксперименте участвовали две групли испытуемых.Первую группу составила выборка испытуемых в количестве 100 человек,в возрасте от 18 до 25 лет студентов пединститута Курской области.

Изучение особенностей правовых и,моральных суадений студентов было дополнено экспериментальным изучением детских моральных суждений.Иа этом этапе эксперимента в качестве испытуемых выступили 100 школьников из якутского поселка в возрасте от 7 до 11 лет.Возрастной критерий отбора испытуемых был обусловлен целью п задачами исследования.Всего в эксперименте приняли участие 200 человек.Полученные данные сравнивались с аналогичными данными,полученными на зарубежных выборках испытуемых.

Научная новизна работы.Исследования правового и морального сознания,отношения к законности,понимания ценности и функций законов,прав.справедливости является относительно новой сферой исследований и в зарубежной психологии.В 1971 году была организована первая конференция,посвященная проблемам правосознания.Данные исследования основываются на когнитивной теории правового и морального сознания,разработанной в 60-е годы Л.Кольбергом и Дж.Л.Тапд.Здесь широко применяется метод некультурного.сравнения.Наша работа включается в поток этих исследований,причем,впервые на отечественной выборке испытуемых.Нами проведен анализ существующей теоретической концепции правового и морального сознания,сделан перевод соответствующей методики,з впервые на отечественной выборке, испытуемых, применена методика изучения правовых суждений , созданная в США профессором Дж.Л.Тапп.

В работе впервые выделены специфические характеристики правовых суадений в условиях нашего государства,психологические особенности функционирования правового сознания.Выявлены факторы,влиящие на морально-правовые суждения испытуемых. В работе,представлена иная точка зрения на процесс достижения

правовой її моральной зрелости чем в когнитивной теории морали Л.Кольберга и Дж.Л.Тапп.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшей разработке существующих теорий морального и правового сознания,в изучении влияния социального и культурного окружения на процесс развития способности к морально-правовым судценн-ям.Теоретическая значимость также заключается в выявлении реальних механизмов формирования правового и. морального сознания, в определении роли воздействия социокультурного окружения на зрелость правового и морального суждения.В работе дана типология взаимосвязи морально-правовой сферы и отноще-» шш к законноети.Показаны противоречия,существующие в право-' воы сознании граздан нашего государства,возникшие под воздействием специфической социальной.культурной и исторической обстановки.

В эксперименте приняли участие представители якутского этноса - новый для психологии контингент испытуемых,ранее иц изучавшийся в психологических экспериментах подобного рода. Полученные данные могут служить вкладом в этнопсихологию.С учетом фактора неоднородного культурно-этнического состава различных регионов страны подобные исследования представляв ются актуальными и теоретически значимыми.

Практическая значимость работы обусловлена задачами ло созданию правового государства.Действенная работа законодательных структур невозможна без представления о состоянии правового сознания,установок на законопослушность,отношения к законности,существующих в настоящий момент в нашем обществе. В этих условиях первостепенное значение приобретает ис-», следование самого феномена правосознания,его специфических особенностей и факторов,способствующих доотижешш правовой и моральной зрелости.

. Выявленные в работе закономерности позволяют сделать--ряд выводов о состоянии правового и морального сознания ыа современном этапе развития общества.Показаны противоречия, сложившиеся в правовом сознании относительно прав и обязант костей,законов a их функций,понимания справедливости и спра-

ведливого закона,понимания причин законен;с.""::':;:;:т" ,-~я себл и для других.Изучение причіш принятия л отворяешь ечконов, специфики отношений к законам и законности на уровне субъекта копали и права представляет собой большую практическую значимость.Без выявления реальной картины правового сознания, отражающейся в суждениях на тему коралл и права,без изучения механизмов принятия либо отвержения законов на индивидуальном уровне невозможна эффективная работа правового аппарата.

В работе показаны те специфические особенности морально-правовой сферы,те закономерности функционирования и особенности формирования правового сознания,показан тот специфический характер отношения к правовым п моральным нормам,к проблемам законопослушности,существующий на настоящий момент,без учета которых невозможен достоверный прогноз и психологический анализ процессов,происходящих в сознании людей.

Выявленные в ходе исследования особенности правовой и моральной сферы могут служить основой диагностики степени зрелости морального и правового мышления,предоставляют.возможность дать характеристику морального и правового сознания личности,что необходимо в психотерапевтической и психокоррек-ционной работе,при выборе методов воспитательного воздействия в педагогической практике.Методики,апробированные в исследовании, рекомендуется использовать в практическом тестирования. На защиту выносятся следующие положения:

1.Развитие морального сознания происходит неравномерно внутри одной стадии,что обуславливает различные типы моральной и в особенности правовой социализации в условиях различных культур.

2.В условиях неправового государства вырабатываются компенсаторные механизмы законопослушности и в качества правовых норы начинают выступать нормы морали.

3.Существует два типа отношения к законности и к государству,как носителю законности:

а/ Восприятие государственных структур в качество аппарата репрессии и ограничения.свободы с приписываниемему функций наказания и воспитания;

б/Отчужценное восприятие законности,ведущее за собой выработку субъектом разнообразных систем ориентации.

Достоверность положений и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исследования,применением методов, количественного в качественного анализа,тщательной интерпретацией данных и сопоставлением их с результатами,полученными в работах других авторов.

Апробация работы.Основныо результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности Института психологик РАН,докладывались на республиканском семинаре-совещании "Программно-методическое обеспеченно подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики'^' /г.Курск, 1990/; на конференции российско-французской молодежной школы "Проблема развития интеллекта" /г.Москва,1992/.

Некоторые положения и результаты исследования еспохізс—
вались в курсе лекций "Возрастная и педагогическая психоло
гия ".прочитанном, автором в 1989 году в Курском государствен
ном пединституте.—

Структура шботн.Днссертация состоит из введения,двух глав и заключения.

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с тематическим планом научно-исследовательской работы лабора*-.тории психологии личности Института психологии РАН по темо № 3 "Психологические особенности индивидуального сознания: социальное мышление".