Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотивационно-ценностные детерминанты нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасие Ферапонтова Мария Вячеславовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ферапонтова Мария Вячеславовна. Мотивационно-ценностные детерминанты нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасие: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.01 / Ферапонтова Мария Вячеславовна;[Место защиты: АНО ВО «Российский новый университет»], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования мотивационно–ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте 15

1.1 Постановка проблемы исследования мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте 15

1.2 Генезис исследований нравственного выбора личности в системе научного знания 22

1.3. Специфика процесса нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте 41

Выводы по главе 1 61

Глава 2. Концептуальные основания исследования мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора в подростковом и юношеском возрасте 64

2.1. Сущность нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте 64

2.2. Содержание мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подросткововм и юношеском возрасте 78

2.3. Теоретическая модель мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте .91

Выводы по главе 2. 97

Глава 3. Эмпирическое исследование мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте 99

3.1. Организация и методики эмпирического исследования 99

3.2. Сравнительный анализ мотивационно-ценостных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте .107

3.3. Программа развития мотивов и ценностей как детерминант нравственного выбора в подростковом и юношеском возрасте . 133

Выводы по главе 3 141

Заключение 146

Список литературы 150

Приложение А 173

Приложение Б .181

Приложение В 183

Постановка проблемы исследования мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте

Современное общество характеризуется рядом особенностей, отличающими его от предыдущих периодов. Так, большинство современных исследователей сходятся в идее о том, что сегодня считавшиеся ранее фундаментальными и традиционными социальные институты претерпевают свои изменения [200]. Правила и кодексы, которым нужно было подчиняться, которые можно было выбрать в качестве устойчивых ориентиров и которыми впоследствии можно было руководствоваться на сегодняшний день утратили свою силу и значимость.

Переживает кризис институт семьи, являющийся транслятором ценностей и моделей поведения от поколения к поколению, а также важнейшим агентом первичной социализации, влияющей на дальнейшее развитие личности. Современная российская семья изменяет свои ориентиры, ввиду исторически сложившихся условий, таких как социально-экономические реформы 80-90-х годов прошлого века. Так, претерпевает свою трансформацию структура семьи: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. К тому же семья, ввиду достаточно резкой смены моральных установок и ценностей, а также утраты исторического самосознания, патриотизма, смены духовных и нравственных интересов на материальные, оказалась в значительной степени выключенной из образовательной системы. В результате данный институт постепенно утрачивает воспитательные и регулятивные функции [22; 29]. Изменение роли и влияния религии в современном обществе также становится одной из причин изменения традиционных ценностей у современных подростков и юношей. Религия современного мира не является авторитетным носителем моральных и нравственных принципов [75]. Глобализация современного общества, основанная на западных стандартах, приводит к постепенному ослаблению прежде прочных традиций жизни православных христиан и мусульман, поскольку в настоящее время довольно жесткие религиозные традиционные ценности вынуждены уживаться с более свободной организацией общества, которому сложно представить строгое подчинение ранее непререкаемым догматам [121; 141].

Еще одним из общественных институтов, претерпевающих трансформацию в современном мире, является институт образования. Снижается доверие к системе образования [158; 170]. Причиной происходящего процесса являются, во-первых, снижение авторитета и значимости учителя, образование превращается в услугу, а педагог – в поставщика образовательных услуг. Во-вторых, процесс информатизации, который позволяет человеку обучиться желаемым навыкам и сменить профессию, не выходя из дома, с помощью, например, онлайн курсов. В-третьих, образование не всегда справляется с информационным потоком и не всегда успевает за происходящими изменениями и нарастающими требованиями. В динамичном, постоянно меняющемся обществе должно и образование быть столь же динамичным.

Можно дополнить вышесказанное тем, что благодаря открытому доступу к огромному массиву информации, накопленной человечеством, человек не ощущает нужды в каком-либо авторитете, проводнике в мире знаний (как общих, так и узкоспециализированных), поэтому он предпочитает выключиться из этой иерархической системы и действовать в одиночку. При этом функция воспитания, присущая образованию в этом случае, исчезает полностью или остается лишь незначительно [201; 202].

На современном этапе на первый план, оттесняя семью, религию и образование, выходят средства массовой информации, в частности, интернет. Они оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения людей, в частности, подростков и юношей. Транслируемые ими ценности характерны для общества потребления, где все действия и поступки личности ориентированы на личную выгоду и желание получить желаемое любой ценой.

Особенность ситуации заключается еще и в том, что формируемое таким образом мировоззрение приводит современных подростков и юношей к тому, что они не имеют точки опоры в восприятии жизни, «скользят» в направлении и соответствии с новыми модными видениями картины мира, некритично воспринимаемыми из СМИ [185; 186; 187; 189; 195].

Посредством установления моды транслируемая СМИ информация расставляет приоритеты восприятия и действенно влияет на формирование мотивов и ценностей современных подростков и юношей. Учитывая возрастные особенности, широко используется стремление к подражанию, предварительно созданной модой, референтной группе.

Когда на психику человека системно транслируются определенные образы, в зависимости от своего качества и интенсивности, они сразу оказывают влияние и на его образ жизни, и на приоритеты, и на поведение, корректируя его когнитивную карту [189]. Ценности формируются с учетом исключительной важности материального положения, гедонистических ориентаций и возможностью получить выгоду. Соответственно, в таком типе мировоззрения на первый план выходят не приверженность традициям, а свобода, не ограниченная свободой другого человека [156]. Социальная реальность, в которой находится данное поколение, характеризуется большой информационной перегруженностью, источником которой становятся современные СМИ. Особенностью данного источника является доминирующая трансляция информации, которая имеет откровенно безнравственный характер. В связи со сложившейся ситуацией необходимо четкое понимание, что нравственное развитие личности и понимание ситуаций нравственного выбора обусловлены в том числе и той ролью, которую играют современные СМИ, которая в современном российском обществе, в условиях его трансформации, имеет довольно важное значение. Нравственность во все времена существования человеческого общества имела важное значение. Она является способом основания человеком действительности с помощью практически-духовных действий, а также становится критерием поступков людей.

Нравственность всегда являлась и будет являться важнейшей сферой взаимоотношения человека и общества. Нравственные ориентиры и идеалы начинают свое формирование еще в период раннего девства и могут претерпевать изменения фактически на протяжении всей жизни. Это те критерии, которые передаются из поколения в поколение - предыдущие поколения через свою деятельность формируют поколения настоящие.

Активно идущий процесс информатизации также ощутимо вносит вклад в развитие современного человека [154]. Как свершившийся факт приходится признать, что современные подростки и юноши практически полностью, но в разной степени вовлечены в виртуальную среду, она является и частью их повседневного общения, и частью деятельности.

Сегодня дети рождаются «с мобильным телефоном в руках», при этом телефон, планшет или компьютер становятся, возможно, одной из первых игрушек, в отличие от детей предыдущих поколений. Для таких детей интернет пространство является сферой, с которой они знакомы с самого рождения. При этом они являются активными пользователями сети интернет. С помощью виртуальной среды они могут удовлетворять свои потребности в общении. В виртуальной среде удовлетворяют большинство своих потребностей, так, например, можно легко удовлетворить потребность в общении и информационной деятельности, с помощью различных социальных сетей и мессенджеров. Все выше сказанное, дает возможность считать виртуальную среду одним из элементов социализации современной молодежи [188].

В подобном развитии ситуации есть свои плюсы, например, высокая социальная активность, возможность разнообразных контактов, большие возможности образовательной сферы и т.д. Однако необходимо не забывать, что существуют и негативные последствия подобного рода информатизации общества. Так, несмотря на большое обилие общения, подростки и юноши, обладающие «виртуальным сознанием», в своей реальной жизни могут быть одинокими. Совершаемые в сети действия могут оставаться безнаказанными, а, следовательно, снижается уровень ответственности за совершение виртуальных действий. В данной ситуации возникает вопрос о возможности говорить при таких условиях о поступках и об ответственности детей и юношей данного поколения. Условия интернет-пространства таковы, что человек может бесследно прервать общение, следовательно, у него может не возникать необходимости в прогнозировании возможных последствий своих слов и действий, соответственно появление таких чувств как ответственность, терпимость, может вовсе не возникнуть. В связи с этим возникает еще один вопрос: является ли такого рода общения социальной ситуацией развития, описанной Л.С. Выготским? На сегодняшний день не существует ответа на поставленные вопросы.

Сущность нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте

В первую очередь. необходимо отметить, что в науке существует неопределенность в отличии понятий нравственности и морали. Нравственность часто определяется как синоним морали. Тем более, что в английском языке не подразделяется впрямую на «мораль» и «нравственность», есть термин «morality», который требует уточнения, что это за мораль – общественная или личная. Так, Л. Мак-Фолла говорит о двух значениях понятия морали, одна из которых является личной, другая - социальной, и между ними может быть конфликт [193].

В процессе теоретического анализа истории изучения понятия «нравственности» чаще всего можно встретить его отождествление с понятием «мораль», особенно в истории психологии и зарубежной литературе.

Однако эти понятия не схожи. По мнению А. А. Вербицкого «мораль – это объективная категория: то, что зафиксировано в форме правовых законов, нормативно-правовая базы профессиональной и социокультурная деятельность, правила поведения в обществе, экологичеких требований, национальных и религиозных традиции и т. п. А нравственность – понятие субъективного ряда, отражающее меру соответствия поступков человека этим объективно существующим законам, нормам, традициям, обычаям, модусам поведения. Можно знать все нормы морали и в то же время быть безнравственным, если их не соблюдать» [46, с.25].

Сама мораль, как правило, реализуется в сфере должного, т.е. в сфере норм, оценок, принципов, ценностей, направленных на обеспечение гармоничного развития общества в определенные исторические периоды. Для нравственности характерен акцент на сущее. Она взаимосвязана с общением, социальными отношениями, деятельностью. Нравственность проявляется в ходе морального выбора через поступки. Она не может быть идеальна. Ее характерными чертами являются субъективность и добровольность, согласования чувств, стремлений и действий каждого отдельного члена общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, т.е. в рамках сообщества в целом.

Исходя из выше сказанного, мораль является совокупностью определенных разработанных принципов и стандартов поведения человека в различных ситуациях, разработанных обществом. Другими словами, это общественная точка зрения. Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека.

В широком смысле слова, «нравственность – это совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом. В узком смысле слова нравственность – это сложное личностное образование, которое включает осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, их моральные переживания. Она является определяющим фактором морального выбора человека в каждой жизненной ситуации» [132, с.207].

Существуют и другие толкования понятия нравственности, как «системного качества личности, определяемого совокупностью внешних и внутренних форм функционирования различных образований психики, которые в конкретной деятельности выстраиваются в иерархическую структуру и осуществляют регуляцию активности личности по принятым ею принципам добра и истины» [196, с. 5]. В своей работе понятие мораль и нравственность мы будем рассматривать как синонимы.

Нравственность - это не только регулятор общественного сознания, но и в первую очередь сложное личностное образование, в основе которого лежит восприятие и усвоение нравственных норм, являющееся базисом действий человека, его поступков и программы поведения.

Основополагающим аспектом нравственности является нравственный выбор, что определяет систему ценностей общества. Он является основой мотивированного следования интериоризованным нравственным нормам, которые подвергаются внешней и внутренней оценке. Любой выбор человека детерминирован деятельностью субъекта ситуации [3], которая связана с оценкой ценностей общечеловеческого значения, принятием решений в определенных ситуациях и, наконец, с ответственностью, которую человек несет после осуществления действий.

Понятие «нравственный выбор» определяется как проявление самоопределения личности в отношении нравственных ценностей, принятие решения о нравственно значимом поступке; поведение человека в нравственно критической ситуации, основанное на личном нравственном убеждении, как показатель нравственности индивида [62].

По мнению Л. Н. Антилоговой, в основе анализа содержания поступка или ситуации лежит нравственный выбор, являющийся одним из важнейших понятий этики. В случае осуществления нравственного выбора речь идет непосредственно о выборе самой системы ценностных отношений, которые определяют стратегию поведения, формируют смысл жизни человека, моральные установки личности. В узком смысле он понимается как выбор конкретного поступка, в котором моральное требование соотносится с возникающими обстоятельствами, моральными нормами, с целеполаганием, определяются средства, согласующие мотив деятельности и ее результат [15].

Следовательно, нравственный выбор является актом нравственной деятельности, в основе которого лежит самоопределение человека в отношении системы ценностей, принципов и норм, а также способов их реализации в своем поведении. Обязательным является наличие таких условий, как: объективная возможность выбирать, субъективное знание альтернатив и добровольное предпочтение одной из них в качестве наиболее желанного для субъекта способа поведения.

Так, в основе нравственного выбора лежат следующие характеристики:

– наличие альтернативы выбора: осуществление выбора возможно в том случае, когда обстоятельства предлагают несколько вариантов поведения и человек предпочитает один вопреки другим;

– наличие нравственного конфликта. Человек, которому предстоит решение, констатирует противоречие: осуществление какого-то одного варианта поступка, в основе которого лежит определенная ценность, приведет к нарушению другой нормы, которая также важна для человека.

В качестве основных конструктов нравственного выбора можно выделить следующие: нравственный выбор по своей сути является деятельностно-поведенческим актом; в основе выбора лежит иерархия ценностей; предполагает субъектность и независимость. В результате выбора, самоопределение личности выделяется в системе отношений и поведенческих координат. Саморегуляция нравственного выбора основана на иерархии ценностей и руководствуется моральными нормами, выработанными в обществе.

Таким образом, моральный выбор можно определить, как процесс поведенческой деятельности автономного субъекта на основе приоритета моральных ценностей и норм, основным смыслом которых является нравственное самоопределение.

Автономность в данном случае определяется как возможность осуществления свободного выбора в рамках объективно детерминированных возможностей и совокупности таких условий, как наличие нескольких поведенческих реакций на объективно сложившуюся ситуацию, собственная способность человека выбирать ту или иную форму поведения, знание или незнание моральной необходимости, наличие осведомленности личности насчет конкретных обстоятельств и тех моральных требований к поведению, которые предъявляются к данному виду действий со стороны окружающих людей или общества в целом. Наличие свободы выбора дает возможность человеку брать на себя ответственность за совершенные поступки.

Так, при условии свободы выбора личностью определенного типа поведения в пространстве действия морали не может быть исключен факт противостояния общепринятым нормам, которые осознаются как социальный регулятор, но не присвоены человеком. Фактически процесс присвоения человеком моральных норм представляет собой превращение моральной нормы, как формы общественного сознания, в личную, что фактически является становлением нравственности личности [14].

Организация и методики эмпирического исследования

Эмпирическое исследование проводилось в 2016-2018 годах на выборке 306 человек: 164 подростка в возрасте от 11 до 15 лет, обучающихся в общеобразовательных школах № 1955, №518, №1900 города Москвы, и 142 студента-бакалавра направления подготовки «Психология» факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» юношеского возраста от 18 до 23 лет.

Для подтверждения гипотезы нравственный выбор личности определяется мотивационно-ценностными детерминантами и различается в подростковом и юношеском возрасте, по уровню нравственного развития, а так же частных гипотез: разработка теоретической модели мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте и ее последующая эмпирическая верификация представляют собой выделение структуры, этапов, критериев изучаемого процесса нравственного выбора; мотивационно-ценностные детерминанты нравственного выбора личности в выборках испытуемых с разным уровнем морально-нравственного развития имеют свою психологическую специфику; нравственный выбор личности взаимосвязан с уровнем морально-нравственного развития подростков и представителей юношеского возраста; мотивационно-ценностные детерминанты нравственного выбора личности имеют половозрастные особенности - была разработана программа эмпирического исследования, состоящая из блока необходимых показателей и методик диагностики (Таблица 3).

1. Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин) [178].

Цель данной методики - изучение терминальных ценностей и значимости жизненных сфер, ориентации личности в реальных условиях жизнедеятельности. Опросник состоит из 80 закрытых вопросов. Основная идея методики заключается в двух предположениях:

- жизненные сферы, так или иначе представленные в жизни каждого человека, для разных людей имеют различную степень важности;

- в каждой сфере реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности.

В данном опроснике диагностируется 8 терминальных ценностей:

1. Собственный престиж - получение признания обществом, соблюдая социальные требования.

2. Высокое материальное положение - главная цель в жизни - достижение материального благополучия.

3.Креативность - возможность проявления творчества, желание преобразовывать окружающий мир.

4. Активные социальные контакты - расширение межличностных связей, благоприятные отношения с окружающими людьми, реализация своей социальной роли.

5.Развитие себя - проявление и развития личностных особенностей.

6.Достижение - постановка и решение определенных жизненных задач, как главных жизненных факторов.

7.Духовное удовлетворение - преобладание духовных потребностей над материальными, руководство морально-нравственными принципами.

8.Сохранение собственной индивидуальности - преимущество собственных взглядов, мнений, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Жизнь человека достаточно разнообразна. Один и тот же человек может выполнять различный функционал, разнообразный по своему содержанию, при этом реализуются определенные социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определенные жизненные сферы. В данном опроснике выделяются и диагностируются следующие сферы; а) профессиональной жизни; б) обучения и образования; в) семейной жизни; г) общественной жизни; д) увлечений.

Существует взаимосвязь между терминальными ценностями и жизненными сферами. Наблюдается проявление ценностей во всех сферах жизни, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.

Данная методика позволяет дополнительно определить значимость для индивида той или иной жизненной сферы, как источника реализации той или иной терминальной ценности.

2. «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова) [39].

Цель - изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Методика состоит из 66 закрытых вопросов, отвечать на которые нужно «да» или «нет».

Шкалы: времяпрепровождение, материальное благосостояние, наслаждение прекрасным, милосердие, любовь, познание нового, социальный статус, признание, социальная активность, общение, здоровье.

3. «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной» [109].

Цель методики - выявление степени выраженности социально-психологических установок. В зависимости от доминирующей установки проявляется особенность поведения человека.

Методика состоит из двух частей. Первая часть, показывает приоритеты человека: эгоизм или альтруизм, процесс или результат. Вторая часть направлена на оценку значимости власти или свободы, содержания работы или материального вознаграждения. Методика содержит 80 закрытых вопросов, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет».

4. Методика «Нравственное самоопределение личности» (А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко) [52].

Цель данной методики – оценить представления личности о происхождении, значимости и роли нравственности в жизни общества, ключевые элементы этических стратегий, а также преобладающую нравственную направленность личности.

Методика содержит в себе 87 высказываний, по которым респонденту необходимо поставить свое согласие или несогласие по 5-ти бальной шкале.

Она состоит из трех смысловых блоков: «Представления о нравственности, морали», «Нравственные стратегии» и «Нравственные ориентации личности».

«Блок «Представления о нравственности» включает следующие шесть шкал: происхождение нравственности; значимость морали, нравственности для общества; абсолютность/относительность нравственности, морали; воздаяние за добро или зло; нравственность личности – проявление ее силы или слабости; природа нравственности личности» [52, с.133].

«Блок «Нравственные стратегии» оценивает когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты психологического отношения личности к различным сторонам нравственного поведения. Блок представлен тремя следующими шкалами: обязательность/необязательность соблюдения нравственных норм; активность/пассивность нравственного поведения; взаимность/невзаимность нравственного поведения» [52, с.133].

«Блок «Нравственные ориентации личности» содержит следующие четыре шкалы: эгоцентрическая ориентация; группоцентрическая ориентация; гуманистическая ориентация; миросозидательная ориентация» [52, с.133].

Методики, инструкции к методикам, а также бланки для ответов приведены в Приложении А.

5. Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм (А.Б. Купрейченко) [64].

Цель методики – диагностика нравственных норм как элементов, скрытых представлений, которые имеют культурно-исторические, групповые и индивидуальные особенности.

Методика состоит из 25 вопросов. Для каждой из пяти характеристик разработан блок задач, испытуемый должен выбрать один вариант ответа из предложенных. Каждый вариант ответа имеет "вес" в баллах. Производится подсчет среднего балла по каждому блоку задач, что дает количественное выражение "уровня переменной". В основе методики лежат показатели нравственного отношения: гибкость и уровень.

Значения по шкалам имеют высокий, средний и низкий уровни. Кроме того, есть возможность получить информацию об уровне ситуативной изменчивости по каждой шкале (высокий и низкий уровень).

В данной методике отношение испытуемых к нравственным нормам, представлены в виде 5 шкал: терпимость, принципиальность, справедливость, правдивость, ответственность.

Программа развития мотивов и ценностей как детерминант нравственного выбора в подростковом и юношеском возрасте

Разработанная теоретическая модель мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте дает возможность для разработки практических технологий, направленных на формирование мотивационно-ценностных детерминант.

Нами предложена программа психолого-педагогического сопровождения для развития мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора для подростков и юношей с низким уровнем нравственного развития. (Приложение В).

Цель данной программы - улучшить понимание сути нравственного выбора и развить нравственные качества личности, сформировать систему ценностей и мотивов, таких как: доброта, милосердие, честность, верность, альтруизм, трудолюбие, щедрость, а также сформировать нравственные качества личности: ответственность, чувство долга, патриотизм, совесть и честь; умение различать хорошее и плохое, добро и зло, терпение и терпимость, способность любить.

Задачи программы развития мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора в подростковом и юношеском возрасте:

Раскрыть сущность понятий - «нравственность», «мораль», «ценности», «поступок» и «эмоции», которые им соответствуют.

Сформировать у представителей подросткового и юношеского возраста знания о нравственных ценностях общества.

Учить конструктивным способам управления собственным поведением.

Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Развить активную нравственную позицию - совершать добрые поступки.

Для реализации программы в качестве исполнителей выступают педагоги-психологи. Они являются специалистами, непосредственно участвующими во взаимодействии с обучающимися и их родителями. Форма работы: групповая.

В программу включены различные методы и приемы: игры, беседы, наблюдения, разбор ситуаций, размышления, обсуждение прочитанных текстов, включающих анализ феноменов, и способствующих закреплению практических навыков.

Программа рассчитана на один учебный год. Длительность: 1-2 занятия в неделю по 30-40 минут.

В качестве оснований могут выступать методологические принципы: гуманизма (вера в возможности ребенка); системного подхода (понимание человека как целостной системы); реальности (учет реальных возможностей человека и ситуации его развития); рефлексивности (целенаправленно организованная рефлексия способствует осмыслению и оцениванию обучающимися себя, собственного ценностного выбора и своей деятельности).

Реализация методологических принципов позволяет нам постепенно понять и углубить изучение мотивационных и ценностных детерминант нравственного выбора личности в подростковом и юношеском возрасте, которые должны способствовать высокой самореализации личности при реализации нравственного выбора.

Программа структурирована таким образом, что участник оказывается в ситуации, в которой он вынужден думать о своем нравственном выборе и мотивационно-ценностных детерминантах, оценивать их, определять к ним свое отношение. Определение тех мотивационно-ценностных детерминант, которые не были ранее осознанны участниками программы, дают возможность для их потенциального развития. Позволяет участникам пересмотреть свои собственные мотивы и ценности для реализации нравственного выбора личности. В результате ее окончания, участник, осуществляющий развитие мотивационно-ценностных детерминант, осуществляет и самопознание.

В процессе реализации программы, под руководством психологов, происходит коррекция недостатков, мотивационных и ценностных детерминант и личное развитие. Такое развитие и осознание возможно с помощью различных видов упражнений, а также получение обратной связи от участников и от психологов. Коррекционный эффект достигается за счет анализа обратной связи, полученной и осмысленной информации о нравственном выборе личности. В этом случае она будет интенсивной и иметь более концентрированный характер, чем это может быть в обычной жизни, в случае осуществления нравственного выбора.

Программа состоит из следующих блоков:

1. Работа непосредственно с подростками и юношами.

2. Работа с родителями.

3. Работа учебных заведений.

Первый блок – непосредственная работа с подростками и юношами, направлен на развитие мотивационно-ценностных детерминант нравственного выбора личности. Основан на положении о том, что при непосредственной работе необходимы методы активного взаимодействия для коррекции нравственной сферы. В качестве способа взаимодействия используется тренинг. В процессе тренинга используются упражнения для развития мотивационно-ценностных детерминант личности.

Данные упражнения направлены на то, чтобы разобраться в основных понятиях нравственности, оценить правильность их понимания, проанализировать опыт участников в реальных жизненных ситуациях, в которых необходимо делать нравственный выбор, а также обсуждение принятого решения, развитие критического мышления относительно нравственных качеств других людей и анализа их поступков и собственных. В результате актуализируются сложившиеся ранее положительные мотивационно-ценностные детерминанты, которые укрепляются и поддерживаются, а также выявляются причины не сформированности или трудности в понимании признаваемых обществом мотивов и ценностей личности.

Этот блок также позволяет создать условия для появления новых мотивационно-ценностных детерминант, для изменения внутреннего отношения личности к нравственному выбору. Сами упражнения представляют собой задания, направленные на понимание необходимых понятий в данной тематике, анализ ситуаций из реальной жизни, из литературы. В качестве примера может выступать анализ тем: «Л.Н. Толстой о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг», «Проблема нравственного выбора героя в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»; анализ литературных произведений: «Живи и помни» В.Г. Распутина, «Маленькая хозяйка большого дома» Дж. Лондона, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и т.д.)

Для юношеского возраста возможны варианты переформулировки упражнений для повышения их актуальности.

В программу в качестве обязательной части входит выполнение домашнего задания и осуществление самостоятельной работы. Только в этом случае полученные навыки будут закреплены.

Итак, данный блок направлен на развитие ценностного и мотивационного компонента нравственного выбора личности (установки на нравственные ценности и мотивы, приемлемые в обществе, совершенствование и стремление к познанию сути нравственного выбора, погружение в свой внутренний мир, анализ своих мотивов и ценностей).

Развитие мотивационного и ценностного компонента нравственного выбора связано с формированием нравственной активности, адаптивности и готовности к принятию новых знаний и новой информации. Мотивы возникновения интереса к ее улучшению включают в себя формирование установок «извне», в направлении актуализации существующей проблемы.

Второй блок. Работа с родителями подростков. Основан на положении, что родители являются носителями культуры для ребенка, повышая их педагогическую культуру, повышается уровень нравственного развития ребенка.

В качестве работы с родителями и детьми в рамках психолого-педагогического сопровождения за основу берем идею о том, что в сути становления нравственно развитой личности лежит формирование уважения к общепринятым обществом ценностям, гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, а также культуры той среды, в которой происходит становление и развитие личности, в первую очередь это культура семьи.

Для того, чтобы убедить родителей в важности и значимости воспитания нравственных качеств, необходимо проведение просветительских, психолого-педагогических лекции и семинаров необходимой тематики. Например: «Психологические особенности возраста и важность нравственного воспитания в данные период», «Влияние личного примера», «Влияние внешнего окружения на ребенка», «Польза и вред наказания» [60].