Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Сац Елена Александровна

Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью
<
Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сац Елена Александровна. Особенности самосознания женщин, недовольных собственной внешностью: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Сац Елена Александровна;[Место защиты: Российский государственный гуманитарный университет - ФГБОУ ВПО].- Москва, 2015.- 96 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблем представления человека о собственной внешности. гендерные аспекты. самосознание, я-образ, я-концепция. психологическое содержание переживаний, связанное с реальной и мнимой проблематикой внешности

1.1. История исследований внешности человека 7

1.1.2. Что такое красота? Гендерные различия 11

1.1.3. Влияние СМИ на удовлетворенность женщин своей внешностью 18

1.2. Понятие самоотношения и его проблематика

1.2.1. Самосознание, Я-образ, Я- концепция 21

1.2.2. Понятие самоотношения

1.2.2.1. Проблема самоотношения в отечественной психологии 27

1.2.2.2. Механизм формирования самоотношения 30

1.2.2.3. Структура самоотношения 32

1.2.2.4. Защитные стили самоотношения 35

ГЛАВА 2. Психологическая зависимость от косметологических процедур

2.1. Аддиктивное поведение и основные направления его 42

исследований

2.2. Задача разведения понятий психологической зависимости и близких явлений в межличностных отношениях

2.3. Роль психологической аддикции для личности 46

2.4. Понятие психологической зависимости 49

2.5. Влияние социальных факторов на развитие зависимого поведения 53

2.6. Гендерные различия в восприятии зависимого поведения в обществе

2.7. Современное состояние проблемы зависимого поведения 58

ГЛАВА 3. Косметология. виды косметологических процедур. роль психолога в косметологическом центре

3.1.Косметология, как наука 60

3.2. История становления и развития косметологии 61

3.2.1. Косметология в древнем Египте, Греции и Италии 62

3.3 Виды косметологических процедур 64

3.4. Значение психолога косметологическом центре 70

ГЛАВА 4. Эмпирическое исследование особенностей самосознания женщин, недовольных собственной внешностью

4.1. Методы исследования 72

4.2. Описание выборки 73

4.3. Статистический анализ данных 74

Заключение

Список литературы

Что такое красота? Гендерные различия

В настоящее время существует множество источников, указывающих на тот факт, что собственная внешность всегда находится в фокусе внимания людей. Примеры подобных источников берут свое начало с древней мифологии и сказок. Одни из первых свидетельств о том, что человек проявляет интерес к тому, как он выглядит в глазах других людей и к собственной внешности, можно датировать возрастом в 30 тысяч лет, когда африканские народы принялись украшать свои лица (Bates and Cleese, 2001).

Свидетельством о том, что мы от природы нам свойственно интересоваться лицами людей может служить тот факт, что уже через неделю после рождения новорожденные начинают пристально смотреть на лица окружающих (на это указывают движения их глаз), уделяя меньшее внимание остальным раздражителям окружающей среды. Что касается взрослых, то каждый из нас не упускает возможность понаблюдать за одеждой, лицами, фигурой окружающих нас людей, когда вероятность, что взгляд приведет к социальному контакту, мала (например, попутчики в вагоне метро).

На примере свидетельств из письменных источников можно увидеть, какими средствами и затратами люди пытались улучшить собственный внешний вид в глазах окружающих на разных этапах развития общества и в разных культурах. В качестве наиболее ярких примеров можно привести следующие попытки улучшить внешность: - В некоторых племенах Африки и Бразилии женщины вставляют в губы и уши блюдца, другие удлиняют шеи с помощью металлических колец, третьи постоянно наносят грязь на голову, чтобы уложить волосы. - Аристократический обычай бинтовать ноги в Китае. - В Елизаветинское время было популярно отбеливать кожу с помощью пасты на основе свинца. В Италии для отбеливания использовали косметические средства, содержащие мышьяк.

Если приводить примеры, более приближенные к современности, то можно провести параллель древних косметических процедур с нынешнему пирсингу, употребление пищевых добавок, использование для разглаживания морщин в современных западных странах токсичного ботокса, татуирование, и готовность все большего количества людей идти на внушительные материальные затраты и риск, которые связаны с косметической хирургией.

Таким образом, мы видим, что помимо внешности окружающих люди придают более важное значение собственному внешнему виду. В первые качественные зеркала появились в Венеции в 1460 г. Людям пришлась по душе возможность видеть себя, так что изготовление прозрачного стекла скоро стало очень прибыльным бизнесом. На протяжении своей жизни человек видит себя более несколько тысяч раз, но всякий раз, когда появляется возможность, большинство людей не может устоять перед соблазном взглянуть на собственное отражение в зеркалах или витринах. Вид

Зрелище собственного внешнего вида, который хорошо нам знаком, успокаивает нас, но тем не менее, мы испытываем замешательство, когда наша внешность не соответствует внутреннему идеализированному образу самого себя. Например, при ярком освещении люди выглядят старше, чем нам представляется, или удачные фото, на которых, как нам кажется, мы выглядим правдиво, не очень похожи на оригинал. То же самое можно сказать про фото в паспорте.

Физические изменения нашего тела и особенно лица оказывают серьезное влияние на наше самовосприятие и самоощущение. Для того, чтобы эти изменения стали частью нашего представления о себе, требуется определенный промежуток времени. Данный феномен особо известен специалистам здравоохранения, которые уделяют особое внимание внешности, например, когда человек смотрится впервые в зеркало после серьезной хирургической операции или травмы. Внезапно увидев в зеркале для них неожиданное отражение, люди могут в течение какого-то времени находиться в состоянии стресса или шока (Bradbury, 1997).

Огромное количество людей проявляются активную инициативу повлиять на то, как они выглядят ради соответствия воспринимаемым нормам или из стремления подчеркнуть собственную индивидуальность (Newell, 2000). Но мы не в состоянии контролировать все происходящие изменения с нашей внешность. На протяжении всей жизни тело и нашего восприятие его претерпевают изменения. Некоторые из этих изменений могут восприниматься положительно, быть желаемыми, например, снижение веса в связи с физическими упражнениями или изменение фигуры вследствие физиологического созревания. В то же время есть ряд перемен, которые не воспринимаются положительно, например, изменения, связанные с болезнью или старением.

Гильберт (Gilbert, 2002) говорит о том, что «в течение миллионов лет умы всего человечества занимала такая «валюта», как внешность, и в каждом из нас живет настоятельная необходимость быть привлекательными для других людей». Мы считаем, что привлекательная для окружающих внешность служит нашим собственным интересам, потому что позволяет получить лучший доступ к желанным социальным источникам, например, к дружбе, любви и долговременным отношениям. Существует огромное количество легенд и мифов о внешности, которые недвусмысленно позволяют понять, что красота крайне важна для человека и наделяет его особой властью. В качестве примера можно привести известный греческий миф «Яблоко раздора», когда три могущественные богини (Афина, Гера и Афродита) поссорились из-за золотого яблока, которое должно было достаться прекраснейшей из всех на свете. Из-за вспыхнувшей ссоры между богинями воцарился хаос. Одним из следствий попыток подкупить судью стала 10-летняя война. Основной посыл данного мифа в том, что некоторые люди стремятся к тому, чтобы окружающие признавали его самым красивым или красивой, и есть люди, которые стремятся достичь этого практически любой ценой.

Подобные примеры иллюстрируют не только мифы и легенды, но и соответствующие современным воззрениям и моделям поведения, центрирующим внимание на внешнем виде, пословицы, детские истории и сказки, которые закрепляют подобные стереотипы. Возьмем, например, сказки и основанные на них детские мультики. Из-за своей красоты Белоснежка подвергается гонению и испытаниям со стороны своей Мачехи, которая постоянно смотрит в волшебное зеркало и спрашивает, является ли она всех прекрасней и милей на свете. Сказка про Золушку, которая вызывает зависть своих сводных уродливых сестер.

Механизм формирования самоотношения

Понятие «самоотношение» в отечественной психологи, как независимой психологической категории, которая является не сводимой ни к самосознанию, ни к самопознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно себя самого, было введено Н.И. Сарджавеладзе в 1974 году. В его работах самоотношение рассматривается сквозь категорию установки, как общего и единого механизма формирования всей системы отношений человека, в которую самоотношение включено как структурный элемент. Специфика последнего заключается в референте отношения, в качестве которого выступает человеческое «Я». Самоотношение ощущается субъектом как некое общее интегральное чувство «за» или «против» собственного Я.

Согласно мнению В.Н. Мясищева, формирование отношений в личностной структуре происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности социальных, объективно существующих отношений в обществе в условиях его макро-и микробытия, в котором он живет. Соотносящиеся с отношением к своей личности переживания могут проходить в непосредственной эмоциональной форме переживания, когда эмоциональной реакции нет и замещается оценочным суждением, за которым находится не актуализированная в конкретный момент, а когда-то пережитая эмоциональная реакция. В случаях нечеткого осознания «инактуальная форма» переживания представляется в глобальной оценке, в основе которой всегда лежит пережитый эмоциональный опыт [].

По мнению А.В. Петровского, самоотношение следует рассматривать по принципу динамической иерархии, в которой разные модальности эмоционального отношения могут выступать в качестве ядерной структуры, фактически определяя выдержанность и содержание обобщенного устойчивого самоотношения. Содержание ядерной структуры обусловливается социальной средой и социальной ситуацией развития, которая оказывает воздействие на иерархию ведущих деятельностей и мотивов. Степень значимости и соотношение компонентом самоотношения зависят в первую очередь от иерархии деятельностей, в которых человек усматривает преимущественную сферу самореализации.

У И.И. Чесноковой самоотношение представляется, как разновидность эмоциональных переживаний с разной степенью осознанности, в которых отображается личное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, открывает относительно себя самой. Развитие эмоционально-ценностного самоотношения подчинено интеграции ее психического мира и формирования единства личности [].

Представления об одномерности самоотношения преодолевает В.В. Столин, но важно отметить, что в его теоретических взглядах остается представление о его гомеостатически аддитивном строении. Механизмом, который определяет характер самоотношения личности (амбивалентный, негативный, позитивный и т.д.), выступает смысл Я субъекта, потребности в самореализации личности, отношение к мотивам. Данное понимание самоотношения связывает его с жизнедеятельностью и социальным бытием субъекта. Представления об аддитивном строении самоотношения вступают в противоречие с неаддитивной природой деятельностей и отношений, реализуемых субъектом [].

С.Р. Пантелеев опирается на представления об иерархически-динамическом строении мотивационной сферы личности, определяемой смыслообразующими мотивами, разработанные А.Н. Леонтьевым, и предлагает принцип иерархически-динамической организации строения самоотношения. Предложенная С.Р. Пантелеевым концепция самоотношения является наиболее эмпирически разработанной [].

Первоначальное формирование особенностей самоотношения «к себе, как другому», в пространстве межличностных отношений является причиной того, что самоотношение изменяется в процессе взаимодействия со «значимыми другими». Самоотношение оказывает влияние на стиль общения человека. Многими авторами акцентируется ценностно-смысловое содержание самоотношения личности, которое рассматривается в качестве индикатора процесса самореализации, удовлетворения потребности «смысла жизни» по В.Франклу. Е.Т. Соколова (1989) и С.Р. Пантелеев (1991) связывают формирование отдельных компонентов системы самоотношения со степенью удовлетворения ведущих потребностей и мотивов.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что самоотношение отражает обобщенные чувства позитивного или негативного отношения к себе и обладает сложным строением. Строение и суть самоотношения могут быть раскрыты лишь в условиях реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят его мотивы, связанные с самореализацией его как личности.

Понятие психологической зависимости

Явление зависимости относится к числу тех немногих явлений, по отношению к которым в обществе сложились и действу ют довольно сильные стереотипы, отражающие не столько психологическое содержание этих явлений, сколько культурные и социальные аттитюды в их адрес. Это в свою очередь непосредственно влияет на процесс их формирования. Во многом это связано с принятыми в обществе нормами поведения и ценностями, а также его типом. В большинстве работ отмечается, что в современном западном обществе в качестве определяющих ценностей выдвигаются - автономия, уверенность в себе, независимость (D. Romney & Lytton, Н., 1991; J. Masters, & Е.Maccoby, 1970). Таким образом, зависимое поведение чаще рассматривается в качестве признака личностной незрелости или недостатка (М. Amsworth, 1969; P. Mathur, V. Kaul, & Murlidharan, R., 1982; J. Kobayashi, 1982). При этом если к зависимости лиц преклонного возрастаили детей общество относится терпимо (М. Ainsworth, 1969; R.Bornstein, 1993; N. Fox, V. Pancake, & L. Sroufe, 1983), то в зрелом возрасте зависимость чаще всего воспринимается как недостаток или расценивается как признак ущербности личности (J. Birtchnell, 1988; J. Bowlby, 1969; H. Lerner, 1983; R. Ashmore, 1981; S.Cadbury, 1991; M. Kaplan, 1983).

Согласно М. Эйнсворт, аддикция взрослых людей неотвратимо предполагает «незрелость» (М. Ainsworth, 1969, р. 970); Д. Неки пишет о том, что "с точки зрения общественного мнения гораздо предпочтительнее независимость, т.к. зависимость - это повод для пренебрежения" (J. Neki, 1976), а, согласно мнению Р. Сигел, "зависимость является признаком патологии: она подразумевает сим биотические отношения, слабость, пассивность и незрелость" (R. Siegel, 1988). Во многом подобное активно негативное эмоциональное отношение к самой идее аддикции обусловливает и характер отдельных исследований. Например, в одной из научных работ аддикция рассматривается как "сложный злостный эксплуататорский маневр со стороны слабого по отношению к индивиду, воспринимаемому более сильным, с це лью получения от него помощи" (Р.Goldfaks, 1969, р. 4-5). Так, в нашем обществе традиционно аддикция взрослой личности противопоставляется независимости и оценивается отрицательно, воспринимается как признак незрелости, слабости и склонности к патологии. В противовес нашему обществу восточное, к примеру, поощряет зависимость детей, рассматривая альтернативой зависимости не сепаративные тенденции, а явление взаимозависимости детей и родителей. В качестве критерия зрелости личности здесь выдвигается не способность к раздельной жизни, а способность самому обеспечивать зависимость другого человека. В соответствии с этим вся система отношения к ребенку и воспитания ориентируется не на ценности, которые связанны с независимостью, а на идеи поддержания в нем зависимости и перехода к взаимозависимости (J. Neki, 1976).

Языковой анализ понятия "зависимость" в западных и восточных языках также подтверждает эти отличия. Понятие зависимости в западных языках является производным от древнефранцузского "depend(re)+ance", имеющим значение - "быть подвешенным, зависшим, повешенным, висеть" (В. Worf, 1956).

Отрицательное отношение, наверное, зафиксировано уже в самом значении этого понятия: тот, кто пассивен, зависит от другого и весит на его шее, т.е. тот, кто является неполноценным. наоборот, термин "asrayana", являющийся эквивалентом понятия "зависимость" в хинди-санскрите, проистекает от корня "ski", означающего "быть привязанным к кому-то, опираться, присоединяться, находить защиту, искать убежище, безопасность" (W. Monier-Williams, 1950). Как представлено, ни один из этих терминов не имеет такого унизительного значения. Так, по отношению к явлению зависимости в нашем с вами обществе существует довольно сильный отрицательный стереотип, который накладывает отпечаток на развитие, воспитание и оценивание этого качества у человека.

В особенности сильно эта социальная установка воздействует на разное отношение к зависимости человека в связи с его половой принадлежностью, а также на отличия в развитии зависимости у женщин и мужчин. Ввиду того, что современная западная культура ратифицирует высокую ценность уверенности в себе, маскулинных идеалов автономии и независимости от других, общество однозначно поощряет отсутствие зависимости у мужчин, и более или менее терпимо в отношении зависимости у женщин. Оттого традиционно зависимость у мужчин оценивается более негативно, чем зависимость женщин (В. McCandles, P. Bennet, & С. Bilous, 1961; R. Bornstein, 1983; Р.Gilbert, 1987). При этом для мужчин более приемлемой считается инструментальная зависимость, нежели психологическая (J. Bardwick, 1971).

Установлено, что у женщин чаще чем у мужчин проявляются такие формы аддиктивного поведения, которые направлены на поддержание и развитие межличностных отношений (J. Miller, 1976; Н. Lerner, 1983; J. Surrey, 1985; I. Stiver, 1991). Многие из авторов связывают это с тем, что близкие контакты, чувство сопричастности и межличностные отношения выполняют более важную роль в женском развитии (J. Miller, 1976; Post, R., 1982, М. Kaplan, 1983; J. Jordan, 1984; Р. Colgan, 1987). При этом отдельными авторами даже подчеркивается, что большая ориентация представительниц женского пола на зависимость должна оцениваться как ее скрытый потенциал, не в качестве недостатка (I. Stiver, 1994): в общекультурном плане женщина применяет аддикцию как средство приспособления к неравным отношениям в доминирующей над ней мускулинизированной культуре, как орудие сохранения и создания контактов при отсутствии естественных средств влияния на значимые для нее связи и общество в целом (С. Gilligan, 1982).

В связи с изложенным выше перспективы психологического развития женщины представляются в развитии форм поведения, которое нацелено на межличностные отношения, в расширении способности участия, сопереживания другим, а не в отделении от других (Jordan, J., 1991; Jordan, J., Kaplan, A., Miller, J., Stiver, 1., & Surrey, J., 1991).

Но современные исследования говорят о том, что женщины с высоким уровнем зависимости оцениваются окружающими так же отрицательно, как и зависимые мужчины: они воспринимаются как инфантильные, несамостоятельные, слабые и малоприспособленные к жизни (1. Stiver, 1994). Также есть данные, которые указывают на то, что самими женщинами их зависимость чаще всего переживается негативно. В ряде исследований было показано, что в настоящее время как женщины, так и мужчины все больше стремятся к достижению равновесия между внутренней потребностью в зависимости и желанием автономии, независимости и уверенности в себе (P. Colgan, 1987; R. Bornstem, et al., 1993). При этом нужно отметить, что чрезвычайная степень независимости, как и высокая степень зависимости, также может рассматриваться как дезадаптивный признак (М. Kaplan, 1983).

Виды косметологических процедур

По сравнению с женщинами в возрасте от 46 до 55 лет, девушки от 25 до 35 лет больше склонны к стремлению что-то в себе изменить и быть ближе к образу своего идеального Я (Рис.1). Можно предположить, что женщины от 46 до 55 лет, это женщины, которые уже достигли своих высот в карьере, если не в карьере, то в семейной жизни и также не исключено, что у них сформировался устойчивый образ идеальной внешности, которого они придерживаются. Поскольку этот образ уже сформировавшийся, вероятно, они поддерживают его при каждом походе к косметологу, поэтому у них нет сильного стремления что-то кардинально в себе изменить.

Девушки от 25 до 35 лет только начинают свою карьеру, создают семью, поэтому чаще всего в этот возрастной период они начинают добиваться каких-то успехов. Как мы уже говорили в теоретической части, есть множество исследований, подтверждающих тот факт, что сейчас внешность имеет очень большое значение в рабочей сфере, а также в сфере семьи. Т.е. девушки, которые постоянно за собой ухаживают, добиваются в рабочей и семейной сферах больших успехов. Соответственно, девушки в возрасте от 25 до 35 лет склонны к стремлению своего идеального образа. Если этот образ еще не сформировался до конца, вероятно, при помощи косметолога, они его постоянно корректируют и усовершенствуют.

Таблица 4. Взаимосвязь между шкалами «Методики исследования самоотношения (МИС, С.Р.Пантелеева)» и шкалами «Опросника диагностики агрессии Басса-Дарки», «Опросника исследования тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л.Ханина)». Возрастная группа женщин от 25 до 35 лет

Самопринятие -0,389624 -0,362804 Конфликтность -0,334434 Самообвинение 0,354824 Для девушек в возрасте от 25 до 35 лет, склонных обвинять себя в своих неудачах, недовольстве собой, собственными недостатками, характерен высокий уровень косвенной агрессии, т.е. агрессии, направленной косвенным образом на окружающих (табл. 4). Вполне возможно, что недовольство собой вызывает множество негативных эмоций, которым нужна разрядка. Как видно из полученных данных, девушки от 25 до 35 лет склонны считать, что у окружающих они и их деятельность вызывают только симпатию, одобрение, уважение. Соответственно, мы можем предположить, что стиль поведения этих девушек относится к социально-одобряемому поведению, который не предполагает агрессивного отношению к окружающим. Но так как от недовольства собой происходит накопление отрицательных эмоций, вероятно, приводящих к образованию агрессии, ее можно выразить не прямым путем, чтобы не портить впечатление о себе у окружающих, а косвенным. Также недостаточное самопринятие и стремление что-то в себе изменить, желание соответствовать идеальному образу сопровождается выражением негативных чувств, таких как зависть, ненависть, и недоверие по отношению к окружающим. И все это сопровождается неадекватными реакциями, как эмоциональными, так и поведенческими в ответ на стрессовую ситуацию (ситуативная тревожность). При этом отрицание проблем, закрытость и самодовольство, что можно рассматривать как компенсаторный механизм низкой самооценки, сопровождаются высоким уровнем агрессии, которая может выражаться при помощи физической силы, негативных чувств, а также через проклятия, угрозы, крики.

Физическая агрессия Раздражение Обида Подозрительность Вербальная агрессия Агрессивность Враждебность

Самоуважение -0,251064 Зеркальное Я 0,351732 0,313803 0,307675 Самопривязанность 0,324726 Конфликтность -0,312392 Самообвинение -0,471901 -0,349227 -0,380829

Женщины в возрасте от 36 до 45 лет, склонные винить себя в своих неудачах, быть недовольными собой, склонные к тревожно – депрессивным состояниям, не стремятся проявлять агрессию, враждебность, а также негативное выражение эмоций по отношению к другим. Вероятно, что они в большей степени сконцентрированы на своих негативных эмоциях, на отрицательном самоотношении, поэтому все их переживания направлены на себя, а не вовне (табл. 5).

При этом у них наблюдается нежелание что-то в себе изменить, что можно рассматривать как психологическую защиту самосознания. Защитные механизмы, в свою очередь, вызывают очень сильное эмоциональное напряжение, поэтому для снятия такого напряжения нужна разрядка, выражающаяся в агрессии с применением физической силы. Однако женщины от 36 до 45 лет считают, что окружающие уважительно и одобрительно относятся к ним, но так как они переживают очень много негативных эмоций, такие женщины, скорее всего, пытаются выразить их при помощи агрессивного поведения (грубость) и чувства недоверия к людям. Однако, женщины от 35 до 45 лет уверенные в себе, с отсутствием внутренней напряженности, не испытывают зависти и ненависти к окружающим, потому что негативные эмоции, возникающие на основе недовольства собой, у них отсутствуют.

Женщины в возрасте от 46 до 55 лет, у которых наблюдается нежелание что-то менять в себе, привязанность к своему образу Я, как правило, неадекватному, склонны к более грубому общению, недоверию по отношению к другим. При этом эмоциональная реакция на стрессовые ситуации у них адекватнее, чем у женщин, желающих в себе многое поменять и не принимающих свой образ. Если мы рассматриваем самопривязанность как способ психологической защиты, требующий большого эмоционального напряжения, то, как и у женщин в возрасте от 36 до 45 лет, враждебное отношение к другим можно рассматривать как способ высвобождения конкретного эмоционального напряжения. А поскольку самопривязанность рассматривается как положительное отношение к своему образу Я, то и в ответах на стрессовые ситуации такие женщины чувствуют себя увереннее. Кроме того чувство вины за свои неудачи сопровождается высоким уровнем ситуативной тревожности, т.е. неадекватной ответной реакцией на стрессовую ситуацию, выражающуюся в негативных эмоциях. Закрытость, неспособность осознавать или выдавать значимую информацию о себе сопровождается завистью и ненавистью по отношению к другим за их действия. Вероятно, женщины предполагают, что окружающие могут спокойно делать то, что они захотят совершенно не беспокоясь о последствиях, тогда как они себе этого позволить не могут, при этом стремление сделать что-то желаемое никуда не исчезает. Такая модель очень похожа на психоаналитическую модель З.Фрейда, когда друг с другом пересекаются желания человека (Оно), противоречащие социальным нормам и требования, предъявляемые социумом (Сверх-Я). На основе этого и возникает конфликт, вызывающий негативные эмоции и приводящий к борьбе Сверх-Я и Оно (табл. 6).