Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Одиночество и его связь с функциями "Я" Бакалдин Сергей Витальевич

Одиночество и его связь с функциями
<
Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями Одиночество и его связь с функциями
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бакалдин Сергей Витальевич. Одиночество и его связь с функциями "Я" : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Бакалдин Сергей Витальевич; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2008.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/98

Содержание к диссертации

Введение

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОДИНОЧЕСТВА 11

1.1. Понятие одиночества в современной психологии 11

1.2. Проблема типологии одиночества в современной психологии 19

1.3. Одиночество и некоторые особенности функционирования «Я» 29

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФУНКЦИЯХ «Я» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 58

2.1. Понятие «Я» в современной психологии 58

2.2. Функции «Я» в современной психологии 62

2.3. Представления о функциях «Я» в гуманструктуральноп модели личности Г. Аммона 78

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ОДИНОЧЕСТВА И ФУНКЦИЙ «Я» 95

3.1. Организация и методы исследования 95

3.2. Описание выборки и изучение связи одиночества с отдельными социальными характеристиками личности 101

3.3. Одиночество и особенности оценки отношений с родителями 104

3.4. Особенности отношения «одиноких» и «неодиноких» респондентов к себе, другим людям, ситуациям одиночества и уединения 108

3.5. Изучение связи одиночестваи функций «Я» 124

3.5.1 Особенности «пассивно» и «активно одиноких» респондентов 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 151

ПРИЛОЖЕНИЕ 162

Введение к работе

Одиночество — это явление, знакомое, наверное, каждому человеку. Чаще всего мы сталкиваемся с ним, когда остаемся одни, то есть в ситуации социальной изоляции, по это необязательно. Мучительное одиночество может настигнуть человека, когда он будет находиться в окружении людей, и такое одиночество переживается подчас еще острее. Однако человек может оставаться один даже длительное время, не испытывая острого чувства одиночества.

Одиночество - психологическое явление, о котором пишут очень много. Мы нередко встречаемся/ с двумя сторонами одиночества. Первая - это одиночество и суицид, вторая же одиночество в городе и продолжительность жизни [52]. Действительно, это те аспекты одиночества, которые не могут не волновать любого человека, это то, что касается каждого, если не напрямую, то через круг близких людей. Не случайно, по некоторым социологическим опросам начала третьего тысячелетия, каждый седьмой россиянин испытывает страх одиночества [17]. Именно одиночество называется в качестве одной из главных причин самоубийств в подростковом и пожилом возрасте [5, 144]. А ведь Россия, по данным Всемирной организации здравоохранения, занимает второе место в мире по числу самоубийств. Равнодушие окружающих, одиночество и безденежье - главные причины "черной меланхолии", заставляющие наших стариков принимать страшное решение, считает главный суицидолог страны, заведующий отделением суицидологии Института психиатрии РАН, доктор медицинских наук Владимир Войцех [144].

Проблема одиночества, хорошо знакома психологам-консультантам и психотерапевтам. Речь идет об одиночестве, которое причиняет человеку тяжелые страдания и с которым бывает очень сложно справиться [94, 98, 217].

Одиночество имеет множество проявлений. Это и различные стороны социальной изоляции, от проблемы изоляции в пенитенциарной системе до изоляции в ходе космического полета или зимовки на полярной станции. Проблема добровольного уединения как условия личностного роста и религиозное отшельничество. Патологическая самоизоляция при психических нарушениях — аутизм. «Одиночество в толпе», отчуждение от общества и аномия. Наконец само чувство одиночества, испытываемое человеком.

Свои краски в эту картину добавляют исследования одиночества представителями многочисленных современных психологических школ и направлений, от поведенческой психологии до гуманистической психологии и психоанализа.

Если до конца 80-х годов в нашей стране было мало психологических исследований, посвященных одиночеству, а главным источником о научной работе в данном направлении за рубежом являлся сборник «Лабиринты одиночества» [27, 32, 36, 58, 70, 102, 103, 116, 116, 118, 121, 135, 137, 143, 1451, то в последние годы ситуация сильно изменилась. Появился целый ряд интересных работ отечественных исследователей, посвященных данной проблематике [38, 53, 69, 84. 93, 100, 106. 117, 133, 162, 200, 204J. Правда, информация об изучении одиночества за рубежом также в основном ограничивается «Лабиринтами одиночества». Именно на него мы чаще всего находим ссылки в различных обзорах по данной проблематике, да еще на отдельные работы Э.Фромма и И.Ялома [179. 181, 217]. Практически оказались незамеченными перевод и публикация статьи Д. Винникота [43] и работы Дж.Адлера и Д. Быои [4], в которых передоложены новые идеи касающиеся личностных причин одиночества.

При этом ощущается дефицит целостной картины представления об одиночестве. Определенные трудности связаны с многообразием трактовок этого понятия. Порой, говоря об одиночестве, исследователи имеют в виду различные содержания этого понятия. Так, Лебедев под одиночеством понимает социальную изоляцию, консультирующие психологи чаще имеют в виду негативное переживание, а некоторые исследователи, как. например Шагивалеева, пишут о позитивных и негативных проявлениях одиночества [200]. Ю.М. Швалб и О.В. Данчева, раскрывая понятие "одиночество", понимают под ним явления социальной "изоляции" и "уединения", когорые указывают лишь на временно-пространственную включенность личности в социум, никак не отражая именно психологическую специфику состояния одиночества [201]. И.С.Кон [75] и Р.С. Немов [105] обращаясь к оценке причин одиночества и описанию реакций на данное состояние, вообще уходят от его определения как психологического феномена, удовлетворяясь социальными характеристиками.

Понятно, что в такой ситуации о какой-то согласованности исследовательских позиций говорить трудно. Одновременно с этим есть целый ряд проблем, на которые до сих пор не получены ответы. Позитивное и негативное одиночество - два различных феномена или две стороны одного явления? С чем связано негативное переживание одиночества - с самой ситуацией социальной изоляции или с особенностями личности человека? Где искать истоки одиночества в конкретной ситуации «здесь и сейчас» или в прошлом человека?

Именно существующее в психологии многообразие подходов к изучению одиночества обуславливает актуальность дальнейших исследований в данном направлении. Решение поставленных проблем требует дальнейшей разработки теории одиночества, которая позволила бы прояснить его специфические черты.

В нашем исследовании под одиночеством мы понимаем именно чувство одиночества и приходим к заключению, что одиночество — это негативное чувство, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень человеческих контактов. Одиночество предстает как субъективный феномен, специфическое негативно окрашенное чувство человека, наличие и интенсивность которого доступна для исследования через самоотчегы респондентов.

Одиночество определяется двумя факторами. Первый - ситуация объективного ограничения контактов с другими людьми определенного уровня интимности; второй -повышенный уровень зависимости личности от ее подтверждения другими людьми, гак называемая нарцистическая зависимость, проявляющийся в неспособности находиться наедине с собой некоторое время без возникновения чувства одиночества [43]. Отсюда формируется предположение о зависимости степени проявлении чувства одиночества от степени развития такой функции «Я», как нарцистическая.

Теоретический анализ исследований одиночества показал, что хотя чувство одиночества впервые в наиболее заостренной форме проявляется в подростковом и юношеском возрасте [53, 74. 75, 100, 200, 204], формирование основ особенностей последующего переживания одиночества происходит в первые годы жизни и связано с особенностями развития основных функций «Я», формирующихся под влиянием детско-родительских отношений [4, 43, 53. 118, 162, 163].

Таким образом, обозначив теоретическую основу подходов к проблеме одиночества, мы определяем целью исследования изучение особенностей переживания одиночества и его связь с функциями «Я».

Объектом исследования является личность, испытывающая чувство одиночества.

Предмет исследования: одиночество и его связь с функциями «Я».

Основной гипотезой высгупает предположение о том, что:

1. Чувство одиночества связано с особенностями функционирования «Я» личности, в первую очередь — с характером развития границ «Я», его нарцистической функцией и проявлением агрессии.

2. Одиночество взрослых респондентов связано с особенностями их оценки отношений с матерью в детском возрасте.

Дополнительными гипотезами исследования являются предположения о том, что: 1. «Одинокие» и «неодинокие» респонденты различаются особенностями отношения к себе, к другим людям, к одиночеству и к уединению; характером поведенческих реакций на чувство одиночества; характером эмоций, активности, самочувствия и настроения, связанными с чувством одиночества. 2. «Одинокие» респонденты могут быть дополнительно дифференцированы на группы различающиеся: спецификой функционирования «Я», особенностям поведенческих реакций на чувство одиночества, характером эмоций, активности, самочувствия и настроения, связанных с чувством одиночества.

Для достижения цели и проверки гипотез были поставлены следующие задачи исследования.

Теоретические:

• провести теоретический анализ понятий: одиночество, «Я», функции «Я»;

• на основе проведенного теоретического анализа дать описание феномена «одиночества», которое послужит теоретической основой эмпирического исследования данного феномена;

• изучить имеющиеся в литературе представления касающиеся связей одиночества с особенностями функционирования «Я».

Эмпирические:

• выделить на основе самоотчетов группы респондентов, которые могут быть в рамках обсуждаемой теоретической модели отнесены к «одиноким» или «неодиноким» людям;

• выявить связи между чувством одиночества и особенностями функций «Я»; в первую очередь — с характером развития границ «Я», его нарцистической функцией и проявлением агрессии у «одиноких» и «неодиноких» респондентов;

• изучить и сравнить у «одиноких» и «неодиноких» респондентов особенности оценки ими своих отношений с родителями в детском возрасте и сейчас;

• выявить различия у «одиноких» и «неодиноких» респондентов в особенностях отношения к себе и к другим людям; к одиночеству и уединению; в особенностях поведенческих реакций па чувство одиночества; в характере эмоций, активности, самочувствия и настроения, связанных с чувством одиночества:

• выявить группы «одиноких» респондентов, различающиеся особенностями функционирования «Я»; особенностями отношения к себе и к другим людям; к одиночеству и к уединению; особенностями поведенческих реакций на чувство одиночества; характером эмоций, активности, самочувствия и настроения, связанных с чувством одиночества. Теоретико-методологическими основами данного исследования стали:

фундаментальные положения о единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внутренними условиями (С.Л. Рубинштейн); сложившиеся в рамках отечественной психологии методологические основы исследования личности и представления о «Я» и его функциях (Л.С. Выготский, С. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, И.С. Кон, П.Н. Ермаков, СТ. Джанерьян, В.А. Лабунская); понимание одиночества взрослого человека, как производного его отношений с матерью в детский период и результат особенностей функционирования его «Я» (И.С. Кон, З.Фрейд, Дж.Зилбург, Г.Салливан, Ф.Фромм-Рейхман, К. Рубинстайп, Ф. Щейвер, Д. Винникотт, Дж.Адлер, Д.Бьюи, Г.Аммон и др.).

Методы и методики исследования

Метод теоретического анализа. Эмпирические методики: авторский опросник "Одиночество"; анкета, направленная на изучение эмоций связанных с чувством одиночества; модифицированная методика САН: методика исследования функций «Я» Г. Аммона. Для обработки эмпирического материала применялись статистические методы (кластерный, корреляционный и факторный анализ), статисгические критерии Фишера и Манна-Уитни.

Новизна исследования

В результате теоретического анализа литературы, посвященной проблеме одиночества, эмпирического исследования особенностей его проявления и переживания получен ряд новых результатов:

• Теоретически обоснована и эмпирически доказана связь между одиночеством и функциями «Я»: агрессивностью, тревогой, внешними и внутренними границами «Я», нарциссизмом, сексуальностью. Установлено, что «одинокие» респонденты характеризуются пониженными показателями по конструктивным шкалам функций «Я» и повышенными - по деструктивным и дефицитарным.

• Теоретически обоснован и эмпирически доказан факт связи одиночества взрослых респондентов с неудовлетворительной оценкой ими характера эмоциональных и доверительных отношений с матерью в детский период.

• Описана субъективная феноменология одиночества, различия «одиноких» и «неодиноких» респондентов проявляющиеся: в особенностях функционирования «Я», в отношении к себе и к другим людям, к одиночеству и к уединению; в поведенческих реакциях на чувство одиночества; в характере эмоций, самочувствия, активности и настроения, связанных с чувством одиночества.

• Выделены две группы «одиноких» респондентов: «пассивно» и «активно одинокие». Они различаются особенностями функционирования «Я», особенностями отношения к себе, к другим людям, одиночеству и уединению; особенностями поведенческих реакций на чувство одиночества, характером эмоций, активности, самочувствия и настроения, связанных с чувством одиночества.

Практическая значимость исследования

• Результаты исследования могут быть полезными для совершенствования психологической помощи людям, страдающим от одиночества, в качестве научного обоснования при коррекционной и психотерапевгической работе с ними. Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на проблему одиночества как производную проблем личностного развития. Можно рекомендовать акцентировать внимание в коррекционной работе по преодолению одиночества на развитии конструктивных сторон функционирования «Я».

• Выводы теоретической и эмпирической части диссертационного исследования можно использовать при разработке учебных программ, курсов по психологии личности, спецкурса «Психология одиночества», они могут быть также использованы психологическими службами при разработке программ работы с семьей с целью ранней профилактики одиночества и для развития оптимального типа детско-родительских отношений.

• Результаты исследования можно использовать в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов - психологов в области семейного и индивидуального психологического консультирования.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Чувство одиночества у «одиноких» респондентов связано с особенностями следующих функций «Я»: агрессивности, тревоги, внешней и внутренней границы «Я», нарциссизма, сексуальности; у них понижены показатели по конструктивным шкалам функций «Я» и повышены по деструктивным и дефицитарным.

2. Одиночество взрослых респондентов связано с неудовлетворительной оценкой характера эмоциональных и доверительных отношений с матерью в детский период.

3. «Одинокие» респонденты отличаются от «неодиноких»: особенностями отношений к себе и к другим людям, к одиночеству и уединению; характером поведенческих реакций на чувство одиночества; характером эмоций, активности, самочувствия и настроения, связанных с чувством одиночества.

4. «Одинокие» респонденты могут быть дифференцированы на две группы — «пассивно» и «активно одиноких», которые отличаются друг от друга по целому ряду показателей: особенностями функционирования «Я»; особенностями отношения к себе и к другим людям к одиночеству и уединению; характером поведенческих реакций на чувство одиночества; характером эмоций, активное їй. самочувствия и настроения, связанных с чувс гвом одиночества.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии личности КубГУ и на заседаниях кафедры психологии и педагогики Института Экономики и Управления в Медицине и Социальной Сфере, методологических семинарах КубГУ, международных, межрегиональных, региональных и межвузовских конференциях.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

В журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Бакалдин СВ. Эмоциональные особенности переживания одиночества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008 г.. №3. С. 229-233.

2. Бакалдин СВ. Одиночество и некоторые особенности развития и функционирования «Я» II Культурная жизнь Юга России. 2008 г., №3. С. 38-41.

В других изданиях:

3. Бакалдин СВ. Изучение групп «одиноких» респондентов // Вопросы социально-гуманитарного знания. Приложение к журнал) «Человек. Сообщество. Управление». Краснодар- 2006. С. 61-66.

4. Бакалдин СВ. Изучение проблемы одиночества в психоанализе // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» 11-12 ноября 2005 года в г. Краснодаре «Личность как с\бъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. Психологическая поддержка личности в различных пространствах ее бытия». Краснодар, 2005. С.9-12

5. Бакалдин СВ. Изучение некоторых особенностей переживания одиночества // Социальная сфера Кубани: Экономические и социально-психологические аспекты развития. Сборник материалов региональной научно-практической конференции (31 мая 2006 г.). Краснодар, 2006. С.266-270.

6. Бакалдина Н.М., Бакалдин СВ. Переживание одиночества в подростковом возрасте // Социальная сфера Кубани: Экономические и социально-психологические аспекты развития. Сборник материалов региональной научно-практической конференции (31 мая 2006 г.). Краснодар, 2006. С.318-320.

7. Бакалдин СВ. Одиночество и особенности функций Эго // Зигмунд Фрейд -основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике (к 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда). Материалы международной психоаналитической конференции. 16-17 декабря 2006 г. Москва/ Под ред. А.Н. Харитонова, П.С. Гуревича, А.В. Литвинова. В 2-х т. М.: Русское психоаналитическое общество, 2006.Т.1 С. 120-127.

8. Бакалдин СВ. Две группы «одиноких» респондентов и особенности функций «Я» //Психологическое здоровье нации региональный аспект: Сборник материалов международной научно-практической конференции (15-16 ноября 2006 г.). Краснодар, ИЭиУМиСС. С.58-63.

9. Бакалдин СВ. Связь характера ранних детско-родительских отношений и чувства одиночества взрослого человека // Социальная сфера Кубани: Экономические и социально-психологические аспекты развития. Сборник материалов межрегиональной юбилейной научно-практической конференции (31 мая 2007 г.). Краснодар, 2007. С 150-154.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Понятие одиночества в современной психологии

В современном обществе одиночество — это частое явление. Одиночество предстает как важнейшая проблема при решении общих задач психологического благополучия личности и ее социального здоровья. К сожалению, мы до сих пор не знаем точно причин и истоков одиночества, так же как и его последствий.

Приступая к исследованию проблемы одиночества, необходимо отметить, что в последнее время возросло количество работ, посвященных данной тематике, причем не только среди психологов, но и среди социологов, философов, педагогов [7, 30, 84, 120, 127, 139, 147]. Однако, понятие «одиночество» продолжает порождать множество вопросов и связанных с ними теоретических разногласий.

Существуют различные пути для углубления нашего понимания одиночества. Один из них — это анализ нашего собственного индивидуального бытия, в случае если признать, что одиночество есть универсальное явление. Не будем, однако, абсолютизировать личные переживания. Дело в том, что необходимо иметь в виду существование различных типов и степеней проявления одиночества. Выявление различия между типами одиночества требует особого внимания, тщательного анализа, любых разновидностей его проявлений. Важность данной проблемы привлекает внимание многочисленных исследователей, что, в свою очередь, порождает многообразие подходов к рассмотрению одиночества: теоретический, клинический, социальный, личностный, философский [4, 7, 30. 43, 45, 53, 77, 89, 94, 98. 118, 138. 200].

Мы считаем, что каждый из подходов отражает определенную сторону исследуемого явления и не является исчерпывающим. Отсюда необходимость в начале исследования определиться с нашим представлением об одиночестве, которое соответствовало бы многообразию и сложности явления и которое бы давало возможность объяснять и изучать его с интересующей нас точки зрения.

Анализ литературы показывает, что определения одиночества, которые встречаются у различных авторов, могут сильно отличаться друг от друга, это может касаться как отдельных аспектов проявления одиночества, так и собственно вопроса: что имеется в виду под одиночеством и кого можно назвать одиноким человеком?

Устоявшееся в языке значение слова фиксируется в толковых словарях. Сравнение значения слова «одиночеств» в словаре Даля и современном толковом словаре под ред. А.П. Евгеньевой показывает, что более чем за сто лет значение этого слова не претерпело значительных изменений в русском языке. В словаре Даля дается следующее объяснение слова «одинокий»: уединенный, где мало жизни, людей; сам по себе, отдельный [158].

В современном академическом толковом словаре под редакцией А.П. Евгеньевой мы находим следующие значения слова «одинокий»:

1 .Находящийся, пребывающий где-либо отдельно от других.

2.Не имеющий семьи, родственников, близких // Имеющий мало общего с окружающими, чуждый им, далекий от них.

3.Проходящий, протекающий без семьи, родных, близких, исполненный одиночества.// Происходящий, совершаемый без других, в отсутствие других.

Одиночество же понимается, как состояние одинокого человека [148]. Следовательно, можно отметить, что в языке и, соответственно, в массовом сознании, понятия «одиночество» и «одинокий» тесно связаны с ситуацией социальной изоляции, социальным отчуждением.

Хотя в общем можно утверждать, что «все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания» [121]. Однако между разными подходами к проблеме одиночества имеются существенные различия, на которых необходимо заострить внимание.

В результате анализа источников по данной проблеме мы пришли к заключению, что все изученные нами определения одиночества опираются на три основных подхода. Первые два рассматривают его с полярных позиций: один опирается на объективное понятие социальной изоляции, другой — на субъективное чувство переживания одиночества. Третий подход базируется в большей степени на функциональном, регулятивном значении чувства одиночества. Соотношение первых двух подходов в понимании природы одиночества может очень сильно различаться. Так, например, В.И. Лебедев в своей работе «Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции» [89], ставит знак равенства между одиночеством и групповой изоляцией. Противоположный подход представляют У. Садлер и Т. Джонс, они рассматривают одиночество как переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания [138].

Понятие «Я» в современной психологии

Понятие «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе. В отечественной философской и психологической литературе этот феномен рассматривается как в общетеоретическом плане, в связи с теорией личности и ее самосознания, так и в связи с конкретными закономерностями развития. Что касается зарубежной литературы, то понятие «Я» присутствует в работах самых разных направлений психологии. В аналитическом обзоре эмпирических исследований понятия «Я» начала 80-х годов XX века, сделанном Р. Уайли, учтено свыше 1600 работ [76]. Причем речь шла только об англоязычных и чолько эмпирических публикациях, и это не включая Эго-психологию. Понятно, что за прошедшие годы, с учетом всей мировой литературы по данной проблематике, эта цифра возросла многократно.

Анализ изученной литературы по данной проблематике свидетельствует о том, что «Я», хотя и является одним из старейших философско-психологических понятий, имеет крайне неопределенный категориальный статус. Такие термины, как "самость" (self), "идентичность", "Я" и "Эго", употребляются в самых разных значениях [68], а ведь сюда можно добавить понятие «Я-концепции» и рождение в последние десятилетия еще одного «Я»—виртуального как определенной формы самопрезентации в Интернете [68, с. 40-54].

Изучение «Я» в психологии имеет в своей основе богатую традицию и поражает многообразием подходов.

Еще Сократ использовал призыв «Познай самого себя!» в качестве исходного принципа своего философского мировоззрения. Р. Декарт определял «Я» как «мыслящего субъекта». Д. Юм рассматривал «Я» как «пучок» разнообразных восприятий, которые следуют одно за другим с превосходящей всякое представление скоростью [216]. «Я никак не могу, - подчеркивает Д. Юм, - уловить свое «Я» как нечто существующее помимо восприятий и никак не могу подметить ничего, кроме какого-либо восприятия» [цит. по 216, с.366].

Фихте определял «Я» как воплощение чистой деятельности, порождающей не-Я, т.е. внешний мир. По Фихте, «Я» есть безусловная абсолютно творческая способность — «разумная воля», которая реализуется в эмпирическом человеческом существе и отличает человека от других явлений природы. Сущность «Я» - составляет деятельность: мы не потому действуем, что познаем, но мы познаем потому, что предназначены действовать. Знание выступает не как цель, а как средство рационального господства над природой. Субъект — прежде всего действующий субъект. [54]. По Гегелю, «Я» представляет собой всеобщую формулу, выражающую структуру сущих, являющихся личностями субъектов. Дж.С. Милль вводит в ассоциативную психологию «Я» в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания [54].

У. Джемс выделил образ «Я» как особое психическое образование в 1892 г. в рамках изучения самосознания, в котором он различал Я-объект, или Я-познаваемое, и Я-субъект, или Я-познающее [49].

Отечественная психологическая традиция опиралась на идеи И.М. Сеченова, он, признавая социальную обусловленность человеческого сознания и «Я», подчеркивал преемственный ход развития всего психического содержания по мере накопления знаний. И.М. Сеченов оказал огромное влияние на мировую и отечественную психологию. Его традиции были продолжены в психологии Н.Н. Ланге, В.М. Бехтеревым, в физиологии И.П. Павловым, А.А. Ухтомским [60, 224].

В отечественной психологии советского периода представления о «Я» развивались в свете философских идей марксизма. В исследованиях, посвященных проблеме «Я» можно выделить два аспекта: «Я» в отношении к миру, обществу и «Я» в структуре субъективной реальности. В советской науке исследования «Я» базировались на философской идеи единства личности и общества, верховенства общественных интересов над узко личными и концепции сознания, содержащей идеи вторичности сознания по отношению к материи, идеальности, субъективности, отражения как способа познания мира и себя. Но вместе с тем, можно говорить о существовании определенной недооценки проблемы «Я» в отечественной психологии того периода.

Организация и методы исследования

Одиночество может изучаться при помощи различных методов, в том числе метода теоретического анализа философских аспектов проблемы; медико-биологических методов; собственно психологических методов (наблюдение, эксперимент, беседы, анкеты, самонаблюдения и т.д.).

Первая группа методов связана с логикой научного анализа, с применением философской методологии к анализу конкретной теоретической проблемы, к проектированию и проведению эмпирического исследования. Вторая группа методов ориентируется на объективные характеристики процессов, происходящих в нервной системе и организме человека. Трудность психологической интерпретации данных, полученных с помощью медико-биологических методов, заключается в том. что при одних и тех же физиологических показателях характеристики психических состояний и переживаний оказываются различными, о чём свидетельствуют экспериментальные исследования А.Е. Ольшанниковой [111, с. 65-75].

Любая методика должна отвечать также требованию функциональности, то есть она должна быть пригодна для решения задач исследования. В связи с этим напомним эмпирические задачи нашего исследования:

выделить на основе самоотчетов группы респондентов, которые могут быть в рамках обсуждаемой теоретической модели отнесены к «одиноким» или «неодиноким» людям;

выявить связи между чувством одиночества и особенностями функций «Я»; в первую очередь — с характером развития границ «Я», его нарцистической функцией и проявлением агрессии у «одиноких» и «неодиноких» респондентов;

изучить и сравнить у «одиноких» и «неодиноких» респондентов особенности оценки ими своих отношений с родителями в детском возрасте и сейчас;

выявить различия у «одиноких» и «неодиноких» респондентов в особенностях отношения к себе и к другим людям; к одиночеству и уединению; в особенностях поведенческих реакций на чувство одиночества; в характере эмоций, активности, самочувствия и настроения, связанных с чувством одиночества;

выявить группы «одиноких» респондентов, различающиеся особенностями функционирования «Я»; особенностями отношения к себе и к другим людям; к одиночеству и к уединению; особенностями поведенческих реакций на чувство одиночества; характером эмоций, активности, самочувствия и настроения, связанных с чувством одиночества.

Все вышесказанное позволяет определить основные требования к методическому инструментарию данного исследования, он должен:

1) дифференцировать респондентов на «одиноких» и «неодиноких»;

2) позволить выявить особенности функционирования «Я», способные оказывать влияние на частоту переживания одиночества;

3) раскрывать особенности восприятия отношений с родителями в детстве и

сейчас;

4) выявлять, как респондент переживает одиночество на уровне поведенческих и эмоциональных реакций, специфику его состояния в этот момент.

Удовлетворение этим требованиям предполагает использование комплекса конкретных методик. В теоретической части нами используется метод научного анализа литературы по исследуемой проблеме; в эмпирической части используются разработанная автором исследования анкета "Одиночество"; опросник, направленный на выявление особенностей эмоционального переживания одиночества, включающий в себя модифицированную методику САН; методика исследования функций «Я» (Г.Аммона). Для обработки эмпирического материала применяются статистические методы: критерий Фишера, критерий Манна-Уитни, кластерный, корреляционный и факторный анализ [146, 155].

Выбор методов и путей изучения любой научной проблемы, в том числе и проблемы одиночества, зависит от концептуальных позиций автора. Наше представление об одиночестве как о негативном чувстве, связанном с особенностями личности, требует комплексного подхода в изучении данного вопроса, именно эта теоретическая позиция определила выбор использованных в исследовании методик.

Похожие диссертации на Одиночество и его связь с функциями "Я"