Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мотивационные средства развития творческой активности личности Бирюкова Татьяна Анатольевна

Мотивационные средства развития творческой активности личности
<
Мотивационные средства развития творческой активности личности Мотивационные средства развития творческой активности личности Мотивационные средства развития творческой активности личности Мотивационные средства развития творческой активности личности Мотивационные средства развития творческой активности личности Мотивационные средства развития творческой активности личности Мотивационные средства развития творческой активности личности Мотивационные средства развития творческой активности личности Мотивационные средства развития творческой активности личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бирюкова Татьяна Анатольевна. Мотивационные средства развития творческой активности личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2005 207 c. РГБ ОД, 61:05-19/321

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологическая природа творческой активности личности 12

1.1. Изучение творческой активности личности в психологии 12

1.2. Составляющие творческой активности личности 34

1.3. Проявление творческой активности личности 50

Основные выводы 61

Глава 2. Творческая активность и средства ее развития 64

2.1. Система мотивационных средств и условий развития творческой активности

2.2. Методы исследования 77

2.3. Влияние мотивационных средств на творческую активность личности 83

Основные выводы 95

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности 96

3.1. Организация и методы экспериментальной работы 96

3.2. Экспериментальное исследование влияния престижа на развитие творческой активности личности 105

3.3. Экспериментальное исследование влияния мотивации профессионализма на развитие творческой активности личности 120

3.4. Экспериментальное исследование влияния новизны деятельности на развитие творческой активности личности 146

Основные выводы 161

Заключение 162

Библиографический список 167

Приложения 189

Введение к работе

Творческая активность, отражая высокий уровень социальной зрелости личности, является результатом ее воспитания, самовоспитания, обучения и воздействия на нее общественных отношений. Все это убедительно свидетельствует о том, что для развития творческой активности большое значение имеет создание необходимых условий и предпосылок, позволяющих максимально стимулировать проявление и развитие творческого потенциала личности.

Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся, одержимый какой-то идеей, может быть ученый и музыкант, рабочий и врач, дворник и художник, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень творческой активности.

Творческая активность - активность творческой личности, направленная на создание новых и оригинальных материальных и духовных ценностей [210, с. 245]. В нашем исследовании творческая активность определяется как стремление и мера усилий, направленных на созидание качественного нового в ментальной картине мира.

Определить направление исследований мышления можно по тому, как ученый решает одну из ключевых проблем творчества - проблему интуитивного «озарения». Такое название было дано психическому явлению, в основе которого лежит «неожиданное высвечивание» правильного решения творческой проблемы, поглощавшей внимание ученого многие годы. Роль бессознательного в творчестве сводится в основном к предоставлению в распоряжение подсознательных творческих механизмов необходимой энергии, эмоциональных компонентов и ощущения органического благополучия или неблагополучия. Само же бессознательное мало приспособлено для осуществления самих творческих процессов.

Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и тех условиях, которые необходимы для продуктивного творчества. Наиболее последовательно охарактеризовал эти условия В.И. Вернадский. Главными из них он считал следующие:

проводить детальный анализ;

видеть за частным общее;

не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

не избегать вопроса «почему?»;

прослеживать историю идей;

собрать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью;

не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные [24].

Главным критерием духовного развития человека является овладение полным и полноценным процессом творчества. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявится творческая активность личности, и в том объеме, в каком человек может ее проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствует развитию индивидуальности, подчеркивает, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты [65, с.127].

Творческая активность личности включает в себя внедрение созданного в жизнь. В противном случае это будет отражение нецельной личности,

непоследовательности, незавершенности деятельности. Поэт, художник, писатель, если он верит тому, что создал, всецело предан этому, если весь выражается в создаваемом произведении - отстаивает его, защищает, делится лучшим из того, что ему доступно, с другими. Уже в начале творчества в нем проявляется его творческая активность и направляет его социальные устремления. Новатор обращается не только к самому себе или своему непосредственному окружению, но, в силу характера творчества, - ко многим: вносит изменения в жизнь многих, влияет на настроения, чувства, взгляды, образ жизни, ход мыслей многих.

По мере развития своей творческой активности человек все больше становится выразителем своего времени, культурных традиций, создает новое, движется дальше других и вследствие этого многих ведет за собой. Творческая активность личности создает ту подъемную силу, которая выносит человека на новый культурный уровень, на новый уровень социальной личности, субъекта общественных отношений независимо от того, каков масштаб его деятельности, быстро или медленно оказывает он свое влияние на развитие общества и культуры в целом.

С изучением вопроса о творческой активности личности были связаны многие направления в психологии. Феноменологическим описанием творческой активности занимались Д.Б. Богоявленская (1971, 1983, 1987); М.Н. Морозов (1976); B.C. Роттенберг и В.В. Аршавский (1984); Л.П. Гримак (1989); Э.А. Куруленко (1990); Р. Милгрем и Е. Гонг (1997). Над рассмотрением ее взаимосвязей с креативностью, творческими способностями и творческим мышлением работали Я.Л. Пономарев (1960); А.В. Брушлинский (1967); В.Н. Пушкин (1967); J. Guilford (1967); S. Mednick (1969); B.C. Библер (1975); Л.Б. Ермолаева-Томина (1975, 1977); A.M. Матюшкин (1982); Е. Torrance (1982); М. Вертгеймер (1987); В.Н. Дружинин (1995); R. Sternberg (1995); Э. де Боно (1997).

Тем не менее, многие проблемы творческой активности личности остаются недостаточно изученными: среди них вопрос о причинах и условиях проявления творческой активности личности, средствах ее развития и их эффективности. Таким образом, возникла необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на выявление эффективных мотивационных средств развития творческой активности.

Данными положениями обусловлена актуальность нашей темы «Мотивационные средства развития творческой активности личности».

Проблема исследования заключается в разрешении вопроса о мотивационных средствах, способствующих развитию творческой активности личности.

Цель исследования - выявить мотивационные средства развития творческой активности личности и исследовать их влияние на развитие творческой активности личности.

Объект исследования - творческая активность личности.

Предмет исследования - мотивационные средства развития творческой активности личности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существуют мотивационные средства, влияющие на развитие творческой активности личности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. изучить психологические концепции развития творческой активности личности, выявить ее составляющие и рассмотреть проявления творческой активности личности;

  2. определить влияние мотивационных средств на развитие творческой активности личности;

  1. выявить мотивационные средства развития творческой активности личности;

  2. установить экспериментальным путем наиболее эффективное средство развития творческой активности личности.

Методологическую основу исследования составляют: 1) идеи гетеро-хронности и полифакторной обусловленности развития (Бюлер К., 1930; Рубинштейн С.Л., 1946; Якобсон П.М., 1958; Ананьев Б.Г., 1959; Выготский Л.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1983); 2) теории мотивации и мотивов поведения деятельности (Ломов Б.Ф., 1984; Якобсон П.М., 1969; Асеев В.Г., 1976; Леонтьев В.Г., 2002; Ильин Е.П., 2002; Вилюнас В.К., 1990; Маслоу А., 1999); 3)психологические теории творчества и творческой активности (Фрейд 3., 1923; Юнг К.Г.,1994; Маслоу А., 1999; Богоявленская Д.Б., 1971, 1983, 1987; Пономарев Я.Л., 1976; Isen A.M., 1987, Куруленко Э.А., 1990, Sternberg R., 1995, Милгрем Р.и Гонг Е., 1997); 4) положения о взаимосвязи творческой активности, творческих способностей и творческого мышления в структуре личности (Пономарев Я.Л., 1960; Torrance Е., 1962; Брушлинский А.В., 1967; Guilford J., 1967; Библер B.C., 1975; Дружинин В.Н., 2000; Боно Э., 1997).

В работе использовался следующий комплекс методов: теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию; эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, тестирование с помощью «Батареи задач на выявление уровня творческой активности личности», анализ продуктов деятельности; методы статистической обработки: корреляционный анализ по критерию Пирсона; установление общего направления сдвига ТАЛ для различных мотивацион-ных средств G-критерием знаков и анализ по определению силы и направления корреляционной связи между двумя профилями признаков по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 2001 - 2004 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, а также составлен эмпирический план исследования.

На втором этапе (2002-2003 гг.) формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования; организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению мотивационных средств развития творческой активности личности; проверялись экспериментальные гипотезы; проводился количественный и качественный анализ результатов и их интерпретация.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) были обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования. На этом этапе обсуждались и оформлялись результаты диссертационного исследования, были определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.

Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирский независимый институт. Участники экспериментального исследования - студенты данных вузов. Общее число испытуемых составило 268 человек, в экспериментальную группу из них отобрано было 100 человек.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в следующем:

1.Осуществлен анализ состояния проблемы творческой активности личности в отечественной и зарубежной науке.

2.Разработаны и научно обоснованы параметры и эмпирические показатели творческой активности, позволяющие определить степень ее выраженности и эффективность мотивационных средств ее развития, особенно таких, как престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности.

3.Экспериментально установлено и доказано, что творческую активность личности можно развивать с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы как в целях более эффективного развития творческой активности у студентов вузов, что приведет к улучшению качества процесса образования, так и в массовой практике, способствуя совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров. Творческая активность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является существенным ресурсом развития общества. Проявление и воплощение творческого потенциала людей является основным источником социально-экономического совершенствования, поступательного развития истории, культуры и цивилизации в целом. Приводимые в исследовании мотивационные средства, развивающие творческую активность личности, могут быть использованы в комплексной психокоррек-ционной и психотерапевтической практике для развития творческой активности личности. Данные диссертационного исследования могут быть основанием для последующей исследовательской работы: выявления влияния различных мотивационных факторов и средств на развитие творческой активности личности в процессе жизнедеятельности.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на IV Международной научно-практической конференции «Образование XXI века. Космос и одаренность», проходившей в г. Красноярске [2002], на Всероссийской научной конференции «Образование в культуре и культура в образовании», проходившей в г. Новосибирске [2002, 2003], на заседаниях кафедры педагогики дополнительного образования ФКиДО НГПУ и кафедры общей психологии и истории

психологии [2002, 2003, 2004], аспирантских семинарах. Результаты теоретических и эмпирических изысканий по проблеме используются в психолого-педагогических курсах для студентов, получающих высшее психологическое и педагогическое образование, а также дополнительное педагогическое образование в НГПУ, на инструктивных сборах, проходящих в детском санатор-но-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Чкаловец» (с.Бурмистрово) и детском санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Тимуровец» (пос.Новый). Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в пяти публикациях. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Творческая активность определяется как стремление и мера усилий человека, направленных на создание качественно нового в ментальной картине мира. Определение творческой активности носит инте-гративный характер, так как изучается на стыке проблем общей активности и творчества.

  2. Анализ проблем творческой активности личности, проведенный с целью выявления мотивационных средств развивающих творческую активность личности, позволил установить, что на развитие творческой активности личности действительно влияют мотивационные средства: престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности.

  3. Творческую активность личности можно развить при помощи мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает следующие разделы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 207 страниц. Работа содержит 15 таблиц, 25 диаграмм, 7 приложений. Библио-

*

11 графия включает 312 наименований литературных источников, из них 26 на иностранном языке.

Изучение творческой активности личности в психологии

Изучение творческой активности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно творческая активность каждого человека является существенным ресурсом развития общества. Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся, одержимый какой-то идеей, в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень творческой активности.

Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека: креативность, творческий потенциал, интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская), надситуативная активность (В.А. Петровский).

Креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности» [120, с.131]. Признаки креативности, признаваемые большинством авторов, представляют собой наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразную открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др. Творческий потенциал - это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом» [66, с. 149].

В.А. Петровский [190] для характеристики механизма творческой активности ввел в психологию принцип надситуативнои активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативнои активности применима к человеку как к субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В.А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне поисковой активностью.

Д.Б. Богоявленская [32, 34] также определяет творчество как ситуатив-но-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности. Ею предлагается интеллектуальная активность в качестве системообразующего фактора творчества. Интеллектуальная активность рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов в их единстве. Она обеспечивает способность личности к ситуативно-нестимулированной продуктивной деятельности. В ее эмпирических исследованиях соотношения генетических и средовых факторов в формировании интеллектуальной активности было выявлено, что доля средовых влияний в образовании фено-типической дисперсии признака определенно превышает вклад генетических факторов. Проявление интеллектуальной активности связано с определенной мотивационной структурой личности, системой ее ценностных ориентации и общим миропониманием.

В эмпирических исследованиях проявления творческой активности (Л.Б. Ермолаева-Томина) была выделена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и самостоятельности решения. При попытке выделить «креативогенные» черты характера, сравнивая две группы с высоким и низким уровнями творческой активности, оказалось, что первая группа показала значительно более высокую склонность к креативности, чем вторая. При исследовании когнитивных процессов обеих групп испытуемых была выявлена более высокая перцептивная активность у лиц с высокой творческой активностью. Оптимальными для развития творческого мышления являются, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, с другой - видение возможных трансформаций объекта и внесение творческого начала в сам акт восприятия. В результате комплексных исследований не удалось выявить фактор, определяющий степень творческой активности[94]. Общими чертами творчески активных людей, по мнению Л.Б. Ермолаевой-Томиной являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

Развитие представлений об активности происходило еще в XIX веке. На развитие психологической мысли оказала влияние эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора, в частности, на формирование представлений об адаптивных механизмах проявления активности человека.

К началу XX века в психологии был накоплен большой экспериментальный материал по проблеме активности, например, о поведении животных и человека. В то же время имели место значительные затруднения в объяснении природы и проявления активности, роли сознания в регуляции активности в поведении. Расхождения во взглядах исследователей на природу активности привели к возникновению различных направлений в изучении активности личности. Они нашли отражение в различных психологических школах, в рамках которых происходит дальнейшее развитие представлений об активности человека. Концептуальные положения о поведении животных и человека, сформулированные в основных психологических школах (бихевиоризм, психоанализ, гештальтизм и гуманистическая психология) и во многих других ответвлениях от этих направлений значительно расширили представление об источниках, механизмах регуляции и проявлении активности человеком. В результате попыток «усовершенствования» фрейдизма, отказа от идеи пансексуализма, возникают определенные разновидности модели активности, в качестве которых выступают «коренная тревога» (К. Хорни), «стремление к любви» (Э. Фромм), «стремление к успеху, превосходству, власти, совершенству» (А. Адлер), «архетипы» (К. Юнг).

Что касается гуманистической психологии, то модель активности в ней выражается краткой формулой: «Потребность - активность». Высшей потребностью в гуманистической психологии признается стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу).

В отечественной психологии вопросы о поведении рассматривались в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Б.М. Бехтерева. Они пришли к представлению об активности организма по отношению к окружающей среде. Следует особо указать, что Павловское учение об условных рефлексах оказало влияние на исследования многих зарубежных физиологов и психологов, занимающихся проблемами поведения и активности животных и человека.

Система мотивационных средств и условий развития творческой активности

В психологии творчества исследуются мотивационные средства оптимизации протекания творческого процесса как субъективного акта и как совокупности проявления творческого потенциала личности. Проблема творчества находится в фокусе исследования многих наук: философии, психологии, педагогики. Современная наука рассматривает творчество не только как высшую, наиболее активную и продуктивную форму деятельности человека, преобразующую действительность, но и как сложную конвергенцию основных ее видов - труда, познания и общения.

Для того, чтобы описать методы исследования мотивационных средств развития творческой активности личности, необходимо рассмотреть само понятие мотивационного средства развития активности, его содержание и определяющие признаки. Изучением психологических механизмов, а в частности, мотивационных средств, занимаются известные психологи В.В. Карпов, В.И. Степенский, В.Г. Леонтьев и др. Проведенный анализ их работ позволяет нам составить научное представление об этих важных психологических образованиях.

Каждый психологический механизм активности представляет собой отражение в психике физиологических, физических, социальных и других объективных факторов, закономерностей взаимодействия с окружающим миром. Отражение не закодированное, а открытое, содержательное, способное воплощаться в программу побуждения той или иной деятельности и поведения [148, с.99].

Все средства, как и механизмы развития активности неоднородны, разноуровневые. По словам В.Г. Леонтьева, на базе одних возникают мотивационные состояния, которые затем выражаются в тех или иных формах активности: в потребности, мотиве, влечении и пр.; на базе других происходит становление, формирование активности как конкретного реального побуждения поведения и деятельности; на базе третьих происходит реализация активности в виде преобразования внутренней и внешней среды человека.

Кроме того, средства развития активности имеют разную степень обобщенности и конкретизации. Одни из них способны обеспечивать активность поведения только в одной какой-нибудь конкретной ситуации. Они обладают высокой избирательностью. Всякие изменения ситуации прекращают действие механизма. Другие - более обобщенные, способные обеспечивать активность поведения в различных условиях и ситуациях. Третьи имеют статус всеобщего механизма. Его действие просматривается практически во всех случаях поведения и деятельности человека. Такие механизмы В.Г. Леонтьев называет исходными, генерализованными [148, с. 100].

Т.А. Ребеко, говоря о динамике творческой мотивации, утверждает, что активность развивается в деятельности, а любая деятельность полимотивиро-вана. Ее состав иерархизирован, а это значит, что и механизмы активности тоже иерархизированы, определенным образом соподчинены. В совокупности они составляют систему механизмов, которая только и может реально обеспечивать необходимую активность деятельности. Именно система, а не один единственный механизм, способна развертывать деятельность, создавать компенсаторные возможности человека. Эта система включает в себя разные типы механизмов, среди которых есть и врожденные (различные предрасположенности, диспозиции, подражания, импринтинговые явления и пр., они нередко становятся ведущими условиями возникновения неосознаваемой активности) и приобретенные, сложившиеся в индивидуальной и общественной практике, психофизиологические и психические, наиболее обобщенные и менее обобщенные, узкие, способные порождать и реализовы-вать познавательную активность лишь в специфических условиях и ситуациях [211]. Они способны управлять проявлением активности человека в любой нормальной и экстремальной ситуации, а также в сложных ситуациях, когда требуется напряжение всего интеллектуального, нравственного и других потенциалов человека. Взаимосвязь между различными механизмами развития и проявлением активности, как и взаимосвязь между теориями различного уровня, объясняющими одно и то же явление, в науке осуществляется на основе принципа соответствия; т.е. более сложные психологические механизмы активности сводятся к менее сложным в определенных условиях и ситуациях.

Мотивационные средства явлений раскрываются и устанавливаются исследователями, и они используются для объяснения психических явлений той природы, на основе изучения которых они сформированы. Если субъективное описание реальных психических явлений с помощью установленных средств соответствует объективным законам этих процессов, то используемое средство превращается в инструмент регулирования исследуемых процессов.

Организация и методы экспериментальной работы

Целью данного исследования является эмпирическое изучение влияния мотивационных средств на развитие творческой активности. Экспериментальное исследование, направленное на выявление влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности, было проведено на выборке 100 человек в возрасте от 17 до 20 лет. В выборку были включены студенты факультета культуры и дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), обучающиеся на дополнительной специальности в психолого-педагогическом объединении «Бумеранг», в будущем педагоги - организаторы временных детских коллективов (вожатые) и студенты специальности «Психология» Сибирского независимого института (СНИ). Общее соотношение представителей данных специальностей составило: вожатые - 50 человек; психологи - 50 человек. Тендерные различия представлены следующим образом: юноши - 21 человек, девушки - 79 человек. Из них были сформированы 3 экспериментальные группы и 1 контрольная группа.

Проведённое нами исследование сосредоточено на выявлении влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности и имеет своей целью доказательство или опровержение гипотезы о развитии творческой активности личности с помощью мотивационных средств, таких как престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности. Для подтверждения положений, выдвигаемых на защиту, нами была проведена экспериментальная работа, цель которой состояла в исследовании влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности.

Только при условии развитой творческой активности студенты-психологи и студенты вожатые смогут наиболее полно реализовать себя в своих профессиях. Но какое же мотивационное средство поможет достичь высокого уровня развития творческой активности личности в нашем случае. Было протестировано 500 студентов, из них отобрано 3 группы по 25 человек в экспериментальную группу (75 человек) и группа в количестве 25 человек -в контрольную. При помощи батареи тестов было проведено экспериментальное исследование. Вначале нами было доказано, что группы находятся на одном уровне развития творческой активности. При помощи % - критерия

Пирсона мы сопоставили четыре эмпирических распределения нашего исследования и подтвердили изначальные одинаковые уровни развития творческой активности.

Похожие диссертации на Мотивационные средства развития творческой активности личности