Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обыденные представления о порядочном человеке Дикевич Людмила Леонидовна

Обыденные представления о порядочном человеке
<
Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке Обыденные представления о порядочном человеке
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дикевич Людмила Леонидовна. Обыденные представления о порядочном человеке : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 : Москва, 1999 199 c. РГБ ОД, 61:00-19/223-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема изучения эксплицитных концепций нравственности 7

1.1. Проблема изучения нравственного сознания личности 7

1.1.1. Этическая концепция С. Л. Рубинштейна 7

1.1.2 Исследование личности как субъекта жизненного пути

в русле школы С. Л. Рубинштейна 11

2.1. Исследование проблем нравственности в философии 18

2.1.1. Понятие морали, нравственности, этики. Основные направления развития этики в науке 18

2.1.2. Базовые эксплицитные концепции нравственности: этика добродетелей, этика ценностей и этика долга 22

2.1.3. Изучение проблемы нравственности в русской философской традиции 32

3.1. Изучение проблем нравственности в психологической науке 42

3.1.1. Исследование проблем нравственности в зарубежной психологии 42

3.1.2. Исследование проблем нравственности в отечественной психологии 62

Глава 2. Проблема изучения имплицитных концепций 71

2.1. Основные положения и идеи, лежащие в основе изучения имплицитных концепций 71

2.1.1. Понятие об имплицитных концепциях личности 71

2.1.2. Теория социальных представлений С. Московичи 75

2.1.3. Социальные представления как одна из процедур социального мышления личности 78

2.2. Эмпирические исследования имплицитных концепций 81

2.2.1. Исследования имплицитных концепций в рамках экспериментальной психосемантики 81

2.2.2. Эмпирические исследования имплицитных концепций интеллекта 85

Глава 3. Эмпирическое исследование обыденных представлений о порядочном человеке 91

3.1. Изучение совокупности составляющих представлений о порядочном человеке у подростков и студентов 94

3.2. Изучение возрастной специфики представлений о порядочном человеке 109

3.3. Изучение тендерной специфики представлений о порядочном человеке 122

3.4. Изучение профессиональной специфики представлений о порядочном человеке 130

Заключение 138

Библиография 140

Приложение 154

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное состояние российского общества - состояние глубоких экономических, политических и социальных изменений - ставит под угрозу жизнеспособность российского государства. На этом фоне встает проблема личности, личностного выбора и самоопределения. Экономические, политические, социальные проблемы затрагивают каждую отдельную личность, актуализируя вопрос о выборе способа отношения к событиям происходящим в России, к другим людям и к самой себе. Это вопрос, обращенный к нравственному сознанию личности.

С. Л. Рубинштейном было выдвинуто положение о том, что в условиях всеобщей ломки старого уклада для личности существует два пути развития ее нравственности: либо это путь к душевному опустошению, нравственной деградации; либо - к построению новой нравственной жизни на сознательной основе. Поэтому важным является вопрос: «Что происходит с нравственным сознанием каждой конкретной личности в современных условиях?», ведь, как известно, нравственность является той основой, которая определяет жизнеспособность любого общества. Таким образом, возникает необходимость изучения реального состояния сознания личности, а именно нравственных представлений личности.

Нравственность традиционно исследуется этической наукой. В рамках философской этики существуют самые разнообразные эксплицитные концепции нравственности. (Аристотель, Кант и др.) Эти концепции описывают то, как человек должен поступать как по отношению к другим людям, по отношению к самому себе, а также то, какие вещи, характерные черты или типы людей являются хорошими, достойными положительной оценки, а какие - плохими, заслуживающими порицания и осуждения. В мировой психологической науке неоднократно описывались характеристики, ценности (включая нравственные), жизнедеятельность «идеальной» личности (А. Мас-лоу, К. Роджерс). Однако, проблемы должного не всегда совпадают с проблемами реально существующего, а именно с проблемами нравственности

2 реальной, а не идеальной личности. Приписывание высокой социальной ценности определенным нравственным качествам направляет личность к их достижению, но, с другой стороны, низкая социальная ценность определенных качеств, даже очень важных, может привести к их неправомерному забвению, что может существенно повлиять на нравственное нормы и ценности всего общества.

В отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки исследования формирования нравственных образцов и идеалов, процесса усвоения правил и норм (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Н.И. Судаков , С.Г. Якобюн, Е.В. Субботский и др).

В мировой психологии проблемы нравственности исследовались в рамках различных психологических направлений, таких, например, как бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология и др. В трудах Ж. Пиаже, Л. Колберга и других психологов когнитивной школы были даны основные понятия, выделены содержание и структура морального сознания, изучены закономерности морального развития.

В исследовании представлений об умном человеке (на отечественной выборке) была обнаружена связь этического и когнитивного аспектов. Русский человек склонен считать умным нравственного человека (Н. Л. Смирнова). Сравнение факторных моделей, классифицирующих лексику личностных черт в английском и русском языках, указало на различия двух факторных структур. Эти различия проявились в том, что в русской культуре на первом месте стоит фактор моральной оценки личности, а в англо-американской -фактор динамизма (сила + активность) (Л. Р. Голдберг., А. Г. Шмелев). Но обыденные представления о порядочном человеке до сих пор еще не исследовались и настоящая работа является одним из первых исследований, проведенных в этом направлении.

-Цель исследования: изучение обыденных представлений о порядочном человеке или его прототипов и выявление возрастных, тендерных и профессиональных различий.

Объект исследования: обыденные представления о порядочном человеке подростков и студентов.

Предмет исследования: нравственные представления личности. Задачи исследования:

  1. Выяснение совокупности обыденных представлений, составляющих прототип порядочного человека по выборке подростков и студентов с целью выявления их специфичности, а так же общих закономерностей социальных репрезентаций нравственности.

  2. Выяснение тендерной специфики обыденных представлений о порядочном человеке.

  3. Выяснение профессиональной специфики обыденных представлений о порядочном человеке.

Теоретической основой работы является этическая концепция С. Л. Рубинштейна, а так же развитые в русле его школы идеи о личности как субъекте жизненного пути К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинским и др. Эксплицитные концепции нравственности и ряд положений и идей К. А. Абульхановой, М. И. Воловиковой, В. Ф. Петренко, С. Московичи, У. Нейссера и др., которые лежат в основе изучения имплицитных концепций, обыденных представлений.

Методическая организация исследования.

Обыденные представления о порядочном человеке исследовались на основе подхода, предложенного Азумой и Кошиваги, Стерн бергом, Рат и, Н. Л. Смирновой. Данный подход включает в себя два этапа:

  1. в виде свободного рассказа описать порядочного человека. На основании контент-анализа составить бланк с утверждениями;

  2. вспомнить знакомого порядочного человека и оценить его по каждому из утверждений.

3) на каждом из этих этапов предлагалось так же задание, основанное на положении С. Л. Рубинштейна о роли поступка как единицы нравственного поведения: «Вспомнить случай из жизни описываемого человека, подтверждающий его порядочность». Оно было направленно на активизацию работы нравственного сознания респондентов.

Для обработки результатов применялись следующие методы:

контент-анализ;

факторный анализ;

микросемантический анализ (по А. В. Брушлинскому). Гипотезы исследования.

  1. Обыденные представления о порядочном человеке имеют как общность, так и специфичность: - общими являются представления об активной помощи нравственной личности, о возможности доверять ей и ее слову, о необходимости разрешать нравственные противоречия через отрицание безнравственных образцов и сохранение внутренней нравственной твердости.

  2. Структура обыденных представлений о порядочном человеке включает различный вес когнитивного, культурного, собственно этического и других факторов.

  3. Существует возрастная, тендерная, профессиональная специфичность обыденных представлений о порядочном человеке.

  4. Основой отечественной теории нравственности (С. Л. Рубинштейн) является поступок и мы предполагаем, что он же является системообразующей в обыденных представлениях о порядочном человеке.

Научная новизна исследования.

Впервые было предпринято исследование обыденных представлений о порядочном человеке, сочетающее современные зарубежные и отечественные теории и методы изучения социальных представлений и субъектного подхода в психологии С. Л. Рубинштейна.

Впервые на большом массиве данных изучена возрастная и тендерная специфичность нравственных представлений личности.

5 Получены новые данные о связи нравственных и правовых представлений.

Научно-практическое значение исследования заключается:

в привлечении внимания к социальной ценности этических характеристик личности, так как известно, что любая черта, которой приписывается высокая социальная значимость направляет личность к ее достижению;

в возможности использования результатов в психоконсультационной, психокоррекционной работе для понимания и принятия личностью своего способа отношения к другому человеку, другим людям и самому себе в кризисные моменты жизненного пути, поскольку представления о нравственности являются существенными для разрешения противоречий, в ходе которых личность становится субъектом собственной жизни;

в возможности использования результатов исследования для кросскуль-турных сравнений.

Положения,, выносимыена защиту:

1. Прототип порядочного человека включает:

представления о действенности личности по отношению к окружающим, то есть о ее способности оказывать помощь;

о ее способности поддерживать доверительное общение с людьми, верность слову;

представления о способности личности удерживать себя в нравственных границах, то есть об определенной нравственной твердости.

  1. Существует возрастная специфичность обыденных представлений о порядочном человеке: у подростков она выражена в дефиците нравственного образца; сензитивности к проблеме нравственности, которая связана с совестью и критической самооценкой.

  2. Существует тендерная и профессиональная специфичность обыденных представлений о порядочном человеке.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивается использованием сочетания адекватных методов; ре-

презентативностью выборки (569 человек), сочетанием качественного анализа с методами статистической обработки данных, сравнением полученных результатов с результатами, установленными в работах других авторов.

Проблема изучения нравственного сознания личности

Вопросы нравственности, нравственных норм и ценностей, на протяжении веков являются одними из самых важных как для жизни личности, так и для жизни общества в целом. Если общество в своем массиве теряет нравственные устои, то оно становится не жизнеспособным. Многочисленные факты истории различных государств, в том числе и России, являются живым свидетельством этого.

Жизнь личности, в прямом и переносном смысле, так же напрямую зависит от того, как она разрешает нравственные вопросы. Так, например, если человек «исправляется» (перестает пить, воровать, врать и т. п.), то его личность получает новые горизонты для своего развития, и вместо гибели -вплоть до физической, от пьянства или наркотиков, человек получает жизнь и физическую и духовную. Но такой процесс «исправления» очень труден. Личность зависит от тех нравственных норм, которые приняты в ее социальном окружении.

Нравственные нормы и ценности современного российского общества -это видно даже без специальных научных исследований - приходят в упадок одна за другой как падающие бастионы. Уже как бы не зазорно воровать, но «с умом», пить и гулять с кем попало.

Однако, наше исходное убеждение состоит в том, что на уровне представлений остается много сохранного от прежних нравственных ценностей, которые были приняты в русском народе.

Замечательный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, сам переживший этап жизни нашего общества, когда прежние ценности ломались с помощью государственной идеологии, продумал и просмотрел, что происходит с нравственной жизнью личности в период социально-политических изменений.

Эту проблему С.Л. Рубинштейн рассмотрел в своей работе «Человек и мир». (77)

По мнению Рубинштейна, существуют два основных способа существования человека. И соответственно два отношения его в жизни: 1-й - без рефлексии «жизнь не выходящая за пределы непосредственных связей в которых живет человек» (77, с.348). Здесь, по Рубинштейну, нравственность - это естественное состояние человека, это неведение зла. 2-й способ связан с появлением рефлексии. Рубинштейн отмечает, что именно здесь начинается либо путь к душевному опустошению, нравственному скептицизму или к моральной неустойчивости, либо другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе. (77)

Этическое рассматривается С. Л. Рубинштейном прежде всего в связи с онтологическим, с проблемой и смыслом бытия как такового. Согласно Рубинштейну, этическое можно определить как отношение человека к человеку, как «детерминацию бытия через сознательную его регуляцию, которая выступает как специфический способ существования человека». (77, с. 328) И главная этическая задача выступает как главная онтологическая задача -«утверждение существования человека в его отношениях к другому человеку, к людям» (77, с. 340) Основа этического отношения - это «не использование человека как средства достижения той или иной цели, а признание его существования как такового», только любовное отношение к другому человеку, другим людям является высшим признанием их существования. (77, с.346)

Основные положения и идеи, лежащие в основе изучения имплицитных концепций

Существует несколько значений самого слова «имплицитный» - либо оно понимается как «внутренний, скрытый», либо как «обыденный, житейский».

Термин «имплицитные теории личности» был впервые предложен Дж. Брунером и Р. Тагиури в 1954 году для объяснения ряда феноменов в области межличностного восприятия. С помощью этого термина метафорически фиксировался конкретный экспериментальный факт: получив сведения о наличии у человека какой-то черты, названной в обыденном языке, практически любой индивид - носитель языка - делает непроизвольный вывод о наличии у данного человека и других черт, связанных с известной. Эти скрытые, неосознаваемые пучки ассоциаций, субъективные представления о системе связей между чертами личности и получили название «имплицитные теории личности». (121)

Так же «имплицитными теориями личности» называется совокупность субъективных обыденных знаний о психологии человека. Это - обыденные представления, более или менее определенно существующие у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и относительно мотивов ее поведения. (3)

Хотя в научной психологии, несмотря на обилии выявленных качеств личности, какие-либо жесткие связи между ними не установлены, в обыденном сознании, на уровне здравого смысла, часто неосознанно эти связи фиксируются. Имплицитная картина мира, которая присуща субъекту, опосредствует его восприятие и осознание мира, влияет на его реальный жизненный выбор тех или иных поступков, на все поведение в целом. (3)

Более адекватным, с точки зрения Шмелева А. Г., Похилько В. И.и Козловской - Тельновой А. Ю., здесь является термин «концепция». По их мнению, личность человека - это сложный социокультурный феномен. Задолго до попыток его психологического описания и объяснения накапливались знания в рамках обыденного сознания, литературно-художественных, нормативных (этика и право) и других форм отражения социальной действительности, которые фиксировалось в семантике. Каждый носитель языка, усваивая данную семантику, фактически приобщается к тем не всегда явным и отреф-лексированным стихийным представлениям о структуре личности. (121)

Так Ю. Д. Апресян пишет: «Складывающаяся веками наивная картина мира, в которую входит наивная геометрия, наивная физика, наивная психология и т.д., отражает материальный и духовный опыт народа - носителя данного языка» (7, с.59)

В отечественной психологии, Петренко В. Ф., рассматривая проблему имплицитных концепций утверждает, что общекультурное ментальное пространство как совокупность значений, образов, символов общественного сознания в той или иной степени полноты присваивается конкретным субъектами, преломляется через его мировоззрение, приобретает тот или иной личностный смысл, задающий отношение субъекта к реальности и определяющий использование данного ментального пространства как исторической метафоры для категоризации последующих эпох. (73)

По мнению В. Ф. Петренко, если философская категория может представлять собой понятийное образование, разворачивающееся в достаточно стройную систему взаимосвязанных суждений и представлений по поводу той или иной атрибутивной характеристики бытия, то категории обыденного, житейского сознания представляют собой синкретические, расплывчатые обобщения, в качестве их носителя могут выступать образы, символы, поэтические метафоры. Грань между категориями-понятиями философского сознания и категориями-значениями обыденного, житейского сознания достаточно условна. Последние, развиваясь и обрастая системными связями и отношениями, могут подниматься до уровня понятийных форм. (73)

Согласно Петренко В. Ф., общественное сознание, как и индивидуальное, гетерогенно. Вместе с научным знанием в нем содержатся житейские представления, социальные стереотипы, которые характеризуются той или иной степенью истинности. Представления передаются из поколения в поколение, отражают определенные исторические национально-культурные формы общественного сознания. Определенные формы деятельности небольших социальных групп порождают свои, специфические, только им присущие «фигуры» сознания. С другой стороны, как отмечает Петренко В. Ф., в системе представлений каждого индивида есть специфические составляющие, которые присущи только ему, данные представления обусловлены индивидуальным опытом. Они формируются благодаря:

1) непосредственному подражанию;

2) усвоению опыта родительской семьи;

3) через прочитанные книги;

4) через каналы массовой информации.

Изучение совокупности составляющих представлений о порядочном человеке у подростков и студентов

Изучение совокупности составляющих представлений о порядочном человеке у подростков и студентов Цель исследования: нахождение совокупности составляющих обыденных представлений о порядочном человеке на выборке студентов и школьников (подростков).

Методика изучения совокупности составляющих представлений о нравственности соответствовала описанному выше 1-му этапу эксперимента.

В исследовании приняло участие 70 испытуемых (студенты и выпускники школ г. Смоленска), средний возраст 21 год, 84% лица женского пола; человек (учащиеся школ Смоленска и Смоленской области), средний возраст 13 лет, 56% - лица женского пола.

Результаты:

На выборке студентов не было обнаружено ни одного случая описать «порядочного человека», в 2-х случаях были названы и описаны по 2 таких человека (что разрешается, согласно данной методике). Общее количество рассказов о «порядочном человека» составило 72. Дескрипторы (описания) в порядке убывания количества упоминаний испытуемыми (от 52 до 10% упоминаний) составили собою в общем виде следующую картину.

«Порядочный человек» - это человек

1. умеющий прийти на помощь

2. добрый

3. честный

4. умНЫЙ

5. сдержанный

6. трудолюбивый

7. общительный

8. умеющий держать слово

9. понимающий ситуацию и человека

10. заботящийся о ближнем

11. отзывчивый

12. ответственный

13. умеющий выслушать и дать совет

14. приятной внешности

15. хороший семьянин

16. скромный

17. надежный

18. доброжелательный, дружелюбный

19. ему можно доверять

20. умеющий хранить секреты

21. тактичный

22. не предаст

На роль порядочного человека предпочитают выбирать (56%) мужчину-сверстника; испытуемые женщины давали описание: женщины своих лет (25%); женщины более старшего возраста (20%); сверстника-мужчину (22%); более старшего мужчину (27%).

Контент-анализ протоколов выявил следующие ведущие темы в описаниях порядочного человека:

«помощь» (стремится помогать, не оставит в беде, готов поделиться знаниями, умеет успокоить, поддержит в трудной ситуации, не отказывает в просьбе);

«доверие» (умеет хранить тайны, верен и предан друзьям, можно доверять, можно положиться, не бросит в трудную минуту).

Заметно прозвучала тема «слово» (держит свое слово, слово не расходится с жизнью и делом, умеет слушать другого, грамотная речь, знает, где можно промолчать, не сквернословит, не скажет плохо о человеке за его спиной).

Особое место заняло утверждение нравственности через отрицание «не» (в более сильном выражении: «нетерпение ко ...») - нетерпение ко лжи, к беспринципности, взяточничеству, подлости, подхалимству, к предательству, а так же такие характеристики как не жадный, не обманывает, не мстительный, не сплетничает, не влезает в чужую жизнь, не предаст, не подведет, не унизит другого, не выдаст чужую тайну.

Определение через отрицание оказалось связано с возможностью доверять описываемому лицу (коэффициент ранговой корреляции по Спирмену равен 0,58; уровень значимости 0)

Среди приводимых примеров тема доверия заняла центральное место: «Никогда не участвует в обсуждении чужой жизни, поступков. Можно доверить любую проблему» (ж., 19 лет); «Ему можно доверить любую тайну он никому ее не откроет, не бросит в трудную минуту, защитит» (м.,18 лет).

Выбирая образ «безусловно порядочного человека» испытуемые подчеркивают в нем те черты, где «образец» не преступает нравственный закон, то есть, где у него сохранна «нравственность невинности» (слова С. Л. Рубинштейна) или нравственная чистота, внутреннее чувство границ допустимого в нравственной сфере. На этих-то людей, на их поведение и ориентируются те, кто хотят оставаться нравственными людьми. Размытость внешних границ допустимого (когда вести себя «как все» может означать участие в общем нравственном падении) делает внутренние границы важными и значимыми не только для самих их «обладателей», но и для многих людей, запечатлевающих их поступки.

Ответ на вопрос №2 («опишите конкретный случай, который говорит о порядочности описываемого Вам лица») мы рассматривали, в том числе, и как своеобразную мыслительную задачу. Постановка конкретного вопроса позволяла говорить не только об отдельных чертах описываемого лица, но и включить его личность в одну когнитивную систему связей и отношений, делающую явной (проявленной) ту главную черту, из-за которой он выбирается из круга знакомых лиц как лицо нравственное. (27) Этим свойством оказывается: способность простить, когда простить нельзя, пожалеть - когда пожалеть не за что и т. д. Этому значению соответствует во многом забытое русское слово милосердие (жалость, сострадание).